экономика и управление
в сфере услуг
фармацевтический рынок: реализация стратегии
импортозамещения
A.A. лин,
зав. кафедрой экономики и управления Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
доктор фармацевтических наук, профессор ecoup@yandex.ru
С.в. Соколова,
профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук s.sokolova@spbu.ru
М.в. Большакова,
научный сотрудник отдела научно-исследовательских работ Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
mariabuena@yandex.ru
В статье проанализированы факторы процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке: модернизация предприятий, наращивание научно-технического и инновационного потенциала, развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры российской фармацевтической промышленности; совершенствование нормативного пространства государственных закупок лекарственных препаратов как инструмента локализации производства лекарственных средств на территории России. Подведены промежуточные итоги реализации Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Определены количественные параметры развития процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке России.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, государственные закупки лекарственных средств, модернизация фармацевтической промышленности, импортозамещение, инновации в фармацевтике.
УДК 615.1/.4 ББК 52.8
Целью данной статьи является анализ факторов, структуры и динамики процессов импортозамещения на фармацевтическом рынке России и определение их количественных показателей, напрямую влияющих на финансовое измерение человеческого капитала [4].
Характерной чертой российского фармацевтического рынка является его тотальная импортозависимость [1; 2]. В этой связи одной из основных задач «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» является: «приоритет замещения импортных лекарственных средств отечественными, полный цикл производства которых находится на территории РФ» [3]. Решение этой задачи неразрывно связано с переходом фармацевтической промышленности на инновационную модель развития, которая реализуется в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (в дальнейшем ФЦП «Фарма-2020»), которая предусматривает следующие группы мероприятий: © ПСЭ, 2017
Таблица 1
Индикаторы развития научно-технического потенциала фармацевтической промышленности в 2012—2016 гг.
Наименование индикатора План/ факт 2012 2013 2014 2015 2016
Количество предприятий фармацевтической промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства, единиц план 5 20 24 26
факт 5 20 24 26
Количество выполненных проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке технологии п роизводства лекарстве н н ых средств, предназначенных для профилактики и лечения социально значимых и наиболее распространенных заболеваний, единиц план 10 38 48 33
факт 10 43 44 29
Количество разработанных промышленных регламентов, единиц план 10 38 48 33
факт 10 43 44 29
Количество заявлений, поданных на государственную регистрацию лекарственных препаратов, единиц план 10 38 48 33
факт 10 43 44 29
Объем производства лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня ЖНВПЛП за счет коммерциализации созданных технологий, млрд руб. план 2 9 20 33
факт 0,004 18,2 27,5
Источник: [5]
Группа 1 «Развитие научно-технического потенциала фармацевтической промышленности»;
Группа 2 «Развитие инновационного потенциала фармацевтической промышленности»;
Группа 3 «Развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности»;
Группа 4 «Инвестиции, обеспечивающие технологическое перевооружение, модернизацию и переход отечественной фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития».
Рассмотрим некоторые промежуточные итоги реализации ФЦП «Фарма-2020» по вышеперечисленным мероприятиям.
Группа 1 включает в себя мероприятия, предназначенные для решения задачи по обеспечению системы здравоохранения жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами (ЖНВЛП) отечественного производства для профилактики и лечения социально значимых и наиболее распространенных заболеваний.
Как следует из данных табл. 1, за период с 2012 г. с 2015 г. проведено технологическое перевооружение 75 фармацевтических производств. Таким образом, плановые показатели программы «Фарма-2020» по данному индикатору выполнены полностью. Что касается других индикаторов, фактические значения показателей близки к плановым, кроме объема производства лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня ЖНВЛП за счет коммерциализации созданных технологий (плановый показатель к 2016 г, — 64 млрд руб., фактически достигнутый — 45,7 млрд руб.). Реализация комплекса мероприятий группы 1 позволила увеличить долю препаратов отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня ЖНВЛП, с 63 % до 76,8 % (рис. 1). 100
« « «71>5 6772'4 76 Ï'8
63 63 63 65 63 65 65 ь/
IJilíl
2011 2012 2013 2014 2015 2016 ■план D факт
Рис. 1. Доля лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, %
Источник: [5]
В целом, можно сделать вывод о том, что задачи первого этапа реализации ФЦП «Фарма-2020» заключающиеся в преодолении существовавшего научно-технического, технологического и производственного отставания отечественной фармацевтической промышленности выполнены.
В качестве яркого примера реализации стратегии импорто-замещения можно привести результаты, достигнутые отечественным производителем лекарств ЗАО «Биокад», являющего резидентом Санкт-Петербургского фармацевтического кластера. В 2014 г. компания зарегистрировала биоаналог ритукси-маба (торговое название Ацеллбия®), импортозамещающего зарубежный препарат-блокбастер с тем же действующим веществом для лечения онкологических и аутоимунных заболеваний Мабтера®, производимый швейцарской компанией Ф. Хоффманн-Ля Рош, общемировой объем продаж которого в 2013 году составил более 7,5 млрд долл., занимая также первое место по объему продаж в России в 2013 (более 8,9 млрд руб.) [6]. Препарат разрабатывался компанией ЗАО «Биокад» c 2010 в рамках инновационного проекта государственного
значения «Организация опытно-промышленного производства субстанций и лекарственных средств на основе моноклональ-ных антител, необходимых для выпуска дорогостоящих импортозамещающих препаратов». Влияние выпуска российского биоаналога на структуру рынка лекарственного средства ри-туксимаб показано в табл. 2.
Таблица 2
Динамика структуры рынка лекарственного препарата Ритуксимаб (2013—2016 гг.)
Годы Торговое наименование Объем продаж, млн руб. Всего, млн руб. Доля, %
2013 МАБТЕРА 8278,9 8278,852 100,000
АЦЕЛЛБИЯ 0,0
2014 МАБТЕРА 8997,8 8997,995 99,998
АЦЕЛЛБИЯ 0,2 0,002
2015 МАБТЕРА 3355,1 8720,252 38,474
АЦЕЛЛБИЯ 5365,2 61,526
2016 МАБТЕРА 1914,3 7274,409 26,315
АЦЕЛЛБИЯ 5347,5 73,511
РЕДДИТУКС 12,6 0,174
Источник: рассчитано авторами по данным информационной базы IMSHealth
Как следует из данных о продажах отечественного препарата Ацеллбия®, к 2016 г. он в значительной степени заместил препарат иностранного производителя Мабтера®. Если в 2013-2014 гг. иностранный производитель был практически единственным поставщиком на этом рынке, то в 2015 г. доля отечественного препарата составила 61,5%, а в 2016 г. — 73,5%, в денежном выражении — 5,3 млрд руб. Заметим, что цена 1 г действующего вещества импортного препарата Мабтера® в 2016 г. составляла 143 тыс. руб., а импортозамещающего отечественного биоаналога Ацеллбия® — 134 тыс. руб. И поскольку препараты с действующим веществом ритуксимаб являются в основном объектом государственных закупок (99,9% от общего объема продаж), то по расчётам авторов это позволило сэкономить 368 млн руб. бюджетных средств.
Компанией также разработаны и зарегистрированы другие биоаналоги — блокбастеры, замещающие импортные препараты Авегра® с действующим веществом бевацизумаб и Герти-кад® с действующим веществом трастузумаб, которые заняли в 2016 г. 27% от общего объема рынка в 2,2 млрд руб. и 37% от общего объема рынка в 4,0 млрд руб. соответственно.
Группа 2 мероприятий ФЦП «Фарма-2020» включает в себя меры по развитию инновационного потенциала фармацевтической промышленности, направленные на обеспечение импортоо-пережения [7]. Сведения об индикаторах выполнения этой группы мероприятий приведены в табл. 3. Как следует из её данных, в 2013-2014 гг. индикаторы выполнения были достигнуты, вместе с тем в 2015-2016 гг. — наметилось отставание в фактическом количестве поданных заявок и полученных патентов и количестве отечественных инновационных лекарственных препаратов от запланированных показателей, что во многом связано с барьерами перехода к инновационной модели развития. [8]
Реализация стратегии импортозамещения требует адекватного кадрового обеспечения [9, 10, 11]. В 2012-2015 гг. в рамках ФЦП «Фарма-2020» по направлению мероприятий группы 3 «Развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности» ведущими ВУЗами страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академией, Московским государственным университетом тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова, Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М. Сеченова, Первым Санкт-Петербургским государственным медицинским университетом имени И.П. Павлова, Белгородским государственным национальным исследовательским университетом и другими) были разработаны и апробированы новые образовательные программы и модули по таким направлениям, как:
Таблица 3
Индикаторы развития инновационного потенциала фармацевтической промышленности в 2011—2017 гг.
Наименование индикатора Ожидаемый результат План/ факт 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Объем производства инновационных лекарственных средств за счет коммерциализации созданных передовых технологий, млрд. рублей 538 план 2 20 47
факт 31.8
Количество поданных заявок на выдачу патентов и полученных патентов, единиц 506 план 6 51 52 81 41 70
факт 13 62 48 65 24
Количество выполняемых проектов НИР по доклиническим исследованиям отечественных инновационных лекарственных средств, единиц 1608 план 59 125 207 229 192 219 275
факт 59 141 223 183 196 131
Количество выполняемых проектов НИР по организации и проведению клинических исследований отечественных инновационных лекарственных препаратов, единиц 346 план 5 28 62 102 76 46 27
факт 5 25 60 104 88 46
Количество отчетов о результатах клинических исследований лекарственных препаратов, единиц 107 план 5 26 29 38 9
факт 5 47 41 24
Количество отечественных инновационных лекарственных препаратов, единиц 33 план 1 8 9
факт 4 7
Источник: [5]
- «Разработка лекарственных препаратов и технологический процесс»;
- «Биотехнология»;
- «Создание инновационных лекарственных средств»;
- «Проектный менеджмент в разработке и исследовании лекарственных средств»;
- «Качество фармацевтической и биотехнологической продукции»;
- «Производство фармацевтических субстанций»;
- «Фитохимия и фитобиотехнология»
В общей сложности разработаны и реализуются:
- 7 образовательных программ среднего профессионального образования;
- 5 образовательных программ высшего профессионального образования (уровня бакалавриат);
- 1 образовательная программа высшего профессионального образования (уровня специалитет);
- 9 образовательных программ высшего профессионального образования (уровня магистратура);
- 4 образовательные программы высшего профессионального образования (уровня аспирантура);
- 1 образовательная программа высшего профессионального образования (уровня ординатура);
- 18 образовательных программ дополнительного профессионального образования;
- 17 образовательных модулей [12].
Таблица 4
Количество специалистов, прошедших подготовку
и переподготовку в 2011—2016 гг.
Годы план/ факт 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Количество план 100 400 650 750 600 500
факт 394 443 743 750 600 600
Источник: [5]
Структура финансирования реализации ФЦП
федерального бю
Как следует из данных табл. 4, за период с 2011 по 2016 гг. было переподготовлено 3530 специалистов, что превышает плановый показатель — 3000 ед.
Группа 4 мероприятий ФЦП «Фарма-2020» включает в себя меры, направленные на развитие материально-технической базы всех объектов инфраструктуры фармацевтической отрасли. В результате их реализации к настоящему времени созданы или реконструированы следующие объекты инфраструктуры:
1. Центр превосходства по разработке инновационных лекарственных средств и технологий в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия», г. Санкт-Петербург;
2. Научно-образовательный центр фармацевтики и опытного производства в ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань;
3. Научно-технологический и инновационный центр фармацевтических технологий ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург;
4. Научно-образовательный центр по разработке инновационных лекарственных средств и технологий в области живых систем Московского физико-технического института, Московская область, г. Долгопрудный;
5. Центр трансферта технологий, разработки инновационных и импортозамещающих лекарственных средств и подготовки кадров для фармацевтической промышленности на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль.
Всего по данным программы Фарма-2020, на реализацию мероприятий планировалось потратить из федерального бюджета 83,561 млрд. рублей в период с 2011 по 2020 гг. Сведения о структуре финансирования реализации ФЦП «Фарма-2020» в 2011-2016 гг. за счёт средств федерального бюджета (млн. руб.) представлены в таблице 5, из данных которой следует, что из средств федерального бюджета было израсходовано 51706,3 млн руб., что составляет 85,4% от запланированного объема. В
Таблица 5
«Фарма 2020» в 2011—2016 гг. за счёт средств джета (млн. руб.)
Год Капитальные вложения Расходы на НИОКР Прочие нужды Итого расходы
План Факт % вып. План Факт % вып. План Факт % вып. План Факт % вып.
2011 1470,0 1265,0 86,1 1570,0 1336,0 85,1 164,0 56,6 34,5 3204,0 2657,6 82,9
2012 2070,0 1305,3 63,1 5563,0 5324,7 95,7 199,0 170,1 85,5 7832,0 6800,1 86,8
2013 3138,2 2789,7 88,9 10407,1 9936,1 95,5 313,3 270,7 86,4 13858,5 12996,6 93,8
2014 3357,8 2480,3 73,9 10738,4 9990,3 93,0 260,0 258,1 99,3 14356,2 12728,7 88,7
2015 2407,3 1267,4 52,7 9572,8 8727,5 91,2 282,1 282,0 100,0 12262,2 10276,9 83,8
2016 2570,0 475,5 18,5 6213,5 5525,2 88,9 249,2 245,7 98,6 9032,7 6246,4 69,2
Итого 15013,3 9583,2 63,8 44064,8 40839,8 92,7 1467,5 1283,3 87,4 60545,6 51706,3 85,4
Источник: [5]
Таблица 6
Проекты, получившие государственную поддержку из Фонда развития промышленности
Компания Проект Год Стоимость проекта, млн руб. Сумма займа, млн руб.
ООО «Завод Медсинтез» Свердловская область, ЗАТО Но-воуральск Импортозамещающее производство генно-инженерного и аналогового инсулина из субстанции собственного производства 2016 366 183
ООО «Сфера-Фарм» Калужская область, Боровский район, Добрино Организация производства препаратов для преодоления белковой недостаточности и очищения крови, и других медицинских растворов 2016 3 547 300
ООО «Велфарм» Курганская область, Курган Создание импортозамещающего производства 37 лекарственных препаратов различного назначения 2016 1122 500
ООО «Герофарм» Санкт-Петербург, Пушкин Производство фармсубстанций для выпуска пептидных и белковых препаратов, используемых в неврологии, офтальмологии, психиатрии, терапии, педиатрии и неонатологии 2015 2332 500
АО «Р-Фарм» Ярославская область, Ярославль Организация производства готовых лекарственных форм для лечения рассеянного склероза в шприцах 2015 986 300
АО «Р-Фарм» Ярославская область, Ярославль Фармсубстанции и лекарства для лечения онкологических заболеваний, препарат для лечения болезней костной ткани 2015 740 500
ООО «Ниармедик Плюс» Калужская область, Обнинск Производства реагентов для идентификации личности и установления родства 2015 289 202
АО «Фармасинтез» Иркутская область, Братск Российское производство фармсубстанций для лекарств от туберкулеза и рака 2015 1368 300
ООО «НПО Петровакс Фарм» Московская область, Подольский район, село Покров Производство фармсубстанций и готовых лекарств для иммунологии, гинекологии, урологии, хирургии и педиатрии 907 300
АО «АВВА РУС» Кировская область, Киров Локализация производства антибактериального средства на основе амоксициллина в уникальной лекарственной форме 620 50
ЗАО «Биокад» Санкт-Петербург, пос.Стрельна Импортозамещающее производство биосубстанций и лекарств 2016 3120 300
ООО «Норд Плас» Санкт-Петербург Изготовление желатиновых капсул для лекарств 2016 601 300
Итого 15 998 3 735
Источник: [13]
наибольшей степени были сокращены ассигнования на капитальные вложения. Особую озабоченность вызывает то, что в 2016 г. план ассигнований по этой статье выполнен только на 18,5%.
Также в финансировании проектов реализующих импортозамещающее направление участвует Фонд развития промышленности. В 2015-2016 гг. данный фонд выдал займы со ставкой 5% годовых в объеме 3 735 млн. руб. на финансирование проектов отечественных фармацевтических компаний общей стоимостью 15998 млн. руб.
Перечень проектов частично кредитуемых Фондом развития промышленности приведен в табл. 6. Как следует из ее данных, льготные займы составляют 23% от общей стоимости проектов.
Кроме того, для реализации ФЦП «Фарма 2020» были привлечены внебюджетные средства, сведения об объемах которых представлены в табл. 7, из данных которой следует, что за рассматриваемый период всего было привлечено 35,67 млрд. руб. внебюджетных средств, что составляет 85% планового показателя, что практически совпадает с показателем выполняемости планов по финансированию из федерального бюджета.
Рассматривая процессы импортозамещения на российском фармацевтическом рынке нельзя не отметить ту позитивную роль, которую сыграло совершенствование регуляторного пространства государственных закупок лекарственных средств, которое использовалось как инструмент локализации производства лекарств в России. Так, приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств,
для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были предусмотрены 15 процентные преференции в отношении цены контракта для производителей из государств-членов ЕАЭС. Другое важное изменение введено Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым установлено, что при осуществлении государственных закупок заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств при наличии двух и более заявок на участие в конкурсе от фармацевтических производителей стран ЕАЭС. В профессиональном фармацевтическом сообществе данное постановление получило название «третий лишний».
Совокупность этих изменений в нормативном пространстве государственных закупок не только открыло широкий доступ отечественным лекарственным средствам к гарантированному государственному спросу, но и явилась стимулом для локализации производства на территории РФ иностранными фармацевтическими компаниями. Как следует из данных табл. 8, за период с 1996 по 2010 лишь 6 иностранных компаний организовали свое производство в России, в то время как с 2011 по 2016 годы таких компаний оказалось 8. Среди них — признанные мировые лидеры фармацевтической промышлен-
Таблица 7
Объем привлеченных внебюджетных средств для реализации ФЦП «Фарма 2020» в 2011—2016 гг.
Годы Плановый показатель план/ факт 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Итого
Объем привлеченных внебюджетных средств, млрд руб. 51,77 план 1,22 4,82 9,95 10,8 9,03 6,15 41,97
факт 0,90 5,35 8,75 9,37 7,8 3,5 35,67
Источник: [5]
Таблица 8
Сведения о локализации иностранными фармацевтическими компаниями производства
лекарственных средств в России
№ Название компании Страна Место локализации в России Год запуска Способ локализации
1 Bayer Германия Московская область 2010 Новое строительство
2 Sanofi Aventis Восток Франция Орловская область 2016 Покупка ЗАО «Биотон Восток»
3 Takeda/Nycomed Япония Ярославская область 2013 Новое строительство
4 AstraZeneka Великобритания Калужская область 2015 Новое строительство
5 Novo Nordisk Дания Калужская область 2015 Новое строительство
6 Novartis Нева Швейцария Санкт-Петербург 2015 Новое строительство
7 Gedeon Richter Венгрия Московская область 1996 Новое строительство
8 STADA Германия Нижний Новгород, Москва, Обнинск, (Рязанская область) 2005 Покупка ОАО «Нижфарм», ООО «Хемофарм».
9 «КРКА-РУС» «КРКА-РУС»11 Словения Московская область (г.Истра) 2003 2013 Новое строительство
10 Тева Израиль Ярославская область 2014 Новое строительство
11 Эббот США Белгородская область Еще не запущено Покупка ОАО «Верофарм»
12 «Берлин — Фарма» Германия Калужская область 2014 Новое строительство
13 Servier Франция Новая Москва 2005 Новое строительство
14 B. Braun Германия Тверь 2008 Покупка ООО «Гематек»
Источник: составлено авторами по сайтам компаний-производителей лекарственных средств.
ности, такие как Novartis, STADA, Bayer, AstraZeneka, Takeda. Обратим внимание на то, что из 14 компаний, локализовавших свое производство в России, 8 выбрали новое строительство, 4 приобрели уже действующие российские производства лекарственных средств.
Другие иностранные фармацевтические компании выбрали иной путь локализации производств — подписание договоров с отечественными производителями о контрактном производстве и трансфере технологий в Россию. Например, компания Pfizer осуществляет ряд технологических трансферов:
- производство конъюгированной вакцины против пневмококковой инфекции на площадку компании НПО Петровакс (изменения в регистрационное досье в 2015 г.) [14];
- в 2016 г. запущено производство на площадке НТФФ Полисан [15].
Также договоренности о контрактном производстве и технологическом трансфере есть и у немецкой компании Boehringer Ingelheim [16], индийской Cipla [17] и др.
Особенно интенсивно процессы импортозамещения развивались в фармацевтических кластерах. [18] Всего в фармацевтике России официально оформились 12 фармацевтических кластеров [19], из них, по результатам конкурса проведенного Минэкономразвития России в 2012 году 7 получили статус инновационных: кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Санкт-Петербурга, Алтайский биофармацевтический кластер, кластер «Физтех XXI» (г. Долгопрудный, г. Химки), кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (г. Обнинск), биотехнологический инновационный территориальный кластер «Пущино», инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области, фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области [20].
Оценивая результаты реализации политики импортозаме-щения, обратимся к данным табл. 9, которые свидетельствуют о
том, что по всем секторам фармацевтического рынка в 20152016 гг. наблюдалось уменьшение доли импортных лекарственных препаратов. Особенно динамично уменьшалась эта доля в секторе льготного лекарственного обеспечения (с 2014 г. по 2016 г. она сократилась на 15,88 %), и в госпитальном секторе (на 8,52 %), и всего в секторе государственных закупок на 10,81 %. В целом по фармацевтическому рынку к 2016 г. доля импортных лекарственных средств сократилась на 5,22 %.
Таблица 9
Динамика доли импортных лекарственных
препаратов по секторам фармацевтического рынка и по рынку в целом в стоимостном объеме продаж за период 2011—2016 гг., %
^^^^^ Год Сектор 2012 2013 2014 2015 2016
Коммерческий розничный сектор 73,88 73,83 74,09 72,42 71,11
Сектор государственных закупок 79,75 80,61 78,53 71,16 67,72
В том числе госпитальный сектор 75,65 77,13 73,95 69,36 65,43
В том числе льготное лекарственное обеспечения 86,81 85,91 86,87 74,09 70,99
Всего по рынку 75,86 75,82 75,41 72,05 70,19
Источник: рассчитано авторами по данным информационной базы IMSHealth
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 20152016 гг. реализация политики импортозамещения на фармацевтическом рынке при государственной поддержке имеет значимые результаты как по рынку в целом, так и по его основным секторам (коммерческому, розничному, госпитальному, льготного лекарственного обеспечения).
Литература
1. Лин А.А., Соколова С.В., Дельвиг-Каменская Т.Ю. Фармацевтический рынок: причины и количественная мера импортоза-висимости // Проблемы современной экономики. — 2015. — №4 (56). — С. 273-278.
2. Лин А.А., Слепнев Д.М., Румянцева М.С. Тотальная импортозависимость фармацевтического рынка — угроза национальной безопасности России // Экономическое возрождение России. — 2014. — №1. — С. 141-149.
3. Приказ Минпромторга России от 23.10.2009 г. №956 «Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94066/ (дата обращения 28.02.2017)
4. Соколов Б.И. Финансовое измерение человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4. — С. 53-56.
5. ФЦП: Программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». — URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2017/350/ (дата обращения 22.03.2017)
6. Ритуксимаб компании BIOCAD одобрен для медицинского применения в России. — URL: https://biocad.ru/post/Rituksimab-kompanii-BIOCAD-odobren-dlya-medicinskogo-primeneniya-v-Rossii (дата обращения 15.03.2017)
7. Лин А.А., Соколов Б.И., Шестаков В.Н. Фармацевтический рынок: сектор научных исследований и разработок // Проблемы современной экономики. — 2015. — №3 (55). — С. 327-332.
8. Лин А.А., Соколова С.В., Семин А.А. Фармацевтический рынок: барьеры на пути перехода к инновационной модели развития // Проблемы современной экономики. — 2017. — №1(61). — С. 16-20.
9. Наркевич И.А., Трофимова Е.О., Кириллова Е.Н. Оценка перспектив подготовки кадров для российской фармацевтической отрасли // Фармация. — 2013. — № 2. — С. 47-51.
10. Наркевич И.А., Трофимова Е.О., Дельвиг-Каменская Т.Ю. Проблема подготовки кадров для российской фармацевтической отрасли и пути ее преодоления // Инновации. — 2013. — № 7 (177). — С. 3-8.
11. Денисова Е.В., Лин А.А. Кадровое обеспечение внедрения прорывных технологий производства активных фармацевтических субстанций // Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновации в здоровье нации», Санкт-Петербург, 9-10 ноября 2016 г. — СПб.: Изд-во СПХФА, 2016. С. 298-302.
12. Сёмин А.А., Андреева Е.Б., Ваизова О.Е., Системные меры развития фармацевтической науки и образования в России: Сборник информационно-аналитических материалов. — М.: Мин-во обр. и науки РФ, 2016. — С. 41-45.
13. Фонд развития промышленности. — URL: http://frprf.ru/proekty-i-zayavki/proekty/?region=0&branch=619&type_support=65 (дата обращения 15.03.2017)
14. Компания НПО Петровакс Фарм официально признана российским производителем пневмококковой вакцины. — URL: http://www.petrovax.ru/press_centre/news/751/?sphrase_id=3014 (дата обращения 25.03.2017)
15. На заводе «ПОЛИСАН» запущено производство препаратов компании Pfizer. — URL: http://www.polysan.ru/news/56/96/na-zavode-polisan-zapuscheno-proizvodstvo-preparatov-kompanii-Pfizer.htm (дата обращения 25.03.2017)
16. BOEHRINGER INGELHEIM локализует производство двух биопрепаратов на заводе «ПЕТРОВАКС» . — URL: http://www.vademec. ru/news/2016/06/09/boehringer-ingelheim-i-petrovaks-farm-obedinilis-dlya-proizvodstva-biopreparatov/ (дата обращения 25.03.2017)
17. «Нацимбио» запускает комплексную программу по производству антиретровирусных препаратов. — URL: http://gmpnews. ru/2016/06/nacimbio-zapuskaet-kompleksnuyu-programmu-po-proizvodstvu-antiretrovirusnyx-preparatov/ (дата обращения 25.03.2017)
18. Лин А.А., Иванов А.С. Конкурентные преимущества инновационных фармацевтических кластеров (на примере Санкт-Петербургского фармацевтического кластера) // Научные Ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Медицина. Фармация. — 2017. — №5 (254). Вып. 37. — С. 149-158.
19. Слепнев Д., Иванов А. Кластерное развитие отечественной фармацевтической промышленности // Экономика и управление. — 2015. — № 4. — С. 39-43.
20. Слепнев Д.М., Иванов А.С., Ивичев Е.А. Инновационные фармацевтические кластеры в России // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы IX международной научно-практической конференции (9 октября 2015 года). — Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2015. — С.251-253.
теоретический анализ конкурентной среды рынка консалтинговых услуг в российской федерации
Г.И. Андрющенко,
профессор кафедры экономики и предпринимательства Российского государственного социального университета (г. Москва),
доктор экономических наук galina1853@rambler.ru
A.B. Котова,
аспирант кафедры экономики и предпринимательства Российского государственного социального университета (г. Москва)
alina.kotova.92@gmail.com
Целью статьи является исследование сущности и особенностей рынка консалтинговых услуг, а также обеспечения его конкурентоспособности в современных условиях. В статье проанализирована специфика консалтинговых услуг и предложена их новая характеристика. Разработана новая авторская формулировка понятия «консалтинг». Сделан вывод о том, что рынок консалтинговых услуг в России является монополистически конкурентным. Разработана классификация принципов дифференциации консалтинговых услуг и предложены индикаторы привлекательности рынка консалтинговых услуг, перечислены препятствия, тормозящие развитие конкуренции на этом рынке и вызывающие снижение его эффективности. Сделан вывод, что формирование конкурентной среды на рынке консалтинговых услуг является одним из важнейших условий не только оптимального удовлетворения потребностей потребителя, но и повышения роли и значения консалтинга для экономики РФ. Также обоснована необходимость более активного государственного вмешательства в функционирование рынка консалтинговых услуг.
Ключевые слова: консалтинг, консалтинговые услуги, конкуренция, дифференциация консалтинговых услуг, индикаторы привлекательности рынка консалтинговых услуг
УДК 338.462
Сложные и противоречивые тенденции развития рынков способствуют тому, что субъекты хозяйствования, стремясь сохранить свои конкурентные позиции, должны быстро адаптироваться к изменениям среды функционирования. В поиске
путей приспособления к новым условиям деятельности отечественные предприятия все чаще обращаются за помощью к профессиональным консультантам, что активизирует рынок консалтинговых услуг, способствует его развитию.