Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы импортозамещения в фармацевтической отрасли'

Проблемы и перспективы импортозамещения в фармацевтической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1019
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
импорт / импортозамещение / производство / стратегия развития / фармацевтическая промышленность / цифровые технологии / pharmaceutical industry / development strategy / import substitution / digital technologies / production / import

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Введение. Стратегия, направленная на замещение лекарственных средств, приобретаемых у других государств, направлена на национальную безопасность и улучшение качества продукции отраслевых предприятий. В статье проводится анализ государственной политики импортозамещения в российской фармацевтической отрасли и перехода на инновационную модель развития, выявлены проблемы и возможные негативные последствия, определены первые итоги программного подхода к повышению эффективности фармацевтического производства, в том числе на кластерной основе в регионах страны. Материалы и методы. Исследование проведено на основе статистических показателей фармацевтической промышленности России, анализа результатов реализации первых стратегических документов по формированию институциональной основы импортозамещения. Целью исследования является анализ проблем, связанных с стратегическим развитием фармацевтического производства с учетом потребности на внутренних и внешних рынках, контролем качества производственных параметров. Методы исследования: системный, аналитический, финансово-экономический анализ. Задачами исследования являются: 1) оценка состояния и проблем отечественной фармацевтической индустрии; 2) анализ моделей и результатов государственной политики по импортозамещению в фармацевтической промышленности; 3) определение направлений развития потенциала отрасли. Результаты. Российская фармацевтическая промышленность имеет значительный потенциал роста на основе государственной поддержки и эффективных инструментов управления, к которым в первую очередь можно отнести кластеризацию, контроль государственных закупок и субсидирование исследований по ключевым направлениям производства лекарственных препаратов. Обсуждение. Ведущие предприятия фармацевтической промышленности стабильно развиваются, несмотря на нестабильность макроэкономики, поэтому отрасль устойчива к негативным влияниям внешней среды. Данная особенность делает отечественные предприятия инвестиционно привлекательными, позволяет реализовывать планы государства на федеральном и региональном уровнях. Заключение. Необходим системный комплекс мер государственной поддержки, направленный на создание благоприятной институциональной среды развития фармацевтической отрасли. Ведущая роль должна принадлежать механизмам контроля качества лекарственных средств, эффективные законодательные меры инновационного перевооружения производства, реализации лекарственных средств на национальном и мировых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of import substitution in the pharmaceutical industry

Introduction. The strategy aimed at replacing medicines purchased from other states is aimed at national security and improving the quality of products of industry enterprises. The article analyzes the state policy of import substitution in the Russian pharmaceutical industry and the transition to an innovative development model, identifies problems and possible negative consequences, and identifies the first results of the program approach to improving the efficiency of pharmaceutical production, including on a cluster basis in the regions of the country. Materials and methods. The study was conducted on the basis of statistical indicators of the pharmaceutical industry in Russia, the analysis of the results of the implementation of the first strategic documents on the formation of the in-stitutional framework for import substitution. The purpose of the research is to analyze the problems associated with the strategic development of pharmaceutical production, taking into account the needs in domestic and foreign markets, and quality control of production parameters. Research methods: system, analytical, financial and economic analysis. The objectives of the study are: 1) assessment of the state and problems of the domestic pharmaceutical industry; 2) analysis of models and results of the state policy on import substitution in the pharmaceutical industry; 3) determination of directions for the development of the industry's potential. Results. The Russian pharmaceutical industry has a significant potential for growth based on state support and effective management tools, which primarily include clustering, control of public procurement and subsidizing research in key areas of drug production. Discussion. The leading enterprises of the pharmaceutical industry are developing steadily despite the instability of the macroeconomics, so the industry is resistant to negative environmental influences. This feature makes domestic enterprises attractive for investment, and allows implementing state plans at the federal and regional levels. Conclusion. A systematic set of state support measures is needed to create a favorable institutional environment for the development of the pharmaceutical industry. The leading role should belong to the mechanisms of quality control of medicines, effective legislative measures of innovative re-equipment of production, sale of medicines on the national and world markets.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы импортозамещения в фармацевтической отрасли»

08.00.05 УДК 338

DOI: 10.24412/2227-9407-2021-5-101-110

Проблемы и перспективы импортозамещения в фармацевтической отрасли

М. С. Оборин 12 3*

1 Пермский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Пермь, Россия; 2Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия; 3Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия *гвсгеасИт@гатЬ1вг. ги

Аннотация

Введение. Стратегия, направленная на замещение лекарственных средств, приобретаемых у других государств, направлена на национальную безопасность и улучшение качества продукции отраслевых предприятий. В статье проводится анализ государственной политики импортозамещения в российской фармацевтической отрасли и перехода на инновационную модель развития, выявлены проблемы и возможные негативные последствия, определены первые итоги программного подхода к повышению эффективности фармацевтического производства, в том числе на кластерной основе в регионах страны.

Материалы и методы. Исследование проведено на основе статистических показателей фармацевтической промышленности России, анализа результатов реализации первых стратегических документов по формированию институциональной основы импортозамещения. Целью исследования является анализ проблем, связанных с стратегическим развитием фармацевтического производства с учетом потребности на внутренних и внешних рынках, контролем качества производственных параметров. Методы исследования: системный, аналитический, финансово-экономический анализ. Задачами исследования являются: 1) оценка состояния и проблем отечественной фармацевтической индустрии; 2) анализ моделей и результатов государственной политики по импортозамещению в фармацевтической промышленности; 3) определение направлений развития потенциала отрасли.

Результаты. Российская фармацевтическая промышленность имеет значительный потенциал роста на основе государственной поддержки и эффективных инструментов управления, к которым в первую очередь можно отнести кластеризацию, контроль государственных закупок и субсидирование исследований по ключевым направлениям производства лекарственных препаратов.

Обсуждение. Ведущие предприятия фармацевтической промышленности стабильно развиваются, несмотря на нестабильность макроэкономики, поэтому отрасль устойчива к негативным влияниям внешней среды. Данная особенность делает отечественные предприятия инвестиционно привлекательными, позволяет реализовывать планы государства на федеральном и региональном уровнях.

Заключение. Необходим системный комплекс мер государственной поддержки, направленный на создание благоприятной институциональной среды развития фармацевтической отрасли. Ведущая роль должна принадлежать механизмам контроля качества лекарственных средств, эффективные законодательные меры инновационного перевооружения производства, реализации лекарственных средств на национальном и мировых рынках.

Ключевые слова: импорт, импортозамещение, производство, стратегия развития, фармацевтическая промышленность, цифровые технологии.

Для цитирования: Оборин М. С. Проблемы и перспективы импортозамещения в фармацевтической отрасли // Вестник НГИЭИ. 2021. № 5 (120). С. 101-110. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-5-101-110

© Оборин М. С., 2021

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

c

Problems and prospects of import substitution in the pharmaceutical industry

M. S. Oborin a b c *

a Perm Institute (branch) Russian economic University G. V. Plekhanov, Perm, Russia; b Perm state national research University, Perm, Russia; c Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia

* recreachin@rambler.ru

a

b

Abstract

Introduction. The strategy aimed at replacing medicines purchased from other states is aimed at national security and improving the quality of products of industry enterprises. The article analyzes the state policy of import substitution in the Russian pharmaceutical industry and the transition to an innovative development model, identifies problems and possible negative consequences, and identifies the first results of the program approach to improving the efficiency of pharmaceutical production, including on a cluster basis in the regions of the country.

Materials and methods. The study was conducted on the basis of statistical indicators of the pharmaceutical industry in Russia, the analysis of the results of the implementation of the first strategic documents on the formation of the institutional framework for import substitution. The purpose of the research is to analyze the problems associated with the strategic development of pharmaceutical production, taking into account the needs in domestic and foreign markets, and quality control of production parameters. Research methods: system, analytical, financial and economic analysis. The objectives of the study are: 1) assessment of the state and problems of the domestic pharmaceutical industry; 2) analysis of models and results of the state policy on import substitution in the pharmaceutical industry; 3) determination of directions for the development of the industry's potential.

Results. The Russian pharmaceutical industry has a significant potential for growth based on state support and effective management tools, which primarily include clustering, control of public procurement and subsidizing research in key areas of drug production.

Discussion. The leading enterprises of the pharmaceutical industry are developing steadily despite the instability of the macroeconomics, so the industry is resistant to negative environmental influences. This feature makes domestic enterprises attractive for investment, and allows implementing state plans at the federal and regional levels. Conclusion. A systematic set of state support measures is needed to create a favorable institutional environment for the development of the pharmaceutical industry. The leading role should belong to the mechanisms of quality control of medicines, effective legislative measures of innovative re-equipment of production, sale of medicines on the national and world markets.

Keywords: pharmaceutical industry, development strategy, import substitution, digital technologies, production, import.

For citation: Oborin M. S. Problems and prospects of import substitution in the pharmaceutical industry // Bulletin NGIEI. 2021. № 5 (120). P. 101-110. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-5-101-110

Введение

рых высокая зависимость от импорта представляет серьезную угрозу национальной безопасности. К этим отраслям относятся пищевая и фармацевтическая промышленность, которые обеспечивают население продуктами первой необходимости [16].

Изучение проблем и перспектив импортоза-мещения в фармацевтической отрасли актуально, так как развитие фармацевтического сектора является одним из важных показателей, от которого зависит развитие экономики страны в целом, а также перспективы и направления её развития. Импорто-замещение предполагает создание дополнительных производств, способных производить товары и продукцию, аналоговую импортной, что позволит повысить экономическую безопасность регионов стран, независимость экономики от внешних связей и геополитических факторов.

1. Зависимость отечественных изготовителей от привозных лекарственных средств. В нашей стране производство формата действующего вещества практически прекратилось, есть несколько производителей, которые выпускают лекарственные ингредиенты в общем количестве около двух тонн, когда на всю промышленность нужно не менее восьми тысяч действующего вещества.

Замена иностранных товаров отечественными не всегда целесообразна в силу различного уровня технологического развития, но есть отрасли, в кото-

2. Низкий уровень выработки субстанций основных фармакотерапевтических групп.

3. Насыщенность отечественной фармацевтической индустрии устаревшими, нерентабельными медикаментозными препаратами, выпускаемыми еще в 90-е годы. В настоящее время многие лекарственные средства показали высокую эффективность, потребность в их производстве объективно существует на мировом рынке вследствие нестабильной эпидемиологической ситуации.

4. Отсутствуют эффективные механизмы поддержки производственных инноваций фармацевтических кластеров, система продвижения и привлечения инвестиций.

5. Ограниченные инвестиции в исследования и разработки. Основная часть производства связана с аналоговыми препаратами, право собственности на патенты которых принадлежит зарубежным компания.

6. Устаревшие средства производства. При эксплуатации производственных ресурсов на 80 %, средства производства не пригодны на 60 %.

7. Сложности производителей при переходе на международные стандарты, при этом большая часть работы осуществляется в результате совместного использования активов с зарубежными компаниями либо на небольшом количестве предприятий, которые с момента основания внедряли международные стандарты качества и управления.

8. Рынок лекарственных препаратов не отрегулирован, зафиксированы случаи некачественных или поддельных препаратов, в регионах распространены поставки недорогой зарубежной продукции, необходимы законодательные и институциональные изменения.

9. Развитие производства сопровождается кадровым дефицитом, поскольку инновационные технологии и оборудование требуют углубленной специализации, осуществляется кадровая модернизация, меняется расстановка сил на рынке труда.

Государственная реализация политики им-портозамещения может основываться на двух фундаментальных моделях. Одно из направлений реализации политики импортозамещения включает содействие предприятиям, выпускающим конкурентоспособную продукцию, что выводит компании на международный рынок и увеличивает их экспортный потенциал. Такая схема может быть применена к отрасли индустрии, специализирующейся на производстве продукции медицинского назначения, поскольку данная отрасль является высокотехнологичным сектором экономики [7].

В Российской Федерации фармацевтическая промышленность, как правило, выпускает только аналоги импортной продукции, а инновационное производство развито слабо. Таким образом, стратегия импортозамещения должна быть направлена в первую очередь на продвижение производства аналоговых препаратов.

Еще одна форма государственной реализации политики импортозамещения - государственное содействие отраслям с низким уровнем конкурентоспособности в сравнении с импортными компаниями.

В процессе перераспределения резервных средств в новые рыночные ниши для популяризации дженериков необходимо обеспечить комплексную институциональную и нормативно-правовую поддержку, основанную на реальных запросах производства в условиях пандемии и сокращении ликвидности, предложить проектно-целевые программы инфраструктурного развития. В дальнейшем государство будет поддерживать только отрасли с высокими показателями производительности и высоким уровнем конкурентоспособности [4].

Так как вторая схема государственной реализации политики импортозамещения требует большого объема финансовых ресурсов, более целесообразно применение первой модели, направленной на модернизацию и технологическое перевооружение производственных предприятий, выпускающих жизненно важные препараты, которым необходимо уделять первоочередное внимание [13].

Материалы и методы Для фармацевтической отрасли импортоза-мещение подразумевает замену импортных медикаментозных препаратов на продукцию конкурентов аналогичными отечественными препаратами, равноценными по качеству и стоимости. При высокой экономической безопасности, качественном здравоохранении, стабильном демографическом положении, развитой фармацевтической отрасли возможно инновационное развитие нашего государства. Им-портозамещение в каждом государстве основано на четко обоснованной стратегии. Разработанная стратегия импортозамещения позволит снизить зависимость от импортной продукции [9].

Цели и задачи государственной политики им-портозамещения, направленные на рост отечественного производства и эффективное развитие фармацевтической промышленности, включают:

- снижение зависимости от импорта в наиболее социально и экономически уязвимых секторах. В нашей стране наиболее уязвимыми являются отрасли инновационных технологий, сельскохозяй-

ственная промышленность и фармацевтическая индустрия;

- меры по устранению чрезмерных административных препятствий на пути развития импорто-замещения, достаточные финансовые ресурсы, предоставление налоговых льгот, создание оптимальных условий для притока инвестиций в отрасль;

- обеспечение оптимальных условий для инновационного развития импортозамещения. Достичь высокого уровня конкурентоспособности продукции на отечественном и международном рынках можно только путем внедрения инновационных продуктов в производство. Государственное содействие высокотехнологичным компаниям послужит эффективному инновационному развитию

[14];

- техническое переоснащение производственного оборудования. Выпуск конкурентоспособной продукции сегодня осложняет отсутствие в производстве современных производственных мощностей;

- обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами. Выпуск инновационной продукции высокого конкурентного уровня, востребованной на международном рынке, невозможен без грамотных компетентных специалистов.

Результаты

Проблема производства отечественных лекарств остается достаточно актуальной, в настоящий период сложно говорить о высоких результатах импортозамещения, поскольку Россия остается зависимой от импорта по отдельным категориям препаратов [11]. Политика импортозамещения направлена на снижение зависимости от зарубежных поставок, представляет количественный и качественный процесс поэтапной замены производства и поставок для торговых аптечных сетей лекарственных средств собственного производства [2].

В настоящий исторический период импорто-замещение является стратегическим направлением экономической безопасности России в условиях геополитического давления, секторальных санкций и необходимости повышении конкурентоспособности отечественных товаров, услуг и технологий [3].

Следует подчеркнуть, что законодательная база политики в сфере здравоохранения на феде-

ральном уровне включает только два основных законодательных акта.

Первый документ представляет стратегию развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года («Фар-ма-2020»), был принят в 2009 году. В этом документе содержится перечень основных приоритетных задач, направленных на развитие фармацевтической отрасли в нашей стране:

- защита национальной безопасности на отечественном фармацевтическом рынке за счет гарантированного качественного выпуска препаратов в нашей стране;

- увеличение доли рынка качественных препаратов местного производства;

- продажи инновационных препаратов российского производства, содержащих запатентованную субстанцию;

- создание экспортных препаратов местного производства, обладающих высококачественным современным активно действующим вспомогательным веществом;

- стимулирование разработки и производства аналогов импортных инновационных препаратов [12].

Стратегия на период 2009-2020 гг. предусматривает финансирование в размере до 177,6 миллиардов рублей и включает три этапа: размещение производства и разработки лекарственных препаратов в Российской Федерации, развитие фармацевтической отрасли на национальном и международном рынке. Ряд мер для развития политики импортозамещения достаточно своевременен и актуален (рисунок 1). В них всесторонне освещены все основные проблемы отечественной фармацевтической промышленности [1].

В стране разработан и реализуется комплекс нормативно-правовых документов, регулирующих основы импортозамещения в различных видах экономической деятельности, в частности Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 1936-р «Об утверждении плана содействия импортозамещению в промышленности».

Высокие результаты связываются со стабилизацией инновационного процесса, экспертами прогнозируется снижение импортозависимости в отдельных отраслях к 2025 году на 15-25 % [3].

Реализация технического переоснащения фармацевтической отрасли Производство стратегических, важных для жизни лекарств Стимулирование создания и выпуска инновационных медикаментозных препаратов Повышение уровня квалификации специалистов для фармацевтического рынка промышленности

Задачи / Мероприятия

Государственная программа Стратегия «Фарма-2020» Связанные задачи и мероприятия

Повышение внешнеторгового потенциала фармацевтической отрасли в России Стимулирование размещения производства высокотехнологичных лекарственных препаратов в России Рост конкурентоспособности фармацевтической отрасли за счет соответствия стандартов разработки и производства ЛС международным Защита отечественного рынка от нечестной конкуренции

Развитие научно-технических возможностей потенциала фармацевтической отрасли Стимулирование выпуска высокотехнологичных препаратов в Российской Федерации

Развитие инновационных ресурсов фармацевтической отрасли Стимулирование преобразования отечественных производств на стандарты GMP Совершенствование контроля качества лекарственных средств, устранение административных барьеров

Инвестиции, гарантирующие техническое переоснащение, модернизацию и переход на инновационную модель развития Обеспечение безопасности лекарственных препаратов в Российской Федерации Стимулирование разработки и производства аналогов импортных инновационных препаратов

Рис. 1. Направления развития Стратегии «Фарма-2020» и Стратегии развития фармацевтической отечественной отрасли на период до 2020 года Источник: составлено автором на основании данных 1

Implementation of technical re-equipment of the pharmaceutical industry

The production of strategic important to the life of drugs

Stimulating the creation

and production of innovative medicines

Professional development of specialists for the pharmaceutical industry market

Tasks / Activities

The Strategy «Pharma-2020» Related tasks and activities

Stimulating the placement of production of high-tech medicines in Russia. Increasing the competitiveness of the pharmaceutical industry due to the compliance of the standards for the development and production of medicines with international standards

Stimulating the production of high-tech drugs in the Russian Federation

Protection of the domestic market from unfair competition

Encouraging the conversion of domestic production to GMP standards Improving the quality control of medicines, removing administrative barriers

Ensuring the safety of medicines in the Russian Federation Stimulating the development and production of analogues of imported innovative drugs

State program

Increasing the foreign trade potential of the pharmaceutical industry in Russia

Development of scientific and technical capabilities of the potential of the pharmaceutical industry

Development of innovative resources in the pharmaceutical industry

Investments that guarantee technical re-equipment, modernization and transition to an innovative development model

Fig. 1. Directions of development of the «Pharma-2020» Strategy and the Strategy for the development of the domestic pharmaceutical industry for the period up to 2020 Source: compiled by the author on the basis of data 1

Производители лекарственных средств в регионах страны отмечают проблемы и ограничения [13; 15]:

1. Зависимость от импортируемых субстанций.

2. Отсутствие возможности удовлетворения спроса населения по основным фармакотерапевти-ческим группам.

3. Производство устаревших и низкорентабельных препаратов вследствие применения неэффективных механизмов субсидирования и коммерциализации инноваций.

4. Недостаточное инвестирование в научно-исследовательские разработки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребность в лекарственных препаратах зарубежного производства в стране возрастает по ряду причин макроэкономического и эпидемиологического характера, поэтому, несмотря на определенные положительные изменения в отрасли, можно отметить недостаточно высокие результаты [12].

Товарная структура импорта страны на рисунке 2 за последние годы свидетельствует о том, что фармацевтическая отрасль занимает шестое место с долей 9,8-10,9 %.

5. Моральный и физический износ производственных линий и оборудования, возрастающая потребность в интеллектуальных системах контроля производственного цикла при постоянной загрузке и стабильном функционировании.

6. Сложности внедрения международных стандартов управления и контроля качества продукции.

7. Недостаток высококвалифицированных кадров.

Отечественные предприятия фармацевтической отрасли стремительно внедряют политику импортозамещения (табл. 1).

2019 26 959 220 434,4 247 393,4

Региональная характеристика импорта лекарственных средств в Россию представлена на рис. 2.

Лидирующие позиции в импорте товаров фармацевтической отрасли в Россию занимали Германия, Франция, Италия, в которых традиционно развито производство. На долю перечисленных стран приходится около 35 % ввозимой продукции.

Крупнейшими экспортерами в Россию являются также США, Швейцария, Индия (более 5 %), Англия, Венгрия (более 4 %).

Таблица 1. Импорт России за 2017-2019 гг., в млн долл. США Table 1. Russian imports for 2017-2019, in millions of US dollars

Страна / Country

2017

2018

Страны СНГ / CIS countries 24 498,9 26 467,9

Страны дальнего зарубежья / Non-CIS countries 202 467,5 214 031,7

Всего / Total 228 464,2 240 499,6

Источник: составлено автором на основании данных Федеральной таможенной службы

39,70 %

4 % 4,60 % .

5,90 %

5,10 %

5,30 %

I Германия Франция ¡Италия США

| Швейцария Индия ¡Англия Венгрия I Прочие

Рис. 2. Структура импорта фармацевтической продукции в Россию по странам в 2019 году Fig. 2. Structure of pharmaceutical product imports to Russia by country in 2019 Источник: составлено автором на основании данных Федеральной таможенной службы

Другие товары Продовольственные товары Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Фармацевтическая отрасль Текстиль и обувь Металлы и изделия из них Продукция химической промышленности Машины, оборудование и аппаратура

10 15 20 25 30 35

40

м2019 м2018 м2017

Рис. 3. Товарная структура импорта продукции в Россию по отраслям, % Fig. 3. Commodity structure of product imports to Russia by industry, % Источник: составлено автором на основании данных Федеральной таможенной службы

9

0

5

Как видно из диаграммы (рис. 3), импорт имеет незначительную тенденцию к увеличению, в 2019 году доля импорта в фармацевтической отрасли составила 10,9 %, в 2018 году - 10,1 %, а в 2017 составила 9,8 %.

Обсуждение Пространственно-территориальная организация фармацевтической промышленности в регионах страны имеет особенности, обусловленные высоким социально-экономическим уровнем развития регионов, сосредоточением научных центров, развитым рынком труда. Наибольшие объемы производства характеры для Центрального федерального округа и Московской области, что соответственно занимает 31 и 19 % удельного веса в общей структуре [5].

ПАО «Фармстандарт» занимает лидирующие позиции в отрасли по финансовым и производственным показателям, входит в топ-5 фармацевтических компаний страны. Структура производства состоит из более чем 300 лекарственных средств, при этом около трети препаратов отнесены к категории жизненно необходимых, более 50 являются

инновационными в отечественной медицине [10]. За 2019 год финансовые показатели компании улучшились, это связано с макроэкономическими факторами и эпидемиологической ситуацией, сезонностью некоторых видов заболеваемости (рис. 4).

Рост финансовых и производственных показателей оказал положительное влияние на экспортную деятельность компании. Стратегия ПАО «Фармстандарт» связана с расширением экспорта и проникновением на рынки государств как территориально близких, так и расположенных на других континентах [6]. Количество государств-партнеров компании в 2020 году составляет 20 стран, наибольшая доля экспорта приходится на страны СНГ: Узбекистан - 31 %, Беларусь - 18 %, Казахстан - 16 %. Планируется торговое сотрудничество с Венесуэлой, Аргентиной, Никарагуа, Нигерией, Египтом, Ираном, Ираком, Афганистаном, ОАЭ. Сертификаты соответствия производства международным стандартам European Union Good Manufacturing Practice получены для шести производственных линий, что позволяет компании работать на рынках ЕС.

Чистая прибыль

Прибыль от продаж

Валовая прибыль

Себестоимость

Выручка

6 605 626 6908456

7 015 626 7537637

10 525 363

11574211

15 455 381

37221633

0 10000000 20000000 30000000 40000000

■ 2018 год 2019 год

Рис. 4. Основные финансовые показатели ПАО «Фармстандарт» в 2018-2019 гг., тыс. руб. Fig. 4. Key financial indicators of PJSC «Pharmstandard» in 2018-2019, thousand rubles. Источник: составлено автором на основании

Заключение

Фармацевтическая отрасль промышленности в России обладает значительными ресурсами инновационного и технологического развития производства и расширения экспортных поставок в другие страны. Конкурентные преимущества связаны с научно-исследовательским потенциалом, сильной военной медициной и опытом производства вакцин различного уровня сложности, который является платформой инноваций в создании лекарственных

препаратов нового поколения. Проблемы и ограничения, связанные с финансово-экономическим и нормативно-правовым регулированием отрасли обусловлены структурой региональных производственных комплексов, неразвитостью институциональной среды. В настоящее время предпринимаются значительные усилия государства по инновационному преобразованию производства лекарственных средств и достижению более высоких результатов в сфере импортозамещения.

1 Стратегия «Фарма-2020»

2 Официальный сайт ПАО «Фармстандарт». Годовые отчеты. https://pharmstd.ru/page_28.html

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аганбегян А. Г. Структурно-инвестиционная политика в целях модернизации экономики России // Проблемы прогнозирования. 2017. № 4. С. 6-16.

2. Верменникова Л.В., Новиков В.С. Потенциал инновационной деятельности как вклад в социальный прогресс и экономический рост территорий // Научный вестник Южного института менеджмента. 2017. № 1 (13). С. 14-22.

3. Водомеров Н. Государственное планирование станкостроения - ключевое звено импортозамещения // Экономист. 2018. № 1. С. 33.

4. Володин С. Н., Зуева Е. С. Российская фармацевтическая отрасль: инвестиционная привлекательность, риски и перспективы развития // Управленческий учет и финансы. 2017. № 2. С. 96-107.

5. Гладков И. С. Динамика внешнеторговых связей России в период глобальной турбулентности // Международная экономика. 2019. № 2. С. 33-45.

6. Данилов А. И., Асриев С. А., Лаврова Е. В. Программа импортозамещения в области лекарственного обеспечения населения Российской Федерации // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2017. № 4. С. 114-120.

7. Костин К. Б. Концепция обеспечения энергетической безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 1 (91). С. 32-43.

8. Капогузов Е. А., Чупин Р. И. Российский и зарубежный опыт применения бюджетных, налоговых, кредитных и внешнеторговых инструментов стимулирования импортозамещения // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2018. № 3 (63). С. 17-28.

9. Литвинова А. В., Талалаева Н. С., Парфенова М. В. Место и роль России в мировых процессах импортозамещения // Государственный советник. 2019. № 2. С. 5-21.

10. Марченко Ю. О. Повышение конкурентоспособности российских компаний на мировом фармацевтическом рынке на основе применения инструментов импортозамещения // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2017. № 21. С. 173-187.

11. Мантуров Д. В. Промышленная политика в российской фармацевтической отрасли // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 2. С. 64-77.

12. Нежникова Е. В., Максимчук М. В. Фармацевтическая отрасль в РФ: проблемы и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 1. С. 102-112.

13. Семенова Е. А. Концепция импортозамещения: первые итоги ее реализации в отдельных отраслях российской промышленности // Проблемы национальной стратегии. 2018. № 6. С. 175.

14. Субхонбердиев А. Ш., Шевченко А. Н. Стратегии импортозамещения в мировой экономике: уроки для России // Вестник ВГУИТ. 2018. Т. 80. № 4. С. 398-407.

15. Тараканов М. Фармацевтическая промышленность Иркутской области в аспекте возможностей // Экономист. 2019. № 9. С. 62-72.

16. Чернова О. А., Климук В. В. Рациональное импортозамещение в промышленности: инструментарий оценки // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 38. С. 43-52.

Дата поступления статьи в редакцию 18.02.2021, принята к публикации 29.03.2021.

Информация об авторах: ОБОРИН МАТВЕЙ СЕРГЕЕВИЧ,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики Пермского института (филиала) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»;

профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»;

профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова»

Адрес: Россия, 614070, Пермь, пр-т Гагарина, 57, ул. Букирева, 15 E-mail: recreachin@rambler.ru Spin-код 8200-9024

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Aganbegyan A. G. Strukturno-investicionnaya politika v celyah modernizacii ekonomiki Rossii [Structural and investment policy for the modernization of the Russian economy], Problemy prognozirovaniyan [Problems of forecasting], 2017, No. 4, pp. 6-16.

2. Vermennikova L. V., Novikov V. S. Potencial innovacionnoj deyatel'nosti kak vklad v social'nyj progress i ekonomicheskij rost territorij [Potential of innovative activity as a contribution to social progress and economic growth of territories], Nauchnyj vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta [Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management], 2017, No. 1 (13), pp. 14-22.

3. Vodomerov N. Gosudarstvennoe planirovanie stankostroeniya - klyuchevoe zveno importozameshcheniya [State planning of machine-tool construction - a key element of import substitution], Ekonomist [The economist], 2018, No. 1, pp. 33.

4. Volodin S. N., Zueva E. S. Rossijskaya farmacevticheskaya otrasl': investicionnaya privlekatel'nost', riski i perspektivy razvitiya [Russian pharmaceutical industry: investment attractiveness, risks and development prospects], Upravlencheskij uchet i finansy [Management accounting and Finance], 2017, No. 2, pp. 96-107.

5. Gladkov I. S. Dinamika vneshnetorgovyh svyazej Rossii v period global'noj turbulentnosti [Dynamics of Russia's foreign trade relations in the period of global turbulence], Mezhdunarodnaya ekonomika [International economy], 2019, No. 2, pp. 33-45

6. Danilov A. I., Asriev S. A., Lavrova E. V. Programma importozameshcheniya v oblasti lekarstvennogo obespecheniya naseleniya Rossijskoj Federacii [Import substitution program in the field of drug supply to the population of the Russian Federation], Vestnik Smolenskoj gosudarstvennoj medicinskoj akademii [Bulletin of the Smolensk State Medical Academy], 2017, No. 4, pp. 114-120.

7. Kostin K. B. Koncepciya obespecheniya energeticheskoj bezopasnosti [The concept of energy security], Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics], 2016, No. 1 (91), pp. 32-43.

8. Kapoguzov E. A., Chupin R. I. Rossijskij i zarubezhnyj opyt primeneniya byudzhetnyh, nalogovyh, kredit-nyh i vneshnetorgovyh instrumentov stimulirovaniya importozameshcheniya [Russian and foreign experience in the use of budget, tax, credit and foreign trade instruments to stimulate import substitution], Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika» [Bulletin of Omsk University. Series «Economy»], 2018, No. 3 (63), pp. 17-28.

9. Litvinova A. V., Talalaeva N. S., Parfenova M. V. Mesto i rol' Rossii v mirovyh processah importozameshcheniya [Russia's place and role in global import substitution processes], Gosudarstvennyj sovetnik [State Councilor], 2019, No. 2, P. 5-21.

10. Marchenko Yu. O. Povyshenie konkurentosposobnosti rossijskih kompanij na mirovom farmacevtich-eskom rynke na osnove primeneniya instrumentov importozameshcheniya [Improving the competitiveness of Russian companies in the global pharmaceutical market through the use of import substitution tools], Fundamental'nye i pri-kladnye issledovaniya: problem i rezul'taty [Fundamental and applied research: problems and results], 2017, No. 21, pp.173-187

11. Manturov D. V. Promyshlennaya politika v rossijskoj farmacevticheskoj otrasli [Industrial policy in the Russian pharmaceutical industry], Ekonomicheskayapolitika [Economicpolicy], 2018, Vol. 13, No. 2, pp. 64-77.

12. Nezhnikova E. V., Maksimchuk M. V. Farmacevticheskaya otrasl' v RF: problemy i perspektivy razvitiya [Pharmaceutical industry in the Russian Federation: problems and prospects of development], Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the Peoples ' Friendship University of Russia. Series: Economics], 2019, Vol. 27, No. 1, pp. 102-112.

13. Semenova E. A. Koncepciya importozameshcheniya: pervye itogi ee realizacii v otdel'nyh otraslyah rossijskoj promyshlennosti [The concept of import substitution: the first results of its implementation in certain sectors of Russian industry], Problemy nacional'noj strategii [Problems of the national strategy], 2018, No. 6, pp. 175.

14. Subhonberdiev A. Sh., Shevchenko A. N. Strategii importozameshcheniya v mirovoj ekonomike: uroki dlya Rossii [Import Substitution Strategies in the Global Economy: Lessons for Russia], Vestnik VGUIT [Messenger UGUET], 2018, Vol. 80, No. 4, pp. 398-407

15. Tarakanov M. Farmacevticheskaya promyshlennost' Irkutskoj oblasti v aspekte vozmozhnostej [Pharmaceutical industry of the Irkutsk region in terms of opportunities], Экономист [The economist], 2019, No. 9, pp. 62-72.

16. CHernova O. A., Klimuk V. V. Racional'noe importozameshchenie v promyshlennosti: instrumentarij ocenki [Rational import substitution in industry: assessment tools], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Bulletin of Tomsk State University. Economy], 2017, No. 38, pp. 43-52.

The article was submitted 18.02.2021, accept for publication 29.03.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author: OBORIN MATVEY SERGEEVICH,

Dr. Sci. (Economy), Professor of the Department of economic analysis and statistics of the Perm Institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics; Professor of the Department of world and regional Economics, economic theory, Perm state national research University; Professor of the Department of management,

Perm State agrarian and technological University named after D. N. Pryanishnikov» Address: Russian Federation, 614070, Perm, Gagarin Boulevard, 57, Perm, street Bukireva, 15 E-mail: recreachin@rambler.ru Spin-code: 8200-9024

Author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.