Научная статья на тему 'Импортозамещение как фактор развития роста эффективности сельских территорий'

Импортозамещение как фактор развития роста эффективности сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ускоренное импортозамещение / рост эффективности сельских территорий / внутренние и внешние факторы роста / продовольственная безопасность / зарубежные санкции / модернизация / инвестиции и инновации / государственная поддержка / региональные программы и субсидии / accelerated import substitution / increasing of the efficiency of rural areas / internal and external factors of growth / food security / foreign sanctions / modernization / investment and innovation / governmental support / regional programs and subsidies.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение как фактор развития роста эффективности сельских территорий»

Солдатова И.Ю.

д.э.н., гл.н.с. ВНИИ экономики и нормативов, профессор Высшей школы бизнеса ЮФУ, Ростов-на-Дону

sold@aaanet.ru

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Ключевые слова: ускоренное импортозамещение; рост эффективности сельских территорий, внутренние и внешние факторы роста, продовольственная безопасность, зарубежные санкции; модернизация, инвестиции и инновации; государственная поддержка; региональные программы и субсидии.

Keywords: accelerated import substitution; increasing of the efficiency of rural areas, internal and external factors of growth, food security, foreign sanctions; modernization, investment and innovation; governmental support; regional programs and subsidies.

Импортозамещение представляет собой замену иностранных товаров на товары, произведенные российскими компаниями. Социально-экономическая политика импортозамещения, безусловно, способствует созданию дополнительных рабочих мест, стимулирует появление новых компаний и предпринимателей и т.д. Цель программы импортозамещения заключается в создании благоприятных условий для производителей России.

В программе Правительства РФ по импортозамещению особое место отведено сельскому хозяйству. В России был принят запрет на ввоз на территорию некоторых видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [1]. Эти антисанкции помогут преодолеть зависимость российского рынка сельскохозяйственной продукции от импорта. В июне 2014 года принято решение о продлении этого запрета еще на год - до 6 августа 2015 года. Был расширен перечень стран, ввоз продовольствия из которых в Россию запрещен [3; 1].

К положительным моментам этой государственной программы нужно отнести: 1) у производителей появилось больше возможностей реализовывать свою продукцию; 2) расширяется внутреннее производство продуктов, попавших под запрет (мясо крупного рогатого скота, живая рыба, молоко, овощи, фрукты, колбасы и т.д.). К отрицательным моментам государственной программы следует отнести то, что 1) аналоги в России не являются конкурентоспособными по качеству и 2) производственные мощности предприятий не способны в полной мере удовлетворить спрос на продукцию.

Импортозамещение в России должно быть обеспечено в минимальные сроки. Это определяется задачами обеспечения национальной безопасности и суверенитета России, роста конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и повышения её качества. Для этого необходимо осуществление ряда дополнительных мер:

1. увеличение финансовой государственной поддержки, направленной на повышение эффективности сельских территорий;

2. увязка государственной поддержки сельского хозяйства с задачами обеспечения продовольственной безопасности и суверенитета России;

3. восстановление сельскохозяйственного производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях, технико-технологическая модернизация отрасли, существенное изменение экономических условий на рынке материально-технических ресурсов;

4. расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку конечных потребителей, развитие кооперации;

5. увеличение объемов мелиоративных работ;

6. социальное, культурное, экологической развитие, улучшение условий жизни на селе.

Сельское хозяйство России в современных условиях стабильно развивается, несмотря кризисную ситуацию в российской и мировой экономике. В марте 2016 года Минсельхоз утвердил перечень из 464 инвестиционных проектов по импортозамещению на общую сумму около 266 млрд. рублей. Инвестиции в основном направляются в строительство овощехранилищ, переработку плодов и ягод, молочное скотоводство и переработку, птицеводство, мясное скотоводство и свиноводство.

Инвестиции в основной капитал на развитие отраслей АПК (в фактически действовавших ценах)1

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Инвестиции в основной капитал на развитие сельского хозяйства*, млрд. руб. 256,9 276,2 307,1 313,8

% к предыдущему году 116,7 107,5 111,2 102,2

% к общему объему инвестиций в основной капитал на развитие экономики России 3,0 2,9 2,3 2,3

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.) 186,8 201,8 233,4 244,4

% к предыдущему году 99,2 102,2 115,6 104,7

Таблица 2

Импорт основных продовольственных товаров, тыс. т

Виды продовольственных товаров 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Мясо свежее и мороженое 1614 1406 1285 1012

Мясо птицы свежее и мороженое 688 531 523 453

Рыба свежая и мороженая 791 739 775 649

Молоко и сливки сгущенные 238 163 220 194

Масло сливочное и прочие молочные жиры 134 118 135 147

Подсолнечное масло 115 17 18 8,8

Сахар-сырец 2086 520 530 666

Сахар белый 285 68 69 285

Злаки 444 974 1302 930

Мука и крупы 120 68 123 -

Макаронные изделия 59 81 94,7 105

Картофель 711 461 448 690

Томаты 717 800 853 -

Яблоки свежие 1206 1279 1352 1050

Фруктовые и овощные соки 278 264 244 237

Импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, млрд. долл. 36,5 40,4 43,1 39,7

Государственная поддержка сельского хозяйства ощутимо возрастает (см. табл. 3) [4; 26]. Индекс производства сельскохозяйственной продукции в России в I квартале 2016 года вырос на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Государственная поддержка приобретает особое значение в условиях рисков продовольственной безопасности, экономической, социальной, политической, природно-климатической, образовательной и внешней турбулентности, международных нарастающих санкций, усиливающихся интеграционных тенденций.

Однако рост цен на продовольственном рынке является существенным (табл. 4) [4; 22]. Риски в повышении эффективности сельских территорий сопряжены с низким уровнем доходов значительной части населения, инфляцией, неразвитостью инфраструктуры, износом основных производственных фондов, дефицитом социальных и производственных кадров в сельском хозяйстве, неэффективной системой управления, ухудшением воспроизводственных возможностей у производителей.

Таблица 3

Показатели реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования

рынков, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах к предыдущему году), % 88,7 123,0 95,2 105,8 103,7

Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах к предыдущему году), % 76,2 146,9 88,3 111,2 105,0

Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году 100,9 102,3 102,7 100,6 102,1

Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах к предыдущему году), % 104,0 104,2 104,3 101,0 103,3

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (к предыдущему году), % ** 90,9 111,6 102,7 105,1 94,5

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), % 8,3 11,8 12,1 13,0 16,2

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), руб. 11097 13030 14935 16853 19243

1 Рассчитано автором по данным российской статистики.

344

Средние потребительские цены на продовольственные товары, руб./кг на конец года

Продовольственные товары 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Говядина 197,6 234,69 248,47 244,55 4 272,28

Свинина 198,35 210,89 220,09 214,8 272,36

Мясо птицы, кроме куриных окорочков 105,14 103,57 117,26 107,03 136,14

Колбаса вареная 235,96 270,28 288,23 302,94 310,54

Масло сливочное 239,55 256,48 260,89 308,92 357,54

Масло подсолнечное 72,60 76,79 78,51 75,47 78,09

Молоко цельное, 1 л 31,99 32,52 33,88 38,64 43,81

Сыры сычужные твердые и мягкие 263,20 273,43 272,57 326,89 388,81

Яйца куриные, дес. 38,56 41,25 43,34 56,01 58,76

Сахар-песок 40,62 30,22 31,58 32,32 44,97

Мука пшеничная 21,45 19,76 25,19 26,83 29,46

Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта 42,60 45,36 50,51 55,11 58,75

Рис шлифованный 42,14 40,65 39,80 43,51 53,03

Макаронные изделия 47,77 46,18 48,87 50,67 55,18

Картофель 28,94 14,26 16,07 23,18 26,66

Капуста свежая белокочанная 28,22 10,61 15,65 17,30 25,55

Лук репчатый 27,41 16,03 16,70 21,36 26,47

Яблоки 62,37 63,59 62,54 63,26 76,70

По мере насыщения рынка российским, отечественным продовольствием, цены будут снижаться и стабилизироваться.

Рост производства послужил эффективной базой для реализации требований Доктрины продовольственной безопасности РФ [5; 1-38], по многим показателям достигнуты установленные в ней пороговые значения обеспеченности внутреннего рынка отечественной продукцией.

Низкая доступность кредитных ресурсов - это фактор, мешающий развитию импортозамещения. В период с января по сентябрь 2015 года объем краткосрочного кредитования сельскохозяйственных организаций вырос на 24%, однако ситуация с кредитованием в регионах по-прежнему сложная: хозяйства либо закредитованы, либо не имеют залоговой базы для получения кредита. Осенью 2014 года была утверждена программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования [6; 1-28].

Практически все программы государственной поддержки рассчитаны на софинансирование, то есть часть средств должна выделяться из бюджета соответствующего субъекта РФ либо из внебюджетных источников. Некоторые регионы не могут обеспечить предоставление даже необходимых 10-15% средств, поэтому деньги приходится возвращать в федеральный бюджет. Кроме того, повышение цен на сельскохозяйственную продукцию приводит к сокращению потребления ее населением. Рост цен связан, в том числе, с использованием для производства продукции в России импортной техники.

Для мониторинга процессов импортозамещения и развития сельского хозяйства необходима достоверная информация о ситуации в отрасли. Для ее получения проводится Всероссийская сельскохозяйственная перепись [7; 1-34].

Согласно анализу, результаты которого представлены в Докладе о мировом развитии на 2014 год [12; 42-45], для повышения качества социальной защиты, общественных благ и государственной политики, имеющих основополагающее значение для содействия управлению рисками, государство может руководствоваться в своих действиях несколькими ключевыми принципами. Пять представленных ниже принципов основываются на международном передовом опыте, они актуальны для различных видов риска. Но их следует адаптировать к существующим условиям импортозамещения в России. Авторская концепция включает восемь принципов (см. табл. 5 [12;41-43]):

1) обеспечивать ускоренное импортозамещение в условиях международных санкций;

2) обеспечивать реализацию Доктрины продовольственной безопасности;

3) влиять на инфляцию, интеграционные процессы, с целью обеспечения устойчивого роста продовольствия;

4) избегать нарастания неопределенности или ненужных рисков;

5) создавать надлежащие стимулы, побуждающие людей и учреждения к самостоятельному планированию без перекладывания рисков на других;

6) ориентироваться на долгосрочную перспективу в вопросах управления рисками при создании институциональных механизмов, не ограниченных рамками политических циклов;

7) повышать гибкость в рамках четкой и предсказуемой институциональной структуры;

8) защищать уязвимые слои населения, создавая при этом стимулы для роста их экономической активности при сохранении устойчивости бюджета.

SWOT анализ импортозамещения как фактора роста эффективности сельскохозяйственных территорий1

Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны)

Возможность эффективного управления внутренними и внешними рисками ускоренного импортозамещения, обеспечения продовольственной безопасности, независимости сельского хозяйства России; Стратегия риска, включающая четыре компонента: знания, защиту, страхование и адаптацию; Симбиотические отношения между государством, гражданским обществом, частным сектором и международным сообществом в преодолении возможностей риска в сельском хозяйстве; Использование зарубежного и отечественного передового опыта. Понижение уровня благосостояния, трудового потенциала; Снижение уровня инвестиций; Экологическая, природная неблагоприятная ситуация (наводнения, засухи и т.д.), глобальное потепление, природные катаклизмы; Безработица, инфляция, отток молодых кадров в сельском хозяйстве России;

Opportunities (возможности) Threats (угрозы)

Повышение устойчивости к рискам сельского хозяйства на основе сбалансированного подхода, мер структурной политики, предупредительных мер, страхования, просвещения, обучения и эффективных норм регулирования; Институциональная структура, позволяющая принимать обоснованные меры управления рисками сельского хозяйства; Возможность синергии, альтернативных решений и реализации приоритетов управления различными видами риска в различных ситуациях с неизменной целью -стимулировать развитие сельского хозяйства России; Управление инструментами риска (повышение информированности, страхование урожая, диверсификация занятости и т.д.) в целях созданию новых возможностей для социально-экономического роста в сельском хозяйстве. Международные санкции в сельском хозяйстве; Сокращение инвестиций в сельское хозяйство России; Снижение курса рубля

При обеспечении интегрированной продовольственной безопасности государств ЕАЭС не обойтись без скоординированной сельскохозяйственной политики. Принятая политика ЕАЭС предусматривает согласованную, но не единую политику. Поэтому возникает проблема единого подхода к реализации сельскохозяйственной политики.

Таблица 6

Уровень продовольственной независимости стран ЕАЭС,%

Продукт Россия Беларусь Казахстан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зерно 108 106 218

Сахар 86 94 6

Растительное масло 209 74 84

Мясо и мясопродукты 76 116 78

Молоко и молокопродукты 80 246 83

Картофель 98 100 99

Овощи 89 97 91

Плоды и ягоды 30 50 20

Яйца 98 130 93

В обеспечении продовольственной безопасности ЕАЭС следует выделить ряд направлений:

- снижение неоправданной конкуренции между странами на основе разработки продовольственных балансов, принятия других организационно-экономических механизмов;

- формирование общей товарной системы для продвижения сельскохозяйственной продукции, учитывая снижение совокупных издержек;

- координация экспортных операций;

- разработка единой схемы размещения и специализации производства сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;

- формирование межгосударственных экономических механизмов стимулирования развития сельского хозяйства в целях увеличения внутреннего потребления и формирования экспортного потенциала;

- синхронизация нормативного и правового обеспечения стандартизации жизнеобеспечения сельского населения;

- координация и разработка планов совместных исследований в области технологии и экономики сельскохозяйственного производства.

1 Составлено автором.

Выводы и рекомендации

1. Для обеспечения роста эффективности сельскохозяйственных территорий требуется современное понимание роли государства. Она заключается в воздействии на социально-экономические процессы, поддержке инвестиционного и инновационного курса отрасли в условиях экономической, политической, природно-ресурсной, экологической неопределённости. Имеющиеся в этой отрасли риски усиливаются международными санкциями, что актуализирует политику ускоренного импортозамещения. Эта политика должна быть непосредственно связана с ростом конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции в России, повышением её качества.

2. Социально-экономическая политика импортозамещения и рост эффективности сельских территорий содействуют обеспечению и укреплению национальной безопасности РФ; максимальной продовольственной независимости от других государств; увеличению внутреннего производства товаров; завоеванию Россией лидирующих позиций на международном торговом рынке. Политика импортозамещения к 2020 году должна обеспечить торговую независимость России, развитие внутреннего производства и товарооборота, снижение уровня инфляции, увеличение количества построенных заводов и открывшихся предприятий, подъем экономики в целом.

3. В России замена иностранных товаров на отечественные должна привести к следующим результатам:

- повышение уровня жизни в связи со снижением безработицы, появлением новых вакансий для трудоустройства ранее неработающего населения;

- прогресс в научной и образовательной сферах;

- стабилизация экономики, обеспечение продовольственной безопасности РФ;

- увеличение объема продаж российских товаров, получение прибыли за счет налоговых выплат в связи с ростом нового количества предпринимателей и организаций.

4. Целесообразно значительно увеличить объем субсидий на ускоренное импортозамещение. Для решения задачи ускоренного импортозамещения следует обеспечить увеличивающиеся необходимые затраты на развитие социально-экономического потенциала сельского хозяйства: на развитие средств производства, производственную и социальную инфраструктуру, на реконструкцию и модернизацию животноводческих помещений; на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования и др. Предприятиям, реализующим проекты по строительству животноводческих комплексов, необходимо предоставить рассрочку на срок до 15 лет; разработать дополнительные компенсирующие меры, направленные на закрепление трудовых ресурсов на селе, на развитие трудового потенциала, на развитие сельскохозяйственной науки.

5. В российском сельском хозяйстве появились сегменты, в которых можно организовать свое малое производство, в том числе при поддержке государства. Российским производителям необходимо точно знать, в течение какого срока будет действовать продовольственное эмбарго. В настоящее время реализуются только проекты с быстрой окупаемостью, поскольку с долгосрочными проектами связаны большие риски. Вероятность того, что после возвращения на рынок запрещенной импортной продукции люди будут покупать именно ее очень велика.

6. Необходимо выделять работникам и предприятиям сельского хозяйства долгосрочные кредиты по приемлемой ставке.

7. В условиях глобализации, кризисных процессов во многих странах мира, особое значение приобретает развитие интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. Необходимо совершенствование согласованной и скоординированной сельскохозяйственной политики ЕАЭС.

8. Государственная поддержка сельского хозяйства должна осуществляться с учетом региональной специфики. Региональная система поддержки становится доминирующей по направлениям и объемам финансирования. Эффективность государственной поддержки проектов и программ по импортозамещению на уровне регионов обеспечивается ее гибкостью, адресностью, большими возможностями контроля за целевым использованием бюджетных средств. Отсутствие этих предпосылок на федеральном уровне резко снижает эффективность бюджетного регулирования выделяемых средств. Региональная политика, направленная на импортозамещение в отрасли сельского хозяйства должна формироваться на основе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз продовольственной безопасности.

Список литературы и источников

1. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 24 июня 2015 г. № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2015 г. № 842 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 и от 31 июля 2015 г. № 774».

4. Статистические материалы развития агропромышленного производства России. - М.: Российская академия наук, 2016.

5. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120.

6. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».

7. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. № 316 «Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года» (с изменениями и дополнениями).

8. Постановление правительства РФ от 19.12. 2014 г. № 1421 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

9. Мониторинг объёмов и стоимостных показателей импорта чувствительных товаров на территорию РФ во исполнение п. 6.2 Плана действий Правительства РФ, направленного на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства РФ в ВТО, утвержденного 18. 10. 2012 № 6, 23. 03. 2015 г.

10. План деятельности Министерства сельского хозяйства РФ на 2013-2018 годы. - М., 2015.

11. Распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/

12. Обзор Доклада о мировом развитии 2014: Риски и возможности - управление рисками в интересах развития. Всемирный банк. -Вашингтон, 2013. - http://siteresources.worldbank.org/EXTNWDR2013/Resources/8258024-1352909193861/8936935-13560114482 15/8986901-1380730352432/RUS_Standalone0verview.pdf

13. Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы. Монография. - М.: Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, 2015.

14. Игнатова Т.В., Рябова Т.Ф. Механизмы достижения высокого уровня национальной экономической безопасности на основе формирования цивилизованной рыночной конъюнктуры // Пищевая промышленность. 2016. - № 5. - С. 24-28.

15. Кузнецов В.В. Импортозамещение как условие повышения конкурентоспособности сельского хозяйств // Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы. Монография. - М.: Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, 2015.

16. Солдатова И.Ю. Ускоренное импортозамещение в политике продовольственной безопасности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - Ростов на Дону, 2015. - № (63).

17. Солдатова И.Ю. Эффективность использования социально-экономического потенциала для устойчивого развития сельских территорий // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - Ростов на Дону, 2015. - № 2.

18. Soldatova I., Ovchinnikov V. e.a. The Management of the Agriculture of Russia While Maintaining Food Security in the Globalization // China-USA Business Review. 2011. - Vol. 10, N 9.

19. Солдатова И.Ю. Управление сельским хозяйством России с учетом новых внутренних и внешних факторов роста // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов, Д.В. Ефременко. - М., 2016. - Ч. 1. С. 423-427.

20. Soldatova I. Investments in the Russian Agriculture under the Economic, Political Volatility // Economics World. 2015. - Vol. 3, N 1-2, February (with Kuznetsov N., Kuznetsov V.).

21. Тарасов А.Н. Отраслевые и технико-технологические проблемы импортозамещения: состояние и пути решения // Импортоза-мещение в АПК России: проблемы и перспективы. Монография. - М.: Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, 2015.

22. Ушачев И.Г. Научные проблемы импортозамещения и формирования экспортного потенциала в агропромышленном комплексе России // Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы. Монография. - М.: Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.