Научная статья на тему 'Управление сельским хозяйством России с учетом новых внутренних и внешних факторов роста'

Управление сельским хозяйством России с учетом новых внутренних и внешних факторов роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рост сельского хозяйства / внутренние и внешние факторы роста / продовольственная безопасность / зарубежные санкции / ускоренное импортозамещение / модернизация / инвестиции и инновации / государственная поддержка / федеральные и региональные программы и субсидии / growth of agriculture / internal and external factors of growth / food security / foreign sanctions / the accelerated import substitution / modernization / investments and innovations / state support / federal and regional programs and subsidies
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление сельским хозяйством России с учетом новых внутренних и внешних факторов роста»

Солдатова И.Ю.

д.э.н., гл.н.с. ВНИИ экономики и нормативов; Высшей школы бизнеса при Южном федеральном университете

sold@aaanet.ru

УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ С УЧЕТОМ НОВЫХ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ РОСТА

Ключевые слова: рост сельского хозяйства, внутренние и внешние факторы роста, продовольственная безопасность, зарубежные санкции; ускоренное импортозамещение; модернизация, инвестиции и инновации; государственная поддержка; федеральные и региональные программы и субсидии.

Keywords: growth of agriculture, internal and external factors of growth, food security, foreign sanctions; the accelerated import substitution; modernization, investments and innovations; state support; federal and regional programs and subsidies.

В России сельское хозяйство является отраслью, осуществляющей деятельность во все более нестабильной рыночной ситуации, на которую существенное влияние оказывают новые риски: политические, экономические, социальные, природно-ресурсные, экологические. Вместе с тем роль российского сельского хозяйства заключается в безусловном обеспечении продовольственной безопасности нашей страны, несмотря ни на какие риски.

Современному российскому сельскому хозяйству не удалось выйти на стабильно высокие темпы технико-технологического обновления, которое является необходимым условием инновационного развития. Основной причиной низких темпов модернизации сельскохозяйственного сектора является низкая доходность производителей, большинство которых не способно проводить технико-технологическую модернизацию. Это становится главным фактором, сдерживающим рост производительности труда.

SWOT анализ сельскохозяйственного производства в России с учетом новых внутренних и внешних факторов представлен в таблице 1. В 2014 г. была достигнута половина основных целевых индикаторов реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2012-2020 годы (таблица 2 [1;1-15])1.

Таблица 1

SWOT анализ сельскохозяйственного производства в России с учетом новых внутренних

и внешних факторов2

Сильные стороны Слабые стороны

Интеграция в Евразийский экономический союз; Изменение партнёров по экспорту и импорту; ВТО как нормативно-правовая, экономическая и социальная база инвестиционной поддержки сельского хозяйства; Правительство России поддерживает сильное парламентское большинство, оно имеем подавляющую общественную поддержку; Большая ресурсная база в России обеспечит прочную основу для внутренних и внешних инвестиций; Рост импорта и экспорта в долгосрочной перспективе; Экологические, погодные, природно-климатические факторы; Изменение партнёров по экспорту и импорту; Сельскохозяйственные регионы России с совершенно различными, положительными и отрицательными характеристиками: природно-климатическими условиями, исторически сложившимися видами и способами ведения сельского хозяйства; Подавляющее большинство регионов России - это зона рискованного сельского хозяйства; Отсутствие прозрачности в процессе принятия решений, в том числе на высоком уровне; Деятельность различных влиятельных групп во внутренней политике непредсказуема в долгосрочной перспективе;

Возможные положительные факторы Угрозы

Доктрина Продовольственной безопасности России как фактор инвестиционного роста; Восстановление системы подготовки и переподготовки сельскохозяйственных профессиональных кадров. Зарубежные продовольственные санкции как сдерживающий фактор инвестиционного прогресса; Государственное, региональное влияние на бизнес находится на подъеме.

Для решения проблем интегрированной продовольственной безопасности необходима разработка и реализация комплекса организационно-экономических мер: разработка совместного продовольственного баланса; формирование и использование совместного стабилизационного фонда; поэтапное создание единой межгосударственной товарной системы; создание конъюнктурного центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации; создание межгосударственных объединений, совместных предприятий, а также отраслевых, продуктовых ассоциаций, союзов хозяйствующих субъектов.

1 Рассчитано автором на основе данных Росстата.

2 SWOT анализ осуществлен автором.

В продовольственной безопасности Евразийского экономического союза, следует выделить ряд направлений, по которым предстоит выйти на согласованные позиции: снижение неоправданной конкуренции между странами на основе разработки продовольственных балансов, принятия других организационно-экономических механизмов; формирование общей товарной системы для продвижения сельскохозяйственной продукции на внутренние и внешние рынки, учитывая снижение совокупных издержек; координация экспортных операций для повышения экономической заинтересованности сельскохозяйственных производителей; разработка единой схемы размещения и специализации производства сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов; формирование межгосударственных экономических механизмов стимулирования развития сельского хозяйства в целях увеличения внутреннего потребления и формирования экспортного потенциала; синхронизация нормативного и правового обеспечения стандартизации жизнеобеспечения сельского населения; координация и разработка планов совместных исследований в области технологии и экономики сельскохозяйственного производства.

Таблица 2

Выполнение основных показателей Государственной программы развития

сельского хозяйства России1

Основные целевые показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г.

показатель предварительные данные уровень выполнения

1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 95,2 105,8 102,5 103,7 1,2 п.п.

2. Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 88,3 111,2 102,9 105,0 2,1 п.п.

3. Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 102,8 100,6 102,0 102,1 0,1 п.п.

4. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 104,3 101,0 103,1 102,5 -0,6 п.п.

5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (к предыдущему году), % 100,6 92,0 104,1 94,5 -9,6 п.п.

6. Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), % 12,1 13,0 12,0 7,3 -4,7 п.п.

7. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве, руб. (%) 14935 16853 17584 17627 100,2%

Природные ресурсы и условия являются объективной предпосылкой сельскохозяйственного производства, влияют на его развитие, специализацию и эффективность. На современном этапе развития сельского хозяйства нашей страны при ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсах преодоление аграрного кризиса возможно на основе эффективного использования природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал — совокупность естественных ресурсов, являющихся основой экономического развития территории. Это очень важная для каждой страны и ее регионов характеристика, отражающая размещение природных ресурсов, обеспеченность ими отдельных отраслей народного хозяйства, их влияние на формирование хозяйственной специализации и пространственной организации территории. Доля природно-ресурсного потенциала в национальном богатстве России составляет около 85%. Важнейшим направлением формирования эффективной системы государственного регулирования является разработка и стимулирование стратегии адаптивной системы интенсификации сельскохозяйственного производства в регионах, основной целью которой является максимальное использование потенциала устойчивости территориальных биосистем, природно-климатических условий. Обеспечение экологической безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия относится к уровню приоритетов. В России рынок экологически безопасной продукции только формируется. Охрана окружающей среды и стремление обеспечить население страны качественными, экологически безопасными продуктами должны быть главной целью экологической сертификации.

Для развития рынка экологически безопасной продукции необходимо разработать единые российские стандарты, которые возможно гармонизировать с зарубежными, установить правовое ограничение самодеклараций производителей, которые своей маркировкой вводят покупателей в заблуждение (обеспечить все основания для обращения в суд в случаях незаконного самодекларирования свойств «экологичности» продукции/услуги), а также создать государственную систему признания органов по сертификации.

В регионах России на развитие и изменение аграрной структуры в перспективе будут оказывать существенное влияние такие факторы и риски, как природно-климатические условия. Сохранятся и тенденции развития аграрной структуры в сторону роста сектора ЛПХ и К(Ф)Х в отдельных регионах, например, в республиках Северного Кавказа.

Нельзя исключать определенных внутренних рисков и угроз, которые негативно скажутся на функционировании сельхозпроизводителей. Это погодный фактор, который может существенно повлиять на производство растениеводческой продукции, в первую очередь, зерновых культур. За последние десять лет было отмечено четыре года, когда валовой сбор зерна в стране опускался ниже уровня 80 млн. т (2005 г., 2006 г., 2010 г., 2012 г.) и составил за этот период в среднем менее 72 млн. т. Это и сокращение покупательной способности населения, что приведет к изменению структуры спроса и стагнации продовольственного рынка.

1 Рассчитано автором на основе данных государственной статистики.

424

Региональная система государственной поддержки сельского хозяйства России становится доминирующей по направлениям и объемам финансирования. Эффективность региональной политики проявляется в ее гибкости, адресности, больших возможностях контроля за целевым использованием бюджетных средств. Отсутствие вышеперечисленных предпосылок на федеральном уровне резко снижает эффективность бюджетного регулирования.

Основные выводы и рекомендации

1. Государственная поддержка сельскохозяйственного развития в нашей стране должна основываться на современном понимании роли государственной политики, которая состоит в эффективном воздействии на экономические процессы, в поддержке инвестиционного и инновационного развития отрасли в условиях экономической, политической, природно-ресурсной, экологической неопределённости. Эти риски усиливаются международными санкциями. Современный этап развития российского сельского хозяйства России характеризуется тем, что производимая им продукция вынуждена конкурировать с продукцией, произведенной в зарубежных государствах с высокой степенью бюджетной поддержки. Это обусловливает необходимость усиления государственной поддержки сельского хозяйства в нашей стране для создания равных конкурентных условий.

2. Стратегия государственной поддержки сельского хозяйства в нашей стране базируется на ряде основных принципов, к которым относятся: активная государственная поддержка; сочетание методов и инструментов рыночного и государственного регулирования инвестиционных процессов; обоснованность приоритетных направлений развития сельского хозяйства; обоснованность инновационности развития; развитие и совершенствование информационно-консультационной деятельности; совершенствование конкурсной системы экспертизы и отбора инновационных проектов и программ с учетом экономических, политических, природно-ресурсных рисков, внутренних и внешних факторов.

3. Адекватная методология управления в сельском хозяйстве должна сочетать институциональный и синерге-тический подходы; учитывать системные свойства сельскохозяйственной экономики как сложного объекта управления; базироваться на методологических принципах управления: на системной взаимосвязи, социальных приоритетах, институциональной согласованности, комплексности и непрерывности; ориентироваться на преимущественное применение моделей адаптивного управления, включать в себя систему критериев комплексной оценки эффективности сельского хозяйства на разных уровнях управления.

4. Государственная сельскохозяйственная политика России должна быть направлена на поддержку воспроизводства системы социально-экономических отношений на селе, основанную на приоритетном использовании минимизирующих трансакционные и бюджетные издержки инструментов регулирования. Наиболее адекватным инструментом поддержки государством сельскохозяйственного производства и условий его обеспечивающих является поддержка цен. Поддержка методами бюджетной политики может быть эффективной только при условии координации усилий органов федерального и местного управления, наличии соответствующих механизмов контроля целевого адресного использования бюджетных средств.

5. Специфика ведения сельского хозяйства в нашей стране обусловлена длительной окупаемостью инвестиций, связанной с производственными циклами; накопленными последствиями хронического диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и цен потребляемых материально-технических ресурсов; ограниченным платежеспособным спросом на продукцию отрасли; неконтролируемым ростом цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, транспортными издержками и др. Несмотря на осуществляемые государством мероприятия, нацеленные на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, остаются крайне неблагоприятными международные санкции, финансово-экономические условия функционирования сельского хозяйства: нестабильность рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; отсутствие механизма страхования предпринимательских рисков сельскохозяйственного производства; острый дефицит в научном производстве (НИИ, вузы сельского хозяйства) в высококвалифицированных кадрах.

6. Инструментами государственной поддержки сельского хозяйства России являются меры косвенной поддержки сельской экономики, предусмотренные рамками «зеленой» корзины Соглашения по сельскому хозяйству. Они связаны с обустройством сельских территорий и созданием условий комфортного проживания граждан на селе:

1) развитие сельской инфраструктуры: транспорта, связи, энергетического обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, спорта, медицины и т. д. Без этого трудно ожидать, что мы остановим опустынивание и деградацию сельских территорий;

2) снижение уровня коррупции;

3) развитие человеческого капитала, создание нематериальных активов, подготовка кадров. Развитие массового изобретательства и рационализаторства, поощрение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в качестве основы для модернизации сельскохозяйственного машиностроения;

4) улучшение, мелиорация земель, экологическое, ландшафтное и точное земледелие, сохранение среды обитания и биологического разнообразия и т. п.

7. Рост зарубежных санкций вызвал необходимость ускоренного импортозамещения. С одной стороны, это даёт возможность отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям заполнить рынок качественной продукцией, с другой стороны - эта политика высоко затратна, требует количественного и качественного увеличения производственно-экономических ресурсов. Если это произойдёт, тогда продовольственная безопасность России будет сопровождаться ростом продовольственной независимости. В дальнейшем, с учетом роста количества и качества в международных стандартах, увеличится доля экспорта.

8. Экономическая политика продовольственной безопасности России сопряжена с новыми внутренними и внешними факторами рисков и угроз: экономические, социальные, политические и производственные; природные, погодные и техногенные; инновационные, факторы модернизации и т.д. Это факторы различного характера, например, международные запрещающие или ограничивающие санкции ввоза сельскохозяйственной продукции в Россию, интеграция в Евразийском экономическом союзе. Воздействие на сельское хозяйство оказывают макроэкономические риски, в том числе связанные с конъюнктурой мирового рынка. Угрозы достижения продовольственной безопасности сопряжены с низким уровнем доходов значительной части населения, инфляцией, неразвитостью инфраструктуры, износом основных производственных фондов, дефицитом социальных и производственных кадров в сельском хозяйстве, неэффективной системой управления, ухудшением воспроизводственных возможностей у производителей.

9. В целях повышения продовольственной безопасности целесообразно значительно увеличить объем субсидий на ускоренное импортозамещение. Для решения задачи ускоренного импортозамещения надо, в первую очередь, обеспечить увеличивающиеся необходимые затраты на социально-экономический потенциал сельского хозяйства: на рост средств производства и оборудования, производственную и социальную инфраструктуру, рост земли под новые мощности, на условия и сроки инвестиционного кредитования на строительство, на реконструкцию и модернизацию животноводческих помещений; на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования; предприятиям, реализующим проекты по строительству животноводческих комплексов, предоставить рассрочку на срок до 15 лет; разработать дополнительные компенсирующие меры, направленные на закрепление трудовых ресурсов на селе и на развитие трудового потенциала, в т. ч. на развитие сельскохозяйственной науки и т. д. Необходимо выделять жителям сельского хозяйства продолжительные, длительные кредиты, чтобы тем, кто берет кредит, можно было его отдавать.

10. В условиях глобализации кризисных процессов во многих странах мира особое значение приобретает развитие интеграционных процессов между государствами, входящими в Евразийский экономический союз. Для решения проблем интегрированной продовольственной безопасности необходима разработка и реализация целого комплекса организационно-экономических мер, рассмотренных в статье. Необходимо совершенствование принятой согласованной, скоординированной сельскохозяйственной политики ЕАЭС. Часть функций экономического регулирования придется передавать межгосударственному коллективному органу управления.

11. Природно-ресурсный потенциал оказывает существенное влияние на различные стороны территориальной организации и развития сельскохозяйственного производства. В сельском хозяйстве действует закон равнозначности и незаменимости факторов жизни растений. На уровень развития сельскохозяйственного производства оказывают влияние факторы, которые могут быть разделены на три группы: природно-ресурсный потенциал, экономические ресурсы и методы государственного регулирования. Развитие сельскохозяйственного производства выражается в сохранении плодородия почв, увеличении урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, рентабельности и улучшении финансового состояния сельскохозяйственных организаций.

12. Важнейшим условием реализации инвестиционной политики в России является учет региональной специфики. В системе источников финансирования государственной поддержки в сельском хозяйстве региональная система поддержки становится доминирующей по направлениям и объемам финансирования. Эффективность региональной политики проявляется в ее гибкости, адресности, больших возможностях контроля за целевым использованием бюджетных средств. Отсутствие этих предпосылок на федеральном уровне резко снижает эффективность использования бюджетных средств. Концепция государственной поддержки развития региона должна формироваться на основе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз региона (SWOT-анализ), она может реализовываться посредством разработки целевых инвестиционных программ поддержки сельского хозяйства.

Список литературы

1. Доклад на конференции «Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в условиях международной и региональной интеграции», российской агропромышленной выставки «Золотая осень», ФГБНУ ВНИИЭСХ, Москва, 10 октября, 2014.

2. Ушачев И.Г. Современное состояние и проблемы развития АПК России (доклад на ученом совете ИЭ РАН, 20.05.2014). -http://www.vniiesh.ru/news/20579.html.

3. Ушачев И.Г. Агропродовольственный сектор России в условиях санкций: проблемы и возможности. Московский экономический форум, Москва, 26.03.2015.

4. Soldatova I., Ovchinnikov V., Chernishev, M. N. Kuznesov, The Management of the Agriculture of Russia While Maintaining Food Security in the Globalization // China-USA Business Review. 2011. - Vol. 10, N 9, September. - P. 785-792; Soldatova I, Ovchinnikov V, Kuznesov N, Lisochenko A., State Support of Russian Agroindustrial Complex at the Federal and Regional Levels on Entering the Global Market // Journal of Food Science and Engineering. 2012. - N 2; Soldatova I. Investments in the Russian Agriculture under the Economic, Political Volatility. 2015. - Vol. 3, N 1-2, February (with Kuznetsov N., Kuznetsov V.).

5. Agricultural Innovation Systems. An investment sourcebook / The World Bank. - Washington, .2012. - P. 1.

6. Russia Agrobusiness Report. 2014. - P. 10-12.

7. Путин В.В. Прямая линия с Владимиром Путиным. 16.04.2015. - http://kremlin.ru/events/president/news/49261.

8. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.

9. Потребительская корзина: состав // Деловая жизнь. - М., 2015. - www.bs-life.ru.

10. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2014 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2010 годы». - http://www. mcx.ru/news/news/ show/38327.355.htm

11. Прогноз развития сельхозпроизводителей различных категорий хозяйств на период до 2020 г. - Ростов на Дону, 2015. - http:// vniiein.ru/wp-content/uploads/2015/11/Prognoz-razvitiya-razlichnyih-kategoriy-hozyaystv-na-period-do-2020-g..pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.