Научная статья на тему 'Социально-экономическая политика рисков в управлении продовольственной безопасностью сельского хозяйства в России'

Социально-экономическая политика рисков в управлении продовольственной безопасностью сельского хозяйства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НОВЫЕ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РИСКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОНЪЮНКТУРА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО РЫНКА / FOOD SAFETY / NEW INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS OF FOOD SECURITY / FOOD SAFETY RISKS / STATE SUPPORT / AGRICULTURAL MARKET CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова И.Ю.

Данная статья посвящена стратегии и тактике продовольственной безопасности, независимости России, которая обеспечивается новыми социально-экономическими, природными, экологическими, политическими факторами внутренними и внешними, сопровождается новыми рисками. Государство внедряет, поддерживает меры защиты сельскохозяйственной отрасли в продовольственной безопасности: ускоренное импортозамещение, модернизация сельского хозяйства, инновации, инвестиции для повышения производительности, конкурентоспособности в нарастающей экономической, социальной, политической и природно-климатической нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic policy risks in the management of food security in agriculture in Russia

This article focuses on the strategy and tactics of the food security and independence of Russia, which is provided by the new socio-economic, natural, environmental, political factors internal and external, is accompanied by new risks. State implements, supports the protection of the agricultural sector in food safety: accelerated import substitution, agricultural modernization, innovations, investments to increase productivity and competitiveness in the growing economic, social, political, and natural and climatic instability.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая политика рисков в управлении продовольственной безопасностью сельского хозяйства в России»

 Синергия. 2016. № 5.

Экономика, организация и управление

предприятиями, отраслями,

комплексами

УДК 338.242.42

И.Ю. Солдатова

Ii fr Ä ШЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РИСКОВ В УПРАВЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ

Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов

1 ! 1 t i * i Аннотация: Данная статья посвящена стратегии и тактике продовольственной безопасности, независимости России, которая обеспечивается новыми социально-экономическими, природными, экологическими, политическими факторами - внутренними и внешними, сопровождается новыми рисками. Государство внедряет, поддерживает меры защиты сельскохозяйственной отрасли в продовольственной безопасности: ускоренное импортозамещение, модернизация сельского хозяйства, инновации, инвестиции для повышения производительности, конкурентоспособности в нарастающей экономической, социальной, политической и природно-климатической нестабильности. Ключевые слова: продовольственная безопасность, новые внутренние и внешние факторы продовольственной безопасности, риски продовольственной безопасности, государственная поддержка, конъюнктура сельскохозяйственного рынка.

! UDC 338.242.42 I. Y. Soldatova

SOCIO-ECONOMIC POLICY RISKS IN THE MANAGEMENT OF FOOD SECURITY IN AGRICULTURE IN RUSSIA All-Russian Scientific Research Institute of Economics and regulations Abstract: This article focuses on the strategy and tactics of the food security and independence of Russia, which is provided by the new socio-economic, natural, environmental, political factors - internal and external, is accompanied

by new risks. State implements, supports the protection of the agricultural sector in food safety: accelerated import substitution, agricultural modernization, innovations, investments to increase productivity and competitiveness in the growing economic, social, political, and natural and climatic instability.

Keywords: food safety, new internal and external factors of food security, food safety risks, state support, agricultural market conditions.

Целью продовольственной безопасности является обеспечение страны безопасной, в количественном и качественном аспекте, сельскохозяйственной продукцией. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, наличие необходимых резервов и запасов.

Основные задачи российского государства в обеспечении продовольственной безопасностью, независимо от изменения внешних и внутренних условий это:

- развитие отечественного производства сырья и продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

- прогнозирование и предотвращение от внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет внедрения прогрессивных экологически безопасных технологий, постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами посредством мониторинга, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

- обеспечение физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в соответствии с установленными рациональными нормами потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Социально-экономическая политика продовольственной безопасности и независимости осуществляется в условиях инфляции, при негативной макроэкономической и микроэкономической ориентации, ухудшающемся климатите, экологических условиях. Поэтому инновационную стратегию модернизации

сельского хозяйства необходимо признать безусловным приоритетом развития страны. Рост поддержки сельского хозяйства России государственным бюджетом, региональным бюджетом, федеральные и региональные программы, субсидии представляют особенно важное значение.

Развитие сельского хозяйства России характеризуется социально-

экономическим ростом, но рост крайне неустойчив, изменчив в экономическом, природном, социальном, политическом плане. Реальный ВВП России в 2014 г. вырос на 0,6 %, это небольшой рост. Была выполнена половина целевых индикаторов реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы (Табл. №1)[1;1-15].

Рост зарубежных санкций по ограничению или запрету ввоза продуктов в Россию вызвал ответную меру российского государства - ускоренное импорто-замещение. Это даёт возможность отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям заполнить рынок в количестве и качестве национальной сельскохозяйственной продукцией. Эта политика высоко затратна, требует большого количества качественных производственно-экономических ресурсов.

Правительство РФ выделяет на развитие сельского хозяйства России в 2016 году 237 млрд. рублей. Средства направят на реализацию части Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Такого уровня финансирования будет достаточно для поддержки всех основных направлений сельского хозяйства. Общая сумма обеспечения для реализации программы составляет 1,520 трлн руб. Сумма субси-

ностью вытеснить продукты, которые импортируются из-за рубежа.

дий на 2016-ый год была запланирована на уровне 186,0 млрд руб. Министр сельского хозяйства дал указание пол-

Таблица 1

_Выполнение основных показателей Государственной программы России

Основные целевые показатели

1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году,%

2. Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, %_

3. Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, %_

4. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, %_

5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (к предыдущему году), %_

6. Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), %_

7. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве, руб.

2013

105,8

111,2

100,6

101,0

92,0

13,0

16853

2014

целевой

показа

тель

102,5

102,9

102,0

103,1

104,1

12,0

17584

предварительные данные

уровень выполнения

103,7

105,0

102,1

102,5

94,5

7,3

17627

1,2 п.п.

2,1 п.п.

0,1 п.п.

-0,6 п.п.

-9,6 п.п.

-4,7 п.п.

100,2%

Россия может не получить объёмы продукции в рамках программы импор-тозамещения. Причина заключается в том, что при производстве зачастую используется импортное сырьё из стран, в отношении которых действует эмбарго. Авторская концепция включает восемь принципов:

1) обеспечивать Доктрину Продовольственной безопасности, экологические условия, ухудшение природных катаклизмов;

2) обеспечивать ускоренное импор-тозамещение в результате международных санкций;

3) влиять на инфляцию, интеграционные процессы, с целью обеспечения устойчивого роста продовольствия;

4) избегать создания неопределенности или ненужных рисков;

5) создавать надлежащие стимулы, побуждающие людей и учреждения к самостоятельному планированию, к подготовке, избегая при этом перекладывания рисков на других;

6) ориентироваться на долгосрочную перспективу в вопросах управления рисками при создании институциональных механизмов, не ограниченных рамками политических циклов;

7) повышать гибкость в рамках четкой и предсказуемой институциональной структуры;

8) защищать уязвимые слои населения, создавая при этом стимулы для роста их экономической активности при сохранении устойчивости бюджета [2;41-43]. Авторский научный анализ представлен в таблице 2.

Таблица 2

SWOT анализ управления рисками продовольственной безопасности

Strengths (сильные стороны)

Weaknesses (слабые стороны)

Возможность эффективного управления внутренними и внешними рисками продовольственной безопасности сельского хозяйства России;

Адекватная стратегия риска, включающая четыре компонента: знания, защиту, страхование и адаптацию;

Взаимные, симбиотические отношения между государством, гражданским обществом, частным сектором и международным сообществом в преодолении возможностей риска в сельском хозяйстве;

Главное значение государства для содействия управлению рисками должно руководствоваться следующими принципами, основанными на международном передовом опыте.

Понижение уровня благосостояния из-за падения курса рубля;

Снижение уровня инвестиций;

Глобальное катаклизмы;

потепление,

природные

Безработица, инфляция в сельском хозяйстве России;

Opportunities (возможности)

Threats (угрозы)

Повышать устойчивость к рискам сельского хозяйства: применяя сбалансированный подход, меры структурной политики, предупредительные меры, страхование, просвещение, обучение и эффективные нормы регулирования;

Институциональная структура, позволяющая принимать меры обоснованного управления рисками сельского хозяйства;

Возможность синергии, альтернативы и приоритетов управления различными видами риска в различных ситуациях с неизменной целью - стимулировать развитие сельского хозяйства России;

Управление инструментами риска (повышение информированности, страхование урожая и диверсификация занятости и т.д.) способствует созданию новых возможностей для социально-экономического роста в сельском хозяйстве, помогает гражданам смягчить риск;

Международные санкции в сельском хозяйстве;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сокращение инвестиций в сельское хозяйство России;

Снижение курса рубля сельскохозяйственного рынка;

для

Реализация ёмкого количественного и качественного производственного потенциала Евразийского экономического союза (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) будет зависеть от уровня синхронности работы законодательных и исполнительных органов. Основным принципом функционирования интегрированного Союза становится синер-

гия объединения в общих экономических интересах. Для решения проблем интегрированной продовольственной безопасности необходима разработка и реализация комплекса организационно-экономических мер: разработка совместного продовольственного баланса; формирование и использование совместного стабилизационного фонда; поэтапное

создание единой межгосударственной товарной системы; создание конъюнктурного центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации; создание межгосударственных объединений, совместных предприятий, отраслевых, продуктовых ассоциаций, союзов.

В продовольственной безопасности Евразийского экономического союза, следует выделить ряд направлений, по которым предстоит выйти на согласованные позиции:

1. Снижение неоправданной конкуренции между странами на основе разработки продовольственных балансов, принятия других организационно-экономических механизмов;

2. Формирование общей товарной системы для продвижения сельскохозяйственной продукции на внутренние и внешние рынки, учитывая снижение совокупных издержек;

3. Координация экспортных операций для повышения экономической заинтересованности сельскохозяйственных производителей;

4. Разработка единой схемы размещения и специализации производства сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;

5. Формирование межгосударственных экономических механизмов стимулирования развития сельского хозяйства в целях увеличения внутреннего потребления и формирования экспортного потенциала;

6. Синхронизация нормативного и правового обеспечения стандартизации жизнеобеспечения сельского населения; координация и разработка планов совместных исследований в области технологии и экономики сельскохозяйственного производства.

В условиях глобализации важное значение приобретает развитие и расширение интеграционных процессов между государствами, входящими в Евразийский экономический союз с 2015 года. Необходимо совершенствование принятой согласованной, скоор-

динированнои сельскохозяйственной политики ЕАЭС. Часть функций экономического регулирования придется передавать от национальных к межгосударственному коллективному органу управления. При этом каждая страна имеет равный голос.

PEST анализ сельскохозяйственного рынка выявляет значимые факторы, представляет оценку степени влияния этих факторов на рынок отрасли сельского хозяйства (таблица 3).

Таким образом, можно сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Роль государства в управлении рисками и возможностями продовольственной безопасности России определяется основными внутренними и внешними факторами. Главное значение государства в управлении заключается в том, что оно должно руководствоваться следующими принципами, основанными на международном передовом опыте. Государственная возможность синергии, альтернативы, приоритетов управления различными видами рисков в различных ситуациях с целью - стимулировать развитие сельского хозяйства России, даёт меры для стабильного и устойчивого экономического роста. Управление инструментами риска (повышение информированности, страхование урожая и диверсификация занятости и т.д.) - способствует созданию новых возможностей для социально-экономического роста, помогает смягчить риск.

2. Государственные социально-экономические возможности продовольственной безопасности, независимости России сопряжены с новыми внутренними и внешними факторами, рисками. Это различного характера факторы: международные запрещающие, ограничивающие санкции ввоза сельскохозяйственной продукции в Россию, интеграция в Евразийском экономическом союзе, экологические факторы и т.д. Воздействие на сельское хозяйство оказывают макроэкономические риски, в том числе связанные с конъюнктурой мирового рынка. Риски достижения продовольственной безопас-

ности сопряжены с низким уровнем доходов значительной части населения, инфляцией, неразвитостью инфраструктуры, износом основных производственных фондов, дефицитом соци-

альных и производственных кадров в сельском хозяйстве, неэффективной системой управления, ухудшением воспроизводственных возможностей у производителей.

Таблица 3

PEST анализ сельскохозяйственного рынка

Факторы внутренней и внешней среды Влияние факторов на конъюнктуру рынка

Политические

Законодательная база; Государственные стандарты и нормы; Таможенное законодательство; Государственное регулирование; Повышать устойчивость к рискам сельского хозяйства, применяя сбалансированный подход, меры структурной политики, предупредительные меры, страхование, просвещение, обучение и эффективные нормы регулирования;

Социальные

Ухудшение материального положения населения России; Сокращение денежных доходов населения; Институциональная структура, позволяющая принимать меры обоснованного управления рисками сельского хозяйства;

Технологические

Преобладание ручного труда; Неэффективная обработка земли; Развитие технологий в потребительском сегменте (производство продуктов питания); Управление рисками позволяет избежать технологические потери, предотвращает регресс в области развития;

Экономические

Возможность эффективного управления внутренними и внешними факторами, рисками продовольственной безопасности сельского хозяйства России; Возможность синергии, альтернативы и приоритетов управления различными видами риска в различных ситуациях с неизменной целью - стимулировать развитие сельского хозяйства России;

Адекватная стратегия риска, включающая четыре компонента: знания, защиту, страхование и адаптацию; Управление инструментами риска (повышение информированности, страхование урожая и диверсификация занятости и т.д.) способствует созданию новых возможностей роста, помогает смягчить риск;

Главное значение государства для содействия управлению рисками должно руководствоваться следующими принципами, основанными на международном передовом опыте. Управление рисками способствует созданию новых возможностей. Повышение информированности, страхование урожая и диверсификация занятости могут помочь смягчить риск. Благодаря возможности смягчить риск люди, особенно малоимущие, могут преодолеть неприятие риска и проявить большую готовность участвовать в новых многообещающих начинаниях.

3. Формирование затрат бюджета, как основного фактора в поддержке сельского хозяйства, происходит без

достаточных экономических обоснований, без учета продовольственной безопасности. При рассмотрении проекта фе-

дерального бюджета необходимо увидеть связь возможностей производства продовольствия с установленными нормами прожиточного минимума потребительской корзины, минимальной оплаты труда, социальных выплат.

4. Рост зарубежных санкций вызвал ответную меру российского государства - ускоренное импортозамещение. Это даёт возможность отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям заполнить рынок увеличением качественной продукцией, но эта политика высоко затратна, требует количественного и качественного увеличения производственно-экономических ресурсов, продовольственная безопасность России будет сопровождаться ростом продовольственной независимости.

5. Необходимо комплексное развитие сельскохозяйственной политики в контексте ускоренного импортозаме-щения. Это надо сделать по каждому виду продовольствия, каждому виду

импортируемых материально-

технических ресурсов, с учетом эффективности основных инструментов организационно-экономического механизма, призванного обеспечить решение задачи импортозамещения.

6. В условиях глобализации, кризисных процессов во многих странах мира, важное значение приобретает развитие и расширение интеграционных процессов между государствами, входящими в Евразийский экономический союз с 2015 года. Необходимо совершенствование принятой согласованной, скоординированной сельскохозяйственной политики ЕАЭС. Часть функций экономического регулирования придется передавать от национальных к межгосударственному коллективному органу управления. При этом каждая страна имеет равный голос.

Список литературы

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120.

2. Постановление правительства РФ от 19.12. 2014 г. № 1421, Москва, "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".

3. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. N 778 г., Москва, "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", август 2014.

4. Мониторинг объёмов и стоимостных показателей импорта чувствительных товаров на территорию РФ во исполнение п. 6.2 Плана действий Правительства РФ, направленного на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства РФ в ВТО, утвержденного 18. 10. 2012 № 6, 23. 03. 2015 г.

5. Ушачев И.Г. Доклад на конференции «Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в условиях международной и региональной интеграции», российской агропромышленной выставки «Золотая осень», ФГБНУ ВНИИЭСХ, Москва, 10 октября, 2014; Агропродовольственный сектор России в условиях санкций: проблемы и возможности. Московский экономический форум, 26 марта 2015, Москва

6. Soldatova I., Ovchinnikov V., and others, The Management of the Agriculture of Russia While Maintaining Food Security in the Globalization // Journal "China-USA Business Review". David Publishing Company. Volume 10. Number 9. September, 2011. USA.

7. Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы. Научная монография, Москва, ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства», 2015.

Информация об авторе:

Information about author:

Солдатова Ирина Юрьевна,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБНУ "Всероссийский НИИ экономики и нормативов", профессор "Высшая школа бизнеса в Южном федеральном университете", Ростов на Дону, Россия

Soldatova Irina Yurievna,

Doctor of Economic Sciences, Chief Researcher «All-Russian Scientific Research Institute of Economics and Regulations», professor "Graduate School of Business at South Federal University", Rostov-on-Don, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.