Научная статья на тему 'Государственная политика приоритетов в условиях волантильного рынка России в сельском хозяйстве'

Государственная политика приоритетов в условиях волантильного рынка России в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
37
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление сельским хозяйством / риски и возможности / государственная поддержка / продо-вольственная безопасность / зарубежные санкции / ускоренное импортозамещение / модернизация / инвестиции и ин-новации / risks and opportunities / government support / food security / foreign sanctions / accelerated import substitu-tion / modernization / investment and innovation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика приоритетов в условиях волантильного рынка России в сельском хозяйстве»

Солдатова И.Ю.

д.э.н., гл.н.с. ВНИИ экономики и нормативов, профессор Высшей школы бизнеса ЮФУ, Ростов-на-Дону

sold@aaanet.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРИОРИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЛАНТИЛЬНОГО

РЫНКА РОССИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Ключевые слова: управление сельским хозяйством, риски и возможности, государственная поддержка, продовольственная безопасность, зарубежные санкции; ускоренное импортозамещение; модернизация; инвестиции и инновации.

Keywords: risks and opportunities, government support, food security, foreign sanctions; accelerated import substitution; modernization; investment and innovation.

В июне 2015 года Правительством РФ рассмотрен план деятельности Минсельхоза России на 2013-2018 годы. Пятилетний план сельскохозяйственного производства России включает шесть целей:

1) рост производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающий продовольственную независимость страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности РФ;

2) увеличение производства рыбной продукции;

3) повышение качества жизни и комфортности проживания в сельской местности;

4) поддержка малых форм хозяйствования;

5) обеспечение эпизоотического благополучия территории Российской Федерации и осуществление ветеринарного и фитосанитарного надзора сельскохозяйственной продукции;

6) воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов.

В результате, предусмотрено увеличить производство продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2018 году по отношению к 2012 году на 15,2%, в том числе продукции растениеводства - на 15,5%, животноводства -на 14,7%; довести объем производства рыбной продукции до 4,59 млн. тонн. За счет реализации инвестиционных проектов будет создано 325 тысяч новых рабочих мест. Выполнение мероприятий по социальному развитию села и реализация инвестиционных проектов позволят ввести 4,4 млн. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 2,45 млн. кв. м; общеобразовательных учреждений на 19 тыс. ученических мест, открыть 651 фельдшерско-акушерский пункт; уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой довести до 61,8%, уровень газификации домов сетевым газом - до 59,7%.

Правительство РФ выделит на развитие сельского хозяйства России в 2016 году 237 млрд. рублей. Средства направят на реализацию части Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Такого уровня финансирования будет достаточно для поддержки всех основных направлений сельского хозяйства [1; 1-8].

Государственная программа действует с 2013-го года и продлится до 2020-го года. Общая сумма обеспечения для реализации программы составляет 1,520 трлн. руб., до 2014-го года она составляла 1,509 трлн. руб. В то же время, ранее сумма субсидий на 2016-й год была запланирована на уровне 186,0 млрд. руб. 7 июля министр сельского хозяйства дал указание полностью вытеснить продукты, которые импортируются из-за рубежа. В течение пяти лет в рамках госпрограммы производители получат около 2 трлн. руб., а из-за продовольственного эмбарго в отношении США и ЕС в стране наблюдается стабильный рост сельскохозяйственного производства.

Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства, в том числе финансовой, определяется особенностями сельского хозяйства, требующими создания возможностей для стимулирования роста эффективности ее функционирования.

Согласно анализу, проведенному в Докладе о мировом развитии на 2014 год, для повышения качества социальной защиты, общественных благ и государственной политики, имеющих основополагающее значение для содействия осуществляемому людьми управлению рисками, государство может руководствоваться в своих действиях несколькими ключевыми принципами. Авторская концепция включает восемь принципов: 1) обеспечивать реализацию Доктрины продовольственной безопасности, необходимые экологические условия; 2) обеспечивать ускоренное импортоза-мещение; 3) влиять на инфляцию, интеграционные процессы с целью обеспечения устойчивого роста продовольствия; 4) избегать создания неопределенности или ненужных рисков; 5) создавать надлежащие стимулы, побуждающие людей и учреждения к самостоятельному планированию и деятельности без перекладывания рисков на других; 6) ориентироваться на долгосрочную перспективу в вопросах управления рисками при создании институциональных механизмов, не ограниченных рамками политических циклов; 7) повышать гибкость в рамках четкой и предсказуемой институциональной структуры; 8) защищать уязвимые слои населения, создавая при этом стимулы для роста их экономической активности при сохранении устойчивости бюджета.

Таблица 1

SWOT анализ государственного управления рисками и возможностями сельского хозяйства1

Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны)

Возможность эффективного управления внутренними и внешними рисками сельского хозяйства России; Адекватная стратегия риска, включающая четыре компонента: знания, защиту, страхование и адаптацию; Взаимные, симбиотические отношения между государством, гражданским обществом, частным сектором и международным сообществом в преодолении возможностей риска в сельском хозяйстве; Государство в содействии управлению рисками должно руководствоваться принципами, основанными на международном передовом опыте. Понижение уровня благосостояния из-за падения курса рубля; Снижение уровня инвестиций; Глобальное потепление, природные катаклизмы; Безработица, инфляция в сельском хозяйстве России;

Opportunities (возможности) Threats (угрозы)

Повышение устойчивости в отношении рисков сельского хозяйства на основе сбалансированного подхода, мер структурной политики, предупредительных мер, страхования, просвещения, обучения и эффективного регулирования; Институциональная структура, позволяющая принимать меры обоснованного управления рисками сельского хозяйства; Возможность синергии, альтернативы и приоритетов управления различными видами риска в различных ситуациях с неизменной целью - стимулировать развитие сельского хозяйства России; Управление инструментами риска (повышение информированности, страхование урожая и диверсификация занятости и т.д.) способствует созданию новых возможностей для социально-экономического роста в сельском хозяйстве, помогает гражданам смягчить риск. Международные санкции в сельском хозяйстве; Сокращение инвестиций в сельское хозяйство России; Снижение курса рубля для сельскохозяйственного рынка;

Таблица 2

Выполнение основных показателей Государственной программы сельского хозяйства России2

Основные целевые показатели 2013 г. 2014 г.

показатель предварительные данные уровень выполнения

1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году,% 105,8 102,5 103,7 1,2 п.п.

2. Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 111,2 102,9 105,0 2,1 п.п.

3. Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 100,6 102,0 102,1 0,1 п.п.

4. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 101,0 103,1 102,5 -0,6 п.п.

5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (к предыдущему году), % 92,0 104,1 94,5 -9,6 п.п.

6. Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), % 13,0 12,0 7,3 -4,7 п.п.

7. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве, руб. (%) 16 853 17 584 17 627 100,2%

Природные ресурсы и условия являются объективной предпосылкой сельскохозяйственного производства, влияют на его развитие, специализацию и эффективность. На современном этапе развития сельского хозяйства страны при ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсах преодоление аграрного кризиса возможно на основе эффективного использования природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал - совокупность естественных ресурсов, являющихся основой экономического развития территории. Это очень важная для каждой страны и ее регионов характеристика, отражающая размещение природных ресурсов, обеспеченность ими отдельных отраслей народного хозяйства, их влияние на формирование хозяйственной специализации и пространственной организации территории. Доля природно-ресурсного потенциала в национальном богатстве России составляет около 85%. Важнейшим направлением формирования эффективной системы государственного регулирования является разработка и стимулирование стратегии адаптивной системы интенсификации сельскохозяйственного производства в регионах, основной целью которой является максимальное использование потенциала устойчивости территориальных биосистем, природно-климатических условий. Обеспечение экологической безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия относится к уровню приоритетов. В России рынок экологически безопасной продукции только формируется. Охрана окружающей среды и стремление обеспечить население страны качественными, экологически безопасными продуктами должны быть главной целью экологической сертификации.

Для развития рынка экологически безопасной продукции необходимо разработать единые российские стандарты, которые возможно гармонизировать с зарубежными, установить правовое ограничение самодеклараций производителей, которые своей маркировкой вводят покупателей в заблуждение (обеспечить все основания для обращения в

1 Составлено автором.

2 Рассчитано автором по государственной статистике.

суд в случаях незаконного самодекларирования свойств «экологичности» продукции/услуги), а также создать государственную систему признания органов по сертификации.

Выводы и рекомендации

1. Государство в управлении рисками сельского хозяйства России должно руководствоваться принципами, основанными на международном передовом опыте. Управляющее воздействие со стороны государства призвано стимулировать развитие сельского хозяйства России, содействовать его стабильному и устойчивому экономическому росту. Управление инструментами риска (повышение информированности, страхование урожая и диверсификация занятости и т.д.) - способствует созданию новых возможностей для социально-экономического роста, помогает гражданам смягчить риск.

2. Государственная политика в области сельского хозяйства должна обеспечивать эффективное воздействие на экономические процессы в отрасли, содействовать инвестиционным и инновационным процессам в условиях экономической, политической, природно-ресурсной, экологической неопределённости. Имеющиеся риски в отрасли усиливаются международными санкциями. Продукция российского сельского хозяйства вынуждена конкурировать с продукцией, произведенной в зарубежных государствах с высокой степенью бюджетной поддержки. Это обусловливает необходимость усиления государственной поддержки сельского хозяйства в нашей стране для создания равных конкурентных условий.

3. Стратегия развития российского сельского хозяйства базируется на активной государственной поддержке; на сочетании методов и инструментов рыночного и государственного регулирования инвестиционных процессов; на обоснованном выборе приоритетных направлений развития сельского хозяйства; на поддержке инновационного развития; на развитии и совершенствовании информационно-консультационной деятельности; на совершенствовании конкурсной системы экспертизы и отбора инновационных проектов и программ при учете рисков экономических, политических, природно-ресурсных, внутренних и внешних факторов.

4. Методология управления в сельском хозяйстве должна сочетать институциональный и синергетический подходы; учитывать системные свойства сельскохозяйственной экономики как сложного объекта управления; базироваться на методологических принципах управления: на системной взаимосвязи, социальных приоритетах, институциональной согласованности, комплексности и непрерывности; ориентироваться на преимущественное применение моделей адаптивного управления, включать в себя систему критериев комплексной оценки эффективности сельского хозяйства на разных уровнях управления.

5. Государственная поддержка сельского хозяйства России должна быть направлена на поддержку воспроизводства системы социально-экономических отношений на селе и основываться на приоритетном использовании минимизирующих трансакционные и бюджетные издержки инструментов регулирования. Наиболее адекватной политикой поддержки государством сельскохозяйственного производства и обеспечивающих его условий является метод поддержки цен. Поддержка методами бюджетной политики может быть эффективной только при условии эффективной координации усилий органов федерального и местного управления, наличии соответствующих механизмов контроля целевого адресного использования бюджетных средств.

6. Деятельность сельского хозяйства ограничивается следующими факторами: длительная окупаемость инвестиций, связанная с производственными циклами; накопленные последствия хронического диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и потребляемые материально-технические ресурсы; ограниченный платежеспособный спрос на продукцию отрасли; неконтролируемый рост цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, транспортные издержки и др. Несмотря на осуществляемые государством мероприятия, нацеленные на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, сохраняются крайне неблагоприятные финансово-экономические условия функционирования сельского хозяйства: международные санкции, нестабильность рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; отсутствие механизма страхования предпринимательских рисков сельскохозяйственного производства; острый дефицит в научном производстве (НИИ, вузы сельского хозяйства) в высококвалифицированных кадрах.

7. Инструментами государственной поддержки сельского хозяйства России являются меры косвенной поддержки сельской экономики, предусмотренные рамками «зеленой» корзины Соглашения по сельскому хозяйству. Они связаны с обустройством сельских территорий и созданием условий комфортного проживания граждан на селе:

- развитие сельской инфраструктуры: транспорта, связи, энергетического обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, спорта, медицины и т.д. Без этого трудно ожидать, что мы остановим опустынивание и деградацию сельских территорий;

- снижение уровня коррупции;

- развитие человеческого капитала, создание нематериальных активов, подготовка кадров. Развитие массового изобретательства и рационализаторства, поощрение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в качестве основы для модернизации сельскохозяйственного машиностроения;

- улучшение, мелиорация земель, экологическое и ландшафтное и точное земледелие, сохранение среды обитания и биологического разнообразия и т.п.

8. Рост зарубежных санкций вызвал необходимость ускоренного импортозамещения. С одной стороны, это даёт возможность отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям заполнить рынок качественной продукцией, с другой стороны - эта политика высоко затратна, требует количественного и качественного увеличения производственно-экономических ресурсов. Если это произойдёт, тогда продовольственная безопасность России будет сопро-

вождаться ростом продовольственной независимости. В дальнейшем, с учетом роста количества продукции и повышения ее качества увеличится доля экспорта.

9. Обеспечение продовольственной безопасности России сопряжено с новыми внутренними и внешними факторами рисков и угроз: экономические, социальные, политические и производственные; природные, погодные и техногенные; инновационные, факторы модернизации и т.д. Это факторы различного характера, например, международные запрещающие или ограничивающие санкции ввоза сельскохозяйственной продукции в Россию, интеграция в рамках Евразийского экономического союза. Воздействие на сельское хозяйство оказывают макроэкономические риски, в том числе связанные с конъюнктурой мирового рынка. Угрозы в отношении продовольственной безопасности сопряжены с низким уровнем доходов значительной части населения, инфляцией, неразвитостью инфраструктуры, износом основных производственных фондов, дефицитом социальных и производственных кадров в сельском хозяйстве, неэффективной системой управления, ухудшением воспроизводственных возможностей у производителей.

10. В целях повышения продовольственной безопасности целесообразно значительно увеличить объем субсидий на ускоренное импортозамещение. Для решения задачи ускоренного импортозамещения надо, в первую очередь, обеспечить увеличивающиеся необходимые затраты на социально-экономический потенциал сельского хозяйства: на рост средств производства и оборудования, производственную и социальную инфраструктуру, на условия и сроки инвестиционного кредитования на строительство, на реконструкцию и модернизацию животноводческих помещений; на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования. Предприятиям, реализующим проекты по строительству животноводческих комплексов, необходимо предоставить рассрочку на срок до 15 лет. Следует также разработать дополнительные компенсирующие меры, направленные на закрепление трудовых ресурсов на селе и на развитие трудового потенциала, в т.ч. на развитие сельскохозяйственной науки и т.д. Необходимо выделять жителям сельского хозяйства продолжительные, длительные кредиты, чтобы тем, кто берет кредит, можно было его вернуть.

11. В условиях глобализация кризисных процессов во многих странах мира, особое значение приобретает развитие интеграционных процессов между государствами, входящими в Евразийский экономический союз. Основным принципом функционирования этого Союза становится синергия объединения в общих интересах, позволяющая одновременно обеспечить уровень динамичного развития этого Союза и каждой страны-участницы. Для решения проблем интегрированной продовольственной безопасности необходима разработка и реализация комплекса организационно-экономических мер, в том числе и рассмотренных в данной статье. Необходимо совершенствование принятой согласованной, скоординированной сельскохозяйственной политики ЕАЭС. Часть функций экономического регулирования придется передать от национальных к межгосударственному коллективному органу управления.

12. Природно-ресурсный потенциал оказывает существенное влияние на различные стороны территориальной организации и развития сельскохозяйственного производства. В сельском хозяйстве действует закон равнозначности и незаменимости факторов жизни растений. На уровень развития сельскохозяйственного производства оказывают влияние факторы, которые могут быть разделены на три группы: природно-ресурсный потенциал, экономические ресурсы и методы государственного регулирования. Развитие сельскохозяйственного производства проявляется при сохранении плодородия почв в увеличении урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, рентабельности и улучшении финансового состояния сельскохозяйственных организаций.

Список литературы

1. План деятельности Министерства сельского хозяйства РФ на 2013-2018 годы. - М., 2015.

2. Обзор Доклада о мировом развитии 2014: Риски и возможности - управление рисками в интересах развития / Всемирный банк. -

Вашингтон, 2013. - http://siteresources.worldbank.org/EXTNWDR2013/Resources/8258024-1352909193861/8936935-13560114482 15/8986901-13807303 52432/RUS_StandaloneOverview.pdf;

3. Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы. Монография. - М.: ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сель-

ского хозяйства», 2015.

4. Ушачев Д. О ходе реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и

на период до 2020 года», декабрь, 2015;\.

5. Солдатова И.Ю. Управление сельским хозяйством России с учетом новых внутренних и внешних факторов роста // Россия: тен-

денции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов, Д.В. Ефременко. - М., 2016. - Ч. 1. - С. 423-427.

6. Солдатова И.Ю. Ускоренное импортозамещение в политике продовольственной безопасности // Наука и образование: хозяйство

и экономика; предпринимательство; право и управление. - Ростов на Дону, 2015. - № (63).

7. Солдатова И.Ю. Эффективность использования социально-экономического потенциала для устойчивого развития сельских тер-

риторий // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. - № 2.

8. Soldatova I., Ovchinnikov V., Chernishev M., Kuznesov N. The Management of the Agriculture of Russia While Maintaining Food Secu-

rity in the Globalization // China-USA Business Review. 2011. - Vol. 10, N 9, September. - P. 785-792; Soldatova I., Ovchinnikov V., Kuznesov N., Lisochenko A. State Support of Russian Agroindustrial Complex at the Federal and Regional Levels on Entering the Global Market // Journal of Food Science and Engineering. - 2012. - N 2; Soldatova I. Investments in the Russian Agriculture under the Economic, Political Volatility. 2015. - Vol. 3, N 1-2, February (with Kuznetsov N., Kuznetsov V.).

9. Russia Agribusiness Report. 2014. - P. 10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.