Раздел 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Солдатова И.Ю., д.э.н., проф., гл. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов, проф.-конс. Высшей школы бизнеса в Южном федеральном университете
В России продовольственная безопасность и независимость сопровождается новыми внутренними и внешними факторами на федеральном и региональном уровнях. «Зерном, картофелем, растительным маслом и сахаром Россия обеспечивает себя в полном объеме, а вот с мясом, молоком и солью есть определенные проблемы: например, вместо необходимых 90% молока в стране производят только 77,4%» [1; 1]. Государством внедряются и поддерживаются новые меры защиты сельскохозяйственной отрасли в продовольственной безопасности: ускоренное импортоза-мещение, модернизация сельского хозяйства, инновации, инвестиции для повышения производительности, конкурентоспособности в нарастающей экономической, социальной, политической и природно-климатической изменчивости. Во внешней социально-экономической политике - членство в ВТО, интеграция в Евразийский экономический союз, глобализация сельскохозяйственной отрасли, зарубежные
Таблица 1
Рост зарубежных санкций по ограничению или запрету ввоза продуктов в Россию вызвал ответную меру ускоренного импорто-замещения. С одной стороны, это даёт возможность отечественным сельскохозяйствен-
санкции по продовольствию в Россию. Экономическая политика продовольственной безопасности и независимости осуществляется при большой инфляции. Инновационную стратегию модернизации сельского хозяйства необходимо признать безусловным приоритетом развития страны. Поэтому рост поддержки сельского хозяйства России государственным бюджетом, региональным бюджетом, федеральные и региональные программы, субсидии представляют, особенно важное значение.
Развитие сельского хозяйства России характеризуется социально-экономическим ростом, поступательным развитием, но рост крайне неустойчив, изменчив в экономическом, природном, социальном, политическом плане. Реальный ВВП России в 2014 г. вырос на 0,6 %, это небольшой рост. Была выполнена половина целевых индикаторов реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2012-2020 гг. (табл. 1) [5; 1-15].
ным товаропроизводителям заполнить рынок в количестве и качестве национальной сельскохозяйственной продукцией, с другой стороны - эта политика высоко затратна, требует боль-
- Выполнение основных показателей Государственной программы сельского хозяйства РФ
Основные целевые показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г.
целевой показатель предварительные данные уровень выполнения
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 95,2 105,8 102,5 103,7 1,2 п.п.
2. Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 88,3 111,2 102,9 105,0 2,1 п.п.
3. Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 102,8 100,6 102,0 102,1 0,1 п.п.
4. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 104,3 101,0 103,1 102,5 -0,6 п.п.
5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (к предыдущему году), % 100,6 92,0 104,1 94,5 -9,6 п.п.
6. Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), % 12,1 13,0 12,0 7,3 -4,7 п.п.
7. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве, руб. 14935 16853 17584 17627 100,2%
Источник: Рассчитано автором по материалам Российской государственной статистики.
шого количества качественных производственно-экономических ресурсов.
Реализация ёмкого количественного и качественного производственного потенциала Евразийского экономического союза (Белоруссия, Казахстан, Россия), в ближайшем будущем Киргизия, будет зависеть от уровня синхронности работы законодательных и исполнительных органов. Основным принципом функционирования интегрированного Союза становится синергия объединения в общих экономических интересах. Для решения проблем интегрированной продовольственной безопасности необходима разработка и реализация комплекса организационно-экономических мер: разработка совместного продовольственного баланса; формирование и использование совместного стабилизационного фонда; поэтапное создание единой межгосударственной товарной системы; создание конъюнктурного центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации; создание межгосударственных объединений, совместных предприятий, а также отраслевых, продуктовых ассоциаций, союзов хозяйствующих субъектов.
В продовольственной безопасности Евразийского экономического союза, следует выделить ряд направлений, по которым предстоит выйти на согласованные позиции: снижение неоправданной конкуренции между странами на основе разработки продовольственных балансов, принятия других организационно-экономических механизмов; формирование общей товарной системы для продвижения сельскохозяйственной продукции на внутренние и внешние рынки, учитывая снижение совокупных издержек; координация экспортных операций для повышения экономической заинтересованности сельскохозяйственных производителей; разработка единой схемы размещения и специализации производства сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов; формирование межгосударственных экономических механизмов стимулирования развития сельского хозяйства в целях увеличения внутреннего потребления и формирования экспортного потенциала; синхронизация нормативного и правового обеспечения стандартизации жизнеобеспечения сельского населения; координация и разработка планов совместных исследований в области технологии и экономики сельскохозяйственного производства.
Эти меры внутренних и внешних международных регуляторов социально-экономической политики позволяет на порядок уско-
рить продвижение России к продовольственной безопасности и независимости продукции и сырья сельского хозяйства.
В заключении позвольте сделать ряд кратких выводов и рекомендаций.
1. Социально-экономическая политика продовольственной безопасности России сопряжена с новыми внутренними и внешними факторами рисков. Это факторы различного характера, например, международные запрещающие или ограничивающие санкции ввоза сельскохозяйственной продукции в Россию, интеграция в Евразийском экономическом союзе. Воздействие на сельское хозяйство оказывают макроэкономические риски, в том числе связанные с конъюнктурой мирового рынка. Риски достижения продовольственной безопасности сопряжены с низким уровнем доходов значительной части населения, инфляцией, неразвитостью инфраструктуры, износом основных производственных фондов, дефицитом социальных и производственных кадров в сельском хозяйстве, неэффективной системой управления, ухудшением воспроизводственных возможностей у производителей.
2. Формирование затрат бюджета, как основного фактора в поддержке сельского хозяйства, происходит без достаточных экономических обоснований, без учета продовольственной безопасности. При рассмотрении проекта федерального бюджета необходимо увидеть связь возможностей производства продовольствия с установленными нормами прожиточного минимума потребительской корзины, минимальной оплаты труда, социальных выплат.
3. Рост зарубежных санкций вызвал меру ускоренного импортозамещения. С одной стороны, это даёт возможность отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям заполнить рынок увеличением качественной продукцией, с другой стороны - эта политика высоко затратна, требует количественного и качественного увеличения производственно-экономических ресурсов, продовольственная безопасность России будет сопровождаться ростом продовольственной независимости.
4. Необходимо комплексное развитие сельскохозяйственной политики в контексте ускоренного импортозамещения. Это надо сделать по каждому виду продовольствия, каждому виду импортируемых материально-технических ресурсов, с учетом эффективности основных инструментов организационно-экономического механизма, призванного обеспечить решение задачи импортозамещения.
5. В условиях глобализации, кризисных процессов во многих странах мира, важное значение приобретает развитие и расширение интеграционных процессов между государствами, входящими в Евразийский экономический союз с 2015 года. Необходимо совершенствование принятой согласованной, скоординированной сельскохозяйственной политики ЕАЭС. Часть функций экономического регулирования придется передавать от национальных к межгосударственному коллективному органу управления. При этом каждая страна имеет равный голос.
6. Эффективность региональной политики проявляется в ее гибкости, адресности, больших возможностях контроля за целевым использованием бюджетных средств. Региональная политика должна формироваться на основе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз продовольственной безопасности.
Источники
1. Первый Всероссийский форум Продовольственной безопасности. Ростов на Дону, июнь, 2015.
2. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. N 778 г., Москва, "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", август 2014.
3. Ушачев И.Г. Доклад на конференции «Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в условиях международной и региональной интеграции», российской агропромышленной выставки «Золотая осень», ФГБНУ ВНИИЭСХ, Москва, 10 октября, 2014; Агропродовольственный сектор России в условиях санкций: проблемы и возможности. Московский экономический форум, 26 марта 2015, Москва.
4. О продовольственной безопасности России, Москва, 01.07.2013, http://www.terraamlytica.ru/-Вэгит/.
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБЪЕМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
Грудкина М.А., бухгалтер, Грудкин А.А., к.э.н., доц., зам. нач. Департамента сельского хозяйства
Орловской области
Обеспечение эффективности бюджетных расходов, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, - одна из важнейших задач программно-целевого метода управления агропромышленным комплексом.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации установлены показатели результативности использования субсидий, с учетом достижения которых оценивается эффективность бюджетных расходов. Значения показателей результативности использования субсидий ежегодно устанавливаются субъекту Российской Федерации Минсельхо-зом России в соглашении о предоставлении субсидий. Так, в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1370, эффективность осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, оценивается в 2015 году на основании достижения значения показателя результативности использования субсидии
- производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей.
Ответственность субъекта Российской Федерации за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением в части выполнения и (или) достижения значений показателей результативности использования субсидии, порядок расчета объема средств, подлежащих возврату, сроки возврата, основания для освобождения от применения мер ответственности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации». В соответствии с данным постановлением, если объем производства молока за 2015 г. в субъекте Российской Федерации составит 80 % от предусмотренного соглашением, то из регионального бюджета в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, должно быть возвращено 20% полученной федеральной субсидии.
Повышение ответственности регионов за эффективное использование бюджетных