УДК 631.152.2:637.1/.3:338.246.027.2
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА
Грудкин А.А., кандидат экономических наук, заместитель начальника Управление сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области, Орел, Россия E-mail: [email protected]
Бабенкова С.Н., начальник отдела по работе с клиентами микробизнеса
Грудкина М.А., бухгалтер Орловский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк», Орел, Россия E-mail: s n [email protected], [email protected]
АННОТАЦИЯ
В ходе реализации государственных программ не остановлен спад объемов производства молока и численности коров, усиливается зависимость внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок молока и молочной продукции. Высокая капиталоемкость отрасли, низкая эффективность капитальных вложений, разбалансированность экономического механизма хозяйствования делают отрасль инвестиционно непривлекательной. Остается низкой инновационная активность в отрасли: только в 8 организациях Орловской области, производящих 23,5 % молока, применяется технология доения коров в доильном зале. Действующие меры государственной поддержки не обеспечивают расширенное воспроизводство молочного скотоводства на инновационной основе. Рассмотрен опыт предприятий, апробировавших технологии интенсивного молочного скотоводства. Повышение конкурентоспособности молочного скотоводства связано с привлечением инвестиций, обновлением материально-технической базы, внедрением в производство современных ресурсосберегающих технологий. Стимулировать эти процессы в ряде субъектов Российской Федерации позволяет применение различных механизмов государственной поддержки технической модернизации молочного скотоводства, финансируемых из региональных бюджетов. Рассмотрены предложения Национального союза производителей молока «Союзмолоко», которым подготовлен проект подпрограммы «Развитие производства молока и молочной продукции на 20152020 годы» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, отдельные мероприятия которой могли бы сыграть положительную роль в повышении инвестиционной привлекательности молочного скотоводства. Для повышения инновационной активности в отрасли и сокращения срока окупаемости инвестиционных проектов предлагается совершенствовать механизмы государственной поддержки производителей молока и возмещать из бюджета часть инвестиционных затрат. Учитывая объективную ситуацию в отрасли молочного скотоводства, необходима корректировка мер государственной поддержки производителей молока в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Орловская область, сельское хозяйство, государственная поддержка, молочное скотоводство, субсидии, техническая модернизация.
В ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы поголовье коров в Российской Федерации сократилось на 5,0 %,
целевой индикатор по объему производства молока выполнен на 91,5 % (за пять лет предусматривалось произвести 175 млн тонн молока, фактически произведено 160,2 млн тонн). Не остановлен спад объемов производства молока и численности коров и в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: в 2013 году объем производства молока в Российской Федерации составил 30,5 млн тонн, что на 6,1 % ниже целевого индикатора Госпрограммы.
Вступление России в ВТО и функционирование Таможенного союза ведут к усилению импорта на рынке молока и снижению конкурентоспособности отечественных производителей молока [6]. Так, в 2013 году импорт молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) по сравнению с 2012 годом увеличился до 9,4 млн. тонн (на 10,9%), в том числе молока и сливок сгущенных - до 214 тыс. тонн (в 1,3 раза), сливочного масла - до 142 тыс. тонн (на 20,7%), молока и сливок несгущенных - до 262 тыс. тонн (13,3%), сыра и творога - 431 тыс. тонн (7,6%). Одновременно значительно возросли импортные цены: на молоко и сливки сгущенные - на 34,6%, молоко и сливки несгущенные - на 26%, сливочное масло - на 22,7%, сыры и творог - на 8,4% [1].
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1948-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве, предусматривающий увеличение производства сельхозпродукции, сырья и продовольствия и снижение зависимости внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок молока и молочной продукции с 23,6% до 16,6% к 2020 году. Вместе с тем, по данным Росстата в результате сокращения производства молока на фоне увеличения импорта удельный вес отечественного молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) в общем объеме ресурсов с учетом переходящих запасов в 2013 году составил 72,7% при целевом показателе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы 80,7% и пороговом значении, установленном Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, - 90%.
Объективная ситуация в молочном скотоводстве свидетельствует о недостаточности и низкой эффективности мер государственного регулирования отрасли, включая механизмы и объемы государственной поддержки. Не решены ставшие уже системными проблемы отрасли - низкая операционная эффективность и низкая рентабельность инвестиций [5, 8].
Решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности отрасли невозможно без обеспечения роста инвестиционной привлекательности молочного скотоводства, технической и технологической модернизации производства молока, реализации эффективных механизмов государственной поддержки производителей молока [9].
Высокая капиталоемкость отрасли, низкая эффективность капитальных вложений, разбалансированность экономического механизма хозяйствования делают отрасль инвестиционно непривлекательной. Снижение инвестиционной активности в отрасли подтверждается сокращением ввода ферм и комплексов для крупного рогатого скота. Так, по данным Росстата ввод в действие помещений для крупного рогатого скота по Российской Федерации сократился со 153,07 тысяч скотомест в 2007 году до 65,7 тысяч скотомест в 2013 году или в 2,3 раза. В Орловской области в 2012-2013 годах не было введено ни одного помещения для крупного рогатого скота (рисунок 1).
Если в 2007-2008 годах объем инвестиций в основной капитал животноводства в Орловской области превышал 3,3 млрд. рублей, то в 2011 году он сократился в 5,7 раза и составил лишь 586,5 млн. рублей. Рост объема инвестиций в отрасли животноводства в 2012-2013 годах, соответственно до 1545,7 млн. рублей и 1815,1 млн. рублей, обусловлен интенсивным развитием в регионе отрасли свиноводства.
160 140 120 100 80 60 40 20 0
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
□ Российская Федерация □ Орловская область
Рисунок 1 - Введено в действие помещений для крупного рогатого скота, тыс. скотомест
Перспективы развития отрасли молочного скотоводства связаны, прежде всего, с привлечением инвестиций, обновлением материально-технической базы, внедрением в производство современных ресурсосберегающих технологий. Однако инновационная активность в отрасли продолжает оставаться низкой [11].
По данным за 2013 год из 80 сельскохозяйственных организаций Орловской области, осуществляющих производство молока, технология доения коров в доильном зале и молокопровод применяется в 44 организациях, на долю которых приходится 80,5% поголовья коров и 86,3% производимого в сельскохозяйственных организациях молока (таблица 1).
При этом только в 8 организациях, производящих 23,5% молока, применяется технология доения коров в доильном зале. В этих организациях средний надой молока на одну корову в 2013 году составил 5598 кг, что на 35,7% выше средней продуктивности коров по области. В сельскохозяйственных организациях с технологией доения коров в доильном зале трудоемкость производства молока на 46,1% ниже средней по совокупности и в 1,9 раза ниже средней по организациям с доением в переносные ведра. За счет более высоких качественных характеристик производимого молока цена реализации 1 ц молока в организациях, применяющих технологию доения коров в доильном зале, превышает среднеобластной уровень на 4,3%. В результате рентабельность реализации молока с субсидиями составила в 2013 году 40,8%, что на 9,3 процентных пункта выше средней по области и на 29,3 процентных пункта превышает рентабельность реализации молока в организациях, использующих технологию доения в переносные ведра.
Повышение конкурентоспособности и эффективности производства молока неразрывно связаны с внедрением современных ресурсосберегающих технологий, что подтверждает опыт предприятий, апробировавших технологии интенсивного молочного скотоводства.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» с 2006 года началась реализация двух крупных инвестиционных проектов в отрасли молочного скотоводства: строительство комплексов по производству молока в ЗАО «АПК «Орловская Нива» и ООО «Юпитер» на 1200 коров каждый.
Для обеспечения полной реализации генетического потенциала животных, максимизации эффективности производства и сокращения сроков окупаемости капитальных вложений особое внимание было уделено технологии производства молока. В частности, молочный комплекс «Сабурово» ЗАО «АПК «Орловская Нива» построен с использованием технологии и оборудования голландской фирмы «Wopereis». Через ОАО «Росагролизинг» в Германии было закуплено 1200 нетелей голштинской черно-пестрой породы. На комплексе применяется беспривязно-боксовое
содержание животных. Доение коров двукратное и производится в доильном зале на автоматизированной доильной установке Gascoigne Ме1ойе 2x24 «Параллель» с быстрым выходом. Каждая корова имеет идентификационный датчик-транспондер, благодаря которому она распознается при входе в доильный зал, вся информация о процессе доения заносится в компьютерную программу управления стадом.
Кормление животных осуществляется с кормового стола полнорационными кормосмесями, приготовление, доставка и раздача которых производится мобильными смесителями-кормораздатчиками два раза в сутки. Состав и количество кормосмесей строго соответствуют продуктивности и физиологическому состоянию животных каждой технологической группы.
В животноводческих помещениях обеспечен высокий уровень механизации и автоматизации производства, комфортные условия для работающих. Система оплаты труда работников учитывает не только объем производства продукции, но и ее качество, личный трудовой вклад работников в производственно-экономические результаты деятельности предприятия.
Программное обеспечение, применяемое для управления фермой, служит источником различных данных по кормлению и доению животных, их способности к воспроизводству, контролю над заболеваемостью животных, основываясь на которых специалисты получают важную информацию, необходимую для повседневной работы и принятия эффективных управленческих решений. Программное обеспечение интегрировано в компьютерную систему управления доильного зала и учета молока.
Сравнительная эффективность производства молока на молочных комплексах «Сабурово» ЗАО «АПК «Орловская Нива» и ООО «Юпитер» со средними по сельскохозяйственным организациям Орловской области представлена в таблице 2.
Для повышения эффективности производства молока на современных животноводческих комплексах еще предстоит целенаправленная работа специалистов организаций во взаимодействии с учеными по повышению качества молока, балансированию рационов кормления животных и подготовке кормов к скармливанию, профилактике болезней и лечению различных заболеваний животных, организации племенной работы и воспроизводства стада, подготовке и повышению квалификации кадров.
Совершенно очевидно, что действующие меры таможенно-тарифного и технического регулирования и государственной поддержки молочного скотоводства позволяют сдерживать углубление кризиса, но этих мер недостаточно для обеспечения расширенного воспроизводства в отрасли на инновационной основе. Не станет, на наш взгляд, решающим фактором для стимулирования деловой активности в отрасли и привлечения новых инвестиций увеличение срока кредитования и пролонгация ранее взятых кредитов на строительство и реконструкцию молочных комплексов (ферм) на срок до 15 лет.
Высокая капиталоемкость молочного скотоводства и сроки окупаемости вложений, превышающие предельные сроки кредитования, делают отрасль инвестиционно непривлекательной. По оценке Dairynews.ru при строительстве молочных комплексов затраты на 1 скотоместо в зависимости от технологии содержания животных доходят до 1500 тыс. рублей. Таким образом, при средних затратах на 1 скотоместо в размере 800 тыс. рублей и рентабельности реализации молока 50% срок окупаемости инвестиций на строительство комплекса превысит 14 лет [2].
Кроме того, по оценке специалистов цены на высокотехнологичное импортное оборудование для молочного скотоводства, приобретаемое российскими товаропроизводителями, на 40 и более процентов превышают цены на аналогичное оборудование для зарубежных производителей молока.
Негативное влияние на операционную эффективность отрасли продолжает оказывать углубляющийся диспаритет цен на молоко-сырье и материально-технические ресурсы, приобретаемые сельскохозяйственными
товаропроизводителями. Так, по данным Росстата в 2013 году средние цены производителей молока, реализуемого сельскохозяйственными организациями Российской Федерации, увеличились по сравнению с 2000 годом в 4,37 раза.
Таблица 1 - Влияние технологии доения коров на эффективность производства молока в сельскохозяйственных организациях
Орловской области в 2013 году
Группы по технологии доения коров Количество организаций в группе Среднегодовое поголовье коров в группе Объем производства молока Средняя продуктивность по группе, кг/гол. Затраты на производство молока Средняя цена реализации 1 ц молока, руб. Среднегодовое поголовье коров в одной организации, гол. Субсидии на 1 кг реализованного молока, рублей Рентабельность реализации молока без субсидий, % Рентабельность реализации молока с субсидиями, % Затраты труда на 1 ц молока, чел.-час.
голов в % к итогу в % к итогу на 1 ц молока, руб. на 1 корову, руб.
Доильный зал 8 5294 17,3 296348 23,5 5598 1363 76297 1726 662 1,87 27,1 40,8 1,32
Молокопровод 33 15808 51,6 643368 50,9 4070 1353 55072 1678 479 1,73 18,0 30,2 2,86
Доильный зал и молокопровод 3 3569 11,7 150332 11,9 4212 1206 50797 1704 1190 0,98 32,8 40,5 2,13
Переносные ведра 36 5958 19,5 173347 13,7 2909 1283 37322 1392 166 0,45 8,0 11,5 3,15
Итого по области 80 30629 100 1263395 100 4125 1328 54790 1655 383 1,51 20,5 31,5 2,45
Таблица 2 - Сравнительная эффективность производства молока в 2013 году
Показатель В среднем по сел ьскохозя йствен ным организациям области ООО «Юпитер» Молочный комплекс «Сабурово» ЗАО «АПК «Орловская Нива»
факт в% к среднему по области факт в% к среднему по области
Среднегодовое поголовье крупного рогатого скота, гол. 74536 1739 2,3 1451 1,9
в т.ч. коров 30601 995 3,3 815 2,7
Объем производства молока, тонн 126340 6679,6 5,3 6627 5,2
Надой молока на 1 корову, кг 4129 6713 162,6 8131 196,9
Объем реализации молока, тонн 116813 6532,9 5,6 5863,3 5,0
Товарность, % 92,5 97,8 +5,3 п.п. 88,5 -4,0 п.п.
Себестоимость производства 1 кг молока, руб. 13,28 16,32 122,9 13,15 99,0
Затраты на 1 корову, руб. 61255 119929 195,8 119424 195,0
Полная себестоимость реализованного молока, млн. руб. 1604,7 103,0 6,4 77,6 4,8
Полная себестоимость 1 кг молока, руб. 13,74 15,77 114,8 13,23 96,3
Выручка от реализации молока, млн. руб. 1933,6 111,3 5,8 108,9 5,6
Удельный вес выручки от реализации молока в общей выручке, % 8,5 85,3 +76,8 п.п. 8,7 +0,2 п.п.
Цена реализации 1 кг молока, руб. 16,55 17,04 103,0 18,58 112,3
Прибыль (убыток) от реализации молока, млн. руб. 328,9 8,3 2,5 31,3 9,5
Прибыль (убыток) на 1 корову, руб. 10747 8356 77,8 38454 в 3,6 раза
Рентабельность реализации молока, % 20,5 8,1 -12,4 40,4 + 19,9 п.п.
При этом цены на машины для заготовки и приготовления кормов в анализируемом периоде увеличились в 11,03 раза, электроэнергию - в 11,97 раза, кирпич - в 12,64 раза, цемент - в 6,74 раза, газ природный сжиженный - в 6,75 раза, дизельное топливо - в 5,73 раза, шифер - в 5,07 раза.
В условиях низкой волотильности цен в молочно-продуктовом подкомплексе обеспечить сокращение срока окупаемости инвестиционных проектов до 8-10 лет и повышение конкурентоспособности производства молока, стимулировать инновационную активность в отрасли невозможно без совершенствования механизмов государственной поддержки производителей молока и возмещения из бюджета части инвестиционных затрат [10].
В этой связи в ряде субъектов Российской Федерации применяются различные механизмы поддержки технической модернизации молочного скотоводства, финансируемые из региональных бюджетов.
Так, в рамках целевой программы Республики Башкортостан «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан» на 20122016 годы» объем господдержки из бюджета республики с начала реализации программы достиг 1,2 млрд. рублей, из них 110 млн. рублей предприятия получат в 2014 году [3].
Субсидии предоставляются получателям субсидий на компенсацию до 50% затрат на приобретение семян многолетних трав; приобретение кормовых добавок и премиксов для производства полнорационных комбикормов; приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования российского и зарубежного производства для уборки и заготовки грубых и сочных кормов, приготовления и раздачи кормов; приобретение машин и оборудования для механизации животноводческих ферм крупного рогатого скота (доильного оборудования, охладителей молока, установок для удаления навоза, машин и оборудования для выращивания и содержания скота, регулирования микроклимата и другого оборудования), в том числе приобретенных на условиях лизинга; строительно-монтажные работы по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм; строительно-монтажные работы силосно-сенажных сооружений; возмещение затрат по организации пунктов искусственного осеменения и сервисных служб по племенной работе.
В Калужской области приоритетным направлением развития агропромышленного комплекса стала реализация ведомственной целевой программы «Создание 100 роботизированных молочных ферм в Калужской области». Проект будет реализован в течение 2-х лет за счет частных инвестиций при поддержке региона и позволит увеличить объем производства молока в регионе на 25%.
В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 21 апреля 2014 года № 255 «Об утверждении Положения о порядке предоставления из средств областного бюджета субсидий на мероприятия ведомственной целевой программы «Создание 100 роботизированных молочных ферм в Калужской области», утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Калужской области от 24.02.2014 № 39» субсидии предоставляются на компенсацию до 40% затрат на приобретение роботизированных установок для доения коров; на приобретение доильных залов, включая компьютерные системы управления стадом; на приобретение технологического оборудования для кормления скота, включая системы роботизированного кормления, станции выпойки телят, молочные такси [4].
Определенный стимул для развития молочного скотоводства дала реализация долгосрочной областной целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2012-2016 годы». В 2013 году в рамках этой программы объем выплаченных сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий составил 35997,578 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 29975,0 тыс. рублей, из областного бюджета - 6022,6 тыс. рублей. Государственная поддержка программных мероприятий позволила 13 сельскохозяйственным организациям области провести реконструкцию и модернизацию объектов молочного скотоводства, приобрести 3 новых кормоуборочных комбайна и 4 пресс-подборщика, три крестьянских (фермерских)
хозяйства и 35 сельскохозяйственных организаций получили государственную поддержку на сев многолетних подпокровных трав на площади 5,5 тыс. га и на сев многолетних беспокровных трав на площади 3,3 тыс. га.
Исходя из объективной ситуации в отрасли молочного скотоводства, представляется весьма актуальной корректировка мер государственной поддержки производителей молока в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
Национальным союзом производителей молока «Союзмолоко» подготовлен проект подпрограммы «Развитие производства молока и молочной продукции на 20152020 годы» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, отдельные мероприятий которой могли бы сыграть положительную роль в повышении инвестиционной привлекательности молочного скотоводства и молокоперерабатывающей промышленности за счет повышения эффективности отрасли и доступности инвестиционных ресурсов, сокращения сроков окупаемости инвестиционных проектов [7].
Одно из мероприятий проекта подпрограммы предусматривает реализацию мероприятия по возмещению части инвестиционных затрат на строительство новых объектов молочного скотоводства, модернизацию и переоборудование действующего производства. В рамках осуществления мероприятия предлагается: возмещение до 40% инвестиционных затрат операторам новых инвестиционных проектов в области молочного животноводства; возмещение до 40% инвестиционных затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на модернизацию и переоборудование объектов молочного животноводства; возмещение до 50% затрат на приобретение сельскохозяйственных животных молочных пород новыми молочными фермами, введенными в эксплуатацию в том случае, если цена приобретения таких животных не была включена в сметную стоимость инвестиционного проекта.
Государственную поддержку планируется осуществлять посредством предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (на условиях софинансирования) на возмещение части затрат на строительство новых объектов молочного скотоводства, модернизацию и переоборудование существующих молочных хозяйств, приобретение сельскохозяйственных животных молочных пород.
Важной новеллой предлагаемого порядка предоставления субсидий на возмещение части инвестиционных затрат на строительство новых объектов молочного скотоводства, модернизацию и переоборудование действующего производства, ориентированной прежде всего на обеспечение эффективности расходов бюджетных средств, является условие предоставления средств федерального бюджета на возмещение до 40% затрат на строительство производственных помещений и объектов инфраструктуры, закупку техники и оборудования на третий год после начала реализации проекта, но не ранее выхода объекта на заявленную проектную мощность; до 50% затрат на приобретение сельскохозяйственных животных на пятый год после начала реализации проекта, но не ранее выхода объекта на заявленную проектную мощность. При этом бюджетные средства будут направляться на банковский счет сельскохозяйственного товаропроизводителя и использоваться для погашения основной суммы инвестиционного кредита.
Общий объем финансирования из федерального бюджета основного мероприятия по возмещению части инвестиционных затрат на строительство новых объектов молочного скотоводства, модернизацию и переоборудование действующего производства за период реализации подпрограммы по мнению разработчиков должен составить 152,3 млрд. рублей или 35,8% общего объем финансирования подпрограммы (426 млрд. рублей до 2020 года), что может дать серьезную инвестиционную мотивацию по строительству новых комплексов и проведению технической модернизации действующих, обеспечить повышение конкурентоспособности отечественных производителей молока [7].
Важными условиями активизации технической и технологической модернизации производства являются повышение операционной эффективности отрасли, выработка механизмов поддержки цен и доходов производителей молока, включая эффективные механизмы государственного регулирования ценообразования в молочно-продуктовном подкомплексе для обеспечения паритетного ценообразования, предоставление налоговых льгот предприятиям молочной отрасли, гибкое и оперативное использование мер таможенно-тарифного регулирования.
Таким образом, ускоренное развитие технической модернизации молочного скотоводства следует рассматривать как важнейшую задачу региональной аграрной политики, решение которой позволит обеспечить эффективное и динамичное развитие отрасли, увеличить производство молока при обеспечении его высокой конкурентоспособности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2013 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2014 года № 1071-р.
2. Грудкин А.А. Государственная поддержка молочного скотоводства необходима / А.А. Грудкин, С.Н. Бабенкова // Аграрная наука. - 2014. - №5. - С. 2-4.
3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан http://mcxrb.ru/
4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Калужской области http://www.admoblkaluga.ru/sub/selhoz/folder5/
5. Парахин Н.В. Адаптация механизма государственной поддержки аграрного сектора России к условиям ВТО / Н.В. Парахин, Н.И. Прока // Вестник Орел ГАУ. - 2012. -№5. - С. 2-9.
6. Развитие молочного скотоводства в условиях членства России в ВТО: региональный аспект программно-целевого управления и государственной поддержки: монография / Н.Ю. Трясцина, А.А. Грудкин - Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2013. - 302 с.
7. Проект подпрограммы «Развитие производства молока и молочной продукции на 2015-2020 годы» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://souzmoloko.ru/img2/programma.pdf
8. Павлова Г. Субсидирование сельского хозяйства требует совершенствования / Г. Павлова, С. Жуковина // АПК: экономика, управление. - 2014. - №3. - С. 14-22.
9. Ушачёв И.Г. Социально-экономические исследования в аграрном секторе экономики России: основные направления / И.Г. Ушачёв // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - №4. - С. 5-8.
10. Грудкин А.А. Направления совершенствования механизмов государственной поддержки молочного скотоводства / А.А. Грудкин, С.Н. Бабенкова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - №4. - С. 33-38.
11. Полухин А. Оценка доступности кредитных ресурсов для технической модернизации сельского хозяйства / А. Полухин, А. Ставцев // АПК: экономика, управление. - 2014. - №7. - С. 49-56.