Научная статья на тему 'Оптимизация объемов государственной поддержки - необходимое условие повышения эффективности бюджетных расходов'

Оптимизация объемов государственной поддержки - необходимое условие повышения эффективности бюджетных расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация объемов государственной поддержки - необходимое условие повышения эффективности бюджетных расходов»

5. В условиях глобализации, кризисных процессов во многих странах мира, важное значение приобретает развитие и расширение интеграционных процессов между государствами, входящими в Евразийский экономический союз с 2015 года. Необходимо совершенствование принятой согласованной, скоординированной сельскохозяйственной политики ЕАЭС. Часть функций экономического регулирования придется передавать от национальных к межгосударственному коллективному органу управления. При этом каждая страна имеет равный голос.

6. Эффективность региональной политики проявляется в ее гибкости, адресности, больших возможностях контроля за целевым использованием бюджетных средств. Региональная политика должна формироваться на основе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз продовольственной безопасности.

Источники

1. Первый Всероссийский форум Продовольственной безопасности. Ростов на Дону, июнь, 2015.

2. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. N 778 г., Москва, "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", август 2014.

3. Ушачев И.Г. Доклад на конференции «Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в условиях международной и региональной интеграции», российской агропромышленной выставки «Золотая осень», ФГБНУ ВНИИЭСХ, Москва, 10 октября, 2014; Агропродовольственный сектор России в условиях санкций: проблемы и возможности. Московский экономический форум, 26 марта 2015, Москва.

4. О продовольственной безопасности России, Москва, 01.07.2013, http://www.terraamlytica.ru/-Вэгит/.

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБЪЕМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Грудкина М.А., бухгалтер, Грудкин А.А., к.э.н., доц., зам. нач. Департамента сельского хозяйства

Орловской области

Обеспечение эффективности бюджетных расходов, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, - одна из важнейших задач программно-целевого метода управления агропромышленным комплексом.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации установлены показатели результативности использования субсидий, с учетом достижения которых оценивается эффективность бюджетных расходов. Значения показателей результативности использования субсидий ежегодно устанавливаются субъекту Российской Федерации Минсельхо-зом России в соглашении о предоставлении субсидий. Так, в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1370, эффективность осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, оценивается в 2015 году на основании достижения значения показателя результативности использования субсидии

- производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей.

Ответственность субъекта Российской Федерации за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением в части выполнения и (или) достижения значений показателей результативности использования субсидии, порядок расчета объема средств, подлежащих возврату, сроки возврата, основания для освобождения от применения мер ответственности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации». В соответствии с данным постановлением, если объем производства молока за 2015 г. в субъекте Российской Федерации составит 80 % от предусмотренного соглашением, то из регионального бюджета в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, должно быть возвращено 20% полученной федеральной субсидии.

Повышение ответственности регионов за эффективное использование бюджетных

средств предполагает включение в региональную нормативную базу, регламентирующую предоставление субсидий, требований и условий, которые в максимальной степени учитывают организационно-экономические особенности региона и позволяют обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидий.

На наш взгляд, эффективный механизм предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства реализован в Орловской области. В соответствии с порядком предоставления субсидии, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 13 февраля 2013 г. № 34, ставка субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур рассчитывается индивидуально для каждого получателя субсидии и учитывает продуктивность посевных площадей в зерновых единицах; плотность условного поголовья крупного рогатого скота на 100 га сельскохозяйственных угодий; удельный вес чистого пара в общей площади пашни; соотношение фактической среднемесячной заработной платы по итогам года, предшествующего году выплаты субсидии, и величины прожиточного минимума на душу населения в Орловской области за IV квартал предшествующего года; средневзвешенный показатель почвенного плодородия по муниципальному району; уровень выполнения показателя результативности предоставления субсидии (производство продукции растениеводства в зерновых единицах на 1 га посевной площади) за год, предшествующий году выплаты субсидии. Кроме того, у получателя субсидии должна отсутствовать задолженность по налоговым и иным обязательным платежам и среднемесячная заработная плата по итогам года, предшествующего году выплаты субсидии, должна превышать минимальный размер оплаты труда, действующий на конец года, предшествующего году выплаты субсидии.

В результате в 2015 г. при среднем по Орловской области размере субсидии на оказание несвязанной поддержки 436 руб. на 1 га посевной площади в ООО «Брянская мясная компания» (Хотынецкий район) фактический размер субсидии на 1 га посевной площади составил 1796 руб., в ОАО Агрофирма «Мцен-ская» (Мценский район) - 1606 руб., в ООО «Залегощь-агро» (Залегощенский район) -1597 руб., ФГУП «Стрелецкое» - 1413 руб., в

то же время в ООО «Луначары» (Урицкий район) - 23 руб., в ООО «Шаблыкинский агро-комплекс» (Шаблыкинский район) - 28 руб., ЗАО «Орел Нобель-Агро» (Новосильский район) - 34 руб. на 1 га посевной площади.

Вместе с тем, сам по себе механизм предоставления субсидии каким бы совершенствованным он ни был, может не оказать влияния на эффективность использования бюджетных средств из-за незначительного размера субсидии, который не мотивирует бюджетополучателя в достижении заданного результата. Убедительным подтверждением данного тезиса является субсидия на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.

В соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1370, сельскохозяйственный товаропроизводитель для получения субсидии в 2014 г. должен был соответствовать ряду критериев: не снижать объем производства молока и молочную продуктивность коров по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, обеспечить выход не менее 70 голов телят в расчете на 100 коров, реализуемое молоко высшего и первого сорта должно было соответствовать установленным показателям содержания в нем жира и белка. Вместе с тем, исходя из объема реализации молока (без хозяйств населения) в Российской Федерации в 2014 г. (14765,6 тыс. т), средний расчетный размер субсидии на 1 кг реализованного молока составил 0,57 рубля.

Незначительный размер субсидии в расчете на 1 кг молока не оказывает ощутимого влияния на эффективность его производства, следовательно, не способствует повышению инвестиционной привлекательности отрасли и не мотивирует хозяйствующие субъекты в увеличении численности коров и объемов производства молока. В результате за 2014 г. в Российской Федерации поголовье коров сократилось на 2,5 %, а производство молока составило 30,8 млн т, что на 2,1 млн т или на 6,8 % меньше целевого индикатора, предусмотренного Госпрограммой.

В Орловской области по данным за 2014 г. из 77 сельскохозяйственных организаций, занимавшихся производством и реализацией молока, 42 организации, в которых содержалось 40,9% коров и было произведено 31,1% моло-

ка, не получали субсидию на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. Рентабельность реализации молока в организациях этой группы была на 15,4 п.п. ниже средней по совокупности, вследствие низкой продуктивности (на 23,8 % ниже среднеобластной) и высокой себестоимости молока (на 7,8 % выше средней по совокупности). По остальным группам четкой зависимости эффективности производства молока и размера субсидии на 1 кг реализованного молока не прослеживается (табл. 1).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2015 г. № 48, начиная с 2015 г., снят ряд требований, предъявляемых к производителям молока для получения субсидии. Вместе с тем, объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета на выплату субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную

переработку молока в 2015 г. составил 8,1 млрд руб., что на 3,4% меньше, чем в 2014 году.

Таким образом, непременным условием достижения заданных показателей результативности предоставления субсидий и обеспечения эффективности бюджетных расходов является достаточный объем бюджетных ассигнований (ставок субсидий), который способен мотивировать хозяйствующие субъекты в достижении заданного результата. По нашим оценкам, при существующем диспаритете цен размер субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока должен составлять не менее 2 руб. на 1 кг молока, включая молоко, реализуемое личными подсобными хозяйствами граждан. В результате годовой объем субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока из федерального бюджета должен составлять не менее 40 млрд руб. в год.

Таблица 1 - Влияние размера субсидии на 1 кг реализованного молока на эффективность производства молока в сельскохозяйственных организациях Орловской области в 2014 г.

Группы Размер субсидии на 1 кг реализованного молока, рублей Количество организаций в группе Сумма субсидии на 1 кг реализованного молока, рублей Надой молока на 1 корову, кг Себестоимость 1 ц молока по группе, руб. Цена реализации 1 ц молока, руб- Поголовье коров в среднем в одной организации, гол. Рентабельность реализации молока, %

1 группа 0 42 0,00 3228 1682 2098 261 11,0

2 группа от 0 до 0,50 12 0,31 3637 1426 1996 278 37,6

3 группа от 0,50 до 1,00 4 0,81 4304 1555 1995 755 28,3

4 группа от 1,00 до 1,50 8 1,22 4765 1571 2123 524 34,2

5 группа от 1,50 до 2,00 6 1,74 6500 1375 2192 562 45,0

6 группа >2,00 5 2,20 5789 1671 2101 395 25,7

Итого по области 77 0,88 4238 1561 2098 349 26,4

Источники

1. Грудкин А.А., Бабенкова С.Н. Направления совершенствования механизмов государственной поддержки молочного скотоводства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 4. С. 33-37.

2. Грудкин А. А., Бабенкова С. Н. Государственная поддержка молочного скотоводства необходима// Аграрная наука. 2014. - № 5. - С. 2-3.

3. Грудкин АА., Грудкина М.А. Обеспечить эффективную реализацию подпрограммы развития молочного скотоводства// АПК: экономика, управление. 2015. - № 2. - С. 69-73

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА

Лобачева Т.И., к.э.н., доц. ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной

медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина»

«Торговля нас делает богатыми, но сельское хозяйство делает нас независимыми» (Ж.Ж. Руссо). Разработанная Доктрина продовольственной безопасности РФ легла в основу Государственной программы развития сель-

ского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Государственное регулирование сельского хозяйства представляет собой сложный ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.