Научная статья на тему 'Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора'

Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора»

ка, не получали субсидию на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. Рентабельность реализации молока в организациях этой группы была на 15,4 п.п. ниже средней по совокупности, вследствие низкой продуктивности (на 23,8 % ниже среднеобластной) и высокой себестоимости молока (на 7,8 % выше средней по совокупности). По остальным группам четкой зависимости эффективности производства молока и размера субсидии на 1 кг реализованного молока не прослеживается (табл. 1).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2015 г. № 48, начиная с 2015 г., снят ряд требований, предъявляемых к производителям молока для получения субсидии. Вместе с тем, объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета на выплату субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную

переработку молока в 2015 г. составил 8,1 млрд руб., что на 3,4% меньше, чем в 2014 году.

Таким образом, непременным условием достижения заданных показателей результативности предоставления субсидий и обеспечения эффективности бюджетных расходов является достаточный объем бюджетных ассигнований (ставок субсидий), который способен мотивировать хозяйствующие субъекты в достижении заданного результата. По нашим оценкам, при существующем диспаритете цен размер субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока должен составлять не менее 2 руб. на 1 кг молока, включая молоко, реализуемое личными подсобными хозяйствами граждан. В результате годовой объем субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока из федерального бюджета должен составлять не менее 40 млрд руб. в год.

Таблица 1 - Влияние размера субсидии на 1 кг реализованного молока на эффективность производства молока в сельскохозяйственных организациях Орловской области в 2014 г.

Группы Размер субсидии на 1 кг реализованного молока, рублей Количество организаций в группе Сумма субсидии на 1 кг реализованного молока, рублей Надой молока на 1 корову, кг Себестоимость 1 ц молока по группе, руб. Цена реализации 1 ц молока, руб- Поголовье коров в среднем в одной организации, гол. Рентабельность реализации молока, %

1 группа 0 42 0,00 3228 1682 2098 261 11,0

2 группа от 0 до 0,50 12 0,31 3637 1426 1996 278 37,6

3 группа от 0,50 до 1,00 4 0,81 4304 1555 1995 755 28,3

4 группа от 1,00 до 1,50 8 1,22 4765 1571 2123 524 34,2

5 группа от 1,50 до 2,00 6 1,74 6500 1375 2192 562 45,0

6 группа >2,00 5 2,20 5789 1671 2101 395 25,7

Итого по области 77 0,88 4238 1561 2098 349 26,4

Источники

1. Грудкин А.А., Бабенкова С.Н. Направления совершенствования механизмов государственной поддержки молочного скотоводства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 4. С. 33-37.

2. Грудкин А. А., Бабенкова С. Н. Государственная поддержка молочного скотоводства необходима// Аграрная наука. 2014. - № 5. - С. 2-3.

3. Грудкин АА., Грудкина М.А. Обеспечить эффективную реализацию подпрограммы развития молочного скотоводства// АПК: экономика, управление. 2015. - № 2. - С. 69-73

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА

Лобачева Т.И., к.э.н., доц. ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной

медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина»

«Торговля нас делает богатыми, но сельское хозяйство делает нас независимыми» (Ж.Ж. Руссо). Разработанная Доктрина продовольственной безопасности РФ легла в основу Государственной программы развития сель-

ского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Государственное регулирование сельского хозяйства представляет собой сложный ме-

ханизм воздействия на отрасль посредством различных инструментов с целью создания условий для развития и решения ключевой задачи - удовлетворение потребностей населения в продуктах питания.

Государственная поддержка аграрного сектора в теории экономики предусматривает меры прямого и косвенного воздействия (рис. 1).

Государственное регулирование агропромышленного сектора и поддержка сельхозтоваропроизводителей является приоритетным направлением агрополитики большинства развитых стран. Наибольший удельный вес в структуре занимают средства на поддержку цен. Регулирование цен предусматривает установление верхних и нижних колебаний цен; широкая

на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; поддержание доходности ферм и отраслей производства. В рамках господдержки действуют целевые цены на наиболее значимые виды сельхозпродукции, гарантирующие уровень дохода для ведения расширенного воспроизводства и дифференцируемые по месяцам хозяйственного года; залоговые цены (залоговые ставки) в случае, когда рыночные цены складываются ниже залоговой цены, которая представляет собой нижний предел гарантированных цен; ориентирные (фиксированные) цены, гарантирующие средним и крупным по размерам производства фермерским хозяйствам определённый уровень дохода; дотационные цены на экспортную сельхозпродукцию.

Меры прямого государственного субсидирования Меры косвенного государственного регулирования

1. Компенсационные платежи сельхозтоваропроизводителям 1.Поддержка внутренних цен на сельхозпродукцию через установление квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт продовольствия

2. Платежи при ущербе от стихийных бедствий 2.Субсидии на приобретение средств производства: кормов, удобрений, ядохимикатов; выплата % по полученным кредитам; выплаты по страхованию имущества

3. Платежи за ущерб при реорганизации производства (вынужденный забой скота и др.) З.Субсидии на развитие рынка: на хранение продукции, транспортные работы и др.

4.Субсидии на развитие производственной и социальной инфраструктуры

Система ценообразования направлена на приведение в соответствие закупочных цен на сельхозпродукцию общественно необходимым затратам на её производство и реализацию, предусматривает мониторинг цен на средства производства и на конечную продукцию, издержек и доходов в сельском хозяйстве.

Важным аспектом организации и регулирования рынков сельхозсырья и продовольствия является контроль за предоставлением бюджетных дотаций.

Развитие агропромышленного комплекса большинства стран с рыночной экономикой (США, Канада, страны ЕС) невозможно представить без государственной поддержки, которая сыграла основную роль в том, что они стали крупнейшими экспортёрами продовольствия. Степень этой поддержки не сравнима с российской. В некоторых странах вложения в сельское хозяйство в 1,5- 2,0 раза превышают рыночную стоимость его продукции. В США на развитие сельского хозяйства в расчёте на единицу продукции вкладывается на треть больше средств, чем в другие отрасли. Субсидии в странах ЕС достигают половины стоимости произведённой

товарной продукции, в Японии и Финляндии -70%, в России же лишь 3,5%.

Вступление России во Всемирную торговую организацию особенно пагубно для отечественного сельского хозяйства. Можно вспомнить, что одним из главных «камней преткновения» на переговорах был вопрос о сокращении дотаций сельскому хозяйству России. 27 сентября 2010 г. представители Министерства сельского хозяйства РФ дали гарантии США и ещё девятнадцати странам, что государство в соответствии с регламентом организации сократит поддержку агропромышленному комплексу. Первый же год существования в рамках ВТО показал невыгодность условий, особенно, для сельского хозяйства страны. Сегодня, когда ведётся экономическая война, разделяю мнение ведущих экономистов воспользоваться незаконно выдвинутыми санкциями к России, как члену ВТО, выйти из этой организации или, по крайней мере, поставить вопрос пересмотра условий в пользу сельского хозяйства страны.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции осуществляется на данном этапе по следующим направлениям (рис. 2).

Специфика сельского хозяйства в связи с сезонностью производства и зависимостью от природных условий делает отрасль особо зависимой от кредитования. Россельхозбанк по-прежнему остаётся основным кредитором и является главным агентом правительства по финансовой поддержке российского АПК. В условиях практически закрытия доступа к зарубежным рынкам ликвидности, ослабления национальной валюты, роста ставок Россельхозбанк в 2014 г. смог нарастить кредитный портфель и выдать в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства 454 млрд руб. Банк предпринял меры по минимизации растущих кредитных рисков. Расходы на создание дополнительных резервов (на случай возможных потерь по ссудам) были увеличены более чем в 2 раза по сравнению с 2013 г. до 56 млрд руб. и проведена

>

>

>

>

>

Государство принимает ряд мер по развитию мясной отрасли, чтобы обеспечить выполнение программы импортозамещения. В 2015 г. вводится новая форма племподдержки - создание и развитие селекционногенетических центров (СГЦ) в животноводстве. Согласно обновлённой госпрограмме на их создание в текущем году будет выделено 500 млн руб. На эти средства планируется создать два СГЦ по ведению крупномасштабной селекции крупного рогатого скота и по птицеводству. В среднесрочных планах создание не менее трёх СГЦ по молочному

его докапитализация на 68,8 млрд руб. посредством облигаций федерального займа через Агентство по страхованию вкладов.

Практика такова, что почти половина хозяйств не имеют доступа к кредитованию и две трети крестьянских (фермерских) хозяйств. Ставка рефинансирования 12,5% в 2015 г., но реально для аграриев не менее 20%, а по инвестиционным проектам 24%. Даже при субсидировании процентной ставки сельское хозяйство остаётся низкорентабельным (с субсидиями 7,0%), а четверть сельхозтоваропроизводителей работают с убытком. Чтобы заработала экономика в целом и аграрный сектор, в частности, необходимо снижать процентные ставки по кредитам, как в развитых странах (Китай - 5,0%, США - 4,0%) и увеличивать сроки предоставления.

животноводству, четырёх по птицеводству и пяти по свиноводству. Ввоз племенного КРС мясного направления снизился за два года с 62,5 до 3,4 тыс. голов; свиней - с 13,6 до 6,7 тыс. голов. Наблюдается тенденция снижения импорта суточных цыплят яичных кроссов и инкубационного яйца тех же кроссов, суточных цыплят мясного направления, инкубационного яйца мясных кроссов от 9,0% до 19,0%. Уровень самообеспеченности по мясу в 2014 г. составил 82,0%.

Наряду с поддержкой животноводческих отраслей важно строить технологические цепоч-

Направления государственной поддержки производства с.х.

ки, создавать более сложную промышленность для большего создания добавленной стоимости (техника, зерно, семена). Агрохолдинг «Кубань» впервые организовал семеноводческое производство по замкнутому технологическому циклу от селекции до реализации семян кукурузы.

Помощь государства должна быть адекватной изменению стоимости ресурсов, особенно тех, тарифы на которые оно и устанавливает.

Ограничение импорта продовольствия и девальвация рубля дают шанс государству внедрить программу импортозамещения в отрасли, занять освободившуюся рыночную нишу, нарастив объёмы производства. Сельское хозяйство нужно рассматривать как основу жизни, основу воспроизводства нации и ставку делать на «органическое земледелие», где у нас есть все усло-

вия для успешного развития, в отличие от развитых стран, где в основном убита экосистема и активно ведётся производство генномодифици-рованной продукции; развивать молочное, мясное скотоводство и дальше скороспелые отрасли животноводства (птицеводство и свиноводство) с решением поставленной задачи выхода в дальнейшем на мировой рынок.

Источники

1. Московский экономический форум «Новые приоритеты - промышленный рост и продовольственная безопасность. Что мешает? 26 марта 2015 года.

2. Материалы 13-й Международной выставки 1720 марта 2015 г. «Молочная и мясная индустрия».

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РОССИИ И СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Смирнова М.Ф., д.с.-х.н., ведущий науч. сотр., Смирнова В.В., к.э.н., доц., ст. науч. сотр. ФГБНУ «Северо-западный НИИ экономики и организации сельского хозяйства»

В Россию чистопородный мясной скот активно завозился в два периода: тридцатые и шестидесятые годы прошлого века. Современные российские породы (казахская белоголовая, калмыцкая, русская комолая и др.) созданы именно в шестидесятых годах.

В девяностых годах поголовье мясного скота резко сократилось, в настоящее время возникла необходимость восстановления отрасли.

Поддержка развития мясного скотоводства в нашей стране осуществляется с 2009 г., с утверждения отраслевой целевой программы «Развитие мясного скотоводства России на 20092012 гг. и до 2020 г.» (приказ Минсельхоза РФ № 494 от 06.11.2008 г.) В программе предусматривалось создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отечественного мясного скотоводства. В результате реализации программы расширился ареал распространения мясного скота, поголовье за 5 лет выросло в 6,6 раз, табл. 1.

На начало 2015 г. в России насчитывается 2,4 млн. гол мясного скота, в т.ч. в сельско-

хозяйственных предприятиях - 734,7 тыс. голов (30,6%) (табл. 2).

Лидирующее место по количеству мясного скота в СХО занимает Брянская область (248,95 тыс. гол.). Из областей СЗ ФО в число лидеров попала Калининградская область (33,47 тыс. гол.), за 5 лет она поднялась с 15 на 6 место в РФ (рис. 1).

Племенная база мясного скотоводства России на 01.01.2015 г. представлена 300 племенными хозяйствами из них 57 племзаводов. Всего племенного скота более 700 тыс. голов, в т.ч. 280 тыс. коров.

Началось формирование ассоциаций и союзов лоббирующих интересы производителей говядины и они не ограничиваются рамками одного региона. Так в Национальный Союз производителей говядины входят предприятия из Центрального ФО (Воронежская, Калужская, Липецкая области), Южного ФО (республика Калмыкия), Приволжского ФО (Самарская область, Пермский край) и Уральского ФО (Тюменская область).

Таблица 1- Численность мясного скота в РФ

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2014 г.

Количество регионов, в которых имеется мясной скот 44 45 50 57

Количество пород и типов скота 13 13 14 17

Всего мясного скота в хозяйствах всех категорий, тыс. голов 361,9 416,3 466,2 2400,0

В т.ч. коров, тыс. голов 149,0 171,0 181,4 900,0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.