Научная статья на тему 'Импорт инвестиционных товаров'

Импорт инвестиционных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
652
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
импорт / импортозамещение / факторы импортозамещения / инвестиционные товары / import / import substitution / factors of import substitution / investment goods

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Георгий Идрисов, Андрей Каукин, Павел Павлов

Резкие изменения обменного курса рубля в период 2014–2016 гг. не привели к снижению доли инвестиционных товаров в стоимостной структуре российского импорта. При этом наблюдалось перераспределение спроса в пользу более дешевых аналогов. Восстановление объемов импорта инвестиционных товаров, происходившее со второй половины 2016 г. и отчасти связанное с укреплением рубля, свидетельствует о приостановке процессов импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recovery of Imports of Investment Goods

The sharp fluctuations of the ruble’s exchange rate in the period 2014–2016 have not resulted in a reduction of the share of investment goods in the price structure of Russian imports. At the same time, domestic demand has visibly reoriented towards cheaper analogues. The recovery of imports of investment goods visible since the second half of 2016, which in part can be attributed to the strengthening of the ruble, points to a temporary halt of import substitution processes.

Текст научной работы на тему «Импорт инвестиционных товаров»

ИМПОРТ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ТОВАРОВ*

Георгий ИДРИСОВ

Руководитель Научного направления «Реальный сектор» Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук. E-mail: idrisov@iep.ru Андрей КАУКИН

Заведующий лабораторией отраслевых рынков и инфраструктуры Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. E-mail: kaukin@iep.ru Павел ПАВЛОВ

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: pavlov@ranepa.ru

Резкие изменения обменного курса рубля в период 2014—2016 гг. не привели к снижению доли инвестиционных товаров в стоимостной структуре российского импорта. При этом наблюдалось перераспределение спроса в пользу более дешевых аналогов. Восстановление объемов импорта инвестиционных товаров, происходившее со второй половины 2016 г. и отчасти связанное с укреплением рубля, свидетельствует о приостановке процессов импортозамещения.

Ключевые слова: импорт, импортозамещение, факторы импортозамещения, инвестиционные товары.

По данным Банка России, в период с января 2014 г. по сентябрь 2016 г. ослабление российской валюты составило около 25%1 - соответственно, выросли рублевые цены импортных товаров. Как следствие, произошло сокращение объемов импорта. При этом доля инве-

стиционных товаров в совокупном импорте в течение всего этого периода оставалась стабильной - около 40%.

Фактически флуктуации обменного курса, включая его скачкообразное снижение в конце 2014 г., не привели к изменению стоимост-

Рис. 1. Стоимостной и физический объем импорта, в % к соответствующему периоду предыдущего года

40

20

-20

-40

-60

1 LI LI ■ " 1 ■ II I ттт ~ "ТГ ТТТ

If4 LTU LT^LPLi^ щ. III НИИ1'—

ю о

ЦЭ L/T

о

□ Темп прироста физического объема импорта инвестиционных товаров ■ Темп прироста стоимостного объема импорта инвестиционных товаров

Источник: расчеты авторов по данным ФТС.

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 17 (35) (ноябрь 2016 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Восстановление импорта инвестиционных товаров: процессы импортозамещения замедляются»).

1 Значение индекса реального эффективного обменного курса рубля к иностранным валютам, принятое за 100 п.п. в январе 2014 г., составило 64 п.п. в январе 2016 г. и 76 п.п. в сентябре 2016 г. Это соответствовало следующим значениям среднего номинального курса доллара США: 31,51 руб. в январе 2014 г., 76,25 руб. в январе 2016 г. и 64,6 руб. в сентябре 2016 г.

22 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 23 • № 11 • НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2016

ной структуры импорта в разрезе инвестиционных и неинвестиционных товаров.

С января по сентябрь 2016 г. реальный курс рубля по отношению к доллару вырос, что снизило рублевые цены импортных товаров и способствовало переходу к положительным темпам увеличения импорта инвестиционных товаров (как в стоимостном, так и в физическом объемах) к концу первого полугодия 2016 г. (См. рис. 1.)

Структура импорта

Оценивая динамику структуры импорта инвестиционных товаров в период до и после существенных изменений макроэкономических условий и введения ограничений на торгуе-мость товаров2, следует отметить достаточно

высокий уровень ее стабильности. В 2013-2016 гг.3 в число основных товарных групп, приобретаемых по импорту, входили легковые автомобили, запчасти к различным видам наземного транспорта и телекоммуникационное оборудование. (См. таблицу.)

Сопоставляя структуру импорта легковых автомобилей в натуральном выражении во втором полугодии 2013 г. (накануне периода макроэкономической турбулентности) и за тот же период 2015 г., следует отметить существенный рост в ней доли японских и немецких иномарок4. Отчасти это может быть объяснено тем, что в среднем автомобили данных производителей не настолько сильно подорожали в рублях, как, например, автомобили производства США и Великобритании5, отчасти -

Структура импорта инвестиционных товаров (стоимостной объем)

Наименование позиции 2013 г. 2016 г.*

8517- аппараты телефонные, включая аппараты телефонные для сотовых сетей... 5,52 8,60

8703- автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства... 12,32 8,25

8708- части и принадлежности моторных транспортных средств... 8,33 7,85

8419- машины, оборудование промышленное или лабораторное... 1,79 6,70

8471 - вычислительные машины и их блоки... 3,58 4,83

8481 - краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов... 1,68 2,33

8414- насосы воздушные или вакуумные, воздушные или газовые компрессоры... 1,74 1,81

8413- насосы жидкостные с расходомерами или без них; подъемники жидкостей... 1,64 1,78

8479- машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции... 1,95 1,75

8529- части, предназначенные исключительно или в основном для аппаратуры... 1,85 1,48

8707- кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств... 2,94 1,38

8407- двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием... 1,89 1,30

8704- моторные транспортные средства для перевозки грузов... 2,16 1,28

8502- электрогенераторные установки... 2,35 1,12

8429- бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры, планировщики... 2,24 0,90

Остальные группы 48,03 48,64

Итого 100 100

* - Январь-август.

Источник: расчеты авторов по данным ФТС.

2 Режим санкций и контрсанкций.

3 По 2016 г. рассматривался январь-август.

4 Доля рассчитывалась по количеству автомобилей из данной страны в общем количестве импортированных автомобилей. Рост здесь составил с 19,3 до 29,2% и с 10,2 до 17,2% соответственно.

5 Средние цены автомобилей производства Великобритании и США в долларах США возросли на 5 и 12% соответственно, в то время как средние цены автомобилей производства Японии и Германии в долларах США снизились соответственно на 17 и 19%.

маркетинговой политикой конкретных фирм, преследующих цель сохранения доли рынка за счет снижения нормы прибыли, а также изменением структуры парка приобретаемых автомобилей.

Рассматривая смежный сегмент грузовых автомобилей, отметим изменение здесь структуры спроса в разрезе стран происхождения техники: за июль 2013 — декабрь 2015 гг. существенно увеличилась доля грузовиков, импортируемых из Таиланда6. По данным ФТС, в треть-ем-четвертом кварталах 2013 г. средняя цена грузовика массой до 5 т составляла при поставках из Германии 26,1 тыс. долл., из Таиланда — 18,6 тыс. долл. В то же время за аналогичный период 2015 г. цена грузовика массой до 5 т составляла в случае производства в Германии 19,4 тыс. долл., в Таиланде — 17,1 тыс. долл.

Российский потребитель переориентировался на покупку более дешевой техники. Наблюдаемое сжатие границ ценового диапазо-

на в разрезе стран происхождения одной и той же товарной группы является признаком сокращения продуктового разнообразия и иллюстрацией развития кризисных тенденций.

Примечательным представляется факт снижения физического и стоимостного объема импорта грузовых автомобилей белорусского производства на фоне увеличения их средней цены на 30% (в долларах США). Существенно изменилась структура спроса на грузовые автомобили белорусского производства: увеличилась доля импорта дорогой, в том числе супертяжелой, техники (включая, к примеру, карьерные самосвалы «БелАЗ»7). Эта тенденция может быть объяснена удовлетворительной экономической динамикой в секторе добычи сырьевых полезных ископаемых (включая уголь8 и металлическую руду), который ориентирован на экспорт и «выигрывает» в условиях девальвации национальной валюты.

Рис. 2. Доля импортной продукции в общем объеме товарооборота, в %

-Автотранспортные средства

-Автомобильные детали, узлы и принадлежности

Источник Росстат.

-Машины и оборудование

-Бытовые электротовары, радио- и телеаппаратура

-Фармацевтические и медицинские товары, медтехника

6 С 9,36 до 36,71% в натуральном выражении, что вывело этого производителя на первое место по доле в структуре импорта данной продукции (лидеры предшествующего периода: Италия — 15,7%, Германия — 14,4%, Корея — 12,9%). Рост стоимостного объема ввезенных из Таиланда грузовых автомобилей (в долларах США) составил символические 5%.

7 Цена флагмана «БелАЗа» — серии 7571 грузоподъемностью 450 т — составляет до 7,5 млн. долл. См.: http://naviny.by/rubrics/ есопотк/2014/08/22/к_агйс^_113_186370

8 В 2015 г. относительно предыдущего года объем добычи каменного угля, бурого угля и торфа вырос на 3,4%, объем добычи металлических руд — на 2,2%.

24 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 23 • № 11 • НОЯБРЬ—ДЕКАБРЬ 2016

Факторы импортозамещения

С третьего квартала 2014 г. по четвертый квартал 2015 г. наблюдалось последовательное уменьшение доли импортной продукции в товарообороте автотранспортных средств и комплектующих. (См. рис. 2.) Однако процессы импортозамещения в этом сегменте остановились на рубеже 2015-2016 гг. Синхронно с укреплением рубля начался рост доли импорта по отмеченным товарным группам. При этом если доля импорта в совокупном товарообороте машин и оборудования весь предшествующий период стагни-ровала в районе 30%, то с начала 2016 г. она также начала расти9.

В числе основных факторов, которые могли бы способствовать реализации в России политики импортозамещения, следует назвать: ослабление национальной валюты; вве-

дение ограничений на торгуемость товаров, связанных с применением санкций и контрсанкций; реализацию целенаправленной политики экономических властей.

Статистические данные за 2015 г. свидетельствуют10, что реализация потенциала импортозамещения была низкой, новыми возможностями смогли воспользоваться лишь некоторые отрасли. Укрепление рубля, наблюдавшееся в первом-третьем кварталах 2016 г., стало одной из причин приостановки процессов импортозамещения. Фактически закрепить временные «успехи импортозамещения»11 не получилось: краткосрочное преимущество, полученное здесь рядом отраслей от падения курса рубля и введения санкций и контрсанкций, не было подкреплено преобразованиями, которые стали бы основой устойчивого роста в средне- и долгосрочном периодах. ■

9 По некоторым товарным группам даже в период девальвации доля импорта монотонно росла, что свидетельствует об отсутствии их российских аналогов.

10 См.: Каукин А., Павлов П. Импортозамещение в обрабатывающей промышленности // Экономическое развитие России. 2016. № 3. С. 63-66.

11 См., например: Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 5-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.