Научная статья на тему 'ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ'

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
домашнее насилие / профилактика / комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав / организация.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кононов Э. А., Разувакин А. А.

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся построения деятельности государственных и муниципальных органов, связанные с профилактикой семейно-бытового насилия. Анализируются положения законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» в части их допустимости и эффективности в Российских социально-культурных реалиях. На основе международно-правового опыта предлагаются рекомендации по апробации частных форм профилактики домашнего насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кононов Э. А., Разувакин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-251-259 NIION: 2018-0076-8/21-123 MOSURED: 77/27-023-2021-08-322

КОНОНОВ Эдуард Анатольевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых

дисциплин ДФ РГУП, е-таИ: [email protected]

РАЗУВАКИН Артём Андреевич,

преподаватель кафедры уголовного права ДФ РГУП,

e-mail: [email protected]

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся построения деятельности государственных и муниципальных органов, связанные с профилактикой се-мейно-бытового насилия. Анализируются положения законопроекта «О профилактике се-мейно-бытового насилия в Российской Федерации» в части их допустимости и эффективности в Российских социально-культурных реалиях. На основе международно-правового опыта предлагаются рекомендации по апробации частных форм профилактики домашнего насилия.

Ключевые слова: домашнее насилие, профилактика, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, организация.

KONONOV Eduard Anatolyevich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the State Unitary Enterprise

RAZUVAKIN Artem Andreevich,

Lecturer of the Department of Criminal Law of the DF GUP

IMPLEMENTATION OF PREVENTION OF DOMESTIC VIOLENCE

IN MUNICIPALITIES

Annotation. This article discusses issues related to the construction of the activities of state and municipal bodies related to the prevention of domestic violence. The provisions of the draft law "On the prevention of domestic violence in the Russian Federation" are analyzed in terms of their permissibility and effectiveness in Russian socio-cultural realities. Based on international legal experience, recommendations are offered for testing private forms of prevention of domestic violence.

Key words: domestic violence, prevention, commission on juvenile affairs and protection of their rights, organization.

Организация - это, то, что нужно делать перед тем,

как начать что-либо делать, чтобы потом, когда вы начнете это делать, не запутаться.

А.А. Милн

Российское государство как сильное демократическое правовое государство обязано иметь эффективные, результативные средства юридической защиты, которые могут обеспечить безопасность любому человеку на территории Российской Федерации, в случае возможного насилия от действий конкретных лиц. Прежде всего, реализация подобных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

обязательств предполагает наличие законодательства, которое бы запрещало домашнее насилие, ориентировало бы специальную профессиональную подготовку сотрудников государственных, муниципальных и правоохранительных органов в отношении специфики работы с жертвами домашнего насилия и определяло актуальность самой проблематики домашнего насилия.

Подчеркиваем, что профессионализм, умение и навыки сотрудников различных органов государственной власти являются, зачастую, главенствующим фактором, предотвращающим неблагоприятные последствия домашнего насилия, а конкретизируем, смерть жертвы. Как свидетельствует сложившаяся судебная и административная практика, бездействие, а иногда и попросту халатность сотрудников государственных, муниципальных и правоохранительных органов в подавляющем большинстве случаев способствовало наступлению смерти жертвы или длительности насилия в отношении ее.

Домашнее насилие, как объективно существующее явление, может быть применено в отношении широкого круга лиц. В рамках настоящей статьи мы проиллюстрируем систему существующих стратегических служебных процессов профилактики домашнего насилия в отношении несовершеннолетних, действующих в Хабаровском муниципальном районе Хабаровского края, и систему превентивных мер, предлагаемых законопроектом «О профилактике семейно-бытового насилия».

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Закон о профилактике правонарушений несовершеннолетних) существует специализированный орган (Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - далее КДН), целью создания которой является координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по:

- предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

- выявлению и устранению причин и условий, способствующих вышеуказанным явлениям;

- обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий;

- выявлению и пресечению случаев склонения несовершеннолетних к суицидальным действиям.

Согласно ст. 11 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних создавать КДН вправе:

- высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (по общему правилу);

- органы местного самоуправления (в случае наделения их соответствующими полномочиями в соответствии с законом субъекта РФ).

Закон Хабаровского края от 19.01.2005 г. № 248 « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» определил правовую возможность функционирования КДН на территории Хабаровского муниципального района. Полномочия КДН в области профилактики домашнего насилия как раз и закреплено в п. 2 ст. 11 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних, в частности:

- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от дискриминации, насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Следовательно, КДН является координатором деятельности государственных и муниципальных органов по качественной профилактике домашнего насилия в конкретном муниципалитете. И от того, как будут построены коллабораци-онные процессы между субъектами управленческих отношений в обозримом будущем, мы увидим положительный результат этой работы. В этой связи, уместно и значимо утверждение К.А. Волкова: «Понятно, что в большей степени речь должна идти об организационных мерах, в том числе направленных на информирование населения о данной проблеме, в целях создания нетерпимого отношения к подобного рода преступлениям, повышения сознательности граждан, критерием которого должна стать реальная помощь граждан в борьбе с данным злом» [1].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

Мероприятия по оказанию помощи детям и подросткам в Хабаровском муниципальном районе в случаях жестокого обращения с ними

на 2017 - 2020 гг.

№ п/п Наименование мероприятий Сроки исполнения Ответственные исполнители

1. Работа телефона «Горячая линия» постоянно Отдел социальной политики администрации Хабаровского муниципального района, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Хабаровского муниципального района (далее муниципальная комиссия)

2. Формирование и регулярное обновление Банка данных детей, в отношении которых зафиксированы факты жесткого обращения, и их семей постоянно Муниципальная комиссия

3. Проведение мониторинга с целью выявления случаев насилия в семье, на улице, в образовательных учреждениях со стороны сверстников постоянно Управление образования администрации Хабаровского муниципального района, муниципальная комиссия

4. Разработка справочных материалов с информацией об учреждениях, в которых можно получить психологическую помощь и поддержку, с указанием телефонов всех социальных и психологических служб, органов внутренних дел для размещения информации в учреждениях здравоохранения, общеобразовательных учреждениях района «Правовая защита детей от жестокого обращения» ежегодно Отдел социальной политики администрации Хабаровского муниципального района

5. Оформление в учреждениях образования, здравоохранения, культуры Хабаровского муниципального района информационных стендов с указанием справочных материалов об учреждениях, в которых можно получить психологическую помощь и поддержку, телефонов всех социальных и психологических служб, органов внутренних дел ежегодно, сентябрь Управление образования администрации Хабаровского муниципального района, Отдел социальной политики администрации Хабаровского муниципального района, Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Хабаровского муниципального района, КГБУЗ «Хабаровская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края (по согласованию), КГБУЗ «Князе-Волкон-ская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края (по согласованию)

6. Организация книжных выставок по профилактике жестокого обращения с детьми в библиотеках, учреждений образования, культуры района постоянно Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Хабаровского муниципального района, Управление образования администрации Хабаровского муниципального района, главы сельских (городского) поселений (по согласованию)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

7. Проведение совместно с органами и учреждениями системы профилактики района рейдовых мероприятий по раннему выявлению фактов ненадлежащего исполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их воспитанию, содержанию, выявлению и пресечению фактов жестокого обращения с детьми ежегодно (согласно графику) Муниципальная комиссия, Управление образования администрации Хабаровского муниципального района, Отдел социальной политики администрации Хабаровского муниципального района, Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» (далее - КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району»), Отделение полиции подразделения по делам несовершеннолетних Отдела министерства внутренних дел России по Хабаровскому району (далее - ОПДН ОМВД России по Хабаровскому району), Отдел опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району

8. Проведение с опекунами встреч, консультаций по разъяснению прав детей, оставшихся без попечения родителей, основных положений семейного права, с целью недопущения жестокого обращения с опекаемыми детьми постоянно Отдел опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району

9. Продолжить проведение встреч Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае, «Семейных клубов» с семьями, проживающими на территории района, с целью формирования ответственного родительства, предупреждения нарушения прав детей ежегодно (по отдельному графику) Отдел социальной политики администрации Хабаровского муниципального района, Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Хабаровского муниципального района

10. Проведение врачебных патронажей детей до 1 года и оказание медицинской помощи детям, находящимся в социально опасном положении, в т.ч. превентивная госпитализация детей в возрасте до 1 года при первых признаках заболевания постоянно Отдел социальной политики администрации Хабаровского муниципального района, КГБУЗ «Хабаровская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края (по согласованию), КГБУЗ «Князе-Волконская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края (по согласованию)

11. Проведение мероприятий и акций по вопросам защиты детей от насилия и жестокого обращения в рамках летней оздоровительной кампании ежегодно июнь-август Управление образования администрации Хабаровского муниципального района, Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Хабаровского муниципального района, КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району»

12. Организация помощи по психологической коррекции конфликтных взаимоотношений родителей с детьми постоянно Муниципальная комиссия, Управление образования администрации Хабаровского муниципального района, КГКУ «Хабаровский центр социальной помощи семье и детям»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

13. Размещение на официальном сайте администрации Хабаровского муниципального района, в районной газете «Сельская новь», в учреждениях образования, культуры, лечебно-профилактических учреждениях, расположенных на территории района, информационных материалов по правовому просвещению детей, родителей, педагогов, специалистов, работающих с детьми, о правах детей, о недопустимости проявления жестокого обращения с детьми, насильственных методов воспитания, пропаганде ответственного родительства, о деятельности «телефона доверия» с единым общероссийским номером, социальных службах, оказывающих помощь детям в случаях, связанных с жестокостью и насилием постоянно Отдел социальной политики администрации Хабаровского муниципального района, Управление образования администрации Хабаровского муниципального района, Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Хабаровского муниципального района, КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району, отдел опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району, Автономное учреждение Хабаровского муниципального района «Редакция газеты «Сельская новь» (по согласованию), КГБУЗ «Хабаровская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края (по согласованию), КГБУЗ «Князе-Волконская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края (по согласованию)

14. В рамках ежегодной межведомственной комплексной профилактической операции «Подросток» в Хабаровском муниципальном районе проводить мероприятия с целью профилактики случаев жестокого обращения с несовершеннолетними (по отдельному плану) ежегодно (май-октябрь) Муниципальная комиссия, Управление образования администрации Хабаровского муниципального района, Отдел социальной политики администрации Хабаровского муниципального района, КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району», ОПДН ОМВД России по Хабаровскому району

15. Организация и проведение районного конкурса «Семья года» май - июль Отдел социальной политики администрации Хабаровского муниципального района, Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Хабаровского муниципального района

17. Проведение совместной работы с Краевым государственным казенным учреждением дополнительного образования «Краевой центр социального воспитания и здоровья» по реабилитации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию постоянно Муниципальная комиссия, Управление образования администрации Хабаровского муниципального района

18. Проведение конкурсов творческих работ среди детей и подростков «Не делай мне больно» постоянно Управление образования администрации Хабаровского муниципального района, Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Хабаровского муниципального района

В предложенных комплексах мероприятий виден созидательный потенциал организационного и юридического обеспечения управленческих отношений в сфере профилактики домашнего насилия. Кроме того, они имеют объективную

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

результативность, так, в 2020 г. продолжена совместная работа с КГКУ «Хабаровский центр социальной помощи семье и детям», КГБУ «Хабаровский комплексный центр социального обслуживания населения», КГКУ «Центр социальной

поддержки населения по Хабаровскому району», которые проводят работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, и еженедельно посещают такие семьи.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» семьям, оказавшимся в социально опасном положении, оказываются социальные услуги, в т.ч.: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-трудовые, социально-правовые, срочные социальные услуги. В КГКУ «Хабаровский центр социальной помощи семье и детям» функционирует клуб «Успех», деятельность клуба направлена на гармонизацию дет-ско-родительских отношений. В 2020 г. состоялось 3 заседаний клуба (2017 г. - 3), в которых приняли участие 37 взрослых и 51 ребенок. Участникам заседаний предоставлена листовка «Не будь равнодушным! Сообщи о домашнем насилии или жестокости в отношении детей», разработанная специалистами КГКУ «Хабаровский центр социальной помощи семье и детям».

Вместе с тем, преступления в отношении несовершеннолетних имеют место быть. В 2020 г. совершенно 2 преступления (2019 г. - 4) и, хотя дети - жертвы преступлений против половой неприкосновенности, воспитывались в семьях, которые как неблагополучные, на учете в ОПДН ОМВД России по Хабаровскому району не состояли, эти обстоятельства говорят о продолжении эффективной работы по выявлению подобных случаев, используя современные каналы коммуникаций. В сельских поселениях особую результативность показали общественные комиссии городских, сельских поселений и наставничество как значимый инструмент организации работы по своевременному выявлению и оказанию помощи семьям, находящимся в социально-опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Особое внимание следует уделить мерам, которые могут быть использованы уже в ближайшее время, в связи с принятием Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее - законопроект).

В основных понятиях, используемых для целей законопроекта, под профилактикой семей-но-бытового насилия понимается «осуществление комплекса правовых, экономических, социальных, медицинских, психологических, педагогических мер субъектами профилактики семей-но-бытового насилия, направленных на защиту прав, свобод и законных интересов человека и

гражданина в сфере семейно-бытовых отношений, оказание помощи лицам, подвергшимся семейно-бытовому насилию, выявление и устранение причин и условий возникновения семей-но-бытового насилия, пресечение семейно-быто-вого насилия, привлечение к ответственности нарушителей».

Следует отметить, что законопроектом предлагается широкий комплекс мер, которые не ограничиваются сухим законодательным регулированием, а предполагают использование всех доступных средств, направленных на недопущение насилия в семье.

Анализ положений законопроекта позволяет выделить следующие виды профилактики:

1. Общая профилактика семейно-бытового насилия в целях устранения причин и условий совершения семейно-бытового насилия включает мероприятия, направленные на повышение уровня правовой грамотности граждан.

2. Индивидуальная профилактика семей-но-бытового насилия, имеющая персонифицированный характер воздействия на членов семьи.

К формам профилактического воздействия законопроект относит:

1) правовое просвещение и правовое информирование;

2) профилактическая беседа;

3) профилактический учет;

4) профилактический контроль;

5) помощь в социальной адаптации лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию;

6) социальная реабилитация лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию;

7) специализированные психологические программы;

8) защитное предписание;

9) судебное защитное предписание.

Это исчерпывающий перечень мер, которые могут и должны применяться при получении информации о фактах насилия. Однако слепое применение без учета опыта международной правоприменительной практики приведет к повторению тех же ошибок, с которыми столкнулись зарубежные страны в процессе криминализации домашнего насилия.

Перед обзором следует отметить, что на практике не существует совершенных защитных форм предупреждения семейного насилия. Самые совершенные и передовые формы становятся бессильны без жесткой политической воли. Некоторые ученые, исследующие указанную проблему, сходятся в том, что концепция «семейного насилия», принятая в национальном законодательстве зарубежных стран, мало похожа на реальность в жизни женщин и детей.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

Одним из основных критиков мер, установленных в законодательстве зарубежных стран, является Эван Старк, профессор-социолог, доктор наук (PhD) при Школе государственного управления Университета Рутгерс. Он выделил «три мифа», которые ломают работу органов при реализации превентивных форм [2].

Миф первый: насилие в семье происходит в виде отдельных случаев физического насилия, а не в виде постоянного и повторяющегося цикла принуждения и контроля, который иногда сопровождается физическим насилием.

Миф второй: насилие в семье является «домашним» и происходит только в доме, где правонарушитель и потерпевший вместе живут.

Третий миф: наиболее существенным аспектом насилия является физическое насилие, однако физическое насилие, когда оно присутствует, чаще всего используется преступником наряду с другими формами насилия - унижением, принуждением, шантажом, манипуляцией детьми и другими членами семьи.

При изучении опыта зарубежных стран становится очевидно, что действующие законы и механизмы, действительно, могут быть не приспособлены эффективно реагировать на ситуации насилия, которые выходят за обычные рамки физического насилия с уже отработанной процедурой доказывания. Но реформы на законодательном уровне были приняты только в некоторых странах, например в Великобритании (в 2015 г.) и в Шотландии (в 2019 г.). В этих странах концепция «принудительного контроля», разработанная Эва-ном Старком, была отдельно закреплена в уголовном праве этих стран [3]. За принудительный контроль предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы.

«Принудительный контроль» по Старку - это модель контроля поведения человека, которая с течением времени становится похожа на терроризм и преследование. Концепция смещает акцент с физического насилия, связывая воедино все формы насилия - экономическое, психологическое, сексуальное и физическое. Однако, даже в Великобритании все еще мало успешных судебных разбирательств, т.к. концепция сложна для понимания, требует изучения и находит сопротивление в устоявшихся культурных конфессиях. Тем не менее, указанная концепция «принудительного контроля» может быть принята во внимание в различных политико-правовых формах, стать инструментом для понимания взаимосвязи экономического, психологического и физического насилия, а также позволит оценить недостатки действующих моделей реагирования на проблему домашнего насилия.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

В этой связи, предлагаем подробнее остановиться на отдельных формах профилактического воздействия, которые представляются нам весьма проблемными в плане их правоприменения в разрезе международно-правовой практики, разделив их на эффективные и неэффективные формы.

Эффективные формы. Защитное предписание и судебное защитное предписание. Защитное предписание - это правовое средство предотвращения внутрисемейного насилия. Они разделяются на защитное предписание, выдаваемое органом административной юрисдикции и на судебный охранный ордер.

По сути, оба вида ордеров запрещают агрессору причинять вред пострадавшим и их родственникам, требуют освободить занимаемое жилище, ограничивают доступ к объекту посягательства на работе и в общественных местах, к детям, ограничивают единоличное использование совместного имущества. Выдаются эти предписания по просьбе пострадавшего, родственников или социальных органов. Временное предписание выдает полиция после акта насилия, его нарушение предусматривает привлечение к административной или уголовной ответственности. Судебное защитное предписание выдает судья, который и определяет срок его действия.

В Швеции в случае необходимости пострадавшим выделяют телохранителей и электронные средства защиты и помогают им получать новые документы, жилье. В Турции выдают электронные браслеты, которые позволяют связаться с центром помощи, и приложение для экстренной связи с полицией. В Нидерландах и Австралии могут запретить агрессору находиться не только в жилище семьи, но и вблизи дома.

Но если наказание за нарушение условий ордера не определено, эта мера становится менее эффективной. Например, в Молдове в 2018 г. 60% агрессоров нарушили условия ордеров. Хотя полиция обязана контролировать их и привлекать к уголовной ответственности за нарушение, она реагирует, только если об этом заявит пострадавший [4].

Правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа.

Только перманентное использование средств массовой информации и пропаганда борьбы с домашним насилием может в совокупности со строгой ответственностью стать эффективным правовым средством предупреждения домашнего насилия. Правовое просвещение должно вестись, в первую очередь, в учреждениях образования, медицинских организациях, органах опеки и попечительства, т.к. по статистике именно работники указанных сфер чаще всего первыми сталкиваются с лицами, в отношении которых совершается

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

насилие дома. Вместе с этим, как отмечает Сыз-дыков Алмаз Жаксыбекович, в данных организациях нет утвержденных стандартов, ведомственных актов, методических рекомендаций и алгоритмов по вопросам раннего выявления признаков бытового насилия. Кроме того, у данных субъектов отсутствует обязанность сообщать в правоохранительные органы о фактах бытового насилия [5].

Профилактический учет и профилактический контроль. Ведение учета и проведение контрольных мероприятий может являться действенным превентивным средством против бытового насилия только в том случае, если будет проводиться компетентными сотрудниками и на постоянной основе. При этом будет происходить постоянный информационный обмен учетными данными между субъектами административной юрисдикции.

Неэффективные формы.

Специализированные психологические программы. Эта мера, несмотря на свою высокую стоимость, не имеет выраженного эффекта. По мнению опрошенных экспертов, такие программы могут быть эффективными, только если сам агрессор всерьез готов изменить себя. Кроме того, программы могут научить агрессора, как обойти закон, продолжая насилие. Суды в Шотландии, например, больше не посылают агрессоров на курсы управления гневом, потому что источник домашнего насилия - не гнев, а желание контролировать своих партнеров и близких.

Социальная реабилитация лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию; помощь в социальной адаптации лиц, подвергшихся семей-но-бытовому насилию. Суть этих мер - не предупреждение и профилактика семейно-бытового насилия, а лишь устранение последствий. Попытка «зализать раны» весьма опрометчиво внедрена в число превентивных мер, т.к. не несет реальной пользы для раннего предупреждения, что делает её неэффективной мерой, т.к. воздействие направлено не на источник проблемы, а на саму жертву.

Следует отметить, что законопроект также не предусматривает создание единого органа исполнительной власти, в компетенцию которого входит координация деятельности субъектов профилактики семейно-бытового насилия и контроль за исполнением форм профилактического воздействия.

Это может привести к отсутствию системного контроля за нарушителями, пострадавшими, а меры будут носить скорее поверхностный характер, т.к. каждый из субъектов будет пытаться переложить ответственность друг на друга.

Более того, указанные формы профилактического воздействия распределяются между двумя основными субъектами: органами внутренних дел и органами социальной защиты населения. На наш взгляд, вовлечение более широкого круга заинтересованных субъектов позволит более эффективно бороться с насилием в семье.

Помимо этого, целесообразно заострить внимание на том факте, что законопроектом не предусматривается введение экономических средств предупреждения, которые в сфере семей-но-бытовых отношений занимают первостепенную роль. Зачастую жертвы не идут на контакт с правоохранительными органами по причине финансовой зависимости от субъекта насилия. В итоге, даже привлечение к административной ответственности в виде штрафа становится наказанием как для нарушителя, так и для жертвы, т.к. выплачивается из семейного бюджета.

Поддержка семей, пострадавших от семейного насилия на стадии профилактики, обойдутся государству дешевле, чем устранение последствий, работы органов предварительного следствия, прокуратуры и суда. Тем более, что зачастую своевременное непринятие превентивных мер приводит жертву к летальному исходу.

Следует согласиться с мнением английского правоведа Николь Уэстмарланд «Самое экономически эффективное - это проводить кампании по предотвращению домашнего насилия... Если государство хочет решить проблему домашнего насилия, нужно выделить на это деньги».

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указывается, что принятие и реализация федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и не повлечет изменения финансовых обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Это означает, что принятие законопроекта в указанной редакции добавит новых обязанностей субъектам профилактики, которые, в свою очередь, уже перегружены имеющимися функциями. В итоге, получится перераспределение бюджетных средств, что скажется на качестве выполнения уже возложенных обязанностей на органы социальной поддержки и защиты населения и органов внутренних дел, как основных субъектах профилактики.

Резюмируя вышесказанное, мы делаем следующие выводы:

1. Формы профилактики могут быть использованы только при наличии выделения бюджетных средств.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

2. Требуется создание единого органа, осуществляющего координацию и контроль за деятельностью субъектов профилактики.

3. Необходимо создание единого центра помощи жертвам домашнего насилия, филиалы которого будут представлены в каждом регионе. На сегодняшний день подобного центра не существует, как и не существует единого телефона поддержки пострадавшим от семейного насилия.

Таким образом, сформированная концептуальная, муниципальная модель профилактики домашнего насилия в отношении несовершеннолетних является целостной динамической, постоянно развивающейся системой. Требующая адекватных изменений на флуктуационные процессы объективной реальности как во внешнеорганиза-ционных, так и во внутриорганизационных процессах. Субъектам управленческих отношений в этом направлении потребуются современные формы и методы профилактики домашнего насилия. И уже настал период использования глобальной цифро-визации в противодействии этому негативному явлению...

Список литературы:

[1] Волков К.А. Преступления против несовершеннолетних: вопросы, требующие решения: Вопросы ювенальной юстиции. - 2014. - № 3.

[2] Evan Stark, Coercive Control: How Men Entrap Women in Personal Life. Oxford University Press: 2007. Chapter 2, "Woman Battering." [Kindle edition].

[3] Секция 76 из Serious Crime Act 2015, «Controlling or Coercive Behaviour in an Intimate or Family Relationship» // http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2015/9/contents/enacted

[4] Интернет ресурс https://zona.media/ article/2019/12/16/domashnee-nasilie-doklad (дата обращения: 30.09.2021).

[5] Сыздыков Алмаз Жаксыбекович, Сагым-беков Бахытжан Жасамуратович. «Сравнительно-правовой анализ административно-правовых мер профилактики бытового насилия (опыт Казахстана и России)» // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. - 2020. - № 3 (61). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoy-analiz-administrativno-pravovyh-mer-profilaktiki-bytovogo-nasiliya-opyt-kazahstana-i-rossii (дата обращения: 30.09.2021). - С. 170.

Spisok literatury:

[1] Volkov K.A. Prestupleniya protiv nesover-shennoletnih: voprosy, trebuyushchie resheniya: Voprosy yuvenal'noj yusticii. - 2014. - № 3.

[2] Evan Stark, Coercive Control: How Men Entrap Women in Personal Life. Oxford University Press: 2007. Chapter 2, "Woman Battering." [Kindle edition].

[3] Sekciya 76 iz Serious Crime Act 2015, «Controlling or Coercive Behaviour in an Intimate or Family Relationship» // http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2015/9/contents/enacted

[4] Internet resurs https://zona.media/arti-cle/2019/12/16/domashnee-nasilie-doklad (data obrashcheniya: 30.09.2021).

[5] Syzdykov Almaz Zhaksybekovich, Sagym-bekov Bahytzhan Zhasamuratovich. «Sravni-tel'no-pravovoj analiz administrativno-pravovyh mer profilaktiki bytovogo nasiliya (opyt Kazahstana i Rossii)» // Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravo-voj informacii Respubliki Kazahstan. - 2020. - № 3 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitel-no-pravovoy-analiz-administrativno-pravo-vyh-mer-profilaktiki-bytovogo-nasiliya-opyt-kazah-stana-i-rossii (data obrashcheniya: 30.09.2021). - S. 170.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.