Научная статья на тему 'ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Фролова Евгения Алексеевна

В статье рассматривается имидж руководителя образовательной организации с точки зрения психоло-педагогических подходов. Имидж является многокомпонентным и специфичным явлением, который формируется под влиянием множества факторов: внешних, процессуальных и внутренних. В современных реалиях профессионально сложенный имидж руководителя играет решающую роль не только в деловых отношениях, но и оказывает влияние на конкурентоспособность и успешность образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE MODERN HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

The article examines the image of the head of an educational organization from the point of view of psychological and pedagogical approaches. The image is a multicomponent and specific phenomenon, which is formed under the influence of many factors: external, procedural and internal. In modern realities, a professionally built image of a leader plays a crucial role not only in business relations, but also has an impact on the competitiveness and success of an educational organization.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

7. Ханова Т.Г., Никитина Я.В. Развитие субъектной позиции детей в игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-1. - С. 329-332.

8. Ханова Т.Г., Кочурова Н.В., Вялова Н.В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - С. 282-285.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Фролова Евгения Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматривается имидж руководителя образовательной организации с точки зрения психоло-педагогических подходов. Имидж является многокомпонентным и специфичным явлением, который формируется под влиянием множества факторов: внешних, процессуальных и внутренних. В современных реалиях профессионально сложенный имидж руководителя играет решающую роль не только в деловых отношениях, но и оказывает влияние на конкурентоспособность и успешность образовательной организации.

Ключевые слова: имидж, имидж руководителя, образовательная организация, психологический аспект имиджа руководителя, педагогический аспект имиджа руководителя.

Annotation. The article examines the image of the head of an educational organization from the point of view of psychological and pedagogical approaches. The image is a multicomponent and specific phenomenon, which is formed under the influence of many factors: external, procedural and internal. In modern realities, a professionally built image of a leader plays a crucial role not only in business relations, but also has an impact on the competitiveness and success of an educational organization.

Keywords: image, image of the head, educational organization, psychological aspect of the image of the head, pedagogical aspect of the image of the head.

Введение. В современном мире личность руководителя и его основные сильные качества играют определяющую роль в деятельности любого предприятия. Эффективное управление организацией зависит от сформированного положительного имиджа руководителя, поскольку руководство - первое ответственное лицо учреждения. Именно по его поступкам, методам принятия решений, тактике работы судят об организации в целом, формируя положительный или негативный психологический отклик. В связи с этим проблема создания профессионального имиджа руководителя предприятия и его стиля руководства является особенно актуальной и значимой.

Изложение основного материала статьи. Понятие «имидж» вошло в повседневный оборот российского общества в последнее десятилетие 20 века, тогда как в Европе о необходимости имиджа для человека заговорили гораздо раньше. Проблемой имиджа занимаются ученые и практики различных сфер деятельности: социологи, психологи, политологи, педагоги, филологи и др.

В словаре русского языка XXI века находим определение имиджа, как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Политологи считают, что имидж - это целенаправленно формируемый образ (какого - либо лица или предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и пр.

Имидж является также предметом исследований ученых разных областей знаний. Так, С.Е. Ананьева, определяет имидж, как социальный факт, являющийся «объективным отражением в общественном сознании и чувствах людей комплекса сущностных качеств субъекта, формирующихся в процессе административно-управленческой деятельности, социогенетического наследования, а также ситуационной адаптации к окружающей среде» [2].

С.А. Аминтаева считает, что имидж «современного руководителя образования есть социально ориентированный и эмоционально окрашенный образ в общественном сознании, направленный на решение образовательных задач, значимых для общества» [1].

Д.В. Березина представляет имидж руководителя учреждения образования как гармоническую совокупность «внешних характеристик и внутренних качеств, интегральным профессионально-психологическим образованием, способствующим его успешности в общении с коллегами, учащимися, родителями, продуктивности в управленческом взаимодействии с партнерами, конкурентами, потребителями образовательных услуг и определяющим его профессионально-психологическое развитие». Существенным моментом, по мнению ученого, является то, что формированию имиджа руководителя способствует развитие таких профессионально-психологических качеств, как сформированность ценностных ориентаций, направленность личности на дело, умение излагать свои мысли, овладение приёмами саморазвития, стрессоустойчивость, надёжность, готовность к риску и др. [3].

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что имидж - это сложившееся представление о личности, основанное на совокупности множества внешних и внутренних его характеристик.

В рамках заявленной темы особый интерес представляет формирование имиджа руководителя образовательной организации - психологический и педагогический аспекты. Известно, что любая образовательная организация является местом социализации обучающихся, формирования общекультурных компетенций, способствующих проявлению как личностных качеств - гражданских, нравственных, интеллектуальных, так и представлений о необходимости соблюдать в мире людей нравственные законы и нормы.

Руководитель любого образовательного учреждения - это личность публичная, которая является примером, образцом поведения, отношения к деятельности для своих подчиненных. Во многом благодаря ему педагоги и обучающиеся усваивают существующие в организации и обществе нормы, ценности и традиции, а иногда подражают поведению руководителя. Поэтому, имидж руководителя образовательной организации - это целостный образ в сознании окружающих,

соответствующий целям, нормам, ценностям и ожиданиям, предъявляемый не только коллективом педагогов и учащихся, но и обществом в целом.

Основой имиджа руководителя является сущностная характеристика его как личности - морально-этические качества, профессионализм и деловые качества, внешние данные (личная привлекательность, культура поведения) — все это и многое другое позволяют судить о деятельности организации в целом. Имидж как интегративная характеристика личности руководителя образовательной организации, показывает, что без создания положительного делового образа сложно рассчитывать на успешную профессиональную деятельность и репутацию в социуме.

К психологическим аспектам имиджа руководителя образовательного учреждения можно отнести:

- «легкий характер», т.е. позитивно мыслящий, неконфликтный;

- гибкая модель поведения - умение правильно реагировать на внешние раздражения;

- последовательность в действиях;

- духовно-нравственные качества;

- эмоциональная выразительность, чувство юмора и др.

Имидж руководителя, тот образ и впечатления, который он создает у окружающих, определяются качествами: внешними и внутренними. Опираясь на диссертационные исследования Д.В. Березиной, выделим основные качества руководителя образовательной организации, которые оказывают влияние на формирование его имиджа: природные (коммуникабельность и эмпатия) и личностные (нравственные ценности), профессиональные (знания и опыт в сфере управления образовательным учреждением), визуальные (красноречие, внешний вид), поведенческие (соблюдение норм деловой этики). Важными аспектами деятельности руководителя являются также развитые психологические качества личности: стрессоустойчивость, способность к саморазвитию, надежность, умение доносить свои мысли до коллектива и др.

Педагогический аспект имиджа руководителя образовательной организации необходимо рассматривать непосредственно в плоскости профессионально-педагогической деятельности. В условиях внедрения профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» повышаются требования не только к профессионально-педагогическим знаниям, но и расширяются трудовые функции, которые напрямую связаны с имиджем руководителя. Так, руководитель образовательной организации должен развивать собственные лидерские умения, демонстрировать лидерские компетенции и осуществлять саморазвитие, что становится важным в условиях перехода с традиционного управления, основанного на субъект-объектных отношениях в управление - субъект-субъектное. Новый вид управления позволяет коллективу образовательного учреждения на равноправных условиях взаимодействовать с руководителями в решении проблем их жизнедеятельности в учреждении.

Отвечая на вопрос, каким должен быть руководитель образовательной организации, обращаем внимание на то, что в первую очередь, он - педагог, следовательно, в формировании имиджа такого руководителя должна присутствовать педагогическая специфика.

С.А. Аминтаева считает, что формирование имиджа руководителя образования осуществляется под влиянием факторов:

- объективных (педагогическая общественность, семья; национальный фактор, опирающийся на традиции, обычаи, нравы российского народа, пересечение «коллективного» и «индивидуального»; фактор социальных ожиданий и оценок);

- субъективных (профессиональная востребованность, моральный фактор, компетентность) [1].

Л.М. Митина предлагает структуру формирования имиджа личности педагога, которая является универсальной и заключается в следующем:

1. Внешний имидж - мимика, жесты, одежда, прическа, характеристика голоса, особенности речи. Все должно располагать к позитивному восприятию руководителя.

2. Процессуальный имидж - дает представление окружающим о владении знаниями в профессиональной деятельности. Здесь становится важным знание теории и методики обучения и воспитания, владение новыми технологиями, умение выстраивать учебно-воспитательный процесс в условиях цифровизации образования и оперативно решать профессионально - педагогические задачи. Этика общения - умение выстраивать диалог, участвовать в дискуссиях, уважать собеседника, даже если с его мнением категорически не согласен. Неотъемлемой составляющей педагогической деятельности является творческий подход, особенно в условиях интенсивно меняющихся интересов и потребностей современного образования.

3. Внутренний имидж - внутренний мир человека, связанный с его представлениями о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Все структурные элементы имиджа связаны между собой и представляют определенную систему, в которой несоответствие внутреннего и внешнего имиджа ведет к потере индивидуальности руководителя образовательного учреждения, что непосредственно сказывается и на имидже образовательной организации в целом [5, 6].

Решать проблему формирования имиджа современного руководителя образовательного учреждения призваны педагогические университеты, поскольку с основами управления должен быть знаком каждый педагог.

По мнению студентов, обучающихся в университете по направлению «Педагогическое образование», важными для формирования имиджа руководителя образовательной организации являются такие качества, как профессионализм -наличие профессиональных знаний и умений; организаторские способности - умение контактировать с коллективом преподавателей, обучающимися и их родителями; деловые качества - отношение к делу, предприимчивость, личная организованность; нравственные качества - духовность и культура поведения; работоспособность - способность к продолжительной и напряженной руководящей деятельности; политическая культура - понимание интересов государства, общества, умение считаться с разными точками зрения.

Опрос студентов Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского показал следующее распределение вышеперечисленных качеств личности руководителя образовательного учреждения: профессионализм -30%, организаторские способности - 19%, деловые качества - 15%, нравственные качества - 13%, работоспособность и политическая культура - 13% и 10 % соответственно. Наличие профессиональных знаний и умений руководителя -профессионализм, 30% опрошенных студентов считают одним из самых главных качеств успешного руководителя образовательного учреждения.

Исследования, проведенные Н.С. Лебедевой и А.П. Мальцевым, показывают, что мнения обучающихся и руководителей образовательных организаций в этом вопросе могут расходиться. Так, учащиеся считают, что важными качествами для формирования имиджа руководителя являются такие качества, как, образованность и высокий уровень интеллекта, уверенность в себе и демократический стиль в общении. Руководители образовательных организаций считают, что главными характеристиками, формирующими их положительный имидж, являются: лидерство, преданность делу, самосовершенствование, готовность брать ответственность за свои решения [4]. Объединяя мнения участников

исследования, можно сделать вывод о том, что успех руководителя образовательной организации многофакторный и во многом зависит, как от требований, предъявляемых самому себе, так и от мнения социума.

Работа руководителя образовательного учреждения предполагает непрерывное взаимодействие с коллективом, обучающимися и их родителями. Это взаимодействие характеризуется большой продолжительностью по времени, поэтому руководителю необходимо обладать педагогической этикой, что безусловно, положительно сказывается также и на имидже образовательной организации. В этом контексте становятся интересными исследования И.В. Тимониной, которая выделяет следующие категории педагогической этики:

- педагогическая справедливость, которая проявляется в оценках деятельности всего коллектива;

- профессиональный педагогический долг - представления о морально-нравственных требованиях, предъявляемых обществом к образовательным организациям и выполнению ими профессиональных обязанностей;

- профессиональная честь и совесть, осознание которых составляет основу профессионального достоинства личности [6].

Выводы. Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что имидж является важнейшим компонентом управленческой деятельности, а обладание им - существенная профессиональная характеристика руководителя образовательного учреждения, непосредственно связанная с его психолого-педагогическими качествами.

Согласно концепции В.М. Шепеля существует три блока качеств руководителя:

1. Незаурядный интеллект, фундаментальные знания и достаточный опыт. Если обратимся к профессиональному стандарту «Руководитель образовательной организации», то увидим, что одним из требований, предъявляемых к такому типу руководителей является опыт практической деятельности - не менее 5 лет стажа на педагогических должностях, а также наличие опыта руководящей деятельности в сфере образования.

2. Идейно-нравственные, научно-профессиональные, организационные и психофизические качества.

3. Психолого-педагогические качества: коммуникабельность, эмпатия, способность к психоанализу, стрессоустойчивость, ораторское искусство, визуальность [7].

Таким образом, современный успешный руководитель образовательной организации - это личность, умело сочетающая в своей деятельности управленческие функции с хорошими знаниями профессионально - педагогической деятельности. Поскольку без знания того, чем живет и как функционирует образовательное учреждение сложно выстроить грамотную управленческую модель. Человек, занимающий руководящую позицию, должен уметь организовать работу таким образом, чтобы это способствовало развитию коллектива и личности, а также прогнозировало возможные варианты развития образовательной организации.

Положительный имидж руководителя поднимает авторитет и престиж организации в целом, отводя ей значимую нишу на рынке образовательных услуг, а имеющиеся у него профессиональные компетенции автоматически переносятся и распространяются на всех сотрудников, с одной стороны, давая им отличный старт для карьеры (стимул для развития), с другой - налагая определённые рамки ответственности.

Литература:

1. Аминтаева С.А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя образования. Дисс...канд. пед. наук. - Махачкала, 2003. -178 с.

2. Ананьева С.Е. Формирование имиджа руководителя в государственной службе. Дисс.канд. соц. наук. - Москва, 1996. - 171 с.

3. Березина Д. В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования. Дисс... .канд. псих. наук. - Новосибирск, 2006. - 235 с.

4. Лебедева Н.С., Мальцев А.П. Формирование имиджа руководителя образовательной организации / Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. - Оренбург, 2017. - №3(15). - С. 59-60.

5. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

6. Опфер Е.А. Имидж современного педагога. - Волгоград: Принт, 2017. - 84 с.

7. Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. - М., 2000. - 260 с.

Педагогика

УДК 371.3

кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студент Кочетова Елизавета Романовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ

ШКОЛЫ

Аннотация. Игровые технологии составляют одну из основных педагогических технологий. Понятие «игровые технологии» содержит достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в виде разнообразных педагогических игр. Чаще всего в старших классах используются учебные деловые игры. В обучающем процессе используются самые разные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама. В процессе преподавания биологии в школе в старших классах хорошо зарекомендовали себя такие игровые технологии как сиквейн, «Брейн-ринг», блиц-викторина, которые повышают уровень мотивации, заинтересованности в изучении предмета, позволяют проявить креативность мышления, творческую составляющую личности. С целью оценки уровня формирования мотивации применялось анкетирование и математическая обработка данных.

Ключевые слова: игровые технологии, мотивация к обучению.

Annоtation. Gaming technologies constitute one of the main pedagogical technologies. The concept of "game technologies" contains a fairly large group of methods and techniques for organizing the pedagogical process in the form of a variety of pedagogical games. Most often, educational business games are used in high school. The training process uses a variety of modifications of business games: simulation, operational, role-playing games, business theater, psycho- and sociodrama. In the process of teaching biology at school in high school, such game technologies as a sequel, a Brain ring, a blitz quiz have proven themselves well, which increase the level of motivation, interest in studying the subject, allow you to show creativity of thinking, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.