Научная статья на тему 'Формирование имиджа руководителя ДОО в рамках программы повышения квалификации'

Формирование имиджа руководителя ДОО в рамках программы повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1133
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ИМИДЖ / ИГРА / ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюшина Наталья Викторовна

В статье рассматривается возможность формирования имиджа руководителя дошкольной организации в рамках программы повышения квалификации руководящих работников. Автор полагает, что имидж является составной частью управленческой деятельности, а обладание им существенная профессиональная характеристика руководителя. Статья носит рекомендательный характер и адресована преподавателям курсов повышения квалификации. Развитие профессионального ресурса руководителя дошкольной образовательной организации (далее ДОО) становится требованием и неотъемлемым условием, позволяющим эффективно управлять трудовым коллективом. Одной из составляющих этого ресурса является имидж, который может стать опорой для осуществления планируемых управленческих решений. Работая над совершенствованием своего имиджа, руководитель повышает культуру делового общения, оптимизирует взаимодействие со своими подчиненными. Имидж руководителя ДОО свидетельствует об умениях, знаниях, компетентностях, а также ценностях, которыми он руководствуется в профессиональной деятельности. Многочисленные публикации, выполненные в рамках психологии управления и социальной психологии, отражают уровень разработанности данной проблемы и убедительно свидетельствуют, что именно от профессионализма руководителя зависят не только внешняя конкурентоспособность организации на рынке, но и имидж организации в целом, а также уровень корпоративной культуры, мера приверженности сотрудников к своей организации, мотивация трудовой деятельности и др. Именно имидж позволяет создавать первое впечатление о руководителе, это своего рода фирменный знак, внешняя вывеска. Как правило, чем привлекательнее имидж, тем выше профессиональный авторитет, общественная репутация руководителя и организации, которую он представляет. В связи с вышеперечисленным актуально использовать в рамках реализации дополнительных профессиональных программ для руководителей ДОО ряд мероприятий по формированию позитивного имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрюшина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the image of Preschool Educational Institution Head within the professional development program

The article considers the opportunity of forming the image of Preschool Educational Institution Head within the program of managerial staff professional development. The author suggests that the image is an integral part of management activity and a substantial characteristic of a professional manager. The article is advisory in nature and is addressed to teachers of professional development courses. Development of the professional resource of the Preschool Educational Institution Head becomes a requirement and an essential condition to effectively manage the personnel. One of the components of this resource is an image that can become a support for implementing the planned management decisions. Working on the improvement of his image, the head increases the culture of business communication, optimizes the interaction with his subordinates. The image of the Preschool Educational Institution Head indicates the skills, knowledge, competencies and values by which he is guided in his professional activities. Numerous publications made in the framework of management psychology and social psychology reflect the level of elaboration of the problem and indicate, that the external competitiveness of the organization in the market, the image of the organization, as well as the level of corporate culture, a measure of the employees’ commitment to their organization, motivation, work and etc. largely depend on the professionalism of the Head. That is image that allows to create the first impression about the Head, it is a kind of trademark, a logotype. Generally, the more attractive image is, the higher the professional authority and social reputation of the organization and its head are. In connection with the above it is important to use the number of measures to create a positive image within the additional professional programs for the Preschool Educational Institution managers.

Текст научной работы на тему «Формирование имиджа руководителя ДОО в рамках программы повышения квалификации»

УДК 371.1 + 378.091.398

Формирование имиджа руководителя ДОО в рамках программы повышения квалификации

Н. В. Андрюшина

Forming the image of Preschool Educational Institution Head within the professional development program

N. V. Andryushina

Аннотация. В статье рассматривается возможность формирования имиджа руководителя дошкольной организации в рамках программы повышения квалификации руководящих работников. Автор полагает, что имидж является составной частью управленческой деятельности, а обладание им - существенная профессиональная характеристика руководителя. Статья носит рекомендательный характер и адресована преподавателям курсов повышения квалификации.

Развитие профессионального ресурса руководителя дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) становится требованием и неотъемлемым условием, позволяющим эффективно управлять трудовым коллективом.

Одной из составляющих этого ресурса является имидж, который может стать опорой для осуществления планируемых управленческих решений. Работая над совершенствованием своего имиджа, руководитель повышает культуру делового общения, оптимизирует взаимодействие со своими подчиненными.

Имидж руководителя ДОО свидетельствует об умениях, знаниях, компетентностях, а также ценностях, которыми он руководствуется в профессиональной деятельности.

Многочисленные публикации, выполненные в рамках психологии управления и социальной психологии, отражают уровень разработанности данной проблемы и убедительно свидетельствуют, что именно от профессионализма руководителя зависят не только внешняя конкурентоспособность организации на рынке, но и имидж организации в целом, а также уровень корпоративной культуры, мера приверженности сотрудников к своей организации, мотивация трудовой деятельности и др.

Именно имидж позволяет создавать первое впечатление о руководителе, это своего рода фирменный знак, внешняя вывеска.

Как правило, чем привлекательнее имидж, тем выше профессиональный авторитет, общественная репутация руководителя и организации, которую он представляет.

В связи с вышеперечисленным актуально использовать в рамках реализации дополнительных профессиональных программ для руководителей ДОО ряд мероприятий по формированию позитивного имиджа.

Abstract. The article considers the opportunity of forming the image of Preschool Educational Institution Head within the program of managerial staff professional development. The author suggests that the image is an integral part of management activity and a substantial characteristic of a professional manager. The article is advisory in nature and is addressed to teachers of professional development courses.

Development of the professional resource of the Preschool Educational Institution Head becomes a requirement and an essential condition to effectively manage the personnel. One of the components of this resource is an image that can become a support for implementing the planned management decisions. Working on the improvement of his image, the head increases the culture of business communication, optimizes the interaction with his subordinates. The image of the Preschool Educational Institution Head indicates the skills, knowledge, competencies and values by which he is guided in his professional activities.

Numerous publications made in the framework of management psychology and social psychology reflect the level of elaboration of the problem and

indicate, that the external competitiveness of the organization in the market, the image of the organization, as well as the level of corporate culture, a measure of the employees' commitment to their organization, motivation, work and etc. largely depend on the professionalism of the Head.

That is image that allows to create the first impression about the Head, it is a kind of trademark, a logotype. Generally, the more attractive image is, the higher the professional authority and social reputation of the organization and its head are. In connection with the above it is important to use the number of measures to create a positive image within the additional professional programs for the Preschool Educational Institution managers.

Ключевые слова: руководитель, имидж, игра, тренинговые упражнения.

Keywords: the Head, image, game, training exercises.

Об имидже как условии успешности руководителя говорят все чаще и серьезнее. Опыт управления образованием убедительно доказывает, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на успешное ведение дел и достойную репутацию в обществе. Крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» можно посчитать «первой ласточкой» в направлении изучения имиджа.

У каждого человека есть определенный набор представлений об окружающих его людях. Он складывается на основе внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т. д. В научной литературе подобный набор представлений определяется как имидж.

Современная ситуация в образовании интересна тем, что руководителю образовательного учреждения приходится действовать в условиях происходящих в стране социальных преобразований. Общество России становится все более открытым: активно используются достижения западной педагогики и психологии, в образовательный процесс внедряются новые концепции и технологии. Деятельность любой организации определяется профессионализмом персонала, в первую очередь, ее руководителя.

Обращая внимание слушателей на целесообразность работы над собственным профессиональным имиджем, необходимо раскрыть

понятие «имидж» и рассмотреть его составляющие компоненты. Имидж руководителя -это «интегральная, индивидуальная характеристика его управленческих (профессиональных) и личностных качеств, которая в виде целостного образа отображается у членов коллектива и других лиц, находящихся с ним в прямом и косвенном взаимодействии» [1]. Имидж руководителя в рамках психологии управления анализируется в контексте следующих проблем: формирование имиджа организации; влияние имиджа на деловые отношения; взаимосвязь профессиональных и личностных качеств имиджа руководителя; восприятие управленческой команды; восприятие руководителя; представление об идеальном руководителе; коммуникативные качества руководителя; психологические особенности личности руководителя; психологические компетентности руководителя; психологические особенности профессиональной деятельности руководителя [2].

Во время проведения лекции преподавателю целесообразно последовательно излагать материал, анализируя работы, посвященные изучению имиджа. Стоит обратить внимание слушателей на то, что процесс зарождения теории имиджа в недрах ее практики оказался очень противоречивым, сложным и длительным, а теория имиджа как научное направление оформилось лишь в середине ХХ века. В этом отношении она повторила судьбу развития ряда других гуманитарных наук, в частности, психологии. Ее «предыстория» измеряется десятками веков: представления об имидже существовали уже в глубокой древности в Греции и Египте. Но только в XX в. имиджелогия стала оформляться как новая отрасль знания [3]. Изучением имиджа занимались зарубежные исследователи, такие как К. Болдинг, П. Берд, Э. Сэмпсон и др. Среди отечественных ученых, изучающих имидж, — В. М. Шепель, П. С. Гуревич, а также Е. В. Егорова-Гантман, Г. Т. Почепцов, Е. Б. Пе-релыгина и др.

В рамках реализации дополнительных профессиональных программ для руководителей ДОО преподавателю следует сделать акцент на главном условии формирования позитивного имиджа - наиболее полной реализации руководителем своих индивидуальных особенностей, раскрытии достоинств и нивелировании недостатков. Исследования В. М. Шепеля [2] пока-

зывают, что позитивный имидж могут сформировать руководители с различными доминирующими стилями управления коллективом, но лишь в том случае, когда имидж строится с учетом их индивидуальных особенностей; например, доминирующий стиль управления коллективом напрямую отображает доминирующий стиль самоуправления руководителя.

В современной науке с разной полнотой раскрывается содержание личностной специфики руководителя образовательного учреждения (работы Ю. К. Бабанского, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и др.).

В любом случае, руководитель ДОО выступает как человек, обладающий четкими и осознанными целями, и осуществляющий управление педагогическим коллективом в соответствии с поставленными образовательными задачами.

Поэтому представляется важным обратить внимание слушателей на то, что имидж «первого лица», «лидера» имеет особое значение в формировании имиджа дошкольной образовательной организации.

Руководитель образовательного учреждения — одна из ключевых фигур, способная продуктивно решать проблемы обучения и воспитания, управлять развитием системы образования в ДОО. Именно руководитель, выступая инициатором внедрения того или иного новшества, несет ответственность за этот выбор, принимает решения, формирует соответствующий педагогический коллектив, мобилизует людей на реализацию предложенных идей, возглавляет их работу, добиваясь продуктивности [4].

В условиях развития современной системы образования необходимо наличие у руководителя таких профессионально-значимых качеств, как умение создавать эффективную педагогическую команду, способность видеть перспективы развития своей организации, самостоятельность и изобретательность в принятии управленческих решений, творческая активность и способность к нововведениям, оригинальность ума, быстрое реагирование на изменение ситуации, решительность и динамичность в своих поступках и мыслях и др. Современные научные исследования и публикации по проблеме имиджа характеризуют следующие его особенности:

- комплексность;

- отчетливое психологическое содержание;

- отсутствие четкого критериального аппарата оценки эффективности имиджа;

- недостаток публикаций, касающихся психологических технологий создания эффективного профессионального имиджа [5].

Анализ литературы позволяет представить многообразие подходов к пониманию содержательной основы имиджа, его структуры и функций. Но, тем не менее, возможно выделить некоторые общие положения:

- имидж - целенаправленно сформированный образ;

- имидж реализуется в деятельности и общении;

- имидж оказывает воздействие на воспринимающих его людей и регулирует их поведение;

- имидж человека находится в постоянном взаимодействии со средой (природной, культурной, социальной);

- имидж невозможно сформировать раз и навсегда, т. к. он зависит от многих переменных: индивидных, индивидуальных, личностных и средовых [6].

Психологическая структура имиджа руководителя включает в себя следующие компоненты: природный, личностный, поведенческий и профессиональный. Природный компонент представлен внешними данными руководителя, его полом, возрастом, темпераментом. В личностный компонент включены коммуникативные качества и умения, интеллектуальные, ценностные, волевые и нравственные качества, а также личное обаяние. Поведенческий компонент образуют лидерское поведение вообще, поведение руководителя в сложных управленческих ситуациях, а также отношение к стране, народу, обществу, к своему учреждению образования; отношения с близкими, отношение к самому себе. В профессиональный компонент входят знания, умения руководителя и профессионально-важные качества.

Следовательно, имидж руководителя как динамическая характеристика находится в постоянном взаимодействии с социумом, культурой, отражает уровень сбалансированности отношений различных личностных образований. Создание имиджа мы рассматриваем как специально организованный процесс, целью которого является взаимодействие его участников

ЧИППКРО

для формирования позитивного имиджа и обеспечения благоприятного отношения социума к руководителю [6].

Таким образом, имидж представляет собой целенаправленно сформированный, эмоционально окрашенный образ, имеющий характер стереотипа; методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т. д.), необязательно имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающих такой образ; создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия.

Далее рекомендуем преподавателю предложить слушателям принять участие в диагностическом исследовании. Диагностический блок состоит из методик, выявляющих уровень показателей следующих личностных подструктур:

- эмоционально-волевая сфера (тест на стрессоустойчивость, диагностика социальной эмпатии на onlinetestpad.com);

- коммуникативная сфера (диагностика коммуникативных и организаторских склонностей КОС -2 на onlinetestpad.com);

- потребностно-мотивационная сфера (определение направленности личности на onlinetestpad.com - В. М. Басс).

Данные методики помогут слушателям сформировать четкие представления о своих личностных и профессионально значимых качествах, ценностях [7].

На этапе практического применения преподаватель может предложить слушателям ряд тренинговых упражнений по формированию позитивного имиджа, объединенные в следующие группы:

1. «Познание себя».

2. «Построение позитивного имиджа руководителя».

3. «Совершенствование собственного имиджа».

При проведении подобных упражнений преподавателю следует придерживаться таких принципов работы, как:

- общение по принципу «здесь и теперь»;

- принцип персонификации высказываний;

- принцип активности;

- принцип доверительного общения;

- принцип конфиденциальности.

Группа «Познание себя» включает в себя тренинговые упражнения, ориентированные на

то, чтобы сфокусировать внимание руководителей на собственной личности и особенностях ее проявления как в профессиональной, так и в других сферах деятельности и общения. Такие упражнения, как «Встреча», «Приятное слово», «Метафора», «Ведущий», «Близко», «Имя» и другие, позволят слушателям проявить себя, увидеть себя с необычной точки зрения и в открытой форме отрефлексировать свое состояние, мысли, отношение к происходящему внутри себя и в группе при обсуждении проведенных упражнений. Модель общения и размышления о себе и о других отрабатывается в игре «Портрет группы», которая способствует принятию друг друга, созданию атмосферы доверия. Атмосфера, сложившаяся в ходе игр «Метафора на себя» и «Инвентаризация», способна активизировать рефлексивные процессы у слушателей, а именно, проявления готовности сопоставлять опыт своего «управленческого Я» с опытом коллег.

Преподавателю по окончании выполнения упражнений первой группы целесообразно организовать среди слушателей обмен впечатлениями о своей работе в группе, проанализировать результаты и отметить важность, значимость проведенной работы.

Упражнения группы «Построение позитивного управленческого имиджа» направлены на осознание руководителем себя и своего образа в представлениях окружающих в системе профессиональной деятельности и общения. Эта группа представлена следующими упражнениями:

- Для развития способности к самоанализу, умения различать как положительные, так и отрицательные качества своей личности - «Весы», «Я представляю собой», задание - рисунок «Волны».

- Для развития самопознания, улучшения физического и эмоционального состояний, углубления знаний о своих эмоциональных реакциях и состояний - «Солнце», «Я горжусь, что не такой как все».

- Для знакомства слушателей с вербальными и невербальными техниками общения, снятия напряжения, эмоциональной разрядки группы - «Сцена», «Проверка», игра «Мой день».

- Для обучения созданию атмосферы психологического комфорта в группе, коллективе -

«Пойми», «Разговор пальцев», игра «Фотография».

- Для формирования коммуникативных навыков - «Администратор», игра «Близко».

- Для обучения умению быстро переключаться с одного эмоционального состояния на другое, контроля своих эмоций - «Цветная фраза», ситуационная задача «Чувство -процесс».

- Для развития способности к нахождению «верхнего тона» общения с людьми - «Путешественники», «Друг-враг», ситуационная задача «Диалог руководителя и подчиненного».

Предложенные тренинговые упражнения направлены на коррекцию и развитие значимых качеств личности руководителя ДОО.

Упражнения группы «Совершенствование собственного имиджа» ориентированы на преобразование своего имиджа на основе знаний, полученных о себе в результате выполнения предыдущих тренинговых упражнений и заданий.

Преподавателю рекомендуется включить упражнения на преобразование своего образа и вовлечь участников в процесс прогнозирование результатов работы по формированию позитивного имиджа.

Обобщая опыт формирования позитивного имиджа у руководителей ДОО, нам представляется возможным отметить, что этот процесс проходит более успешно при соблюдении следующих условий.

1. Психологические условия:

- формирование адекватного оценочного отношения к себе, другим;

- переживание и вербализация проблем изменения имиджа;

- развитие рефлексии;

- приоритетное развитие у руководителей ДОУ следующих качеств: уверенности в себе, надежности, ответственности, доброжелательности, потребности в саморазвитии, толерантности, а также развитие коммуникативных компетентностей.

2. Социально-психологические условия, ориентирующие процесс формирования имиджа на обеспечение гуманистических отношений в системе «руководитель-подчиненный»:

- гуманистическая направленность личности руководителя;

- собственная активность руководителя в работе над своим имиджем [8].

Резюмируя, можно отметить, что с помощью введения в программу повышения квалификации для руководящих работников мероприятий, направленных на развитие и коррекцию индивидуального имиджа, преподаватель способен актуализировать интерес у слушателей к познанию себя как личности и специалиста. Слушатели приобретут опыт рефлексии, вследствие чего появиться потребность в совершенствовании своего профессионального имиджа [9]. Стоить отметить, что процессы преобразования содержания и формы дошкольного образования вызывают необходимость изменений в работе руководителей ДОО как по ее содержанию, так и по особенностям взаимодействия с сотрудниками и социумом.

Характер образовательного взаимодействия должен соотноситься с новыми актуальными задачами дошкольного образования, материальной инфраструктурой и действительностью функционирования открытого образовательного пространства в информационном обществе [10].

Вектором при сценировании учебного занятия могут служить следующие выводы.

1. В связи с тем, что эффективность руководства зависит от осуществления руководителем таких функций, как анализ, планирование и принятие решений, необходимо развивать умение руководителя прогнозировать, анализировать и генерировать идеи.

2. Представления о коммуникативных способностях руководителя вносят весомый вклад в его имидж. Важно, чтобы деятельность руководителя осуществлялась посредством коммуникации.

3. Руководитель в области образования взаимодействует со всеми группами общественности напрямую, не прибегая к помощи средств массовой информации.

4. Так как ситуация общения может быть различной - от приятного повода до резко конфликтной ситуации, - на первый план выходят такие качества, как вежливость и тактичность. Они позволяют не только эффективно справляться с барьерами общения, но и оставлять о себе приятное впечатление.

5. На формирование имиджа руководителя влияют такие характеристики внешности, как аккуратность, опрятность, соответствие костюма ситуации. Как известно, аккуратность и опрятность являются приоритетной ценностью

ЧИППКРО

консервативного образования наряду с дисциплиной и послушанием, они оказывают серьезное влияние на восприятие руководителя.

6. Как показывают результаты исследования, отношение к работе является ценностным компонентом имиджа. Представление об этом элементе имиджа складывается на основании оценки того, насколько руководитель предан делу, работает ли с отдачей или цель его деятельности - получение выгоды, удовлетворение мотива власти. Благоприятный имидж формируется у такого руководителя, который любит свою работу, искренне предан делу, не пользуется своим положением для получения выгоды.

7. Такой элемент, как особенности характера, является одним из доминирующих элементов имиджа руководителя в сфере образования. Благоприятный имидж формируется, если руководитель воспринимается как ответственный, рассудительный, добрый, решительный, требовательный, веселый. Обладатель таких черт может обеспечить организации стабильное продуктивное существование, сотрудникам -комфортные условия для работы, родителям -успешное выполнение заказа на образовательные услуги, а воспитанникам - возможность успешного развития.

8. Особенности взаимодействия с сотрудниками также значительно влияют на формирование имиджа руководителя образовательного учреждения. Работа руководителя относится к сфере «человек - человек», и эффективность ее зависит от того, насколько рационально будет решен вопрос управления кадрами. Необходимо правильно выполнить расстановку кадров, определить обязанности, проанализировать работу, проконтролировать ход ее выполнения, определить, что будет являться стимулом для каждого сотрудника, при этом требования к сотрудникам должны быть разумными.

9. Имидж руководителя будет позитивным, если он понимает проблемы сотрудников, внимателен к ним, предъявляет к ним разумные требования, в конфликтных ситуациях занимает независимую позицию и принимает объективные решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Как известно, основу индивидуального имиджа составляет легенда - сложная структура, состоящая из трех компонентов: целей, которые человек ставит перед собой; миссии, которая показывает, почему и зачем ставятся цели

и во имя чего они выполняются; реальных дел, которые показывают, насколько эффективно осуществляется движение к этим целям. Имидж руководителя включает только последний элемент - реальные дела. На наш взгляд, это связано с тем, что цели и миссия как образовательных учреждений, так и любого педагога, будь он учитель или руководитель, повсеместно декларируются и остаются неизменными на протяжении длительного периода: воспитание, образование и развитие подрастающего поколения. В связи с этим цели и миссия руководителя как субъекта деятельности кажутся очевидными и не оказывают влияния на имидж конкретного управленца.

11. Реальные дела дают веские основания для формирования образа определенного человека, они хорошо представлены стороннему наблюдателю и представляют реальную возможность оценить эффективность деятельности. Оцениваются такие показатели, как конкурентоспособность учреждения, состояние учреждения, участие воспитанников в различных конкурсах и соревнованиях, организация праздников, умение контактировать с вышестоящим начальством, умение добиться необходимого для учреждения ресурса.

12. Такой элемент имиджа руководителя, как принятие других, отражает способность принимать других людей, проявлять понимание, чуткость, отзывчивость, заботу, а также быть требовательным к другому, проявлять строгость.

Руководитель в силу своей роли должен относиться к людям критически, требовать, контролировать, но общественность в руководителе ценит также чуткость, понимание и терпение.

Резюмируя вышепредставленное, подчеркнем, что теоретические знания об управленческой деятельности, имидже как психологическом феномене, компонентах профессионализма руководителя ДОО позволили более эффективно и осознанно выстраивать работу по формированию позитивного имиджа руководителя как неотъемлемого условия конкурентоспособности организации на рынке образовательных услуг [1 1].

На наш взгляд, формированию имиджа руководителя ДОО должна предшествовать большая и кропотливая работа, включающая в себя актуализацию проблемы, формирование установок, потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании. Весь процесс формиро-

вания имиджа должен включать в себя психодиагностическое сопровождение, которое позволит руководителю лучше узнать себя, выявить скрытый потенциал и более оптимально спроектировать свою жизненную стратегию и провести коррекцию «Я-концепции».

Библиографический список:

1. Почепцов Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. По-чепцов. - М. : Рефлбук ; Киев : Ваклер, 2000. -768 с.

2. Шепель В. М. Управленческая этика /

B. М. Шепель. - М. : Линка-Пресс, 2007. - 288 с.

3. Кричевский Р. Л. Психология лидерства / Р. Л. Кричевский. - М. : Статут, 2007. - 541 с.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Кот-лер ; пер. с англ. В. Б. Боброва. - М. : Бизнес-книга ; ИМА-Кросс-Плюс, 1995. - 699 с.

5. Петрова Е. А. Психология имиджа: Психосемиотический подход / Е. А. Петрова // Психология как система направлений : ежегодник Российского психологического общества. -М., 2002. - Т. 9. - Вып. 2.

6. Черноморова О. Н. Авторитет преподавателя и его влияние на учебную успешность студентов / О. Н. Черноморова : дис. ... канд. мед. наук. - Л., 2006. - 190 с.

7. Психологическая помощь - 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. psychol-ok.ru/ (дата обращения: 05.12.2015).

8. Гончарова И. Имидж - ключ к успеху / И. Гончарова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. -285 с.

9. Ильясов Д. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя : учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Д. Ф. Ильясов и др. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 21 с.

10. Ананьева С. Е. Формирование имиджа руководителя ДОУ в государственной службе /

C. Е. Ананьева : дис. ... канд. социол. наук. -М., 1996. - 171 с.

11. Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост / Л. К. Аверченко. - Новосибирск, 1999. -С.10-30.

References:

1. Pocheptsov G. G. Imidzhelogiya [Imageolo-gy], M. ; Kiev, 2000, 768 p.

2. Shepel' V. M. Upravlencheskaya etika [Managerial Ethics], M., 2007, 288 p.

3. Krichevskiy R. L. Psikhologiya liderstva [Psychology of leadership], M., 2007, 541 p.

4. Kotler F. Osnovy marketinga [Fundamentals of Marketing]; translated from the English by V. B. Bobrova, M., 1995, 699 p.

5. Petrova E. A. Psychology of Image: Psyho-semiotical Approach [Psikhologiya imidzha: Psik-hosemioticheskiy podkhod]. Psikhologiya kak sistema napravleniy: ezhegodnik Rossiyskogo psikho-logicheskogo obshchestva [Psychology as a Referral System: Yearbook of the Russian Psychological Society], M., 2002, V. 9, N 2.

6. Chernomorova O. N. Avtoritet prepodava-telya i ego vliyanie na uchebnuyu uspeshnost' stu-dentov: dis. .. kand. med. Nauk [The Authority of the Teacher and Its Influence on the Students Educational Success: Author's Thesis]. L., 2006. 190 p.

7. Psikhologicheskaya pomoshch' [Psychological Help]. 2015. URL: http://www.psychol-ok.ru/ (Accessed: 05.12.2015).

8. Goncharova I. Imidzh - klyuch k uspekhu [Image - the Key to Success], Rostov-on-Don, 2011, 285 p.

9. Il'jasov D. F. Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie professional'noj dejatel'nosti uchitel-ja: uchebnoe posobie dlja slushatelej kursov professional'noj perepodgotovki i povyshenija kvalifi-kacii rabotnikov obrazovanija / D. F. Iljasov i dr. M. : VLADOS, [The Psycho-pedagogical maintenance of teacher's professional work: the manual for courses of retraining and advanced training of teachers], 2008, 21 p.

10. Anan'eva S. E. Formirovanie imidzha ruko-voditelya DOU v gosudarstvennoy sluzhbe : dis. ..kand. sotsiol. nauk [Forming the Image of Preschool Educational Institution Head in the State Service: Author's Thesis], M., 1996, 171 p.

11. Averchenko L. K. Imidzh i lichnostnyy rost [Image and Personal Growth], Novosibirsk, 1999, pp.10-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.