Научная статья на тему 'Образ руководителя в развитии имиджевой политики дошкольного образовательного учреждения'

Образ руководителя в развитии имиджевой политики дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМИДЖМЕЙКИНГ / ИМИДЖ / IMAGE / ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ / IMAGE OF THE HEAD / IMAGEMAKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койкова Эльзара Имдатовна

В статье проанализированы основные компоненты имиджа дошкольного образовательного учреждения и представлен имидж руководителя, который определён как сложившийся в сознании представителей целевых контактных групп общественности, и выполняющий определённые функции в рамках его профессионально-ориентированной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of a manager in developing the image policy of a preschool educational institution

The article analyzes the main components of the image of preschool educational institution and is represented by the image of the head, which is defined as the established in the minds of the target public contact groups, and performing certain functions within its professionally-oriented activities.

Текст научной работы на тему «Образ руководителя в развитии имиджевой политики дошкольного образовательного учреждения»

20/.Т//-

- обеспечение поддержки всем воспитанникам, создание необходимого эмоционального фона доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества;

- развитие положительных задатков индивида, раскрытие творческого интеллектуального потенциала;

- возможность получения целенаправленного образования в темпе, обусловленном познавательными способностями детей;

- преобразование усвоения знаний из цели обучения в средство развития личности.

- обеспечение и стимулирование свободного выбора и изменения видов деятельности учащихся;

- создание актуальных, доступных для развития воспитанников проблемных ситуаций; информативность, экспрессивность, познавательная и эмоциональная новизна, гибкость, учет половых и возрастных различий, открытость, возможность сочетания традиционного и неординарного.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артюхина А. И. Образовательная середа высшего ученого заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета) дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2007. 337 с.

2. Воронцова В. Г. Гуманитарные основания исследования образовательной среды // Культурно-исторические основания создания и развития образовательной среды. СПб.: СПб ГУПМ, 2002. С. 3-14.

3. Гомонюк О. Гуманютичне освгтне середовище - провщна умова формування професшно-педагопчно! культури майбут-нього сощального педагога // Вюник Львiвсь-кого ушверситету. Серiя педагопка. 2009. Вип. 25, Ч. 1. С. 160-168.

4. Горбунова Н. В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2015. Вып. 46. Ч. 1. С. 223-229.

5. Гура В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: монография. Ростов н/Дону: ЮФУ, 2007. 320 с.

6. Гущина Г. А. Гуманистическая воспитательная среда как условие адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Киров, 2002. 155 с.

7. Данилова Н. А. Учебный кабинет естествознания как образовательная среда: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - СПб., 2007. -196 с.

8. Захаренко О. А. Школа над Россю. К.: Рад. школа, 1979. 150 с.

9. Каташов А. I. Педагопчш основи роз-витку шновацшного освгтнього середовища сучасного лщею: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.01. Луганськ, 2001. 20 с.

Э. И. Койкова

УДК 371.13/.16

ОБРАЗ РУКОВОДИТЕЛЯ В СТРУКТУРЕ ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

А ктуальным в условиях реформирования образования является процесс формирования имиджа организации (в частности, учебного заведения), который может быть направлен не только на внешние факторы, но и внутрь организации. От направленности

имиджа за-висит то, в какой мере члены организации идентифицируются с ней, а, следовательно, мотивационные характеристики их деятельности в организации и эффективность её функционирования и возможности развития.

Цель статьи - проанализировать образ руководителя в структуре имиджа дошкольного образовательного учреждения.

Имидж руководителя является одним из основных факторов формирования имиджа образовательного учреждения. Имидж учебного заведения можно рассматривать как сложившуюся в сознании людей систему образов и оценок следующих составляющих (структура имиджа) [6]:

1. Имидж руководителя и заместителей руководителя учебного заведения, включающий представление об установке, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, внешности руководителей;

2. Имидж персонала - это совокупный, обобщённый образ учительского коллектива, раскрывающий наиболее характерные для него черты, такие как профессиональная компетентность (мобильность, аккуратность в выполнении должностных обязанностей, точность выполнения работы, осведомлённость, высококвалифицированная профессиональная подготовка); культура (коммуникабельность (приветливость, доброжелательность), правильность речи, социально-психологические характеристики учителей); социально-демографический и физическое состояние (возраст, пол, образование) [4];

3. Имидж услуги - представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает услуга. Дополнительные услуги - это то, что обеспечивает заведению отличные свойства (новые направления специализации);

4. Имидж потребителей образовательных услуг включает представления о стиле жизни, общественном статусе и некоторые особенности, характеристики (психологические) потребителей;

5. Внутренний имидж учебного заведения - это представление сотрудников о своём

учебном заведении. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально-психологический климат;

6. Визуальный имидж учебного заведения - представления об учебном заведении, субстратом которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию об интерьере помещений, классных аудиторий, фирменную символику [2];

7. Социальный имидж учебного заведения - представления общества о социальных ролях заведения в экономическом, социальном и культурном жизни общества;

8. Бизнес-имидж учебного заведения -представления об учебном заведении как субъекте деловой активности. Как составляю-щие бизнес-имиджа учебного заведения выступают деловая репутация, известные выпускники (аспиранты, докторанты), инновационные технологии, используемые в заведении, разнообразные интересные спецкурсы.

Положительный имидж центра образования, его привлекательность в глазах воспитанников и их родителей объясняется стремлением (и возможностью) учреждения учесть интересы различных слоёв потребителей как в плане получения основного и дополнительного образования, так и в плане развития личности участников учебно-воспитательного процесса [5].

Философским фундаментом работы дошкольного учебного заведения стали идеи культурно-исторической педагогики, а её основанием, сердцевиной, сущностью и одновременно важнейшим условием - духовная свобода личности. С позиции управления культурно-историческая педагогика является долгосрочной образовательной стратегией, где особую роль играет наличие в педагогическом коллективе общих ценностей. Чем сложнее окружающая жизнь, тем ответственнее роль руководителя в создании дружеской, доверительной атмосферы, в таких условиях рождается коллективное самосознание.

Другими словами, мы можем проследить факторы, определяющие положительный имидж дошкольного учебного заведения: нали-

чие долгосрочной образовательной стратегии; благоприятный морально-психологический климат в коллективе, дружеская, доверительная атмосфера, царящая в нём; неравнодушный профессиональный педагогический коллектив; наличие сплочённого детского коллектива и его руководящих органов; культ коллективных традиций, проведение «семейных» праздников; постоянное саморазвитие коллектива, объединение в общий детского, родительского и воспитательского коллективов; наличие яркой внешней атрибутики: девиз, герб, элементы формы в одежде, собственный сайт в Интернете и т. д. [6].

Традиционно выделяют несколько видов имиджа. В зависимости от стадии коммуникативного процесса говорят о зеркальном, целевом (или желаемом), демонстрируемом и текущем имидже определённого объекта. Если основанием для классификации являются структурные особенности отображаемого объекта, то речь идёт об индивидуальном или корпоративном имидже. При необходимости выяснить, насколько целостным является образ, выделяют единичный или множественный имидж.

Зеркальный имидж - это образ-отражение себя самого. Он является важной составляющей имиджа не только отдельного человека, а организации в целом. Успех работы имиджмейкера при этом в значительной степени зависит от того, насколько он способен почувствовать, понять и осознать, что такое зеркальный имидж лица или организации, на которую работает имиджмейкер. Если зеркальный имидж разгадан и расшифрован правильно, то вероятность того, что предложенный специалистом «макияж» будет гармоничным и удачным, значительно возрастает. Иначе можно скорее получить «маску», которая, подобно «потрескавшейся старой штукатурке», просто «не будет держаться» на лице.

Когда мы всматриваемся в самих себя, то видим не только то, какие мы есть на самом деле в данный момент, но и представляем себя такими, какими бы хотели быть. Другими словами, у каждого из нас есть ещё и желаемый, идеальный образ себя самого, или на языке имиджмейкеров, желаемый (целевой) имидж.

Работа по формированию имиджа отдельного лица или организации должна начинаться с определения того, что должен представлять собой целевой образ (желаемый имидж).

И зеркальный, и желаемый имидж незаметны для посторонних глаз. Наши представления о самих себе, как уже отмечалось, далеко не всегда совпадают с нашим реальным видом. Ещё большая дистанция между желаемым образом и тем, что демонстрируется, предлагается «для обозрения» посторонним людям. Для обозначения части нашего Я, которая открывается и показывается другим, в социальной психологии употребляется термин «публичное Я». Однако, поскольку ими-джмейкинг имеет целью создание и презентацию образов не только отдельных лиц (причём довольно часто без их непосредственного участия), но и товаров, организаций и других объектов, целесообразным представляется использование термина «демонстрируемый имидж».

Демонстрируемый имидж конструируется и подается так, чтобы, во-первых, созданный образ был узнаваемым, запоминающимся и отличался от других; во-вторых, чтобы он усиливал, подчёркивал те реальные (положительные или отрицательные, в зависимости от поставленной цели) черты объекта, на которых имиджмейкеры считают нужным акцентировать внимание публики; в-третьих, чтобы, по возможности, замаскировать то, что демонстрировать нежелательно, и, наконец; в-четвёртых, чтобы предоставить создаваемому образу так называемые «фантомные рисы», то есть такие, которых на самом деле объект не имеет, но которые крайне необходимы для формирования желаемого отношения к нему. Некоторые исследователи (в частности А. Феофанов [7]), склоняются к тому, чтобы рассматривать эту особенность имиджа как главную, и кладут её в основу своих определений.

Имидж руководителя - это совокупность определённых качеств, которые люди ассоци ируют с определённой индивидуальностью личности.

Характеристики:

физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений

статус

руководителя образовательного учреждения, который включает не только статус, связанный с официально занимаемой должностью, но также и с происхождением, личным состоянием

личная миссия руководителя

ценностные ориентации руководителя

своего рода своего рода

конституция, выражающая стратегическое видение руководителя. Личная миссия руководителя определяет то положение, в котором он находится в данный момент, и то, чего он хочет достичь в будущем. Личная миссия руководителя является важным моментом в выработке миссии и целей образовательного учреждения

наиболее важные

предположения,

принимаемые

руководителем

образовательного

учреждения

и оказывающие

воздействие

на

организационную культуру образовательного учреждения

Рис. 1. Структура имиджа руководителя.

Имидж руководителя может быть позитивным, негативным и нечётким (завуалированным) [7].

Представляя собой сложный феномен, имидж руководителя структурно состоит из следующих компонентов: Каждая из групп характеристик вносит свой вклад в формирование имиджа руко-водителя и в различной степени поддаётся сознательному конструированию. Так очевидно, что персональные характеристики различаются от индивида к индивиду, и многие из них почти невозможно изменить. Однако, в связи с тем, что общение руководителя и общественности опосредуется СМИ, подавляющая часть нежелательных персональных качеств всячески скрывается, сглаживается или просто не попадает на глаза широкой общественности.

Одной из немногих характеристик, приобретающих в телевизионную эпоху боль-

шой вес, является внешность лидера. Восприятие внешнего вида является очень существенным при первом впечатлении об индивиде. Если это восприятие оказалось положительным, то вся последующая информация будет наслаиваться на этот так называемый «скелет», независимо от того, будет она оказывать положительное или отрицательное воздействие. Главное, что основа уже создана, «первое впечатление - самое яркое».

Другие качества, существенные для имиджа руководителя образовательного учреждения, - социальные характеристики. Они связаны с обстановкой вокруг образовательного учреждения. Руководитель, ориентируясь на определённую целевую аудиторию, должен стараться в то же время заручиться поддержкой как можно большего количества людей, как имеющих прямое отношение к образовательному учреждению или услуге школы, так и связанных с ней косвенным образом. Он

должен чутко улавливать их требования. Данный факт существенно влияет на имидж образовательного учреждения, так как ещё с советских времён общественность воспринимает профсоюзы, как орган, защищающий права граждан. Это, наряду с другими факторами, влияет на формирование положительного имиджа и руководителя, и образовательного учреждения в целом [7].

Следующая составляющая имиджа - это личная миссия руководителя. Руководитель образовательного учреждения может иметь либо не иметь такой миссии, он может также не понимать назначения миссии [2].

В. Баранчеев определяет миссию как «способ выделения среди конкурентов». Это также важный момент при создании имиджа руководителя, так как людям свойственно запоминать что-то особенное и уникальное. Личная миссия руководителя - это, как правило, какая-либо идея или набор идей, которые он собирается реализовать в своей деятельности, и которые в совокупности наполняют миссию образовательного учреждения [1].

Ещё одной важной составляющей имиджа являются ценностные ориентации руководителя. Базовые предположения и ценностные ориентации руководителя образовательного учреждения, безусловно, оказывают влияние на организационную культуру. Руководитель пытается привести культуру образовательного учреждения в соответствие со своими нормами и ценностями.

В современных условиях руководитель должен иметь множество качественных характеристик. В том числе такие характеристики как высокая аналитичность ума, профессиональная компетентность, инновацион-ность мышления, склонность к общественной деятельности, умение генерировать идеи, принимать правильные решения и внедрять их в жизнь, последовательность принципов и убеждений при достаточно развитой готовности к восприятию альтернативных мнений, сильная воля, целеустремлённость, настойчивость, непоколебимая вера в правильность выбранной цели и путей её достижения. Исторический опыт и современное развитие

общественных отношений убедительно свидетельствуют о том, что базовые и другие важные качества руководителя организации непосредственно влияют на формирование и совершенствование корпоративного имиджа.

Имидж руководителя можно разделить на «внутренний» и «внешний». «Внутренний» характеризуется взаимоотношением руководителя и персонала организации, точнее восприятием руководителя работниками организации. Руководитель должен стремиться к созданию потребительского образа у персонала, причём руководителю нужно самому бороться над созданием своего имиджа [3].

В небольшой организации руководитель имеет возможность формировать свой имидж путём прямого взаимодействия со всеми сотрудниками организации. В крупных же компаниях руководитель взаимодействует в основном с менеджерами высшего и среднего звена. В таких случаях могут возникать определённые проблемы, так как возможны искажения информации в виду того, что каждая ступень управления придаёт имиджу руководителя свою окраску. Чтобы избежать таких искажений в организациях создаются легенды и истории о руководителе, которые доносятся до сотрудников через различные информационные каналы, такие как корпоративные буклеты с обращениями первого лица компании, информационные бюллетени, электронная почта. Атмосфера внутри компании, позитивное или негативное отношение сотрудников к руководителям и политике компании выражаются, прежде всего, в степени преданности сотрудников своей фирме.

Внутренний имидж трудно поддаётся корректировке, но он значительно важнее для репутации компании и её успешной деятельности. Сотрудники организации, как правило, хотят видеть в лице своего руководителя защитника и попечителя, готового помочь им в трудную минуту. Поэтому в легендах лучше показывать руководителя именно в этом ракурсе.

Формирование «внутреннего» имиджа важно не только для слаженной работы самой организации, но и для формирования его

«внешнего» имиджа, так как сотрудники передают своё личное восприятие руководителя во внешнюю среду. «Внешний» имидж это восприятие руководителя обществом в целом и теми группами людей, интересы которых оказывают какое-либо влияние на деятельность организации.

«Внутренний» имидж руководителя часто отличается от «внешнего». Многие качества, присущие руководителям организаций, не становятся достоянием общественности. Их можно выявить только при вхождении в организацию и соприкосновении со всеми организационными процессами. Часто новые сотрудники, нанимающиеся на должность в подчинение конкретного руководителя под воздействием имиджа, созданного средствами массовой информации, испытывают глубокое разочарование при соприкосновении с ним в работе [2].

«Внутренний» имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующей функ-цие: уважение и доверие к лидеру может стать хорошим стимулом для успешной работы и развития подчинённых. Руководитель задаёт нормы взаимодействия в организации. Если нормы приняты большинством членов организации, то это становится основанием для сплочения коллектива, снижения количества конфликтных ситуаций и, как следствие, формирования благоприятного организационного климата. Это также доказывает, что имидж руководителя является одним из важных составляющих организации [2].

Если организация «авторская», т. е. руководитель одновременно является и собственником компании, то компания становится «продолжением» личности руководителя. Это особый случай: имидж руководителя и организации изначально «сращены», и это накладывает особую ответственность, так как каждое действие руководителя отражается во всех аспектах функционирования компании.

Руководитель любого образовательного учреждения, как правило, стремится к созданию позитивного личного имиджа, но известны случаи, когда индивидуум целенаправленно идёт на создание отрицательного, скандального образа.

Отрицательный имидж руководителя образовательного учреждения чаще всего только усиливает недоверие родителей к образовательному учреждению или к его услугам. При прочих равных условиях положительный имидж руководителя образовательного учреждения будет являться её конкурентным преимуществом.

Можно предложить следующую процедуру оценки влияния вышеперечисленных характеристик формирования имиджа руководителя современного образовательного учреждения [5].

Вначале каждое образовательное учреждение, исходя из сложившейся ситуации во внешней и внутренней среде, методом экспертной оценки выделяет по каждой группе характеристик те факторы, которые оказывают воздействие на создаваемый образ руководителя этого образовательного учреждения. После этого определяется соответствие (или несоответствие) существующего имиджа руководителя тем факторам, которые были выделены. Отмечаются положительные и отрицательные качества уже существующего образа лидера. Затем необходимо выявить, какие из отмеченных факторов поддаются изменению, а какие изменить невозможно.

По результатам такого анализа можно дать рекомендации по дальнейшему улучшению имиджа руководителя (см. таблицу 1).

Некоторые характеристики поддаются изменению: семейное положение, ориентация на будущее, наличие миссии, слова-паразиты, плохой вкус, национализм.

Характеристики, которые не поддаются изменению: высокий рост, честность, национальность, подозрительность

Факторы, положительно влияющие на имидж руководителя, которые практически невозможно изменить, необходимо постоянно отслеживать, чтобы они не начали отрицательно влиять на имидж лидера. А те факторы, которые поддаются изменению, требуют всяческой поддержки.

Главными субъектами формирования имиджа учебного заведения являются руководитель, педагоги и сотрудники, а также в си-

Таблица 1.

Группы характеристик, влияющие на создание имиджа руководителя современного

образовательного учреждения

Желаемые (положительные) Нежелательные (отрицательные)

характеристики характеристики

Персональные характеристики

Высокий рост Низкий рост

Поставленная речь Слова-паразиты

Хороший вкус в выборе одежды Плохой вкус в выборе одежды

Социальные характеристики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Женат Холост

Занятие благотворительностью Национализм

Личная миссия руководителя

Наличие миссии Отсутствие миссии

Ориентация на будущее Сиюминутная выгода

Ценностные ориентации руководителя

Честность Алчность

Доверие к людям Подозрительность

лу обратной связи, различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении образовательных услуг [2]. К этим группам относятся учащиеся и их родители; работники образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги параллельно со школой; работники предприятия, организации, учреждений, принимающих выпускников школ; работники органов управления образованием и муниципальных органов власти; местные жители.

Таким образом, имидж можно рассматривать как целенаправленно создаваемый особого рода образ-представление, который с помощью ассоциаций наделяет объект дополнительными ценностями и благодаря этому способствует более эмоциональному его восприятию. На основании исследований имиджа руководителя дошкольного образовательного учреждения было определено, что он зависит: во-первых, от социально-экономических условий функционирования образования; во-вторых, от факта привлекательности качеств и свойств руководителя; в-третьих, от организаторских условий создания имиджа; подражательных стереотипов, исторических и культурных традиций.

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы основные компоненты имиджа дошкольного образовательного учреждения и представлен имидж руководителя, который определён как сложившийся в сознании представителей целевых контактных групп общественности, и выполняющий определённые функции в рамках его профессионально-ориентированной деятельности.

Ключевые слова: имидж, имиджмейк-инг, имидж руководителя.

SUMMARY

The article analyzes the main components of the image of preschool educational institution and is represented by the image of the head, which is defined as the established in the minds of the target public contact groups, and performing certain functions within its professionally-oriented activities.

Key words: image, imagemaking, image of the head.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. -2008. - № 5. - С. 250.

2. Кадочников Н. А. Корпоративный имидж как фактор конкурентоспособности высшего профессионального учебного заведения: дис. ... канд. экономич. наук. - М., 2005. - 130 с.

3. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Але-тейя, 2001. - 256 с.

4. Рожков И. Я. Международное рекламное дело. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. - 175 с.

5. Слабочников В. И. Проблемы становления и развития инновационного образования // Инновация в образовании - 2003. -№ 2. - С. 72.

6. Олейник И., Лапшов А. Плюс / минус репутация. - М.: Новости, 2003. - 192 с.

7. Феофанов О. А. Реклама и общество // Вопросы философии. - 1980. - № 6. - С. 22.

Т. Ю. Осадчая

УДК 378.147:811.111

ИЗУЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ БИЗНЕСА

О последние годы наблюдается возрастающий интерес к изучению влияния национальной культуры на эффективность ведения бизнеса в той или иной стране мира. Сфера

экономики, которая наиболее тесно связана с коммуникацией - это рекламирование и создание брендовой политики компании, поскольку, для того чтобы быть эффективными, реклама и бренд товаров компании должны соответствовать коммуникативным моделям поведения того или иного народа. Недавние исследования также указывают на то, что стратегии создания брендов компании и ее рекламы должны создаваться с учетом особенностей той или иной национальной культуры потребителей [5, 6].

Рассмотрим понятие «национальное коммуникативное поведение» или «коммуникативное поведение народа». Коммуникативное поведение народа - это совокупность норм и традиций общения народа. Коммуникативное поведение народа определяется его коммуникативным сознанием и представляет собой способ овнешнения коммуникативного сознания - подобно тому, как язык представляет собой способ овнешнения когнитивного сознания. [4].

Национальные особенности коммуникативного поведения, с которыми можно столкнуться при межкультурном общении, представляют собой закрепленные традицией коллективные привычки народа, проявляющиеся в выборе и предпочтительности употребления тех или иных стратегий и средств коммуникации, в результате чего и вырабатывается национальный стиль коммуникации, или коммуникативный этностиль [1, с. 5]. Национальный стиль коммуникации, или коммуникативный этностиль - это «исторически сложившийся, предопределяемый культурой и закрепленный традицией тип коммуникативного поведения народа, проявляющийся в выборе и предпочтительности определенных стратегий и средств коммуникации (вербальных и невербальных), используемых в процессе межличностного взаимодействия» [1, с. 8].

Национальная специфика характерна как для общекультурных норм общения (привлечение внимания, приветствие, прощание, знакомство, извинение и др.), так и для ситуативных норм, действующих тогда, когда об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.