Научная статья на тему 'Имидж как общественный феномен'

Имидж как общественный феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3002
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖЕЛОГИЯ / IMAGEOLOGY / ИМИДЖ / IMAGE / ПРЕСТИЖ / PRESTIGE / ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ / INTERNAL IMAGE OF THE HEAD / ВНЕШНИЙ ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ / EXTERNAL IMAGE OF THE HEAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яблонских Юлия Павловна

В статье рассмотрены происхождение, а также различные подходы к определению понятия «имидж»; определены функции имиджа и выделены его структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image as a social phenomenon

The article considers the origin, as well as different approaches to the definition of the concept of "image"; defines the functions of the image and highlights its structural components.

Текст научной работы на тему «Имидж как общественный феномен»

Педагогика

УДК 37.08

кандидат педагогических наук, доцент Яблонских Юлия Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИМИДЖ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. В статье рассмотрены происхождение, а также различные подходы к определению понятия «имидж»; определены функции имиджа и выделены его структурные компоненты.

Ключевые слова: имиджелогия, имидж, престиж, внутренний имидж руководителя, внешний имидж руководителя.

Annotation. The article considers the origin, as well as different approaches to the definition of the concept of "image"; defines the functions of the image and highlights its structural components.

Keywords: imageology, image, prestige, internal image of the head, external image of the head.

Введение. В настоящее время в научной литературе большое внимание уделяется поросу имиджа специалиста среднего звена, руководителя образовательной организации. Современного руководителя любой ступени сегодня все больше волнует не только его внутренний мир и личностные качества, но и то, как он выглядит и воспринимается окружающими. Имиджелогия как новая отрасль научного знания, появившаяся в последние годы, призвана помогать людям в овладении технологией личного обаяния.

Имиджелогия изучает закономерности формирования и воздействия имиджа руководителя на психику и поведение окружающих. Специалисты по имиджированию выделяют три основные составляющие имиджа руководителя:

- личное обаяние; оно всегда способствует успеху в профессиональной деятельности руководителя;

-нравственные характеристики - коммуникабельность, эмпатичность (способность к сопереживанию),

рефлексивность (способность понять другого), красноречивость (способность воздействовать словом);

- техника самопрезентации (умение подать с наилучшей стороны свои знания, умения, опыт) [9].

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является рассмотрение имиджа как общественного

феномена.

Изложение основного материала статьи В России имидж становится предметом общественного внимания и научного анализа в конце XX века. В середине 1990-х гг. были предприняты первые серьезные отечественные разработки по имиджированию Е.В. Гришуниной, Ф.А. Кузина, Е.И. Маня-киной, Л.М. Митиной, В.Д. Попова, Р.Ф. Ромашкиной, Б.Г. Ушикова, И.А. Федорова, В.М. Шепеля и др. [4].

Изучая происхождение понятия «имидж», Д. М. Вечедов, отмечает, что в переводе с английского оно означает «образ, ореол», это запечатление образа в сознании окружающих людей. Эффект личного обаяния теоретически может быть достоянием каждого, однако, следует иметь в виду, что его обретение - результат огромных усилий и затрат [4].

В диссертационном исследовании О. Н. Валеева рассматривает другую точку зрения происхождения понятия «имидж», указывая на его происхождение от латинского слова «imago» - образ, связанного со словом «imitary» - имитировать [13]. Исследуя имидж человека, подразумевается, что его образ воспринимается другими людьми не только как визуальный, зрительный вид, облик, но и образ мышления, способов действия, поступков и т.п. В данном случае «образ» рассматривается как общее представление об индивиде. В обыденном понимании имидж человека воспринимается в двух смыслах: как внешний вид и как его репутация. Но эти представления слиты в единый образ, включающий как внутренние, так и внешние характеристики личности. Создается именно впечатление, и только потом формируются представления о воспринимаемом объекте [6, 2].

О. Н. Валеева указывает на первоначальное появление понятия «имидж» в сфере деловых отношений как объективной необходимости в деловом преуспевании. Оно явилось основным элементом теории и практики «Паблик Рилейшнз» (PR) и «Хьюман Рилейшнз» (HR) и укрепилось в политической и общественной жизни. Теоретический и практический материал по проблематике имиджа исследовался западными учеными (П. Берд, Л. Браун, Ф. Дейвис и др.), рассматривающими изучаемое понятие посредством различных параметров внешности индивида (цвет и стиль одежды, голос, манера говорить, мимика и др.) и социально-экономическими стратификационными характеристиками (богатство, престиж, власть и др.). Изучение имиджа в контексте атрибутной характеристики, присущей объекту (человеку, корпорации, продукту), явилось непосредственным продолжением социокультурного развития, востребованного различными социальными институтами общества (политика, экономика, образование, культура, религия, семья) [2].

Изучая понятие «имидж» Д. М. Вечедов указывает на то, что чаще всего понятие «имидж» представляется как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Данное понятие применяется к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника учебного заведения) и даже к вещам (мерседес - не просто машина!).

В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид (встречают-то все-таки по одежке), а оцениваем репутацию! Иначе говоря, имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики [4].

Имидж, по мнению В. Г. Купцовой, это образ-представление об объекте, сформировавшееся в психике (в сфере сознания и/или в сфере подсознания) людей (индивида) в результате прямого восприятия тех или иных характеристик объекта, либо косвенно через мнение других людей, и влияющее на их (его) мнение, поведение или действие по отношению к данному объекту [8].

Исследуя изучение феномена имиджа в современных научных исследованиях Д. И. Спичева указывает на рассмотрение данного понятия с психологической точки зрения: психологическая наука рассматривает имидж как средство социально-психологического воздействия, которое пришло на смену командно-административным методам управления. Вследствие чего коммуникативно-управленческая природа имиджа

подвергается этическому анализу. Здесь обнаруживается общий ракурс исследования имиджа в психологии и философии, связанный с этической стороной формирования имиджа, его манипулятивной функцией.

Таким образом, психология исследует имидж с точки зрения следующих факторов: этнопсихологических, психосемиотических и социально-психологических. Результаты психологических исследований востребованы на практике как во внешней (по отношению к индуктору) коммуникации, например, в ситуации избирательной кампании, так и в ситуации самоидентификации личности [12].

В отличие от психологии, где основными функциями имиджа являются личностная самоидентификация или психологическое воздействие, которые определяются в зависимости от внутренней или внешней мотивации деятельности по формированию имиджа, с позиций социологии имидж имеет следующие функции: функция экономии мышления социальных субъектов; функция социальной оценки; функция социальной самоидентификации; регулятивная функция [12].

Изучая понятие «имидж» С. А. Аминтаева указывает на то, что оно рассматривается многими авторами как представление о престиже организации (О.В. Амуржуев, А.И. Болвачев, Е.Т. Гребнев и др.). По мнению С. А. Аминтаевой, имидж более широкое понятие, чем престиж и репутация, которые входят как составные части в имидж. Престиж - это соотносительная оценка социальной значимости различных объектов, явлений, разделяемая членами данного общества, группы на основании принятой системы ценностей, объективным критерием такой оценки в конечном счете выступает способность объекта удовлетворять некоторую общественную потребность [1].

Категория имиджа как социального факта исследована также в контексте престижа. Предполагается, что престиж является той составляющей имиджа, которая обеспечивает его позитивное восприятие, базирующееся на представлении о субъекте как носителе качеств, желательных для общества или соответствующих социальных групп. В отличие от стереотипа, придающего определенную жесткость системе имиджа, престиж определяет ту из его сторон, которая ответственна за чувствительность субъекта к переменам в интересах воспринимающей среды, то есть его адаптивность. Данное положение используется нами для обоснования возможностей формирования у студентов, имиджа современного руководителя в соответствии с социальным заказом общества в области образования [1].

Раскрытие сущности имиджа дает общее представление о нем как социальном факте с социально-управленческим содержанием. Для исследования проблемы формирования имиджа необходим анализ его основных составляющих, выявление их структурных характеристик. Формирование и восприятие имиджа -единый тесно взаимосвязанный процесс, в котором интегрировано представлены субъектно-объектные отношения. С одной стороны, имидж формируется под влиянием «заказа» воспринимающей среды, с другой стороны, он выступает фактором, формирующим определенный отклик в этой среде. Соответственно и структурные характеристики имиджа в большинстве своем являются атрибутами как формирующейся, так и воспринимающей подсистем в едином поле этого феномена, образующегося в зоне пересечения интересов субъекта и объекта [1].

Обобщая рассмотренные дефиниции понятия «имидж», Д. М. Вечедов указывает на отсутствие единого подхода к определению понятия «имидж» и приводит существующие в настоящее время трактовки понятия: имидж - это:

- набор смыслов и значений, при помощи которых люди описывают, запоминают и формируют свое отношению к объекту;

- набор представлений, идей и впечатлений индивида о том или ином объекте, в значительной степени определяющих установки потребителя и его действия по отношению к объекту;

- визуальный образ объекта, который оказывает эмоциональное воздействие на людей;

- сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо;

- виртуальный набор оценочных характеристик, существующий в сознании людей относительно определенного объекта;

- рыночный образ компании, продукта, бизнесмена, политика в том виде, в каком его воспринимает конечный потребитель;

- согласованность всех элементов визуальной коммуникации компании, передающая публике основную идею о компании и создающая благоприятный отклик, увеличивающий степень доверия клиентов и партнеров к компании;

- наиболее экономный способ порождения и распознавания сложной социальной действительности как результат обработки информации, как свернутый текст, как коммуникативная единица, посредством которой можно работать с массовым сознанием [4].

Определяя смысловой аспект природы имиджа О. Н. Валеева обращается к его интерпретации в справочной литературе, рассматривающей изучаемый феномен как:

- образ, вид, облик; живое, наглядное представление о чем-либо; обобщенное художественное отражение действительности, которое облечено в форму конкретного, индивидуального явления; тип, характер (в художественном произведении) [10];

- целенаправленный образ какого-либо лица, предмета, явления, который призван оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие, формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) в целях рекламы, популяризации и т.п. [3];

- образ товара, услуги, предприятия, человека, сумма впечатлений, которые складываются в сознании людей и определяют отношение к ним [11];

- специфический «образ» воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта, в результате чего достигается его иллюзорное отображение [5, 2].

Вышеизложенное позволило О. Н. Валеевой констатировать, что, несмотря на особенности, отличительную специфику методологических направлений научных изысканий, общим для всех является то, что содержание имиджа рассматривается как определенный ценностно-сконструированный образ, который возможно формировать на протяжении жизни и проявленность которого определяет саморегуляцию человеческого поведения. Субъектами формирования имиджа выступают: имиджмейкеры - профессионалы, занимающиеся созданием, формированием имиджа; сам человек; средства массовой информации; социальные институты (образование, культура, политика, экономика); окружающие люди (друзья, родные,

сотрудники) [6, 2].

Главная функция имиджа - приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий.

Имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующей функцией. Имидж руководителя можно разделить на «внутренний» и «внешний». «Внутренний» имидж характеризуется взаимоотношением руководителя и персонала организации, точнее, восприятием руководителя работниками организации. Лидер должен стремиться к созданию положительного образа у персонала, причём руководителю следует самому работать над созданием своего имиджа. «Внешний» имидж - это восприятие руководителя обществом в целом и теми группами людей, интересы которых оказывают какое-либо влияние на деятельность организации [7].

Определяя структуру имиджа, С. А. Аминтаева указывает на три группы качеств, выделенных В. М. Шепелем и определяющих формирование и восприятие имиджа. В первую группу относятся такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словами). Обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешного создания имиджа. Во вторую группу входят характеристики личности как следствие образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье. К третьей группе относятся те личностные качества, генезис которых связан с жизненным и профессиональным опытом индивида [14, 1].

В своем исследовании Д. М. Вечедов использует структуру имиджа профессионала, предложенную. Л. М. Митиной, выделяя внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя общение. Процессуальная составляющая имиджа конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый руководитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения [4].

В структуре имиджа профессионала исследователи выделяют следующие компоненты: внешний (визуальная привлекательность, гармоничность, манера поведения, мимика, жесты, тембр и сила голоса, костюм, походка и т.д.), процессуальный (стиль поведения, самоподача, формы общения, профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.) и внутренний (внутренний мир индивида, знания, умения, представления о его духов-но-нравственном и интеллектуальном развитии, потребностях, ценностных ориентациях и т.д.); природообусловленный (физические, психофизиологические, возрастные, гендерные особенности), социально-поведенческий (визуальный, аудиальный, ольфакторный, кинестический образы; индивидуальный стиль жизнедеятельности), профессио-нально-статусный (ролевой диапазон, нравственные, коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-волевые качества профессионала); индивидуально-личностный (эмоционально-волевые, организаторские, лидерские качества), коммуникативно-интерактивный (культура общения), профессиональный (профессиональный опыт и качества профессиональной деятельности), статусный (социальный статус и престиж профессии учителя в обществе), адаптивный (тревожность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе) и т.д. [15].

Выводы. Таким образом, имидж — категория универсальная, применимая к любому объекту или предмету социального познания: человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста), образованию (имидж выпускника).

Литература:

1. Аминтаева, С.А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя образования [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки) URL: http://diss .rsl.ru/diss/03/0656/030656044.pdf

2. Валеева, О.Н. Педагогический потенциал образовательной организации как средство формирования имиджа студента: дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Валеева. - Оренбург, 2016. - 183 с.

3. Васюкова, И. А. Словарь иностранных слов / И. А. Васюкова. - М.: АСТ, 2006. - 415 с.

4. Вечедов, Д.М. Формирование имиджа учителя в процессе обучения студентов в колледже / Д.М. Вечедов, А. Д. Вечедова // СПО. - 2011. - № 5. - С. 64-67.

5. Глоссарий по политической психологии. - М.: РУДН, 2003.

6. Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа педагога / А. А. Калюжный. - М.: Владос, 2004. - 222 с.

7. Колоскова, М. И. Внутренний имидж руководителя компании / М. И. Колоскова // научно-практический журнал Персонал-микс. - 2003. - 123 с.

8. Купцова, В.Г. Характеристика имиджа учителя физической культуры / В.Г. Купцова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2006. - №6. - С. 51-56.

9. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. - 359 с., с. 249-250.

10. Словари, энциклопедии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/pedagogicheskoe-obschenie-imidzh.

11. Словарь финансовых терминов. - ОАО «ИК Нева-Инвест», 2006. - 698 с.

12. Спичева Д.И. Феномен имиджа в современных научных исследованиях / Д.И. Спичева // Connect-Универсум - 2009: сборник материалов III Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием. - Томск: Том. гос. ун-т, 2010. - С. 225-230.

13. Татаринова, Н. В. О понятии «имидж» и его отличии от сходных с ним понятий «образ», «репутация», «стереотип» / Н. В. Татаринова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2009. -

№ 2. - С. 252-255.

14. Шепель, В. «Управленческая антропология» в вузе / В.Шепель // Высшее образование в России. -1998. - № 3. - С. 105-107.

15. Яблонских, Ю.П. Формирование имиджа студента вуза как социально-педагогическая проблема / Л.Г. Пак, Ю.П. Яблонских // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2016. - № 3 (19). - С. 168-174. [Электронный ресурс].БЯЬ: http://vestospu.ru/archive/2016/articles/18_19_2016.pdf

Психология

УДК 37.013.77

кандидат педагогических наук, доцент Годовникова Лариса Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Кучерявенко Игорь Анатольевич Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Резниченко Мария Андреевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация. Статья посвящена результатам исследования роли личностных особенностей педагога в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: личностные особенности, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The article is devoted to the results of the study of the role of personal characteristics of the teacher in inclusive education of children with disabilities.

Keywords: personal characteristics, inclusive education, children with disabilities.

Введение. Наиболее приоритетным и закономерным направлением модернизации современного общего и специального образования в изменяющейся России выступает инклюзивное образование, которое подразумевает обучение и воспитание в одном коллективе (группе или школьном классе) детей с разными особенностями развития при обеспечении поддержки всем, кто в ней нуждается. Условием этого выступает организация комплексного сопровождения процесса инклюзивного образования.

Качественное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования возможно только при наличии необходимых специалистов. И, разумеется, эффективность социальной адаптации и реабилитации особого ребёнка во многом зависит от педагогов, непосредственно работающих с инклюзивным коллективом детей. Однако педагоги, имеющие соответствующие знания и опыт в инклюзивной практике, представляют большую редкость и крайне востребованы в образовательных организациях.

Содержание программ высшего профессионального образования требуют совершенствования в плане подготовки специалистов для инклюзивного образования. Однако проблема готовности педагогических кадров к инклюзии связана не только со специальной подготовкой по формированию необходимых в данной сфере профессиональных компетенций. Безусловно, без специальных знаний и владения технологиями обучения детей с ОВЗ педагогам образовательных организаций сложно следовать требованиям стандарта, однако есть ещё и сложности личностного плана, не позволяющие педагогам в полной мере создавать полноценную инклюзивную развивающую среду для всех без исключения воспитанников.

Формулировка цели статьи. Поскольку не все педагоги сразу начинают соответствовать тем требованиям, которые предъявляет инклюзивная практика к личностным характеристикам воспитателя и учителя, на кафедре возрастной и социальной психологии Педагогического института НИУ «БелГУ» в 2017 году был проведен ряд исследований по изучению личностных особенностей педагогов инклюзивной практики, с результатами которых и хотелось бы поделиться в данной статье.

Изложение основного материала статьи. Под нашим руководством на кафедре были проведены исследования, позволившие сделать некоторые выводы о роли личностных особенностей педагогов в реализации инклюзивного образования.

Одним из таких исследований явилась работа магистранта кафедры Чипчар А.Т. по изучению эмоциональной готовности педагогов к инклюзивному образованию [2]. Для определения значимых показателей эмоциональной готовности было проведено пилотажное исследование среди педагогов, имеющих достаточный опыт педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Педагогам была предложена анкета с вопросом: «Какие из перечисленных показателей являются наиболее значимыми для эмоциональной готовности педагогов к инклюзивному образованию?» и дан перечень из 10 показателей, выделенных на основе анализа литературных источников и собственного ретроспективного опыта работы в условиях инклюзивного образования. Педагогам было предложено проранжировать показатели по степени значимости, причём для анализа мы обращали внимание лишь на первые три ранговых места. Полученные данные представлены на рисунке 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.