УДК 364.446 ББК Ч11
Юлия Юрьевна Сысоева,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Педагогическая поддержка становления имиджа личности в культурогенезе детства
Автор статьи доказывает необходимость формирования новых образцов, ценностей и имиджей в современной социокультурной ситуации. Показывает связь понятия «имидж» с понятиями «личностный образец», «модальная и нормативная личность», «человек культуры» как образ человека, в котором концентрируются нормы, образцы и эталоны культуры конкретного общества и который закрепляет в общественном сознании ценностные ориентиры культуры социума, лежащие в основе социально-воспитательной деятельности современного российского общества. В статье анализируются разные точки зрения на определение понятия «имидж», характеризуется структура имиджа. Автором выявляется сущность понятия «имидж личности» в контексте его индивидуального и социокультурного развития. Поднимается проблема становления имиджа личности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Обосновывается целесообразность и раскрывается сущность педагогической поддержки становления имиджа личности в культурогенезе детства.
Ключевые слова: имидж личности, культурогенез детства, личностный образец, человек культуры, жизнеосуществление, становление имиджа, педагогическая поддержка.
Yuliya Yuryevna Sysoyeva, Graduate Student, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Pedagogical Support of the Personality’s Image Formation in the Cultural Genesis of Childhood
The author argues the need to create new models, values and images in the contemporary so-cio-cultural situation and shows the connection between the concept of “image” with the concepts of “personal example”, “modal and normative personality”, “man of culture” as an example of man who concentrates norms, examples and standards of a particular society and who reinforces in the public consciousness cultural values of society, underlying social and educational activities of contemporary Russian society. The article analyzes different points of view on the definition of “image”, characterizes the structure of the image and reveals the essence of the concept of “the personality’s image” in the context of his individual, social and cultural development. The author raises the problem of the personality’s image formation at preschool and early school age and emphasizes the expediency and the essence of pedagogical support for the personality’s image formantion in the cultural genesis of childhood.
Keywords: personality’s image, childhood cultural genesis, personal example, man of culture, life self-fulfillment, image formation, pedagogical support.
Обращение к проблеме становления имиджа личности связано с тенденциями социальных изменений, которые обусловливают потребность как общества, так и личности быть успешной в своем жизнеосуществлении. Под жизнеосуществлением понимается «постоянное движение в сторону усложнения» и «открытия новых мерностей» (В. Е. Клочко, И. О. Логинова, О. В. Лукьянов). В современном российском обществе закрепляется пред-
ставление об имидже как успешности человека в обществе, профессии, личной жизни. В связи с этим проблема педагогической поддержки становления имиджа личности уже в детстве представляется актуальной и востребованной.
Гуманистическая парадигма актуализирует проблему становления человека культуры (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, М. А. Половцева, А. В. Рогова, А. И. Субетто). Педагогически значимые ориентиры воспитания челове-
© Ю. Ю. Сысоева, 2012
117
ка культуры формулируются авторами в таких характеристиках, как потребность в преобразующей себя деятельности (саморефлексия, са-мосозидание, самоактуализация), духовность, способность и стремление к жизнетворчеству, достижение личностью своей целостности и становления её позиции как субъекта культуры через механизмы смыслопостижения и смыслопорождения ценностей. В связи с этим актуализируется проблема поиска определённого «образа человека культуры», «личностного образца человека культуры». Мы полагаем, что с точки зрения имиджелогии, сущность личностных образцов заключается в терминах «имидж», «самопрезентация», «имиджелогическая компетентность», ориентированных на личностные, культурные и социально значимые ценности.
В связи с вышеизложенным целью данной статьи является рассмотрение понятия «имидж личности» и обоснование целесообразности педагогической поддержки становления имиджа личности в культурогенезе детства.
Анализ проблематики имиджа показывает, что в истории отечественной и зарубежной научной мысли прослеживается традиция исследования имиджа как «образа субъекта», «личностного образца» (М. Оссовская, А. П. Булкин), «модальной и нормативной личности» (Р. Линтон), то есть образа человека, который лидирует в выработке норм и ценностей культурно-цивилизационного развития. Данный образ человека выполняет функцию нормативной группы, «личностный образец» которой закрепляет в общественном сознании ценностные ориентиры культуры социума. Как отмечает А. П. Булкин, в «личностном образце» концентрируются нормы, образцы и эталоны культуры конкретного общества, то есть всего того, что является объектом трансляции и реализации в воспитании и образовании [2, с. 47]. Одной из тенденций социокультурного движения России, по мнению А. П. Булкина, является формирование новой культурной парадигмы и системы ценностей изменяющейся России. В этом случае культура призвана сформировать новые образцы, ценности и имиджы, лежащие в основе социально-воспитательной деятельности современного российского общества.
Осмысление имиджа как научной категории педагогической наукой ведётся в русле исследований имиджа педагога (В. Н. Черепанова, 1998; М. В. Апраксина, 2000, Н. М. Шкурко,
2006; М. В. Варданян, 2007; Т. Б. Кулакова, 2009), имиджа будущего специалиста (Н. А. Тарасенко, 2002; С. А. Маскалянова, 2005; Л. М. Семёнова, 2010, Ю. З. Матюшина, 2010); компонентов имиджа педагога (М. Ю. Новокшенова, 2006) и в системе повышения квалификации (Л. Г. Попова, 2003).
Исследователями даются определения имиджа как социально ориентированного образа (С. А. Аминтаева, С. А. Маскалянова, Л. Г. Попова), профессионала (Ю. И. Матюшина), как совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальны, профессиональных качеств (В. Н. Черепанова), как интегративное социально-психологическое образование личности (Т. Б. Кулакова), как системы личностных и профессиональных качеств (Н. А. Тарасенко). При этом содержание имиджа авторы определяют следующим рядом критериев:
- коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость, нравственность и психическое здоровье, личностные качества (С. А. Аминтаева);
- постоянное ядро (Я-концепция, социальная роль, ценности профессиональной деятельности, профессионально значимые личностные качества) и внешняя составляющая (культура вербального и невербального общения, модель поведения) (С. А. Маскалянова);
- внешние (визуальный, аудиаль-ный, ольфакторный образы) и внутренние (Я-концепция, ценности, установки, знания) качества (В. Н. Черепанова);
- общекультурная и профессиональная грамотность; вербальная и невербальная коммуникация; культура внешнего вида (Т. Б. Кулакова);
- мотивационный, когнитивный, деятельностный и эмоциональный компонент (Н. А. Тарасенко);
- внешняя привлекательность, профессиональная компетентность, вербальный и невербальный элемент, стиль общения, сформированная среда жизнедеятельности (Л. Г. Попова);
- культура речи, знания делового этикета, развитый эмоциональный интеллект, внешний вид, соответствующий ситуации, месту и времени профессиональной деятельности (М. Ю. Матюшина).
В определениях, данных авторами, можно выделить существенные черты имиджа: связь
с образом человека, совокупность внешних и внутренних качеств личности, сочетание уровней интегральной индивидуальности (индивид, личность, индивидуальность), я-концепция, социальные роли, ценности и направленность личности, культура внешнего вида, поведения, манер, общения, творческая деятельность, культура здоровья, выраженные в стиле жизнедеятельности.
С нашей точки зрения, будучи частью культуры личности, связанной с внешним проявлением внутренней сущности человека, имидж являет собой синтез инварианта (присущего определённой социальной группе в данный конкретно-исторический период) и вариативного, единичного (заданного особенностями природы, индивидуальными качествами и личным опытом), собственно отличающего одного человека от другого, делая его уникальным. Поэтому в имидже личности в концентрированной форме выражаются проявления человеческих «самостей» как форм жизнеосу-ществления в контексте индивидуального и социокультурного развития. Отсюда многогранная природа ребёнка разворачивается, раскрывается, оказывается представленной обществу и самому человеку в феномене имиджа личности. Его структура представлена внутренним (начинающееся формирование ценностей, ценностных отношений, ценностной ориентации), внешним (культурно-гигиенические навыки, эстетическое отношение к миру, культура речи, движений, манеры) и деятельностным (способы реализации имиджа) компонентом. Имидж личности в культурогенезе детства позволяет фиксировать существенные аспекты жизненного самоосуществления (возрастной, личностный, культурный, социальный), его проявления как формы самоорганизации человека, усложняющейся, трансформирующейся в процессе реализации жизненных выборов, определяющий способность к взаимодействию с миром и собой, способы предъявления ребёнком себя в современном мире.
В ходе анализа диссертационных исследований нами были выявлены возрастные границы изучения имиджа. Нижняя граница соответствует исследованиям формирования имиджа у подростков (Э. Б. Теймурова, 2004;
Н. П. Плеханова, 2007). Многочисленны исследования имиджа будущих специалистов (Н. А. Тарасенко, 2002; С. А. Аминтаева, 2003; С. А. Маскалянова, 2005; Т. Б. Кулакова, 2009;
Ю. З. Матюшина, 2010; Л. М. Семенова, 2010 и другие). Более всего представлены исследования профессионального имиджа в работах Е. А. Орловой (1997), М. В. Апраксиной (2000), Л. Г. Поповой (2003), Н. О. Автаевой (2006), А. А. Калюжного (2007), Т. Н. Бушуевой (2007), М. Р. Варданян (2007), Л. А. Безнисенко (2008),
О. О. Елисеевой (2011).
Однако исследований, касающихся формирования имиджа в детстве, в частности в дошкольном и младшем школьном возрасте, нам найти не удалось. Необходимо отметить, что инновационные процессы в современном образовании призваны помочь каждому воспитаннику найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком, способным сохранять устойчивость в динамично меняющемся мире, самопрезентовать, само-предъявлять себя в нём как человека культуры. Всё это позволяет нам утверждать о необходимости становления имиджа уже в детстве.
Детство в науке трактуется как статус человека на определённой ступени его развития в единстве механизмов преобразования культуры в мир личности и порождения культуры в процессе развития личности. Д. Б. Эльконин видит потенциальную силу детства в овладении ребёнком человеческой культурой. Д. И. Фельдштейн определяет детство как период становления социальных отношений и опыта взаимодействия с окружающим миром. Т. В. Кудрявцев, А. Б. Орлов рассматривают детство как период культуроосвоения и культуросозидания. М. В. Корепанова определяет детство как период сотворения ребёнком своего «Я», смысл которого заключён в становлении личной, самостоятельной и самобытной системы связей, отношений ребёнка со своим внутренним миром, предъявлении ребенком себя в окружающем его мире. Концепция развития субъектности человека, разработанная В. И. Слободчиковым и Е. И. Исаевым, позволяет определить самоценность детства в становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных систем; развитии средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей, оформлении личностного способа бытия, ответственного отношения к себе и другим людям. А. Г. Гогобе-ридзе считает, что в уже дошкольном детстве оформляется образ «Я», самоидентификация, а сравнение себя и другого происходит по начинающей складываться шкале ценностей, цен-
ностных отношений, ценностной ориентации. Исходя из вышеизложенных концепций детства, мы говорим о возможности становления имиджа личности уже в дошкольном возрасте, поскольку в этот период начинают складываться, развиваться и становиться все компоненты имиджа, рассмотренные нами выше.
Некоторые аспектные решения рассматриваемой нами проблемы представлены в работах, исследующих особенности различных сфер ребёнка - дошкольника. Так, исследования личностного развития представлены в докторской диссертации Р. Р. Денисовой (2005); социальноличностного развития - в работе С. В. Батуевой (2007). Различные аспекты исследований мы можем отнести к тому или иному компоненту имиджа: личностная саморегуляция, самосознание (М. А. Тарасов (2006), Н. А. Бегишева (2006); произвольне поведение (О. В. Гребенникова, 2006); готовность к речевому общению (О. И. Лавлинская, 2009); речеязыковая и коммуникативная готовность (И. В. Гребенникова, 2006; О. В. Евдокишина, 2008) и мотивация к обучению (И. С. Муратова, 2009), культура взаимопонимания в общении (Н. А. Лялина, 2007), коммуникативная (О. В. Дзюба, 2009) и социальная компетентность (Г. М. Яппарова, 2010); формирование нравственных ценностных ориентаций (Н. В. Космачева, 2009; Н. В. Мельникова, 2009); творческой активности (Л. С. Кудинова, 2010), эстетического отношения к миру (И. А. Лыкова, 2009), социальной адаптации (И. Ю. Резванова, 2003), социальных умений средствами этикета (Г. В. Белокурова, 2008), формирование культуры здоровья (М. В. Ме-личева, 2006; Э. Н. Антонелене, 2006; Т. В. Каменская, 2007).
Данные исследования связаны с теми или иными сторонами личностного развития дошкольников и могут быть обобщены в аспекте становления имиджа личности дошкольника. В работах доказаны положения о возможности развития личностной саморегуляции, произвольного поведения и самосознания дошкольников, формировании нравственных ценностных ориентаций, эстетического и этического отношения к миру, культуры здоровья, различными сторонами готовности к обучению в школе. Названные компоненты представляют структуру внутреннего ядра имиджа. Компоненты внешнего имиджа представлены социальной и коммуникативной компетентностью, культурой взаимопонимания в общении, твор-
ческой активностью в различной деятельности, то есть культурой внешнего выражения ценностей и направленности личности.
Исследуя процесс вхождения ребёнка в мир культуры, А. А. Майер вводит понятие «культу-рогенез детства». Культурология рассматривает множество дефиниций понятия «культуроге-нез». Значимым для нашей работы представляется определение, данное А. В. Бондаревым: культурогенез - один из видов культурной динамики, представляющий собой процесс культуротворческой деятельности субъектов любого таксономического уровня общественной самоорганизации [4, с. 33]. Данное понятие близко природе детства, поскольку включает в себя компонент творческой активности - имманентный фактор развития ребёнка как субъекта деятельности и человека культуры.
А. А. Майер выделяет следующие стадии вхождения ребёнка в мир культуры: адаптация, освоение, усвоение, присвоение и культурот-ворчество [5]. Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом как во внутреннем плане развития (субъект, личность, индивидуальность), так и во внешнем (адаптивность, интегрированность, индивидуализи-рованность), единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития: сначала жизнетворчество, потом социотворчество и культуротворчество. Стадии детского культурогенеза отличаются особой социальной ситуацией в развитии ребёнка, где происходит взаимодействие со значимым для него старшим (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром). В связи с процессами социализации - индивидуализации, опредмечивания - распредмечивания элементов культуры ребёнок-дошкольник обретает «образ Я» и транслирует, предъявляет этот образ (имидж) окружающим. В дальнейшем имидж трансформируется, усложняется в процессе становления ребёнка как человека культуры, отражая интенциональность движения и способность к взаимодействию с миром с целью реализации жизненных выборов. С этой точки зрения имидж можно рассматривать как форму самоорганизации человека в жизнеосуществлении, обеспечивающую устойчивость человека в изменчивом мире, когда тенденционный имидж (будущий первоклассник) усложняется, обогащается, переходит в новое качество и на новом витке своего становления снова становится тенденцией, потенциальной возможностью ка-
чественной трансформации (первоклассник). Отсюда имидж личности в культурогенезе детства можно определить как постоянно обновляемую «превращённую форму» (М. К. Мамар-дашвили). Трансформации имиджа личности в культурогенезе детства в этом случае будут определяться через понятия возрастных кризисов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, К. Н. Поливанова и др.), описанных в психологии, и лиминальности [1, с. 214-215] в социологии и социальной психологии.
Для нашего исследования представляет интерес рассмотрение стадий культурогенеза детства с точки зрения перемены социальной позиции, социального статуса ребёнка, обретением им собственного «Я» и отражением этих внутренних преобразований во внешнем плане (имидже). Особый интерес вызывает переходный этап, когда прежняя статусная позиция уже оставлена, а новая ещё не родилась. В нашем случае - переход из дошкольного детства в школьный возраст. Уже сама этимология терминов «возрастной кризис», «лиминальность», содержащая прямое указание на кризисный, переломный, пороговый этап в развитии личности указывает на то, что подобное социальное положение ребёнка является не конечным, а преходящим. Отсюда, по нашему мнению, все формы проявления лиминальности как социального явления отражаются в возрастном кризисе 7 лет: переход в другую возрастную категорию (дошкольное детство - младший школьный возраст), изменение социального статуса (дошкольник - ученик), переход в другую социальную общность (детский сад - школа), что не может не отразиться и на имидже личности ребёнка. Следовательно, и возникает необходимость в педагогической поддержке становления имиджа личности именно на данном этапе.
В педагогике сложились два основных подхода к пониманию содержания педагогической поддержки ребёнка. В первом случае под педагогической поддержкой О. С. Газман понимает «процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [3,
с. 58]. Разрабатывая принципы педагогической поддержки, О. С. Газман опирался на понятия «саморазвитие», «самоопределение», «самопознание». Средства педагогической поддержки в развитии человеческих «самостей» представлены в концепции его научной школы (Т. В. Анохина, В. П. Бедерханова, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин), в трудах Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневича и других. Исследователи рассматривают помощь и поддержку как средство индивидуализации развития ребёнка в образовательном процессе, а также в процессе жизненного самоосущест-вления развивающегося человека. Во втором подходе, представленном в работах А. В. Му-дрика, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой и других, поддержка рассматривается как помощь ребёнку в процессе его социализации. Учёт данных подходов необходим для целостного развития личности ребёнка в культуро-генезе (социализация - индивидуализация). Они выступают сферами применения педагогической поддержки в становлении имиджа личности как во внутреннем плане развития (субъект, личность, индивидуальность), так и во внешнем (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Единство внутреннего и внешнего содержания определяет этапы развития целостной личности в культурогенезе детства от дошкольного к младшему школьному возрасту (жизнетворче-ство, социотворчество, культуротворчество).
Отсюда следует, что сущность педагогической поддержки становления имиджа личности в культурогенезе детства заключается в создании условий для раскрытия индивидуальности, развития уникальности каждого ребёнка, его самореализации, самоактуализации в обществе и культуре. Педагогическая поддержка содействует развитию творческой, субъектной позиции в смыслопостижении и смыслопорождении ценностей ребёнка как человека культуры, способствует внешнему выражению внутренней сущности во взаимодействии со значимыми взрослыми (родители и педагоги). Всё это обеспечивает индивидуальную успешность личности ребёнка в процессе жизнеосуществления (социально значимой деятельности, обучении, творческом самовыражении в культуре), способность к самопрезентации в обществе.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Психология личности: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
2. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Изд. 2-е, стер. Дубна: Феникс+, 2005. 208 с.
3. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. 96 с.
4. Бондарев А. В. История отечественной культурогенетики: опыт систематизации основных стратегий научного поиска. URL: http://www.hischool.ru (дата обращения: 29.11.2011).
5. Майер А. А. Культурогенез детства. URL: http://www.follow.ru/article/355 (дата обращения: 07.04.2011).
Spisok literatury
1. Asmolov A. G. Psihologija lichnosti: uchebnik. M.: Izd-vo MGU, 1990. 367 s.
2. Bulkin A. P. Sociokul’turnaja dinamika obrazovanija. Istoricheskij opyt Rossii. Izd. 2-e, ster. Dubna: Feniks+, 2005. 208 s.
3. Gazman O. S. Pedagogicheskaja podderzhka detej v obrazovanii kak innovacionnaja pro-blema // Novye cennosti obrazovanija: desjat’ koncepcij i jesse. M.: Innovator, 1995. 96 s.
4. Bondarev A. V Istorija otechestvennoj kul’turogenetiki: opyt sistematizacii os-novnyh strategy nauchnogo poiska. URL: http://www.hischool.ru (data obrawenija: 29.11.2011).
5. Majer A. A. Kul’turogenez detstva. URL: http://www.follow.ru/article/355 (data obra-wenija: 07.04.2011).
Статья поступила в редакцию 28.04.2012 г.