непригодности.
• Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно. Как показывает опыт работы психологов, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут все то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и - о, чудо! - вы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши "хитрости". Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена "невидимыми чувствительными волосками", как говорил Шерлок Холмс. Психологи ни в коей мере не против того, чтобы люди следили за своим внешним видом и манерами, но имидж - это всегда единство внутреннего и внешнего. "Какой бы имидж вы ни старались явить миру, от должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней.
Литература:
1. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. — М. : Просвещение, 2006. -С.92-99.
2. Кристунова И. Создай свои имидж.- СПБ., 1997.
3. Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов. — ЭКСМО, 2006.
4. Щербакова Т.Н. Эстетизация образовательной среды учебных учреждений. - М.: УЦ Перспектива, 2011. -С 53-60.
5. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М., 2002.
6. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. - М., 2002.
УДК 37.013
К.С. Бахшиева, Н.Г. Рахманова
ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА. РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГБОУ школа № 573, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация. Данная работа посвящена исследованию проблем имиджа современного педагога. Рассмотрены элементы имиджа педагога в контексте развития его педагогической культуры. В статье мы также уделили внимание
1020
распространенным ошибкам, которым может быть подвергнут современный учитель, а также даны небольшие методические рекомендации устранения этих ошибок.
Ключевые слова: речь, интонация, имидж.
Abstract. K.S. Bakhdhieva, N.G. Rakhmanova The image of a modern teacher. the role of intonation in pedagogical activity.
This work is devoted to the study of the problems of the image of a modern teacher. The elements of the teacher's image in the context of the development of his pedagogical culture are considered. In the article, we also paid attention to common mistakes that a modern teacher can be subjected to, and also gave small methodological recommendations for eliminating these mistakes. Key words: speech, intonation, image.
Актуальность данной работы состоит в том, что современная гуманитарная парадигма уделяет личностному потенциалу учителя чрезмерный интерес, а также структуре его личности. За свою жизнь каждый из нас много раз бывал в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя, (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.).
Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным. В Греции педагогом называли не учителя, а раба, который сопровождал своего воспитанника в школу, а потом забирал домой. Как правило, педагогами были те рабы, которые оказывались непригодными для другой любой работы. [1] Каждый год требования к учителям становятся довольно-таки высокие. Мы все прекрасно знаем: первое впечатление нельзя изменить, его можно только испортить. Так важно иметь внутреннюю жилку, тот стержень доброты, внимания, стойкости, чтоб взаимодействовать с учениками.
Педагоги - это те люди, которые всегда на виду в окружении своих подопечных, коллег, а также родителей учащихся. На наш взгляд, одним из факторов, успешности педагогического функционирования является внешний вид педагога. Неоднократно первое впечатления о человеке возникает по его одежде, которая показывает предпочтение, вожделение о красоте, уровень интеллигентности человека.
Каждый из нас воссоздает собственный образ - имидж - представление о
человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере
1021
говорить, менталитета, поступков и т.д. По мнению А.А. Калюжного, имидж учителя - экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Педагог должен уметь просто и убедительно выражать свои мысли и должен обладать многими качествами:
1) высокой концентрацией внимания;
2) умением распределять и переключать внимание;
3) чуткостью;
4) тактом;
5) сопереживанием;
6) хорошей дикцией;
7) энергичностью. [2]
При формировании имиджа преподавателя, существующие качества
органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются
окружающими людьми [3]. Красивая, выразительная осанка педагога, прямая
походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в себе, своих
силах и знаниях. Данной теме уделяется достаточно много внимания, множество
исследователей дают различные определения понятию «имиджа».
Все мы создаем некий образ, изображение. Умение правильно формулировать
свои мысли и способность донести их до окружающих играет важную роль в
общении между людьми, будь-то дружеская беседа, деловые переговоры,
желание убедить или чему-нибудь научить человека. [4] Это и умение общаться,
искусство говорить и особенно слушать. Правильно выбранный тон разговора,
тембр голоса, изящество движений во многом определяют тот образ, в котором
мы предстаём перед воспитанниками и коллегами. Владеть голосом - это значит
учиться импровизировать, формулировать мысли, которые будет отображать
голос, тонко и чувствительно относиться к звучащей речи. Каждое слово в этом
определении важное, не только в повседневной жизни, но и в педагогике.
Голосом при условии владения им можно передавать не только слова и мысли, но
и чувства, эмоции, переживания. Установлено более 20 интонаций, которые
выражают самые различные чувства: угрозу и удивление, негодование и радость,
возмущение и восхищение, страх, сомнение, злобу и т.д. [5] Наша речь, как и
наши поступки, произведет впечатление тогда, когда она будет насыщена
искренностью, простотой, яркими красками и легкостью.
Речь - это лицо, портрет человека. Также необходимо быть внимательными,
как и за речью, так и за жестами. Жесты-язык ничуть не менее красноречивый,
1022
чем устная или письменная речь. Если объединить жесты и интонацию, то с помощью этих двух процессов можно раскрыть некую внутреннюю неуверенность, настоящие чувства, а главное-открытость. Проявление открытости демонстрируется такими жестами открытости, как руки, ладонями вверх, направленные к собеседнику, это всегда ассоциируется с правдой, искренностью и прозрачностью намерений, пожиманием плечами. [6] По убеждению Цицерона, «каждое движение души имеет своё собственное выражение в голосе, жесте, мимике». Язык жестов, мимики и телодвижений называют языком неречевого общения. [7]
В русском языке есть обороты, знаки препинания и манера речи, чтобы правильно создавать логическую конструкцию (по значению каждого элемента). [8]
В каждом предложении есть свой смысловой центр, который и отображает
некое отношение к предмету, человеку или событию. Таким центром является
главное слово. Умение выделять ударные слова делает интонацию понятной.
Такая речь легко воспринимается слушателями. Прежде всего, нужно научиться
снимать ударения с остальных слов. Это облегчит фразу и выделит главное слово
в предложении. Русской интонации характерна восходяще-нисходящая мелодика
повествовательно предложения. Поэтому начинать говорить нужно в среднем
тоне, чтобы иметь возможность повышать, развивая смысл длинного
предложения, и понижать тон голоса на точке. Необходимо также учитывать, что
в звучащей речи после ударного слова, особенно если оно стоит ближе к началу
предложения, резко падает громкость голоса и часто не слышен конец
предложения. Так же, как не слышны и концы слов из-за того, что энергия отдана
главному слогу. Требуется тренировка навыка сохранения звучности голоса на
протяжении всего предложения, чтобы поддерживалась ревность силы звука и
после ударных слов. [9]
Почти две тысячи лет назад Квинтилиан утверждал, что главное не в том,
о чем говорят, а в том, как об этом говорят. Возможно, что он допустил
преувеличение, но сквозь него просвечивает истина. Суть её в том, что устная
речь, кроме текста, содержит в себе ещё подтекст, смысл, который выражается
интонацией. Именно в ней-то часто и заключается подлинный смысл сказанного,
а не в самих словах. По интонации можно также судить о самом человеке: о его
темпераменте, уме, настроении. Одно, и тоже слово можно произнести на тысячу
ладов. Простое слово «здравствуйте», - можно произнести ехидно, отрывисто,
сухо, невежливо. Благодаря интонационному разнообразию, многократно
1023
возрастает выразительность устной речи. [10]
В последнее время в речи участились ошибки просторечного произношения неких отдельных фраз, слов, которые показывают воспроизведение неграмотности и часто такими словами являются слова, которые мог либо услышать где-то, либо запомнить.
Также к распространённым ошибкам современного педагога можно отнести неправильное произношение слов. Произнеся неправильно слово можно неправильно донести информацию, и тем самым это может стать как раз и ошибкой интонирования. На самом деле каждый человек имеет уникальную возможность, испытать важность своего голоса. Независимо от ваших способностей, сила и интонация голоса может быть развита и даже усилена. Сила голоса напрямую связана с его тембром, высотой, артикуляцией и интонацией. [11]
Для того, чтобы улучшить качество своего голоса, интонации нужно работать над этим, делайте упражнения для своего голоса и тогда вы сможете произвести впечатление на любого человека. Предложим ряд упражнений, которые могут помочь в усовершенствовании вашего голоса и интонации.
1. Возьмите какую-нибудь одну фразу и попробуйте произнести её с разной интонацией, начиная от любопытства и заканчивая страхом в голосе. Так вы почувствуете силу своего голоса.
2. Запишите себя на диктофон. Это поможет услышать вас так, как вас воспринимают окружающие и найти самостоятельно свои ошибки и подчеркнуть, и усилить сильные стороны.
3. Читайте больше художественных произведений с большим количеством диалогов и по возможности по ролям.
4. Не забывайте о знаках препинания и жестах.
5. Произносите слова или звуки перед зеркалом, открывая широко рот.
По словам Жан де Лабрюйера, «На свете нет зрелища прекраснее, чем
прекрасное лицо, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса». [12]
Хотелось бы отметить, что многие исследователи указывают на то, что
музыкальность русской мелодики создаётся во многом за счёт специфических
резких высоких восходящих и спокойных нисходящих тонов, образующих общий
зигзагообразный интонационный контур. [13]
Интонации нельзя найти и закрепить, они возникают вместе с реализацией
мысли. Важно не механически воспроизвести звучание и повторять его на слух,
а понять и осознать, что побуждает читать вслух тот или иной текст. Определив
1024
сверхзадачу, главную цель, главное устремление прочтения данного произведения.
Таким образом, педагогу необходимо помнить, что на него смотрят ученики, как на существо высшее. Если мы значимы в собственных глазах, то значимы и для тех, чье мнение нам дорого и важно.
Литература:
1. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р.: Методика преподавания русского языка в школе. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
2. Валерия Харламова, «Как научиться правильно выражать свои мысли». [Электронный ресурс] Дата обращения: 07.03.2018 URL: http: //psiholog4you.ru/kak-nauchitsya-obyasnyat/
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. «Русский язык и культура речи»: Учебное пособие для вузов, Ростов н/Д: изд-в ■ Феникс, 2001. -210с.
4. Казарцева О. М. «Культура речевого общения», М.., изд. Наука1999г.-496с.
5. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.
6. Лабунская В.А. «Экспрессия человека. «Общение и межличностное познание». Рн/Д Феникс, 1999г
7. Лабунская В.А. Невербальное поведение. -Рн/Д: РГУ, 1986 -. 231с.
8. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М.: Высшее образование, 2007 - 430 с.
9. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб.: изд-во «Питер», 2000. - С 265.
10. Русский язык и культура речи. [Электронный ресурс] (последняя редакция: 07.03.2018). URL: https://profilib.net/chtenie/131822/darya- golovanova-russkiy-yazyk-i-kultura-rechi- 16.php
11. Симонов П.В. Метод Станиславского и физиология эмоций М., 1962. -211с.
12. Сокольников Ю. П. Теория и логика педагогической деятельности. М. -Белгород, 2000. 150 с.
13. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с. Лат. Ф.А. Петровского и др.; под ред. М.Л. Гаспарова. - М.: Наука, 1972. -470 с.