5.3. Образование - важнейший элемент человеческого потенциала
УДК 37.013
Е.С. Аткочюнене
ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
ГБОУ школа № 600, Санкт-Петербург, Российская Федерация
*atkochyunene@mail. ru
Аннотация. Статья посвящена актуальной педагогической проблеме формированию образа (имиджа) современного преподавателя, оказывающего благотворное воздействие на аудиторию. Ключевые слова: имидж, образ, педагог, личность.
Abstract. E.S. Atkochunene Image of a modern teacher. The article is devoted to the actual pedagogical problem of the formation of the image (image) of a modern teacher, which has a beneficial effect on the audience. Key words: image, teacher, personality.
Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.
Имидж - (от английского image - образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.
Имидж - образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.
Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности. А становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует
отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.
Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.
Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
В современном российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но не только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей. Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?
Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.
Функции имиджа учителя:
• Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
• Социальная- развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;
• Духовно-нравственная- формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);
• Визуальная- формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющаявключает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или
нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать
1017
взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая —это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.
Внешний вид педагога
• Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать, т.к. она является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека».
• Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.
• Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.
• Должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
• Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.
• Для женщины - это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.
• В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают
статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на
качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к
1018
внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.
• Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться.
• Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.
• Не приобретайте и не надавайте одежду из тканей, которая легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.
• Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.
• Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).
• Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.
Голос
• Голос - звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях.
• Голосом - при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности - можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.
• А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном»
режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя, они заявляют: «Я
не кричу, у меня такой голос». На самом деле это тревожный симптом: такое
невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего
обитания. Для педагога такая голосовая манера - сигнал о профессиональной
1019
непригодности.
• Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно. Как показывает опыт работы психологов, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут все то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и - о, чудо! - вы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши "хитрости". Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена "невидимыми чувствительными волосками", как говорил Шерлок Холмс. Психологи ни в коей мере не против того, чтобы люди следили за своим внешним видом и манерами, но имидж - это всегда единство внутреннего и внешнего. "Какой бы имидж вы ни старались явить миру, от должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней.
Литература:
1. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. — М. : Просвещение, 2006. -С.92-99.
2. Кристунова И. Создай свои имидж.- СПБ., 1997.
3. Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов. — ЭКСМО, 2006.
4. Щербакова Т.Н. Эстетизация образовательной среды учебных учреждений. - М.: УЦ Перспектива, 2011. -С 53-60.
5. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М., 2002.
6. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. - М., 2002.
УДК 37.013
К.С. Бахшиева, Н.Г. Рахманова
ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА. РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГБОУ школа № 573, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация. Данная работа посвящена исследованию проблем имиджа современного педагога. Рассмотрены элементы имиджа педагога в контексте развития его педагогической культуры. В статье мы также уделили внимание
1020