УДК 371
Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: fnkdgpu@mail.ru Sagidova M.Ch., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Romance and Germanic and Oriental Languages and Methods of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: fnkdgpu@mail.ru
Gasanova Sh.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: fnkdgpu@mail.ru
PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE IMAGE OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER. The article deals with psychological and pedagogical aspects of the image of a foreign language teacher. The authors show how important it is that the image of a teacher is not at odds with the internal attitudes of the teacher, it must match his character and views. Creating a positive image, a teacher is self-improving in this process. Teachers in the process of building a positive image should pay attention to their own possession of originality, dissimilarity, external self-formation, an ability to translate their inner unique personality and make them into each component of the pedagogical process. In the presence of a positive image, the emphasis in teaching is shifted in favor of the implementation of communicative, emotional, technological flexibility of the teacher, the ability to build productive pedagogical communication, dialogic, partnership relations with different types of student audiences.
Key words: foreign language teacher, positive and negative image, students, efficiency of professional activity.
П.Д. Абдурахманова, д-р филол. наук, проф. зав. каф. иностранных языков и методики их преподавания, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: fnkdgpu@mail.ru
М.Ч. Сагидова, канд. филол. наук, доц. каф. романо-германских и восточных языков и методики преподавания иностранных языков, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: fnkdgpu@mail.ru Ш.С. Гасанов, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков и методики их преподавания, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: fnkdgpu@mail.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты имиджа преподавателя иностранного языка. Авторы показывают, как важно, чтобы имидж преподавателя не расходился с внутренними установками педагога, он должен соответствовать его характеру и взглядам. Создавая позитивный имидж, преподаватель самосовершенствуется в данном процессе. Педагог при формировании позитивного имиджа должен уделять внимание на собственное обладание оригинальностью, непохожестью, внешнее самооформление, умение транслировать свою внутреннюю неповторимую личность и вносить их в каждый компонент педагогического процесса. При наличии позитивного имиджа акцент в преподавании смещается в пользу реализации коммуникативной, эмоциональной, технологической гибкости преподавателя, умение выстраивать продуктивную педагогическую коммуникацию, диалогичные, партнерские взаимоотношения с различными типами студенческих аудиторий.
Ключевые слова: преподаватель иностранного языка, позитивный и негативный имидж, студенты, эффективность профессиональной деятельности.
Понятие имиджа может быть как физическим, так и психологическим. К физическому имиджу можно отнести здоровье, стиль одежды, причёска, макияж. Психологический имидж - это характер. Внутренний темперамент, отношение к себе. Социальный имидж - это поведение, роль в обществе. Как бы то ни было, нельзя рассматривать эти понятия отдельно друг от друга, так как имидж - это понятие целостное. Формирование имиджа затрагивает весь процесс развития человека, так как имидж - это образ, которое включает и внутренние, и внешние характеристики.
Профессиональный имидж преподавателя - это образ профессиональной роли, которая конструируется самим преподавателем и дополняется индивидуальным имиджем в процессе взаимодействия со студентами, коллегами, администрацией и обществом.
В психологии имиджа педагога также есть несколько составляющих (табл. 1):
Деятельность преподавателя может рассматриваться в комплексе профессиональных ролей, каждая из которых имеет свое имиджевое сопровождение, тем самым формируя комплекс «учитель + педагог + преподаватель». Этот ком-
плекс может быть гармоничным или конфликтным (хороший предметник + плохой учитель, педагог и т. д.) у каждого преподавателя может доминировать какая-то одна роль. Она может зависеть от возраста преподавателя, от его личностных характеристик и желания её исполнять, взаимоотношений, которые традиционно складываются между студентами и преподавателями в конкретном учебной заведении [1].
Таким образом, имидж существует у каждого педагога, вне зависимости от того, хочет ли он его формировать или не хочет. Но педагог который работает над созданием собственного имиджа, он не только лучше выглядит внешне, но он более уверенно себя чувствует, он также более успешно работает. Необходимо также не забывать про первое впечатление ученика об учителе, которое является одним из самых важных элементов в дальнейшем учебном процессе, потому что окружающие люди вне зависимости от сферы деятельности судят друг о друге по внешнему виду. Так, внешний вид учителя является для учеников своеобразным примером для подражания. Поэтому педагог обязательно должен своим внешним видом располагать учеников.
Существуют определённые функции имиджа преподавателя (табл. 2):
Таблица 2
Функции имиджа преподавателя
Таблица 1
Составляющие имиджа педагога
Компоненты имиджа Их содержание
Внешний вид Манера одеваться, специфика динамических составляющих внешнего образа (походка, жесты, характер движений)
Вербальный компонент (донесение информации интонацией, темпом речи, паузами) и невербальные (внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветственные жесты) средства общения;
Внутреннее соответствие образа профессии (принятие преподавателем ценности профессии педагога, выработка личностных качеств, необходимых педагогу).
Функции Их содержание
Профессиональная обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
Социальная развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии педагога, повышение общественной значимости этой профессии;
Духовно-нравственная формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственным качествам учащихся;
Визуальная формирование положительного внешнего впечатления, воспитание культуры внешности.
Эмоционально позитивный преподаватель, который хорошо владеет вербальными и невербальными навыками общения может сделать урок максимально полезными и интересным для восприятия учениками. Также преподавателю нужно постоянно повышать свою самооценку, развивать уверенность в себе, стараться совершенствоваться и меняться. Именно поэтому забота о позитивном имидже - это одна из самых важных задач в педагогической деятельности.
Разберём отдельные компоненты внешнего вида преподавателя:
• Внешний вид. Очень важна визуальная привлекательность, потому что большое количество информации мы получаем благодаря органам зрения, оценивая людей визуально. Эффект первого впечатления, когда мы формируем мнение о человеке в первые 20 секунд, которое потом невозможно изменить он как раз зависит от визуального восприятия. Все мы замечали, что внешне более привлекательные люди добиваются большего успеха среди окружающих. Именно поэтому современному педагогу очень важно стильно и красиво выглядеть, потому что влияние преподавателя на учеников зависит именно от расположения учеников. Общее впечатление о внешности педагога - это своеобразная визитная карточка, которая может быть подчёркнута правильно подобранной одеждой, причёской, макияжем [1].
Основной стиль преподавателя - это «классика», которая несёт в себе определённые личностные качества [2]. Для очень многих людей классический стиль одежды ассоциируется с уверенностью в себе, решительностью, самообладанием, авторитетом. Необходимо в классический стиль добавлять модные элементы - это будет показывать ученикам, что преподаватель с ними на одной волне, что он идет с ними в ногу со временем и глядя на такой внешний вид, они будут понимать, что те ценности, которые несёт преподаватель, совпадают с их ценностями и соответственно будут больше к нему прислушиваться.
Достаточно немаловажное значение имеет цвет. Так, например, тёплые тона в одежде способствуют доверию со стороны окружающих, а холодные - дисциплинируют Одежда преподавателя несёт большую психологическую нагрузку, то есть если педагог одет чисто, аккуратно и со вкусом, то такие же качества он воспитывает и в своих учениках. Одежда преподавателя в то же время может отвлекать учащихся от учебного процесса. Как правило, это одежда ярких цветов, слишком вызывающая одежда, - она привлекает к себе слишком много внимания и как следствие, подрывает процесс обучения. Классический деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, но, если используются украшения, они, как правило, минималистичны и выполнены из натуральных камней и благородных металлов: золото, серебро, платина. Из аксессуаров уместными считаются наручные или внешние часы на цепочке, а также обручальное кольцо.
Классический стиль также подразумевает модный, но неброский макияж в мягкой пастельной цветовой гамме; лёгкий аромат духов; современную прическу, но без острых, отвлекающих деталей; маникюр, сделанный в деловом этикете, предполагает ногти средней длины, покрытые светлыми цветами в тон помады.
В любом случае, внешний вид педагога - это «рассказ о себе», это безмолвный символ, говорящий о том, на какой ступени социальной лестницы он/ она стоит, какой профессии принадлежит, а также о характере, темпераменте, вкусе и даже финансовых возможностях человека. Именно поэтому очень важно к формированию внешнего вида уделять особое внимание.
• Вербальное и невербальное поведение. Наиболее важным инструментом воздействия на учеников является лицо преподавателя. Этим инструментом необходимо уметь пользоваться в совершенстве, потому что для донесения определенной информации нужно уметь им точно управлять. Лицо преподавателя не должно быть злым, авторитарным, оно должно быть доброжелательным и заинтересованным. У ученика обязательно должно создаваться впечатление, что педагог хочет общаться именно с ним.
Всегда есть возможность также донести информацию не только словом, но и темпом речи, интонацией, паузой. Предложения должны быть не очень длинными, с акцентами и паузами.
Не менее важны невербальное общение: мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка. Невербальное поведение - это язык подсознания: внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Объясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации.
Внутреннее соответствие образа профессии - это принятие преподавателем ценности профессии педагога, выработка личностных качеств, необходимых педагогу. Немаловажное значение имеет образ жизни учителя, который оказывает влияние на формирование позитивного имиджа в целом. Имидж человека также характеризуется по среде его обитания: кабинету, жилищу. В обществе существует такой порядок, что у нас всё должно быть лучше, чем у окружающих. Отсюда вытекает главный принцип позитивного имиджа педагога «Быть чуть лучше, чем остальные». Но важно, чтобы имидж преподавателя не расходился с внутренними установками педагога, он должен соответствовать его характеру и взглядам. Создавая позитивный имидж, преподаватель самосовершенствуется в данном процессе. Педагог при формировании позитивного имиджа должен уделять внимание собственному обладанию оригинальностью, непохожестью, умению транслировать свою внутреннюю неповторимую личность и вносить её в каждый компонент педагогического процесса. Это проявляется в первую очередь в стиле общения со всеми участниками педагогического процесса, в эмоциональ-
ной реакции на поведение учащихся, определенной возможной импровизацией на занятиях [3]. Так мы формируем внешний и внутренний образы.
Внешний образ - это техника игры, особая форма выражения своего отношения к материалу передача своего эмоционального отношения к действительности, владение и умение самопрезентации, выведение работы с учащимися на игровой уровень, умелая режиссура всего хода занятия.
Внутренний образ - это культура преподавателя, внутренняя свобода, непосредственность, обаяние, эмоциональность, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии занятия, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности [3].
Внутреннее соответствие образа профессии - это внутреннее «Я», которое является ведущим составляющим педагогического имиджа, поскольку умение нравиться людям и располагать их к себе выступает необходимым в профессиональных и личностных контактах [4].
Требуется заметить, что в России есть тенденция, что лучший преподаватель иностранного языка - это «носитель языка». Но на самом деле, не все носители языка знают, как работает их родной язык и почему он работает именно так, а не иначе. «Носители» не всегда понимают, в чём конкретно происходит недопонимание у иностранного студента и как им помочь. Ведь у каждой национальности, исходя из их родного языка, имеются свои конкретные сложности в изучении языка. Достоинство русскоязычного преподавателя иностранного языка заключается как раз в том, что он прекрасно понимает трудности русскоязычных (в том числе двуязычных) студентов и каким наилучшим способом им данные вопросы объяснять или проводить параллели с родным языком. Более того, русскоязычный преподавателя разъясняется доходчиво на том языке, которым русскоязычный студент железно владеет
Русскоязычные преподаватели бывают, действительно, профессионалами, но показателем негативного имиджа педагога, который моментально бросается в глаза студентам, является низкий уровень языка и преподавание «по учебникам». С академическим знанием у педагога может быть всё в порядке, а с реальным языком - проблемы.
Таким образом, на формирование позитивного имиджа преподавателя иностранного языка влияет то, что язык для него - неотъемлемая часть его жизни, когда он смотрит, читает и слушает на преподаваемом им языке не потому что нужно, а потому что ему интересно, то есть он постоянно находится в этой культуре и находит интересные слова и выражения, которые впоследствии передаёт их своим студентам. По человеку всегда видно интересно ли ему то, чем он занимается или нет
Очень важно, чтобы студенту было комфортно в обществе преподавателя. К этому требованию относятся и внешний вид, и стиль, образ общения, а также то, кем преподаватель является для студента: наставник, друг или инструктор по строевой подготовке. Важно и то, как преподаватель относится к ошибкам и реагирует на них.
Преподаватель с по-настоящему позитивным имиджем способен относиться к студентам по-разному, в зависимости от психотипа обучающегося. Все люди разные, кому-то нужно, чтобы их держали в строгости, а кто-то наоборот - не выдерживает пресса и требует поддержки и дружеского общения. Таким образом, преподаватель должен вести себя со студентами, как хамелеон, - меняя свою окраску в зависимости от потребностей учащегося. Он должен уметь улавливать эти потребности и выстраивать занятие так, чтобы учащемуся было комфортно, но не в ущерб занятию.
Имидж хорошего преподавателя также создаёт такое понятие как «makes a difference». Точного перевода на русский язык нет, но подразумевается способность не только качественно преподносить и объяснять материал, а изменять мышление студента, его отношение к изучению языка, его мотивация и какие-то личные цели и даже отношения студента к себе. Достижение этих целей должно быть не каким-то случайным веянием, а продуманной и планомерной работой.
С развитием системы непрерывного образования возрастной диапазон учащихся и преподавателей становится шире, и это требует от педагогов учёта динамики возрастных информационных и коммуникативных потребностей, способов их удовлетворения, погружение в особенности эмоциональной, когнитивной, речевой сфер на различных жизненных этапах становления личности. Преподаватель не имеет возможности выбирать партнёра для общения или «подходящую» для него, высокоинтеллектуальную, гипермотивированную аудиторию, вступать в процесс взаимоотношений с конкретным типом учащихся. Поэтому педагогу необходимо учитывать модальность, порог тревожности, критичности и внушаемости слушателей, темп передачи информации, создавать условия для психологического и методического соответствия разным типам аудиторий [5].
В понятие позитивного имиджа преподавателя входит также критерий эффективности профессиональной деятельности. Акцент в преподавании смещается в пользу реализации коммуникативной, эмоциональной, технологической гибкости преподавателя, умение выстраивать продуктивную педагогическую коммуникацию, диалогичные, партнерские взаимоотношения с различными типами студенческих аудиторий. Позитивный имидж во многом зависит от того, насколько преподаватель адекватен в педагогической ситуации, то есть понимает закономерности движения информации, степень внутренней включенно-