Научная статья на тему 'Формирование позитивного имиджа современного педагога'

Формирование позитивного имиджа современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3658
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Лада Иосифовна

Эта статья посвещена проблеме формирования позитивного имиджа современного педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Лада Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование позитивного имиджа современного педагога»

УДК 37.05

Павлова Лада Иосифовна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков БГПУ им. М. Акмуллы, veron2023@yandex.ru, Уфа

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Pavlova Lada Iosifovna

Is a senior teacher of foreign language of Bashkir State Pedagogical University named by M. Akmulla, veron2023@yandex.ru, Ufa

CREATING OF POSITIVE IMAGE OF MODERN TEACHER

Качество образования представляется через показатель профессиональной компетентности, понимаемый как соответствие педагога динамичным требованиям социально-экономической и культурно-профессиональной сфер жизни. Обращение к проблеме формирования позитивного имиджа педагога вызвано повышенными требованиями рынка труда к профессионализму специалиста, а также изменениями внутри рынка образовательных услуг, такими как конкуренция и внедрение новых технологий. Формирование позитивного имиджа педагога имеет важное значение в профессиональной деятельности.

Имидж - определенная система мер, позволяющих учителю (teacher) внешне, визуально самореализовать свои личностные способности. Люди обаятельные успешнее решают свои профессиональные и личностные проблемы.

Постиндустриальное информационное общество ориентирует обучающихся на развитие конкурентоспособных качеств, необходимых педагогу для успешного функционирования на рынке труда. Сегодня, в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов (бакалавр, магистр), требуются специальности нового типа, кроме высоких профессиональных качеств обладающие способностью к установлению деловых контактов, высоким интеллектом и уровнем культуры, компетентностью, склонностью к индивидуальному творчеству и умению жить и работать в новом информационном мире, в глобальной информационной сети, кроме того обществу необходимы специалисты, уверенные в собственных силах, умеющие брать ответственность за результаты своего труда, склонные к преодолению препятствий, устойчивых к синдрому эмоционального выгорания.

В настоящее время проблема формирования позитивного имиджа педагога, компетентного и способного к саморазвитию, достаточно широко представлена в работах таких исследователей, как: Э. Фромма, В. М. Шепеля, В. Липмана, Е. Н. Русской. Ряд ученых (В. Л. Бенин, Л. А. Волович, Л. Б. Соколова) включают имидж в показатель культуры педагогической деятельности; О. А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин - в профессиональные качества учителя.

Проблема имиджа педагога на современном этапе развития российского образования чрезвычайно актуальна в науке и образовании возникли принципиально новые социальные явления и проблемы, которые стали следствием коренных перемен, произошедших во всех сферах жизни общества. Все интересы неизбежно отражаются на имидже педагога.

Общество социальных перемен ставит перед современной школой целый ряд усложняющихся задач, определяющих успешность и качество деятельности личности в изменяющемся мире: это интеллектуальная зрелость школьника и взрослого человека; это ее социальная и профессиональная мобильность; это освоение ею основ высокой духовной культуры. От имиджа учителя, проявляющегося в манере общения с учениками, в разработке и реализации условий, в которых протекает эта педагогическая деятельность, зависит процесс инновационных преобразований, что активно затрагивает все уровни общеобразовательной школы.

Имидж (англ. Image, от лат. Imado - образ, вид) целенаправленно формируемый образ (лицо, явления, предмет), призванный оказать эмоционально -психологическое воздействие в целях популяризации, рекламы и т. п. одно из средств пропаганды. Поэтому учитель, создавая свой образ, должен иметь представление о том, что он должен делать, как себя вести, а так же чувствовать что, ждут от него люди, окружающие его, какие черты и манеры поведения оцениваются ими наиболее положительно. Имидж как бы сигнализирует окружающим о внутреннем содержании личности через физический облик учителя, выразительность его движений, мимики в совокупности с его эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияж, и прочими атрибутами внешности). Поиск оптимальных педагогических условий и эффективность средств поддержания и развития позитивного имиджа учителя в педагогической деятельности учителей общеобразовательных школ становиться актуальным и требующей особого внимания в условиях модернизации образовательных систем, ключевым обновлением, которого является сам учитель [2, с. 118].

Имидж - определенная система мер, позволяющих учителю внешне, визуально самореализовать свои личностные способности. Имидж это сознание внешне привлекательного образа, положительного профессионального лица, это умение «пропитать» окружающих обаянием своей личности. Люди обаятельные успешнее решают свои профессиональные и личностные проблемы.

В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров.

Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В. М. Шепеля «Имидже-логия: Секреты личного обаяния», обозначало не только обоснование нового для российского менталитета понятие «имидж», но и формирование новой области научного исследования - имиджелогии, а в профессиональной сфере, формирование новой специальности - имиджмейкер [1, с. 8].

Им ид же л о гия сегодня ищет и находит наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на свою аудиторию. Есть несколько причин, показыва-124

ющих, что формирование позитивного имиджа является важной составляющей для роста карьеры педагога:

- имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;

- мы верим тому, что видим;

- мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;

- мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;

- хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для вас.

Специалисты по имиджелогии нужны везде, а в школе в первую очередь.

Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджей учителя, а создать сам инструментарий формирования его педагогического имиджа, вооружить каждого учителя методиками изучения своего профессионального имиджа. Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и просто нежелания думать, мы заменяем построение сложного и углубленного портрета человека его имиджем - знаковым заменителем, отражающим его основные черты.

Целенаправленный и длительный процесс формирования имиджа преследует цель усиления привлекательности специалиста. В таком понимании имидж выступает как своеобразная характеристика, модель личности, создающая у людей впечатление, в котором нуждается ее создатель.

Составными частями имиджа современного педагога являются:

- визуальная привлекательность (цветовая гамма костюма, правильно выполненный макияж, модная стрижка или укладка и т. д.);

- красноречие (искусство речи - ее гибкость, выразительность, оригинальность);

- невербальный имидж (приятные манеры, жесты, мимика, поза);

- пространство жизнедеятельности (оформление рабочего места, марка машины, ручка, кейс и т. д.);

- образ жизни (отношение с окружающими, домочадцами, моральные принципы, достоинства, поведение, характер);

- привлекательность в глазах окружающих [3, с. 75].

Имидж (англ. image - образ) целенаправленно сформированный образ-представление, который с помощью ассоциаций наделяет объект (лицо, явление, предмет) дополнительными ценностями и благодаря этому способствует более целенаправленному и эмоциональному его восприятию.

Имидж учителя содержит такие компоненты, как индивидуальные и личностные качества, коммуникативные особенности профессиональной деятельности и поведения.

Согласно современным исследованиям, важную роль в формировании имиджа учителя играют стилевые особенности педагогической деятельности, выделяемые на основе личностных качеств. В наиболее общем виде выявлены два основных направления типизации.

Структуру первого типа составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность.

Второе направление типизации связано с такими личностными параметрами, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность и интеллект.

Вербальные, невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.

Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я», ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.

Имидж педагога - система большого количества умений, позволяющих использовать свое тело как воздействие: голосом, пластикой, мимикой, риторикой, лексикой, костюмом, создавать образ личностного «Я», рисовать реальный и честный образ отношений переживаемых педагогом и воспринимаемых детьми в силу того, что этот образ ярок и пленителен.

Имидж педагога, который любит детей, безупречен. Он для ребенка, как духовный пастырь, надежный старший друг, доверительный собеседник. Он чарует и магнетически притягивает детей. Его образ надолго, а нередко на всю жизнь, остается в их памяти как вечный пример для подражания.

Часто под имиджем понимают исключительно его внешнюю сторону - манеру одеваться, прическу и т. п. Притом, что внешность действительно определяет имидж человека, понятие имиджа значительно шире. Туда входит: внешний вид, волосы, ногти, зубы, покрой одежды, материал, цвет, уместность, осанки и языка тела, голос и речь, темп речи и паузы, четкость речи, произношение [4, с. 84].

Как показывает опыт нашей работы из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и вы успешны и привлекательны, все просто счастливы, иметь с вами дело. Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена «невидимыми чувствительными волосками», как говорил Ш. Холмс. Имидж - всегда единство внутреннего и внешнего.

Таким образом, основу развития позитивного имиджа учителя составляют педагогические ценности, выступающие в качестве ориентиров определенного общества.

Педагогические ценности формируются исторически в ходе развития общества, образования и фиксируются в педагогической науке, как форме общественного сознания в виде специфических условий, образцов и представлений. По мере изменения потребностей общества, школы, личности изменяются, переосмысливаются и педагогические ценности.

126

Профессиональные же мастерство преподавателя, формирование позитивного имиджа характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием формирующейся личности.

В образе конкретного учителя соединяется индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о «чисто» профессиональных качествах педагога.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам и закрепляет их в виде образа-стереотипа. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества «идеального учителя» как любовь к детям, доброжелательность, искренность и умение общаться.

В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа делового человека, который просматривается как основная часть культуры делового общения.

К сожалению, у нас далеко не все учителя озабочены личным имиджем, но учитель не только источник информации, сколько духовная опора ребенка, его реальный идеал. Поэтому учитель через свой имидж может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве.

Профессия учителя требует набора способностей, проявления чувств и мыслей, профессионального имиджа, которому должны соответствовать, формировать в педагогическом вузе и в школе, стремиться к идеальному проявлению. Секрет успеха профессионального имиджа педагога напрямую зависит от того, насколько педагог создает свой облик, соответствующий ожиданием других людей. Наиболее ценным и перспективным направлением дальнейшего исследования является отслеживание динамически формирования позитивного имиджа педагога, а также совершенствование и разнообразие использования форм и методов [5, с. 68].

Библиографический список

1. Шепель, В. Имидж [Текст]/ В. Шепель// Воспитание школьников - 1996. -№24.-С. 8-13.

2. Марзоева, Э. Имидж педагога [Текст]/ Э. Марзоева, // Воспитательная работа в школе.-2004. - С. 118-120.

3. Маркуша, А. М. Если вы учитель.[Текст]/ А. М. Маркуша. - М.: Просвещение, 1989.-С. 3-80.

4. Попова, Л. Н. К вопросу об имидже современного педагога [Текст]/ Л. Н. Попова. // Завуч начальной школы - 2003. - № 23. - С. 83-86.

5. Шелихова, Н. И. Техника педагогического общения.[Текст]/ Н. И. Шели-хова. - М. - Воронеж, 1998. - 282 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.