им
ИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА как условие формирования профессиональной компетентности
Светлана Ивановна Глухих,
доцент кафедры социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, г. Екатеринбург
Педагог — одна из вечных и важных профессий в мире. Представители этой профессии всегда на виду, рядом с ними — ученики, родители, коллеги. Но, к сожалению, сегодня в подготовке педагогов ещё недооценивается роль имиджа, влияющего на результаты педагогического процесса.
• педагогическая имиджелогия • внутренний образ • внешний образ
• образ профессии • Я-концепция
В сознании современного человека всё более закрепляется представление об имидже как о ценности, от которой зависит результат любой профессиональной деятельности. В зарубежной практике не существует сомнений в создании педагогического имиджа как части профессиональной культуры. По данным же отечественных исследователей, учителя значительно занижают значение своего имиджа, а ведь это специфический инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими.
За последние годы возрос интерес к педагогической имиджелогии, однако целостной концепции по формированию имиджа педагога ещё не создано. В законодательной базе Российской Федерации имидж педагога никак и нигде не регламентируется, хотя теоретические предпосылки к разработке научно обоснованных рекомендаций уже
достаточно широко представлены в отечественной и зарубежной литературе. Слово «имидж» в переводе с английского и французского языков означает «образ, облик», но с точки зрения социальной психологии трактуется как его разновидность. Сегодня в научной литературе имидж определяют как «целенаправленно созданную или стихийно возникшую форму отражения в сознании людей какого-либо носителя — человека, представителя социальной группы, организации».
Имидж всегда информативен и сообщает о совокупности общих признаков, присущих группе людей, с учётом профессии, пола, возраста, национальности и т.д. Он способен «воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и на целые группы населения»1. Имидж динамичен, его атрибуты видоизменяются в соответствии с изменениями в носителе имиджа или
1 Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. ^ 10.
в групповом сознании. Имидж не является самоцелью, он функционален, с его помощью достигают определённых целей, в том числе сделать более успешным любой вид деятельности.
Социально-психологическое определение имиджа учитывает его двойственную социальную и психологическую природу. «Имидж учителя — это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, массового сознания. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые ему приписываются окружающими»2.
Профессиональный имидж — это важная компетенция каждого педагога, формирование его — трудоёмкий процесс и результат самопознания и саморазвития. Рассматривая профессиональный имидж как инструмент педагогического влияния и как условие успешной профессиональной деятельности, можно выделить такие важные структурные компоненты: соответствие внутреннего и профессионального образа, вербальные и невербальные средства общения, эстетика внешнего облика.
Соответствие образа профессии внутреннему образу считается основным компонентом педагогического имиджа, поскольку умение располагать к себе людей и создавать позитивный настрой в общении — необходимое качество в профессиональном общении. Внутренний образ — это культура учителя, его обаяние, эмоциональность, общеобразовательная компетентность, ассоциативное видение, самообладание в условиях публичности, креативные личностные черты. Внешний образ — это особые формы отношения к материалу, способность к самопрезентации, умелая постановка всего хода урока, профессиональный подход к построению межличностных отношений с учениками, родителями, коллегами и другим социальным окружением.
Вербальные и невербальные средства общения — важные компоненты имиджа. По данным социологических исследований,
2 Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя.
М., 2004. С. 4.
при вербальном общении человек получает 35% информации, а при невербальном — 65%. Что и как говорит учитель, умеет ли он словом привлечь и удержать внимание аудитории, какие жесты, мимику и позы использует, как стоит, сидит, молчит — всё имеет значение. Учитель обучает, даже когда молчит. Внешний облик помогает создать или разрушить позитивный имидж педагога. Визуальная привлекательность — часть профессионального имиджа, эстетический компонент в виде аудиовизуальных и кинестетических характеристик педагога можно использовать как инструмент педагогического воздействия. Тембр голоса, пластика, мимика, одежда, обувь, причёска, макияж, украшения — всё несёт воспитательную нагрузку и влияет на формирование внешнего образа в глазах окружающих.
Американские психологи провели исследования среди взрослых людей, показывая им фотографии «красивых», «обыкновенных» и «некрасивых» людей, затем попросили дать характеристики внутреннего образа человека с учётом его внешности. Подавляющее большинство опрошенных оценили «красивых» как наиболее успешных, уверенных в себе и духовно богатых. Психологи называют это «эффектом орла». Учитель может успешно использовать этот феномен в своей работе.
Первым шагом на пути создания «эффекта орла» можно считать работу над собственным имиджем. Социальная роль имиджа состоит в том, что самопрезентация позволяет создать образ, приближенный к идеальному «я», что способствует саморазвитию. Важно создать эффективный имидж, который как форма позитивного внешнего облика является сознательной деятельностью по приближению внутреннего образа к профессиональному образу. Если с помощью одежды, причёски,
аксессуаров, макияжа и доброжелательной мимики вы создаёте позитивный имидж, затем определённое время стараетесь ему соответствовать, то и сами не заметите, когда он перестанет быть чисто внешним проявлением.
Имидж учителя — это целенаправленная деятельность по созданию или изменению социального образа, то есть того «символа, который создаётся в процессе взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса»3. Исследователи (Р. Бернье, К. Роджерс и другие) утверждают, что эффективное взаимодействие с профессиональным социальным окружением и управление результатами педагогического процесса может осуществлять только педагог с позитивной «Я-концепцией». В психологической и педагогической литературе эта концепция характеризуется как обобщённое представление о себе, системе взглядов, суждений, оценка собственной личности, существующая в сознании человека.
В структуре «Я-концепции» три компонента: когнитивный (что я знаю о себе: я — умный, я — общительный, я — неуклюжий и т. д.); оценочный (как я оцениваю то, что знаю о себе: меня это радует, раздражает, не беспокоит); поведенческий (как я веду себя с учётом того, что я знаю о себе). Главным в «Я-концепции» является оценочный компонент, который обычно и называют самооценкой. Это личностное суждение о собственной ценности и отношение ко всему, что входит в сферу «Я».
Для учителя с положительной «Я-концеп-цией» обычно характерно высокое чувство собственной значимости, уверенность в способности заниматься педагогической деятельностью, убеждённость в том, что он импонирует всем участникам педагогичес-
3 Там же. С. 30.
кого процесса. В осуществлении учебно-воспитательной деятельности такой учитель стремится к максимальной гибкости, эмпатии, эмоциональной уравновешенности, он жизнерадостен, уверен в себе и владеет неформальными методами общения.
Ученики обычно высоко ценят проявление таких качеств у учителя. Учитель с позитивной «Я-концепцией» готов к внутреннему пониманию школьника, необходимая предпосылка для этого — убеждённость в своей личностной ценности и профессиональной компетентности.
Данная концепция определяет демократический стиль преподавания и общения, формирует у школьников чувство защищённости, уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя к личности ученика. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрытие творческого потенциала личности. Таким образом, «Я-концепция» учителя создаёт условия для эффективного педагогического взаимодействия.
Профессиональная эрудиция, рефлексия, целеполагание, общеобразовательная компетентность, высокий уровень коммуникативных навыков — наиболее важные элементы построения профессионального имиджа. Педагогический имидж оптимизирует труд учителя. Он создаётся до начала педагогической деятельности, а в процессе накопления опыта работы эволюционирует и совершенствуется. Для овладения арсеналом средств педагогической имиджелогии внедряется система специальных курсов, в психологической и педагогической литературе предлагаются специальные психотехники для конструирования личного имиджа, которые учитель может использовать в своей практической деятельности.
Наибольший интерес у педагогов вызывают прикладные техники по созданию профессионального имиджа: «Знакомство с собой и формирование представлений о себе»; «Самомотивация — поддержка самого себя»; «Привлекательность — создание положительного образа»; «Методика личного обаяния»; «Технология успеха». Учитель, используя эту информацию и правильно применяя её на практике, может сформировать и модернизировать с учётом развития общественных тенденций свой имидж профессионала. А имидж образовательного учреждения в целом будет определяться репутацией и имиджем педагогов, работающих в нём.
В осуществлении любой профессиональной деятельности очень важны отношения с людьми. Педагогическая деятельность предполагает общение с учениками, родителями и коллегами. Зная, чего вы хотите добиться в профессиональной деятельности, проанализируйте, из чего складывается впечатление о вас. В визуальном отношении это внешний вид: стиль одежды, манеры, осанка, жесты. Наш внешний образ создаётся языком цвета, рисунка, линий силуэта, каждый цвет вызывает определённые ассоциации и имеет оптические свойства. Подобные знания помогают осознанно выбирать одежду и не совершать ошибки при создании гардероба для работы. Нецелесообразно использовать цветовую гамму насыщенных тонов: красного, зелёного, жёлтого, белого и чёрного цветов.
Оптимальные оттенки для учительского костюма — приглушённые оттенки синего, серого, песочного, тёмно-красного, костюм без блузки выглядит элегантно, а с блузкой — солидно. Хорошим вариантом для работы будет платье и жакет. У мужчин выбор меньше: костюм, рубашка без рисунка и галстук как украшение свидетельствуют о вкусе и социальном положении. Рисунок на галстуке в виде крапинок на тёмном фоне — это официальный вариант, полоски по диагонали создают динамичный образ, абстрактные рисунки использовать не рекомендуется.
Не меньшее значение, чем костюм, играют осанка, манеры, речь, мимика и стиль поведения. Если человек сутулится, то он вряд
ли произведёт впечатление удачливого и успешного человека. То, как вы сидите, подаёте руку, разговариваете, может добавить вам шарма, повысить ваш рейтинг либо свести на нет все ваши усилия по созданию положительного образа в глазах окружающих. Украшения, модные аксессуары должны быть сведены к минимуму, длина юбки и ширина брюк — близки к классике, а обувь, сумка, ремень — улучшают впечатление, если просты по форме и сделаны из натуральной кожи.
Вербальные характеристики — это то, как вы говорите, с какой интонацией и выражением лица (культура речи и тембр голоса); то, как вы ведёте уроки, проверяете тетради, пишете поурочные планы.
Нельзя забывать и о том пространстве жизнедеятельности, которое создаёт каждый человек. Оформление рабочего места, марка машины и масса мелочей — от ручки до портфеля — всё несёт информацию о вас. Немаловажную роль играет и ваш образ жизни, ваше окружение (родственники, знакомые, друзья).
Но иногда в имидже человека присутствуют, казалось бы, все необходимые элементы. Но положительный образ не складывается, поскольку не хватает такого важного элемента, как привлекательность в глазах окружающих. Поэтому перечислю основные свойства привлекательных людей: привлекательные люди часто и охотно улыбаются, ведут себя естественно, дружелюбны, с ними легко общаться.
Формирование личного обаяния сопровождается огромной работой над собой и приносит хорошие результаты: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. Чем безупречнее ваш
образ, тем легче людям общаться с вами и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.
Создание имиджа педагога — это длительный и сложный процесс, успешность которого зависит не только от условий и технологий его формирования, но и, прежде всего, от собственного представления педагога о себе. Имидж — это результат целенаправленных профессиональных усилий.
Под педагогической компетентностью учителя понимают гармоническое сочетание знаний преподавателем предмета, дидактики, а также умений и навыков профессионального общения. Психологическое условие развития этой компетентности — осознание учителем необходимости повышения
своей общей и профессиональной культуры, культуры общения как основы целостного педагогического процесса. Учителю важно осознать, что целью создания имиджа является не формирование образа учителя в театральной маске, а учителя с качествами творца, которые проявляются в зависимости от решаемых педагогических задач.
Измените свою жизненную установку, если она не соответствует успеху, улучшите свой имидж — и вас ждёт успех. Сформировав представления о структуре педагогического имиджа, способах его формирования как основы успешной профессиональной деятельности, учитель может развить эти представления до уровня профессиональной компетентности, что способствует его профессиональному росту и личностному развитию. НО