Научная статья на тему 'Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетентности'

Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1758
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМИДЖЕЛОГИЯ / ВНУТРЕННИЙ ОБРАЗ / ВНЕШНИЙ ОБРАЗ / ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / TEACHER IMAGEOLOGY / INTERNAL IMAGE / EXTERNAL IMAGE / IMAGE OF THE PROFESSION / SELF-CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухих Светлана Ивановна

Социально-психологическое значение имиджа в профессии учителя. «Эффект орла». Работа над «Я-концепцией». Практические рекомендации по улучшению имиджа педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетентности»

им

ИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА как условие формирования профессиональной компетентности

Светлана Ивановна Глухих,

доцент кафедры социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, г. Екатеринбург

Педагог — одна из вечных и важных профессий в мире. Представители этой профессии всегда на виду, рядом с ними — ученики, родители, коллеги. Но, к сожалению, сегодня в подготовке педагогов ещё недооценивается роль имиджа, влияющего на результаты педагогического процесса.

• педагогическая имиджелогия • внутренний образ • внешний образ

• образ профессии • Я-концепция

В сознании современного человека всё более закрепляется представление об имидже как о ценности, от которой зависит результат любой профессиональной деятельности. В зарубежной практике не существует сомнений в создании педагогического имиджа как части профессиональной культуры. По данным же отечественных исследователей, учителя значительно занижают значение своего имиджа, а ведь это специфический инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими.

За последние годы возрос интерес к педагогической имиджелогии, однако целостной концепции по формированию имиджа педагога ещё не создано. В законодательной базе Российской Федерации имидж педагога никак и нигде не регламентируется, хотя теоретические предпосылки к разработке научно обоснованных рекомендаций уже

достаточно широко представлены в отечественной и зарубежной литературе. Слово «имидж» в переводе с английского и французского языков означает «образ, облик», но с точки зрения социальной психологии трактуется как его разновидность. Сегодня в научной литературе имидж определяют как «целенаправленно созданную или стихийно возникшую форму отражения в сознании людей какого-либо носителя — человека, представителя социальной группы, организации».

Имидж всегда информативен и сообщает о совокупности общих признаков, присущих группе людей, с учётом профессии, пола, возраста, национальности и т.д. Он способен «воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и на целые группы населения»1. Имидж динамичен, его атрибуты видоизменяются в соответствии с изменениями в носителе имиджа или

1 Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. ^ 10.

в групповом сознании. Имидж не является самоцелью, он функционален, с его помощью достигают определённых целей, в том числе сделать более успешным любой вид деятельности.

Социально-психологическое определение имиджа учитывает его двойственную социальную и психологическую природу. «Имидж учителя — это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, массового сознания. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые ему приписываются окружающими»2.

Профессиональный имидж — это важная компетенция каждого педагога, формирование его — трудоёмкий процесс и результат самопознания и саморазвития. Рассматривая профессиональный имидж как инструмент педагогического влияния и как условие успешной профессиональной деятельности, можно выделить такие важные структурные компоненты: соответствие внутреннего и профессионального образа, вербальные и невербальные средства общения, эстетика внешнего облика.

Соответствие образа профессии внутреннему образу считается основным компонентом педагогического имиджа, поскольку умение располагать к себе людей и создавать позитивный настрой в общении — необходимое качество в профессиональном общении. Внутренний образ — это культура учителя, его обаяние, эмоциональность, общеобразовательная компетентность, ассоциативное видение, самообладание в условиях публичности, креативные личностные черты. Внешний образ — это особые формы отношения к материалу, способность к самопрезентации, умелая постановка всего хода урока, профессиональный подход к построению межличностных отношений с учениками, родителями, коллегами и другим социальным окружением.

Вербальные и невербальные средства общения — важные компоненты имиджа. По данным социологических исследований,

2 Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя.

М., 2004. С. 4.

при вербальном общении человек получает 35% информации, а при невербальном — 65%. Что и как говорит учитель, умеет ли он словом привлечь и удержать внимание аудитории, какие жесты, мимику и позы использует, как стоит, сидит, молчит — всё имеет значение. Учитель обучает, даже когда молчит. Внешний облик помогает создать или разрушить позитивный имидж педагога. Визуальная привлекательность — часть профессионального имиджа, эстетический компонент в виде аудиовизуальных и кинестетических характеристик педагога можно использовать как инструмент педагогического воздействия. Тембр голоса, пластика, мимика, одежда, обувь, причёска, макияж, украшения — всё несёт воспитательную нагрузку и влияет на формирование внешнего образа в глазах окружающих.

Американские психологи провели исследования среди взрослых людей, показывая им фотографии «красивых», «обыкновенных» и «некрасивых» людей, затем попросили дать характеристики внутреннего образа человека с учётом его внешности. Подавляющее большинство опрошенных оценили «красивых» как наиболее успешных, уверенных в себе и духовно богатых. Психологи называют это «эффектом орла». Учитель может успешно использовать этот феномен в своей работе.

Первым шагом на пути создания «эффекта орла» можно считать работу над собственным имиджем. Социальная роль имиджа состоит в том, что самопрезентация позволяет создать образ, приближенный к идеальному «я», что способствует саморазвитию. Важно создать эффективный имидж, который как форма позитивного внешнего облика является сознательной деятельностью по приближению внутреннего образа к профессиональному образу. Если с помощью одежды, причёски,

аксессуаров, макияжа и доброжелательной мимики вы создаёте позитивный имидж, затем определённое время стараетесь ему соответствовать, то и сами не заметите, когда он перестанет быть чисто внешним проявлением.

Имидж учителя — это целенаправленная деятельность по созданию или изменению социального образа, то есть того «символа, который создаётся в процессе взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса»3. Исследователи (Р. Бернье, К. Роджерс и другие) утверждают, что эффективное взаимодействие с профессиональным социальным окружением и управление результатами педагогического процесса может осуществлять только педагог с позитивной «Я-концепцией». В психологической и педагогической литературе эта концепция характеризуется как обобщённое представление о себе, системе взглядов, суждений, оценка собственной личности, существующая в сознании человека.

В структуре «Я-концепции» три компонента: когнитивный (что я знаю о себе: я — умный, я — общительный, я — неуклюжий и т. д.); оценочный (как я оцениваю то, что знаю о себе: меня это радует, раздражает, не беспокоит); поведенческий (как я веду себя с учётом того, что я знаю о себе). Главным в «Я-концепции» является оценочный компонент, который обычно и называют самооценкой. Это личностное суждение о собственной ценности и отношение ко всему, что входит в сферу «Я».

Для учителя с положительной «Я-концеп-цией» обычно характерно высокое чувство собственной значимости, уверенность в способности заниматься педагогической деятельностью, убеждённость в том, что он импонирует всем участникам педагогичес-

3 Там же. С. 30.

кого процесса. В осуществлении учебно-воспитательной деятельности такой учитель стремится к максимальной гибкости, эмпатии, эмоциональной уравновешенности, он жизнерадостен, уверен в себе и владеет неформальными методами общения.

Ученики обычно высоко ценят проявление таких качеств у учителя. Учитель с позитивной «Я-концепцией» готов к внутреннему пониманию школьника, необходимая предпосылка для этого — убеждённость в своей личностной ценности и профессиональной компетентности.

Данная концепция определяет демократический стиль преподавания и общения, формирует у школьников чувство защищённости, уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя к личности ученика. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрытие творческого потенциала личности. Таким образом, «Я-концепция» учителя создаёт условия для эффективного педагогического взаимодействия.

Профессиональная эрудиция, рефлексия, целеполагание, общеобразовательная компетентность, высокий уровень коммуникативных навыков — наиболее важные элементы построения профессионального имиджа. Педагогический имидж оптимизирует труд учителя. Он создаётся до начала педагогической деятельности, а в процессе накопления опыта работы эволюционирует и совершенствуется. Для овладения арсеналом средств педагогической имиджелогии внедряется система специальных курсов, в психологической и педагогической литературе предлагаются специальные психотехники для конструирования личного имиджа, которые учитель может использовать в своей практической деятельности.

Наибольший интерес у педагогов вызывают прикладные техники по созданию профессионального имиджа: «Знакомство с собой и формирование представлений о себе»; «Самомотивация — поддержка самого себя»; «Привлекательность — создание положительного образа»; «Методика личного обаяния»; «Технология успеха». Учитель, используя эту информацию и правильно применяя её на практике, может сформировать и модернизировать с учётом развития общественных тенденций свой имидж профессионала. А имидж образовательного учреждения в целом будет определяться репутацией и имиджем педагогов, работающих в нём.

В осуществлении любой профессиональной деятельности очень важны отношения с людьми. Педагогическая деятельность предполагает общение с учениками, родителями и коллегами. Зная, чего вы хотите добиться в профессиональной деятельности, проанализируйте, из чего складывается впечатление о вас. В визуальном отношении это внешний вид: стиль одежды, манеры, осанка, жесты. Наш внешний образ создаётся языком цвета, рисунка, линий силуэта, каждый цвет вызывает определённые ассоциации и имеет оптические свойства. Подобные знания помогают осознанно выбирать одежду и не совершать ошибки при создании гардероба для работы. Нецелесообразно использовать цветовую гамму насыщенных тонов: красного, зелёного, жёлтого, белого и чёрного цветов.

Оптимальные оттенки для учительского костюма — приглушённые оттенки синего, серого, песочного, тёмно-красного, костюм без блузки выглядит элегантно, а с блузкой — солидно. Хорошим вариантом для работы будет платье и жакет. У мужчин выбор меньше: костюм, рубашка без рисунка и галстук как украшение свидетельствуют о вкусе и социальном положении. Рисунок на галстуке в виде крапинок на тёмном фоне — это официальный вариант, полоски по диагонали создают динамичный образ, абстрактные рисунки использовать не рекомендуется.

Не меньшее значение, чем костюм, играют осанка, манеры, речь, мимика и стиль поведения. Если человек сутулится, то он вряд

ли произведёт впечатление удачливого и успешного человека. То, как вы сидите, подаёте руку, разговариваете, может добавить вам шарма, повысить ваш рейтинг либо свести на нет все ваши усилия по созданию положительного образа в глазах окружающих. Украшения, модные аксессуары должны быть сведены к минимуму, длина юбки и ширина брюк — близки к классике, а обувь, сумка, ремень — улучшают впечатление, если просты по форме и сделаны из натуральной кожи.

Вербальные характеристики — это то, как вы говорите, с какой интонацией и выражением лица (культура речи и тембр голоса); то, как вы ведёте уроки, проверяете тетради, пишете поурочные планы.

Нельзя забывать и о том пространстве жизнедеятельности, которое создаёт каждый человек. Оформление рабочего места, марка машины и масса мелочей — от ручки до портфеля — всё несёт информацию о вас. Немаловажную роль играет и ваш образ жизни, ваше окружение (родственники, знакомые, друзья).

Но иногда в имидже человека присутствуют, казалось бы, все необходимые элементы. Но положительный образ не складывается, поскольку не хватает такого важного элемента, как привлекательность в глазах окружающих. Поэтому перечислю основные свойства привлекательных людей: привлекательные люди часто и охотно улыбаются, ведут себя естественно, дружелюбны, с ними легко общаться.

Формирование личного обаяния сопровождается огромной работой над собой и приносит хорошие результаты: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. Чем безупречнее ваш

образ, тем легче людям общаться с вами и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.

Создание имиджа педагога — это длительный и сложный процесс, успешность которого зависит не только от условий и технологий его формирования, но и, прежде всего, от собственного представления педагога о себе. Имидж — это результат целенаправленных профессиональных усилий.

Под педагогической компетентностью учителя понимают гармоническое сочетание знаний преподавателем предмета, дидактики, а также умений и навыков профессионального общения. Психологическое условие развития этой компетентности — осознание учителем необходимости повышения

своей общей и профессиональной культуры, культуры общения как основы целостного педагогического процесса. Учителю важно осознать, что целью создания имиджа является не формирование образа учителя в театральной маске, а учителя с качествами творца, которые проявляются в зависимости от решаемых педагогических задач.

Измените свою жизненную установку, если она не соответствует успеху, улучшите свой имидж — и вас ждёт успех. Сформировав представления о структуре педагогического имиджа, способах его формирования как основы успешной профессиональной деятельности, учитель может развить эти представления до уровня профессиональной компетентности, что способствует его профессиональному росту и личностному развитию. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.