Научная статья на тему 'ИМИДЖ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

ИМИДЖ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВУЗ / СТУДЕНТЫ / «ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ» / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Ирина Александровна, Лапшин Василий Андреевич, Джамалханова Марина Асламбековна

В статье рассматриваются особенности имиджа преподавателя в связи с изменяющимися условиями функционирования образовательных учреждений, социокультурной среды. В статье приводятся мнения студентов относительно «идеального преподавателя», которые необходимо учитывать преподавателям в процессе формирования профессионального имиджа и его дальнейшего совершенствования. Авторы делают вывод о том, что важнейшей целью формирования имиджа преподавателя является сформированный репутационный капитал, который, в свою очередь, может служить эффективным инструментом продвижения образовательных услуг вуза, а так же самого преподавателя в научных и профессиональных кругах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Ирина Александровна, Лапшин Василий Андреевич, Джамалханова Марина Асламбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE AS A COMPONENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A MODERN TEACHER

The article examines the features of the teacher's image in connection with the changing conditions of the functioning of educational institutions, the socio-cultural environment. The article presents the opinions of students regarding the "ideal teacher", which must be taken into account by teachers in the process of forming a professional image and its further improvement. The authors conclude that the most important goal of forming the image of a teacher is the formed reputational capital, which, in turn, can serve as an effective tool for promoting the educational services of the university, as well as the teacher himself in scientific and professional circles.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: URL:

https://base.garant.ru/70862366/53f89421 bbdaf741 eb2d 1 ecc4ddb4c33/

Педагогика

УДК 378

аспирант Лапшова Ирина Александровна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор); кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Лапшин Василий Андреевич АНО ВО «Московский международный университет» (г. Москва); старший преподаватель кафедры музыкального образования Джамалханова Марина Асламбековна

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ИМИДЖ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности имиджа преподавателя в связи с изменяющимися условиями функционирования образовательных учреждений, социокультурной среды. В статье приводятся мнения студентов относительно «идеального преподавателя», которые необходимо учитывать преподавателям в процессе формирования профессионального имиджа и его дальнейшего совершенствования. Авторы делают вывод о том, что важнейшей целью формирования имиджа преподавателя является сформированный репутационный капитал, который, в свою очередь, может служить эффективным инструментом продвижения образовательных услуг вуза, а так же самого преподавателя в научных и профессиональных кругах.

Ключевые слова: имидж, преподаватель, вуз, студенты, «идеальный преподаватель», профессиональная компетентность.

Annotation. The article examines the features of the teacher's image in connection with the changing conditions of the functioning of educational institutions, the socio-cultural environment. The article presents the opinions of students regarding the "ideal teacher", which must be taken into account by teachers in the process of forming a professional image and its further improvement. The authors conclude that the most important goal of forming the image of a teacher is the formed reputational capital, which, in turn, can serve as an effective tool for promoting the educational services of the university, as well as the teacher himself in scientific and professional circles.

Key words: image, teacher, university, students, "ideal teacher", professional competence.

Введение. Современный, достаточно неоднозначный период развития нашей страны предопределяет изменения к уровня профессиональной компетентности преподавателя, его имиджу.

Актуальность данной проблематики связана с тем, что современные преподаватели, которым общество доверило обучать будущих специалистов страны, могут оказывать на них существенное влияние, предопределяя формирование профессиональной направленности, интересов, мировоззрения.

В то же время, с учётом того, что, как показывают исследования, в социуме общий объём знаний стал удваиваться каждые пять лет, то в связи с этим очевидно, что содержание учебных курсов требует постоянного обновления и именно преподаватели должны взять на себя эту миссию - формировать личность будущих специалистов в условиях постоянной неопределённости, изменчивости.

Конечно, успешно может справиться с такой задачей преподаватель, с высоким уровнем профессиональной компетентности, основу которой, как нам кажется, составляет профессиональный имидж преподавателя.

Изложение основного материала статьи. Надо сказать, что бурные изменения в системе образования, обусловленные глобальной цифровизацией, пандеминей (обусловившую переход системы образования на дистанционный формат обучения) и многими другими факторами, детерминировали новые требования и к имиджу современного преподавателя.

В целом можно отметить, что необходимость исследования особенностей имиджа преподавателя на современном этапе развития науки обусловлена сущностными противоречиями между изменениями в образовательной практике. Повлекшими за собой изменения профессиональных функций преподавателя, характера него взаимодействия со студентами и необходимостью теоретического переосмысления данной ситуации и выработки новых подходов к структуре и содержанию профессионального имиджа и возможностей его формирования в современных условиях.

Педагог-исследователь Л.Ю. Донская определяет имидж преподавателя высшей школы как интегральную личностную характеристику, включающую в себя совокупность внешних и внутренних, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств преподавателя, которая способствует эффективности педагогической деятельности [4].

Как выявили учёные [2; 3; 6; 9 и др.], в качестве основных создателей имиджа любого специалиста выступают (Табл. 1):

Таблица1

Создатели имиджа современного специалиста

Сам специалист Имиджмейкеры-профессионалы Средства массовой информации Окружающие люди, коллеги

Продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Занимающиеся созданием имиджа. Печать, радио, телевидение формируют образ представителей той или иной профессии. Предопределяют имидж специалистов, создавая особую среду, в которой формируют те или иные качества.

Как показал анализ психолого - педагогической литературы, выполненных ранее исследований, в структуру имиджа преподавателя входят следующие ведущие компоненты (табл. 2):

Таблица 2

Базовые компоненты имиджа преподавателя

Профессиональный Когнитивный Поведенческий Эмоционально-личностный

Система профессиональных и надпрофессиональных знаний, умений и навыков преподавателя, его познавательный потенциал в целом. Совокупность системы знаний преподавателя о профессиональном имидже. Сформированность лидерских качеств и навыков поведения в непростых ситуациях профессионально-педагогической деятельности. Система интеллектуальных, нравственных коммуникативных и эмоционально-волевых качеств преподавателя.

Сегодня роль индивидуального имиджа как презентации и утверждения уникальности субъекта обеспечивает не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и, определяя становление культуры педагогической деятельности современного учителя, становится одной из актуальных проблем.

В настоящее время в образовательной науке и практике уже накоплен определённый материал, касающийся профессионального имиджа преподавателя.

Можно отметить, что, в целом, профессиональный имидж представляет собой обобщенный образ современного преподавателя, объединяющий наиболее типичные профессиональные и личностные его характеристики [1; 6].

В результате в своих исследованиях Б.Б. Перелыгина наглядно демонстрирует особый статус имиджа как элемента когнитивной структуры индивида и, в частности, педагога [7, С. 41-42].

Установлено что процесс его развития в условиях методического объединения школы предполагает некоторую долю симуляций и манипуляций. При этом одни черты личности подчёркиваются, выпячиваются, другие - сглаживаются [2; 6; 7; 8; 9 и др.]. В ходе этого процесса с необходимостью должны учитываться следующие факторы:

- наследственные особенности личности педагога;

- уровень его образования;

- общая культура личности;

- характер;

- индивидуальный стиль поведения [7].

Можно выделить следующие функции профессионального имиджа современного преподавателя:

- психической защиты (профессионально-компетентный преподавателя старается в сформированном имидже подчеркнуть свои сильные черты и «замаскировать» слабые);

- социально-символического опознавания (сформированный имидж преподавателя должен соответствовать его профессии и подчёркивать свой статус).

Процесс его развития в условиях непрерывного профессионального развития предполагает некоторую долю симуляций и манипуляций. При этом одни черты личности подчёркиваются, выпячиваются, другие - сглаживаются.

Большое значение в процессе формирования имиджа имеет система личностных характеристик преподавателя:

- темперамент;

- психотип;

- тембр и тон, громкость голоса;

- определённый подход к восприятию действительности, исходя из ведущих репрезентативных систем и пр.

В этой связи он должен адаптировать свою модель работы со студентами и донесения информации до них так, чтобы при имеющихся личностных характеристиках делать это максимально успешно.

В итоге под понятием «идеальный преподаватель», обладающий сформированным положительным профессиональным имиджем, понимают такого преподавателя, который по итогам освоения предметного курса как оставляет в головах студентов необходимую базовую информацию о предмете, так и вырабатывает в них способность анализировать процессы внутри предмета, строить и объяснять внутри него логические взаимосвязи и также уметь найти необходимые для этого источники информации.

В настоящее время, для того, что бы выявить наиболее привлекательные черты преподавателя с положительным имиджем проводятся опросы студентов, позволяющие выявить некий образ «идеального преподавателя». Портреты «идеального» преподавателя, выведенные студентами различных вузов. направлений, безусловно, имеют субъективный характер и могут существенно различаться в зависимости от степени образованности, личностных качеств, жизненного опыта и аффилированности составителя портрета. В то же время составление и описание таких портретов само по себе является любопытным процессом, поскольку позволяет сформировать некий целевой образ акторов системы образования.

В целом, на основе анализа полученных ответов, портрету идеального преподавателя можно придать несколько атрибутов, особенно востребованных в современную эпоху:

- наличие сформированных необходимых цифровых навыков, лежащих в основе цифровой культуры преподавателя ( в том числе умение вести онлайн-занятия и делать интересные интерактивные лекции);

- умение найти индивидуальный подход к аудитории, лаконично и понятно ответить на вопросы отдельных не всегда усваивающих материал с первого раза студентов (такие, вероятно, бывают на любом курсе в любой группе);

- способность «выводить» студентов на новый уровень, в некотором роде заставлять их не просто учить имеющийся материал, а развивать свои мыслительно-аналитические навыки и расти в когнитивном плане, тем самым предопределяя их дальнейшую образовательную траекторию с учётом усвоенных понятий.

Именно эти качества имиджевого поведения, на наш взгляд, стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска, содействуют взаимопониманию и сопереживанию. В то же время, эти качества составляют гуманистический потенциал преподавателя и способствуют развитию личности каждого студента, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия.

Как показал опрос, проведённый со студентами и аспирантами «Московского международного университета», «Гжельского государственного университета», а так же изучение «продуктов деятельности» аспирантов «Московского финансово-промышленного университета «Синергия» (выполненных кейсовых заданий, написанных эссе в процессе

освоения дисциплины «Педагогика высшей школы»), наиболее высокие оценки профессионального имиджа преподавателя со стороны студентов получают те преподаватели, которые могут оптимизировать работу со студентами, используя следующие подходы:

- реализуют индивидуальный подход, обращая внимание на слабых студентов и помогают им разобраться в материале, разрабатывая для них посильные заданиям и привлекая к доступным для них формам учебной работы например, проводя дополнительные консультации или индивидуальные занятия; так же дают возможность проявить себя с положительной стороны и всем остальным студентам в различных формах групповой и индивидуальной работы на занятиях;

- используют различные методы преподавания, в том числе новейшие информационные, которые позволяют привлечь внимание всех студентов, включая визуализацию материала, методы обратной связи и рефлексии;

- поощряют различные типы студенческой деятельности, не только научно-исследовательскую, но и социальную, культурную и спортивную, стимулируя развитие студентов во всех областях жизни;

- в своей профессиональной педагогической деятельности стремятся оценивать и поощрять не только успехи сильных студентов, но и усилия слабых студентов, чтобы поддерживать их мотивацию и самооценку в учебе, создавая «ситуации успеха».

В результате, на основе опроса студентов и аспирантов различных вузов города Москвы можно выделить следующие рекомендации по улучшению взаимодействия со студентами со стороны преподавателя, что самым положительным образом скажется на формировании профессионального имиджа:

1. Использовать разнообразные методы коммуникации: преподаватель может использовать не только устную речь, но и визуальные средства, такие как презентации, демонстрации и т.д. Это поможет студентам лучше понимать материал и повысит эффективность обучения [11].

2. Слушать студентов: преподаватель должен уметь слушать и учитывать мнения и предложения студентов. Они могут внести ценный вклад в образовательный процесс, помочь определить недостатки в методах преподавания и предложить свои идеи по их улучшению.

3. Давать обратную связь: преподаватель должен давать обратную связь студентам по их работам и ответам, помогать им понимать свои ошибки и учиться на них. Это поможет студентам развиваться и повысит их мотивацию к обучению.

4. Использовать активное обучение: преподаватель может использовать методы активного обучения, такие как групповые задания, дискуссии и проекты, чтобы студенты учились не только от преподавателя, но и друг от друга. Это поможет повысить мотивацию студентов и улучшить качество обучения.

5. Повышать уровень своей компетенции: преподаватель должен постоянно наращивать уровень знаний и навыков, изучать новые методы обучения и коммуникации. Это поможет ему стать более эффективным и успешным преподавателем и улучшить коммуникативное взаимодействие со студентами.

6. Уважать индивидуальность каждого студента: преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности каждого студента, такие как его уровень знаний, интересы, стиль обучения и т.д. Это поможет студентам чувствовать себя более комфортно и повысит эффективность обучения.

7. Создавать положительный и доверительный климат: преподаватель должен создавать доверительные отношения со студентами, поощрять их участие в образовательном процессе.

Следует так же отметить ещё один важный аспект и компонент имиджа преподавателя, который становится всё актуальнее в последнее время. Речь идёт о так называемом цифровом имидже преподавателя (являющегося важной составной частью его профессионального имиджа). Большинство преподавателей использует соцсети в целях информирования студентов об участии в профессиональных мероприятиях и о своих профессиональных публикациях. Они формируют свой цифровой имидж в тесной связи с университетом, в котором работают. Это же касается и учителей, которые так же нередко состоят в профессиональных социальных сообществах, имеют свои индивидуальные странички на сайте образовательных организаций или отдельные на различных образовательных платформах.

В этой связи вызывают неподдельный интерес исследования Л.К. Лободенко и др. авторов [5; 10; 12], которые выявили навыки, наиболее влияющие на цифровой имидж преподавателя вуза:

- создание, актуализация и продвижение мультимедийного контента;

- разработка визуально привлекательных учебных материалов;

- использование онлайн-инструментария в целях продвижения современных технологий обучения (смешанное, мобильное, проектное и т.п.);

- популяризация и распространение учебных ресурсов открытых образовательных платформ;

- создание виртуальных площадок для различных студенческих групп (сайты, блоги, wiki-платформы);

- применение доступных возможностей социальных сетей в целях профессионального развития;

- установление в цифровом пространстве контактов с другими преподавателями и практиками по читаемому курсу;

- создание, актуализация и продвижение личного цифрового портфолио;

- поиск и критическая оценка учебно-методических онлайн материалов;

- продуктивный поиск информации в цифровом пространстве и др. [5].

Авторы Н.В. Горбунова и Е.В. Вовк [3] рассматривают цифровую компетентность как основополагающий транслятор имиджа педагога во внешнюю среду.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, на основе анализа научных исследований, личного опыта, можно отметить, что профессиональный имидж оказывает существенное влияние на уровень профессиональной компетентности преподавателя, которая складывается из общекультурных и профессиональных компетенций, профессиональных умений и навыков.

Однако, как показывает практика, при высоком уровне знаний, научных достижений преподавателя, при этом (в силу разных причин) сформированном отрицательном имидже преподавателя, эффективность его деятельности, в целом, будет невысока, т.к. студенты не будут воспринимать такого преподавателя должным образом.

По мнению ряда учёных, можно выделить следующие, наиболее важные факторы процесса формирования имиджа преподавателя, которые реализуются в процессе взаимодействия преподавателя с:

- профессиональными сообществами;

- со студенческими коллективами;

- с представителями государственных, некоммерческих, коммерческих структур.

В настоящее время также большую популярность имеют научно-популярные лекции, которые на различных онлайн платформах читают выдающиеся учёные России, тем самым выполняя великую миссию просвещения населения в различных вопросах. В качестве яркого примера можно привести лекции Татьяны Владимировны Черниговской -профессора Санкт-Петербургского государственного университета, которая вносит существенный вклад в современную психолингвистику. Мы считаем, что подобный опыт будет распространяться среди преподавательской среды, что так же будет способствовать практической реализации важной и необходимой функции преподавателя - просветительской,

которая, на наш взгляд, ещё недостаточно ярко проявляется у большинства преподавателей, но, безусловно, её реализация может оказать огромное влияние на имидж преподавателя.

Тем самым важнейшей целью формирования имиджа преподавателя является сформированный репутационный капитал, который, в свою очередь, может служить эффективным инструментом продвижения образовательных услуг вуза, а так же самого преподавателя в научных и профессиональных кругах.

Литература:

1. Абдурахманова, П.Д. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева [и др.]. - М.: РосНОУ, 2022. - 177 с.

2. Бусыгина, Т.А. Индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Татьяна Александровна Бусыгина. - Самара, 2004. - 24 с.

3. Горбунова, Н.В. Особенности цифрового имиджа педагога высшей школы / Н.В. Горбунова, Е.В. Вовк // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2 (99). - С. 302-304

4. Донская, Л.Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Лариса Юрьевна Донская. - Ставрополь, 2004. - 21 с.

5. Лободенко, Л.К. Формирование имиджа преподавателя вуза в цифровом информационнокоммуникационном пространстве / Л.К. Лободенко, Н.П. Цырикова, А.Б. Череднякова, Н.А. Лободенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2022. - Т. 14. - № 4. - С. 40-55

6. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа / А.Ю. Панасюк. - М., 2007. - 233 с.

7. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа / Е.Б. Перелыгина. - М., 2002. - 155 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Петрова, Е.А. Имидж учителя в современной России / Е.А. Петрова, Н.М. Шкурко. - М.: РИЦ АИМ, 2006. - 101 с.

9. Плугина, М.И. Профессиональное становление и имидж преподавателя высшей школы: акмеологический подход: монография / М.И Плугина, Л.Ю. Донская. - Ставрополь, 2010.

10. Прилепских, О.С. Возможности цифровой образовательной среды в развитии личностного потенциала студентов / О.С. Прилепских, Т.П. Айсувакова, Ю.В. Сорокопуд // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 69-1. - С. 353-356

11. Саидов, З.А. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 318-320

12. Ярычев, Н.У. Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов Чеченской Республики / Н.У. Ярычев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009. - № 1 (1). - С. 25-29

Педагогика

УДК 378.6

кандидат экономических наук, доцент Леонов Сергей Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна» (г. Санкт-Петербург)

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА К БУДУЩИМ СПЕЦИАЛИСТАМ

ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье обозначена актуальность проблемы подготовки инженеров для легкой промышленности. Современный специалист выполняет профессиональную деятельность в условиях интенсивного развития промышленных технологий, автоматизации производства, роста разнообразия выпускаемой продукции. На данный момент в отрасли присутствует дефицит высококвалифицированных кадров, что негативно сказывается на развитии легкой промышленности в целом. Вместе с тем, в настоящее время в отраслях легкой промышленности появляются новые профессии. Основной задачей образовательных организаций становится подготовка отраслевых кадров, отвечающих современным требованиям рынка труда к уровню получаемой квалификации и качеству подготовки будущего специалиста. Данная задача становится особенно актуальной в контексте достижения целей, поставленных на уровне государства - достижение технологического суверенитета и суверенизация системы образования России. В содержании статьи определены текущие проблемы и потребности предприятий легкой промышленности. Определены особенности предприятий легкой промышленности. Глубоко проанализированы проблемы подготовки отраслевых кадров. Автором сделан акцент на принципах обеспечения предприятий конкурентоспособными инженерными кадрами. В статье определены ключевые задачи для образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для легкой промышленности, по созданию необходимых условий для снижения уровня дефицита отраслевых кадров. В заключении автором раскрывается содержание современных задач, стоящих перед образовательными организациями в контексте подготовки отраслевых кадров, отвечающих потребностям обучающихся, рынка труда, государства и общества.

Ключевые слова: подготовка кадров, легкая промышленность, образовательная организация, отрасль, квалификация, профессия, новые профессии, инженерное образование, конкурентоспособные кадры.

Annotation. The article highlights the relevance of the problem of training engineers for light industry. A modern specialist carries out professional activities in conditions of intensive development of industrial technologies, automation of production, growth of the variety of products. At the moment, there is a shortage of highly qualified personnel in the industry, which negatively affects the development of light industry as a whole. At the same time, new professions are currently emerging in the light industry. The main task of educational organizations is the training of industry personnel that meet the modern requirements of the labor market for the level of qualifications and the quality of training of a future specialist. This task becomes especially relevant in the context of achieving the goals set at the state level - the achievement of technological sovereignty and the sovereignization of the Russian education system. The content of the article identifies the current problems and needs of light industry enterprises. The features of light industry enterprises are determined. The problems of training industry personnel are deeply analyzed. The author focuses on the principles of providing enterprises with competitive engineering personnel. The article defines the key tasks for educational organizations that train personnel for light industry to create the necessary conditions to reduce the level of shortage of industry personnel. In conclusion, the author reveals the content of modern tasks facing educational organizations in the context of training industry personnel that meet the needs of students, the labor market, the state and society.

Key words: personnel training, light industry, educational organization, industry, qualification, profession, new professions, engineering education, competitive personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.