Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманистическая образовательная парадигма / преподаватель высшей школы / студенты / эффективное коммуникативное взаимодействие / humanistic educational paradigm / high school teacher / students / effective communicative interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.В. Сорокопуд, А.С. Канюк, Г.С.-Х. Дудаев

В статье рассмотрены подходы к организации эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. В статье рассмотрены профессиональные позиции современных преподавателей высшей школы в свете практической реализации идей гуманистической образовательной парадигмы: преподаватель – консультант; преподаватель – модератор; преподаватель – тьютор; преподаватель – фасилитатор; преподаватель – коуч. В статье делаются выводы о том, что образовательный процесс вуза реализуется во взаимодействии его субъектов – преподавателей и студентов. Рассмотренные профессиональные позиции преподавателя современного вуза способствуют как развитию субъектной позиции студента, так и образовательному взаимодействию в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.В. Сорокопуд, А.С. Канюк, Г.С.-Х. Дудаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EFFECTIVE COMMUNICATIVE INTERACTION IN HIGHER EDUCATION IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING IDEAS OF A HUMANISTIC EDUCATIONAL PARADIGM

The article considers approaches of organizing effective communicative interaction in higher education in the process of implementing ideas of a humanistic educational paradigm. The article examines professional positions of modern teachers of higher education in the light of practical implementation of ideas of the humanistic educational paradigm: teacher – consultant; teacher – moderator; teacher – tutor; teacher – facilitator; teacher – coach. The article concludes that the educational process at a university is implemented in the interaction of its subjects – teachers and students. The considered professional positions of a teacher of a modern university contribute both to the development of the student’s subjective position and to educational interaction in general. Communicative interaction determines the quality of education at a university and is in relationship with individuals, goals, norms and values, the atmosphere at the university, and the means of teaching.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ»

УДК 378

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methodology of Educational Activity,

Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kadyrov Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Kanyuk A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Vice-Rector for Educational Activities and Youth Policy,

Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia)

Dudaev G.S.-Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University named after A.A. Kadyrov (Grozny, Russia)

ORGANIZATION OF EFFECTIVE COMMUNICATIVE INTERACTION IN HIGHER EDUCATION IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING IDEAS OF A HUMANISTIC EDUCATIONAL PARADIGM. The article considers approaches of organizing effective communicative interaction in higher education in the process of implementing ideas of a humanistic educational paradigm. The article examines professional positions of modern teachers of higher education in the light of practical implementation of ideas of the humanistic educational paradigm: teacher - consultant; teacher - moderator; teacher - tutor; teacher - facilitator; teacher - coach. The article concludes that the educational process at a university is implemented in the interaction of its subjects - teachers and students. The considered professional positions of a teacher of a modern university contribute both to the development of the student's subjective position and to educational interaction in general. Communicative interaction determines the quality of education at a university and is in relationship with individuals, goals, norms and values, the atmosphere at the university, and the means of teaching.

Key words: humanistic educational paradigm, high school teacher, students, effective communicative interaction

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва,

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

А.С. Канюк, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор

Г.С.-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕИСТВИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

В статье рассмотрены подходы к организации эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. В статье рассмотрены профессиональные позиции современных преподавателей высшей школы в свете практической реализации идей гуманистической образовательной парадигмы: преподаватель - консультант; преподаватель - модератор; преподаватель - тьютор; преподаватель - фасилитатор; преподаватель - коуч. В статье делаются выводы о том, что образовательный процесс вуза реализуется во взаимодействии его субъектов - преподавателей и студентов. Рассмотренные профессиональные позиции преподавателя современного вуза способствуют как развитию субъектной позиции студента, так и образовательному взаимодействию в целом.

Ключевые слова: гуманистическая образовательная парадигма, преподаватель высшей школы, студенты, эффективное коммуникативное взаимодействие

Педагогический процесс представляет собой сложную систему взаимодействия между преподавателем и студентами, которая направлена на достижение определенных целей. В контексте гуманистической образовательной парадигмы обучение в вузе должно быть направлено, прежде всего, на развитие личностных качеств будущего специалиста независимо от направления подготовки. Однако практические механизмы эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы всё ещё не изучены и не систематизированы.

В этой связи цель данной статьи - освещение наиболее эффективных подходов к организации эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- исследовать сущность гуманистической образовательной парадигмы и её основные положения;

- рассмотреть систему знаний и практических умений современного преподавателя высшей школы в контексте практической реализации идей гуманистической образовательной парадигмы;

- разработать рекомендации для преподавателей по оптимизации взаимодействия со студентами.

При подготовке статьи авторами были использованы такие методы исследования, как рефлексия собственного педагогического опыта и изучение трудов педагогов-исследователей и практиков.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обогащении методологии и технологии профессионального образования в вопросах организации эффективного взаимодействия преподаватели высшей школы со студентами.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении практических механизмов реализации положений гуманистической парадигмы во взаимодействии со студентами.

Как отмечается в «Педагогической энциклопедии», «гуманистическая парадигма образования - это модель образования, интегрирующая в себе основные достижения гуманистической педагогики, используемая для решения исследовательских и практических задач по переходу к личностно ориентированному типу образования» [1].

Согласно информации, представленной в «Педагогической энциклопедии» [1], ведущие положения гуманистической парадигмы включают следующие положения (табл. 1).

Таблица 1

Ведущие положения гуманистической образовательной парадигмы

№ Положения

1. обоснование базовой методологической основы нового типа образования на основе антропоцентрических ценностей («Я» обучаемого и его максимальное всестороннее развитие - в центе образовательной системы)

2. личностно-гуманный подход к обучаемым

3. формирование содержания образования на основе личностно-смысловой направленности образовательного процесса

4. использование личностно ориентированных педагогических технологий, обеспечивающих переход от управления образовательным процессом - к самоорганизации и самоуправлению обучаемых

Целевые ориентиры преподавания в области развития личности студентов (т. е. главной цели гуманистической образовательной парадигмы) включают:

1. Развитие критического мышления и аналитических навыков - студенты должны научиться анализировать сложные процессы в ходе реализации будущей профессиональной деятельности и принимать обоснованные решения на основе фактов и данных.

2. Развитие коммуникативных навыков.

3. Студенты должны научиться эффективно общаться и работать в команде, чтобы достигать общих целей.

4. Подготовка будущих специалистов к карьере - студенты должны получить практические навыки и знания, которые помогут им успешно работать в своей будущей профессии.

5. Развитие лидерских качеств - студенты должны научиться брать ответственность за свои действия и принимать решения, которые будут способствовать развитию организации и общества в целом.

6. Развитие этических принципов - студенты должны понимать важность этичности в профессиональной деятельности, которую они будут осуществлять, и научиться принимать решения, основанные на высоких моральных принципах [2].

Коммуникативное взаимодействие включает в себя динамическую смену этапов формирования передачи, приема, расширения и исследования информации в процессе взаимодействия по линиям «преподаватель - студент», «студент - студент», «студент - источник информации».

Рассмотрим более подробно место коммуникативного взаимодействия. Как отмечают многие исследователи [1-5 и др.], коммуникативное взаимодействие определяет качество образования в вузе и находится во взаимосвязи с индивидами, целями деятельности, нормами и ценностями, атмосферой в вузе, средствами обучения.

Система знаний и умений современного преподавателя в контексте практической реализации идей гуманистической образовательной парадигмы представлена в табл. 2.

Таблица 2

Система знаний и умений современного преподавателя в контексте практической реализации идей гуманистической образовательной парадигмы

№ Позиция преподавателя Реализация позиции

1. Педагог преподаватель должен уметь создавать эффективные учебные ситуации, выбирать подходящие методы обучения, оценивать знания студентов и помогать им развиваться. Он также должен уметь мотивировать студентов на обучение и помогать им преодолевать трудности

2. Психолог преподаватель должен понимать основы психологии и уметь применять их в работе со студентами. Он должен уметь распознавать эмоциональное состояние студентов и помогать им управлять своими эмоциями. Он также должен уметь работать с конфликтами и помогать студентам находить компромиссы

3. Психотерапевт преподаватель должен уметь работать с трудностями, связанными с психическим здоровьем студентов. Он должен уметь распознавать признаки депрессии, тревоги и других психических расстройств и помогать студентам получить необходимую помощь. Таким образом, преподаватель играет множество ролей в работе со студентами, и его задача - помочь им не только получить знания, но и развиться как личностям

Тем самым эффективное взаимодействие по линии «преподаватель - студент» предполагает сформированную педагогическую направленность образовательного процесса, которая подразумевает:

- профессионализм,

- развитые дидактические способности;

- всесторонние, постоянно дополняемые знания по предмету;

- сформированная эффективная методика преподавания,

- сформированные на высоком уровне коммуникативные качества преподавателя.

Обозначим качества личности, которые противопоказаны преподавателю:

- тайное или явное желание унизить того или иного студента в различных учебных ситуациях,

- самовлюбленность,

- излишний консерватизм,

- заниженная самооценка, зажатость;

- повышенная эмоциональность,

- грубость,

- менторство,

- замедленная реакция,

- высокомерие,

- недоброжелательность,

- склонность к излишней возбудимости,

- личностные расстройства преподавателя, которые мешают реализации общения и др.

Итак, мы рассмотрели специфику коммуникативного взаимодействия преподавателя со студентами.

Отметим, что педагогическое взаимодействие проявляется в стиле управления, который реализует преподаватель. Как известно, выделяют 3 основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.

Для практической реализации гуманистической образовательной парадигмы в высшей школе необходимо, безусловно, придерживаться демократического стиля управления. Парадокс заключается в том, что многие преподаватели считают, что реализуют именно демократический стиль, однако на практике это бывает не совсем так.

Для того, чтобы понимать, в чём принципиальная разница в реализации данных стилей, рассмотрим в сравнении индивидуально-личностные характеристики преподавателей с авторитарным и демократическим стилями деятельности (табл. 4) [2].

Таблица 4

Индивидуально-личностные характеристики преподавателей с авторитарным и демократическим стилями деятельности

Преподаватель с демократическим стилем Преподаватель с авторитарным стилем

- ощущение ценности собственной личности; - открытость и доброжелательность во взаимодействии со студентами; - готовность меняться и развиваться в соответствии с изменяющимися условиями; - уверенность в своей способности вызывать в других симпатию и уважение; - низкая внутренняя конфликтность; - отсутствие склонности к самобичеванию - закрытость; - способность эффективно управлять своими эмоциями; - веренность в себе, в собственной правоте и непогрешимости; - чрезмерная требовательность к себе и к окружающим; - желание придерживаться сформированного стиля поведения с окружающими; - определённая степень недоверия к коллегам, к студентам; - высокая конфликтность

Таким образом, преподаватели с демократическим стилем:

- более уверены в себе;

- открыты миру;

- в целом гармоничны;

- спокойны.

При наличии авторитарных склонностей преподаватели отличаются следующими личностными свойствами: более уверены в себе и в собственной правоте (причём это уверенность, переходящая в самоуверенность). Нередко это вызывает некоторое раздражение со стороны студентов.

В целом оптимизации взаимодействия со студентами способствует практическая реализация следующих рекомендаций:

Ориентация стиля взаимодействия преподавателя на партнерские отношения с каждым студентом. По возможности, необходимо обращаться к каждому студенту по имени, чтобы он чувствовал свое присутствие и значимость.

Внедрение методов индивидуализированного обучения: вовлечение всех студентов в группе посредством использования активных стратегий обучения, таких как групповая работа, обсуждения и проблемное обучение. Использование различных методов обучения, чтобы дать возможность студентам, независимо от их базовой подготовки, личностных особенностей, проявить себя с самых выигрышных позиций. Создание особых условий для слабых студентов, предоставляя им возможность участия в проектах и научных исследованиях, которые могут помочь им выявить собственные интересы и потребности. При этом необходимо предоставить всем студентам возможность выбрать метод обучения, наиболее соответствующий их индивидуальным потребностям и способностям.

Предоставление индивидуальной поддержки: предложение дополнительной помощи студентам, которые в ней нуждаются, в рабочее время, по электронной почте или через онлайн-ресурсы. Выявление студентов, которые могут испытывать трудности, и предоставление им дополнительных ресурсов и поддержки, создание дружественной атмосферы на занятиях, так как когда студенты чувствуют себя психологически комфортно, то они, как правило, проявляют больший интерес к учебе. Необходимо периодически проводить опросы со студентами, чтобы узнать, в чем они нуждаются, что им нравится и не нравится в образовательном процессе, какие формы работы предпочтительны и вызывают интерес.

Регулярная оценка успеваемости студентов: использовать различные способы оценивания для понимания студентами материала на протяжении всего курса. Предоставлять обратную связь, чтобы помочь им улучшить свое обучение и устранить любые неправильные представления.

Создание благоприятной учебной среды: поощрять студентов к участию в дискуссиях, беседах, различных интерактивных способах взаимодействия и обеспечивать безопасную и уважительную, максимально комфортную среду для дискуссий и дебатов; установить взаимопонимание со студентами, проявляя интерес к их учебе и психологическому благополучию [3].

Принимая эти рекомендации, преподаватель высшей школы может оптимизировать свою работу со студентами, создавать тем самым условия для реализации идей гуманистической парадигмы и благоприятную учебную среду, в которой все студенты смогут реализовать свой потенциал.

Тем самым преподаватель высшей школы должен быть достойным связующим звеном между поколениями [4]; обладать навыками взаимодействия не только со студентами, но и с информационными технологиями, которые это взаимодействие могут максимально обогатить [5].

В целом важно помнить, что каждый студент уникален и имеет свои особенности и потребности, и преподаватель вуза должен сделать все возможное, чтобы обеспечить каждому студенту качественное обучение.

Таблица 5

Профессиональные позиции современных преподавателей высшей школы в свете практической реализации идей гуманистической образовательной парадигмы

№ Позиция Её сущность и проявление

1. Преподаватель - консультант Работа преподавателя со студентами носит консультативный характер и сосредоточена на решении конкретных проблем. Ведущая цель преподавателя в такой позиции - научить студентов эффективным способам обучения, а также взаимодействие с преподавателями и со студентами учебной группы

2. Преподаватель - модератор Модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей, на выявление личностного потенциала и нереализованных возможностей

3. Преподаватель - тьютор Деятельность преподавателя-тьютора направлена на организацию познавательного процесса студентов на основе анализа различных источников информации, вовлечения студентов в различные формы учебной, научно-исследовательской и внеучебной работы с применением разнообразных и, прежде всего, информационных, технологий, а также на работу с субъектным опытом студентов

4. Преподаватель - фасилитатор Оказание педагогической поддержки студентов при сохранении их личностной уникальности и целостности

5. Преподаватель - коуч Способствует у студентов формированию основ профессиональной компетентности. Нацеленность студентов на получение наивысших результатов в образовательной деятельности, оказание помощи в выстраивании образовательной траектории, в подготовке к выступлениям в ходе учебных занятий, выступлений с докладами на научных конференциях и др.

Исходя из характера взаимодействия преподавателя и студентов, в контексте практической реализации идей гуманистической образовательной парадигмы можно выделить следующие профессиональные позиции современных преподавателей высшей школы (Бурка А.Ф., Ермолаева Е.В., Димухаметов РС., Радионова Н.Ф., Кедярова Е.А., Уварова М.Ю. и др. [6-12]) (табл. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что образовательный процесс вуза реализуется во взаимодействии его субъектов - преподавателей и студентов. Рассмотренные профессиональные позиции преподавателя современного вуза способствуют как развитию субъектной позиции студента, так и образовательному взаимодействию в целом.

1. Педагогическая энциклопедия. Гуманистическая парадигма образования. Available at: https://didacts.ru/termin/gumanisticheskaja-paradigma-obrazovanija.html

2. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2011.

3. Приемы и формы педагогического общения. Available at: https://cyberpedia.su/15xe415.html

4. Ярычев Н.У. Диалог поколений в культурно-цивилизационной системе современной России. Кисловодск, 2015.

5. Самбиева Л.И., Ярычев Н.У. Совершенствование ИКТ-компетентности учителя с использованием технологии бенчмаркинга. Фундаментальные исследования. 2013; № 11-6: 12-44.

6. Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами. Available at: https://helpiks.org/9-32033.html

7. Димухаметов РС. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов. Диссертация ... доктора педагогических наук. Магнитогорск, 2006.

8. Радионова Н.Ф. Развивающее и развивающееся взаимодействие субъектов образовательного процесса: истоки становления концепции, ее сущность и развитие. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021; № 202: 15-27.

9. Батракова И.С., Извозчиков В.А., Тумалева Е.А., Радионова Н.Ф. и др. Особенности взаимодействия преподавателей и студентов в многоуровневом высшем педагогическом образовании: коллективная монография. Санкт-Петербург: Издательство «СОЮЗ», 2001.

10. Ермолаева Е.В. Стили взаимоотношений в системе «Преподаватель - студент». Available at: https://infourok.ru/doklad-na-temu-stili-vzaimootnosheniy-v-sisteme-prepodavatel-student-3617439.html

11. Уварова М.Ю., Кедярова Е.А. Методика преподавания психологии в учреждениях образования: учебное пособие. Иркутск, 2012.

12. Бурка А.Ф. Новая роль педагога в условиях реализации ФГО. Available at: https://infourok.ru/novaya-rol-pedagoga-v-usloviyah-realizacii-fgos-6052811.html

References

1. Pedagogicheskaya 'enciklopediya. Gumanisticheskayaparadigma obrazovaniya. Available at: https://didacts.ru/termin/gumanisticheskaja-paradigma-obrazovanija.html

2. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu, 2011.

3. Priemy i formy pedagogicheskogo obscheniya. Available at: https://cyberpedia.su/15xe415.html

4. Yarychev N.U. Dialog pokolenij v kul'turno-civilizacionnoj sisteme sovremennoj Rossii. Kislovodsk, 2015.

5. Sambieva L.I., Yarychev N.U. Sovershenstvovanie IKT-kompetentnosti uchitelya s ispol'zovaniem tehnologii benchmarkinga. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 11-6: 12-44.

6. Pozicii prepodavatelya v processe vzaimodejstviya so studentami. Available at: https://helpiks.org/9-32033.html

7. Dimuhametov R.S. Fasilitaciya v sisteme povysheniya kvalifikacii pedagogov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2006.

8. Radionova N.F. Razvivayuschee i razvivayuscheesya vzaimodejstvie sub'ektov obrazovatel'nogo processa: istoki stanovleniya koncepcii, ee suschnost' i razvitie. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2021; № 202: 15-27.

9. Batrakova I.S., Izvozchikov V.A., Tumaleva E.A., Radionova N.F. i dr. Osobennosti vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov v mnogourovnevom vysshem pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «SOYuZ», 2001.

10. Ermolaeva E.V. Stili vzaimootnoshenij v sisteme "Prepodavatel' - student". Available at: https://infourok.ru/doklad-na-temu-stili-vzaimootnosheniy-v-sisteme-prepodavatel-student-3617439.html

11. Uvarova M.Yu., Kedyarova E.A. Metodika prepodavaniya psihologii v uchrezhdeniyah obrazovaniya: uchebnoe posobie. Irkutsk, 2012.

12. Burka A.F. Novaya rol'pedagoga v usloviyah realizacii FGO. Available at: https://infourok.ru/novaya-rol-pedagoga-v-usloviyah-realizacii-fgos-6052811.html

Статья поступила в редакцию 05.06.23

УДК 378

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methodology of Educational Activity, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Strelkovskikh A.A., postgraduate, Non-State Educational Private Institution of Higher Education "Moscow University of Finance and Industry 'Synergy'" (Moscow, Russia), E-mail: strelkin131997@gmail.com

Bazaeva F.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: fubazaeva@mail.ru

IMPLEMENTATION OF TUTORING ACTIVITIES OF A TEACHER IN CONDITIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The article deals with the role of a teacher as a tutor for college students. The subject of special consideration is the methodological principles, on the basis of which practices of interaction with tutors are formed, leading to sustainable motivation for learning and improving academic performance in general. The authors describe various methods and techniques, reveals the constituent stages in the structure and reflection of educational events. The authors make a general conclusion that a lot in the educational process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.