Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА К БУДУЩИМ СПЕЦИАЛИСТАМ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА К БУДУЩИМ СПЕЦИАЛИСТАМ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОТРАСЛЬ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИЯ / НОВЫЕ ПРОФЕССИИ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонов Сергей Андреевич

В статье обозначена актуальность проблемы подготовки инженеров для легкой промышленности. Современный специалист выполняет профессиональную деятельность в условиях интенсивного развития промышленных технологий, автоматизации производства, роста разнообразия выпускаемой продукции. На данный момент в отрасли присутствует дефицит высококвалифицированных кадров, что негативно сказывается на развитии легкой промышленности в целом. Вместе с тем, в настоящее время в отраслях легкой промышленности появляются новые профессии. Основной задачей образовательных организаций становится подготовка отраслевых кадров, отвечающих современным требованиям рынка труда к уровню получаемой квалификации и качеству подготовки будущего специалиста. Данная задача становится особенно актуальной в контексте достижения целей, поставленных на уровне государства - достижение технологического суверенитета и суверенизация системы образования России. В содержании статьи определены текущие проблемы и потребности предприятий легкой промышленности. Определены особенности предприятий легкой промышленности. Глубоко проанализированы проблемы подготовки отраслевых кадров. Автором сделан акцент на принципах обеспечения предприятий конкурентоспособными инженерными кадрами. В статье определены ключевые задачи для образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для легкой промышленности, по созданию необходимых условий для снижения уровня дефицита отраслевых кадров. В заключении автором раскрывается содержание современных задач, стоящих перед образовательными организациями в контексте подготовки отраслевых кадров, отвечающих потребностям обучающихся, рынка труда, государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонов Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PERSONNEL TRAINING AND LABOR MARKET REQUIREMENTS FOR FUTURE LIGHT INDUSTRY SPECIALISTS

The article highlights the relevance of the problem of training engineers for light industry. A modern specialist carries out professional activities in conditions of intensive development of industrial technologies, automation of production, growth of the variety of products. At the moment, there is a shortage of highly qualified personnel in the industry, which negatively affects the development of light industry as a whole. At the same time, new professions are currently emerging in the light industry. The main task of educational organizations is the training of industry personnel that meet the modern requirements of the labor market for the level of qualifications and the quality of training of a future specialist. This task becomes especially relevant in the context of achieving the goals set at the state level - the achievement of technological sovereignty and the sovereignization of the Russian education system. The content of the article identifies the current problems and needs of light industry enterprises. The features of light industry enterprises are determined. The problems of training industry personnel are deeply analyzed. The author focuses on the principles of providing enterprises with competitive engineering personnel. The article defines the key tasks for educational organizations that train personnel for light industry to create the necessary conditions to reduce the level of shortage of industry personnel. In conclusion, the author reveals the content of modern tasks facing educational organizations in the context of training industry personnel that meet the needs of students, the labor market, the state and society.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА К БУДУЩИМ СПЕЦИАЛИСТАМ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

которая, на наш взгляд, ещё недостаточно ярко проявляется у большинства преподавателей, но, безусловно, её реализация может оказать огромное влияние на имидж преподавателя.

Тем самым важнейшей целью формирования имиджа преподавателя является сформированный репутационный капитал, который, в свою очередь, может служить эффективным инструментом продвижения образовательных услуг вуза, а так же самого преподавателя в научных и профессиональных кругах.

Литература:

1. Абдурахманова, П.Д. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева [и др.]. - М.: РосНОУ, 2022. - 177 с.

2. Бусыгина, Т.А. Индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Татьяна Александровна Бусыгина. - Самара, 2004. - 24 с.

3. Горбунова, Н.В. Особенности цифрового имиджа педагога высшей школы / Н.В. Горбунова, Е.В. Вовк // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2 (99). - С. 302-304

4. Донская, Л.Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Лариса Юрьевна Донская. - Ставрополь, 2004. - 21 с.

5. Лободенко, Л.К. Формирование имиджа преподавателя вуза в цифровом информационнокоммуникационном пространстве / Л.К. Лободенко, Н.П. Цырикова, А.Б. Череднякова, Н.А. Лободенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2022. - Т. 14. - № 4. - С. 40-55

6. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа / А.Ю. Панасюк. - М., 2007. - 233 с.

7. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа / Е.Б. Перелыгина. - М., 2002. - 155 с.

8. Петрова, Е.А. Имидж учителя в современной России / Е.А. Петрова, Н.М. Шкурко. - М.: РИЦ АИМ, 2006. - 101 с.

9. Плугина, М.И. Профессиональное становление и имидж преподавателя высшей школы: акмеологический подход: монография / М.И Плугина, Л.Ю. Донская. - Ставрополь, 2010.

10. Прилепских, О.С. Возможности цифровой образовательной среды в развитии личностного потенциала студентов / О.С. Прилепских, Т.П. Айсувакова, Ю.В. Сорокопуд // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 69-1. - С. 353-356

11. Саидов, З.А. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 318-320

12. Ярычев, Н.У. Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов Чеченской Республики / Н.У. Ярычев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009. - № 1 (1). - С. 25-29

Педагогика

УДК 378.6

кандидат экономических наук, доцент Леонов Сергей Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна» (г. Санкт-Петербург)

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА К БУДУЩИМ СПЕЦИАЛИСТАМ

ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье обозначена актуальность проблемы подготовки инженеров для легкой промышленности. Современный специалист выполняет профессиональную деятельность в условиях интенсивного развития промышленных технологий, автоматизации производства, роста разнообразия выпускаемой продукции. На данный момент в отрасли присутствует дефицит высококвалифицированных кадров, что негативно сказывается на развитии легкой промышленности в целом. Вместе с тем, в настоящее время в отраслях легкой промышленности появляются новые профессии. Основной задачей образовательных организаций становится подготовка отраслевых кадров, отвечающих современным требованиям рынка труда к уровню получаемой квалификации и качеству подготовки будущего специалиста. Данная задача становится особенно актуальной в контексте достижения целей, поставленных на уровне государства - достижение технологического суверенитета и суверенизация системы образования России. В содержании статьи определены текущие проблемы и потребности предприятий легкой промышленности. Определены особенности предприятий легкой промышленности. Глубоко проанализированы проблемы подготовки отраслевых кадров. Автором сделан акцент на принципах обеспечения предприятий конкурентоспособными инженерными кадрами. В статье определены ключевые задачи для образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для легкой промышленности, по созданию необходимых условий для снижения уровня дефицита отраслевых кадров. В заключении автором раскрывается содержание современных задач, стоящих перед образовательными организациями в контексте подготовки отраслевых кадров, отвечающих потребностям обучающихся, рынка труда, государства и общества.

Ключевые слова: подготовка кадров, легкая промышленность, образовательная организация, отрасль, квалификация, профессия, новые профессии, инженерное образование, конкурентоспособные кадры.

Annotation. The article highlights the relevance of the problem of training engineers for light industry. A modern specialist carries out professional activities in conditions of intensive development of industrial technologies, automation of production, growth of the variety of products. At the moment, there is a shortage of highly qualified personnel in the industry, which negatively affects the development of light industry as a whole. At the same time, new professions are currently emerging in the light industry. The main task of educational organizations is the training of industry personnel that meet the modern requirements of the labor market for the level of qualifications and the quality of training of a future specialist. This task becomes especially relevant in the context of achieving the goals set at the state level - the achievement of technological sovereignty and the sovereignization of the Russian education system. The content of the article identifies the current problems and needs of light industry enterprises. The features of light industry enterprises are determined. The problems of training industry personnel are deeply analyzed. The author focuses on the principles of providing enterprises with competitive engineering personnel. The article defines the key tasks for educational organizations that train personnel for light industry to create the necessary conditions to reduce the level of shortage of industry personnel. In conclusion, the author reveals the content of modern tasks facing educational organizations in the context of training industry personnel that meet the needs of students, the labor market, the state and society.

Key words: personnel training, light industry, educational organization, industry, qualification, profession, new professions, engineering education, competitive personnel.

Введение. Легкая промышленность занимает важное место в экономике любого государства. К этой отрасли можно отнести производство текстильных, швейных, кожевенных, меховых, обувных и галантерейных товаров. В последствии данная продукция используется в следующих сферах: медицина, строительство, военное дело, сельское хозяйство, спорт и т.д., таким образом, развитие легкой промышленности вносит существенный вклад в развитие государства в целом. 15 апреля 2014 г. Правительство РФ приняло государственную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [11]. Согласно данной программе, государство оказывает содействие в устойчивом развитии легкой промышленности, создает условия для повышения спроса на продукцию российского производства и увеличения объема экспорта. Тем не менее, не смотря на существенную внешнюю поддержку отрасли, мы можем наблюдать дефицит отечественных товаров, представленных на рынке. За предыдущие десятилетия в отрасли сформировался системный кризис, накопился ряд проблем, которые тормозят развитие легкой промышленности. Помимо различных факторов, связанных с политическими и экономическими изменениями в стране, в отрасли наблюдается длительный «кадровый голод», что, на наш взгляд, является ключевым обстоятельством, препятствующем формированию устойчивого инновационного развития легкой промышленности. Мы предлагаем коротко осветить данную проблему.

Изложение основного материала статьи. Часто государство не уделяло должного внимания развитию данной отрасли. В XX в., в социалистическую эпоху, легкая промышленность занимала одно из ведущих мест в экономике страны, отрасли легкой промышленности имели существенный оборот, производя товары народного потребления в необходимом для страны объеме. В 1991 году отрасль подверглась драматическим испытаниям, обороты производства снизились в несколько раз. Сфера производства отечественных товаров народного потребления испытывала тяжелейший кризис в период распада СССР, экономических реформ и становления рыночной экономики. В начале 2000-х гг. в производстве товаров народного потребления наблюдается несущественный подъем, начинается постепенный рост объема производства [9, 12]. Но, такие улучшения были незначительны, кризис не был преодолен и качественного роста производства в легкой промышленности не произошло. Такое положение отрасли вызвано действием ряда факторов:

- были нарушены экономическо-хозяйственные связи с республиками-поставщиками сырья;

- не произошло восстановления традиционного текстильного производства из тех сельскохозяйственных культур, которые доступны для отечественного возделывания (лён, конопля посевная);

- произошло изнашивание материально-технической базы производства, ее устаревание. При отсутствии отечественного станкостроения, предприятия отрасли не имели возможность обновить свое производство. Это привело к тому, что отечественные предприятия выпускали морально устаревшую продукцию низкого качества, не пользующуюся спросом;

- доля привлечения инноваций и передовых технологий в отрасли до 2020 г. остается низкой, недостаточной для высоких показателей роста;

- в отрасли наблюдается дефицит кадров разного уровня в связи с низкой популярностью (престижем) отраслевых профессий инизкой оплатой труда;

- в отрасли сложилась зависимость от импортного сырья, оборудования и технологий.

Отсутствие доступного и качественного сырья, отсутствие значимых инвестиций в отрасль, зависимость от импорта, низкая конкурентоспособность отечественных товаров, насыщение рынка большим количеством контрафактной продукции, низкий уровень внешнеэкономической торговли - вот проблемы отрасли в целом [12]. Но, тем не менее исследователи выделяют в качестве основного фактора низкой конкурентоспособности предприятий легкой промышленности -некачественную подготовку кадров [4, 10]. В целом, можно утверждать, что за последние десятилетия подготовка специалистов-инженеров в любой отрасли не соответствовала требованиям рынка труда. Сложилась ситуация, при которой в образовательных организациях велась подготовка инженеров по профессиональным стандартам, которые не в полной мере соответствуют требованиям к перспективной подготовке кадров, что в конечном итоге привело к низкому уровню технологической культуры в целом [2, 3, 5, 6]. Вынужденная замена отечественных разработок и технологий производства импортными привела к тому, что в отрасли присутствует дефицит квалифицированных кадров, способных качественно выполнять трудовые функции и соответствовать требованиям профессии в условиях такой модернизации производства.

Несмотря на сложившиеся проблемы и имеющиеся недостатки, можно утверждать, что на данный момент мы наблюдаем бурное развитие и подъем легкой промышленности. События 2022 г. создали благоприятные условия для развития отечественных предприятий, открыли новые перспективы, показали значимость данной отрасли, которая обеспечивает население страны доступными товарами потребления. На данный момент, наша страна имеет достаточно ресурсов для развития производства и выпуска конкурентоспособной продукции. Но, по-прежнему остается актуальной проблема подготовки специалистов, которые бы качественно отвечали требованиям рынка труда.

В нашей стране отрасли легкой промышленности представлены более чем 20 тысячами работающих малых и средних предприятий, выпускающих текстильную, обувную, швейную и меховую продукцию [7]. Малые предприятия являются наиболее оптимальными формами производства для отрасли, так как они быстро приспосабливаются к внешним изменениям, сразу же реагируют на колебания потребительского спроса. Сегодня предприятия могут получить государственную поддержку, позволяющую осуществлять модернизацию своего производства и наращиванию темпов роста. Отрасль развивается в соответствии с новыми требованиями общества и потребителей. Происходит развитие технологий для экологичного производства биоразлагаемых материалов, производятся ткани из переработанных материалов, привычные натуральные ткани вытесняются высокотехнологичными синтетическими, например, с эффектом «памяти», водоотталкивающими, обеззараживающими свойствами. Необходимо создавать инновационные материалы, применяемые в значимых сферах: для оборонной промышленности, для применения в медицине и т.д. Существует тенденция к производству персонализированной одежды, ее кастомизации, активно развиваются онлайн-ателье. Распространение 3^-принтеров способствует повышению доступности трехмерной печати, теперь можно «печатать» различные изделия. Исходя из вышесказанного становится очевидным, что появляются новые профессии, способные удовлетворять запросам отрасли:

- программист «рецептов» новой одежды (переводит чертежи дизайнера в инструкцию печати для 3D-принтера);

- специалист по рециклингу одежды (разрабатывает способы переработки одежды и ее вторичного использования);

- эксперт по здоровой одежде (обеспечивает производство безопасной одежды, может разрабатывает одежду с лечебными свойствами);

- проектировщик новых тканей (отвечает за производство инновационных синтетических тканей);

- техно-стилист (совмещает одежду с гаджетами);

- разработчик 1Т-интерфейсов в дизайне (моделирует одежду для печати на 3-Э-дизайна) [1].

Производство с использованием различной техники также предполагает, что процесс обеспечен мастерами, обеспечивающими работу оборудования, необходимы такие специалисты, как инженеры, мастера-наладчики, электрики и т.д. [8].

Выводы. Факт того, что инженерные специальности и работа в области производства не пользуются спросом при выборе будущей профессии у молодого поколения исчезает в прошлом. На сегодняшний день предприятия легкой промышленности нуждаются специалистах, обеспечивающих выпуск инновационной продукции и готовы предоставить конкурентоспособную заработную плату своим сотрудникам. Как мы видим, перечень новых профессий в отрасли предполагает глубокую и качественную подготовку кадров с разным уровнем образования. По-прежнему актуальными остаются профессии дизайнера, модельера-конструктора, технолога и т.д. Таким образом, перед образовательными организациями, осуществляющими подготовку специалистов для легкой промышленности возникают новые задачи:

- ликвидация кадрового дефицита в отрасли, подготовка конкурентоспособных специалистов;

- актуализация образовательных программ подготовки специалистов в соответствии с требованиями потенциальных работодателей, создание инновационной образовательной среды, реализующей компетентностный подход в образовательном процессе, формирующей актуальные профессиональные, надпрофессиональные компетенции, способствующей развитию «гибких навыков»;

- развитие активного взаимодействия с предприятиями, создание целевых программ подготовки, образовательных кластеров;

- модернизация учебной материально-технической базы, позволяющей реализовать практико-ориентированный подход в образовании.

Несмотря на продолжительный период кризиса легкая промышленность переживает существенный подъем, созданы благоприятные условия для роста конкурентоспособности данной отрасли. Активное развитие инновационных технологий предполагает, что инженеры, задействованные в сфере производства товаров народного потребления обладают высоким уровнем профессиональной подготовки, а также владеют достаточно развитыми компетенциями и гибкими навыками такими как: компьютерная грамотность, экологическое мышление, бережливое производство, навыки художественного творчества, клиентоориентированность, межотраслевая коммуникация и др. Таким образом, образовательные организации должны осуществлять подготовку инженеров для отрасли легкой промышленности, прежде всего, ориентируясь на требования рынка труда, с учетом требований потенциальных работодателей к специалистам данной отрасли. Развитие кадрового потенциала является необходимым условием для роста легкой промышленности.

Литература:

1. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. - URL: https://atlas100.ru/catalog/legkaya-promyshlennost/ (дата обращения: 26.01.2023).

2. Бауэр, Н.В. Традиции и инновации инженерного образования / Н.В. Бауэр // Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования - 2018: материалы конференции / отв. ред. С.Д. Погорелова. - Тюмень: ТИУ, 2018. - С. 79-81

3. Бородин, Ю.И. Компетентностно-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов легкой промышленности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. / Бородин Юрий Иванович. - Самара, 2006. - 203 с.

4. Долгова, А.К. Роль профессиональной подготовки специалистов предприятий легкой промышленности / А.К. Долгова // Молодой ученый. - 2022. - № 17. - С. 92-95. [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/412/90883 (дата обращения: 26.01.2023).

5. Ковалева, А.А. Специфика формирования системы знаний и технологической деятельности в легкой промышленности / А.А. Ковалева, И.В. Черунова, С.Ш. Ташпулатов // Образование и проблемы развития общества. - 2020. - № 4. - С. 71-75

6. Кресс, В.М. Инженерное образование и инженерное дело в России: проблемы и решения / В.М. Кресс, Л.М. Огородова, Ю.П. Похолков // Инженерное образование. - 2012. - № 11. - С. 18-23

7. Легпром (Информационный портал «Легкая промышленность России»). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ruslegprom.ru/ (дата обращения: 26.01.2023).

8. Легкая промышленность всегда в тренде - презентуем профессии. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gczn.nsk.su/news/4058/ (дата обращения: 26.01.2023).

9. Легкая промышленность в новых экономических условиях. [Электронный ресурс]. - URL: https://roscongress.org/materials/legkaya-promyshlennost-v-novykh-ekonomicheskikh-usloviyakh/ (дата обращения: 26.01. 2023).

10. Никитина, Л.Л. Технология подготовки будущих инженеров для легкой промышленности в исследовательском университете / Л.Л. Никитина, Ф.Т. Шагеева // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №16. -С. 268-271

11. Программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/rugovclassifier/862/events/ (дата обращения: 26.01.2023).

12. Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в России: доклад к XV Апр. Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. - Москва, 1-4 апр. 2014 г. / В.В. Радаев (рук. исслед. кол.), В.Н. Данилина, З.В. Котельникова, Е.А. Назарбаева. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. - 333 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.