УДК 658.5
А.Н. Ганин
аспирант,
ФГАОУВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос коллаборации наукоемкого производства и профильной подготовки специалистов радиоэлектронной промышленности. Изучено современное состояние процесса интеграции отраслевых предприятий в процесс подготовки высококвалифицированных кадров и выстраивания образовательных программ в отсутствии отрыва от реалий производства, согласно ключевым потребностям отрасли, актуальным тенденциям на рынке радиоэлектроники и микроэлектроники. Приведены пути оптимизации данного взаимодействия в рамках подготовки специалистов и переподготовки профильных кадров.
Ключевые слова: радиоэлектроника, оборонно-промышленный комплекс, подготовка кадров, переподготовка специалистов, федеральные стандарты высшего образования.
A.N. Ganin, Lobachevsky state university of Nizhni Novgorod
THE IMPROVEMENT OF GOVERNMENT APPROACH TO THE TRAINING OF SPECIALIZED PERSONNEL FOR THE ENTERPRISES OF ELECTRONIC INDUSTRY
Abstract. The article deals with the question of collaboration of high-tech production and training of specialists in the electronic industry. Studied the current state of the integration process of enterprises in the process of training of highly qualified personnel and building educational programs in the absence of isolation from the realities of production, according to key needs of the industry, current trends in the market of electronics and microelectronics. Given the ways of optimization of this interaction in the framework of training and retraining of relevant personnel.
Keywords: electronics, defence industry, training, retraining of specialists, the Federal standards of higher education.
Современное состояние отрасли радиоэлектронной промышленности (далее -РЭП) характеризуется целым комплексом новаторских решений и направлений, реализуемых в рамках исполнения задач государственной политики, а также в соответствии с меняющимися условиями рынка и мирового уровня развития информационных технологий. Прежде всего, эти изменения затрагивают организацию деятельности предприятий РЭП - государство сокращает долю участия в реализации инновационных проектов РЭП, предприятия радиоэлектроники ориентированы на привлечение частных инвестиций, что предполагает внедрение современных, оптимизированных средств техники и технологии. В условиях импортозамещения расширяется зона приоритетных производств, требующих модернизации технологий оборонно-промышленного комплекса государства (далее - ОПК).
С одной стороны, не самые высокие темпы отечественного развития электроники и микроэлектроники в сравнении с мировыми показателями, и, с другой стороны, влияние складывающейся экономико-политической среды в целом, обуславливают не-
обходимость пересмотра подхода к формированию кадрового состава отрасли. Данный вопрос можно назвать системным для отрасли, имеющей стратегически важное значение для государства, и проблематика его не ограничивается привлечением молодых специалистов на производство и созданием государственных программ в части их стимулирования и мотивации.
В настоящее время взаимодействие государства и предприятий радиоэлектронной промышленности в части обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами определяется, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации № 192 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016-2020 годы» [1]. Данный документ предписывает порядок подготовки специалистов для предприятий ОПК в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки России, в соответствии с заданиями государственного плана. Задания государственного плана о количестве абитуриентов, ежегодно принимаемых на обучение, формируются на базе предложений Роскосмоса, Минпромторга, и госкорпорации «Росатом». Министерство образования и науки, в свою очередь, совместно с заинтересованными организациями и федеральными органами исполнительной власти разрабатывает и утверждает порядок реализации государственного плана, перечни необходимых направлений подготовки специалистов и образовательных организаций, обеспечивает мониторинг реализации государственного плана и дальнейшего трудоустройства выпускников [2]. Также при подготовке специализированных кадров учитываются заявки организаций ОПК о потребности в подготовке будущих работников.
Тем не менее, при существующем порядке обеспечения отрасли РЭП выококва-лифицированными кадрами остро актуальной остается проблема сохранения и обновления кадрового потенциала, обеспечивающего дальнейшее устойчивое развитие отрасли. Так, неритмичность производства в сфере РЭП представляет объективные трудности в планировании кадрового состава предприятий на длительный период, что обуславливает некоторые расхождения между расчетом потребностей отрасли и существующими в текущий период профессиональными стандартами.
Несмотря на то, что государство активно использует экономические инструменты активизации процессов обновления кадрового потенциала радиоэлектронной промышленности (повышение заработной платы, персональные надбавки, единовременные выплаты и т.д.), нерешенной остается «традиционная» проблема привлечения молодых специалистов, что особенно важно в условиях развития инновационных технологий и реализации программы импортозамещения. Так, средний возраст работников отрасли РЭП, как отмечает Минпромторг, составляет 48 лет при оптимальном показателе 35-38 лет, средний возраст руководящего состава - 52 года [3]. Поиск высококвалифицированных кадров, подготовка которых отвечает современным стандартам и требованиям отрасли и рынка, в ряде направлений может решаться привлечением сотрудников из сторонних организаций (иностранных компаний) - что предполагает их участие в
крупных инновационных проектах, или привлечением специалистов на аутсорсинг (к примеру, создание инфраструктуры дизайн-центров для производства элементной базы микроэлектроники в рамках программы импортозамещения). Однако если такой подход применим в качестве единичного или временного средства (в порядке расширения направлений производства), то глобально проблема насыщения кадрового резерва отрасли данными путями решена быть не может [7].
Предприятия радиоэлектронной промышленности, таким образом, непрерывно требуют притока молодых специалистов. По данным на 2014 год численность высококвалифицированных специалистов на предприятиях РЭП составляет около 30% от общего числа работающих, при этом наращивается интенсивность внедрения инновационных, прорывных и оборонных технологий, распространяющихся в последствии на другие хозяйствующие субъекты с целью выпуска гражданской продукции. Перечень специальностей на всех предприятиях радиоэлектроники составляет порядка 40 наименований, что оставляет возможность для оптимизации системы обучения. Проблема анализа квалифицированной подготовки кадров требует особого внимания не только со стороны учебных заведений, но и со стороны самих хозяйствующих субъектов, поскольку это напрямую связано не только с эффективностью работы предприятий, но и с обеспечением развития инновационной экономики страны, формирования конкурентоспособных систем и продукции, успешной деятельности организации на внутреннем, внешних рынках и в рамках повышения обороноспособности государства [5].
Комплекс государственных мероприятий по обеспечению отрасли РЭП специализированными кадрами, включающий в себя составление плана задач по количественному и качественному формированию кадрового состава предприятий ОПК, предполагает углубленное взаимодействие руководства организаций с техническими вузами в рамках интеграции профессионального образования и наукоемкого производства: организация работы профильных кафедр, формирование учебно-производственной базы, разработка разноплановой системы стажировки на производстве. Отраслевые ассоциации также активно принимают участие в формировании кадровых потребностей радиоэлектронной промышленности. В частности, Концерн «Радиоэлектронные технологии», объединяющий 97 организаций и предприятий радиоэлектронной промышленности, сотрудничает с двадцатью вузами по всей России (Московский авиационный институт, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения и другие), обеспечивая не только целевую подготовку будущих работников предприятий ОПК, но и реализуя совместные исследовательские работы [8; 4, с. 15].
Концерн «Созвездие» организует работу в вузах г. Воронежа, холдинг «Системы управления» реализует систему целевого обучения - предприятия концерна проводят профориентационную работу в школах. При этом необходимо учитывать региональные особенности структуры профессионального образования, что предполагает отработку механизмов взаимодействия кластерных образований промышленности и профобразования.
Однако все более очевидной как для руководителей предприятий, так и для ра-
ботников системы подготовки кадров, становится необходимость актуализации государственных образовательных программ с одной стороны, и профессиональной переподготовки уже работающих сотрудников - с другой стороны. Разработка образовательных программ должна включать в себя не только практическую подготовку специалиста на предприятии, но и адаптацию системы обучения в целом к актуальным и перспективным направлениям предприятий отрасли. В частности, в настоящий момент распространено внедрение мотивационных инструментов (материальное стимулирование) со стороны предприятий отрасли (как правило, крупных концернов и корпораций) по отношению к студентам, проходящих подготовку в рамках программ целевой подготовки.
Данный подход оправдан и позволяет определить спектр подлежащих решению специалистами ВУЗов научных задач. Актуальное положение дел в научно-производственной деятельности работников отрасли РЭП на местах свидетельствует о том, что наиболее активная текучесть кадров (которая значительно превышает естественный уровень текучести персонала в 3-5%) наблюдается среди специалистов (инженеров), задействованных во всех секторах деятельности высокотехнологичных предприятий (показатель текучести порядка 20%) [5]. Это объясняется естественным стремлением специалистов к переходу на более высокооплачиваемую должность после получения соответствующего опыта работы и высокой степенью востребованности данного типа работников, в том числе, в связи с реализацией инновационных технологий, требующей соответствующего уровня подготовки специалиста. В связи с этим, определяется требуемый перечень навыков и знаний, которыми овладевает специалист в процессе работы и обучения.
Однако не представляется возможным выделение необходимого временного ресурса для освоения бакалавром намеченных требуемых навыков в рамках образовательной программы в вузах, даже с учетом возможности проведения факультативных занятий и последующего получения практического опыта на производстве. Настоящие учебные программы, разработанные в соответствии с Федеральными стандартами (ФГОС) предполагают распределение около 50% учебных нагрузки в сторону общеобразовательных (не технических) дисциплин [9]. Таким образом, полноценная подготовка специалиста радиоэлектронной промышленности для дальнейшей реализации актуальной трудовой функции предполагает непосредственное включение целевой специализации будущих кадров под конкретные рабочие места (направления) на предприятиях отрасли РЭП. Реализация подобного подхода способна удовлетворить требования отрасли и оптимизировать организацию работы профессиональных учебных заведений.
Еще одним важным фактором подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий радиоэлектронной промышленности выступает вопрос переподготовки работников. Специалисты, имеющие практический опыт на конкретном предприятии, затрачивают меньшее количество часов на освоение образовательной программы. Кроме того, учебный план подготовки магистра можно назвать более «концентрированным» в части включения специфических направлений обучения за счет уже имею-
щейся базы навыков и умений и превалирующего количества технических, профильных, дисциплин при незначительной доле общеобразовательных дисциплин. Планирование кадровых потребностей предприятий РЭП и отрасли ОПК в целом, как правило, осуществляется на период до 3-5 лет, что не покрывает период обучения бакалавров, но соответствует периоду профессиональной подготовки магистра или может соответствовать плану подготовки бакалавров, находящихся на 3 курсе обучения в вузе.
Основываясь на конкретных потребностях предприятий отрасли, вузы способы разрабатывать индивидуальные адресные программы для магистров (специалистов), учитывающие актуальные требования рынка труда в рамках конкретного предприятия. В аспекте финансирования подготовки кадров также оптимальным является переподготовка квалифицированного специалиста в течение 2-3 лет против 5-6-летнего периода обучения бакалавра. С данной целью необходимо также развивать программу целевой контрактной подготовки студентов старших курсов профильных вузов для обеспечения потребностей предприятий высокотехнологичной промышленности [6, с. 17]. В качестве эффективного примера реализации подобной стратегии подготовки кадров можно назвать участие Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» в Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций. Так, в 2008 году на базе Ассоциации по инициативе СПбГЭТУ и предприятий-участников программы «Стратегическое партнерство» создан Региональный Совет в части взаимодействия вузов и предприятий радиоэлектроники Санкт-Петербурга, основной задачей которого выступает координация, планирование и обеспечение качества подготовки специалистов для промышленно-экономического комплекса региона.
Сегодня компании и холдинги, принимающие активное участие в становлении кадрового потенциала отрасли РЭП, могут непосредственным образом качественно влиять на уровень подготовки студента. К примеру, это повышение уровня материально-технического оснащения ВУЗов с целью соответствия его требованиям отраслевых предприятий. В то время как использование в целях обучения не используемой или списанной техники не приносит качественного результата для дальнейшего применения знаний специалиста. Особенно важно это в рамках подготовки специалистов технических наук, квалифицированных инженеров.
Таким образом, прежде всего, для преломления негативных тенденций в части подготовки специалистов отрасли радиоэлектронной промышленности, необходимо понимание того, что решение кадровых проблем невозможно путем так называемой «миграции» кадров - из регионов в промышленно развитые районы государства, с текущего предприятия на более высокооплачиваемую должность в другой компании и т.д. Учитывая, что конечным потребителем образовательных услуг являются непосредственно организации и предприятия РЭП, а их генеральной целью выступает получение «готового» специалиста, необходимость активного и глубокого взаимодействия компаний и учебных заведений в подготовке высококвалифицированных кадров, очевидна.
Список литературы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 192 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 20162020 годы» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства России. URL: www.government.ru (дата обращения: 21.10.2016).
2. Приказ Минобрнауки России № 1217, Минпромторга России № 3379, Госкорпорации «Роскосмос» № 3, Госкорпорации «Росатом» № 1/1018-П от 27.10.2015 «Об утверждении Порядка реализации государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016-2020 годы» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2015 № 39746) [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
3. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2015 год и основных результатах деятельности за 2014 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минпромторга России. URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Doklad_o_ tselyakh_i_zadachakh_Minpromtorga_Rossii.pdf (дата доступа: 21.10.2016).
4. Батьковский А.М. Экономические отношения государства и предприятий радиоэлектронной промышленности в процессе их инновационного развития // Экономические отношения. 2011. № 1 (1). С. 10-22.
5. Бестугин А.Р., Шатраков Ю.Г., Киршина И. А. Анализ подготовки специалистов для предприятий радиоэлектроники [Электронный ресурс] // Материалы форума технологического лидерства России «Технодоктрина». URL: http://vpk.name/news/ 123395_analiz_podgotovki_specialistov_dlya_predpriyatii_radioelektroniki.html (дата доступа: 21.10.2016).
6. Кутузов В.М. Проблемы и перспективы реализации государственного плана подготовки специалистов для ОПК // Инновации. 2013. № 4 (174). С. 16-17.
7. Консолидация механизмов поддержки и развития российской радиоэлектронной промышленности [Электронный ресурс] / Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/news/16017/ (дата доступа: 21.10.2016).
8. Официальный портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: www.fgosvo.ru (дата доступа: 21.10.2016).
9. Официальный сайт Концерна «Радиоэлектронные технологии». URL: www.kret.com (дата доступа: 21.10.2016).