Научная статья на тему 'Имидж как личностная составляющая профессионализма педагога'

Имидж как личностная составляющая профессионализма педагога Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1103
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / ИМИДЖ / ИМИДЖ ПЕДАГОГА / ФУНКЦИИ ИМИДЖА / КОМПОНЕНТЫ ИМИДЖА / ИМИДЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вертий Илона Александровна

В статье проведен анализ определения «имидж педагога» как личностной характеристики профессионализма педагога. Рассмотрены структура имиджа педагога, охарактеризованы его компоненты и функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имидж как личностная составляющая профессионализма педагога»

ИМИДЖ КАК ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА Вертий И.А.

Вертий Илона Александровна - магистрант, кафедра государственного управления и таможенного дела Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, г. Луганск, Украина

Аннотация: в статье проведен анализ определения «имидж педагога» как личностной характеристики профессионализма педагога. Рассмотрены структура имиджа педагога, охарактеризованы его компоненты и функции. Ключевые слова: профессионализм педагога, имидж, имидж педагога, функции имиджа, компоненты имиджа, имидж образовательного учреждения.

Выделение индивидуального имиджа педагога в качестве самостоятельной составляющей его профессионализма может вызвать некоторое неприятие, однако необходимость гуманизации отношений между педагогом и обучающимися, недостаточная подготовленность некоторых учителей к использованию полифункциональных возможностей индивидуального имиджа для достижения этой задачи, значительная теоретическая изученность и выявленная практическая значимость влияния имиджа на решение педагогических задач позволяют данную составляющую рассматривать как самостоятельную.

Сегодня общепризнанным является мнение о необходимости формирования имиджа у профессионалов, работающих в сфере «человек - человек», в частности, у педагогов. Имидж, психология имиджа сейчас являются разделом психологической науки, предметом изучения которой является феномен имиджа как социально -психологическое явление и закономерности его возникновения и развития.

П. Берд считает имиджем общее впечатление, которое человек производит на окружающих, которое складывается из того, как человек представляет другим свои идеи, выражает свои мысли, как одевается и что делает, т.е. имидж - это восприятие человека другими людьми [1].

Имидж можно определить как образ, формирующий мнение о человеке как о личности и профессионале, на основании которого определяется готовность людей действовать, поступать в отношении него определенным образом. По мнению В.М. Шепеля, формирование имиджа зависит от индивидуальных свойств человека и от среды, в которой он существует [6].

Имидж учителя, как доказывают исследования ученых, является формой предъявления себя миру, именно в нем чаще всего отражаются личностные ориентиры деятельности педагога [4, 5]. Часто можно наблюдать следующий парадокс: учитель, обладающий определенными знаниями и опытом, достигающий позитивных результатов по успеваемости учеников и по всем признакам демонстрирующий профессионализм, в то же время может унижать достоинство ребенка, препятствовать его развитию и т.п. Или может сложиться иная ситуация, когда по формальным признакам учитель явно не показывает высоких достижений профессиональной деятельности в предметной области, однако, с точки зрения оказания воспитательного, развивающего эффекта или выстраивания взаимоотношений с учениками, он достигает высоких результатов. Такого результата учитель может достичь, в том числе, и за счет позитивного индивидуального имиджа, представляющего собой единство психологических, вербальных и невербальных характеристик как составляющей своего профессионализма.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно определить имидж педагога как целенаправленно сформированный целостный образ, обусловленный соответствием внешних и внутренних индивидуальных личностных качеств педагога, который

оказывает эмоционально-психологическое воздействие на окружающих для выработки определенного мнения и способствует гармоничному взаимодействию с социумом и самим собой.

Выделяют следующие функции имиджа педагога: 1) коммуникативную, посредством которой осуществляется взаимосвязь, а, следовательно, и взаимодействие участников образовательного процесса на индивидуальном, групповом, коллективном уровне; 2) информационную, при этом большую роль играют движения учителя, которые воспринимаются как признаки его личностных свойств; 3) эмотивную, которая реализуется в эмоционально окрашенных взаимоотношениях с учащимися и таким образом стимулируется или ослабляется активность участников образовательного процесса, создается нужное настроение 4) воспитательную функцию, которая реализуется в демонстрации таких моделей поведения, что учитель становится значимой личностью, с которой ученик хочет общаться, которой хочет подражать и на которую равняться; 5) адаптивную функцию, которая заключается в том, что позитивный имидж помогает педагогу реализоваться в своей профессии [5].

Позитивный имидж способствует взаимопониманию, с его помощью можно координировать действия и психические состояния всех участников процесса общения [3]. Имидж учителя позволяет создать доброжелательную обстановку во взаимоотношениях с учениками. Взрослые (педагоги и родители) часто теряют авторитет не потому, что им нечего сказать, а потому, что их неинтересно слушать и на них неинтересно смотреть. Если спросить любого человека, каким был любимый предмет в школе, то, какими бы ни были ответы, у них будет одно сходство: этот предмет стал любимым потому, что нравился преподаватель.

Компоненты имиджа учителя: 1) вербальный имидж - мнение, которое формируется на основе вербальной продукции. Выделяют высокий уровень общения педагогов (характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью); средний уровень и низкий (характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи); 2) кинетический имидж - мнение, создающееся о человеке на основе его кинетики (мимика, жесты, позы, манеры, умение слушать, взгляд), характеристик типичных движений или положений в пространстве частей его тела. По разным источникам, от 50 до 90% информации о человеке мы получаем благодаря невербальным средствам; 3) габитарный имидж - мнение, которое формируется о человеке по его внешнему виду (конституция, одежда, прическа, макияж) [2, 4]. В последнее время появилась позитивная тенденция - учителя все чаще стали уделять внимание своему внешнему виду и цветовой гамме гардероба (рис. 1).

Имидж педагога - это образ одного учителя, который сознательно или случайно выбирает определенную манеру поведения, индивидуальный стиль деятельности, внешне проявляющийся через физический облик педагога, его речь, выразительность его движений и мимики, эстетически оформленный одеждой, макияжем и другими атрибутами внешности, а также через предметно-пространственную среду, в которой он осуществляет свою деятельность.

ВЕРБАЛЬНЫЙ

положительно оцениваемые характеристики голоса, его звучание, степень управляемости и владения голосом, лексический запас, выразительность голоса и речи, темп речи

ИМИ, педаг

КИНЕТИЧЕСКИ!!

положительная оценка телодвижений, наличие положительно оцениваемых манер поведения, визуального

контакта, телодвижений (осанка, походка, жесты и т.д.)

ГАБИТ АРНЫЙ

положительная оценка общего внешнего вида, выбора цвета одежды, соответствие внешнего вида социальной роли, гармоничность внешнего образа

Рис. 1. Компоненты индивидуального имиджа учителя

Отношение к имиджу у самих педагогов достаточно разное. Старшее поколение учителей относится к нему отрицательно, забывая о том, что имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов по данному вопросу - ведь одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя, т.е. его имиджа. Процесс создания имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика. Учитель, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и более уверен в себе, а в итоге успешнее работает. Имидж любого образовательного учреждения во многом определяется имиджем работающих в нем педагогов.

Список литературы

1. Берд П. Продай себя! Тактика совершенствования Вашего имиджа / П. Берд; пер. с англ. Т.А. Сиваковой. 2-е изд. Минск: Изд-во «Амалфея», 2004. -208 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.

3. Нефедова И. Я и мой имидж / И. Нефедова, Е. Власова. М.: Яуза; Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1997. 208 с.

4. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегии, психотехнологии, психотехники / А.Ю. Панасюк. М.: Омега-Л, 2009. 272 с.

5. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие / Перелыгина Е.Б. М.: Аспект Пресс, 2002. 223 с.

6. Шепель В.М. Имиджелогия: учебное пособие / В.М. Шепель, М.: Народное образование, 2002. 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.