Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к анализу личности учителя: история и современность'

Теоретико-методологические подходы к анализу личности учителя: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ОБРАЗ / КУЛЬТУРА / ИДЕАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / РЕАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / IMAGE / AN IMAGE / CULTURE / IDEAL IMAGE / REAL IMAGE / A TARGET AUDIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Елена Владимировна, Коноплева Нина Алексеевна

В статье рассматриваются основные научные подходы к анализу личности учителя, обосновывается взаимосвязь идеального и реального образа учителя и представления о нем целевой аудитории. Данное исследование посвящено имиджу современного российского учителя и проведению сравнительно-сопоставительного анализа с его культурно-историческим образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical-methodological Approaches to the Analysis of Teacher’s Person: History and Modernity

The article deals with the basic scientific approaches the researches of the person of the teacher devoted to problems, the interrelation of an ideal and real image of the teacher and his representation of a target audience is proved. The given research is devoted to image of the modern Russian teacher and carrying out of the rather comparative analysis with his cultural historical image.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к анализу личности учителя: история и современность»

находится в «... пограничном ситуации, на границе бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор» [2, с. 25]. Современное российское общество освободилось от идеалов социализма и коммунизма, просыпается от мифа, что рынок все расставит по местам. Сегодня роль кумира, идеала выполняет бизнес, по большому счету, к сожалению, не во всем позитивно.

Всем известно, что наше общество не стабильно: экономически, политически, технологически, оно должно занять свое место в рядах ведущих, развитых стран мира. Модернизация образования и общества призвана вывести Россию на передовые позиции. Для этого модернизация образования должна осуществляться на научной, философской основе.

Литература

1. Об образовании. Закон Российской Федерации. 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2003.

3. Философия: учебник /В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова. В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2009.

Молонов Геннадий Цыденович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского госуниверсите-та. Тел. 8 (301-2)210411.

УДК 371.12: 316.61

© Е.В. Ткаченко, НА Коноплева Теоретико-методологические подходы к анализу личности учителя: история и современность

В статье рассматриваются основные научные подходы к анализу личности учителя, обосновывается взаимосвязь идеального и реального образа учителя и представления о нем целевой аудитории. Данное исследование посвящено имиджу современного российского учителя и проведению сравнительно-сопоставительного анализа с его культурно-историческим образом.

Ключевые слова: имидж, образ, культура, идеальный имидж, реальный имидж, целевая аудитория.

E V Tkachenko, NA. Konopfyova

Theoretical-methodological Approaches to the Analysis of Teacher’s Person:

History and Modernity

The article deals with the basic scientific approaches the researches of the person of the teacher devoted to problems, the interrelation of an ideal and real image of the teacher and his representation of a target audience is proved. The given research is devoted to image of the modern Russian teacher and carrying out of the rather - comparative analysis with his cultural - historical image.

Keywords: image, an image, culture, ideal image, real image, a target audience.

Проблема позиционирования индивидуальности в ситуации трансформации российского общества, культурных преобразований и формирования рыночного типа человека актуализирует спрос на создание представления о личности у целевой аудитории, способствующего успеху в жизнедеятельности. В качестве формы подобной самопрезентации выступает имидж. Обращение ученых к понятию имиджа актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми (выбора товаров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей) и конкуренцией на разнообразных рынках - потребительском, политическом и прочих. Соответствующий ситуации имидж со-

вершенно необходим для любого вида социальной деятельности, так как находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др.

Несмотря на значимость имиджа в обществе, до сих пор нет единого научного подхода к определению данного культурного феномена. Так, в социологии и, прежде всего, социологии управления имидж рассматривается в контексте теории социальных статусов и ролей, концепции социального действия и взаимодействия, теории конфликта [1]. В российской науке непосредственное отношение к анализу имиджа имеют результаты исследований (П.С. Гуревич, Е. Русская, В.М. Шепель, Г.Г. Почепцов и др.); положения деятельностного и личностного подходов

(Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); психологические теории общения (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев и др.); идеи о механизмах социализации, индивидуализации, персонализации (Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский и др.).

В своей работе мы опирались на труды, посвященные проблемам исследования имиджа, образа, стиля. Это работы отечественных (А. Ю. Панасюк, В.М. Шепель, ГГ. Почепцов, Е.Н. Богданов, А.В. Гармонова, В.Г. Зазыкин, З.М. Зотова, Ю. В. Синягин и др). и зарубежных (П. Берд, Б. Сэма, К. Боулдинга, Д. Бурстина, Э. Сэмпсон, Дж. Ягера, Э. Гоффмана и др.) исследователей.

Ученые по-разному подходят к понятию имиджа, термин определяется как «визуальный образ» (В.М. Шепель) [2], «мнение» (А.Ю. Панасюк) [3], «символический образ субъекта» (Е.Б. Перелыгина) [4], «категория, универсально применимая к любому объекту» (Е.А. Петрова) [5], «специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием» (В.Я. Белобрагин, Д.В. Журавлев) [6], «массовый стереотип, отличающийся эмоциональной интенсивностью и повышенной устойчивостью» (Г.Г. Почепцов) [7]. Самым распространенным является определение имиджа как сложившегося в массовом сознании и имеющего характер стереотипа эмоционально окрашенного образа кого-либо или чего-либо [8, 9].

По нашему мнению, наиболее верным можно считать определение имиджа как образа представления, сложившегося у аудитории имиджа о товаре, услуге, личности, организации и прочее.

Данное исследование посвящено имиджу современного российского учителя и проведению сравнительно-сопоставительного анализа с его культурно-историческим образом. Мы попытались проанализировать аудиторию имиджа и выявить современные представления об идеальном и реальном образе учителя. Следует отметить, что под идеальным имиджем подразумевается воплощение наиболее ценных и в этом смысле наиболее привлекательных человеческих черт. Это тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. Вместе с тем реальный имидж -это то, как видят нас другие, как реально к нам относятся и что реально о нас думают. Это вариант имиджа характерен для взгляда со стороны.

Выявление противоречий между идеальным и реальным образом является основой в деятельности специалистов по формированию имиджа. Цель имиджевого воздействия - это

непрямое формирование соответствия реального образа идеальному, а необходимость использования «повышающего потенциала», способствующего, с одной стороны, раскрытию возможностей индивидуума, а с другой - идеальным представлениям целевой аудитории о нем. Имидж, с точки зрения В.В. Шепеля, предполагает возможность представить обществу свои лучшие характеристики [2].

Анализ педагогической деятельности позволил выделить ряд противоречий, главное из которых заключается в том, что в современном, потерявшем многие прежние ориентиры российском обществе профессия учителя утратила престиж. Но так как к личности и деятельности учителя по-прежнему в обществе предъявляются самые высокие требования, то необходимость их реабилитации не вызывает сомнения. В связи с актуальностью данной проблемы в современной российской культуре появился термин «педагогическая имиджелогия» [10].

Успешность работы педагога во многом зависит от степени осознания своего профессионально-личностного влияния на становление учеников и принятия на себя ответственности за последствия этого влияния. Будучи образом субъекта для конкретной социальной группы, имидж во многом зависит от образа этой группы для данного субъекта, в соответствии с требованиями которой и формируется [5].

Формирование имиджа успешного учителя-профессионала следует основывать на предварительном анализе сложившихся в конкретной культуре представлений о его идеальном и реальном образе, установлении расхождений между этими представлениями, а также анализе профессиональных требований к данному субъекту деятельности и исторических представлений о его образе [11].

Каждая культурная среда выдвигает свои специфичные требования к образу профессионала в различных сферах деятельности. Образ же учителя как человека, имеющего решающее значение в формировании личности подрастающего поколения, является наиболее актуальным для всех представителей культуры (учеников, родителей, самих учителей, всего общества в целом). Этот образ испытывает постоянное воздействие ряда культурных и социальных факторов, но стереотипное представление об учителе, о его профессиональных и личностных составляющих является достаточно стабильным.

Под стереотипом мы понимаем упрощенный, систематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-

либо социальной группы (общности), с легкостью распространяемый на всех ее представителей [12]. Так как имидж формируется в социальной среде, отражая социальные ожидания определенных групп людей, то это роднит его с таким понятием, как «стереотип».

В определенный момент истории существовало определенное своеобразие представлений о данной профессии. Так, например, в Древнем мире и во времена Античности древнегреческие мыслители Сократ, Платон, Аристотель разработали важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Великим учителем называли Конфуция, который основывал воспитание на развитии индивидуальности, инициативности. Наиболее ярко и полно педагогические идеи Возрождения выразил педагог-гуманист Ян Амос Коменский, он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский, которого называют учителем русских учителей. Л.Н. Толстой был истинным знатоком детской души, тонким психологом и «королем слова», он видел роль учителя в развитии духовных, сущностных сил ребенка, а не в передаче ему некоторой суммы знаний. А.С. Макаренко, педагог-новатор, художник, интеллигент, не боялся риска, брал на себя всю ответственность, смело шел на обострения и всегда выигрывал. В.А. Сухомлинский прожил яркую педагогическую жизнь, оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку в жизнь не только ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов [13, 14, 15].

Воздействие преподавателя на ученика не может ограничиваться способом обучения. Это сложный многогранный процесс, в котором происходит передача социокультурного опыта, а влияние межличностного взаимодействия педагога и ученика отражается на формировании эмоциональной, волевой, интеллектуальной сфер психики школьника. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Исторически формировались идеальные представления об образе учителя: любовь к детям и своему предмету; радость от общения с ними; хорошее знание своего предмета, психологии и педагогики; способность и умение формировать всесторонне развитую личность учеников.

Вместе с тем, несмотря на этот исторически сформировавшийся идеальный образ, в зависимости от его личностных и деятельностных осо-

бенностей выделяются основные типы учителей: «наставник»; «воспитатель»; «новатор»; «исследователь»; «профессионал» [16].

В образ учителя-наставника включаются такие характеристики, как духовное развитие, социальная зрелость, знание предмета, всесторонняя образованность, ответственность за формирование личности и ее самореализацию.

Образ учителя-воспитателя предполагает способность строить успешные взаимоотношения с учениками, тонкое их восприятие, умение направлять развитие их индивидуальности и стимулировать их успехи в техническом и духовном плане.

Образ учителя-профессионала отличается склонностью к сотрудничеству с учащимися, творческим подходом к своей деятельности, предполагающим развитие ребенка.

Образ учителя-исследователя характеризуется стремлением к исследовательской деятельности, самосовершенствованию, компетентности, владению арсеналом педагогических средств; способностью изобретать оригинальные способы решения педагогических задач.

Образ учителя-новатора отличается стремлением вносить в педагогическую практику новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы.

В настоящее время в России основой организации образовательного процесса признан личностно-деятельностный подход, чаще называемый в литературе личностно ориентированным (И. С. Якиманская, В. В. Сериков, М. Н. Берула-ва, Е. В. Бондаревская). Однако личностный компонент является только одной составляющей данного подхода, второй его компонент - деятельностный. Основы данного подхода были заложены в психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. А. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева и др. Личностный компонент предполагает, что в центре обучения находится обучающийся - его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность. Деятельностный компонент подразумевает субъект-субъектные отношения учителя и ученика (А. Дистервег) и активность обучаемого (И. Песталоцци, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев и др.).

Вместе с тем имеются обобщающие подходы. Так, Л.М. Митина в подходе к анализу учителя опирается на исследования его деятельности, педагогического взаимодействия, личностных характеристик. При этом она считает важными следующие профессиональные качества учителя: эрудиция; рефлексия, импровизация, целе-полагание; предвидение; оптимизм; наблюдательность; находчивость [17].

Кроме того, ряд авторов - В. Г. Ананьев, Л.Г. Асмолов, Б.Ф. Ломов, Н.Л. Климова, Л.К. Маркова, Н.С. Пряжников и другие - считает важными активность, целеустремленность, уравновешенность, находчивость, коммуникабельность, честность, справедливость, педагогический такт, толерантность, требовательность, ответственность.

Педагогическое мастерство учителя связано с уровнем сформированности его умений, выступающих как результат овладения различными знаниями. Среди умений педагога исследователи выделяют проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, аналитические (Н.В. Кузьмина, Г. Л. Засобина, Г.Ф. Есарева).

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств, как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества, как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. В качестве характеристики имиджа учителя в последнее время некоторые исследователи стали называть педагогический артистизм (Д.А. Белухин, А.Л. Кру-пенин, И.М. Крохина, М.Ваганова и др.) [18]. Проблема соотнесения деятельности учителя, актера и режиссера разрабатывается интенсивно и достаточно давно, ей отчасти посвящены работы А. А. Леонтьева, Ю.Л. Львова, Ю.П. Азарова, А.В. Мудрика и др. При этом особенно важными являются готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его деятельности и направленности [19].

Выделенные общие качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, сформировали научно обоснованные нормы и требования к профессии педагога, получившие название профессиографического подхода. Профессиограма учителя содержит: личностные качества - склонность к работе с детьми, умение заинтересовать, повести за собой, стремление к самопознанию, высокая степень личностной ответственности, самоконтроль и уравновешенность; профессиональные качества - преподавательские, ораторские, организаторские, вербальные, коммуникативные

способности; высокий уровень способности к распределению внимания; психическая и эмоциональная уравновешенность; способность к сопереживанию; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку [20].

Вместе с тем каждое общество порождает конкретные требования к профессиональному образу учителя и влияет на его содержание. Таким образом, в подходах к анализу имиджа учителя следует основываться на отношении к нему как к системному явлению, включающему в себя культурно-исторические характеристики, содержащие идеальные представления о нем в массовом сознании, а также требование к реальным проявлениям его образа. С учетом всего сказанного можно предложить следующее определение имиджа учителя - это эмоционально окрашенный образ-представление, имеющий характер стереотипа, наделяющего объект путем ассоциаций дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т. д.), не обязательно основывающимися на реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса (учениками, коллегами, родителями).

В ходе нашего исследования проведен сравнительно-сопоставительный анализ реального и идеального имиджа учителя, в котором участвовали ученики, группа родителей и учителей. Выявлены следующие представления об идеальном и реальном имидже учителя.

Группа учителей, говоря об идеальном образе учителя, отметила важность личностных характеристик: эмпатичности; требовательности; тактичности; авторитетности; гармоничности; оптимизма. К профессиональным характеристикам идеального образа учителя они относят стремление совершенствоваться, знание предмета, умение говорить логично и выразительно эмоциональную уравновешенность. В реальности учителя отмечают наличие у современного российского учителя в 60% случаев агрессивности, невнимательности, некачественного выполнения своей профессиональной деятельности; в 40% случаев отмечают наличие коммуникабельности, ответственности, энергичности, умения правильно преподнести свою дисциплину.

Группа учеников отметила важность для идеального образа учителя энергичности, справедливости, эмпатичности. К профессионально важным свойствам идеального образа они отнесли дружелюбие, тактичность, отличный на-

строй на работу, знания предмета, умение правильно оценивать знания и хорошие взаимоотношения с учениками. В реальном образе учителя группа учеников отметила наличие неуравновешенности, агрессивности, невнимательности, недостаточной подготовленности к урокам в 63% случаев. В 37% случаев отмечено наличие коммуникабельности, наблюдательности, чувства юмора, любви к детям.

К идеальным качествам педагога, по мнению родителей, относятся: наблюдательность, эмпа-тичность, совершенствование своих навыков, знание предмета и владение методиками, умение говорить логично и выразительно в 30% случа-

ев. В реальности они отметили наличие у учителей неуравновешенности, агрессивности в 70% случаев.

Таким образом, данный срез мнений позволяет сделать вывод о наличии значительных расхождений между желаемым образом учителя и его реальным имиджем. Это дает основание считать, что существующая серьезная социокультурная проблема требует действий на всех уровнях общества по приближению существующего образа учителя к требованиям целевой аудитории, к исторически сформировавшимся представлениям об идеальном образе учителя.

Литература

1. Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - 2006. - №3 (19). - С.59-63.

2. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 382 с.

3. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа. Стратегия. Психотехнологии. Психотехники. - М.: Омега-Л, 2006. - 304 с.

4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект пресс, 2002. - 223 с.

5. Петрова Е.А., Шкурко Н.М. Имидж учителя в современной России. - М.: РИЦ АИМ, 2006. - 101с.

6. Белобрагин В.Я., Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием // PR в образовании. - 2004. - № 2. - С. 53-60.

7. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - Киев: Норинт, 2000. - 767 с.

8. Социологический энциклопедический словарь / гл. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Энциклопедия, 2005. - 456 с.

9. Словарь иностранных слов / сост. М.Ю. Женило, Е.С. Юрченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 797с.

10. Калюжный А.А. Педагогическая имиджелогия: вчера, сегодня, завтра // PR в образовании. - 2005. - №3. - С. 53-62.

11. Петрова Е.А. Психология имиджа: Психосемиотический подход // Психология как система направлений: ежегодник Российского психологического общества. - 2002. - № 2. - С. 73-80.

12. Дюргейм Э. Социальные процессы: пер. с англ. - М.: Мысль, 2007. - 336 с.

13. Ткаченко Е.В. Имидж учителя в общественном сознании (конец XIX - нач. ХХ в.) // Российское студенчество: условия жизни и быта XVIII-XX вв.: сб. всерос. науч. конф. (г. Москва, 25-26 февраля 2003 г.). - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 45 с.

14. Макаренко А.С. Из воспоминаний. - М.: Педагогика, 1991. - 278 с.

15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Юность, 1989. - 288 с.

16. Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога // Народное образование. - 1999. - № 1. - С. 197-205.

17. Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 17-32.

18. Крупник Е.П., Подымов Н.А. Психологическая устойчивость учителя как условие преодоления инновационных барьеров в его профессиональной деятельности // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С. 175-178.

19. Калюжный А.А. Имидж педагога, как социально психологический феномен // РR в образовании. - 2006. - № 4. -С. 54-61.

20. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.

Ткаченко Елена Владимировна, ст. преподаватель кафедры сервиса и моды Владивостокского университета экономики и сервиса. E-mail: lev@vtc.ru

Коноплева Нина Алексеевна, кандидат культурологии, доцент, зав. кафедрой сервиса и моды Владивостокского университета экономики и сервиса. E-mail: Nina.konopleva@vvsu.ru

УДК 78.147.013.8

© С А. Копылова Проектирование региональной модели непрерывного профессионального образования лиц с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается вопрос об актуальности проектирования региональной модели непрерывного образования лиц с особыми образовательными потребностями с целью интеграции их в социум.

Ключевые слова: особые образовательные потребности, модель обучения, непрерывность, центр поддержки, мониторинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.