Научная статья на тему 'Структурно-функциональный блок модели профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью'

Структурно-функциональный блок модели профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1441
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ИМИДЖА / ФУНКЦИИ ИМИДЖА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / STRUCTURE OF IMAGE / FUNCTIONS OF IMAGE / PROFESSIONAL IMAGE OF THE PUBLIC RELATIONS SPECIALIST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Семёнова Лидия Михайловна

В статье рассмотрены различные подходы к структуре и функциям персонального имиджа. Автором разработан структурно-функциональный блок модели имиджа специалиста по связям с общественностью. Описаны структурные компоненты модели, связи между ними и их функциональное наполнение. Данная часть модели позволяет раскрыть внутреннее строение профессионального имиджа и его назначение, а также показать природу получения сущностных характеристик. Блок модели может быть использован преподавателями вузов в подготовке специалистов по связям с общественностью и смежных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structural and functional block models of professional image of a public relations specialist

In the article various approaches to structure and functions of a personal image are considered. The author develops structural and functional block models of professional image of a public relations specialist. Structural components of a model, connections between them and their functional capability are described. This model opens an internal structure of professional image and its purpose and also shows the nature of gaining of essential characteristics. The block models can be used by teachers of high schools in training of public relations specialists and related specialties.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональный блок модели профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010

ракова, Е. В. Люликова, А. В. Тряпицын, Е. В. Щербова ; под ред. И. С. Батраковой. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 103 с.

ОБЛАСОВА Любовь Сергеевна, аспирантка кафедры педагогики Омского государственного педагогичес-

кого университета, педагог-психолог гимназии № 159 г. Омска .

Адрес для переписки: е-таП: oblasoval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2009 г.

© Л. С. Обласова

УДК 659.44+378.046 Л. М. СЕМЁНОВА

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК МОДЕЛИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ______________________________

В статье рассмотрены различные подходы к структуре и функциям персонального имиджа. Автором разработан структурно-функциональный блок модели имиджа специалиста по связям с общественностью. Описаны структурные компоненты модели, связи между ними и их функциональное наполнение. Данная часть модели позволяет раскрыть внутреннее строение профессионального имиджа и его назначение, а также показать природу получения сущностных характеристик. Блок модели может быть использован преподавателями вузов в подготовке специалистов по связям с общественностью и смежных специальностей.

Ключевые слова: структура имиджа, функции имиджа, профессиональный имидж специалиста по связям с общественностью.

Для эффективного формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью мы считаем необходимым, разработать модель структурно-функционального типа. Многолетний опыт работы в сфере высшего профессионального образования и в области имиджелогии позволили нам сконструировать такую модель. В статье представлен структурно-функциональный блок модели имиджа специалиста по связям с общественностью.

Под моделью мы понимаем изображение, схему, описание какого-либо объекта или их системы, которая упрощает структуру оригинала. Любая модель состоит из отдельных блоков.

Основное назначение рассматриваемого блока модели заключается в раскрытии связи строения изучаемого объекта с выполняемыми функциями. Данный блок модели предполагает обязательное представление структурного и функционального компонентов.

Для того чтобы разработать структуру и функции имиджа специалиста по связям с общественностью, мы изучили специфику деятельности такого специалиста и проанализировали профессиональные и личностные требования к нему.

Исходным при определении сущности понятия «профессиональный имидж специалиста по связям с общественностью» является учет его социальнопсихологической природы как общего впечатления, которое специалист производит на окружающих. Профессиональный имидж мы рассматриваем как

мнение о человеке как о субъекте профессиональной деятельности. Профессиональный имидж формируется на основе деятельности специалиста, его личностных и профессиональных качеств, а также с учетом внешних и внутренних характеристик личности.

В чем заключается деятельность специалиста по связям с общественностью? Мы рассматриваем ее как многоканальную деятельность по работе с общественностью. Это деятельность по установлению общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, информирование руководства об общественном мнении, а также побуждение общественности принять определенную точку зрения или добиться расположения к ней.

В связи с этим определились и требования к специалисту по связям с общественностью. Он должен быть широко эрудированным человеком и иметь глубокие и всесторонние познания в таких областях, как политика, история, социология, психология, литература, экономика; владеть иностранными языками и иметь хороший стиль письменного изложения. Чтобы эффективно выполнять свою работу, профессионалу нужно быть способным исследователем, инициативным лидером, мудрым советником, осуществлять перспективное планирование, обучать других и общаться с различными аудиториями. Специалист должен нестандартно подходить к разрешению сложных проблем, приспосабливаться к необычным ситуациям и выдерживать огромное напряжение.

Успех в профессиональной деятельности часто определяется не только набором приемов и техник,

а еще и умением нестандартно, порой против логики, подойти к решению поставленной задачи. А это, в свою очередь, во многом зависит от индивидуально-психологических особенностей личности специалиста. Сегодня от хорошего специалиста по связям с общественностью требуются такие качества и умения, как коммуникативность, организационные способности, умение брать на себя ответственность, оперативно принимать решения, способность к эмпатии, гибкость и вместе с тем твердость, умение находить компромиссы, харизма, обаяние.

Построение структурно-функционального блока модели начнем с выявления структуры профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью, выделим его компоненты и установим связи между ними.

В литературе встречаются различные подходы к структуре персонального имиджа. Основными параметрами — компонентами имиджа, по которым складывается впечатление о специалисте, по мнению психолога О. В. Левшиной, являются следующие компоненты [1, с. 15] (табл. 1).

А. Ю. Панасюк составляющими имиджа считает пять элементов [2, с. 94].

1. Средовый имидж — среда обитания (жилище, кабинет, автомобиль и др.).

2. Габитарный имидж — внешность (телосложение, костюм, макияж и др.).

3. Овеществленный имидж — продукция, услуга, которую создал специалист.

4. Вербальный имидж — что и как говорит и пишет специалист.

5. Кинетический имидж — движения корпуса, головы, рук, ног, мимика и др.

Создание профессионального имиджа — это кропотливая работа над всеми пятью элементами, которые должны быть скоординированы между собой, так как речь идет о гармонии в образе, которая приводит к удовлетворению и успеху в профессии.

Однако в рассмотренных структурных моделях мы не видим внутренних компонентов, таких как менталитет, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби, индивидуальные качества личности и др. Информационная составляющая имиджа так же отсутствует. Мы считаем, что на имидж человека вли-

яют его социальный статус, возраст, образование, факты биографии, профессиональная карьера и др.

В имиджелогической литературе встречается понятие эстетических элементов имиджа. К ним относятся аудиовизуальные, кинестетические и прочие характеристики субъекта (черты и выражение лица, тембр, высота и сила голоса, антропометрические данные, запах, состояние кожи, цвет волос и др.). Также предлагается учитывать общеповеденческие особенности (быстрота реакций, порывистость или медлительность, движения глаз и др.), социально-психологические особенности (манера речи и используемый словарь, опрятность — неопрятность, стиль одежды и др.).

Э. В. Кондратьев и Р. Н. Абрамов компонентами персонального имиджа считают: внешние данные личности, поведенческие особенности, социальные и поведенческие характеристики, самовосприятие, восприятие референтными группами и публичный образ [3, с. 194].

Однако все приведенные структуры, на наш взгляд, не являются полными и мало что дают для анализа имиджа и для практики его создания и преобразования. Наиболее подробное структурное деление имиджа, на наш взгляд, наблюдается в политической имидже-логии. Оно принадлежит специалистам Центра политического консультирования «Никколо М». Согласно их типологии, имидж включает персональные, социальные и символические характеристики [4, с. 148]. Персональные характеристики:

— физические особенности (внешность, физическая форма, возраст);

— психофизиологические особенности (характер, темперамент, тип личности, индивидуальные особенности);

— профессиональные особенности (опыт, интеллект, индивидуальный стиль принятия решений, умение убеждать);

— наличие харизмы;

— умение производить впечатление сильного, уверенного в себе человека, вызывать доверие, симпатию.

Социальные характеристики:

— способность генерировать и провозглашать объединяющие и мобилизующие идеи;

Таблица 1

Компоненты имиджа

Компоненты Характеристики компонентов имиджа

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ВНЕШНОСТЬ — физические данные: комплекция, пропорция тела, осанка, походка, цветотип внешности (цвет кожи, волос, глаз) и т.д.; — красота (общая привлекательность); — ухоженность: в каком состоянии кожа, волосы, зубы и др.; — оформление внешности: одежда, аксессуары, индивидуальный стиль, цветовое решение, макияж, прическа и т.д. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Мимика, жесты, поза, умение устанавливать и поддерживать зрительный контакт

СЛУХОВЫЕ ВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ РЕЧИ Содержание речи (что говорят): богатство и правильность речи ПАРАВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ РЕЧИ Данные голоса (как говорят): интонация, темп, тембр, высота, мелодика, эмоциональная окраска речи

ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ Рукопожатие, похлопывание, прикосновение, поцелуй и т.д.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАПАХ ИСКУССТВЕННЫЕ ЗАПАХИ Запах духов, туалетной воды, дезодорантов, масел и т.д.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010

— социальные связи;

— известность;

— авторитет;

— статус личности;

— социальная принадлежность.

Символические характеристики:

— биография;

— мировоззрение человека;

— идеология;

— программа действий;

— позиция человека по актуальным вопросам.

Анализируя приведенные выше структуры, можно

заметить повторяемость многих элементов. В нашей работе мы объединяем ряд компонентов в три бока: внешние компоненты имиджа, внутренние компоненты имиджа, процессуальные компоненты. Для того чтобы имидж специалиста был целостным, необходимо присутствие всех компонентов в структурной модели имиджа. Все компоненты взаимосвязаны.

Следующей задачей в нашей работе мы ставили определение и исследование функций, выполняемых каждым компонентом имиджа.

Функция — это внешнее проявление сущности объекта. Функция, как некоторый стабильный, характерный для данной системы способ поведения является одной из важнейших сторон сущности этой системы, и в этом смысле — одна из ее внутренних характеристик.

Функция — активная форма жизнедеятельности феномена. Знание функций имиджа имеет важное научно-познавательное значение. В. М. Шепель разделяет функции имиджа «на ценностные — личностно-возвышающая, комфортизации общения, психотерапевтическая, и технологические — межличностной адаптации, высвечивания лучших личностно-деловых качеств, камуфлирования личностных недостатков, организации внимания, возрастного шарма» [5, с. 24].

Е. Б. Перелыгина выделяет функцию позиционирования и побуждения к действию [6, с. 94]. Позиционирование мы понимаем как создание определенного положения, определении места специалиста в профессиональном сообществе и восприятие его общественностью по сравнению с конкурирующими специалистами. Побудительная функция заключается в формировании установки, формировании у целевой аудитории готовности к действиям в нужном направлении. Например, вызвать доверие, выбрать специалиста или фирму, заключить сделку.

Различают также рефлексивную, информационную, организационную и эмотивную функции имиджа.

Рефлексивную функцию можно отнести к аксиологической сфере сознания студентов. Концептуально-этиологические средства позволяют достаточно определенно оценивать, насколько соответствует та или иная идея ценностям, утвержденным в сознании общественности. Специалист по связям с общественностью устанавливает и постоянно поддерживает необходимые связи с людьми и организациями, участвует в дискуссиях, организовывает публичные выступления, при этом осознает степень влияния собственной деятельности на коммуникативные процессы, происходящие в профессиональной деятельности.

Информационная функция заключается в порождении сообщений о некоторой совокупности признаков, которые присущи самому объекту. Формирование имиджа происходит под воздействием самой разнохарактерной, иногда даже случайной информации: имя, образование, возраст, черты характера, факты из его биографии, хобби, этапы профессионального роста и т.п.

Организационная функция отвечает за действия человека в процессе построения имиджа. Эта функция работает во время корректировки норм поведения, манер, кинетического и вербального имиджа, в период взаимодействия специалиста с целевой аудиторией.

Эмотивная функция призвана придать эмоциональную окраску объекту, вызвать чувство симпатии в массовом сознании, и тем самым оказать влияние на поведение людей. Имидж нацелен на сильный эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание). Действие имиджа основано на сильном эмоциональном впечатлении, когда снижаются механизмы сознательного контроля.

В политической имиджелогии [4, с. 67; 7, с. 34] выделяют следующие функции имиджа:

— идентификация — имидж призван сэкономить время; он задает апробированные пути идентификации объекта, который в результате становится узнаваемым и неопасным; мы начинаем прогнозировать его действия;

— идеализация — имидж пытается выдать желаемое за действительное;

— противопоставление — только на контрасте можно увидеть нужные качества (злодей виден только на фоне доброго человека);

— коммуникативная функция имиджа. Имидж призван облегчить аудитории восприятие информации о человеке; обеспечить режим благоприятствования, восприятию личности, проецируя на аудиторию те его характеристики, которые являются наиболее предпочтительными в конкретной среде; подготовить почву для формирования установки выбора именно этого объекта. Совместное участие людей в коммуникации способствует их общению и, следовательно, взаимопониманию. Это предполагает наличие определенной взаимозависимости людей, которая должна основываться на контактах между ними и на осознанной общности во взглядах и убеждениях. Условием реализации этой функции является такое положение, когда люди участвуют в коммуникационном процессе и доверяют друг другу;

— номинативная функция. Имидж обозначает, выделяет, отстраивает, дифференцирует личность в среде других, демонстрирует отличительные ее качества, подчеркивая достоинства;

— эстетическая функция. В коммерческой рекламе имидж призван облагородить впечатление, производимое на публику товаром, фирмой, организацией. Это в полной мере относится и к персональному имиджу. С одной стороны, это относится к соответствию визуальным образцам, сложившимся в обществе относительно внешнего облика человека, его личностной привлекательности, стиля. С другой — к воплощению личностью человека нравственных идеалов, общественных ценностей и т.д.;

— адресная функция касается взаимоотношений имиджа и его целевой аудитории, связывает, отвечая на потребность, запрос аудитории.

Анализ функций в научно-исследовательской литературе показал близость подходов в их выявлении. Для разработки структурно-функциональной модели имиджа специалиста по связям с общественностью мы учитывали особенности деятельности специалиста и применили такие функции как информационную, коммуникативную, эмотивную, побудительную, организационную и рефлексивную.

Выявленные в ходе исследования функции (Л. А. Во-лович, Т. Э. Гринберг, Е. Б. Перелыгина, Г. Г. Почеп-

Рис. 1. Структурно-функциональный блок модели имиджа специалиста по связям с общественностью

цов, Л. Б. Соколова, В. М. Шепель) и составляющие имиджа (Т. Э. Гринберг, О. В. Левшина, А. Ю. Пана-сюк, Н. А. Ходырев) позволили нам разработать структурно-функциональный блок модели имиджа специалиста по связям с общественностью (рис. 1).

Представленный на рисунке структурно-функциональный блок модели профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью представляет собой изображение структурных компонентов, связей между ними и их функциональное наполнение.

Внешние компоненты включают манеры поведения специалиста, предметы окружающей среды, внешний вид, кинетический язык, культуру речи. Внешние компоненты относятся к деятельностной составляющей имиджа специалиста, которая выражает степень сформированности «ценностных» умений, полноту реализации ценностных аспектов в профессиональной деятельности. Внутренние компоненты складываются на основе менталитета, интеллекта, характера, темперамента, индивидуальных качеств личности и характеризуются мотивами и убеждениями специалиста. Можно предположить, что они являются личностно-мотивационной составляющей профессионального имиджа. Это стремление специалиста к активности в освоении профессиональной деятельности, проявление характера ценностного отношения к работе и степени ориентации на этические категории. Процессуальные компоненты включают ценности человека, информацию о нем, его знания в профессиональной среде. Это наличие и полнота знаний этических категорий, степень осознанности ценностных аспектов профессиональной деятельности. Предположим, что процессуальные компоненты соотносятся с когнитивной составляющей имиджа специалиста.

Структурные и функциональные компоненты в блоке взаимосвязаны. Так, процессуальные компоненты профессионального имиджа связаны с информационной и коммуникативной функцией. Внутренние компоненты взаимодействуют с эмотивной и побудительной функцией. Внешние компоненты отвечают организационной и рефлексивной функции имиджа.

Таким образом, предложенный нами структурнофункциональный блок модели профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью предполагает раскрытие связей между структурными и функциональными характеристиками профессионального имиджа при полном игнорировании всех остальных характеристик. Данный блок модели позволяет раскрыть внутреннее строение профессионального имиджа и его назначение, а также показать природу получения сущностных характеристик. Разработанный нами блок модели может быть использован преподавателями вузов в подготовке специалистов по связям с общественностью, других специалистов-коммуникаторов, а также практическими работниками в формировании профессионального имиджа.

Библиографический список

1. Левшина, О.В. Семинар-тренинг «Я в главной роли!» Технология самоимиджирования / О.В.Левшина. — М. : Государственный центр профориентации и психологической поддержки, 2001. — 32 с.

2. Панасюк, А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? / А.Ю. Панасюк. — М. : Дело, 2001. - 239 с.

3. Кондратьев, Э.В. Связи с общественностью : учеб. пособие / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов ; под ред. С.Д. Резника. — М. : Академический Проект, 2003. — 416 с.

4. Гринберг, Т.Э. Политические технологии: PR и реклама : учеб. пособие / Т.Э. Гринберг. — М. : Аспект-Пресс, 2005. — 317 с.

5. Коммуникационный менеджмент : учеб. пособие / под ред. В.М. Шепеля. — М. : Гардарики, 2004. — 352 с.

6. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа / Е.Б. Перелыгина. — М. : Аспект-пресс, 2002. — 223 с.

7. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. — М. : Рефл-бук, 2000. — 620 с.

СЕМЁНОВА Лидия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры маркетинговых коммуникаций, член-корреспондент Академии имидже-логии, соискатель ученой степени доктора педагогических наук.

Адрес для переписки: е-таіі: Lidia_sem@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 20.04.2009 г.

© Л. М. Семёнова

ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2°1(1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.