Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фазлеева С.А.

В статье рассматривается значимость физической культуры для всестороннего и гармоничного развития. Обсуждается эффективность и целесообразность использования спортивных игр в учебной деятельности студентов. Выявлено влияние игровых видов спорта на развитие физических и координационных качеств. Анализируется взаимосвязь здоровья и игровых видов спорта. Представлены комплексы упражнений оздоровительной направленности с волейбольным мячом, воланом и ракеткой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фазлеева С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME SPORTS AS A MEANS OF HEALTH-IMPROVING ORIENTATION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS

The article discusses the importance of physical culture for comprehensive and harmonious development. The effectiveness and expediency of using sports games in students' educational activities are discussed. The influence of game sports on the development of physical and coordination qualities is revealed. The interrelation of health and game sports is analyzed. The complexes of health-improving exercises with a volleyball ball, a shuttlecock and a racket are presented.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

С.А. Фазлеева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-1-273-275

Аннотация. В статье рассматривается значимость физической культуры для всестороннего и гармоничного развития. Обсуждается эффективность и целесообразность использования спортивных игр в учебной деятельности студентов. Выявлено влияние игровых видов спорта на развитие физических и координационных качеств. Анализируется взаимосвязь здоровья и игровых видов спорта. Представлены комплексы упражнений оздоровительной направленности с волейбольным мячом, воланом и ракеткой.

Ключевые слова: игровые виды спорта, физическая культура, спортивные игры, физические качества, здоровье.

В учебном процессе студентов предъявляются высокие требования к развитию базовых общекультурных и профессиональных компетенций, личностных качеств будущих специалистов. Совмещение нескольких видов деятельности (учебной, спортивной, общественной, научно-исследовательской, трудовой) сопровождается увеличением объема информации, новизной и сложностью материала, оказывая существенное влияние на общее и психическое состояние студентов. С внедрением в учебный процесс активных форм и методов обучения, интеграции учебной, научной, спортивной деятельности, постоянным поиском новых эффективных форм обучения, важным направлением является оздоровление студентов. Сохранение здоровья будущих специалистов во время обучения в вузе, во многом определяет эффективность их будущей профессиональной деятельности. Специалистами отмечается тесная взаимосвязь показателей здоровья с уровнем двигательной активности [1]. Физическая культура в вузе способствует профилактике и коррекции различных нарушений и отклонений в организме, повышению уровня физического развития, физической подготовленности, физической работоспособности, положительно влияет на психоэмоциональное состояние студентов. Игровая деятельность обеспечивает развитие всех групп мышц,

органов, физиологических систем организма. Спортивные игры позволяют оптимально развивать психофизические качества игроков, формируют их конкурентоспособность, мобильность и коммуникативность - наиболее востребованные качества личности в социальной и профессиональной деятельности [2]. Спортивные игры способствуют развитию и совершенствованию основных физических качеств: быстрота, выносливость, сила, ловкость, гибкость, а также координационных качеств - подвижность, точность, ритмичность, меткость, равновесие.

Оздоровительное воздействие волейбола заключается в укреплении сердечнососудистой, нервной, дыхательной, мышечной системы, опорно-двигательного аппарата, стимулировании обменных процессов. Занятия волейболом повышают уровень развития ловкости, подвижности, точности движений, гибкости, прыгучести. Игра в волейбол хорошо развивает сенсорные системы, особенно зрительную и слуховую, положительно влияет на вестибулярный аппарат. При работе с мячом улучшается восприятие постоянно меняющихся пространственных действий. Упражнения способствуют расширению поля зрения, выработке глазомера, точности движений. Упражнения в волейболе укрепляют цилиарную мышцу глаза за счет сосредоточивания на движущемся

предмете с дальнего и ближнего расстоя- упражнений с волейбольным мячом ния. Для оздоровительного эффекта, про- (табл. 1), воланом и ракеткой (табл. 2). филактики зрения разработан комплекс

Таблица 1. Упражнения с волейбольным мячом

Передача мяча в колонне (справа, слева) От первого до последнего игрока и обратно

Передача мяча в колонне над головой От первого до последнего игрока и обратно

Броски мяча из-за головы 10-12 раз

Броски мяча из-за головы с ударом об пол 10-12 раз

Верхняя передача над собой (с изменением высоты передачи) 10-12 раз

Нижняя передача перед собой (с изменением высоты передачи) 10-12 раз

Передача мяча одной рукой у стены (правой, левой) 10-12 раз

Передача мяча назад 10-12 раз

Передача мяча в парах (верхняя передача оба партнера) 10-12 раз

Передача мяча в парах (1-й верхняя, 2-й нижняя) 10-12 раз

Передача мяча у стены, с изменением расстояния и высоты 10-12 раз

В образовательном процессе в вузе одним из эффективных средств физической культуры, по своему воздействию на физическое, психическое, эмоциональное состояние является бадминтон. Игра в бадминтон укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную, нервную системы организма, улучшает работу вестибулярного аппарата. Повышает тонус, снимает напряжение, способствует снижению стресса, тревожности. Физические нагрузки, в том числе занятия бадминтоном снижают риск возникновения инфаркта, инсульта, гипертонии, диабета, ожирения.

Игровые виды спорта обеспечивают разностороннее развитие, повышают уровень физических, двигательно-координационных качеств, повышают работоспособность, регулируют психоэмоциональное состояние, способствуют снижению утомления и быстрому восстановлению, оказывают оздоровительный и

Регулярные занятия бадминтоном предотвращают развитие артроза, атеросклероза, остеопороза, остеохондроза. При игре в бадминтон тренируется глазомер, периферическое зрение. Бадминтон оказывает положительное влияние на остроту зрения, кровоснабжение сосудов глаз, аккомодацию. Бадминтон развивает силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, равновесие. Достигается развитие точности зрительного восприятия, пространственной ориентации. Занятия бадминтоном способствуют развитию оперативного мышления, внимания.

тренирующий эффект на все органы и физиологические системы организма. Игра способствует воспитанию целеустремленности, решительности, смелости, настойчивости, инициативности, самостоятельности, уверенности, выдержки, самообладания [3]. Спортивная деятельность в вузе обеспечивает сохранение и укрепление

Таблица 2. Упражнения с воланом и ракеткой

Набивание волана (открытой, закрытой) стороной ракетки 15-20 раз

Набивание волана попеременно (открытой, закрытой) стороной ракетки 15-20 раз

Набивание волана попеременно правой, левой рукой 15-20 раз

Передача волана, стоя спиной к партнеру (с поворотом) 10-12 раз

Прием волана после выполнения заданного упражнения 8-10 раз

Жонглирование волана 80-100 раз

Жонглирование волана из стороны в сторону 15-20 раз

2 жонглирования, удар партнеру слева, справа 15-20 раз

Быстрые удары 10-12 раз

Удары с передвижением в определенную зону 10-12 раз

Короткая подача открытой стороной ракетки 10-12 раз

Короткая подача закрытой стороной ракетки 10-12 раз

здоровья студентов, повышение уровня тельных умений и навыков в подготовке к физической подготовленности, интеллек- будущей профессиональной деятельности. туального развития, формирование двига-

Библиографический список

1. Лопатина А.Б. Состояние здоровья студентов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - №01 (55) Часть 3. С. 41-42.

2. Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография. - Екатеринбург, 2008. -103 с.

3. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 863 с.

GAME SPORTS AS A MEANS OF HEALTH-IMPROVING ORIENTATION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS

S.A. Fazleeva, Senior Lecturer Perm State Agrarno-Technological D.N. Pryanishnikova (Russia, Perm)

University named after academician

Abstract. The article discusses the importance of physical culture for comprehensive and harmonious development. The effectiveness and expediency of using sports games in students' educational activities are discussed. The influence of game sports on the development of physical and coordination qualities is revealed. The interrelation of health and game sports is analyzed. The complexes of health-improving exercises with a volleyball ball, a shuttlecock and a racket are presented.

Keywords: game sports, physical culture, sports games, physical qualities, health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.