Научная статья на тему 'Развитие физических качеств средствами бадминтона'

Развитие физических качеств средствами бадминтона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
10168
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
БАДМИНТОН / BADMINTON / ИГРА / GAME / СПОРТСМЕН / SPORTSMAN / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / СРЕДСТВА / MEANS / МЕТОДЫ / METHODS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Паршина Марина Викторовна, Коробейникова Елена Ивановна

В статье рассмотрены основные аспекты истории бадминтона, воздействия на организм человека, технико-тактической подготовки, развития физических качеств и умений, связи бадминтона и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Паршина Марина Викторовна, Коробейникова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES BY MEANS OF BADMINTON

The article deals with the main aspects of the history of badminton, the impact on the human body, technical and tactical training, the development of physical qualities and skills, the connection of badminton and psychology.

Текст научной работы на тему «Развитие физических качеств средствами бадминтона»

УДК 796.035

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СРЕДСТВАМИ БАДМИНТОНА THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES BY MEANS OF BADMINTON

Паршина Марина Викторовна

студентка ФУ и ЭТО

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Parshina Marina Viktorovna student of FM and BTE Volgograd statesocial and pedagogical university

Volgograd, Russia

Коробейникова Елена Ивановна

старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Korobeynikova Elena Ivanovna senior lecturer department «<Physical culture»> Volgograd statesocial and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты истории бадминтона, воздействия на организм человека, технико-тактической подготовки, развития физических качеств и умений, связи бадминтона и психологии.

Abstract. The article deals with the main aspects of the history of badminton, the impact on the human body, technical and tactical training, the development of physical qualities and skiils, the connection of badminton and psychology.

Ключевые слова: бадминтон, игра, спортсмен, физические качества, средства, методы.

Key words: badminton, game, sportsman, physical qualities, means, methods.

Бадминтон является одним из наиболее сложных видов спорта, так как требует от спортсмена высокой физической подготовленности. Так, бадминтон входит в тройку самых энергозатратных видов спорта. Тем не менее, занятия бадминтоном приносят положительный эффект и позволяют разносторонне воздействовать на организм человека. Среди такого воздействия можно выделить развитие силы, быстроты, выносливости, а также улучшение подвижности в суставах, что способствует приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества. Благодаря регулярным тренировкам развиваются координационные способности, гибкость и ловкость, а также происходит благоприятное воздействие на развитие нервной и кардиореспираторной систем. А интенсивное перемещение по площадке позволяет игрокам держать свое тело в прекрасной форме.

По данным медицинских исследований, бадминтон помогает не только

укрепить физические качества, но и улучшает эмоциональное состояние играющего. Простота и доступность бадминтона дают возможность заниматься этим видом спорта людям любого возраста и пола, ведь для этого можно использовать простейшие площадки или местность. А возможность дозировать нагрузку в каждом конкретном случае позволяет использовать бадминтон как средство реабилитации в домах отдыха, в различных группах общей физической подготовки. Таким образом, массовое развитие этого вида спорта помогает добиться физического совершенства, укрепить здоровье и обеспечить творческое долголетие не только данного конкретного человека, а всего народа в целом.

Бадминтон известен людям с древнейших времен. Но по поводу его происхождения до сих пор нет единого мнения. Согласно дошедшим до нас историческим источникам, игра в волан существовала еще два тысячелетия назад. В нее играли взрослые и дети в Древней Греции, Индии, Китае, Японии, странах Африки [4]. Так в Японии игра носила название «ойбане». Во Франции подобная игра называлась «же-де-пом», что в переводе означало «игра с яблоком». Английские средневековые гравюры на дереве изображают крестьян, перекидывающих друг другу волан. Такую игру знали и в России, о чем свидетельствуют гравюры XVIII в. [5]. Уже в 1650 г. королева Швеции Кристина построила, недалеко от Королевского дворца в Стокгольме, корт для игры в «перьевой мяч», который существует до сих пор. Считается, что современный бадминтон - индийского происхождения. Он берет начало от индийской игры «роопа». Согласно историческим источникам, игрой увлеклись служившие в Индии английские офицеры, увлеклись этой игрой и, по прибытии на родину, образовали в 1875 г. офицерский клуб «Фолькстоун». Таким образом, первым президентом Ассоциации бадминтона стал полковник Долби, который принимал активное участие в создании новых правил игры. В основу этих правил легли правила индийской игры «роопа». Некоторые их пункты сохранились и до настоящего времени. С течением времени в Англии стали появляться новые клубы. Игра с воланом набирала популярность и в окрестностях Лондона, а ее центром стало местечко Бадминтон, от которого она и получила новое название [2]. Благодаря популяризации новый вид спорта стал все больше охватывать Европу, Азию, Америку. 5 июля 1934 г. была создана Международная федерация бадминтона (ИБФ), которая стала проводить соревнования. Олимпийским видом спорта бадминтон стал в 1992 г. [6]. В 2006 г. ИБФ изменила свое название и теперь называется Всемирной федерацией бадминтона (BWF, ВБФ). Развитие отечественного бадминтона берет свое начало с 1957 года. Именно в это время проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. На фестивале состоялись первые международные встречи наших спортсменов [2]. В том же году был организован турнир «Кубок космонавтов». Недаром первый космонавт Советского Союза Ю.А. Гагарин после своего исторического полета заявил в интервью, что он любит играть в бадминтон, ведь эта игра дает основательную нагрузку. В 1974 г. Советский Союз вступил в Международную федерацию бадминтона [6].

Бадминтон - это игра мячом с перьями (воланом). В данной игре могут принимать участие как двое (одиночная игра), так и четверо (парная игра) игроков. Место для игры представляет собой ровную площадку, закрытую от ветра. Игроки занимают противоположные стороны площадки и поочередно

выполняют удары ракеткой по волану, стремясь послать его через сетку на сторону противника так, чтобы там он коснулся поверхности площадки. Встреча игроков состоит из трех партий до 21 очка (до двух побед в партиях). Сторона, выигравшая очко, добавляет его к своему счету. При счете «20-20» сторона, набравшая подряд 2 очка, выигрывает партию. При счете «29-29» сторона, набравшая 30-е очко, выигрывает партию. Выигравшая сторона получает право подачи в следующей партии [1].

Особенность бадминтона состоит в том, что играть можно как в помещении, так и на открытом воздухе. Данный вид спорта обладает универсальностью, он подходит как для маленьких детей, так и для взрослых. Секрет популярности бадминтона — прост. Это очень простая игра, для нее достаточно лишь ракеток и воланчика, которые, при желании, можно заменить даже самыми примитивными приспособлениями.

Плюсы:

- обеспечивает физическую нагрузку;

- не требует серьезных финансовых вложений;

- подходит для разных возрастных категорий;

- долго служит;

- тренирует зрение.

Минусы:

- при ветреной погоде играть невозможно;

- профессиональное оборудование стоит дорого [7].

Рассматривая воздействие игры на организм человека и ее применение в оздоровительной физической культуре, можно сказать, что бадминтон имеет ряд преимуществ, благодаря эффективному воздействию на обменные процессы, происходящие в организме человека. Его можно отнести к таким физическим упражнениям, выполнение которых сопровождается наиболее выраженным функционированием основных обеспечивающих систем. Игра в бадминтон позволяет достигать такого же активизирующего влияния на обменные процессы в организме, как и другие виды мышечной работы большой мощности. Он эффективен и для профилактики снижения возможностей адаптации. Специалисты установили, что занятия бадминтоном оказывают положительное влияние на все системы организма и особенно на кардиореспираторную. Ведь во время игры частота сердечных сокращений может достигать 170уд./мин и более [3].

Игра в бадминтон представляет собой действенное средство для повышения общего тонуса, снятия напряжения, развития различные физические качества, таких как, ловкость, быстрота, выносливость и другие. Также необходимо отметить, что игра в бадминтон влияет на быстроту мышления. Недаром бадминтон называют «шахматы с ракеткой», ведь в процессе игры бадминтонист должен очень быстро просчитать «ходы» - разную вероятность того, как ответит противник на его удар, и как он сам в свою очередь ответит на удар противника. Игроку приходится просчитывать сразу несколько вариантов ударов. Чтобы это сделать, необходима большая скорость мышления, которая, как раз, и развивается в процессе тренировок и соревнований. В ходе игры, участникам нужно следить за траекторией полёта волана, что служит полезной гимнастикой для глаз, а также выполнять множество наклонов, коротких перебежек, прыжков

и разгибаний. Бадминтон помогает не только укрепить физическое функциональное состояние, но и улучшить эмоциональный фон играющего [7].

Проведя продолжительные исследования, специалисты сделали заключение, что бадминтон наилучшим образом улучшает кровообращение органов зрения, т.к. волан, который то приближается к глазу, то удаляется от него, очень хорошо тренирует глазодвигательный аппарат. В ходе исследований, Федерация бадминтона выяснила, что данный вид спорта помогает при многих проблемах со зрением, т.к. в процессе игры идет постоянная тренировка мышц, отвечающих за фокусировку зрения. Данные мышцы становятся сильнее, и многие заболевания не развиваются, а зрение занимающихся заметно улучшается. Во время тренировок и матчей по бадминтону задействуются все группы мышц, в том числе мышцы глаз и воротниковой зоны. Слежение за воланом в процессе игры заменяет упражнения, которые рекомендуют офтальмологи в качестве гимнастики для глаз. Также существуют специальные компьютерные программы, работающие по тому же принципу слежения глазами приближения и удаления предмета. Было выяснено, что весь этот комплекс упражнений непроизвольно применяется во время тренировок и игр в бадминтоне. И ведущие окулисты подтвердили эти наблюдения. Так, при высоте стандартного зала - 12 метров, ширине площадки -6 метров, длине -13, за час тренировки глаза, отслеживая полет волана, наблюдая за его всевозможными перемещениями в пространстве, получают необходимую для нагрузку. Происходит тренировка глазной мышцы, тем самым снижается спазм аккомодации и улучшается зрение. Сердце, перегоняя кровь в сосуды, усиливает кровоснабжение коры головного мозга, всех органов, и в результате получается активная тренировка в комфортном для глаз режиме. Это научно доказанный факт. Что касается взрослых людей, то зрение здесь как минимум не ухудшается. У детей оно серьезно улучшается за счет тренировки ослабленных мышц глаз [7].

У бадминтона есть ещё одно важное качество - его может легко освоить практически каждый человек. Умение перебивать волан через сетку и поддерживать игру с партнером приходит уже в течение первой недели занятий. Играя в бадминтон, занимающиеся активно двигаются, получая значительную физическую нагрузку, большой эмоциональный заряд. В связи с этим, специальная комиссия ЮНЕСКО отнесла бадминтон к числу видов спорта, способствующих укреплению здоровья и гармоничному развитию человека. В бадминтоне сочетаются постоянные сгибания, разгибания, наклоны туловища при выполнении игровых движений с выпадами, прыжками, перебежками. Также бадминтон подразумевает мощную работу ног. За одну игру спортсмен пробегает с максимальной скоростью около шести километров. Хронометраж показывает, что только в одной одиночной игре игроку приходится замахиваться ракеткой более 500 раз [4].

Психологические исследования показали, что у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, уменьшаются проявления стресса, они чувствуют себя более комфортно, а повседневные заботы не приносят чувства усталости. Как правило, у таких людей увеличивается работоспособность. Рациональные, регулярные физические тренировки могут определенным образом замедлить старение. Ученые уверены, что наступление

старости хотя и нельзя предотвратить, но можно в значительной степени замедлить. Существует такая точка зрения, что жалобы на недомогания ошибочно приписывают процессам и болезням, связанным со старением, скорее всего эти недуги возникают из-за недоразвитости мышц и хронической недогрузки сердца. Исследования отечественных ученых показали, что люди, которые в течение двух десятилетий занимаются в группах здоровья, по состоянию двигательной сферы моложе своих сверстников на 10-15 лет. По мнению немецких ученых, функциональное состояние сердечнососудистой системы и дыхательной системы сохраняется на уровне 30-летнего возраста у людей 50-60 лет, тренирующихся по специальной программе. И к такой группе физических упражнений можно отнести бадминтон. Интенсивные перемещения по площадке помогают игрокам держать свое тело в прекрасной форме, препятствуют появлению лишнего веса [7].

Одним из основных элементов при подготовке бадминтонистов является техническая подготовка. Под технической подготовленностью подразумевается комплекс необходимых или фактически приобретенных в процессе тренировки двигательных навыков, а также степень владения ими. Главная задача технической подготовки состоит в формировании таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяли бы бадминтонисту с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом. Сложность выполнения большинства технических элементов в бадминтоне объясняется тем, что спортсмену приходится решать сразу несколько задач: следить за точностью рисунка движения, держать в поле зрения летящий волан и, наконец, своевременно и правильно подойти к нему [5]. Прыжки, осуществляющиеся в процессе игры в бадминтон, стимулируют укрепление костей и связок. Но при этом прыжковая техника передвижений в бадминтоне не оказывает негативного влияния на позвоночник, т.к. с самых первых тренировок игроки учатся передвигаться мягкими прыжками, практически не приземляясь на пятки (при приземлении на пятки происходит ударная нагрузка на позвоночник), тем самым минимизируя нагрузку на позвоночник [7].

Все это требует разнообразного развития физических качеств, поэтому педагог должен, прежде всего, заложить двигательную эрудицию и уже, затем приступать к непосредственному обучению.

Таким образом, непосредственному обучению в бадминтоне предшествует общеобразовательный этап, который связан с развитием физических качеств и умений. Современная игра в бадминтон требует от спортсмена умение выполнять технические элементы быстро и достаточно долго, зачастую на пределе физических возможностей. Жесткий режим работы в условиях соревнований по силам далеко не каждому спортсмену, а это значит, что развитие физических качеств бадминтониста и улучшение его физической подготовки становятся основным содержанием спортивной тренировки [5]. Физическая подготовка бадминтониста направлена на всестороннее развитие организма, укрепление здоровья и совершенствование двигательных качеств. Чтобы решить эти задачи, широко используются разнообразные общеразвивающие упражнения, такие как наклоны, повороты, махи, прыжки;

упражнения с отягощением; упражнения на тренажерах и т.п. Существуют также средства и методы специальной физической подготовки, которые призваны решать задачи развития и совершенствования двигательных качеств и навыков, преимущественно для совершенствования быстроты, скоростной выносливости, дальнейшего развития подвижности в суставах и эластичности мышц, ловкости и координации движений [6].

Таким образом, главной целью является развитие таких физических качеств как скоростно-силовые качества, выносливость, ловкость и гибкость. Рассмотрим каждое качество более подробно.

Одним из важнейших качеств в бадминтоне является быстрота -способность выполнять движения в минимальный для данного условия отрезок времени. По мнению специалистов, скоростные способности в большей степени являются врожденными и меньше всего подвергаются изменениям в процессе тренировки. Установлено, что добиться повышения скорости можно не только благодаря использованию специальных методов и средств, которые направлены на развитие собственно-скоростных способностей, но и косвенным путем, развивая силовые качества, скоростно-силовые способности, улучшая технику движений. Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств в бадминтоне, подразделяют на три группы:

1. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью.

2. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением (пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд).

3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т.д.).

Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи - развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц.

Под выносливостью понимают способность совершать определенную работу в течение длительного промежутка времени. Выдержать тяжелый режим игровой деятельности, связанный с большими энергетическими затратами, интенсивной околопредельной работой сердечно-сосудистой системы, может спортсмен, обладающий большими функциональными возможностями, совершенными обменными процессами и рациональной техникой.

Для воспитания выносливости рекомендуется использовать бег, плавание, греблю, спортивные и подвижные игры, прыжки со скакалкой и другие упражнения. Кроме того, в бадминтоне в качестве средства комплексного воздействия на организм используется метод круговой тренировки, который заключается в непрерывном выполнении всех упражнений, включенных в «круг». Для развития выносливости в условиях спортивного зала можно использовать имитационные и игровые упражнения, упражнения с воланом, выполняемые в интервальном режиме. Ценность этих упражнений заключается в том, что, используя их, спортсмен одновременно совершенствует физические качества, технику перемещений по площадке и технику различных ударов. Для достижения высокого уровня выносливости спортсмену необходимо не

только иметь высокий уровень отдельных свойств и способностей, но и уметь проявлять их в комплексе.

Ловкость можно определить, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. В основе ловкости лежит подвижность двигательного навыка, а также высокоразвитое мышечное чувство и пластичность нервных процессов. Чем выше у бадминтониста восприятие собственных движений и точность ощущения, тем быстрее он овладевает новыми упражнениями. Техническая подготовка неразрывно связана с воспитанием ловкости. В системе подготовки бадминтониста широко используются упражнения на расслабление, а также броски с указанием времени и дальности полета, упражнения с закрытыми глазами, жонглирование, кувырки. Лучшими средствами воспитания ловкости являются подвижные игры, прыжки на батуте, акробатические упражнения, движения, содержащие элементы новизны и импровизации.

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает движения, сковывает их. Без этого качества невозможно освоить правильную технику. Технические элементы в бадминтоне требуют большой подвижности позвоночного столба, плечевых, локтевых, лучезапястных суставов. Гибкость - достаточно легко формируемое качество. В качестве средств воспитания гибкости следует использовать упражнения на растяжение, выполняемые с предельной амплитудой. Упражнения, развивающие гибкость, могут быть динамического или статического характера. Сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы дает наибольший эффект для развития гибкости. Упражнениям на гибкость должно предшествовать активное разогревание. Подобные упражнения наиболее эффективны, если их выполнять ежедневно несколько раз в день.

Помимо развития физических качеств необходимо уделять внимание и тактической подготовке. Спортивная тактика представляет собой искусство ведения спортивной борьбы, умение рационально использовать сильные стороны своей подготовки и слабые моменты подготовленности соперника.

В процессе технико-тактической подготовки нужно стремиться создавать условия, которые были бы близки к реальным игровым ситуациям. Кроме того, тактическая подготовка обязательно включает знание правил игры, общие практические сведения о принципах и рациональных формах тактики, а также конкретные тактические варианты ведения борьбы, которые складываются с учетом предварительной обобщенной информации о реальных и потенциальных соперниках [5].

Таким образом, тактическое мышление, техническое мастерство и уровень физической подготовленности составляют комплекс, необходимый при решении различных вариантов ситуаций при игре в бадминтон.

Если рассматривать бадминтон с точки зрения психологии, то, во-первых, бадминтон, практически единственная игра в объеме. Почти все остальные игровые виды спорта (хоккей, теннис, футбол) являются плоскостными играми, где снаряд перемещается в плоскости (некоторое приближение к объемности

есть у баскетбола, волейбола, но это командные виды спорта). Волан летит с большой амплитудой вверх и вниз, а также в ширину и в глубину, приближаясь и удаляясь. Соответственно, имея объемность бадминтона, а также маленький, быстро перемещающийся снаряд, мы получаем очень хорошее средство для нейропсихологического развития пространственного мышления, соотнесения координат своего тела с пространством, развитие физиологического и психологического зрения. Если проводить параллели бадминтона и психологии, то одним из важнейших понятий становится понятие «цели». Если внимательно присмотреться к течению жизни, то мы увидим, что вся наша жизнь состоит из целей - маленьких и больших, легко достижимых и совершенно не достижимых (на наш взгляд, хотя этот взгляд может быть ошибочным). Так и в бадминтоне - есть цели. Можно сказать, что маленькая цель - это попасть по волану, а большая - выиграть чемпионат или Олимпиаду. Но и такая маленькая цель, как попадание по волану, для маленького ребёнка становится большой целью. И это только первая цель. Следующей целью будет перекинуть ударом волан через сетку. Кстати, а что же такое сетка? Это препятствие. Препятствие к достижению цели. Ведь в жизни тоже так. Когда в жизни есть цель, то обязательно есть и препятствия к её достижению. И это препятствие надо преодолеть. Так и для юного бадминтониста. Надо преодолеть препятствие -сетку, для того, чтобы достигнуть новую цель - чтобы волан перелетел на сторону противника. Это тоже сначала будет сложно и потребует нескольких упорных тренировок. Но и эта цель будет достигнута, и снова будет радость! У ребёнка уже будет закрепляться понимание того, что достижение целей, во-первых, реально, во-вторых, он будет знать, что оно принесёт массу положительных эмоций. Он будет сам стремиться ставить себе новые цели, потому что не будет бояться их. Так, маленькими шажками и, главное, в игровой форме, будет воспитываться сильная волевая личность, которая, войдя в большую жизнь, будет достигать больших успехов, не зависимо от того, вырастет этот маленький спортсмен чемпионом или нет. Для взрослых игроков любого уровня игры также в каждой игре есть цели, а также и каждая игра становится целью. Кстати, замечено, что те, кто в детстве занимался бадминтоном, так или иначе, связывают свою дальнейшую жизнь с этим видом спорта. Даже те, кто бросил его по каким-то причинам, потом всё равно возвращаются в бадминтон.

Вторым понятием, которое связывает бадминтон с психологией, является понятие «самовыражения». Если вдуматься в это слово, то самовыражение - это то, что есть наша жизнь. Человек выражает себя, проявляет, и этим он живёт. Если человек никак не проявляет себя, то его как бы и нет. Если у человека недостаточно самовыражения, то он чувствует, что в его жизни что-то не так. Здесь у всех по-разному, от легкого недовольства своей жизнью до глубокой депрессии. Игра в бадминтон позволяет человеку самовыражаться, причем, в силу своих способностей и уровня игры. У всех самовыражение проявляется в жизни по-разному: на работе, в семье, в творчестве. Если человеку в этих сферах жизни не хватает самовыражения, то он ищет его в тех сферах, которые позволяют ему самовыражаться телом. Ведь человек - это, прежде всего, тело. Самое простое и доступное место, где тело получает работу - это спорт. Но какой спорт доступен человеку, который не занимался с детства спортом? Сложно прийти такому человеку в гимнастику, например, или в командные виды

спорта, где нужно найти минимум 2 команды игроков своего уровня, а это нелегко. А в бадминтоне достаточно найти всего одного человека своего уровня игры и начать играть, начать проявлять себя в игре и получать от этого радость самовыражения. Таким образом, играя в бадминтон, человек получает занятие, интересное и увлекательное, получает схему преодоления себя, учится и совершенствует владение собственным телом. Это даёт рост уверенности в себе, веру в свои силы, что обязательно отразится на всех сферах его жизни. Человек становится психологически устойчивым ко всем трудностям, которые встречаются в жизни. Решение любой психологической проблемы требует решения задач, связанных с уверенностью в себе, с преодолением себя, с работой над собой. Как любое спортивное состязание, бадминтон дает возможность реализации своей агрессии, преодолению неуверенности, снятия стрессов и т.д.

Постепенно мы подошли к третьему понятию, связывающему бадминтон и психологию - понятие «самосовершенствования». В бадминтоне здесь нет никаких границ. Научившись элементарным ударам, дальше совершенствуется техника этих ударов. А так как ударов в бадминтоне много, а комбинаций ударов и того больше, то работать в этом направлении можно до бесконечности. Даже мастера спорта работают над совершенствованием ударов, доводя их до филигранной точности. А, если уж говорить о любителях, то у них возможности самосовершенствования поистине безграничны, надо работать и над ударами, и над передвижениями по площадке. И здесь так же, как и в достижении цели, человек приобретает уверенность в себе, когда видит прогресс в овладении игрой. А прогресс неизменно будет! Потому что в бадминтоне есть такой момент - если человек регулярно играет в бадминтон, игра у него сама собой будет улучшаться. Секрет здесь в том, что работать в направлении улучшении игры человек будет стремиться сам, по собственному желанию, и никто и ничто заставлять его не будет. А много ли в жизни моментов, когда работать и трудиться человек хочет сам, а не потому, что это надо? Таким образом, можно сказать, играя, человек будет совершенствовать своё тело, свой дух, и будет улучшаться общее психологическое состояние. Человек будет уверенным в жизни, будет излучать радость и положительную энергию. Очень сложно найти среди бадминтонистов унылых и грустных людей. Можно, как гипотезу, отметить ещё один момент, влияющий на психологическое здоровье тех, кто играет в бадминтон. Вспомните, как в детстве маленький человек строит себе домики из подручных средств, ограничивая, таким образом, мир вокруг себя. Для чего ребенок это делает? Для того, чтобы ограничиться от внешнего мира и создать свой мир. Этот собственный мир, ограниченный рамками, несёт в себе безопасность и предсказуемость. Это мир, в котором ребёнок сам решает, светло там или темно. Это мир, где ребёнок чувствует себя хозяином, где сам решает, кого пускать в этом мир, а кого не пускать. Когда человек играет на корте, он тоже в какой-то степени попадает в такой мир, ограниченный рамками (линиями площадки). И этот мир так же безопасен и предсказуем, относительного того большого мира, который окружает нас в обыденной жизни. Приходя в клуб после работы, человек, играя в бадминтон, откидывает все проблемы и усталость от трудового дня. Получается, что он попадает, в своего рода, «релакс-зону». Кроме того, вспомним, что детство - это время игры, время,

свободное от забот. Поэтому, когда человек погружается в игру, он освобождает себя от забот. Это особенно ярко проявляется у тех, кто играл в бадминтон в детстве. Входя в игру, срабатывает эффект «машины времени», человек переносится в своё детство, где он жил легко и беззаботно. Психологи отмечают, что многие расслабляющие и, переключающие сознание, техники (например, йога, дыхательные техники и др.) направлены именно на то, чтобы вернуть человека в состояния, в которых он находился в детстве. Это делается для того, чтобы человек находил в этом состоянии новые ресурсы для жизни и переключал своё сознание. Таким образом, можно сказать, что во время игры в бадминтон, человек получает одновременно и взрыв эмоций от игры и, в то же время, расслабление, отдых, отвлечение от повседневных забот. А, так как бадминтон доступен каждому, то это переключение своего психологического состояния тоже доступно каждому. Ведь чаще всего наша жизнь монотонна -«дом-работа-дом-работа», и для психологического здоровья просто необходимо такое переключение на другой ритм. Ещё хочется отметить, что бадминтон помогает преодолевать одиночество. В последнее время популярность бадминтона стремительно растёт, в первую очередь из-за своей доступности. Во многих городах создаётся множество клубов любителей бадминтона. Там создаются сообщества людей, увлеченных этой игрой, и человек, посещающий бадминтонные корты, может почувствовать свою значимость для других, целостность с обществом любителей бадминтона, принадлежность к значимой группе. Он может почувствовать, что его там ждут. Удобно также, что не нужно собирать большие компании, как в футболе, хоккее, волейболе, а достаточно просто взять ракетку и прийти в ближайший клуб, где всегда есть с кем поиграть [7].

Бадминтон является одной из древнейших игр. О ее существовании говорят источники с многовековой историей. Таким образом, еще пару тысяч лет до нашей эры люди заметили положительный эффект данной игры на здоровье и развитие организма в целом. И это действительно так. Бадминтон по праву занимает одно из лидирующих мест среди игр обладающих оздоровительным и тренировочным эффектом. Данный вид спорта благотворным образом воздействует на обменные процессы, происходящие в организме человека. По сравнению с другими спортивными играми бадминтон имеет ряд преимуществ. Так, исключается контакт с соперником и соответствующий травматизм, имеется возможность дозировать нагрузку, также бадминтон не требует большого числа занимающихся, специальных больших по размерам площадок. Он доступен для людей любого возраста, его легко освоить новичку.

Комплексно воздействуя на организм человека, игра в бадминтон помогает развивать силу, выносливость, быстроту, а также гибкость и ловкость. В процессе регулярных тренировок развиваются координационные способности, улучшается подвижность суставов, происходит благоприятное воздействие на развитие нервной и кардиореспираторной систем, воспитываются волевые качества. А тактическое мышление и техническое мастерство в дополнение физическим качествам помогают спортсменам быстро принимать решения в различных игровых ситуациях, оценивать состояние соперника и предпринимать опережающие действия, направленные на достижение высоких спортивных результатов.

Популярность бадминтона у населения велика. Для игры в бадминтон нужен достаточно простой инвентарь - ракетки, волан, сетка. Несложно найти и место для игры. Таким образом, игра в бадминтон обладает высоким оздоровительным и тренировочным потенциалом. Исходя из возможности строгого дозирования нагрузки, игра в бадминтон представляется одним из наиболее эффективных, доступных и привлекательных средств в оздоровительной физической культуре для людей практически любого возраста и уровня подготовленности [3].

Литература

1. Бадминтон. Правила игры и проведение соревнований / сост.: А. А. Горяинов, М. М. Полевщиков. М. : Изд-во «Салька», 2001. 80 с.

2. Гутко А. В. История развития бадминтона в стране и за рубежом. Нижний Новгород : ННГУ, 2004. 22 с.

3. Ендальцев Б. В., Мавроматис В. Д. Применение бадминтона в оздоровительной физической культуре населения // Проблемные вопросы управления физкультурно-спортивными организациями силовых структур. МО РФ, СПб. : ВИФК, 2003. С. 85-87.

4. Мавроматис В. Д. Применение бадминтона в оздоровительной физической культуре : учеб. пособие. СПб. : СПбГАСУ. 2012. 60 с.

5. Смирнов Ю. Н. Бадминтон : учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Советский спорт,. 2011. 125 с.: ил.

6. Щербаков А. В., Щербакова Н. И. Бадминтон. Спортивная игра : учеб.-метод. пособие. М. : Советский спорт, 2010. 156 с.

7. Смирнов Ю. Н. Бадминтон. Учебник для институтов физической культуры. Физкультура и спорт, 1989. 159 с.

References

1. Badminton. Pravila igry i provedenie sorevnovanij [Badminton. Rules of the game and holding competition]. Moscow, Salka Publ., 2001, 80 p.

2. Gutko A. V. Istoriya razvitiya badmintona v strane i za rubezhom [History of badminton development in the country and abroad]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod state University Publ., 2004, 22 p.

3. Endal'cev B. V., Mavromatis V. D. Primenenie badmintona v ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'ture naseleniya [The Use of badminton in physical culture of the population]. Problemnye voprosy upravleniya fizkul'turno-sportivnymi organizaciyami silovyh struktur [Problems of management of physical culture and sports organizations of power structures]. St. Petersburg, VIFK Publ., 2003, pp. 85-87.

4. Mavromatis V. D. Primenenie badmintona v ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'ture [Application of badminton in health-improving physical culture]. St.Petersburg, SpBGASU Publ., 2012, 60 p.

5. Smirnov Yu. N. Badminton [Badminton]. 2th ed. Moscow, Soviet sport Publ., 2011, 125 p.

6. Shcherbakov A.V., Shcherbakova N. A. Badminton. Sportivnaya igra [Badminton. Sports game]. Moscow, Soviet sport Publ., 2010, 156 p.

7. Smirnov Yu. N. Badminton [Badminton]. Moscow, Physical education and sport Publ., 1989, 159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.