SCIENCE TIME
СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Яковлева Вера Николаевна, НФИ КемГУ Центр педагогического образования, г. Новокузнецк
E-mail: [email protected]
Аннотация. Введение новых подвижных и спортивных игр в занятия физической культуры подрастающего поколения, может стать не только ^ решением вопроса по привлечению к урокам физкультуры, но и оздоровления в • целом. В статье говорится о новых играх, которые пока не нашли должного применения на уроках физической культуры.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, физическая
подготовленность, бадминтон, брендбол, русская лапта, ринго, корфбол, фрисби, флорбол, яджент.
Сегодня, речь идет о сохранении здоровья подрастающего поколения. Постановка вопроса о здоровье населения, оздоровлении детей, подростков и молодежи как основе национальной безопасности России и необходимостью в этой связи внимания к физическому воспитанию решается на государственном уровне.
Специалисты в области физической культуры в свою очередь также активно работают над проблемой оздоровления нации, ищут пути повышения интереса к занятиям физической культурой, разрабатывают новые здоровьесберегающие технологии.
Однако эффективному внедрению мешают следующие причины.
У школьников заметно пропал интерес к движению, к урокам физкультуры, особенно, в среднем и старшем звене. На смену подвижным играм пришли виртуальные игры, которые увеличивают гиподинамию, перегружают зрительную и нервную системы. Бесспорно, компьютер для них порой заменяет и друзей, родителей, школу. В результате этого, слабое развитие физических
263
о
Щ SCIENCE TIME Щ
качеств, снижение показателей их здоровья. «Слабаками» навали швецкие ученые нынешнее поколение детей, чем докомпьютерное. Мышечная масса стала на 20% меньше и подтянуться могут всего 10% из числа подростков.
В школах нового вида (лицеи, гимназии, частные и пр. школы) в настоящее время возросли требования к учебным программам. Школьники загружены большим объемом работы, что предъявляет повышенные требования к здоровью наших школьников.
Низкая мотивации к здоровому образу жизни. В СМИ еще недостаточно пропаганды здорового образа жизни. Бесплатных спортивных кружков мало. Школьные секции не везде интересны.
Низкий уровень физического развития и слабая физическая подготовленность. Ученик на практике не способен реализовать требования государственного стандарта из-за плохой физической подготовки. Пропадает интерес к урокам физической культуры.
Основная задача учителя на данной ступени - заинтересовать школьников, сформировать мотивацию к самосовершенствованию. Обычные уроки физической культуры в большинстве случаев не позволяют решить данную _ задачу с должной степенью результативности.
К сожалению, современные уроки физической культуры страдают рядом недостатков:
- слабое использование возможностей овладения интеллектуальным компонентом физической культуры;
- недостаточная нацеленность на создание условий для перерастания учебного процесса в процесс физического самосовершенствования;
- слабо выраженный мировоззренческий аспект учебных занятий;
- низведение роли урока до сугубо тренировочного занятия, а то и лишь до средства активного отдыха, борьбы с умственным утомлением и последствиями гиподинамии.
Возникает необходимость внедрения чего-то нового, нестандартного, необычного, того, что смогло бы мотивировать школьников к повышению интереса к занятиям физической культурой. Фитнес-технологии, новые спортивные, подвижные игры и игры, которые давно забыты могут стать на настоящий момент инновацией в школьных программах, оказать педагогам неоценимую помощь в решении данной проблемы, поскольку мотивация к занятиям во многом зависит от формы и содержания учебных занятий по физическому воспитанию, использованию популярных видов двигательной активности.
Перестройка школьного образования открыла учителям широкие возможности для творчества и решении проблем физического воспитания, целью которого является содействие гармоническому развитию личности, ее
264
о
Щ SCIENCE TIME Щ
слагаемых - крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знаний, умений и навыков в области физической культуры, а также мотивы осуществления физкультурно -оздоровительной деятельности.
Учителя получили широкие пути организации учебно-воспитательного процесса урочных и внеурочных занятий в соответствии с местными запросами и материальной базой школ, климатическими условиями проживания, подготовленностью учащихся, их интересами к различным видам физических упражнений. Они выбирают средства и методы развития физических качеств, обучения двигательным навыкам, решения оздоровительных задач.
В настоящее время существует ряд авторских программ, рекомендованных к использованию в школьной практике. Программы предусматривают различные направления в физическом воспитании. Большая часть учителей физической культуры в школе видит цель физического воспитания в преимущественном решении оздоровительных задач и пропаганде физической культуры и спорта, приобщении школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом[8].
Особое внимание ученых и специалистов привлекают вопросы перестройки физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях в соответствии с современными требованиями и более активного использования потенциала подвижных и спортивных игр. Несмотря на отмечаемую многими специалистами ценность игр, они до настоящего времени не нашли должного применения в физической подготовке школьников, обучающихся в
общеобразовательных школах России.
Как известно, в школьных программах есть, ставшие уже классическими такие спортивные игры, как баскетбол, волейбол. Командные спортивные игры -это единственная обязательная форма двигательной активности детей, подростков и молодежи на всех этапах образования[8].
«Игры, в которые можно играть всю жизнь» либо « игры без границ» - это доступные подвижные и спортивные игры, проведение которых возможно на уроках физкультуры, в группах продленного дня, на удлиненных переменах в школах, в обычном дворе, в зонах отдыха.
В этих играх раскрывается педагогическая ценность и их потенциал для физической подготовки обучающихся, и физического развития, оздоровления и нравственного воспитания в школах и других учебных заведениях в соответствии с современными требованиями и более активного использования потенциала новых подвижных и спортивных игр.
Брендбол является подводящей игрой к «Русской лапте» и продолжает традиции народных игр, более доступна и понятна для детей разного возраста. Полезная и увлекательная игра, в которой не нужен дорогостоящий инвентарь,
265
о
Щ SCIENCE TIME Щ
особая спортивная форма, специальное оборудование и аппаратурное оснащение площадок. Игровые поединки безопасны и достаточно просты в организации. Занятия чаще всего проводятся на открытых спортивных площадках, но и в зале данная игра не теряет своей прелести. Даже в условиях средней школы в «Брендбол» можно играть круглогодично.
Использовать ее можно на уроках в разделах: легкая атлетика, подвижные игры, волейбол, также и на уроках по лыжной подготовке (без палок) в старшем и среднем звене. Играть можно в подготовительной части урока - в качестве разминки - и в основной - с целью закрепления навыка метания в цель и развития физических качеств.
Она может нести как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи.
Данная игра может использоваться на уроках физической культуры и учебно -тренировочных занятиях в спортивных школах и оздоровительных лагерях.
Для решения этой проблемы считается целесообразным способствовать развитию народной игры. Таковой является «Русская лапта». «Русская лапта» может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, _ предусматривая спортивное совершенствование молодежи.
Использование игры в лапту как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет способствовать формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, надо полагать, что «Русская лапта» должна повышать анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях и для того, чтобы заинтересовать ребёнка и приобщить его к чему-то мировому, нужно стараться знакомить его с чем-то национальным, родным. Внедрение «Русской лапты» в школьную программу способствует проявлению интереса к занятиям, активизирует двигательную деятельность учащихся и развивает волевые и физические качества.
Бадминтон - игра, которая подходит для детей и подростков разного уровня физической подготовленности. Площадку для игры можно оборудовать в любом, даже самом маленьком зале при этом одновременно можно задействовать весь класс; игры идут в парах и в одиночном варианте, площадке во дворе или в парке.
Правила бадминтона просты и не требуют длительного изучения. Бадминтон очень компактный вид спорта, не требующий больших финансовых затрат на приобретение игровой экипировки.
266
о
Щ SCIENCE TIME Щ
Все физические качества - быстрота, гибкость, сила и выносливость, а так же координация - в гармоничном сочетании с разносторонним творческим мышлением развиваются и совершенствуются в этой игре.
Широкая возможность вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон, как реабилитационное средство, в группах общей физической подготовки и на занятиях в специальной медицинской группе.
Возможно так же проведение уроков комбинированного вида, например, легкая атлетика - бадминтон.
Игра в волан - это прекрасное средство от усталости. Прекрасно снимает напряжение. Слежение за порхающим воланом - полезная гимнастика для глаз. Продолжительная игра с умеренной нагрузкой способствует нормализации веса [1].
Бадминтон, как вид спорта, помогает решать основную задачу, физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации [7].
Корфбол - одно из средств физической культуры, по праву считается игрой для всех возрастов. Благодаря достаточно простым правилам игры, отсутствию гендерных ограничений и изменяющейся высоте корзины, обучение корфболу можно с успехом начинать с 5-6-летнего возраста.
Корфбол - это игровой вид спорта, являющийся разновидностью баскетбола. Цель игры — забрасывать мяч в корзину.
- в одной команде играют мальчики и девочки.
- игра корректна и нетравмоопасна.
- игра не требует больших вложений, использованное оборудование легко переноситься и устанавливаться на любой площадке.
-игра гармонично развивает физические качества и нравиться молодежи.
Таким образом, корфбол является единственным видом спорта, в котором команда состоит, как из мальчиков так и из девочек. Немаловажное значение этой игры в воспитании и подготовке мальчиков и девочек к взрослой жизни, воспитании уважительного отношения мальчиков к девочкам и наоборот как в игре, так и в настоящей жизни. Поэтому у детей наблюдается повышенный интерес к этой игре. Еще одним плюсом разнополого состава команды является то, что учителю физической культуры не понадобиться разделять группу по половому признаку.
Новизна, простота и доступность правил корфбола для школьников послужит им мотивом для включения в систематические занятия физической культурой и спортом, а значит повышения их спортивного интереса, двигательной активности, социализации и укрепления здоровья, целесообразной организации досуга.
267
о
Щ SCIENCE TIME Щ
Корфбол развивает координационные способности, скоростно-силовые качества, ловкость, положительно влияет на развитие периферического зрения. Правила игры требуют от игроков повышенной концентрации. В процессе игры ребенок проявляет не только физическую, но и умственную активность. Благодаря этому у детей улучшается мышление, а также координация движений в пространстве.
Ринго - Летающее кольцо. Цель игры - направить одно или два кольца над сеткой, чтобы оно или они коснулись площадки соперника, и предотвратить такую же попытку с его стороны. Играют на волейбольной площадке размером 9.18 м через сетку, натянутую на высоте 243 см. Правила игры во многом схожи с волейбольными. Играют, прав-да, не пять, а три партии: партия считается выигранной, если один из игроков (или команда) наберет 15 очков; при счете партий 2;0 игра прекращается.
Является индивидуальным и командным видом спорта. Игра имеет успех и у школьников 5 - 9 классов и старшеклассников, особенно у старших девушек, которые испытывали психологический дискомфорт, играя в волейбол, баскетбол - «боязнь мяча».
Флорбол - игровой, командный вид спорта. Играется пластиковым мячом, удары по которому наносятся клюшкой. Цель игры - забить мяч в ворота соперника.
Игра - любимое занятие детей, и это отличный мотив для воспитания у детей потребности в регулярной двигательной активности и занятиях спортом.
Универсальность игры обеспечивает выполнение нормы двигательной активности 5-6 часов в неделю в дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, оздоровительных лагерях. Вместе с тем развитие физических качеств должно осуществляться с учетом специфики игры флорбол. Это так называемые профилирующие (ведущие, специфические) качества. К ним относятся: адаптационная ловкость, скорость реакции, динамическое равновесие, рациональность расслабления, независимая работа мышц ног и рук. Несмотря на свой молодой возраст, флорбол имеет все шансы стать самым массовым игровым видом спорта, это самый молодой из видов хоккея, хоккей в тапочках для всех и везде.
Фрисби - это игра в летающую тарелку. Цель - передать диск с помощью паса игроку своей команды. Это довольно модная игра среди молодежи. Играют в нее командой из 3-5 человек. Люди встают в один круг и перекидывают друг другу. В этой игре пол значения не имеет. Изучение основ игры происходит на открытых площадках и в зале. Также возможна разработка собственных вариантов игры.
Яджент - инновация в физической культуре, новая спортивная игра, которую в 1986г. изобрел серб Янко Павлис - учитель Технической школы.
268
о
Щ SCIENCE TIME Щ
Поводом для изобретения послужило наблюдение за школьниками на уроках физической культуры: многим ребятам становилось скучно, потому что содержание занятий было традиционным и хорошо известным - детям явно не хватало новизны. Игра была разработана специально для обучающихся с целью повышения эффективности занятий физической культурой и формирования у детей и молодежи устойчивой потребности к физической культуре, ведению здорового образа жизни в школах и других образовательных учреждениях.
По своей сути яджент очень похож на разновидность игры с выбиванием игроков мячом - «Перестрелку» или «Снайпер». Цель - выбить как можно больше полевых игроков соперника. Проводится на обычной волейбольной площадке(9х18 м.).
В содержание игры включаются элементы баскетбола, волейбола, гандбола и подвижных игр.
Очень большой потенциал имеет Яджент как средство воспитания. Это единственная игра, которая, во-первых, играется одной командой сразу на двух половинах площадки и требует тактичного обращения с партнерами и соперниками; во-вторых, в команде большая часть игроков перемещается в парах (юноша и девушка), причем попеременно парень должен защищать девушку от нападающих бросков соперников, а девушка - юношу.
В развитии физических качеств Яджент универсален, как специфическое педагогическое средство. Фактически, воздействуя комплексно на уровень проявления всех физических качеств, особое значение игра имеет для развития быстроты реакции, ловкости, скоростно-силовых качеств, выносливости. Влияет на психомоторику, имеет воздействие на развитие глазомера, внимания, простой и сложной двигательной реакции, мышления, двигательной памяти.
Игра включает фактически все основные естественные движения человека -ходьбу, бег, прыжки, метание предметов. Пользы от неё не перечесть: улучшается работа мышц, головного мозга, ведь нужно быстро думать и принимать решения, развивается быстрота реакции, ловкость, скоростносиловые качества, выносливость, внимание. А главное - не только развивает физически, но и сближает детей. Класс становится дружнее, отношения между девчонками и мальчишками улучшаются: они учатся оберегать друг друга.
Достоинство этих подвижных и спортивных игр заключается в том, что они является:
- доступными для различных слоев общества, разных возрастных категорий населения;
- могут быть использованы с целью повышения эффективности занятий физической культуры;
- развития двигательной рекреации, реабилитации, профилактики и укрепления здоровья;
269
о
Щ SCIENCE TIME Щ
- повышения их спортивного интереса, двигательной активности, социализации и целесообразной организации досуга;
- развития физических качеств;
- помогают поддерживать хорошую физическую форму;
-являются эффективным средством формирования гармонически развитой личности подростков, т.к. позволяют эффективно решать основные задачи: оздоровительную, воспитательную и образовательную.
Этим играм характерна: общедоступность, массовость, нетравматично сть, простые правила и техника игры.
Необходимо формирование атмосферы очень ответственного отношения к урокам физкультуры, спорту в целом и собственному здоровью. Для выполнения цели, стоящей перед предметом «физическая культура», необходимо, выйти на решение следующих ключевых задач.
Первая - сформировать личную заинтересованность и внутреннюю мотивацию школьников на ответственное отношение к собственному здоровью.
Вторая - создать условия для перерастания учебного процесса по физической культуре в процесс физического самосовершенствования. Чтобы физическая культура вошла в систему ведущих, жизненно смысловых ценностей подростка, необходимо, чтобы выполняемые им действия имели личностный смысл[2].
Государство не остается в стороне от решения этой проблемы: существует Государственный национальный проект «Здоровье», проходят заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Снова внедрен в стране всероссийский физкультурноспортивный комплекс ГТО. Проводятся соревнования различного ранга: Зимняя Олимпиада в Сочи, Универсиады, чемпионаты мира по различным видам спорта. После успеха нашей сборной на зимних олимпийских играх в Сочи, значительно возрос интерес как к спорту в целом, так и к непосредственно олимпийскому движению, не только у взрослых, но и у детей.
Литература:
1. Голубятникова, М.В. Как привлечь студентов к занятиям физической культурой // Science Time. - 2014. - №9(9).- С.72-75.
2. Коленецкий, Д., учитель физической культуры. Заседание Координационного совета при президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kremlin.ru.
3. Иванов, А., Романенко, С. Брендбол с битой и мячом// А. Иванов., С. Романенко. - Спорт в школе. 2014.-№ 10.С.38-39.
270
о
Щ SCIENCE TIME Щ
4. Карандеев, А.И. Играйте в флорбол! А.И. Карандеев // Физическая культура в школе. - 2009. - № 4. - С. 32-36.
5. Машков, А. Летающее кольцо. На уроках - ринго // А. Машков. - Спорт в школе. - 2014.- №7-8.С.14-15.
6. Собянин, Ф. Игра джентельменов. Яджент: история, правила, методика// Ф. Собянин. - Спорт в школе. - 2015.- №3.С.8-11.
7. Турманидзе, В.Г., Харченко Л.В., Антропов А.М. Физическая культура. Бадминтон. 5-11 класс: рабочая программа (для учителей общеобразовательных учреждений) / В.Г. Турманидзе, Л.В. Харченко, А.М. Антропов. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. - 76 с.
8. Яковлева, В.Н. Педагогические и психологические аспекты организации двигательной активности в системе общего образования // В.Н. Яковлева - Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2015 - № 1 (10). - С.60-65.
о
271