(направлены на формирование, отработку навыков таких областях, как композиция и аранжировка).
Таким образом, сегодня музыкально-компьютерные технологии могут широко использоваться на всех уровнях музыкального образования. Многие музыкально-компьютерные технологии находятся в свободном интернет-доступе. Но должного эффекта от процесса их внедрения в учебный процесс мы сможем достичь лишь при условии наличия у преподавателя достаточно широкого выбора программ, обучающих, или контролирующих, освещающих все изучаемые темы. Иными словами, при современном, интенсивном развитии теоретических средств музыкально-компьютерных технологий, при предоставлении ими современному учителю лишь высокого уровня дидактических возможностей, эффективность их реализации в большей степени зависит от развитости, дидактической оправданности методического обеспечения современного урока. А «творческая учебно-познавательная и проектировочная деятельность учащихся, - по мнению С. Ю. Приваловой, - наряду со знаниями интеллектуального характера, все больше концентрируется на развитии у детей способности ...быть технически прогрессивным и владеющим новыми информационными технологиями» [2; 41].
Итак, применение в музыкальном образовании детей музыкально-компьютерных технологий способствует значительной активизации развития музыкального слуха, мышления, поскольку процесс постижения элементов музыкального языка опирается на ощущения и зрительно-наглядные представления, дополняя возможности вербального общения. Компьютер может продемонстрировать возможности гармонии, какие-то закономерности музыки, упростить процесс слушания, постижения содержания и образа музыкального произведения, сближая учебный материал с художественной практикой, обогащая тембровый слух детей, давая представление о красочности, многомерности звука. Помимо этого, музыкально-компьютерные технологии могут широко применяться в тех случаях, когда после большого перерыва учащемуся требуется срочное восстановление музыкальных навыков, либо при необходимости отшлифовки тех или иных музыкальных навыков, являющихся специальными.
Список использованной литературы:
1. Бордовский В. А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Уч.-метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
2. Привалова С.Ю. Развитие творческих способностей детей в общеобразовательной школе с помощью музыки. Современное музыкальное образование 2004 // Материалы международной научно-практической конференции (октябрь 2004). - СПб.: ИПЦ СПГУТД. - 2004.
© Аубакирова Д.Е., Бурлак О.А., 2016
УДК 796.1/796.2/796.3
Бейгель Ольга Александровна
студент
Быков Анатолий Валентинович
канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта ИСМАРТ филиала САФУ в г. Северодвинске Архангельской области
E-mail: [email protected]
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме использования спортивных игр в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Выявлено, что спортивные игры являются универсальным средством физического воспитания и благотворно влияют на развитие детей. Вкратце разрыта методика
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
поэтапного обучения дошкольников элементам спортивной игры флорбол.
Ключевые слова
Физическое воспитание, спортивные игры, флорбол, дошкольный возраст, двигательная активность.
Дошкольное детство - ответственный период развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте, как утверждает Э.Я. Степаненкова (2006), под воздействием целенаправленного физического развития, у детей закрепляются и совершенствуются условные связи, повышается физическая подготовленность, совершенствуются физические качества. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств [4].
Слабая двигательная активность детей, в последнее время, особенно в период активного роста, не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья дошкольников. Открытость организма ребенка внешним влияниям, высокая восприимчивость к движениям позволяют формировать у него приспособительные механизмы к реальным условиям жизнедеятельности с момента рождения, используя при этом целенаправленный комплекс оздоровительной физической культуры.
Существенным компонентом любого вида детской деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать [2].
Игра для детей дошкольного возраста - важнейшая часть жизни. Это не просто любимое занятие, но и ведущий вид деятельности. Именно в ней формируются все новообразования дошкольников. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом внимания взрослого, когда он полноценный объект деятельности. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. В них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества, а также проявляется естественная потребность в движении, необходимость найти решение двигательной задачи [3].
Занятия спортивными играми и упражнениями способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма - нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. При обучении элементам спортивных игр в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям [2].
Спортивные игры являются универсальным средством физического воспитания, которое не теряет своей актуальности на протяжении всей жизни человека [4].
Освоение базовых элементов спортивных игр, таких как баскетбол, футбол, городки является обязательным компонентом образовательной области «Физическая культура» в образовательных программах для дошкольных учреждений. Анализ традиционной педагогической практики проведения физической культуры в дошкольном возрасте показывает, что использование элементов спортивных игр направлено преимущественно на решение задач сохранения и укрепления здоровья, развития физических качеств и закрепления двигательных навыков. Тогда как в них содержатся условия для целенаправленного развития личностных качеств.
В спортивных играх обязательным является точное соблюдение игровых приемов и правил, которые не всегда согласуются с желаниями играющих, также это еще игры команд, соревнующихся между собой. Следовательно, дети должны обладать «чувством команды», чтобы в короткий промежуток времени владения мячом оценить расположение партнеров на площадке, выбрать наиболее правильные игровые действия и использовать их. Все это способствует целенаправленному развитию произвольности поведения, - качеству, которое необходимо детям для вхождения в учебную деятельность. Выявленное противоречие между развивающими возможностями использования элементов спортивных игр в дошкольном возрасте актуализируют необходимость их разрешения. Для этого М.А Вершининым (2015) была разработана методика использования элементов спортивных игр на занятиях по физической культуре. Ее цель - на основе целенаправленного использования элементов спортивных игр содействовать двигательному развитию детей дошкольного возраста и формированию способности к продуктивной
совместной деятельности в команде.
На основании этой методики нами было предложено изучение новой спортивной игры - флорбол (хоккей в зале). Процесс обучения детей элементам техники спортивной игры флорбол и освоение детьми тактики ведения этой игры проходило поэтапно. В старшей группе основной задачей было освоение общей структуры игровых приемов в целом. Для этого изучение технических приемов мы проводили в следующей последовательности: - освоение технических приемов в облегченных условиях, вначале стоя на месте, далее - в движении; - освоение технических приемов в стандартных условиях на месте и в движении; -выполнение технических приемов с варьированием стандартных условий (изменение темпа движения, изменение расстояния до цели, изменение направления выполнения задания). В подготовительной к школе группе дети продолжали закреплять освоенные технические приемы и овладевали тактикой ведения игры. Им показывали, когда и какой прием целесообразно применить, а, используя игру по упрощенным правилам, закрепляли полученные знания. Выполняя задания, педагогу необходимо было показать детям, что результат командной игры зависит от вклада каждого участника в ход игры, что своевременная и точная проведенная передача мяча может привести к результативному броску по воротам. В подготовительной группе дети знали, что существует распределение игроков по амплуа - защитники и нападающие.
Таким образом, поэтапное обучение дошкольников элементам спортивной игры флорбол позволило систематически использовать ее в процессе занятий по физическому воспитанию. При этом применение флорбола позволило способствовать развитию физических качеств, совершенствованию техники выполнения основных элементов спортивной игры, а также развитию координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей.
Список использованной литература:
1. Вершинин М.А. Эффективность включения элементов спортивных игр в содержание занятий по физической культуре в дошкольном возрасте / Вершинин М.А., Финогенова Н.В., Сабуркина О.А. // Фундментальные исследования. № 2, 2015. C. 120-124.
2. Коломийцева Н.С. К вопросу об использовании элементов спортивных игр при организации занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста / Коломийцева Н.С., Кагазежева Н.Х., Доронина Н.В. // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2014. Т. 9. № 1. С. 270-271.
3. Кожухова Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. -2000. -№ 3. - С. 52-54.
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М. Издательский центр «Академия», 2006, - 368 с.
© Бейгель О.А., Быков А.В., 2016
УДК 378.14
Г.Г. Блоховцова
к.филос.н., доцент кафедры педагогики и психологии Кубанский государственный аграрный университет
В.Ю. Склярова магистрант экономического факультета Кубанский государственный аграрный университет г. Краснодар, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Аннотация
Рассматриваются основные тенденции развития высшего профессионального образования в