Научная статья на тему 'Спортивные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста'

Спортивные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3555
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ФЛОРБОЛ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бейгель Ольга Александровна, Быков Анатолий Валентинович

Данная статья посвящена проблеме использования спортивных игр в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Выявлено, что спортивные игры являются универсальным средством физического воспитания и благотворно влияют на развитие детей. Вкратце разрыта методика поэтапного обучения дошкольников элементам спортивной игры флорбол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бейгель Ольга Александровна, Быков Анатолий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста»

(направлены на формирование, отработку навыков таких областях, как композиция и аранжировка).

Таким образом, сегодня музыкально-компьютерные технологии могут широко использоваться на всех уровнях музыкального образования. Многие музыкально-компьютерные технологии находятся в свободном интернет-доступе. Но должного эффекта от процесса их внедрения в учебный процесс мы сможем достичь лишь при условии наличия у преподавателя достаточно широкого выбора программ, обучающих, или контролирующих, освещающих все изучаемые темы. Иными словами, при современном, интенсивном развитии теоретических средств музыкально-компьютерных технологий, при предоставлении ими современному учителю лишь высокого уровня дидактических возможностей, эффективность их реализации в большей степени зависит от развитости, дидактической оправданности методического обеспечения современного урока. А «творческая учебно-познавательная и проектировочная деятельность учащихся, - по мнению С. Ю. Приваловой, - наряду со знаниями интеллектуального характера, все больше концентрируется на развитии у детей способности ...быть технически прогрессивным и владеющим новыми информационными технологиями» [2; 41].

Итак, применение в музыкальном образовании детей музыкально-компьютерных технологий способствует значительной активизации развития музыкального слуха, мышления, поскольку процесс постижения элементов музыкального языка опирается на ощущения и зрительно-наглядные представления, дополняя возможности вербального общения. Компьютер может продемонстрировать возможности гармонии, какие-то закономерности музыки, упростить процесс слушания, постижения содержания и образа музыкального произведения, сближая учебный материал с художественной практикой, обогащая тембровый слух детей, давая представление о красочности, многомерности звука. Помимо этого, музыкально-компьютерные технологии могут широко применяться в тех случаях, когда после большого перерыва учащемуся требуется срочное восстановление музыкальных навыков, либо при необходимости отшлифовки тех или иных музыкальных навыков, являющихся специальными.

Список использованной литературы:

1. Бордовский В. А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Уч.-метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

2. Привалова С.Ю. Развитие творческих способностей детей в общеобразовательной школе с помощью музыки. Современное музыкальное образование 2004 // Материалы международной научно-практической конференции (октябрь 2004). - СПб.: ИПЦ СПГУТД. - 2004.

© Аубакирова Д.Е., Бурлак О.А., 2016

УДК 796.1/796.2/796.3

Бейгель Ольга Александровна

студент

Быков Анатолий Валентинович

канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта ИСМАРТ филиала САФУ в г. Северодвинске Архангельской области

E-mail: [email protected]

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме использования спортивных игр в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Выявлено, что спортивные игры являются универсальным средством физического воспитания и благотворно влияют на развитие детей. Вкратце разрыта методика

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

поэтапного обучения дошкольников элементам спортивной игры флорбол.

Ключевые слова

Физическое воспитание, спортивные игры, флорбол, дошкольный возраст, двигательная активность.

Дошкольное детство - ответственный период развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте, как утверждает Э.Я. Степаненкова (2006), под воздействием целенаправленного физического развития, у детей закрепляются и совершенствуются условные связи, повышается физическая подготовленность, совершенствуются физические качества. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств [4].

Слабая двигательная активность детей, в последнее время, особенно в период активного роста, не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья дошкольников. Открытость организма ребенка внешним влияниям, высокая восприимчивость к движениям позволяют формировать у него приспособительные механизмы к реальным условиям жизнедеятельности с момента рождения, используя при этом целенаправленный комплекс оздоровительной физической культуры.

Существенным компонентом любого вида детской деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать [2].

Игра для детей дошкольного возраста - важнейшая часть жизни. Это не просто любимое занятие, но и ведущий вид деятельности. Именно в ней формируются все новообразования дошкольников. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом внимания взрослого, когда он полноценный объект деятельности. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. В них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества, а также проявляется естественная потребность в движении, необходимость найти решение двигательной задачи [3].

Занятия спортивными играми и упражнениями способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма - нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. При обучении элементам спортивных игр в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям [2].

Спортивные игры являются универсальным средством физического воспитания, которое не теряет своей актуальности на протяжении всей жизни человека [4].

Освоение базовых элементов спортивных игр, таких как баскетбол, футбол, городки является обязательным компонентом образовательной области «Физическая культура» в образовательных программах для дошкольных учреждений. Анализ традиционной педагогической практики проведения физической культуры в дошкольном возрасте показывает, что использование элементов спортивных игр направлено преимущественно на решение задач сохранения и укрепления здоровья, развития физических качеств и закрепления двигательных навыков. Тогда как в них содержатся условия для целенаправленного развития личностных качеств.

В спортивных играх обязательным является точное соблюдение игровых приемов и правил, которые не всегда согласуются с желаниями играющих, также это еще игры команд, соревнующихся между собой. Следовательно, дети должны обладать «чувством команды», чтобы в короткий промежуток времени владения мячом оценить расположение партнеров на площадке, выбрать наиболее правильные игровые действия и использовать их. Все это способствует целенаправленному развитию произвольности поведения, - качеству, которое необходимо детям для вхождения в учебную деятельность. Выявленное противоречие между развивающими возможностями использования элементов спортивных игр в дошкольном возрасте актуализируют необходимость их разрешения. Для этого М.А Вершининым (2015) была разработана методика использования элементов спортивных игр на занятиях по физической культуре. Ее цель - на основе целенаправленного использования элементов спортивных игр содействовать двигательному развитию детей дошкольного возраста и формированию способности к продуктивной

совместной деятельности в команде.

На основании этой методики нами было предложено изучение новой спортивной игры - флорбол (хоккей в зале). Процесс обучения детей элементам техники спортивной игры флорбол и освоение детьми тактики ведения этой игры проходило поэтапно. В старшей группе основной задачей было освоение общей структуры игровых приемов в целом. Для этого изучение технических приемов мы проводили в следующей последовательности: - освоение технических приемов в облегченных условиях, вначале стоя на месте, далее - в движении; - освоение технических приемов в стандартных условиях на месте и в движении; -выполнение технических приемов с варьированием стандартных условий (изменение темпа движения, изменение расстояния до цели, изменение направления выполнения задания). В подготовительной к школе группе дети продолжали закреплять освоенные технические приемы и овладевали тактикой ведения игры. Им показывали, когда и какой прием целесообразно применить, а, используя игру по упрощенным правилам, закрепляли полученные знания. Выполняя задания, педагогу необходимо было показать детям, что результат командной игры зависит от вклада каждого участника в ход игры, что своевременная и точная проведенная передача мяча может привести к результативному броску по воротам. В подготовительной группе дети знали, что существует распределение игроков по амплуа - защитники и нападающие.

Таким образом, поэтапное обучение дошкольников элементам спортивной игры флорбол позволило систематически использовать ее в процессе занятий по физическому воспитанию. При этом применение флорбола позволило способствовать развитию физических качеств, совершенствованию техники выполнения основных элементов спортивной игры, а также развитию координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей.

Список использованной литература:

1. Вершинин М.А. Эффективность включения элементов спортивных игр в содержание занятий по физической культуре в дошкольном возрасте / Вершинин М.А., Финогенова Н.В., Сабуркина О.А. // Фундментальные исследования. № 2, 2015. C. 120-124.

2. Коломийцева Н.С. К вопросу об использовании элементов спортивных игр при организации занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста / Коломийцева Н.С., Кагазежева Н.Х., Доронина Н.В. // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2014. Т. 9. № 1. С. 270-271.

3. Кожухова Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. -2000. -№ 3. - С. 52-54.

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М. Издательский центр «Академия», 2006, - 368 с.

© Бейгель О.А., Быков А.В., 2016

УДК 378.14

Г.Г. Блоховцова

к.филос.н., доцент кафедры педагогики и психологии Кубанский государственный аграрный университет

В.Ю. Склярова магистрант экономического факультета Кубанский государственный аграрный университет г. Краснодар, Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация

Рассматриваются основные тенденции развития высшего профессионального образования в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.