Научная статья на тему 'ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / игровой тренинг / экологические представления / этапы работы / formation / game training / ecological ideas / stages of work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зебзеева Валентина Алексеевна, Мусс Галина Николаевна

В статье рассматриваются основные положения исследования по формированию экологических представлений у дошкольников средствами игрового тренинга. Раскрывается сущность игрового тренинга, его характерные особенности. Авторы обосновывают возможность использования игрового тренинга в работе с детьми дошкольного возраста, показывают его потенциал в обогащении чувственного опыта детей в процессе взаимодействия с природными объектами; развитии чувства эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать; формировании установок личности на непрагматическое отношение к природе; освоении способов экологически грамотного взаимодействия с природными объектами; расширении индивидуального экологического пространства. Упражнения игрового тренинга подобраны в соответствии с этапами работы с дошкольниками, где первым будет формирование у дошкольников представлений о внешних отличительных особенностях полевых цветов, признаках, свойствах изучаемых растений; на втором этапе представлений о бережном, природоохранном отношении к растениям; третий связан с формированием у дошкольников представлений о бережном, экологически грамотном поведении с растениями, важности соблюдения порядка и чистоты в природе, способах предотвращения ситуаций экологического неблагополучия, о природоохранном поведении по отношению к растительному миру. Каждый этап реализуется через систему задач, форм, методов и приемов работы. Технологической составляющей в предложенной авторами методике является организация игровых тренингов. В статье приводится структура игрового тренинга, включающая создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя детей; игровые упражнения и задания по теме тренинга; продуктивную деятельность детей, рефлексию. Использование комплекса игровых тренингов способствовало повышению у детей уровня сформированное™ у них экологических представлений. Описаны примеры организации игрового тренинга с детьми старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зебзеева Валентина Алексеевна, Мусс Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the main provisions of the study on the formation of ecological ideas in preschoolers by means of game training. The essence of game training, its characteristic features are revealed. The authors substantiate the possibility of using game training in working with preschool children, show its potential in enriching the sensory experience of children in the process of interacting with natural objects; developing a sense of emotional responsiveness, the ability to empathize; forming personal attitudes to a non-pragmatic attitude to nature; mastering ways of environmentally competent interaction with natural objects; expanding individual ecological space. The exercises of the game training are selected in accordance with the stages of work with preschoolers, where the first will be the formation of ideas among preschoolers about the external distinctive features of wildflowers, signs, properties of the studied plants; at the second stage ideas about a careful, environmental attitude to plants; the third is associated with the formation of ideas among preschoolers about careful, environmentally competent behavior with plants, the importance of maintaining order and cleanliness in nature, ways to prevent situations of ecological distress, about environmental behavior in relation to the plant world. Each stage is implemented through a system of tasks, forms, methods and techniques of work. The technological component in the methodology proposed by the authors is the organization of game trainings. The article presents the structure of game training, including the creation of a favorable emotional environment and mood of children; game exercises and tasks on the topic of training; productive activity of children, reflection. The use of a complex of game trainings helped to increase the level of formation of ecological ideas in children. Examples of organizing game training with older preschool children are described.

Текст научной работы на тему «ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 371.1

кандидат педагогических наук, доцент Зебзеева Валентина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Мусс Галина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения исследования по формированию экологических представлений у дошкольников средствами игрового тренинга. Раскрывается сущность игрового тренинга, его характерные особенности. Авторы обосновывают возможность использования игрового тренинга в работе с детьми дошкольного возраста, показывают его потенциал в обогащении чувственного опыта детей в процессе взаимодействия с природными объектами; развитии чувства эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать; формировании установок личности на непрагматическое отношение к природе; освоении способов экологически грамотного взаимодействия с природными объектами; расширении индивидуального экологического пространства. Упражнения игрового тренинга подобраны в соответствии с этапами работы с дошкольниками, где первым будет формирование у дошкольников представлений о внешних отличительных особенностях полевых цветов, признаках, свойствах изучаемых растений; на втором этапе -представлений о бережном, природоохранном отношении к растениям; третий связан с формированием у дошкольников представлений о бережном, экологически грамотном поведении с растениями, важности соблюдения порядка и чистоты в природе, способах предотвращения ситуаций экологического неблагополучия, о природоохранном поведении по отношению к растительному миру. Каждый этап реализуется через систему задач, форм, методов и приемов работы. Технологической составляющей в предложенной авторами методике является организация игровых тренингов. В статье приводится структура игрового тренинга, включающая создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя детей; игровые упражнения и задания по теме тренинга; продуктивную деятельность детей, рефлексию. Использование комплекса игровых тренингов способствовало повышению у детей уровня сформированности у них экологических представлений. Описаны примеры организации игрового тренинга с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: формирование, игровой тренинг, экологические представления, этапы работы.

Annotation. The article discusses the main provisions of the study on the formation of ecological ideas in preschoolers by means of game training. The essence of game training, its characteristic features are revealed. The authors substantiate the possibility of using game training in working with preschool children, show its potential in enriching the sensory experience of children in the process of interacting with natural objects; developing a sense of emotional responsiveness, the ability to empathize; forming personal attitudes to a non-pragmatic attitude to nature; mastering ways of environmentally competent interaction with natural objects; expanding individual ecological space. The exercises of the game training are selected in accordance with the stages of work with preschoolers, where the first will be the formation of ideas among preschoolers about the external distinctive features of wildflowers, signs, properties of the studied plants; at the second stage - ideas about a careful, environmental attitude to plants; the third is associated with the formation of ideas among preschoolers about careful, environmentally competent behavior with plants, the importance of maintaining order and cleanliness in nature, ways to prevent situations of ecological distress, about environmental behavior in relation to the plant world. Each stage is implemented through a system of tasks, forms, methods and techniques of work. The technological component in the methodology proposed by the authors is the organization of game trainings. The article presents the structure of game training, including the creation of a favorable emotional environment and mood of children; game exercises and tasks on the topic of training; productive activity of children, reflection. The use of a complex of game trainings helped to increase the level of formation of ecological ideas in children. Examples of organizing game training with older preschool children are described.

Key words: formation, game training, ecological ideas, stages of work.

Введение. Потребность современного общества во всесторонне развитой, ценящей и уважающей красоту окружающего мира личности, способной жить в гармонии с природой, эмоционально и бережно к ней относиться, обуславливает острую необходимость начинать работать с детьми уже с ранних лет. Ребенок должен научиться понимать, что он -неотъемлемая часть природы, от его отношения к ней зависит будущее. Экологическое образование выступает приоритетным направлением дошкольного образования, которое интегрирует в себе социальное, эмоциональное, интеллектуальное, коммуникативное развитие ребенка.

Учитывая важность процесса работы с дошкольниками, идет постоянный поиск эффективных средств, методов, форм, активно вовлекающих детей в познание, обеспечивающих постепенное овладение чувственным опытом. Объединить игру и упражнения детей позволяет игровой тренинг.

В педагогическом энциклопедическом словаре тренинг рассматривается как интенсивное обучение с практической направленностью, которое происходит в игре. Тренинг может использоваться педагогами в работе с детьми. В этом случае он выступает активным методом обучения (С.Д. Дерябо [2], Ю.Н. Жукова [3], В.Г. Фокина [14]) и направлен на оптимизацию педагогического процесса.

В работе с дошкольниками игровой тренинг выступает как комплекс упражнений, который, по мнению Т.А. Серебряковой [12], А.В. Удовика, М. В. Хрулевой, С. В. Лакомовой [13] тесно связан с обучением. Но обучение, при этом, не раскрывает всей сущности тренинга. Наиболее значимой особенностью и характеристикой, отражающей его сущность, является совместная деятельность воспитателя с детьми, в которой осуществляется развитие ребенка (В.А. Зебзеева [6], Л.В. Рыжова [11] и др.). Личностное развитие в ходе тренинга происходит за счет специально организованных условий, подразумевающих определенное воздействие и влияние на участников (Д.С. Гордеева [1], Д.Н. Кавтарадзе [7], Л.М. Мухамедшина [9], И.Н. Почерней [10]). В процессе проведения тренинга у участников возникают социально-психологические и личностные реакции на трудности (С.Д. Дерябо [2], В.А. Зебзеева [5] и др.).

Тренинг, являясь формой совместной деятельности детей широко применяется в процессе формирования экологического сознания, основных экологических представлений, умений детей разного возраста взаимодействовать с природой (Е.А. Игумнова, Ж.А. Леснянская [4], В.А. Зебзеева [6]). Тренинг способствует осознанию ценности природы и места человека в ней [5].

В практике накоплен достаточный опыт использования подобной формы в работе с детьми. Т.А. Серебрякова [12] отмечает необходимость их использования в экологическом образовании. A.B. Удовика, М.В. Хрулева, C.B. Лакомова [13] применяли в работе с дошкольниками игры-тренинги: «Росточек», «Весеннее солнышко», «Весеннее утро», «Звуки весны». Ю.Н. Жукова [3], Е.А. Игумнова Ж.А. Леснянская [4], И.А. Левина [8], внедряли в педагогическую практику тренинги экологической направленности, подчеркивали, что эколого-психологический тренинг может включать в свое содержание дискуссии, игры, упражнения, творческие работы. A.B. Удовика, М.В. Хрулева, C.B. Лакомова [13], В.А. Зебзеева [6] разработали структуру тренинговых занятий экологического содержания, в основе которых лежит аспект совместной деятельности, взаимодействие детей друг с другом и со взрослым.

Тренинг исследователи разделили на три части: начальная, основная и заключительная. Начальная направлена на обогащение ресурсов перцептивного взаимодействия детей с природой. Основная включает в себя работу по пробам идентификации участников с природными объектами, что способствует развитию экологической эмпатии. Заключительная предполагает индивидуальные задания, способствующие развитию установок на положительное отношение к природе, формирование экологического мировоззрения, расширение личностного экологического пространства [4; 6].

Изучение теоретических основ проблемы позволило нам определиться с выбором игрового тренинга в качестве средства. Содержанием исследования стали представления детей о мире растений, а именно: о полевых цветущих растениях (васильках, вьюнке, клевере и др.).

Нами были изучены методики диагностики уровня сформированности у детей дошкольного возраста экологических представлений авторов: С.Д. Дерябо, С.Н. Николаевой, H.A. Рыжовой, И.В. Цветковой, В.А. Левина.

Для выявления уровня сформированности экологических представлений о полевых цветах у старших дошкольников в качестве основного метода мы использовали беседу. Для этого были составлены 3 группы вопросов. Первая касалась знаний детей о внешних отличительных признаках, качествах и свойствах изучаемых растений, например, «Какие цветы вы знаете?», «Могут ли цветы вырасти без помощи человека?», «Какие цветы называются полевыми?», «Опишите, какие части есть у растений?», «Чем интересен внешний вид цветка?» и др.

Вторая группа вопросов касалась ценностного отношения к изучаемым растениям, например, «Для чего необходимы цветы?», «Почему, если сорвать цветы, то не будет красоты? доброты?», «Что может произойти, если исчезнут все цветущие растения?», «Для чего нам нужен корень? стебель? цветок?», «Все ли цветы одинаковые? Чем они похожи, чем отличаются?» и т.д.

Третья группа вопросов была направлена на выявление сформированности представлений о бережном и природоохранном поведении в природе, например, «Как необходимо вести себя в природе?», «Для чего мы будем наклоняться к цветам?» и пр.

Критериями оценки ответов сформированности экологических представлений детей выступали: системность ответа, глубина, логичность, правильность ответов. Анализ полученных эмпирических данных показал, что высокий уровень изучаемого феномена составил всего 23%, что свидетельствует о необходимости дальнейшей работы с детьми.

Цель статьи - описать и проверить эффективность комплекса игровых тренингов, направленных на формирование экологических представлений у детей 5-7 лет.

Изложение основного материала статьи. В рамках нашего исследования под экологическим игровым тренингом понимается форма совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивающая формирование у дошкольников перцептивного опыта, эмпатии, рефлексии, умений взаимодействовать с природой. В ходе его проведения решались следующие задачи: 1) обогащение чувственного опыта детей; 2) развитие чувства сопереживания; 3) формирование установок личности на непрагматическое взаимодействие с природой; 4) освоение способов экологически грамотного поведения; 5) расширение индивидуального экологического пространства [18,С. 63].

Свою работу мы выстаивали поэтапно. На первом этапе внимание уделялось представлениям детей о внешних отличительных особенностях полевых цветов, признаках, свойствах изучаемых растений (форма, цвет, текстура листьев и др.); на втором этапе - представлениям о ценности и пользе растений, осознание того, что полевые растения живые, могут испытывать боль, требуют ухода, благоприятных условий их развития); третий этап способствовал формированию о необходимости бережного, экологически грамотного поведения с растениями, о важности поддержания порядка и чистоты, о способах предотвращения ситуаций экологического неблагополучия растений.

Проведение такой поэтапной, последовательной работы, позволит, на наш взгляд, заложить основы экологического сознания у дошкольников и сформировать у них мировоззренческую картину, в которой человек является неотъемлемой частью природного мира.

Соответственно, для каждого этапа были отобраны упражнения:

- на расширение перцептивного опыта;

- на развитие экологической эмпатии;

- на формирование у детей способов взаимодействия с природными объектами, расширение субъективного экологического пространства.

Первая группа упражнений способствует накоплению перцептивных представлений о природных объектах. Так, детям предлагались упражнения «Путешествие в страну цветов», «Полевые цветы: подбери по цвету», «Цветовой мир полевых цветов», «Язык цветов», «Цветочная поляна» и др.

Упражнения на развитие экологической эмпатии позволяли развить у детей эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания. Так, детям предлагались упражнения «Я сегодня одуванчик (ромашка, колокольчик и др.)», «Есть глаза у всех цветов, и они глядят на нас с тобою», «Цветок, мой друг», «О чем говорят цветы?», «Дюймовочка в стране цветов», «Я - растение» и др.

Третья группа упражнений обеспечивала расширение субъективного экологического пространства дошкольников, формирование экологически грамотного поведения в ней. Детям предлагались упражнения «В гости к цветам?», «Как вести себя в природе?» и др.

Каждый игровой тренинг строился из нескольких частей: создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя детей; игровые упражнения и задания по теме тренинга; продуктивная деятельность детей; рефлексия.

Опишем их подробнее.

Первая часть тренинга направлена на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя детей, поскольку от этого будет зависеть эффективность тренинга. С этой целью в начале тренинга дети выполняют разные ритуалы, создающие атмосферу доверительности и эмоционального комфорта: приветствие друг друга, передача своих чувств, эмоций, настроения в различных формах и образах и т.д.

Вторая часть тренинга включает различные игровые упражнения, задания и образовательные ситуации, несущие познавательно-смысловую нагрузку и выполняющие развивающую функцию.

Третья часть тренинга посвящена продуктивной деятельности детей, для чего создаются специальные условия, стимулирующие их к взаимодействию с природными объектами.

Четвертая часть тренинга включает рефлексию, которая в той или иной форме подразумевает подведение итогов занятия. Создаются условия для того, чтобы каждый ребенок мог оценить результаты проделанной работы и действий (как своих, так и других участников тренинга).

Работа осуществлялась планомерно и последовательно и включала следующее содержание:

- На первом этапе тренинг «Мир полевых цветов», обеспечивал формирование представлений детей об отличительных особенностях, изучаемых растений. Он включал следующие упражнения и задания: «Такие разные полевые цветы», «Строение полевых цветов», «Подбери правильно». Упражнение «Такие разные полевые цветы» позволило формировать у детей представления об особенностях полевых цветов на основе изучения их запаха, цвета, текстуры листьев, внешнего

Упражнение «Строение полевых цветов» позволяло сформировать у дошкольников представления о частях полевых цветов. В ходе задания «Подбери правильно» дети расширяли и закрепляли свои представления о внешнем виде и особенностях изучаемых полевых цветов, глубже усваивая знания о форме цветка и листьев.

- На следующем этапе проводились упражнения «Мое отношение к полевым цветам», «Приветствуем растения», «Роль и значение полевых цветов в жизни человека», «Я полевой цветок». Они направлены на формирование ценностей природы. Например, тренинг «Мое отношение к полевым цветам» способствовал проявлению у детей чувства эмпатии. Упражнение «Приветствуем растения» было направлено на формирование ценностного и эмоционально уважительного отношения к полевым цветам. Далее мы предлагали детям выполнить задание «Полевые цветы украшают жизнь человека». Дошкольникам демонстрировали картинки с изображением полевых цветов в их естественных условиях произрастания. Дети должны были составить рассказ о цветке, в котором будут описаны особенности внешнего вида растения, его значение в природе. Упражнение «Я - полевой цветок» позволило формировать эмоциональную отзывчивость и эмпатию по отношению к полевым цветам.

- На заключительном этапе использовался тренинг «Я оберегаю растительный мир». В него вошли упражнения и задания «Чистота в природе - залог здоровья растений», «Растения - территория нашей заботы», «Экологический пост». У детей появились знания о важности соблюдения чистоты и порядка в природе. Для формирования представлений о росте и развитии растений было проведено упражнение «Чистота в природе - залог здоровья растений». В ходе выполнения задания «Растения - территория нашей заботы» дошкольники осваивали навыки ухода: полив, рыхление, опрыскивание листвы, обеспечение теплом и солнечным светом. В завершении этапа было проведено упражнение «Экологический пост», в рамках которого дошкольникам предлагалось выявить места экологического неблагополучия, то, что может пагубно влиять на рост и развитие растений, объяснить причину своего выбора.

Таким образом, проведение работы использование тренинга позволило нам сформировать у дошкольников общие представления о полевых цветах, заложить основу ценностного отношения к растительному миру и развить навыки и умения природоохранного поведения в природе. На контрольном этапе эксперимента высокий уровень сформированности у детей экологических представлений повысился на 33% и составил 56%, что говорит об эффективности проведенной нами работы.

В заключении подчеркнем, что процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений во многом определяется последовательностью и системностью работы, а также разработанностью комплекса игровых тренингов, который можно рассматривать как важнейшее условие эффективной работы.

Выводы. Исходя из полученных результатов, мы можем сделать несколько важнейших выводов, представляющих методическую ценность в рамках данного исследования.

Игровой тренинг является эффективным средством экологического образования.

Содержание игрового тренинга, включающего создание благоприятной эмоциональной обстановки, игровые упражнения и задания по теме тренинга, продуктивную деятельность детей, рефлексию обеспечивает комплексный подход к процессу формирования у детей экологического сознания.

Игровые тренинги, реализуемые поэтапно обеспечивают эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений. На первом этапе о внешних, отличительных особенностях, признаках растений; на втором этапе - представления о бережном, отношении к растениям; на третьем этапе - представлений о важности поддержания чистоты в природе, о природоохранном поведении по отношению к растительному миру.

Разработанный нами комплекс игровых тренингов, эффективен и позволяет заложить основы экологического сознания у дошкольников и сформировать у них мировоззренческую картину, в которой человек является неотъемлемой частью природного мира.

Литература:

1. Гордеева, Д.С. Педагогические условия становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста / Д.С. Гордеева // Вестник ЧГПУ. -2010,- № 6. - С. 96-99

2. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-480 с.

3. Жукова, Ю.Н. Роль игры в системе экологического образования дошкольников / Ю.Н. Жукова // Таврический научный обозреватель. -2016. -№ 1. -С.69-72

4. Игумнова, Е.А. В согласии с природой и людьми: эколого-психологический тренинг / Е.А. Игумнова, Ж.А. Леснянская. - Чита: Экспресс-изд-во, 2013. - 128 с.

5. Зебзеева, В.А. Формирование у детей дошкольного возраста субъектного отношения к природе / В.А. Зебзеева // Современные проблемы науки и образования. -2015. -№ 8. - С. 81-89

6. Зебзеева, В.А. Эколого-психологический тренинг / В.А. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 6. -С. 84-88

7. Кавтарадзе, Д.Н. Экологическая учебная игра как адаптивная среда / Д.Н. Кавтарадзе. - М.: ТЦ Сфера, 1996.- 182 с.

8. Левина, И.А. Особенности и формы экологического воспитания детей / И.А. Левина // Проблемы педагогики. -2017.-№9(32).-С. 44-47

9. Мухамедшина, Л.М. Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников / Л.М. Мухамедшина // Астраханский вестник экологического образования. - 2012. - № 3. - С. 56-59

10. Почерней, И.Н. Организация естественнонаучного наблюдения и экспериментирования по экологическому воспитанию в дошкольной образовательной организации / И.Н. Почерней, И.О. Шевчук // Magister Dixit. - 2014. - № 1 (13). - С. 45-49

11. Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования / Л.В. Рыжова. - СПб.: Детство-Пресс, 2015,- 208 с.

12. Серебрякова, Т.А. Концептуальный подход к решению проблемы воспитания основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста / Т.А. Серебрякова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 10. - С. 95-99

13. Удовика, A.B. Инновационный подход к организации работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста / A.B. Удовика, М.В. Хрулева, C.B. Лакомова // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - № 2. - С. 59-67

14. Фокина, В.Г. Экологическое воспитание / В.Г. Фокина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 5-7

Педагогика

УДК 371.1

кандидат педагогических наук, доцент Зебзеева Валентина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Пенушкина Лилия Ринатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения исследования по формированию исследовательских умений у дошкольников в процессе экологического образования. Раскрывается сущность исследовательских умений дошкольников, разнообразие подходов к их определению. Авторы обосновывают возможность формирования исследовательских умений детей, таких как: видеть проблему, искать пути ее решения, задавать вопросы, выдвигать гипотезу, планировать исследовательскую деятельность, делать выводы, в процессе реализации комплекса экологических мероприятий. Особое внимание обращается на логику исследования. Последовательность формирования умений у дошкольников в работе представлена следующими этапами: эмоционально-мотивационный, содержательный, операциональный. Содержание каждого этапа основано на особенностях и закономерностях развития исследовательской деятельности детей. Каждый этап реализуется через систему задач, форм, методов и приемов работы по экологическому образованию. Технологической составляющей в предложенной авторами методики является решение проблемных ситуаций. Основным условием реализации заявленного процесса выступает создание экологической среды в дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования.

Ключевые слова: исследовательские умения, исследовательская деятельность, исследование, формирование, этапы, экологическое образование, методы, формы.

Annotation. The article discusses the main provisions of the study on the formation of research skills in preschoolers in the process of environmental education. The essence of the research skills of preschoolers, a variety of approaches to their definition are revealed. The authors substantiate the possibility of forming children's research skills, such as: to see a problem, to look for ways to solve it, to ask questions, to put forward a hypothesis, to plan research activities, to draw conclusions, in the process of implementing a set of environmental measures. Special attention is paid to the logic of the study. The sequence of skills formation in preschoolers in the work is represented by the following stages: emotional-motivational, meaningful, operational. The content of each stage is based on the features and patterns of development of children's research activities. Each stage is implemented through a system of tasks, forms, methods and methods of work on environmental education. The technological component in the methodology proposed by the authors is the solution of problem situations. The main condition for the implementation of the declared process is the creation of an ecological environment in a preschool educational organization. Examples of the organization of research activities of older preschool children in the process of environmental education are given.

Key words: research skills, research activity, research, formation, stages, environmental education, methods, forms.

Введение. В современном дошкольном образовании, деятельность которого регламентируется целым рядом требований государства и потребителей, основным предметом изучения и применения теории является личность, её основные характеристики. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (далее ФГОС ДО), Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее ФОП ДО), важнейшей задачей определяют формирование у дошкольников исследовательского поведения, как неотъемлемой характеристики личности.

Формированию исследовательских умений обучающихся, в настоящее время в образовании уделяется большое внимание [4; 5; 16]. На этапе дошкольного образования у старших дошкольников должны быть сформированы элементарные умения проведения исследовательской деятельности, что отражено во ФГОС ДО. Данный возраст является сензитивным периодом для формирования исследовательских умений.

Деятельностный подход выступает как интегрирующая основа для решения этих задач. Экологическое образование становится той сферой, где ребенок учится задавать вопросы, выявлять причинно-следственные связи, пытаться объяснять объяснения явления природы, наблюдать и экспериментировать [2]. В основе всей этой деятельности лежат исследовательские умения. Без них невозможно овладение детьми окружающей действительности. Все это говорит об актуальности выбранной нами темы исследования.

С.Л. Рубинштейн отмечает, что исследовательская деятельность абсолютно естественна, она сочетается с другими видами деятельности, интегрируется с ними [10]. По своей природе ребенок является экспериментатором и исследователем. И только ограниченные возможности переработки, упорядочивания информации затрудняют исследования дошкольников. Чтобы удовлетворить свои потребности, в арсенале ребенка должны быть различные исследовательские умения, которые позволяют ребенку познавать неизвестное.

В зависимости от действий, которые совершают дети в результате исследования окружающего мира, а также от степени участия педагога в данном виде деятельности М.А. Скопина выделяет несколько видов познавательно-исследовательской деятельности: поисково-исследовательская деятельность», учебно-познавательная деятельность, познавательно-практическая деятельность, предметно-исследовательская деятельность [14].

Выделяются три основных подхода к определению исследовательских умений. Представители первого подхода придерживаются точки зрения, что исследовательские умения выступают показателями исследовательской активности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.