Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / МАТЕМАТИКА / НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утюмова Екатерина Александровна, Воронина Людмила Валентиновна

Дошкольное образование является начальной ступенью общего образования и направлено на обеспечение условий для самореализации и социализации ребенка. Для успешного обучения в начальной школе выпускник дошкольной образовательной организации должен владеть основными культурными способами деятельности, должен уметь задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, наблюдать, экспериментировать. Начальные математические представления, которые формируются у детей дошкольного возраста, должны служить средством познания окружающего мира, позволяющим осуществить интеграцию различных образовательных областей в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста должна быть организована педагогом и содержать все этапы исследовательской научной деятельности: постановку проблемы; целеполагание; выдвижение и проверку гипотез; анализ полученных результатов; формулировку полученных выводов. В процессе проведения исследований у детей формируются исследовательские умения. Целью данного исследования были уточнение структуры исследовательских умений детей дошкольного возраста и разработка игровых упражнений, способствующих формированию таких умений, как умение видеть проблему, искать, предлагать пути ее решения, формулировать и задавать вопросы, выдвигать и проверять гипотезы, планировать исследовательскую деятельность (мысленные эксперименты), делать выводы и умозаключения. Приведен пример организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по определению зависимости между меркой и результатом измерения величины, в процессе которой происходит формирование исследовательских умений дошкольников. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что представленные игровые упражнения могут быть использованы в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций, школ и центров развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Утюмова Екатерина Александровна, Воронина Людмила Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH SKILLS IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS

Preschool education is the initial stage of general education and is aimed at providing conditions for self-realization and socialization of the child. For successful education in elementary school, a graduate of a preschool educational organization must master the main cultural methods of activity, must be able to ask questions to adults and peers, be interested in cause-and-effect relationships, try to independently come up with explanations for natural phenomena and people’s actions, observe, experiment. The initial mathematical representations that are formed in preschool children should serve as a means of understanding the world around them, allowing the integration of various educational areas in research activities. The research activity of children of senior preschool age should be organized by a teacher and contain all stages of research scientific activity: problem statement; goal setting; development and testing of hypotheses; analysis of the obtained results; formulation of the findings. In the process of conducting research, children develop research skills. The purpose of this study was to clarify the structure of the research skills of preschool children and to develop game exercises that contribute to the formation of such skills as the ability to see a problem, search, suggest ways to solve it, formulate and ask questions, put forward and test hypotheses, plan research activities (thought experiments) draw conclusions and inferences. An example of the organization of research activities of children of senior preschool age is given to determine the relationship between the measure and the result of measuring the value, in the process of which the formation of research skills of preschoolers takes place. The practical significance of this study lies in the fact that the presented game exercises can be used in the practice of the work of teachers of preschool educational organizations, schools and development centers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.31:372.47

ББК Ч410.241.4 ГРНТИ 14.23.09 Код ВАК 5.8.2

Утюмова Екатерина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: utyumovaea@mail.ru

Воронина Людмила Валентиновна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: utyumovaea@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: исследовательская деятельность; этапы исследовательской деятельности; исследовательские умения; структура исследовательских умений; игровые упражнения; старшие дошкольники; математика; начальное обучение математике; математические представления

АННОТАЦИЯ. Дошкольное образование является начальной ступенью общего образования и направлено на обеспечение условий для самореализации и социализации ребенка. Для успешного обучения в начальной школе выпускник дошкольной образовательной организации должен владеть основными культурными способами деятельности, должен уметь задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно--следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, наблюдать, экспериментировать. Начальные математические представления, которые формируются у детей дошкольного возраста, должны служить средством познания окружающего мира, позволяющим осуществить интеграцию различных образовательных областей в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста должна быть организована педагогом и содержать все этапы исследовательской научной деятельности: постановку проблемы; целеполагание; выдвижение и проверку гипотез; анализ полученных результатов; формулировку полученных выводов. В процессе проведения исследований у детей формируются исследовательские умения. Целью данного исследования были уточнение структуры исследовательских умений детей дошкольного возраста и разработка игровых упражнений, способствующих формированию таких умений, как умение видеть проблему, искать, предлагать пути ее решения, формулировать и задавать вопросы, выдвигать и проверять гипотезы, планировать исследовательскую деятельность (мысленные эксперименты), делать выводы и умозаключения. Приведен пример организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по определению зависимости между меркой и результатом измерения величины, в процессе которой происходит формирование исследовательских умений дошкольников. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что представленные игровые упражнения могут быть использованы в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций, школ и центров развития.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Утюмова, Е. А. Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений / Е. А. Утюмова, Л. В. Воронина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. -№ 3. - С. 52-60.

Utyumova Ekaterina Alexandrovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theory and Methods of Teaching Natural Science, Mathematics and Computer Science during Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Voronina Ludmila Valentinovna,

Doctor of Pedagogy, .Associate Professor, Professor of Department of Theory and Methodology of Teaching Mathematics and Informatics in the Period of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

FORMATION OF RESEARCH SKILLS IN CHILDREN

OF OLDER PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT

OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS

KEYWORDS: research activities; stages of research activity; research skills; structure of research skills; game exercises; older preschoolers; maths; elementary education in mathematics; mathematical representations

© Утюмова Е. А., Воронина Л. В., 2022

ABSTRACT. Preschool education is the initial stage of general education and is aimed at providing conditions for self-realization and socialization of the child. For successful education in elementary school, a graduate of a preschool educational organization must master the main cultural methods of activity, must be able to ask questions to adults and peers, be interested in cause-and-effect relationships, try to independently come up with explanations for natural phenomena and people's actions, observe, experiment. The initial mathematical representations that are formed in preschool children should serve as a means of understanding the world around them, allowing the integration of various educational areas in research activities. The research activity of children of senior preschool age should be organized by a teacher and contain all stages of research scientific activity: problem statement; goal setting; development and testing of hypotheses; analysis of the obtained results; formulation of the findings. In the process of conducting research, children develop research skills. The purpose of this study was to clarify the structure of the research skills of preschool children and to develop game exercises that contribute to the formation of such skills as the ability to see a problem, search, suggest ways to solve it, formulate and ask questions, put forward and test hypotheses, plan research activities (thought experiments) draw conclusions and inferences. An example of the organization of research activities of children of senior preschool age is given to determine the relationship between the measure and the result of measuring the value, in the process of which the formation of research skills of preschoolers takes place. The practical significance of this study lies in the fact that the presented game exercises can be used in the practice of the work of teachers of preschool educational organizations, schools and development centers.

FOR CITATION: Utyumova, E. A., Voronina, L. V. (2022). Formation of Research Skills in Children of Older Preschool Age in the Process of Development of Mathematical Representations. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 52-60.

Введение. Сфера образования в России регламентирована многими требованиями, которые выдвигает как само государство, так и общество. В настоящее время основной тенденцией в науке, а значит, и в образовании является глубокий, междисциплинарный синтез знаний, интеграция всех образовательных областей для познания и решения многофакторных проблем и явлений природы и общества. Мощным инструментом исследования в самых разнообразных научных открытиях в последние десятилетия стала математика.

Дошкольное образование является начальной ступенью общего образования, которое направлено на обеспечение условий для самореализации и социализации ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)1 акцентирует внимание на всестороннем развитии детей дошкольного возраста, одной из составляющих которого является познавательное развитие ребенка. Оно, в свою очередь, включает начальные знания о себе, о мире, а также формирование элементарных математических представлений, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Выпускник дошкольной образовательной организации должен владеть основными культурными способами деятельности, проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, наблюдать, экспериментировать. Данные качества невозможно сфор-

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 23.08.2021).

мировать у детей дошкольного возраста без развития у них исследовательских умений. Организовать исследовательскую деятельность детей можно на материале разных образовательных областей. Но математика является мощнейшим инструментом для организации этой деятельности в детском саду. Изучение математики способствует развитию детского мышления, памяти, воображения. В процессе формирования математических представлений у детей развиваются логические приемы мышления, они учатся устанавливать причинно-следственные связи, анализировать числовые данные, устанавливать закономерности между формой объекта и его свойствами. У детей дошкольного возраста происходит начальное освоение математических идей и методов, при помощи которых осуществляется комплексное исследование окружающего мира.

Анализ последних исследований и публикаций. Различные аспекты исследовательской деятельности детей были рассмотрены в трудах как российских ученых (Н. Е. Веракса [2], И. Я. Лернер [9], М. И. Ма-хмутов [10], Н. Н. Поддьяков [13], А. И. Савенков [15], М. Н. Скаткин [8]), так и зарубежных (К. Инагаки [21], Х. Келлер [19; 22], Дж. К. Наннали, Л. К. Лемонд [23], Р. М. Ри-голь [24], Б. Хендерсон [20]).

И. Я. Лернер [9], М. И. Махмутов [10], М. Н. Скаткин [8] и др. разрабатывали основные концепции проблемного, исследовательского обучения. Особенности познавательно-исследовательской деятельности и способы ее активизации у детей, в том числе и в дошкольном возрасте, анализировали Т. А. Аксенова [1], Н. Е. Веракса [2], Л. В. Воронина [4], Н. Н. Поддьяков [13], А. И. Савенков [15], Н. А. Семенова [16]. Экспериментирование как метод исследовательской деятельности у детей выделили в своих ра-

ботах педагоги, методисты Е. Н. Водовозо-ва [3], Г. Г. Кит [7], А. Н. Поддьяков [13], А. И. Савенков [15].

Анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме показал, что исследовательские умения возможно и целесообразно формировать у детей, уже начиная с дошкольного возраста. Определим содержание понятия «исследовательские умения» детей дошкольного возраста.

Многие ученые связывают понятие «исследовательские умения» с другими близкими понятиями «исследовательская активность», «исследовательское поведение» и «исследовательская деятельность».

По мнению В. С. Ротенберга [14], исследовательская активность - это условие выживания и развития людей в изменяющейся среде, неотъемлемая часть поведения человека. А. Н. Поддъяков [13] считает, что исследовательскую активность определяет творческое отношение личности к окружающему миру, выражающее готовность и способность к познанию реальности через практическое взаимодействие, постановку разнообразных исследовательских целей и нахождение различных способов и средств их достижения. Именно исследовательская активность ребенка как его внутреннее стремление, выражающееся в любознательности, изобретательности и избирательности к новому исследованию окружающей обстановки, порождает исследовательское поведение.

А. Н. Поддьяков [13] определяет «исследовательское поведение» как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание с целью получения новой информации из окружающей внешней среды. А. Н. Савенков [15] отмечает, что потребность индивидуума в поисковой активности в обстоятельствах новой неопределенной ситуации лежит в основе исследовательского поведения. На исследовательском поведении базируется исследовательская деятельность, которая трактуется ученым как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, возникающей вследствие действия механизмов поисковой активности. Данный вид деятельности содержит поисковую активность как мотивирующий фактор, исследовательское поведение, а также механизмы, которые преобразуют поисковую активность в поисковое поведение.

И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова [6] трактуют исследовательскую деятельность как специфическую деятельность людей, регулируемую сознанием и активностью человека и направленную на удовлетворение познавательно-интеллектуальных потребностей. В соответствии с поставленной целью, с объективными законами и возникшими ре-

альными условиями в результате исследовательской деятельности должно образоваться новое знание. Н. А. Семенова [16] дает следующее определение исследовательской деятельности: «Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности» [16, с. 45].

Процесс осуществления исследовательской деятельности дошкольников близок с исследовательской деятельностью детей школьного возраста, хотя и имеет свою специфику, характеризующую психолого-педагогические особенности данного возраста. Поэтому начинать формирование исследовательской деятельности возможно уже в старшем дошкольном возрасте. В силу того, что ребенок-дошкольник по своей натуре является прирожденным исследователем, он, пытаясь понять мир, ищет информацию путем наблюдения и экспериментирования, активно участвует в различного рода исследованиях. В процессе исследовательской деятельности у дошкольников развиваются элементарные умения поиска информации, появляется интерес к природным явлениям, активизируется мышление. Продуктом их любознательности и активности служит самостоятельное «открытие» в окружающем мире.

Г. Г. Кит [7] считает, что поисково-исследовательская деятельность широко применяется в образовательных учреждениях, интегрируясь с другими видами деятельности детей на ступени дошкольного и начального образования, является одним из наиболее эффективных средств развития детей. Для этого педагог должен включать каждого ребенка в самостоятельную деятельность, способствующую практическому изучению объекта, в том числе в изменившихся условиях существования, в другой ситуации, используя разнообразные средства исследования.

Совместно с педагогом дети дошкольного возраста при помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия раскрывают признаки и свойства исследуемых предметов и явлений природы. В дальнейшем с развитием словесно-логического мышления и логических операций дети устанавливают причинно-следственные связи в окружающей обстановке. Познавательно-исследовательская деятельность в

детском саду позволяет сформировать целостное представление об окружающем мире у дошкольника.

Для организации в детском саду познавательно-исследовательской деятельности применяются разнообразные методы и приемы. М. А. Скопина [17] предлагает следующие:

- Эвристический метод, использование которого предполагает проведение педагогом эвристической беседы, в основе которой лежат вопросы-проблемы. В соответствии с возрастными особенностями детей и их уровнем знаний формулируется основной проблемный вопрос образовательной деятельности, затем формулируются дополнительные вопросы, которые позволяют раскрыть основную тему и решить возникшую в исследовании проблему.

- Наблюдение является одним из основных исследовательских умений, оно эффективно развивает визуальные и аудиаль-ные способности детей. Наблюдение проводится как часть какой-либо деятельности дошкольников, а также как самостоятельный вид деятельности. Воспитатель организовывает наблюдение на занятии в группе или других помещениях детского сада, в режимных моментах и в свободной деятельности детей в группе детского сада или на игровой площадке на улице.

- Опыты и эксперименты. Вместе с игрой экспериментирование также можно отнести к ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте ребенок познает мир с помощью различных действий с предметами окружающего мира. Организуя опыты и эксперименты, педагог начинает развивать у дошкольников умение выдвигать гипотезы и проверять их, анализировать результаты эксперимента и делать выводы.

- Проектная деятельность способствует развитию мыслительных, творческих способностей детей дошкольного возраста и их креативности. Данный вид деятельности предполагает совместную работу ребенка, педагога и родителя. Чтобы дошкольник участвовал в проектной деятельности, тема проекта должна его заинтересовать, а результатом проекта должен стать продукт совместной деятельности взрослого и ребенка.

- ТРИЗ-технология направлена на самостоятельное создание алгоритма действий для решения возникшей в процессе деятельности проблемы. В детском саду ТРИЗ-технологии организуются чаще всего в форме игровых заданий.

В зависимости от действий, которые совершают дети в результате исследования окружающего мира, а также от степени участия педагога в данном виде деятельности М. А. Скопина [17] выделяет несколько ви-

дов познавательно-исследовательской деятельности:

- поисково-исследовательская деятельность - совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста, в результате которой находятся ответы на поставленные проблемные вопросы и задачи. Реализуется данный вид деятельности при помощи эвристических бесед на разнообразные темы в процессе наблюдения за природными явлениями и окружающими предметами, например: «Почему куб не катится?» или «Как определить: чья кружка вмещает больше воды?»;

- учебно-познавательная деятельность - самостоятельная деятельность дошкольников по усвоению и применению полученных на занятиях знаний и умений. Реализуется в дидактических играх с использованием ТРИЗ-технологии. Данный вид деятельности позволяет воспитателю проверить на практике степень освоения знаний и умений по изученной теме;

- познавательно-практическая деятельность - это деятельность воспитанников с разнообразными предметами, объектами и явлениями окружающего мира при проведении опытов и экспериментов. Она может быть стихийно начата дошкольниками, а может быть специально организована педагогом;

- предметно-исследовательская деятельность - это совместная или самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста, в результате которой дошкольники устанавливают причинно-следственные связи в окружающем мире, в результате чего происходит расширение знаний о свойствах различных объектов. Для этого педагог организует различные манипуляции и обследования предметов и объектов природы, окружающей действительности (материалы, вещества, живые существа, растения, явления и т. д.).

Участие в исследовательской деятельности способствует формированию у детей дошкольного возраста исследовательских умений.

Понятие «исследовательские умения» в научной литературе имеет разные трактовки. Можно выделить два основных подхода к определению данного понятия. Так, З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина [11] считают, что исследовательские умения - это склонность к проявлению активности в поисковой и творческой деятельности, направленной на самостоятельное познание окружающей действительности. Для выявления простых связей и зависимостей между предметами, явлениями, группами объектов по свойствам (по форме, размеру, массе, объему, расположению) и отношениям соответствия

и сходства, порядка, частей и целого должны быть развиты умения использовать освоенные средства исследовательской деятельности. Этой же точки зрения придерживается М. Н. Поволяева [12], которая определяет исследовательские умения как склонность и способность к действиям, направленным на осуществление исследовательской деятельности. По ее мнению, исследовательские умения составляют систему интеллектуальных, практических знаний, умений и навыков, которые самостоятельно позволяют осуществить отдельные части исследования или исследование в целом.

Другую точку зрения высказывают Н. Л. Головизнина [5], В. В. Успенский [18], И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова [6]. Они рассматривают исследовательские умения как меру, результат исследовательской деятельности. В частности, Н. Л. Головизнина [5] под исследовательскими умениями понимает ожидаемый результат обучения исследовательской деятельности, представляющий интеграцию специальных, осознанных, взаимообусловленных, в совершенстве освоенных действий, обеспечивающих обучающимся самостоятельное создание исследовательского продукта.

Исходя из проведенного анализа определений понятия «исследовательские умения», отметим, что для ребенка исследование базируется на исследовательском поведении, являющемся базовой потребностью дошкольника; основу исследовательского поведения, как и исследовательской деятельности, составляет исследовательская активность; результатом исследовательской деятельности является формирование исследовательских умений.

В психолого-педагогической литературе представлена структура исследовательских умений.

А. И. Савенков считает, что в структуру исследовательских умений входят умения задавать вопросы, видеть проблемы в определенных обстоятельствах; выдвигать верные гипотезы, суждения, делать выводы и умозаключения; доказывать объяснять, защищать свои идеи; структурировать и классифицировать полученную информацию; наблюдать и экспериментировать [15, с. 32].

А. Н. Поддьяков в структуре исследовательских умений выделяет: «умение рассматривать предметы, расчленять их на части, анализировать, выделять в частях составные детали и то, какими способами они закреплены, умение сравнивать и отмечать в предметах общее и различное, обобщать, умение решать исследовательские задачи, анализировать условие, задавать вопросы, умение адекватно планировать свою исследовательскую деятельность, умение анализа

объекта: его свойств, структуры, качеств и взаимосвязей» [13, с. 74].

H. А. Семенова [16] выделяет несколько групп исследовательских умений - это организационные умения (когда ребенок может сам организовать свою работу); поисковые умения (умения и знания, связанные с осуществлением исследования); информационные умения (умения работать с информацией, текстом); умения презентовать результаты свой работы, в том числе на публике; оценочные умения (умения, связанные с анализом и оценкой своей деятельности).

Исходя из анализа психолого-педагогической и методической литературы, в структуре исследовательских умений мы выделили следующие умения: 1) видеть проблему, искать, предлагать пути ее решения; 2) формулировать и задавать вопросы; 3) выдвигать и проверять гипотезы; 4) планировать исследовательскую деятельность;

5) делать выводы и умозаключения;

6) представлять и оценивать результаты своей работы.

Изложение основного материала. Для формирования у детей дошкольного возраста исследовательских умений необходимо использовать специальные игровые упражнения. Данные упражнения могут использоваться как на занятиях по формированию математических представлений, так и в режимных моментах. Представим игровые упражнения для каждого выделенного нами исследовательского умения.

I. Умение видеть проблему, искать, предлагать пути ее решения.

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами».

«Зима. Утро. Небо покрылось черными тучами, пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...» Педагог предлагает детям продолжить рассказ, но сделать это по-разному, в зависимости от того, чья роль тебе достанется:

- Тебе нужно через двор перевести тяжелую сумку с продуктами, а потом можно будет погулять во дворе с друзьями, покататься на горке.

- Ты водитель грузовика и необходимо заехать во двор, погрузить мебель и перевести ее на новую квартиру.

- Ты летчик, которому сегодня необходимо отправиться в полет.

- Ты голодная ворона, которая сидит на ветке дерева.

- Ты заяц или лиса, живущая в лесу.

- Ты заяц или лиса, живущая в зоопарке.

2. Умение формулировать и задавать вопросы.

Упражнение «Угадай, какой предмет из окружающей обстановки был

задуман».

Воспитатель вызывает одного игрока и на ушко озвучивает предмет, о котором нужно рассказать. Предварительно они договариваются, что игрок не называет предмет, а рассказывает о его форме, размере, цвете, пространственном расположении в комнате. Остальные игроки слушают и должны понять, какой предмет был загадан. Также дети могут задавать уточняющие вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет».

Возможно использовать различные варианты этой игры:

- Отгадать задуманный предмет одежды ведущего, а потом рассказать о его назначении (например, загадать очки).

- Отгадать задуманный фрукт или овощ, лежащий на столе у воспитателя.

- Отгадать помещение в детском саду.

- Отгадать предмет на картине.

3. Умение выдвигать и проверять гипотезы.

Упражнение на установление причинно-следственных связей: «Назови возможную причину события».

Задание 1. Педагог предлагает детям придумать три сказочных объяснения явления.

Задание 2. Педагог предлагает детям придумать три правдоподобные причины явления.

Каждый ответ обязательно должен начинаться со слов:

- Может быть, ...

- Предположим, ...

- Допустим, .

- Возможно, .

- Что если, ...

Примерные ситуации:

- Почему колесо круглое?

- Что нужно сделать, чтобы узнать, с какой стороны детского сада растет больше деревьев?

- Сколько детей смогут одновременно сесть на скамейку (сначала предположить, а потом проверить предположение)?

- Сможет ли Катя поднять сумку (что нужно знать, чтобы высказать гипотезу)?

- Что успеет сделать Андрей за 1 минуту (сначала предположить, а потом проверить)?

4. Умение планировать исследовательскую деятельность.

Упражнение на мыслительные эксперименты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагог задает детям вопросы, которые требуют особой мыслительной деятельности, а именно работы по выдвижению предположений и их проверке в уме без использования наглядности. Затем дети проводят спланированную в результате мыс-

ленного эксперимента деятельность на практике.

- Что можно сделать из песка (дерева, бетона, муки)?

- Что будет, если исчезнет вода (растения, машины)?

- Что будет, если колеса будут иметь форму куба (конуса, шара)?

- Что нужно сделать, чтобы определить, войдет ли бабушкин диван в твою комнату, если у тебя нет с собой рулетки?

- Как узнать, в чье ведро можно налить больше воды, если вы спорите с другом по телефону и ведра у вас разные?

- Если бы город был лесом, чем были бы автомобили? и др.

5. Умение делать выводы и умозаключения.

Упражнение на развитие у дошкольников логической операции «обобщение».

Педагог предлагает детям назвать как можно больше предметов, которые имеют общие признаки:

- имеет круглую форму и прозрачный (увеличительное стекло, лед в озере, пластиковая крышка и др.);

- легкий и большой (подушка, одеяло и т. д.);

- и др.

Назови как можно больше сказок (рассказов) со следующими признаками:

- в сказке (рассказе) 7 (4, 5, 12) персонажей;

- повествование имеет вид циклического (линейного, разветвляющегося) алгоритма;

- в сказке (рассказе) есть эпизод, когда герои встают в ряд от самого высокого (старого) до самого низкого (молодого);

- в сказке (рассказе) события развиваются хотя бы на протяжении двух времен года (суток).

Организуя исследовательскую деятельность с детьми дошкольного возраста, педагог может формировать сразу несколько исследовательских умений.

В образовательном процессе детского сада целесообразно исследовательскую деятельность дошкольников осуществлять в различных, в том числе и нетрадиционных формах обучения детей - это такие формы как экскурсия, занятие-проект, коллекционирование, свободная деятельность дошкольников. В рамках экскурсии и занятия-проекта исследование, организованное педагогом, будет проходить по соответствующим этапам. При такой же форме обучения как коллекционирование дети смогут самостоятельно или с небольшой помощью взрослого определить признаки, по которым они будут собирать коллекцию. В процессе сбора коллекции у детей формируются такие умения, как умение собирать ин-

формацию и умение ее структурировать. Сбор коллекции может быть осуществлен в самостоятельной деятельности детей, а также совместно с родителями. Готовые коллекции можно использовать как пособие для будущих занятий.

Приведем пример организации исследовательской деятельности на занятии в старшей группе детского сада при формировании математических представлений.

Занятие проходит в игровой форме -организуется игра с водой/песком. В игровой ситуации исследуются такие математические понятия, как неопределенность и данные, которые возникают в процессе измерения величины и определения вероятностного исхода события. В результате решения проблемы, возникшей в игре, дети смогут сделать вывод о прямо и обратно пропорциональных зависимостях. Стоит отметить, что организация игры с водой не всегда возможна в условиях группы детского сада. Несмотря на то, что игры с водой особенно ценны для создания положительных эмоций у детей, они часто увлекаются и могут случайно разлить воду, поэтому воду можно заменить на любой сыпучий материал: песок, крупу, гречку или горох.

Для организации исследовательской деятельности необходимо использовать оборудование: таз с водой/песком, три одинаковые прозрачные емкости, три различные по объему мерки (маленькая, средняя и большая).

Перед началом игры детей делят на три команды, каждая команда получает свою мерку, с помощью которой они будут переносить из общей тары (таза) воду/песок в свою прозрачную емкость. Каждый ход команды, когда переливается вода из общей емкости в свою, начинается с броска кубика, который показывает, сколько раз можно за данный ход перелить воду (сколько мерок можно использовать для заполнения данной емкости водой за один ход). Выигрывает та команда, которая сможет первой заполнить свою емкость водой/песком.

Педагог объясняет правила игры и организует исследовательскую деятельность дошкольников по следующим этапам:

1 этап «Постановка проблемы». После объяснения правил игры педагог формулирует проблемный вопрос: «Посмотрите на те мерки, которые достались каждой команде. Как вы думаете, какая команда быстрее заполнит свою емкость?»

2 этап «Выдвижение гипотез». После постановки педагогом проблемного вопроса дети начинают выдвигать свои гипотезы, предположения. Воспитатель может задать уточняющие вопросы на понимание, побуждая детей аргументировать свою точку

зрения. В ходе обсуждения рождаются три гипотезы - первая команда сможет быстрее заполнить емкость, вторая команда или третья команда.

3 этап «Проверка гипотезы». На данном этапе проходит реализация запланированного игрового действия по заранее обозначенным правилам.

4 этап «Анализ полученных результатов». После игры воспитатель предлагает детям озвучить те условия, которые позволили той или иной команде первой заполнить свою емкость и выиграть. В результате обсуждения выясняется, что таких условий было два: число ходов, которое указывал игральный кубик (сколько раз за ход можно было перелить жидкость меркой из общей тары в свою емкость), и объем мерки (команде с самой маленькой меркой было намного труднее догнать соперников).

Педагог делает акцент, что одно условие зависит от удачи (вероятности выпадения очков на кубике), а специфика второго условия в том, что его изменить нельзя.

Далее воспитатель озвучивает второй проблемный вопрос: «А как вы думаете, если бы мы не использовали в игре кубик, а каждая команда за один ход могла перелить только одну мерку, то какая бы команда выиграла?». Дети вновь выдвигают гипотезы. Большинство дошкольников склоняется к версии, что это команда, которая имеет самую большую по объему мерку. Педагог предлагает проверить гипотезу, провести еще один эксперимент. Дошкольники подсчитывают количество различных по объему мерок для заполнения одинаковых емкостей, таким образом они узнают, сколько раз нужно перелить меркой воду из общей тары, чтобы заполнить свою.

5 этап «Формулирование выводов». Только после проведения проверки гипотез и анализа предположений дошкольников во второй части игры педагог переходит к завершающему этапу. Воспитатель при помощи наводящих и уточняющих вопросов побуждает детей сделать выводы о зависимости исхода игры от размера мерки. В результате игры старшие дошкольники должны понять, что между меркой и результатом измерения существует обратно пропорциональная зависимость - чем больше мерка, тем меньше их количество.

На данном этапе для организации рефлексии деятельности детей можно использовать план обсуждения и оценки совместных действий дошкольников в игре. Педагогу необходимо понять и зафиксировать, какие чувства порождают исследования, проведенные детьми, нравится им такой вид деятельности или нет, какие трудности возникали у них в процессе игры, какие ис-

следовательские умения у них сформированы на достаточном для исследовательской деятельности уровне, а над формированием каких нужно поработать дополнительно.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Проведенная работа показала, что для эффективного формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста при организации исследовательской деятельности необходимо соблюдать ряд требований:

- исследование, организованное педагогом, должно быть интересным, увлекательным и полезным для детей данного возраста;

- исследовательскую деятельность необходимо реализовывать на уровне, доступном для детского восприятия;

- при выборе форм и методов для организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности и специфику образовательной деятельности в детском саду;

- при определении тематики исследо-

ваний нужно учитывать интересы дошкольников;

- продолжительность исследовательской деятельности не должна превышать время, отводимое на образовательную деятельность для детей старшего дошкольного возраста, чтобы не допустить утомляемости и потери интереса и концентрации внимания детей;

- для обеспечения индивидуального подхода к развитию каждого ребенка педагогу необходимо регулировать помощь, которую он оказывает в процессе организации исследования.

Учет данных требований и применение описанных в статье игровых упражнений позволит удовлетворить любознательность детей старшего дошкольного возраста, будет способствовать развитию у них умений задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, наблюдать, экспериментировать, то есть позволит сформировать исследовательские умения у детей старшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т. А. Аксенова. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2016. - № 12.6. -С. 1-6. - URL: https://moluch.ru/archive/116/31981/ (дата обращения: 23.08.2021).

2. Веракса, Н. Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 123-127.

3. Водовозова, Е. Н. Царство свободного ребенка. Избранные статьи о воспитании : монография / Е. Н. Водовозова ; сост. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М. : Издательский дом «Карапуз», 2010. - 283 с.

4. Воронина, Л. В. Условия формирования исследовательских умений в процессе обучения математике / Л. В. Воронина // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - С. 140-145.

5. Головизнина, Н. Л. Исследовательские умения как средство развития самодеятельности старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Головизнина Н. Л. - Киров, 2005. - 195 с.

6. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. - Ижевск, 2001. - 103 с.

7. Кит, Г. Г. Развивающий потенциал поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста / Г. Г. Кит / / АНИ: педагогика и психология. - 2013. - № 2. - С. 14-16.

8. Лернер, И. Я. О методах обучения / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин // Советская педагогика. - 1965. -№ 3. - С. 118-119.

9. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. - М. : Знание, 1974. - 64 с.

10. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе : книга для учителей / М. И. Ма-хмутов. - М. : Просвещение, 1977. - 240 с.

11. Михайлова, З. А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова. - СПб. : Детство-пресс, 2012. - 156 с.

12. Поволяева, М. Н. Развитие научного знания в содержании школьного и дополнительного образования детей / М. Н. Поволяева // Внешкольник. - 2004. - № 3. - С. 13-14.

13. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддьяков. - М. : Эребус, 2006. - 264 с.

14. Ротенберг, В. С. BASE (Опросник поведенческих установок и поисковой активности): руководство по применению / В. С. Ротенберг, А. Л. Венгер. - Москва : Изд-во СГУ, 2007. - 121 с.

15. Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8 / А. И. Савенков. - М. : Педагогический университет. Первое сентября, 2007. - 92 с.

16. Семенова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семенова // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 45-49.

17. Скопина, М. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС / М. А. Скопина. -URL: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-dou-po-fgos.html#i (дата обращения: 23.08.2021). - Текст : электронный.

18. Успенский, В. В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Успенский В. В. - М., 1967.

19. Curiosity and exploration / ed. by H. Keller, K. Schneider, B. Henderson. - Berlin : Springer-Verlag, 1994.

20. Henderson, B. Exploration by preschool children: Peer interaction and individual differences / B. Henderson // Merril-Palmer Quarterly. - 1980. - No. 27. - P. 241-255.

21. Inagaki, K. Effects of object curiosity on exploration learning in young children / K. Inagaki // Psychological reports. - 1978. - Vol. 42 (3). - P. 899-908.

22. Keller, H. A developmental analysis of exploration styles / H. Keller // Curiosity and exploration / ed. by H. Keller, K. Schneider, B. Henderson. - Berlin : Springer-Verlag, 1994. - P. 199-212.

23. Nunnaly, J. C. Exploratory behaviour and human development / J. C. Nunnaly, L. C. Lemond / / Advances in child development and behaviour. Vol. 8 / ed. by L. P. Lipsitt, H. W. Reese. - New York, 1973. - P. 59-112.

24. Rigol, R. M. Fairy tales and curiosity. Exploratory behavior in literature for children or the Futile attempt to keep girls from the spindle / R. M. Rigol // Curiosity and exploration / ed. by H. Keller, K. Schneider, B. Henderson. - Berlin : Springer-Verlag, 1994. - P. 15-29.

REFERENCES

1. Aksenova, T. A. (2016). Razvitie doshkol'nika v poznavatel'no-issledovatel'skoi deyatel'nosti v usloviyakh realizatsii FGOS DO [The Development of a Preschooler in Cognitive Research Activities in the Context of the Implementation of the Federal State Educational Standard]. In Molodoi uchenyi. No. 12.6, pp. 1-6. URL: https://moluch.ru/archive/116/31981/ (mode of access: 23.08.2021).

2. Veraksa, N. E. (2001). Osobennosti preobrazovaniya protivorechivykh problemnykh situatsii dosh-kol'nikami [Features of the Transformation of Conflicting Problem Situations by Preschoolers]. In Voprosy psikhologii. No. 3, pp. 123-127.

3. Vodovozova, E. N. (2010). Tsarstvo svobodnogo rebenka. Izbrannye stat'i o vospitanii [Kingdom of the Free Child. Selected Articles on Education]. Moscow, Izdatel'skii dom «Karapuz». 283 p.

4. Voronina, L. V. (2015). Usloviya formirovaniya issledovatel'skikh umenii v protsesse obucheniya matematike [Conditions for the Formation of Research Skills in the Process of Teaching Mathematics]. In Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. No. 9, pp. 140-145.

5. Goloviznina, N. L. (2005). Issledovatel'skie umeniya kak sredstvo razvitiya samodeyatel'nosti starsheklassnikov [Research Skills as a Means of Developing the Self-Activity of High School Students]. Dis. ... kand. ped. nauk. Kirov. 195 p.

6. Zimnyaya, I. A., Shashenkova, E. A. (2001). Issledovatel'skaya rabota kak spetsificheskii vid chelovecheskoi deyatel'nosti [Research Work as a Specific Type of Human Activity]. Izhevsk. 103 p.

7. Kit, G. G. (2013). Razvivayushchii potentsial poiskovo-issledovatel'skoi deyatel'nosti detei doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Developing Potential of Search and Research Activities of Children of Preschool and Primary School Age]. In ANI: pedagogika i psikhologiya. No. 2, pp. 14-16.

8. Lerner, I. Ya., Skatkin, M. N. (1965). O metodakh obucheniya [About Teaching Methods]. In Sovetskaya pedagogika. No. 3, pp. 118-119.

9. Lerner, I. Ya. (1974). Problemnoe obuchenie [Problem Learning]. Moscow, Znanie. 64 p.

10. Makhmutov, M. I. (1977). Organizatsiya problemnogo obucheniya v shkole [Organization of Problem-Based Learning at School]. Moscow, Prosveshchenie. 240 p.

11. Mikhailova, Z. A., Babaeva, T. I., Klarina, L. M., Serova, Z. A. (2012). Razvitie poznavatel'no-issledovatel'skikh umenii u starshikh doshkol'nikov [The Development of Cognitive Research Skills in Older Preschoolers]. Saint Petersburg, Detstvo-press. 156 p.

12. Povolyaeva, M. N. (2004). Razvitie nauchnogo znaniya v soderzhanii shkol'nogo i dopolnitel'nogo obra-zovaniya detei [Development of Scientific Knowledge in the Content of School and Additional Education of Children]. In Vneshkol'nik. No. 3, pp. 13-14.

13. Podd'yakov, A. N. (2006). Issledovatel'skoe povedenie: strategii, poznaniya, pomoshch', protivodeistvie, konflikt [Exploratory Behavior: Strategies, Cognition, Help, Opposition, Conflict]. Moscow, Erebus. 264 p.

14. Rotenberg, V. S., Venger, A. L. (2007). BASE (Oprosnik povedencheskikh ustanovok i poiskovoi ak-tivnosti): rukovodstvo po primeneniyu [BACE (Inventory of Behavioral Attitudes and Search Activity): Application Guide]. Moscow, Izdatel'stvo SGU. 121 p.

15. Savenkov, A. I. (2007). Detskoe issledovanie kak metod obucheniya starshikh doshkol'nikov. Lektsii 5—8 [Children's Research as a Method of Teaching Older Preschoolers. Lectures 5-8]. Moscow, Pedagogicheskii uni-versitet. Pervoe sentyabrya. 92 p.

16. Semenova, N. A. (2006). Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchikhsya [Research Activities of Students]. In Nachal'naya shkola. No. 2, pp. 45-49.

17. Skopina, M. A. Poznavatel'no-issledovatel'skaya deyatel'nost' v DOU po FGOS [Cognitive-Research Activity in the Preschool Educational Institution According to the Federal State Educational Standard]. URL: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-dou-po-fgos.html#i (mode of access: 23.08.2021).

18. Uspensky, V. V. (1967). Shkol'nye issledovatel'skie zadachi i ikh mesto v uchebnom protsesse [School Research Tasks and Their Place in the Educational Process]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow.

19. Keller, H., Schneider, K., Henderson, B. (Eds.). (1994). Curiosity and Exploration. Berlin, Springer-Verlag, 1994.

20. Henderson, B. (1980). Exploration by Preschool Children: Peer Interaction and Individual Differences. In Merril-Palmer Quarterly. No. 27, pp. 241-255.

21. Inagaki, K. (1978). Effects of Object Curiosity on Exploration Learning in Young Children. In Psychological reports. Vol. 42 (3), pp. 899-908.

22. Keller, H. (1994). A Developmental Analysis of Exploration Styles. In Keller, H., Schneider, K., Henderson, B. (Eds.). Curiosity and exploration. Berlin, Springer-Verlag, pp. 199-212.

23. Nunnaly, J. C., Lemond, L. C. (1973). Exploratory Behaviour and Human Development. In Lipsitt, L. P., Reese, H. W. (Eds.). Advances in child development and behaviour. Vol. 8. New York, pp. 59-112.

24. Rigol, R. M. (1994). Fairy Tales and Curiosity. Exploratory Behavior in Literature for Children or the Futile Attempt to Keep Girls from the Spindle. In Keller, H., Schneider, K., Henderson, B. (Eds.). Curiosity and exploration. Berlin, Springer-Verlag, pp. 15-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.