Научная статья на тему 'ИГРОВОЙ МЕТОД КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИГРОВОЙ МЕТОД КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Анна Владимировна, Савченко Владимир Владимирович

В статье рассмотрена проблема целесообразности и возможности использования игровых методов для развития социальных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности. Раскрыты основные направления педагогической организации игровой деятельности, способствующие развитию социальных навыков младших школьников. Выделено основное педагогическое значение игры для развития социальных навыков. В практической части статьи приведены примеры игр для развития социальных навыков, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности в начальной школе: на установление тесного контакта между воспитанниками, на снятие напряжения; для развития доверия, навыков общения; для развития навыков разрешения конфликтов.The article considers the problem of expediency and the possibility of using game methods for the development of social skills in younger schoolchildren in extracurricular activities. The main directions of the pedagogical organization of gaming activities that contribute to the development of social skills of younger schoolchildren are revealed. The main pedagogical significance of the game for the development of social skills is highlighted. In the practical part of the article, examples of games for the development of social skills that can be used in extracurricular activities in primary school are given: to establish close contact between pupils, to relieve tension; to develop trust, communication skills; to develop conflict resolution skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Анна Владимировна, Савченко Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРОВОЙ МЕТОД КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Казакова Анна Владимировна, студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова" Институт непрерывного педагогического образования Савченко Владимир Владимирович, научный руководитель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова"Институт непрерывного педагогического образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

"Средняя общеобразовательная школа №5»

ИГРОВОЙ МЕТОД КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье рассмотрена проблема целесообразности и возможности использования игровых методов для развития социальных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности. Раскрыты основные направления педагогической организации игровой деятельности, способствующие развитию социальных навыков младших школьников. Выделено основное педагогическое значение игры для развития социальных навыков. В практической части статьи приведены примеры игр для развития социальных навыков, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности в начальной школе: на установление тесного контакта между воспитанниками, на снятие напряжения; для развития доверия, навыков общения; для развития навыков разрешения конфликтов.

Ключевые слова: игровые методы, внеурочная деятельность, социальные навыки, игровые упражнения, значение игры.

Annotation: The article considers the problem of expediency and the possibility of using game methods for the development of social skills in younger schoolchildren in extracurricular activities. The main directions of the pedagogical organization of gaming activities that contribute to the development of social skills of younger schoolchildren are revealed. The main pedagogical significance of the game for the development of social skills is highlighted. In the practical part of the article, examples of games for the development of social skills that can be used in extracurricular activities in primary school are given: to establish close contact between pupils, to relieve tension; to develop trust, communication skills; to develop conflict resolution skills.

Keywords: game methods, extracurricular activities, social skills, game exercises, the meaning of the game.

Дети младшего школьного возраста живут в своём мире, наполненном обилием сказочных и «мультяшных» персонажей, игрушек, фантазий. В мире, где любой предмет может иметь супер-силы, способности, выполнять те функции, которые диктует им их воображение, а обычный учебный и воспитательный процесс не вызывает у них большого увлечения и любопытства. Поэтому чтобы сделать переход к учебно- воспитательной деятельности как можно более комфортно, следует применять такие методы и средства, которые не позволят потерять интерес к самому обучению и получению социального опыта. Лучшим средством для этого является игра. Поскольку она является ведущим видом деятельности ребёнка, средством всестороннего развития и воспитания начиная с рождения. Игра способна повысить эффективность учебно- воспитательного процесса, особенно когда это касается формированию социальных навыков у младших школьников [1, c.

14].

Актуальность данной темы обусловлена тем, что формирование социальных навыков является одной из важнейших составляющих овладения

социокультурным пространством. Но одним из способов, который значительно облегчит формирование социального навыка у младших школьников и сделает его более интересным, является использование во внеурочной деятельности игровых методов. Ибо именно в игре ребёнок расслабляется, свободно выражает свои мысли и импровизирует, выступая в роли собеседника и улучшая свои коммуникативные навыки. Игра создаёт совсем другую, непринужденную обстановку, в которой ребёнок чувствует себя увереннее, комфортнее и не боится выразить своё собственное мнение. Однако следует обязательно помнить, что любая игра имеет определенные цели и задачи, и только правильное её применение поможет правильно повлиять на социальное развитие младшего школьника.

Исследованием игровых методов для развития социальных навыков у младших школьников занимались ряд педагогов-учёных, такие как: В. И Махров, А. А. Коваленко, В. В. Гуркова, Г. М. Безугла и другие. Психологи С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, внесли весомый вклад в разработку теории детских игр, показав их социальный характер и роль в воспитании, которая является наиболее весомой при сочетании игровой деятельности с обучением [2; 9]. Это свидетельствует о факте, который подтверждает, что тема игры в образовательном процессе была и остается актуальной.

Игра - это преимущественно коллективная или групповая форма работы с развлекательной или учебной целью. Во время игры развивается творческое мышление, воображение и внимание. Учащиеся попадают в социальную ситуации, из которых самостоятельно должны найти выход, учит младших школьников принимать правильные решения и отвечать за свои поступки.

Есть множество игр, имеющих свои особенности, признаки и функции. И в процессе развития социальных навыков в начальной школе важно изменять не количество игровых методов, а их виды и формы проведения. Поскольку, например, первоклассникам нравятся игры-путешествия, сказки, а ученикам 3-4 классов- соревнования, деловые игры.

Следует заметить, что выбирая игру, следует учесть и характеры учащихся. У всех детей разные предпочтения, поэтому сама организация требует приложения больших усилий [3, а 303].

Во внеурочной деятельности в начальной школе целесообразно проводить игры, дающие учащимся возможность ознакомиться с правилами и нормами общения, этикетом, а также закрепить языковые и речевые навыки детей. В зависимости от цели, задач и способов проведения выделяют разные виды игр, однако, наиболее ценными для улучшения коммуникативных навыков младших школьников, по нашему мнению, является ролевая игра. Это игра развлекательного характера, в которой каждый из участников получает определенную роль, и течение хода игры, воплощает её в реальность. Если говорить о её роли, то она является огромной, поскольку в таком виде деятельности учащиеся имеют возможность проявить все свои знания, умения, совершенствоваться, показывать свои скрытые эмоции и таланты, развивать своё внимание, воображение и мышление. Развиваются социальные навыки, так как младшие школьники учатся лучше понимать сверстников; умению слушать; доносить информацию собеседнику; развиваются вербальная и невербальная коммуникации; умению преодолевать коммуникативные барьеры; контролировать собственные эмоции и выражения. Во время проведения игры, создаётся благоприятная ненавязчивая атмосфера, где исчезает барьер между учителем и учеником, в котором каждый ребёнок может реализовать себя.

Что касается эффективности ролевой игры, то именно она мотивирует социальные навыки учащихся, поскольку участники оказываются в ситуации, где возникает необходимость что-то сказать, доказать, выложить. Таким образом развиваются коммуникативные навыки школьников, умение правильно общаться и высказать свое мнение, вести диалог.

Каждый вид игры имеет свои особенности и выполняет соответствующие функции. Некоторые игры создаются на основе образцов, другие на основе задач. Бывают и такие, где учащиеся сами выбирают форму общения, распределяют роли, учитель только называет тему и кратко описывает

ситуацию. Продолжительность ролевой игры во внеклассной деятельности может варьироваться от небольшого эпизода до целого кружкового занятия. Это зависит от цели и задач, поставленных учителем, а также от методики самого учителя [2, с. 3].

В течение учебного года педагог во внеурочной деятельности с младшими школьниками может использовать разнообразные игровые задания, упражнения, игры, которые направлены на развитие и совершенствование определённого коммуникативного навыка. Приведём примеры игр.

Игры, направленные на установление тесного контакта между сверстниками, на снятие напряжения. Игра «Ассоциация». Педагогическая ценность игры: развитие воображения, творческого мышления младших школьников, формирование умения передавать информацию, развлекательная направленность. Аналог игры «Испорченный телефон», однако вместо одного слова играющим предлагается назвать ассоциацию с тем словом, которое он услышал от соседа (например: облако - белое - пушистое- вата), и так по кругу. К проводящему игры доходит определённый результат (как правило очень неожиданный и смешной). Дальше учитель просит младших школьников озвучить свои ассоциации [5].

Игра «Движение по кругу». Цель игры: установление контакта с воспитанниками, снятие напряжения, создание в коллективе положительного эмоционально-психологического фона. Участники игры закрывают глаза. Ведущий передает определённое движение (например: подёргать за правое ухо), соседу справа, но не открывая глаз, должен передать это же движение, и только потом открывает глаза. Как правило, начальное движение меняется до неузнаваемости, это в свою очередь приводит младших школьников в восторг

[5].

Игры для развития доверия, навыков общения. Основная цель игр на доверие, общение - это развитие у членов группы определенных навыков общения. Игры способствуют сплочению класса, формированию доброжелательной и безопасной атмосферы в группе, помогают

самораскрытию участников [4].

«Найти пару». Участникам раздают полоски бумаги, на которых написаны названия животных. Каждый молча должен найти свою «пару» — такого же животного. Пары образуют круг. Каждая пара показывает своё животное, остальные должны угадать, что это за животное.

Упражнения для развития навыков разрешения конфликтов. «Очаровательные очки». Ведущий. У меня есть волшебные очки. Человек, который их наденет на глаза, будет видеть только хорошее у других, даже то, что человек скрывает от других. А ну-ка примеряю эти замечательные очки... Ой, ребята, какие вы веселые, смелые, умные! Учитель подходит к каждому участнику и называет некое его хорошее качество. Давайте теперь каждый из вас примеряет эти волшебные очки по очереди и тщательно рассмотрите своего одноклассника. Возможно, каждый из вас заметит то, чего вы раньше у своего соседа не замечали. В общении немалую роль играет интонация человека и эмоция [3].

Упражнение «Передать одним словом». Учитель раздаёт карточки с названием эмоций, задача воспитанников, не показывая их другим участникам, сказать слово «Привет» с интонацией, а затем продемонстрировать такое движение «Привет» ответной эмоцией, написанной на карточке участника игры. Остальные угадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник [3].

Перечень эмоций: радость, злость, удивление, сожаление, разочарование, раздражение, подозрительность, грусть, веселье, холодное безразличие, спокойствие, уныние, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость.

Рефлексия: (5 минут)

1. Легко ли было отгадать эмоцию по интонации одноклассника?

2. Насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

3. Что лучшее слово, мимика или движение демонстрирует ваше настроение?

Существует такое понятие как «невербальное общение». Невербальное общение - это символы, жесты, манеры, тембр, мимика человека, одним словом, неречевые формы общения.

Упражнение «Общее внимание». Участники игры выполняют одно простое задание, любыми средствами, при этом не прибегают к физическим действиям и не разговаривают. Задача игрока- привлечь внимание окружающих. Задача усложняется так как одновременно её должны выполнять все участники игры.

Рефлексия: (5 минут)

Кому-то удалось привлечь внимание к себе других? С помощью чего?

Процесс развития социальных навыков достаточно сложный и длительный процесс, младшему школьнику необходим тот социальный опыт, который он получает в игре, так как путём проб и ошибок ребёнок находит выход из конфликтной или проблемной ситуации.

Таким образом, игровые методы направлены на развитие социальных навыков младших школьников, таких как: установление контакта между сверстниками, умению понимать друг друга; умение слушать; достоверно доносить информацию сверстнику или взрослому; развитие вербальной и невербальной коммуникации; умение справляться со многими коммуникативными барьерами; умение контролировать собственные высказывания и эмоции [1].

Следовательно, игра является эффективным социальным приёмом, поскольку формирует у младших школьников способность к общению и выражению собственного мнения. Игровая деятельность помогает развивать и совершенствовать правильность речи, эмоциональность, наполненность, расширяет словарный запас и развивает коммуникативные навыки. Поскольку игра помогает сделать обучение более интересным, то учащиеся с удовольствием входят в процесс и выполняют свои роли. Такая форма во внеклассной работе позволяет младшим школьникам, у которых возникают проблемы в коммуникации со сверстниками, взрослыми, выполнять задачи,

которые им трудно даются в реальной жизни. Ибо именно в игре существует условность и нет как таковой оценки, поэтому школьник чувствует равенство и уверенность в своих силах. И самое важное то, что все это происходит в форме коммуникации.

Библиографический список:

1. Венгер Л.А. Игра как вид деятельности/ Л.А. Венгер // Записки психолога. - 2008. - № 3. - С. 42-56.

2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка//Вопросы Украины. -1966.- № 6. - С. 13-15.

3. Восемнадцатый Краветь Н.М. Игровые технологии обучения как одна из инновационных форм учебно-воспитательного процесса ВУЗа. Винницкий национальный технический университет [Электронный ресурс]/Н.М. Кравец, О.В. Гречановская. - Режим доступа: https://conferences.vntu.edu.ua/index.php/all.. ./all.. ./1547.

4. Джиннот Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Хейм Дж.Джиннот / Пер. с анг. И. Романовой; науч. ред. Е. Рыбина. - Изд-во Института психотерапии, 2005. - 272 с.

5. Играя, побеждаем стресс. Игры для детей и их взрослых. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). - К., 2015. - 68 с.

6. Игровые технологии как инструмент профилактической работы специалистов психологической службы учебных заведений: [учебно-методическое пособие] / Автор-составитель Т.В. Войтех. - Черкассы: Черкасский ОИПОПП, 2014. - 92 с.

7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Обруч, 2012. - 84 с.

8. Учимся решать проблемы / Т.В. Азарова, А.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Э.Г. Королева, О.М. Пяткова; под общ. ред. М.Р. Битяновой. -М.: Главник, 2007. - 144 с.

9. Эльконин Д.Б. «Игра, ее место и роль в жизни и развитие детей»,

«Дошкольное воспитание». - 1976. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.