Научная статья на тему 'ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И СЛУХА'

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕТИ С БИСЕНСОРНЫМ ДЕФЕКТОМ / КОРРЕКЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щедрина В. С., Осиева В. В.

Обоснована значимость социальной среды, игровой и внеурочной деятельности для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ведь именно с её помощью в процессе различных видов деятельности приобретаются навыки коммуникации. Также определена цель формирующего эксперимента, перечислены этапы коррекционной работы и систематизация игр. Немаловажным фактором является организация самих игр, поэтому упомянуты правила, которыми нужно руководствоваться при их подборе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щедрина В. С., Осиева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAY AS A MEANS OF DEVELOPING SOCIAL INTERACTION OF CHILDREN WITH VISUAL AND HEARING IMPAIRMENTS

The article substantiates the importance of the social environment, play and extracurricular activities in the development of a child with disabilities. After all, it is with its help that communication skills are developed in the process of various types of activities. The article also describes the purpose of the formative experiment, lists the stages of correctional work and the systematization of games. The organization of the games themselves is also important, so the rules that need to be followed when selecting them are mentioned.

Текст научной работы на тему «ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И СЛУХА»

УДК 376.37

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И СЛУХА

В. С. Щедрина1, В. В. Осиева2

1 Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация) 2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация)

Обоснована значимость социальной среды, игровой и внеурочной деятельности для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ведь именно с её помощью в процессе различных видов деятельности приобретаются навыки коммуникации. Также определена цель формирующего эксперимента, перечислены этапы коррекционной работы и систематизация игр. Немаловажным фактором является организация самих игр, поэтому упомянуты правила, которыми нужно руководствоваться при их подборе.

Ключевые слова: игра, развитие, социальное взаимодействие, дети с бисенсорным дефектом, коррекция, коммуникация, систематизация.

PLAY AS A MEANS OF DEVELOPING SOCIAL INTERACTION OF CHILDREN WITH VISUAL AND HEARING IMPAIRMENTS

V. S. Shchedrina1, V. V. Osieva2

:Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

2Russian State Pedagogical University in the name of A. I. Herzen (St. Petersburg, Russian Federation)

The article substantiates the importance of the social environment, play and extracurricular activities in the development of a child with disabilities. After all, it is with its help that communication skills are developed in the process of various types of activities. The article also describes the purpose of the formative experiment, lists the stages of correctional work and the systematization of games. The organization of the games themselves is also important, so the rules that need to be followed when selecting them are mentioned.

Keywords: game, development, social interaction, children with bisensory defect, correction, communication, systematization.

Введение. Игра является ведущим звеном в дошкольном образовании и очень важна для детей с ОВЗ, поскольку особое внимание направлено на развитие психических функций познавательной деятельности. Игры помогают усваивать общественный опыт, повышают настроение, бодрость духа и активность, улучшают эмоциональный фон. Для успешного обучения необходимо менять вид деятельности, переключать внимание ребёнка, не забывать про физкультминутки. Существует большое количество таких игр: спортивных, сюжетно-ролевых, познавательных, подвижных и т. д.

Цель воспитательной работы заключается в создании необходимых условий для адаптации ребёнка с ОВЗ к обществу сверстников. Игра решает такие образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные задачи, как

- развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы;

- развитие мелкой и общей моторики;

- формирование навыков коммуникации.

Задача авторов данной статьи — проанализировать влияние игр на коррекционную работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Основная часть. Внеурочная деятельность — очень важная форма воспитания детей. Она помогает удовлетворять их потребности в неформальном общении во время школьных вечеров, праздников, фестивалей, на детской площадке и т. п. Во внеурочное время используются следующие игры:

- дидактические — эти игры развивают внимание, память, предприимчивость, наблюдательность, инициативность и интеллект. Российский психолог А. Н. Леонтьев отмечал: «Дидактические игры относятся к «рубежным» играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают» [1]. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети, совершенно не подозревая, осваивают новые знания, овладевают новыми навыками, учатся культуре общения друг с другом;

- театрализованные — такие игры способствуют знакомству детей с устным народным творчеством и развивают интерес к театрально-игровой деятельности. Особое внимание уделяется игровому поведению детей, ведь они становятся уверенными в себе, раскрепощенными, внимательными и наблюдательными. Театральная деятельность, несомненно, погружает детей в мир волшебства, прививает эстетические чувства и учит смотреть на мир другими глазами;

- подвижные — потребность в движении дети стремятся удовлетворить именно в игре, на детской площадке они проводят практически весь день. Играть для них — это прежде всего двигаться, действовать [2]. Подвижные игры оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют коррекции моторных нарушений, созданию бодрого настроения. В процессе игр у детей развиваются чувства ответственности, коллективности. Поэтому важнейший результат внеурочной деятельности — это радость и эмоциональный подъем ребёнка.

Функции игры:

1) развивающая — направлена на гармоничное развитие личностных качеств;

2) воспитательная — развивает чувство взаимоподдержки и гуманное отношение к партнеру в игре;

3) коммуникативная — подразумевает обмен опытом, знаниями со сверстниками и одноклассниками;

4) развлекательная — состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращает урок в сказочный мир и увлекательное путешествие;

5) психологическая — психокоррекция проявлений личности;

6) релаксационная — восстанавливает силы и улучшает эмоциональное состояние ребёнка.

Британский педиатр и детский психоаналитик Д. В. Винникот считал, что игра — это

терапия. По его мнению, игры с ребёнком — уже психотерапия [3]. Реабилитация в форме игротерапии формирует активную жизненную позицию, ведь дети проявляют лидерские качества, волю, настойчивость, учатся договариваться между собой. Игровые ситуации способствуют эмоциональной разрядке и заряжают новой энергией. Состязательность и соперничество помогают детям с ОВЗ почувствовать себя творческими, общественными людьми, проявить креативность и мастерство. В процессе игры часто возникают непредсказуемые ситуации, требующие принятие спонтанных, важных и нестандартных решений. Игровая деятельность выступает вспомогательным звеном в социализации, открывает новые горизонты для творческой деятельности.

Существуют классификации игр. Они включают в себя игры обучающие и досуговые, к которым относят игры-развлечения, игры-забавы, интеллектуальные игры. Они способствуют

усвоению правил и социальных норм. Словесные игры построены на словах и действиях играющих [4]. В них дети углубляют свои знания о предметах, их названиях, функциях и свойствах. Самостоятельное решение задач, например нахождение сходств и различий предметов, алогизмов в суждениях, группировка вещей по свойствам и признакам. Игра развивает волевые навыки детей, необходимые для решения игровых заданий в процессе игры и преодоления трудностей.

В сборник игр и упражнений ресурсного центра «Ясенева поляна» включены дидактические игры, которые направлены на коммуникацию и сотрудничество с окружающими, развитие зрительного, слухового восприятия, вкусовых ощущений, осязания.

В банке игр можно выделить аспекты коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с бисенсорными нарушениями. В пособии хорошо подобран и классифицирован игровой материал, который позволит быстро сориентироваться и найти определенную игру или упражнение. Для проведения игр не требуется специального оборудования [5]. Роль педагога, его стремление и желание помочь имеют основополагающее значение в развитии детей с ОВЗ. Ведь правильно подобранный наглядный материал и любовь к детям помогут детям полюбить любые виды игр. Важно само желание играть, обладать разнообразной фантазией, придумывать различные увлекательные игры, которые были бы очень интересны детям [6].

В проведенном раннее исследовании были выявлены особенности развития навыков социального взаимодействия у младших школьников с нарушением зрения и слуха в игре [7]. По его результатам была разработана методика коррекции с использованием игр во внеурочной деятельности. Игровая коррекция особенно актуальна для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), к числу которых относятся дети с бисенсорным дефектом. В частности, игровая деятельность может способствовать социальному взаимодействию детей. Коррекционная работа проводилась с детьми с нарушением зрения и слуха на базе Ростовской специальной школы-интерната № 38 и Ростовской специальной школы-интерната № 48.

Цель этой экспериментальной работы состояла в формировании навыков социального взаимодействия у младших школьников с бисенсорным дефектом. Авторами были выделены три этапа в экспериментальной коррекционной работе по развитию социального взаимодействия младших школьников в игре, а также были систематизированы игры. Систематизация проводилась в соответствии с задачами каждого из этапов.

Формирование навыков социального взаимодействия происходило последовательно:

- от взаимодействия со взрослым к взаимодействию со сверстником;

- от взаимодействия в процессе знакомых игр к взаимодействию в новых играх.

Далее будет дано подробное описание этапов коррекционной работы в игре.

Основная задача на первом этапе: развитие взаимодействия со взрослым и формирование положительного отношения к игре на основе подражательности. В ходе подражательности дети осваивали вербальные и невербальные средства общения. На этом этапе проводилась игра, представленная ниже.

«Рисуем вместе». Цель: развитие умения работать в паре со взрослым. Игра заключается в способности детей договариваться между собой в процессе рисования. Внимание на технической стороне рисунка не фиксируется, важно, чтобы ребенок рисовал, подражая взрослому.

Основная задача на втором этапе: постепенное взаимодействие со сверстниками на основе уже знакомых игр. Дети учатся понимать чувства и желаниях друг друга.

«Играем вместе». Цель: умение действовать согласованно. Учит детей взаимодействовать друг с другом, например, удерживать мяч в руках и подстраиваться к темпу движения других детей.

Задача на третьем этапе заключается в закреплении навыков социального взаимодействия при проведении новых, раннее не отработанных индивидуально с педагогом игр. Происходит развитие речевых и социально-психологических навыков.

«Робот». Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию. Прослеживается включение ребёнка в совместные игры со взрослым и детьми, формирование эмоционального отклика и сотрудничество.

При организации игр следует руководствоваться следующими правилами:

1. Общение взрослого с детьми должно быть насыщенным выразительной мимикой, жестами и движениями.

2. Обязательное использование технических средств.

3. Поведение взрослых должно быть образцом для детей.

4. Если ребёнок отказывается включиться в игру, не нужно его заставлять. Причины могут быть разные: плохое самочувствие, настроение.

5. Если у ребёнка что-то не получается, обязательно поддержите его, похвалите, покажите, как необходимо действовать. Возможно привлечение родственников в игровую деятельность.

После завершения коррекционной работы было проведено сравнительное исследование уровня коммуникации до начала коррекционной работы и после её окончания. Сравнение, качественный анализ результатов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика уровней социального взаимодействия до и после проведения

коррекционной работы

Количество испытуемых Уровень социального взаимодействия до коррекционной работы Уровень социального взаимодействия после коррекционной работы

Испытуемый 1 Сложность эмоционального отклика, безынициативность Проявление инициативности, эмоциональный отклик начинает постепенно формироваться

Испытуемый 2 Сложность в подражании и эмоциональном отклике, отсутствие взаимопомощи Подражание сформировано. Стал замечать собеседника, следить за его действиями, наблюдается динамика в оказании взаимопомощи

Испытуемый 3 Не во всех игровых ситуациях есть умение договариваться о распределении ролей Сформировано

Испытуемый 4 Неумение обращаться за помощью и предлагать её, безынициативность Умение обращаться за помощью, предлагать помощь сложно. Инициативность в творческих упражнениях, играх отмечена

Испытуемый 5 Трудности в выражении мыслей, чувств, эмоций. Непонимание чувств других Положительная динамика после проведения методик наблюдается

Проведенный качественный анализ позволил выявить значительные изменения в навыках социальной адаптации младших школьников с нарушением зрения и слуха. В частности, игровая коррекция позволила повысить у детей инициативность в процессе социального взаимодействия. Важным приобретением учеников с бисенсорным дефектом стало умение быть внимательным к собеседнику, что позволило по подражанию освоить навыки взаимодействия. Внимательное отношение к другому ребёнку позволило научиться договариваться о распределении ролей в процессе игровой деятельности. Дети не только стали принимать помощь, но и в некоторых случаях пытались даже оказать ее в совместной игровой деятельности при затруднении другого ребёнка. Детям стало легче выражать свои мысли, чувства и понимать чувства другого ребёнка.

Это в целом положительно сказалось на уровне социального взаимодействия детей с бисенсорным дефектом

Заключение. Таким образом, социальная среда является важнейшим фактором и социальным условием развития ребёнка. Ключевым видом деятельности в процессе развития социального взаимодействия является игра. Именно с её помощью в процессе различных видов деятельности приобретаются навыки коммуникации. Игровые ситуации способствуют не только эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией. Существует огромное количество упражнений и методик, направленных на развитие социального взаимодействия, которые нужно применять в совместной деятельности с ребёнком и уделять им должное внимание.

Библиографический список

1. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2-х т. / А. Н. Леонтьев. — Москва : Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 303-323.

2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — Москва : Просвещение, 2001 —

143 с.

3. Винникотт, Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя : рук. по нач. взаимоотношениям / Д. В. Винникотт ; [пер. с англ. А. Грузберга]. — Екатеринбург : Литур, 2004. — 390 с.

4. Лисина, М. И. Формирование личности ребёнка в общении / М. И. Лисина. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 320 с.

5. Обухова, Л. Ф. Концепция М. И. Лисиной и современная психология: перекличка идей / Л. Ф. Обухова, М. К. Павлова // Культурно-историческая психология. — 2009. — Т. 5, № 2. — С.119-124.

6. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — Москва : Педагогика, 1978. —

304 с.

7. Скуратовская, М. Л. Особенности развития навыков социального взаимодействия у младших школьников с нарушением зрения и слуха в игре / М. Л. Скуратовская, В. С. Щедрина // Молодой исследователь Дона : [сайт]. — 2021. — № 4 (31). — С. 94-96. — URL: https://mid-journal.ru/publications/4-2021/ (дата обращения : 16.05.2022).

Об авторах:

Щедрина Валентина Сергеевна, студент кафедры «Дефектология и инклюзивное образование» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), andrej 1717@mail. ru

L4QQ/J

Осиева Валерия Вячеславовна, студент кафедры «Сурдопедагогика» Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (197046, РФ, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26), kottexet@ gmail. com

About the Authors:

Shchedrina, Valentina S., Student, Department of Defectology and Inclusive Education, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), andrej1717@mail .ru

Osieva, Valeriya V., Student, Department of Deaf Pedagogy, Russian State Pedagogical University in the name of A. I. Herzen (26, Malaya Posadskaya st., St. Petersburg, 197046, RF), kottexet@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.