Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1245
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алпатова Анна Игоревна, Арапова Полина Иосифовна

В статье изучаются особенности формирования коммуникативных умений в начальной школе. Автор обращает внимание на то, что в настоящее время, к сожалению, в научно-методической литературе недостаточно исследований, посвященных данному процессу во внеурочной деятельности. В статье представлены психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности, результаты опытно-экспериментальной работы автора по внедрению разработанной им программы с комплексом занятий по повышению уровня развития коммуникативных навыков младших школьников. Автор приходит к выводу о том, что формирование коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности эффективно, если организовано взаимодействие в малых группах, сменных по составу; если младшие школьники овладевают умениями обосновывать собственное мнение и слушать собеседника.The article examines the features of the communication skills’ formation in primary school. The author draws attention to the fact that nowadays, unfortunately, in the scientific and methodological literature there are not enough studies devoted to this process in extracurricular activities, despite the fact that it is the most effective work form for younger students. The article presents the psychological and pedagogical conditions for the formation of communication skills of primary schoolchildren in extracurricular activities, the results of the author’s experimental work on the implementation of the program with a set of measures to increase the level of communication skills’ development of younger schoolchildren. The author concludes that the formation of the communicative skills of junior schoolchildren in extracurricular activities will be more effective if: the organization of junior schoolchildren is provided in small groups, replaceable in composition; the junior schoolchildren master the skills to justify their own opinion and listen to the interlocutor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алпатова Анна Игоревна, Арапова Полина Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Алпатова Анна Игоревна, магистрант ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет », г. Москва Арапова Полина Иосифовна, к.п.н., доцент, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье изучаются особенности формирования коммуникативных умений в начальной школе. Автор обращает внимание на то, что в настоящее время, к сожалению, в научно-методической литературе недостаточно исследований, посвященных данному процессу во внеурочной деятельности. В статье представлены психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности, результаты опытно-экспериментальной работы автора по внедрению разработанной им программы с комплексом занятий по повышению уровня развития коммуникативных навыков младших школьников. Автор приходит к выводу о том, что формирование коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности эффективно, если организовано взаимодействие в малых группах, сменных по составу; если младшие школьники овладевают умениями обосновывать собственное мнение и слушать собеседника.

Ключевые слова: младшие школьники, коммуникативные умения, психолого-педагогические условия, внеурочная деятельность.

Annotation: The article examines the features of the communication skills' formation in primary school. The author draws attention to the fact that nowadays, unfortunately, in the scientific and methodological literature there are not enough

studies devoted to this process in extracurricular activities, despite the fact that it is the most effective work form for younger students. The article presents the psychological and pedagogical conditions for the formation of communication skills of primary schoolchildren in extracurricular activities, the results of the author's experimental work on the implementation of the program with a set of measures to increase the level of communication skills' development of younger schoolchildren. The author concludes that the formation of the communicative skills of junior schoolchildren in extracurricular activities will be more effective if: the organization of junior schoolchildren is provided in small groups, replaceable in composition; the junior schoolchildren master the skills to justify their own opinion and listen to the interlocutor.

Key words: junior schoolchildren, communication skills, psychological and pedagogical conditions, extracurricular activities.

Младшие школьники наиболее восприимчивы ко всем изменениям, происходящим вокруг них, в этой связи тоже результативно развивать коммуникативные умения. В период освоения новой роли ученика и адаптации к школьной жизни коммуникативные умения становятся ведущими для младших школьников. Внеурочная деятельность обеспечивает активное взаимодействие детей, выработку умений успешного общения в малых группах.

Формирование коммуникативных умений младших школьников повышает результативность обучения детей, влияют на их социализацию и развитие личности. Г.М. Андреева выделила следующие этапы формирования у младших школьников коммуникативных умений: мотивационный, ознакомительный, овладение умениями, совершенствование умений [1, c. 6768].

Анализ теоретических исследований свидетельствует о недостаточной изученности процессов, путей и средств формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности. Е.Н. Жданова обращает внимание на то, что образовательная программа сформирована таким

образом, что мало времени уделяется развитию коммуникативных умений младших школьников в урочное время [4, с. 452]. Жуковина Ю.В. указывает на то, что недостаточно внимания отводится процессу формирования коммуникативных умений со стороны существующих стандартов образования, включая фундаментальные технологии, используемые для развития коммуникативных умений: тренинги, упражнения [5, с. 76]. Вместе с тем, как справедливо отмечают И.Н. Попова, Э.А. Рамазанова, Е.А. Турлова и С.И. Фомина, именно в процессе неформального общения и во время выполнения коммуникативных упражнений младшие школьники развивают компоненты коммуникации [7, с. 221; 8, с. 17; 9, с. 168].

П.И. Арапова, А.Г. Асмолов выделяют психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности:

1) построение занятий на основе группового сотрудничества, организация разных видов групповой работы;

2) вовлечение детей в коллективную поисковую деятельность (интервьюирование одноклассников, работа над проектом, выполнение исследовательских заданий и др.);

3) оказание помощи детям в налаживании совместной деятельности в разных видах групповой деятельности [2, с. 13; 3, с. 117].

Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников во многом связаны с постепенным обучением успешному общению, в процессе которого дети овладевают умениями слушать и слышать собеседника, грамотно формулировать свои мысли, а также оценивать высказывания других людей и быть способным договариваться.

По мнению Н.М. Полуэктовой, можно выделить следующие этапы формирования у младших школьников коммуникативных умений:

- мотивационный - осознание школьниками начальных классов роли и значения развития коммуникативных умений для обеспечения успешного общения;

- ознакомительный - предъявление младшим школьникам содержания коммуникативных умений, помощь в накоплении знаний о них;

- овладение умением - создание в рамках учебного процесса ситуаций содержательно-предметного взаимодействия младших школьников с учителем для овладения коммуникативными умениями;

- совершенствование умения - самостоятельное практическое применение школьниками младших классов коммуникативных умений в условиях коммуникации, совместного выполнения творческих заданий [6, с. 43].

В целях определения уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности мы провели опытно -экспериментальное исследование на базе ГБОУ Школа № 1199 ЮЗАО г. Москвы, в котором приняли участие 50 школьников начальных классов: 25 учащихся 4 «А» класса - экспериментальная группа (ЭГ) и 25 учащихся 4 «Б» класса - контрольная группа (КГ). Уровень сформированности коммуникативных умений мы установили после обработки и анализа результатов применения следующих диагностических методик (в соответствии с представленными выше психолого-педагогическими условиями): методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности; методика «Кто прав?» (модифицированная методика Г.А. Цукерман) для изучения умения обосновывать и высказывать собственное мнение; тест «Умение слушать собеседника» (Н.И. Козлов) для диагностики умения слушать собеседника.

По результатам первичной диагностики младших школьников удалось установить, что сформированность коммуникативных умений находится на среднем уровне (рис. 1, 2, 3).

Рисунок 1 - Результаты первичной диагностики умения группового взаимодействия

"Кто прав?"

12

Ж 24 Высокий уровень

□ Средний уровень

ш ■ Низкий уровень

14

Рисунок 2 - Результаты диагностики умения обосновывать и высказывать собственное

мнение

Рисунок 3 - Результаты диагностики умения слушать собеседника

Приведенные результаты свидетельствуют о необходимости подбора форм деятельности, актуальных для повышения уровня коммуникативных умений младших школьников. В программу формирующего этапа нами

включены разнообразные виды активности младших школьников: игры, лекции, семинары, инсценировки и т.д. (всего 7 занятий с описанием условий выполнения заданий, которые подразумевали работу младших школьников в сменных по составу группах - в парах, в группах по случайному выбору с разным количеством детей в зависимости от конкретного задания).

По итогам проведения занятий по разработанной программе мы провели вторичную диагностику сформированности коммуникативных умений младших школьников (результаты диагностики представлены на рис. 4, 5, 6).

"Рукавички11

3

9

38 Высокий уровень

■ Средний уровень

■ Низкий уровень

Рисунок 4 - Результаты диагностики умения группового взаимодействия

"Кто прав?"

37 Высокий уровень

I Средний уровень I Низкий уровень

Рисунок 5 - Результаты диагностики умения обосновывать и высказывать собственное

мнение

'Умение слушать собеседника'

36

Высокий уровень Средний уровень Низким уровень

Рисунок 6 - Результаты диагностики умения слушать собеседника

В результате вторичной диагностики детей по итогам эксперимента удалось установить, что уровень их коммуникативных умений повысился на 50%, что свидетельствует об эффективности разработанной нами программы и целесообразности ее последующего применения и совершенствования. Применение подобранных методик способствовало формированию коммуникативных компонентов: умение группового взаимодействия, умение выражать свои мысли в соответствии с коммуникативной ситуацией, умение эффективно взаимодействовать друг с другом, умение задавать вопросы и отвечать на них, умение делать выводы из полученной информации, повысилась их культура сотрудничества и коммуникации. В дальнейшем считаем важным разработать программу формирования коммуникативных умений младших школьников в рамках проектной деятельности, подразумевающей элементы научно-практических исследований детей совместно с родителями и педагогами.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что в настоящее время существует необходимость в повышении уровня коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности, предполагающей активное взаимодействие детей, выработку навыков успешного общения. Формирование коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности эффективно, если организовано взаимодействие в малых группах, сменных по составу; если младшие

школьники овладевают умениями обосновывать собственное мнение и слушать собеседника. Благодаря тому, что программа применялась в рамках занятий во внеурочной деятельности, младшие школьники получили возможность существенно повысить свой коммуникативный потенциал.

Библиографический список:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: ПРОТОС, 2019. - 548 с.

2. Арапова П.И. Организация групповой деятельности школьников: учебное пособие. - М.: МГПУ, 2016. - 60 с.

3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] /А.Г. Асмолов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 - 152 с.

4. Жданова Е.Н. Диагностика развития коммуникативных, организаторских и общеучебных умений младших школьников // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 9. - С. 450-458.

5. Жуковина Ю.В. Специфика формирования коммуникативных умений действий у младших школьников // Молодой ученый. 2019. №7. - С. 7582.

6. Полуэктова Н.М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности. Л.: Наука, 1989. - 420 с.

7. Попова И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. 2020. № 1. - С. 219-223.

8. Рамазанова Э.А. Особенности внеурочной деятельности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 8. - С. 15-23.

9. Турлова Е.А., Фомина С.И. Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами игровой деятельности // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2020. № 7. - С. 166173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.