Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА, НА ПРИМЕРЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА, НА ПРИМЕРЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КВЕСТ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАВЫКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ / ОРФОГРАФИЯ / ГРАММАТИКА / СИНТАКСИС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанова Екатерина Дмитриевна

Неуспеваемость в массовой общеобразовательной школе обретает сегодня массовый характер. Одна из наиболее частых причин школьной неуспеваемости - отставание по русскому языку. В данной связи возникает необходимость внедрения эффективной программы внеурочных занятий, которая будет направлена на игровую коррекцию трудностей овладения письменной и устной речью младших школьников. Игра - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельность школьника и развитие его инициативности, выступая источником социального опыта. Корректная игровая среда представляет собой мощный стимул для творческого развития и осознания культурной идентичности ребенка. Все чаще исследователи обращаются к такой форме игры, как квест. Квест - форма игры, которая может быть эффективно встроена в процесс обучения русскому языку, особенно во внеурочной деятельности. В квест можно включить множество словесных дидактических игр, основанных на словах и действиях игроков. Задания квеста развивают слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам и интонации, повторять звукосочетания и слова, что развивает богатство и выразительность речи, что в дальнейшем переносится в повседневную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME TECHNOLOGIES OF SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH DIFFICULTIES IN LEARNING RUSSIAN LANGUAGE WITHIN THE FRAMEWORK OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Academical failure in a mass general education school is becoming widespread today. One of the most common reasons for this is underperformance in leaning Russian language. In this regard, there is a need to implement an effective program of extracurricular activities, which will be aimed at the game correction of difficulties in mastering the written and oral speech of primary school children. Game is one of the most important factors ensuring the independence of the student and the development of his initiative, acting as a source of social experience. Correct playing environment is a powerful stimulus for creative development and awareness of the child’s cultural identity. Increasingly, researchers are turning to a form of play such as quest. Quest is a form of game that can be effectively integrated into the process of learning Russian, especially in extracurricular activities. The quest can include many verbal didactic games based on the words and actions of players. Quest tasks develop auditory attention, the ability to listen to sounds and intonation, repeat sound combinations and words, which develops the richness and expressiveness of speech, which is later transferred to everyday activities.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА, НА ПРИМЕРЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Игровые технологии развития речи детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в изучении русского языка, на примере внеурочной деятельности

Кабанова Екатерина Дмитриевна,

магистрант, МПГУ

E-mail: kabanovaekaterina71@mail.ru

Неуспеваемость в массовой общеобразовательной школе обретает сегодня массовый характер. Одна из наиболее частых причин школьной неуспеваемости - отставание по русскому языку. В данной связи возникает необходимость внедрения эффективной программы внеурочных занятий, которая будет направлена на игровую коррекцию трудностей овладения письменной и устной речью младших школьников. Игра - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельность школьника и развитие его инициативности, выступая источником социального опыта. Корректная игровая среда представляет собой мощный стимул для творческого развития и осознания культурной идентичности ребенка. Все чаще исследователи обращаются к такой форме игры, как квест. Квест - форма игры, которая может быть эффективно встроена в процесс обучения русскому языку, особенно во внеурочной деятельности. В квест можно включить множество словесных дидактических игр, основанных на словах и действиях игроков. Задания кве-ста развивают слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам и интонации, повторять звукосочетания и слова, что развивает богатство и выразительность речи, что в дальнейшем переносится в повседневную деятельность.

Ключевые слова: игровая технология, квест, внеурочная деятельность, навыки речевого общения, орфография, грамматика, синтаксис.

Проблема школьной неуспеваемости далеко не нова, но, несмотря на это, именно она в последние годы вызывает множество дискуссий среди специалистов в различных областях дидактического знания. Возросший интерес к вопросам неуспеваемости и путей ее преодоления во многом обусловлены социальным запросом.

Неуспеваемость в массовой общеобразовательной школе выступает как явление, порождаемое многими причинами. Одна из наиболее частых причин школьной неуспеваемости - отставание по русскому языку: бедность словаря, большое количество ошибок на письме, замедленное чтение и т.д. Нередко в число учащихся, испытывающих подобные трудности, попадают дети, которые не демонстрируют признаков аномального развития и которых родители, врачи, педагоги причисляют к так называемой «практической норме».

Выделим некоторые группы таких детей. Во-первых, это дети с задержкой и отставанием речевого развития. Чаще всего описывается общее недоразвитие речи (ОНР) 3-го и 4-го уровня, которое характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети, включенные в данную группу, чаще всего посещают специализированный детский сад, а впоследствии - обучаются в рамках основной общеобразовательной программе. Во-вторых, дети-иммигранты, доля которых во многих развитых странах весьма велика, перед которыми возникает необходимость усвоения и совершенствования нового языка общения. В-третьих, дети с проблемами обучаемости, вызванными нарушениями эмоционально-волевой сферы и регуляцией собственной деятельности. Подобные девиации проявляются в бесконтрольности поведения, рассеянности внимания, неорганизованности. Данные проблемы характерны для значительного количества детей, причем исследователи отмечают стабильно-положительную динамику роста отклонений подобного рода.

Попробуем выделить несколько групп основных, наиболее часто встречающихся проблем. Речь идет о проблемах в усвоении так называемого графического уровня языка, что, в свою очередь, проявляется в несформированности образа буквы и образа слова, пропусках букв и слогов, ошибочной замене одних букв на другие; в данную группу проблем можно включить и нечитаемость почерка. Кроме того, усвоение русского языка зачастую со-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

пряжено со сложностями в областях орфографии и грамматики: дети демонстрируют незнание основных орфографических правил и допускают соответствующие ошибки, либо не умеют применять усвоенное правило в процессе письма. На текстуальном уровне младшие школьники сталкиваются со сложностями при составлении связанных, логичных текстов или развернутых высказываний. Эмоционально-психологический фактор также сказывается на возникновении проблем в освоении русского языка. Многие дети демонстрируют выраженное эмоциональное отторжение от учебной деятельности и в целом негативно относятся к учебным занятиям.

Тем не менее, не следует отрицать, что младший школьный возраст является вполне благоприятным и пластичным «материалом» для педагогической работы. В отличие от дошкольников, младшие школьники отличаются высоким уровнем эмоциональной устойчивости, активностью и выносливостью. Дети младшего школьного возраста уже со второго класса школьного обучения способны сохранять высокую работоспособность на протяжении относительно длительного времени с учетом рациональной организации учебного дня, где обязательно присутствуют подвижные игры и занятия.

В ФГОС НОО реализация ООП НО образовательного учреждения происходит через организацию урочной и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы общего образования.

Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Именно внеурочная деятельность заключает в себе неиспользованный дидактический потенциал: в ее ходе можно «до-развить» то, что не удалось развить во время уроков. При этом именно внеурочная деятельность позволяет применять широкий спектр нестандартного дидактического инструментария, который, по причине ресурсных, программных и хронологических ограничений, невозможен к применению на уроке. Особое место во внеурочной деятельности всегда отводилось (и, безусловно, будет отводиться) играм.

Согласно постулатам классической психологии, спланированное, поэтапное игровое развитие позволяет сформировать все механизмы, необходимые для успешной учебы, включая речевые навыки и грамотное письмо. В ходе таких занятий дети могут проходить все этапы игрового разви-5 тия - от предметной до ролевой игры. Корректно § подобранные игры ведут к выработке произволь-й ности (умения следовать правилам), развитию ре-еЗ чи, воображения, мелкой моторики, восприятия, ав внимания, памяти, логического мышления - всего,

что необходимо младшему школьнику для овладения русским языком. Игровая форма занятий, помимо прочего, привлекает детей, снимает напряжение, неуверенность, страх, выполняя, помимо прочего, социализирующую функцию.

В данной связи возникает необходимость внедрения эффективной программы внеурочных занятий, которая будет направлена на игровую коррекцию трудностей овладения письменной и устной речью младших школьников. Подобная программа может исходить из учения А.Р. Лурия о психологической структуре письма и современных инноваций в педагогике по использованию непроизвольных игровых методов. Принципами конструирования подобной программы являются следующие:

1) обучение русскому языку через развитие внимания, памяти, мышления, речи;

2) запоминание и объяснение сложных орфограмм в игровой форме, с использованием материалов занимательной грамматики;

3) организация полимодального восприятия правил русского языка;

4) приобретение и автоматизации навыков осмысленного чтения и запоминания правописания прочитанного слова.

Говоря о применении игр во внеурочной деятельности младших школьников, можно отметить: налицо тенденция к стереотипизации понимания сущности игровой деятельности в школах, упрощения понимания функций игры, потеря собственного индивидуального почерка учителей в педагогическом творчестве и снижение инициативы.

Тем не менее, игра представляет собой один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельность школьника и развитие его инициативности, выступая источником социального опыта [4, с. 20]. Корректное введение игровых программ во младшей школе представляет собой мощный стимул для развития речи. Устаревшие подходы к организации педагогических игр, выполненных «для галочки», исключительно для следования нормативным требованиям, предъявляемым к школьным учреждениям государством, становится преградой для проявления и развития речевых навыков. Неправильно организованная игровая деятельность может сформировать искажённые представления о внеурочной деятельности как вынужденном продолжении учебных занятий, подорвать «ростки» инициативности и творческой натуры ребенка-школьника.

Младший школьный возраст является важным и сензитивным к обучению языку периодом в жизни человека. Корректная игровая среда представляет собой мощный стимул для творческого развития и осознания культурной идентичности ребенка. Особенно эффективна игра среди тех школьников, которые были демотивированы урочной формой занятий по русскому языку и собственной неуспеваемостью при овладении языком.

Необходимость планирования игр, применяемый во внеурочной практике очевидна; только

в случае продуманности организации игрового процесса игра достигнет своей цели - в данном случае, цели по освоению русского языка младшим школьником. Игра, имплементированная во внеурочное занятие, не должна противоречить таким педагогическим условиям, как соответствие учебно-воспитательным целям занятия, доступность, умеренность, соответствие возрасту и уровню развития речевых навыков школьников [7, с. 87]. В данной связи согласимся с Г.К. Селевко в том, что не следует отождествлять игру и педагогическую игру. По мнению исследователя, «педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» [8, 35]. Г.Н. Мухиддинова также говорит о том, что выбор игры обусловлен целью и этапов занятия, видом деятельности учащихся, содержанием игрового материала [6, с. 1055].

Простота и легкость разработки и внедрения игры, направленной на овладение русским языком школьниками с трудностями в обучении языку, обманчива. Как правило, развитие разнонаправленных языковых навыков возможно только при условии комплексной ориентации самой игры. Данный тезис, в свою очередь, приводит к необходимости изучения существующих типологий игр и выбора среди известных дидактике типов наиболее оптимальной исходя из поставленных нами выше целей.

Г.Н. Мухиддинова, анализируя игровой инструментарий в обучении русскому языку, наиболее эффективными типами игр называет «лингвистические сказки, игры-эстафеты, игры-аукционы, игры-опросы, игры-конкурсы, игры-задачи, ролевые игры, кроссворды, ребусы» [6, с. 1055]. Е.В. Горбунова, в свою очередь, наиболее эффективными считает имитационно-моделирующие типы игровых взаимодействий, в рамках которых сценарно обусловленная деятельность разворачивается в воображаемых условиях. В качестве примеров подобных игр автор называет имитацию телевизионных игровых шоу («Счастливый случай», «Умники и умницы») [3, с. 39].

Все чаще исследователи обращаются к такой форме игры, как квест. Квест - форма игры, которая может быть эффективно встроена в процесс обучения русскому языку, особенно во внеурочной деятельности. Квест способен вернуть интерес к русскому языку среди тех школьников, которые утратили мотивацию к овладению программным материалом.

Квест представляет собой игру-путешествие, имитационную игру, совокупность проблемных заданий, построенных на базе поисковой деятельности. В.В. Чигинцева дефинирует образовательную квест-игру как «проблемное задание с элементами ролевой игры» [9, с. 73]. В обучении русскому языку квест может и должен применяться: в таком квесте игроки решают языковые задачи и участву-

ют в микро-играх для того, чтобы продвинуться по сюжету (фабуле).

Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, игра-квест оставляет в сознании ребёнка глубокий след, который обозначится на его отношении к людям, учебе, жизни. Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры. Квесты способствуют развитию умственных способностей детей, органов чувств, внимания, логического мышления.

В квест можно включить множество словесных дидактических игр, основанных на словах и действиях игроков. Такие игры развивают слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам и интонации, повторять звукосочетания и слова, что развивает богатство и выразительность речи, что в дальнейшем переносится в повседневную деятельность [2, с. 22]. В словесных играх дети учатся высказывать самостоятельные суждения, формулировать свои мысли. В процессе выполнения квеста детям предлагается игровая ситуация, поиск решения которой требует осознанности; М.Д. Матвеева указывает также на единство воображения, мысли, слова и действия обучаемых, которое активизирует эмоционально-мыслительные процессы [5, с. 215].

Квест-игра, направленная на освоение речевых норм русского языка, конструируется и проводится поэтапно. Начальный этап (который можно назвать командным) школьники знакомятся с правилами и декорациями квеста, распределяются по командам [1, с. 156]; при этом, будет целесообразно ведущими квеста выбирать не учителей, а самих школьников, которые будут выступать ведущими на конкретной станции квеста - станции синтаксиса, станции фонетики, станции «Части речи» и проч. Тем не менее, педагог не исключается из игрового процесса: он может выступать рассказчиком квеста, своеобразным закадровым голосом. Кроме того, педагог контролирует действия руководителей станций и в случае допущения ими ошибок может повторять за ними сказанное, но уже в правильной форме. Таким образом, педагог не утрачивает своей роли речевого образца. Образец должен произноситься четко, громко и неторопливо, быть доступным по содержанию и форме. Образец имеет большое значение образец имеет во младшем школьном возрасте.

Педагог в процессе игры должен помнить: он является определенным образцом речевого поведения, поэтому обязан несколько раз и в доступной форме объяснить цели, задачи, этапы и правила квест-игры. Еще одним речевым образцом выступает сам ребенок, играющий в позиции руководителя одной из станций квеста. Особенно

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

важно, чтобы «начальниками» станций становились не дети-отличники, а школьники, испытывающие трудности в изучении русского языка. Как очевидно, выполняя ответственную роль учителя для своих одноклассников, ребенок будет стремиться к тому, чтобы правильно оформлять свою речь и анализировать ее в процессе порождения высказывания. Роль одного из рассказчиков в квесте поможет ребенку регулировать силу голоса и темп своей речи, что в повседневном общении и на уроках младшим школьникам удается, зачастую, с трудом. Как правило, в повседневном общении дети редко пользуются умеренным темпом: при пересказах их речь бывает замедленна за счет необоснованных длительных задержек, пауз, в моменты же эмоционального подъема, находясь под впечатлением увиденного или прочитанного, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного. Ориентируясь на образец речевого поведения педагога - начальника первой и главной станции, дети способны воспроизводить требуемый текст правил и заданий для игроков с соблюдением интонационных средств выразительности.

Ролевой этап квеста реализует возможности индивидуальной работы на общий результат. На данном этапе педагог может включать любые дидактические игры, которые соответствуют темам основной образовательной программы на конкретном отрезке учебного года. К примеру, работа может вестись в направлении частей речи или порядка слов, а также морфологии. Правильное выполнение игрового задания приносит команде предоставляется часть фразы-высказывания (которое, к примеру, может стать заклинанием, освобождающим «заключенного» участника), либо часть (морфему) «волшебного слова». При этом отрывок фразы или морфема не должны быть началом слова или высказывания, а взята произвольно (т.е. фрагменты представляются в хаотичном порядке).

По результатам командной работы команда получает сегменты слова или выражения (это может быть идиома), которые она должна расставить в правильном порядке. Выполнение этого задания обозначает выигрыш команды и прохождение квеста. Если речь идет об освобождении из «темницы» одного из игроков, мотивация достижений среди участников команды, безусловно, будет весьма высокой.

Крайне важно, чтобы игроки не сидели за партами, как на уроке, а перемещались по помещению (или по нескольким помещениям или даже пришкольной территории) согласно заданиям и станциям. К примеру, если разгадкой к игровому заданию является слово «часы», следующая под-5 сказка должна быть помещена на часы, а игроки § должны буквально ее найти. В противном случае й квест станет набором дидактических игр, которые еЗ не заинтересуют школьников по причине баналь-Ц ного эффекта привыкания. Подобная смена ло-

кации достижима, к примеру, путем использования игровых заданий, основанные на полисеман-тичности лексем. В качестве примера приведем игру-станцию, где ведущий загадывает загадки, а игроки отгадывают слово в одном из его значении, а подсказка-ключ будет находится в месте, которое именует второе значение этого же слова (лук, замок, ручка).

Квест позволяет достичь максимальной визуальной наглядности процесса обучения, что повышает здоровый игровой азарт среди игроков. Например, в одной из станций подсказка может крыться внутри шарика (мячика), помещенного в пустой прозрачный сосуд, а руководитель станции - ребенок, играющий роль, к примеру, колдуна, который варит зелье, может с каждым правильным ответом наливать мерной кружкой подкрашенную воду. При верности всех ответов шарик, таким образом оказывается на поверхности - «зелье сварилось» - и игроки могут извлечь из него ключ к следующей станции.

В таком контексте эффективными будут задания на подбор синонимов и антонимов. Задание-станция «подбери к словам пару» заключается в следующем. Дети должны подобрать пару к словам так, чтобы они были противоположны по значению (высоко - низко, далеко - близко, ребенок - взрослый, жара - холод/мороз, прекрасный - ужасный). На проработку синонимов в квест можно включить упражнение «Как еще можно назвать?», направленное на развитие умения находить слова, близкие по значению, и на обогащение речи синонимическими рядами (щенок, пес, друг человека, барбос, тузик, четвероногий и проч.). Визуальный результат, который видят игроки, является существенным преимуществом подобной станции от стандартизированной дидактической игры.

В первом классе, как известно, школьники в большинстве своем не владеют навыками орфографии и письма в совершенстве. Иногда речь идет и о затруднениях в сопоставлении печатного и рукописного начертания букв, подмене одних букв другими. Это также крайне актуально для детей иммигрантов. В этих целях квест может быть дополнен станцией «Слово из слова». Данная игра является известной педагогам - в ней следует составить слова из букв другого слова. Отличием ее имплементации в квесте является то, что школьники работают не с доской и мелом или тетрадью и ручкой, а имеют большие картонные цветные карточки с буквами, которые они могут перемещать и создавать слова русского языка. В такой игре буквы могут быть вполне представлены и в рукописном варианте. Одно из составленных учениками слов и должно быть ключом к следующей станции (оно должно быть одним из наименее очевидных).

В целом, перечень игр, которые могут быть применены в ролевых сценарных квестах, практически неограничен - главное, чтобы педагог отказался от стандартных раздаточных материа-

лов и носителей информации и представил новую форму представления игровых элементов.

В заключение отметим следующее. Педагог в рамках подготовительной работы - при разработке сценария квеста - должен определить, какие способности и навыки будет развивать проектируемый квест. Следует представить принципы, руководствуясь которыми учитель должен составлять квест-игру для того, чтобы она способствовала овладению заданным аспектам русского языка:

1. Соответствие заданий квеста возрасту.

2. Подбор дидактического материала исходя из алгоритма прогрессивного усложнения игровых заданий.

3. Связь интенции игровых заданий квеста с системой знаний, умений, навыков каждого игрока.

4. Соотношение степени заданий квеста обучающей, коррекционной или закрепляющей целям внеурочного занятия.

5. Использование визуального, тактильного и ау-диального дидактического материала, необычного по содержанию.

6. Доступность участия каждого ребенка в работе команды - достаточное количество игровых заданий для каждого участника.

Можно также отметить: использование квестов в учебном процессе обладает рядом недостатков -к примеру, это довольно трудоемкий способ подготовки внеурочного занятия, необходимость использования большого количества дополнительных ресурсов. Тем не мене, преимуществ у ролевых сценариев гораздо больше: квест активизирует полученные в ходе обучения знания, а за счет сюжета и элементов ролевой игры квест выполняет релаксационную и развлекательную функции. Кроме того, квесты предоставляют широкие возможности для использования междисциплинарного подхода - русский язык может быть «дополнен» элементами других учебных дисциплин - музыки, изобразительного искусства, математики и многих других.

Литература

1. Афанасьева, Л.О. Использование квест-технологий при проведении уроков в начальной школе / Л.О. Афанасьева, Е.А. Поречная // Школьные технологии. - 2012. - № 6. - С. 149159.

2. Власова, Н.А. Образовательный квест как форма организации занятия при обучении русскому языку как иностранному (из опыта проведения) / Н.А. Власова // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. -2018. - № 3 (30). - С. 21-25.

3. Горбунова, Е.В. Игра как средство активизации интереса школьников к изучению русского языка / Е.В. Горбунова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 4 (15). - С. 37-39.

4. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолае-

ва. - 2-е изд., доп. - Спб.: СПбАППО, 2005. -С.3-25

5. Матвеева, М.Д. Проблема классификации обучающих игр для работы на уроках русского языка / М.Д. Матвеева // Преподаватель XXI век. -2020. -№ 4-1. - С. 210-218

6. Мухиддинова, Г.Н. Эффективность использования ролевых игр на уроках русского языка / Г.Н. Мухиддинова // ORIENSS. - 2021. -№ 11. - С.1051-1057.

7. Новикова, Т.С. Психологическое значение сюжетно-ролевой игры в онтогенезе личности: Дисс. ...канд. психол. наук. - М., 2006. - 168 с.

8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

9. Чигинцева, В.В. Квест-игра как современная технология интерактивного обучения русскому языку в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного подхода / В.В. Чигинцева // Вестник ТГПУ. - 2017. - № 2 (179). - С. 72-76.

GAME TECHNOLOGIES OF SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH DIFFICULTIES IN LEARNING RUSSIAN LANGUAGE WITHIN THE FRAMEWORK OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Kabanova E.D.

Moscow State Pedagogical University

Academical failure in a mass general education school is becoming widespread today. One of the most common reasons for this is un-derperformance in leaning Russian language. In this regard, there is a need to implement an effective program of extracurricular activities, which will be aimed at the game correction of difficulties in mastering the written and oral speech of primary school children. Game is one of the most important factors ensuring the independence of the student and the development of his initiative, acting as a source of social experience. Correct playing environment is a powerful stimulus for creative development and awareness of the child's cultural identity. Increasingly, researchers are turning to a form of play such as quest. Quest is a form of game that can be effectively integrated into the process of learning Russian, especially in extracurricular activities. The quest can include many verbal didactic games based on the words and actions of players. Quest tasks develop auditory attention, the ability to listen to sounds and intonation, repeat sound combinations and words, which develops the richness and expressiveness of speech, which is later transferred to everyday activities.

Keywords: game technology, quest, extracurricular activities, speech communication skills, spelling, grammar, syntax.

References

1. Afanas'eva, L.O. The use of quest technologies in conducting lessons in elementary school / L.O. Afanas'eva, E.A. Porechnaya // School technologies. - 2012. - No. 6. -S. 149-159.

2. Vlasova, N.A. Educational quest as a form of organizing classes in teaching Russian as a foreign language (from the experience of conducting) / N.A. Vlasova // Topical issues of modern philology and journalism. - 2018. - No. 3 (30). - P. 21-25.

3. Gorbunova, E.V. Game as a means of activating the interest of schoolchildren in the study of the Russian language / E.V. Gorbunova // Problems of Pedagogy. - 2016. - No. 4 (15). - P. 3739.

4. Ermolaeva, M.G. Game in the educational process: Methodological guide / M.G. Ermolaeva. - 2nd ed., add. - SPb.: SPbAP-PO, 2005. - P. 3-25

5. Matveeva, M.D. The problem of classification of educational games for work in the lessons of the Russian language /

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

M.D. Matveeva // Lecturer XXI century. - 2020. -№ 4-1. -pp. 210-218

6. Mukhiddinova, G.N. The effectiveness of the use of role-playing games in the lessons of the Russian language / G.N. Mukhiddinova // ORIENSS. - 2021. - No. 11. - P. 1051-1057.

7. Novikova, T.S. Psychological significance of the role-playing game in the ontogenesis of personality: Diss. ...cand. psychol. Sciences. - M., 2006. - 168 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Selevko, G.K. Modern educational technologies / G.K. Se-levko. - M.: National education, 1998. - 256 p.

9. Chigintseva, V.V. Quest game as a modern technology of interactive teaching of the Russian language in a general education school in an inclusive approach / V.V. Chigintseva // Bulletin of the TSPU. - 2017. - No. 2 (179). - P. 72-76.

o d

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.