Научная статья на тему 'Программа развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности'

Программа развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATION SKILLS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PLAY EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печенкина Е. В.

В статье рассмотрен вопрос развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности эффективность, которой зависит от форм организации занятий: игра; упражнение; групповая работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности»

Печенкина Е.В. ©

Кафедра социальной педагогики и педагогики детства, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности эффективность, которой зависит от форм организации занятий: игра; упражнение; групповая работа.

Ключевые слова: коммуникативные способности, внеурочная деятельность, игровые педагогические технологии

Keywords: communication skills, extracurricular activities, play educational technology

Потребность в общении является одной из главных задач в жизни человека. В Федеральном государственном стандарте второго поколения определены приоритеты современного образования, основной целью образования являются общекультурные, личностные и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий является коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Новшеством новых стандартов является внедрение в систему школьного образования внеурочной деятельности в количестве 10 часов недельной нагрузки. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС второго поколения следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2,98].

В связи с этим, мы разработали программу по развитию коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности, которая состоит из комплексных занятий, осуществляемые в доступной и интересной для детей форме.

Цель программы: выявление и развитие коммуникативных способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий во внеурочной деятельности.

Задачи программы:

1. Развитие внутренней позиции ученика, устойчивой самооценки;

2. Развитие социальных эмоций;

3. Формирование социального доверия;

4. Формирование адекватной самооценки детей;

5. Формирование умений самостоятельно решать проблемы.

Основными принципами развития коммуникативных способностей младших школьников являются: принцип системности, принцип комплексности, принцип индивидуальности, принцип доминанты, деятельностный принцип, принцип актуальности, принцип научности.

Таблица 1

Фрагмент тематического планирования для второго класса

© Печенкина Е.В., 2013 г.

№ Название занятия

Цель

Форма проведения Количество

часов

1. «Знакомство»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы.

Игра «Паровозик» 1 час

Техника

«Разрывание

бумаги»

2.

«Все цвета, кроме чёрного»

Цель: развивать групповую сплоченность, умение конструктивно использовать приобретенные навыки; формировать умение оценивать себя.

Групповая работа;

упражнение

«Клубочек»;

упражнение

«Давайте жить

дружно».

1 час

Программа рассчитана на 30-45 минут в неделю. Общее количество часов 15. Чтобы более полно отразить, как происходило развитие коммуникативных способностей младших школьников, вам предлагается фрагмент занятия во внеурочной деятельности во 2 классе по теме: «О дружбе и друзьях».

Цели занятия: Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков. Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других. Помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами.

«Игра в загадках». Учитель: Ребята, сейчас я вам буду зачитывать предложения, а вы должны будете, отгадать какое качество определяет характер человека. «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». Софья Ж. ответила: «Миролюбивый». У.: «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» Данил К.: «Это ответственный человек» У.: «Человек, любящий трудиться» Никита Б.: «Трудолюбивый». У. :«Человек, который знает свои недостатки» Саша К. и Маша Ф. ответили: «Самокритичный». У. :«Человек, всегда готовый помочь» Илья Р.: «Отзывчивый».

В соответствии с конкретным понятием «коммуникативные способности», определены критерии и уровни оценки. На констатирующем этапе дети не умели высказывать своего мнения, затруднялись, смущались, были не уверенны в себе, нерешительны. После проведения занятия на контрольном этапе результаты получились следующие: Методика 1. «Тест Розенцвейга», группа с

низким уровнем уменьшилась на 21%, со среднем уровнем увеличилось на 6%, с высоким уровнем увеличилась на 14%. Методика 2. Тест «Самооценка коммуникативного развития» группа с низким уровнем уменьшилась на 4%, со среднем уровнем уменьшилась на 8%, с высоким уровнем увеличилась на 12%. Методика 3. «Тест на общительность» (В.Ф. Ряховского), группа с низким уровнем уменьшилась на 15%, со средним уровнем увеличилась на 21%, с высоким уровнем увеличилась на 14%.

Программа по развитию коммуникативных способностей младших школьников помогла: установить тесные взаимоотношения «ученик-учитель», «ученик-ученик»; сформулировать собственное мнение и позицию; развитию умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Научный руководитель - к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства Слизкова Е.В.

Литература

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст]/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 125 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М.: Рид Групп,2011. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.