Научная статья на тему 'ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР'

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ОНР / ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИЯ / PRESCHOOLER / DIOLOGICAL SPEECH / SPEECH IMPAIRMENT / DIAGNOSTIC / CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Аргунова Светлана Евгеньевна

В данной статье освещены аспекты коррекции диалогической речи у дошкольников с ОНР посредством игровой технологии. Описана, комплексная авторская (Жулина Е.В., Аргунова С.Е.) диагностическая методика компонентов диалогической речи (связности, логичности, последовательности, правильности и выразительности). Представлена коррекционная программа нарушений связности и логичности высказываний на материале заученных диалогов, последовательности, правильности и выразительности на материале спонтанных диалогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Аргунова Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME TECHNOLOGY IN CORRECTION OF DIALOGICAL SPEECH DISORDERS IN SENIOR PRESCHOOLERS WITH ONR

This article discusses the issue of the correction of diological speech at preschooler with speech impairment through game technology. A complex authorial technique is described (Zhulina E.V., Argunova S.E.) diagnostic methodology for the components of dialogic speech (connectedness, logic, sequence, correctness and expressiveness). A correction program of violations of coherence and logic of statements on the material of learned dialogues, sequence, correctness and expressiveness on the material of spontaneous dialogs is presented.

Текст научной работы на тему «ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

что насчитывает что; что предназначено для чего; что готовится для чего; кто попытается сделать что; что может быть использовано для чего.

Задание. Познакомьтесь с картой боёв панфиловцев. Расскажите о ходе боя с опорой на карту. Покажите на карте выдвижение группировки войск противника и размещение панфиловской дивизии.

Работу с другими фрагментами фильма можно выстроить аналогично.

Таким образом, в работе над эпизодами фильма можно выделить три части: задания на общее понимание, лексико-грамматические упражнения и задания, направленные на освоение языка специальности.

На послепросмотровом этапе слушателям предлагаются задания на развитие коммуникативно-речевых навыков и умений построения собственных речевых высказываний с опорой на материалы фильма и использованием специальной лексики.

Задание. В каких ситуациях используются данные команды. Приведите примеры из фильма. Команды: «Вукрытие», «К орудию», «Так точно», «Есть», «Огонь», «Отставить», «Отбой», «Смена позиций».

Задание. Объясните, как вы поняли следующие выражения. Как объясняет эти выражения герой фильма: стоять насмерть; стоять намертво.

Задание. Как вы понимаете смысл фразы «Сейчас за родину умирать нельзя, сейчас за родину пожить надо»?

Задание. В фильме обсуждаются понятия «Родина» и «Отечество». Как вы понимаете эти слова? Посмотрите повторно этот эпизод (0:31:00).

Задание. Составьте текст о крупной военной операции (битве) в истории вашей страны. Выступите с докладом в аудитории.

Выводы. Так, грамотно организованный, подготовленный просмотр художественного фильма в рамках обучения русскому языку как иностранному поможет преподавателю максимально эффективно решить, поставленные перед ним учебные задачи, будет способствовать формированию социокультурной, страноведческой и в целом профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции учащихся. Также представляется полезным использование российских художественных военных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному с военнослужащими других государств в целях повышения интереса, мотивации к изучению русского языка, знакомства с русским менталитетом и военной историей России.

Литература:

1. Пассов Е.И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. - СПб.: Златоуст, 2015. - 172 с.

2. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учеб. пособие / под ред. И.П. Лысаковой. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 270 с.

3. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. - М.: Русский язык, 1981. - 128 с.

Педагогика

УДК: 378. 2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студентка психологических наук Аргунова Светлана Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация. В данной статье освещены аспекты коррекции диалогической речи у дошкольников с ОНР посредством игровой технологии. Описана, комплексная авторская (Жулина Е.В., Аргунова С.Е.) диагностическая методика компонентов диалогической речи (связности, логичности, последовательности, правильности и выразительности). Представлена коррекционная программа нарушений связности и логичности высказываний на материале заученных диалогов, последовательности, правильности и выразительности на материале спонтанных диалогов.

Ключевые слова: дошкольник, диалогическая речь, ОНР, диагностика, коррекция.

Annоtation. This article discusses the issue of the correction of diological speech at preschooler with speech impairment through game technology. A complex authorial technique is described (Zhulina E.V., Argunova S.E.) diagnostic methodology for the components of dialogic speech (connectedness, logic, sequence, correctness and expressiveness). A correction program of violations of coherence and logic of statements on the material of learned dialogues, sequence, correctness and expressiveness on the material of spontaneous dialogs is presented.

Keywords: preschooler, diological speech, speech impairment, diagnostic, correction.

Введение. В настоящее время отмечается рост числа дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня. Данная категория детей характеризуется различными стойкими нарушениями, при которых происходит расстройство формирования всех компонентов речевой системы, при сохраненном слухе и интеллекте.

Проблема коррекции нарушений диалогической речи у детей с ОНР является актуальной в логопедии, так как формирование диалога является необходимостью для процесса более полного преодоления речевого недоразвития, что подтверждает актуальность разработки эффективных методов диагностики и коррекции данного нарушения. Ограниченный словарный запас, нарушения слоговой структуры слова, монотонность речи, лексико - грамматические и фонетические ошибки, приводят к нарушениям связности, логичности, последовательности, правильности и выразительности высказываний. Недоразвитие речи влечет за собой сужение знаний об окружающем мире, задержку в понимании необходимости общения, специфичность развития самой речи.

Вопросами изучения недоразвития диалогической речи у детей с ОНР занимались ученые В.П. Глухов, В.К. Воробьева, Н.М. Путкова, Т.Ю. Щербакова и др.

В теоретической и методической литературе существует ряд диагностических методик посвященных недоразвитию диалогической речи. В своем исследовании мы опирались на некоторые из них. На основе методик И.С. Назметдиновой, В.П. Глухова и О.С. Бизиковой нами была разработана комплексная авторская диагностическая методика компонентов диалогической речи (связности, логичности, последовательности, правильности и выразительности). Целью данной методики было выявление уровня развития каждого компонента диалогической речи. Для достижения цели, нами было подобранно 6 заданий: 1. Ответить на вопрос по сюжетной картинке. 2. Ответить на вопрос в беседе. 3. Задать вопросы по серии сюжетных картинок 4. Отгадать задуманное животное. 5. Наблюдение за диалогами детей в самостоятельной игровой ситуации. 6. Наблюдение за диалогами детей в заданной игровой ситуации. Результаты выполнения заданий переводились в баллы по 4х бальной шкале.

Изложение основного материала статьи. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ № 145 г. Дзержинска, в котором принимали участие 20 детей с ОНР и 20 детей с нормой речевого развития. Полученные результаты диагностического исследования у детей с ОНР выявили недоразвитие диалогической речи по всем ее компонентам. Детям было трудно отвечать на поставленные вопросы, их ответы были краткими, несвязными, дети допускали множество грамматических ошибок. По первому (40% детей) и второму (45% детей) заданию был выявлен недостаточный уровень ответов на вопросы.

Значительные трудности возникли у детей, при выполнении третьего (45% детей) и четвертого (40% детей) задания. На данном этапе диагностики увеличилось количество детей, не справившихся с заданием (третье задание -10%, четвертое - 15%). Вопросы, задаваемые детьми, были простыми по своей структуре, несвязными между собой логически. Не понимая задания, дети часто ограничивались перечислением увиденных предметов. В среднем по данным заданиям у детей выявлен недостаточный уровень сформированности навыка вопросной формы высказывания.

Исследование самостоятельных диалогов детей показали самые низкие результаты. В пятом (45 % детей) и шестом (40 % детей) заданиях дети показали низкий уровень сформированности диалогической речи. Значительно увеличилось количество детей, не справившихся с заданием (пятое - 20%, шестое - 30%). В свободной игре дети плохо слушали собеседника, из - за ограниченного словарного запаса затруднялись выразить свою мысль, сбивались с темы диалога, уходили, не закончив общение. Контакты со сверстниками носили эпизодический характер, наблюдался невысокий уровень личностной активности. Вместо вербальных слов, наблюдалось активное использование жестов и мимики. У многих детей отмечалось отсутствие желания совместной игры. В заданной игровой ситуации дети вели себя инертно, неактивно, диалог вели медленно с длительными паузами. В диалогах дети меняли заданную тему, играя в то, что им более близко или знакомо. Часто встречался речевой негативизм.

На основании полученных данных нами была разработана коррекционная программа нарушений диалогической речи посредством игровой технологии.

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для проведения коррекционных мероприятий с целью преодоления речевых нарушений и предупреждения проявлений дезадаптации и трудностей обучения на следующем возрастном этапе. Основным видом деятельности данной группы дошкольников является игра, с учетом этого применение игровой технологии как средства коррекции нарушений диалогической речи является весьма актуальным. Игровая технология представляет собой использование различных педагогических игр для решения актуальных целей и задач коррекционного процесса. Игровые технологии выступают средством мотивации, которое побуждает дошкольников к проявлению инициативы в общении, создают положительный эмоциональный фон и позволяют добиться положительных результатов обучения.

Логопедическая деятельность по коррекции нарушений диалогической речи у старших дошкольников с ОНР проводилась на базе МБДОУ Д/с 145 г. Дзержинска. Коррекционная программа длилась с октября 2018 г. по май 2019 г. В формирующем эксперименте приняли участие 10 дошкольников с ОНР III уровня. В течении учебного года в логопедических группах проводились 2 занятия в неделю. Всего за год, было проведено 64 подгрупповых занятия.

Цель программы: коррекция нарушений диалогической речи дошкольников с ОНР III уровня посредством применения игровой технологии.

Задачи программы:

1. Коррекция нарушения связности и логичности диалогической речи на материале заученных диалогов в рамках игровой тематики.

2. Коррекция нарушений правильности, последовательности и выразительности диалогической речи в свободной игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач мы придерживались следующих принципов:

1. Принцип единства обеспечивает равенство коррекционных, развивающих и обучающих целей и задач.

2. Принцип комплексности подразумевает взаимосвязь игровой технологии с разными видами художественной и театральной деятельности.

3. Принцип развития предполагает решение актуальных проблем и учет прогноза ближайшего развития детей.

4. Принцип импровизации включает поощрение детской инициативы, стремления к оригинальности и своей точке зрения.

5. Принцип интегративности выражается во включении игровой технологии в целостный коррекционный процесс.

Вся коррекционная программа строилась по определенному алгоритму:

1. Обучение детей вступлению в контакт и выходу из контакта.

2. Обучение правильности речевого высказывания в рамках игровой тематики.

3. Активизация вопросительно - ответной формы речи.

4. Поддержание диалога на базе игровой тематики.

5. Закрепление навыка диалогической речи в самостоятельной деятельности детей.

Коррекционная программа состояла из 3-х этапов:

1 этап Подготовительный. Закрепление навыков вопросно - ответной формы речи.

- Обучение вступлению и выходу из контакта (приветствие и прощание);

- Обучение правильности и выразительности построения фразы (договаривание предложений по предметным картинкам; составление предложений по демонстрации действия; составление предложений по сюжетным и серии сюжетных картинок; заучивание и воспроизведение 2х и 3х сложных предложений по сюжетной картинке);

- Обучение правильно, последовательно, выразительно, связно и логично задавать вопросы и отвечать на них в рамках игровой тематики. (проигрывание потешек, «Кисонька -Мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?», « От чего черный кот?» и др.).

2 этап Основной. Коррекция связности, последовательности, правильности, выразительности и логичности высказывания. Поддержание и ведения диалога на базе игровой тематики.

- Заучивание готовых реплик по фольклорным произведениям. Дети отрабатывают разного вида реплики в инсценировках литературных произведений (« Под грибом», « Спор зверей», « Кот рыболов» и т.д.).

- Происходит обучение умения вступать, поддерживать и продолжать вести диалог при помощи сюжетно - ролевой игры («Дом, семья», «Поездка в лес за грибами», «Детский сад», «Больница», Магазин игрушек» и т.д.).

- Обучение дошкольников умению пользоваться не только заученными репликами, но и самостоятельно построенными, в творческих постановках при помощи наводящих вопросов (составление собственной сказки на базе современных мультфильмов).

3 этап Заключительный. Закрепление навыков ведения диалога и использования различных видов реплик в свободной игровой деятельности.

- Создание благоприятных условий для отработки диалогической речи в свободной игровой деятельности (обеспечение детей необходимыми атрибутами в рамках игровой тематики).

Предполагаемым результатом коррекционной программы является коррекция связности, логичности, последовательности, правильности и выразительности диалогической речи у детей с ОНР III уровня посредством игровой технологии.

На каждом коррекционном занятии присутствовал игрушечный персонаж, вместе с которым, дети учились и играли. Игрушечный персонаж формулировал правила игровой ситуации, а так же регулировал возникающие конфликтные ситуации.

В повторном контрольном исследовании по авторской программе принимали участие 10 детей с ОНР III уровня посещавших дополнительные занятия по коррекции диалогической речи, и 10 детей с ОНР III уровня занимавшихся по стандартной логопедической программе.

Выводы. Анализ полученных результатов показал положительную динамику в коррекции нарушений диалогической речи. При выполнении первого задания 50 % детей показали высокий уровень владения ответным высказыванием. Большинство детей полностью понимали обращенные к ним вопросы, дослушивали их до конца, не перебивали собеседника. В своих ответах они использовали более развернутые и информативные высказывания. Дети стали более активно пользоваться фразовой речью, количество грамматических ошибок в предложениях снизилось. По второму заданию 40 % детей показали достаточный уровень ответной формы речи. Дети без наглядной опоры и с минимальной помощью смогли ответить на все заданные вопросы. Значительно улучшился уровень фразовой речи и снизился речевой негативизм, остались незначительные грамматические ошибки и неточности в подборе слов. Анализ третьего задания показал, значительное улучшение степени составления вопросных высказываний, в среднем их уровень характеризовался как удовлетворительный. С выполнением четвертого задания все дети справились, в среднем дети показали достаточный и средний уровни. При выполнении пятого задания, было выявлено увеличение количества детей пользующихся фразовой речью и использующих сложные предложения. Улучшился грамматический строй речи. Дети стали больше употреблять вежливые слова. В свободной речи детей отмечался перенос заученных диалогических реплик. В среднем дети экспериментальной группы показали средний уровень диалогической речи. Анализ шестого задания - наблюдение за диалогами детей в заданной игровой ситуации, показал увеличение количества детей использующих фразовую речь в игровых диалогах. Все дети экспериментальной группы справились с заданием, тем не менее, без помощи взрослого детям сложно составить игровой диалог, не отвлекаясь от заданной темы. В среднем дети экспериментальной группы показали средний уровень диалогической речи, дети контрольной низкий уровень, что позволило доказать эффективность использования игровой технологии в коррекции нарушений диалогической речи.

Литература:

1. Арушанова А.Г., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2015 - №10. -С. 82-90.

2. Бизикова О.Б. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.

3. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: Астрель, 2006. - 231 с.

4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2006.

5. Жулина Е.В., Аргунова С.Е. К вопросу о развитии связной речи в условиях дизонтогенеза. Проблемы современного педагогического образования. 2019 г. № 57. - с. 173-178.

6. Жулина Е.В., Аргунова С.Е. Драматизация как средство коррекции нарушений связной речи у старших дошкольников с ОНР. Проблемы современного педагогического образования. 2019 г. № 63. -с. 168-170.

7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Альянс 2013. 366 с.

8. Медведева Е.Ю., Егорова Д.С. Использование наглядного моделирования в коррекции связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-6. С. 118-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.