Научная статья на тему 'ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР'

ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / педагогическая позиция / педагогическое сообщество / игровая деятельность / игропедагогика / game / pedagogical position / pedagogical community / game activity / igropedagogy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Марья Аркадьевна

Статья посвящена анализу феномена игровой педагогической позиции в современной педагогике и её взаимосвязи с самим понятием игры. Исследуется значение игры и игровых процессов в ходе развития личности ребенка. Анализ современной литературы позволяет определить, каково значение игровой педагогической позиции для профессионального сообщества и каковы закономерности её формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME PEDAGOGICAL POSITION AS A PROFESSIONAL CHOICE

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of the game pedagogical position in modern pedagogy and its relationship with the very concept of the game. The importance of play and game processes in the course of a child's personality development is investigated. The analysis of modern literature makes it possible to determine what is the significance of the game pedagogical position for the professional community and what are the patterns of its formation

Текст научной работы на тему «ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

УДК 37.013 Научная статья

ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

ВЫБОР

Жукова М.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет»

(г. Кострома, Россия)

Аннотация. Статья посвящена анализу феномена игровой педагогической позиции в современной педагогике и её взаимосвязи с самим понятием игры. Исследуется значение игры и игровых процессов в ходе развития личности ребенка. Анализ современной литературы позволяет определить, каково значение игровой педагогической позиции для профессионального сообщества и каковы закономерности её формирования.

Ключевые слова: игра, педагогическая позиция, педагогическое сообщество, игровая деятельность, игропедагогика.

Для цитирования: Жукова М.А. Игровая педагогическая позиция как профессиональный выбор // Наука и реальность. 2024. № 2 (18). С. 133-138.

GAME PEDAGOGICAL POSITION AS A PROFESSIONAL CHOICE

Zhukova M.A.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Kostroma State University" (Kostroma, Russia)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the phenomenon of the game pedagogical position in modern pedagogy and its relationship with the very concept of the game. The importance of play and game processes in the course of a child's personality development is investigated. The analysis of modern literature makes it possible to determine what is the significance of the game pedagogical position for the professional community and what are the patterns of its formation.

Keywords: game, pedagogical position, pedagogical community, game activity, igropedagogy.

For citation: Zhukova M.A. Game pedagogical position as a professional choice // Science and Reality. 2024. no. 2 (18), pp. 133-138. (in Russian).

Игровая педагогическая позиция всегда предполагает особый подход к обучению, основанный на принципах игры, взаимодействия и радости. Педагог, занимающий игровую

педагогическую позицию, видит обучение как процесс, который должен быть интересным, увлекательным и вдохновляющим для учащихся.

Нельзя не отметить, что игровая педагогическая позиция представляет собой сложное психологическое понятие, которое включает в себя эмпатию, рефлексию, креативность, а также личный игровой опыт педагога, под которым подразумевается комплекс практически освоенных умений по управлению всеми элементами игры, без обращения к сути которой понимание самого феномена игровой педагогической позиции невозможно [2].

Известно, что игра является ведущим видом деятельности в детском возрасте. В процессе игры происходит формирование определенных качеств и особенностей психики ребенка и его личности, помимо этого определяются и виды деятельности, которые в будущем приобретают самостоятельное значение.

Самой основой процесса формирования игровой педагогической позиции является выделение игры как косвенного метода воздействия на ребенка. Отсутствие осознания мотива игры в процессе отличает игровую деятельность от труда, а также других видов деятельности, ведь в игре создается мнимая ситуация. В процессе игровой деятельности ребенка создаются условия для развития его интеллекта, для перехода к образному мышлению и элементам словесно-логического мышления, помогающим выражать творческие процессы.

В процессе игры ребенок обретает навык действовать в поле познания, то есть мысленной ситуации, в которой он делает опору на внутренние мотивы, а не на исходящие извне побуждения. К. Левин отмечал, что вещи обладают стимулирующей силой в отношении действий ребенка. В игре же они теряют побудительный характер, ребенок учится определяться в своем поведении не только непосредственным восприятием чего-либо или действующей на него ситуации, но и смыслом самой ситуации. В игре детьми создается определенная структура — смысл-вещь, где смысловая сторона, значение слов и вещей — главное, что определяет его поведение. Через отношения в игре ребенок знакомится с взаимоотношениями взрослых людей и получает базовые навыки общения и самосознания. В процессе игры у ребенка формируются новые мотивы и потребности: соревновательные, игровые; проявляются новые формы продуктивной деятельности. По достижению школьного возраста игра для ребенка переходит от внешних процессов к внутренним, к внутреннему диалогу, логической памяти, абстрактному мышлению. В игре создается положение, при котором возникает двойной аффективный план, то есть ребенок делает то, что ему больше хочется, но в это же время он подчиняется определенным правилам, отказываясь от некоторых своих желаний.

Участие в игре со скрытыми правилами, которые могут изменяться в ходе игры, требуют более высокого уровня когнитивных, социальных и вербальных навыков, чем игра с явными и неизменными правилами. Кроме того, использование изображения в играх соответствует более высокому уровню когнитивного развития, задействует более сложный и длительный процесс мышления, чем в играх с правилами.

За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра является источником развития и поэтому она создает зону ближайшего развития. Через игровую деятельность движется ребенок [1].

Наиболее значимым видом игры в развитии личности ребенка является сюжетно-ролевая игра как одна из форм удовлетворения потребности занятия определенного места ребенком в окружающем его мире. Эффективным методом для социализации ребенка считается игровая деятельность, которая проявляется в использовании фантазии и творчества, а также инициативном поведении. Различные исследования отечественных психологов и педагогов, таких как: Казанский O.A.; Спиваковская A.C.; Эльконин Д.Б.;

Григорьев C.B. и др., доказывают, что у игровой деятельности есть уникальные возможности в процессе формирования личности человека и его умения ориентироваться в окружающей действительности и позволяет учиться творчеству социальных отношений. И именно по этой причине представление стереотипного образа игры как строго регламентированного процесса это небезопасное поведение педагога, отмечают большинство исследователей. Если игра становится набором строгих правил, то погибает естественный путь её развития, что ощущают все участники игры. Если же педагог не обладает большим опытом применения практических приемов организации игры, но обладает творческими навыками, то он все равно сможет создать обстановку и возможности для развития наполненной смыслом игровой ситуации. Игровая позиция определяет уровень вовлеченности педагога в игру, является условием для становления детской игры и предполагает под собой непосредственное участие педагога в ней, решения педагогических задач с помощью средств этой игры [3].

Авторами выделяются разные проявления игровой позиции педагога, например, Н.Я. Михаленко определяет позицию «играющий партнёр», Т.Л. Чепель говорит о позиции «играющий режиссёр», а O.B. Солнцева использует обозначения «координатор», «консультант», «соигрок». Но стоит отметить, что игровая позиция педагога не только лишь набор игротехнических правил. Это сложный психолого-педагогический феномен, который предполагает наличие определенной психологической культуры. Игровая позиция должна быть устойчивой системой отношений педагога с детьми, которая проявляется и в игровой роли, и в социальной функции, а главное личностной позиции. Игровая позиция основывается на общих принципах игры (добровольности, самоценности, игровом равенстве и др.) и предполагает овладение внутриигровым языком, выраженным в словах, жестах, мимике, пластике. Но также игровая позиция обеспечивает вовлечение педагога в совместное игровое взаимодействие и создаёт условия для развития самостоятельной игры тех, кто участвует. Игровая педагогическая позиция - профессиональный подход специалиста, который обусловлен глубинным осознанием самого понятия игра, её незаменимой роли в процессе становления личности ребенка.

Развитие игровой педагогической позиции является управляемым процессом. Важным условием для осуществления этого процесса является реализация модели, которая обеспечивала бы формирование ценностно-смыслового отношения к игре как таковой и осмысления предмета игры, а также приобретение аналитических и проектировочных навыков, технологическое обеспечение деятельности приёмами организации для детской игры и поиск наиболее действенных приёмов её организации [5].

Таким образом, игровая педагогическая позиция не может быть не наполнена глубоким психологическим содержанием самого феномена «игра», которое продолжает выступать предметом научных дискуссий современных педагогов и психологов.

На формирование самой игровой позиции влияют целый ряд факторов:

1. Профессиональные знания и опыт педагога: знание теорий игрового обучения, методик работы с играми, опыт проведения игровых занятий. Постоянное повышение профессиональных навыков по освоению современных игровых практик.

2. Личностные качества педагога: толерантность, эмпатия, креативность, готовность к сотрудничеству с детьми. Способность к уважительному отношению к чувствам другого, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека, даже если педагог их не разделяет. Глубокое убеждение в праве ребенка на собственное мнение и позицию.

3. Уровень понимания ценности игры в образовательном процессе: осознание важности игры для развития детей и достижения образовательных целей.

4. Профессиональное сообщество: поддержка со стороны руководства и коллег, создание условий для проведения игровых занятий, обмен опытом с коллегами.

5. Образовательная система: нормы и требования образовательной системы могут поддерживать или наоборот ограничивать игровой подход в обучении.

6. Осознание потребностей и интересов детей: умение адаптировать игровые задания под возрастные особенности и интересы детей, а также под современные реалии формирования личности ребенка.

7. Собственный опыт участия в играх: умение оценить потенциал игры как средства обучения на основе личного опыта.

8. Постоянное обновление и совершенствование методов работы с играми: изучение новых подходов и методик, посещение профессиональных мероприятий

9. Материально-техническое обеспечение: наличие игровых материально-технических средств и прочих ресурсов существенно влияет на возможности реализации игровой педагогической позиции

10. Игровая педагогическая позиция должна выступать инструментом для развития творческих способностей, мотивационных ресурсов и психолого-педагогической культуры взаимодействия в игровой деятельности, но не заменяться игрой бездумной.

Каждый из перечисленных факторов выступает явлением подвижным и зависимым от социально-психологического состояния как малого коллектива, так и современного общества в целом. Учитывая эти факторы, можно успешно формировать игровую педагогическую позицию педагогов и эффективно использовать игру в образовательном процессе.

Еще один момент представляется важным при рассмотрении факторов, влияющих на игровую позицию педагога. Это некоторая путаница в понимании таких понятий как игровое сопровождение и игровая позиция педагога.

Игровое сопровождение:

1. Игровое сопровождение подразумевает активное участие педагога в игровом процессе как организатора, руководителя или фасилитатора. Педагог создает условия для игры, контролирует ее ход, поддерживает участников.

2. Целью игрового сопровождения может быть обеспечение безопасности, структурирование игрового процесса, разрешение конфликтов, поддержка детей в процессе игры.

3. Игровое сопровождение может быть временным и ограниченным по времени в рамках конкретного игрового занятия.

Игровая педагогическая позиция:

1. Игровая педагогическая позиция отражает общую философию и подход педагога к использованию игры в образовательном процессе. Это системный подход, определяющий роль игры в обучении и развитии детей.

2. Целью игровой педагогической позиции является интеграция игры в образовательный процесс, достижение образовательных целей через игру, развитие ключевых компетенций у детей.

3. Игровая педагогическая позиция охватывает не только конкретные игровые занятия, но и включает в себя общую стратегию работы педагога с игрой как инструментом обучения.

Таким образом, игровое сопровождение и игровая педагогическая позиция представляют собой различные концепции и подходы к использованию игры в образовательном процессе.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Игра играет ключевую роль в процессе формирования личности ребенка, поскольку это основной способ для него познавать мир, обучаться и развиваться. Игра является незаменимым инструментом при работе с ребенком и стимулирует его всестороннее развитие.

2. Игровое сопровождение сконцентрировано на организации конкретного игрового процесса, в то время как игровая педагогическая позиция выражает общую философию, стратегию и профессиональный подход педагога к образовательному процессу.

3. Игровая педагогическая позиция является эффективным инструментом в руках специалиста для формирования личности ребенка, его социально-эмоционального развития, креативности, умений и навыков, необходимых для успешной жизни и обучения.

4. Изучение факторов формирования игровой педагогической позиции является важным элементом развития педагогического сообщества и способствует повышению качества образования, профессионального роста педагогов и успешному развитию учащихся, предоставляя им возможность развиваться в игровой среде.

Изучение феномена игровой педагогической позиции перспективно для педагогического сообщества по ряду причин:

1. Повышение качества образования: понимание факторов, влияющих на формирование игровой педагогической позиции, позволит педагогам разработать более эффективные методики и стратегии обучения специалистов, что позитивно скажется на работе с учащимися, их социально-эмоциональных навыках, креативности и когнитивных способностях.

2. Развитие профессиональных компетенций: педагоги смогут расширить свои знания о методах и подходах к обучению через игру. Это способствует развитию профессиональных компетенций и повышению квалификации педагогов.

3. Создание инновационных образовательных программ: игровая педагогическая позиция - инструмент для разрабатывания инновационных образовательных программ, включающих игровые методики и подходы, что способствует более эффективному обучению и развитию учащихся.

4. Поддержка индивидуального развития: педагоги с игровой педагогической позицией не только легче адаптируют образовательный процесс к индивидуальным потребностям и особенностям каждого ученика, но и быстрее адаптируются сами.

5. отивация учащихся: игровые методики и подходы значительно повышают мотивацию учащихся к обучению. Игры делают учебный процесс более интересным, захватывающим и вовлекающим, что способствует лучшему усвоению знаний.

6. Создание позитивной образовательной среды: игровой подход способствует созданию позитивной образовательной среды, где учащиеся чувствуют себя комфортно, мотивированно и заинтересованно.

7. Подготовка к цифровой эпохе: игровая позиция педагога помогает подготовить учащихся к цифровой реальности, где игры и технологии играют все более важную роль.

Список источников

1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка — М.: Издательство Смысл, 2004.

2. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326.

3. Груздова Е.В Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Архангельск: Архангел. гос. техн. ун-т, 2001. 18 с

4. Ланевская В. М. Игровая позиция педагога дошкольного образования // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 45-47.

5. Шарапова С.А. Игровая позиция воспитателя как условие развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте // Современные наукоемкие технологии. -2013. - № 7-2. - С. 176-177.

Жукова Марья Аркадьевна, магистрант кафедры психолого-педагогического образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет» (г.Кострома, Россия).

Zhukova Marya Arkadyevna, master's degree student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kostroma State University" (Kostroma, Russia).

: marjazhukovaOO@gmail.com

Миновская Ольга Владиславовна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет» (г.Кострома, Россия).

Minovskaya Olga Vladislavovna, scientific supervisor, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kostroma State University" (Kostroma, Russia).

Дата поступления: 07.05.2024

© Жукова М.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.