Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ИГРОВОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ИГРОВОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / педагогическая позиция / педагогическое сообщество / игровая деятельность / игропедагогика. / game / pedagogical position / pedagogical community / game activity / igropedagogy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Марья Аркадьевна

Статья посвящена анализу роли профессионального сообщества в формировании позиции будущего педагога. Анализ современной литературы позволяет определить, какое влияние может оказать педагогическое сообщество на будущего педагога, а также оценить значение игровой педагогической позиции для педагогики в принципе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова Марья Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PEDAGOGICAL COMMUNITY IN SHAPING THE FUTURE TEACHER'S PLAYING POSITION

The article is devoted to the analysis of the role of the professional community in shaping the position of a future teacher. The analysis of modern literature makes it possible to determine what influence the pedagogical community can have on the future teacher, as well as to assess the importance of the game pedagogical position for pedagogy in principle.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ИГРОВОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

УДК 37.013 Научная статья

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ИГРОВОЙ

ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Жукова М.А.

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»

(г. Кострома, Россия)

Аннотация. Статья посвящена анализу роли профессионального сообщества в формировании позиции будущего педагога. Анализ современной литературы позволяет определить, какое влияние может оказать педагогическое сообщество на будущего педагога, а также оценить значение игровой педагогической позиции для педагогики в принципе.

Ключевые слова: игра, педагогическая позиция, педагогическое сообщество, игровая деятельность, игропедагогика.

Для цитирования: Жукова М.А. Роль педагогического сообщества в формировании игровой позиции будущего педагога // Наука и реальность. 2024. № 1 (17). С. 47-52.

THE ROLE OF THE PEDAGOGICAL COMMUNITY IN SHAPING THE FUTURE TEACHER'S PLAYING POSITION

Zhukova M.A.

Kostroma State University (Kostroma, Russia)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the role of the professional community in shaping the position of a future teacher. The analysis of modern literature makes it possible to determine what influence the pedagogical community can have on the future teacher, as well as to assess the importance of the game pedagogical position for pedagogy in principle.

Keywords: game, pedagogical position, pedagogical community, game activity, igropedagogy.

For citation: Zhukova M.A. The role of the pedagogical community in shaping the future teacher's playing position // Science and Reality. 2024. no. 1 (17), pp. 47-52. (in Russian).

Проблема игровой деятельности одна из самых сложных и интересных проблем современности, обусловленная не всегда серьезным отношением к самой игровой деятельности — ведущему виду деятельности детей и подростков.

Игровая деятельность — это фундамент будущих социальных отношений ребенка, его успешности в мире других людей. Ценность игры для детского развития огромна. Именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования и активного развития главных новообразований дошкольного возраста. Становление в процессе игры в наибольшей степени способствует формированию специфических характеристик человека:

сознания и внутреннего плана действия. Игра является содержанием общения детей дошкольного возраста, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности [4].

Тем не менее, игра активно вытесняется из образовательного процесса. Одной из главных причин «ухода игры» из образования является подмена игры игровыми формами обучения. Формально, игра не исчезает, а становится средством обучения. Значение игры не отрицается, а напротив, постоянно подчёркивается, однако оно преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, где так или иначе присутствуют термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. И именно поэтому так важно существование игрового педагогического сообщества, которое не только осознает ценность игры и не дает полностью выместить ее из образовательного процесса, но ещё и помогает будущим педагогам формировать игровую позицию, обусловленную глубинным осознанием самого понятия игра, её незаменимой роли в процессе становления личности ребенка [3].

Будущему игропедагогу необходимо понимать, что:

1. Прежде всего, игра — это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе.

2. Игра приносит эмоциональный подъем, причём источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или её оценка. В случае игровых форм обучения главной становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки.

3. Игра — это всегда проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры, которая стимулирует творческую активность детей. Благодаря этому игра становится источником творческого воображения и общей креативности. Чтобы выполнить свою ведущую роль и стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определённый уровень развития

4. Игровая компетентность педагога играет далеко не последнюю роль в процессе игры ребенка. Здесь недопустимы как авторитарная, дидактическая позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей, игнорирование их инициативы [2].

Понимание самой сути процесса создания игровой ситуации и его ценности необходимо для того, чтобы будущий педагог не нанёс своими действиями вреда формирующемуся ребенку, а наоборот поддержал его на разных этапах развития. И это самое понимание, не говоря уже о навыках и личном игровом опыте педагог может получить прежде всего от того педагогического сообщества, которое его окружает.

Роль педагогического сообщества в процессе формирования профессиональной позиции невозможно переоценить. От него в значительной степени будет зависеть, какая позиция будущего педагога будет сформирована и будет ли она им реализована в профессиональной деятельности.

Педагогическое сообщество, без сомнений, можно назвать одним из факторов формирования профессиональной позиции педагога.

Именно педагогическое сообщество, членом которого является будущий педагог на примере своей деятельности формирует представление об игровой педагогической позиции как о феномене, который выражает общую философию и стратегию работы педагога с игрой в образовательном процессе.

Педагогическое сообщество берет на себя задачу продемонстрировать, что педагог должен уметь создавать игровую обстановку и обеспечивать условия для ее развития, учитывая игровой опыт детей, их эмоциональное состояние, желания и способности. Согласно С. А. Шмакову, будущий педагог должен занимать игровую позицию взрослого как партнера, который может быть как непосредственным, так и косвенным участником в игре с детьми [1].

Важно отметить, что в педагогическом сообществе представления о том, кем именно должен выступать педагог с игровой позицией может не совпадать. Однако это не уменьшает значимости положительного воздействия сообщества на будущего педагога, который осваивает игровой опыт, ведь само использование игры в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста предполагает достаточно высокий уровень её развития и понимания.

Игра вызывает непростые дискуссии в современной педагогической литературе. Несмотря на утверждения о ведущей роли игры, она все больше вытесняется из системы педагогического взаимодействия [3].

В том числе, это может объясняться и несерьезным отношением к игре не только родителей, но даже детей и самих педагогов. В том числе, такое отношение общества распространяется и на педагогов, которые придерживаются игровой педагогической позиции. Несерьезное восприятие может возникать по нескольким причинам:

1. Отношение к играм: игры часто ассоциируются с развлечением и досугом, поэтому многие могут рассматривать игропедагогику как область, которая не имеет серьезного образовательного значения. Некоторые люди могут считать, что использование игр в образовании не требует серьезных знаний и навыков.

2. Недостаточное понимание: многие люди не понимают, какие ценности и преимущества могут предоставить игры в образовательном процессе. Они могут считать, что игры неэффективны или несерьезны в контексте обучения.

3. Старые представления о педагогике: некоторые педагоги придерживаются и неосознанно транслируют в массы традиционные методы обучения, считая, что игры не соответствуют "правильному" образу обучения. Они могут считать, что игры - это лишь отвлечение от учебного процесса.

4. Недостаточное образование и информированность: люди, далекие от педагогики, в большинстве своем не имеют достаточной информации о значимости и эффективности игровых технологий в образовании, не знают о современных исследованиях и практиках в области игропедагогики.

5. Страх перед новыми подходами: педагоги могут испытывать страх перед новыми подходами к обучению, такими как использование игр и технологий. Они могут опасаться изменений в своей педагогической практике и не быть готовыми к экспериментам.

В целом, восприятие игропедагогов как несерьезных специалистов может быть связано с недостаточным пониманием и оценкой их работы со стороны общества, педагогического сообщества и родителей. Сами педагоги также могут негативно влиять на восприятие обществом игровой позиции, например, реализуя её непрофессионально и пагубно для процесса воспитания и обучения детей.

Профессионального стандарта для игропедагога и реализации его позиции не существует, но он может включать следующие основные критерии и компетенции:

1. Понимание игры как педагогического инструмента: игропедагог должен обладать глубоким пониманием ценности и роли игры в образовании и развитии детей, уметь анализировать игровой процесс и применять игровые методики в обучении.

2. Психологические знания: понимание основных психологических принципов развития детей, понимание роли игры в разных возрастах и особенностей игровой деятельности, умение работать с различными возрастными группами, адаптировать игровые задания под индивидуальные потребности учащихся.

3. Организация игрового процесса: умение планировать и организовывать игровые мероприятия, создавать структурированные игровые сценарии, контролировать процесс игры и эффективно взаимодействовать с участниками.

4. Коммуникативные навыки: обладание хорошими коммуникативными навыками, умением работать в коллективе, поддерживать дружественные отношения с детьми, их родителями и коллегами, а также уметь помогать ребенку выстраивать собственные коммуникации в процессе игры.

5. Профессиональное развитие: стремление к постоянному профессиональному развитию, изучение новых методик и технологий в области игровой педагогики, участие в тренингах и семинарах, накопление собственного игрового опыта.

Последний пункт вновь возвращает нас к роли педагогического сообщества в процессе формирования будущего педагога. Оно может оказать положительное влияние на специалиста, предоставляя ему следующие возможности и преимущества:

1. Участие в педагогическом сообществе позволяет специалисту обмениваться опытом, идеями и знаниями с коллегами. Это способствует расширению профессиональных знаний и навыков, а также помогает узнать о новейших тенденциях и методиках в образовании.

2. Педагогическое сообщество предоставляет специалисту доступ к различным образовательным мероприятиям, таким как семинары, конференции, тренинги и вебинары. Участие в таких мероприятиях способствует профессиональному развитию, обновлению знаний и навыков, а также повышению квалификации.

3. Взаимодействие с коллегами может стать источником поддержки, мотивации и вдохновения для специалиста. Общение с единомышленниками, обмен опытом и идеями помогают преодолевать трудности, решать проблемы и достигать поставленных целей.

4. Педагогическое сообщество помогает специалисту создать свою собственную сеть профессиональных контактов. Это может быть полезно для совместной работы над проектами, обмена опытом, консультаций и реализации совместных инициатив.

Педагогическое сообщество оказывает положительное влияние на специалиста, обогащая его профессиональный опыт, способствуя развитию профессиональных компетенций, предоставляя поддержку и мотивацию, а также помогая создать ценную профессиональную сеть контактов. И хотя педагогическое сообщество в целом представляет собой ценный ресурс для профессионального развития специалистов в области образования, иногда оно может оказывать и негативное влияние на отдельного специалиста.

1. В некоторых случаях педагогическое сообщество может создавать давление на специалистов, навязывая определенные стереотипы, стандарты, методики или подходы, даже если они не соответствуют индивидуальным потребностям или уникальным особенностям учащихся. Это может привести к конформизму и ограничению творческого мышления.

2. В педагогическом сообществе может возникать конкуренция и зависть между специалистами, что может привести к негативным эмоциям, напряженным отношениям и даже саботажу работы коллег.

3. Влияние педагогического сообщества иногда может привести к ограничению свободы профессионального выбора специалиста. Например, давление со стороны

сообщества может заставить специалиста принимать решения, которые не соответствуют его убеждениям или целям.

4. В редких случаях специалист может столкнуться с изоляцией или негативным воздействием со стороны педагогического сообщества, что может привести к ухудшению самочувствия, уменьшению мотивации и даже выгоранию.

Важно помнить, что каждый специалист уникален, и нужно находить баланс между участием в педагогическом сообществе и сохранением своей индивидуальности, профессиональной автономии и целостности.

Таким образом, можно утверждать, что роль педагогического сообщества огромна. Оно не только может оказывать различное влияние на специалиста в процессе его становления, формирования его позиции и ведении профессиональной деятельности, но и повышать ценность игры в глазах общества, предупреждая тем самым недооценивание и несерьезное отношение к игропедагогу.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Игра является незаменимым инструментом при работе с ребенком, она способствует формированию специфических характеристик человека и стимулирует его всестороннее развитие.

2. Информирование и повышение осведомленности общества о ценности и преимуществах игры в образовательном процессе может повысить ценность игропедагога в глазах общественности и коллег.

3. Роль профессионального сообщества в процессе формирования игровой позиции будущего педагога очень значима. Педагогическое сообщество может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на профессиональный выбор специалиста, но в любом случае полученный опыт будет иметь значение в его дальнейшей профессиональной деятельности. Педагогическое сообщество можно назвать одним из факторов формирования профессиональной позиции педагога.

Список источников

1. Ланевская В. М. Игровая позиция педагога дошкольного образования // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 6 (43). С. 45-47.

2. Смирнова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2014. № 1(14). с. 51-57.

3. Смирнова Е.О. Игра как деятельность и как форма обучения // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5.

4. Смирнова Е. О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование, 2010. № 3. С. 62-70.

Жукова Марья Аркадьевна, магистрант кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г.Кострома, Россия).

Zhukova Marya Arkadyevna, master's degree student, Kostroma State University

(Kostroma, Russia).

: mashaavengers@yandex.ru

Миновская Ольга Владиславовна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г.Кострома, Россия).

Minovskaya Olga Vladislavovna, scientific supervisor, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Kostroma State University (Kostroma, Russia).

Дата поступления: 09.03.2024

© Жукова М.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.