ИЗ ОПЫТА РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
УДК 37.048.45
И. Н. Головина
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МБОУ «Центр образования №28 с углубленным изучением иностранных языков г. Владивостока»
Е-mail: [email protected]
Irina N. Golovina Deputy Director for Educational and Upbringing Work, Education Centre No. 28 with in-depth teaching of foreign languages, Vladivostok, Russia
Е. Ф. Зачиняева
Кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток Е-mail: [email protected]
Elena F. Zachinyaeva
PhD (Education), Associate Professor of the Department of Psychology and Education, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ В ШКОЛЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА
Авторами представлен опыт разработки и частичной реализации педагогического проекта «Профессиональные пробы в школе» на базе МБОУ «Центр образования № 28 с углубленным изучением иностранных языков г. Владивостока». Проект разработан группой учителей и ставит своей целью подготовку выпускника, обладающего развитыми субъектными качествами и способного осуществить осознанный выбор профессии.
Авторы статьи, опираясь на работы выдающихся ученых в области психологии субъекта, понимают субъектные качества как необходимое условие становления у взрослеющего человека субъектности — способности управлять своими действиями, планировать способы своих действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий, рефлексивно относиться ко всему ходу совершаемой деятельности.
Важными факторами развития субъектных качеств школьника рассматриваются среда, в которую погружен взрослеющий человек, и взрослые, обладающие субъектностью, для которых субъектное начало человека является ценностью.
Обосновывается мысль о том, что наиболее эффективным средством развития субъектных качеств школьника может стать педагогический проект, который в той или иной степени обеспечивает личностные приращения всех участников
Как цитировать статью: Головина И. Н., Зачиняева Е.Ф. Педагогический проект «Профессиональные пробы в школе» как средство развития субъектных качеств школьника // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 5 (55). С. 110-126.
проектной деятельности: и детей, и взрослых.
Последовательно описываются основные этапы работы над проектом: замысел, моделирование, конструирование, перспективное планирование, пилотная апробация.
Представлен паспорт проекта, его методическое обеспечение, разработан план мероприятий по реализации проекта, спрогнозированы результаты реализации проекта. Кроме того, в статье размещены некоторые рабочие документы, позволяющие технологизировать подготовительный этап, руководителю организации получить целостное представление о проекте, а координатору — отследить согласованное взаимодействие всех участников, что зачастую в педагогической среде дает сбой.
В конце статьи сформулированы промежуточные выводы по реализации начальных этапов проекта.
Ключевые слова: педагогический проект, субъектные качества, субъект деятельности, субъектность, профессиональные пробы, проектная деятельность, профессии будущего.
На сегодняшний день внедрение и реализация федерального государственного стандарта нового поколения определяют новый социальный заказ к системе образования. На первый план выходит личность школьника, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
С другой стороны, современное общество требует от выпускника наличия субъектных качеств. В. Е. Лепский описывает современное состояние страны как «бессубъектность», выделяя ее главные симптомы: «блокировка рефлексии, неспособность адекватно воспринять и оценить сложившуюся ситуацию, подняться над ней, самоопределиться и самоидентифицироваться; отсутствие смелых, хорошо обдуманных „прорывных“ идей и готовности, умело взаимодействуя с другими объектами, их реализовать» [7, с. 18].
В данном контексте можно трактовать вызов к образованию как антропологический, предполагающий, что школа должна стать пространством развития каждого человека, создавая тем самым условия становления жизнеспособного общества. Необходимо обеспечить становление в каждом человеке его субъектности.
В работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. А. Петровского, А. Г. Асмолова субъектность представлена как системная характеристика
деятельности, под которой понимают способность человека проявлять собственную автономную активность. Это означает способность управлять своими действиями, планировать способы своих действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий, рефлексивно относиться ко всему ходу совершаемой деятельности [1; 6; 10; 12].
Субъектность — это качественная характеристика, которая развивается в течение всей жизни человека, но возникновение и первичное овладение происходит в детстве и в период обучения в школе. В работах В. И. Слободчикова представлены этапы развития субъектности: субъект действия — субъект собственного действия — субъект деятельности — субъект собственной деятельности. Процесс развития субъектности можно представить как постепенное овладение ребенком способностью управлять своей деятельностью: осознавать потребность, проявлять инициативу, ставить цели, планировать деятельность, самостоятельно осуществлять этапы собственной деятельности, оценивать результат и рефлексировать примененные способы действий [5].
Важными факторами развития субъектности школьника становится среда, в которую погружен взрослеющий человек, и взрослые, обладающие субъектностью, для которых субъектное начало человека является ценностью. Такие взрослые последовательно сопровождают взросление ребенка, выводя его в позицию субъекта собственной деятельности.
Важно понимать, что возникновение субъектности возможно только при активной деятельности самого человека. Организовать самостоятельную активную деятельность школьников в урочное время достаточно сложно, поэтому в поиске средств развития субъектности школьника необходимо обратиться к возможностям внеурочных форм, а именно к профориентационной работе.
Совсем недавно Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному собранию предложил запустить с нового учебного года проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее»: «Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны» [11].
В ключе высказанных президентом идей о ранней профориентации инициативная группа учителей «Центра образования № 28» (далее — школа) разработала педагогический проект «Профессиональные пробы в школе», основную идею которого можно сформулировать в слогане
«Испытай себя в пробах, обдумай выбор, построй свой путь. Стань автором собственной жизни».
Педагогический проект «Профессиональные пробы в школе» направлен на реализацию двух целей: первая — подготовка школьников к осознанному выбору профессии, вторая — развитие субъектных качеств школьников.
В определении субъектных качеств школьников авторы статьи разделяют позицию исследователей Горбунова А. А., Медниковой Л. А., Сергеевой Е. Д., Скрипник Н. М. и относят к ним инициативность, самостоятельность, стремление к достижению результата, рефлексивность [4; 8; 13; 14].
Остановимся на определении категории проекта. Ответим на вопрос: почему наш проект считаем педагогическим? Ответ на этот вопрос находим в работе И. А. Колесниковой «Педагогическое проектирование». По ее мнению, педагогический проект направлен на качественное изменение всех участников — как детей, ради которых проект организуется, так и взрослых, организующих этот процесс [5]. Для нас в организации такой сложной, многокомпонентной деятельности, как проект, приоритетным является развитие субъектных качеств воспитанников, а не количество профессиональных проб, которые будет способна организовать администрация школы.
Педагогическое проектирование позволяет наполнить новыми смыслами педагогическую действительность через два важных шага: первый шаг — создание в сознании участников проекта новой педагогической реальности на основе погружения в теорию и знакомства с опытом лучших школ, второй шаг — воплощение «идеального должного» в образовательную действительность школы [9].
Работа над проектом была осуществлена через ряд этапов:
Этап замысла — осознание проблемы дефицита условий для развития субъектных качеств школьников в образовательной среде школы, зарождение идеи, анализ ресурсов, учет исторического наследия школы, принятие решения о начале проекта администрацией образовательной организации.
Этап моделирования — погружение в научное и методическое знание по проблемам развития субъектных качеств школьника, организации профессиональных проб, а также знакомство с методическим опытом профориентационной работы отечественных и зарубежных образо-
вательных организаций, изучение материалов «Атласа новых профессий», обсуждение со школьниками профессий будущего, оформление концепции проекта.
Кроме того, происходит представление (моделирование) каждым заинтересованным участником образа деятельности будущей структуры, реализующей мероект. Продумываются процедуры иоперации, согласовываются цели и неправления деятельности участии ков. План ируется личныйи групповой вклад в реаллзацлю проекте. В школе создается организлционная отруктура — Центрпрофоссиональных проб «100 дорог», а татже п°ю ектный яУаc. Разрабатывасеся моделе дпятельности Центра «1.00 дтр огп.Медель деотельнтстиЦснтра прйцстевлена на Рис. 1.
Рисунок 1. Модель деятельности Центра «100 дорог»
Этап конструирования — разработкапрофессиональных проб учителями — участниками проекта,проектирование педагогической дея-тельности,направленной наразвитие субъектных качествшкольников в профессиональныхпробах,разработка критериевэффективности проекта.
Данный этап потребовал серьезной теоретической работы по осмыслению каждого элемента выстраиваемой системы. Учителя — участни-
ки проекта совместно с детьми выбрали шесть профессий будущего, в которых детям было интересно попробовать свои силы: игропедагог, координатор образовательной онлайн-платформы, дизайнер виртуальных миров, дизайнер виртуальных изданий, медиатор социальных конфликтов, менеджер по кросскультурной коммуникации [3].
Следующим шагом стало изучение сущности и специфики выбранных профессий. Оказалось, что они уже существуют, некоторые вузы страны в недавнее время начали подготовку специалистов в данных областях. У участников проекта возник вопрос: как мы можем обучить школьников, не владея даже элементарными навыками выбранной профессии? Поиск ответа на данный вопрос стал ключевым в осмыслении и затем изменении педагогической позиции участников проекта.
Здесь возникло две темы для размышления. Первая — еще раз обратившись к сути понятия «профессиональная проба» в работах В. И. Блинова, И. С. Сергеева, мы уточнили, что целью профессиональных проб не является профессиональная подготовка или ознакомление с доступными школьнику элементами выбранной профессиональной деятельности. Ключевой задачей профессиональной пробы становится погружение ребенка в социально-профессиональный контекст с соответствующими атрибутами, атмосферой, культурой, социальным смыслом профессии.
Результатом пробы должно стать «ощущение себя в (данной) профессии», что обеспечит долговременную перспективно-прогностическую мотивацию [2, с. 16]. В этой связи задачей педагога, организующего профессиональную пробу, становится создание условий для погружения школьников в контекст профессии, принятие обучающимся на себя роли специалиста, выполняющего определенные профессиональные задачи. Однако такой поворот не исключает необходимости овладения некоторыми профессиональными навыками (данной) профессии. Разрешение проблемной ситуации, связанной с некомпетентностью педагогов в сфере выбранной профессиональной пробы, произошло при осмыслении цивилизационных вызовов. С этим связана вторая тема наших размышлений.
Идея смены типа межпоколенческих отношений с постфигуративной культуры на кофигуративную (М. Мид) может быть апробирована в проекте. Уже на данный момент мы видим, что дети в большей степени владеют IT-компетенциями, чем взрослые. Почему бы не выстроить педагогическое взаимодействие в профессиональных пробах на равных:
мы учимся у детей, дети учатся у нас? Большинство профессий будущего разворачивается в цифровой среде. Главное — это направить свойственную детям активность в нужное русло, поддержать увлеченность, помочь выстроить план действий, преодолеть возникающие трудности и довести дело до конца. Именно на это и были впоследствии направлены усилия педагогов при проектировании педагогической деятельности по развитию субъектных качеств школьников. Результатом усилий стали разработанные рабочие программы профессиональных проб.
Этап перспективного планирования — разработка документа по планированию конкретных совместных действий участников проекта. Здесь происходит определение общего количества заданий по проекту, оценка времени, подготовка необходимых ресурсов, определение последовательности шагов реализации проекта, выявление рисков и подготовка технологических карт.
Одновременно были определены критерии и показатели эффективности проекта, разработан диагностический инструментарий мониторинга динамики субъектных качеств школьников, дневник профессиональных проб.
Представим основные документы, разработанные на этом этапе. Паспорт проекта представлен в Таблице 1.
Таблица 1
Паспорт проекта «Профессиональные пробы в школе»
Основания для разработки проекта Реализация ФГОС основного общего образования
Потенциальные заказчики и потребители Заказчики: администрация МБОУ «Центр образования № 28 с углубленным изучением иностранных языков г. Владивостока» (далее — МБОУ «ЦО № 28») Потребители: обучающиеся МБОУ «ЦО № 28», родители МБОУ «ЦО № 28»
Рабочее название проекта «Профессиональные пробы в школе»
Разработчики Педагоги МБОУ «ЦО № 28»: Прозорова Марина Владимировна, Сердюк Альфия Фаридовна, Фролова Ольга Александровна, Кирюшкина Алиса Александровна, Воронцова Виктория Викторовна, Круть-ко Юлия Борисовна, Стратилат Карина Николаевна
Автор идеи Соколова Светлана Викторовна, директор МБОУ «ЦО № 28»
Руководитель проекта Головина Ирина Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «ЦО № 28»
Научный консультант Зачиняева Елена Федоровна, к.п.н., доцент кафедры теории и методики профессионального образования Школы педагогики ДВФУ (далее — ТМПО ШП ДВФУ)
Ведущая идея проекта Организация профессиональных проб с целью развития субъектных качеств школьников и подготовки их к осознанному выбору профессии
Цель Обеспечить научно обоснованную проектную деятельность школьников в профессиональных пробах с целью развития субъектных качеств и подготовки к осознанному выбору профессии
Задачи 1. Осмыслить понимание сущности субъектных качеств в психолого-педагогической науке. 2. Рассмотреть профессиональные пробы в аспекте развития субъектных качеств. 3. Уточнить профессии будущего в «Атласе новых профессий» и разработать профессиональные пробы на базе МБОУ «ЦО № 28». 4. Разработать теоретическую модель развития субъектных качеств школьников в профессиональных пробах. 5. Осуществить конструирование процесса развития субъектных качеств в профессиональных пробах. 6. Представить управление проектом через иерархическое разбиение проекта на рабочие задания, направленные на главную цель проекта. 7. Разработать методическое обеспечение деятельности Центра (рабочие программы профессиональных проб, дневник профессиональных проб, методические рекомендации по управлению Центром).
Целевая аудитория Педагоги, обучающиеся 8-10 классов МБОУ «Центр образования № 28 с углубленным изучением иностранных языков г. Владивостока», родители.
Ожидаемые эффекты и результаты 1. Развитие субъектных качеств школьников. 2. Готовность школьников к осознанному профессиональному самоопределению. 3. Открытие Центра профориентации в МБОУ ЦО № 28 «100 дорог». 4. Увеличение числа охваченных профессиональными пробами учащихся (60% — 80%). 5. Повышение уровня дополнительного образования в школе. 6. Каникулярные профильные смены с охватом детей микрорайона.
Предполагаемые продукты — Рабочие программы профессиональных проб; — Стенды и буклеты, посвященные деятельности Центра профориентации «100 дорог»; — Печатная продукция участников профессиональных проб: книги, журналы, образовательные онлайн-платформы, методические рекомендации к организации профессиональных проб по профессиям будущего.
Возможные риски 1. Несоблюдение сроков реализации проекта. 2. Низкая активность школьников при организации профпроб.
Жизненный цикл проекта Аналитический этап (май 2017) Определение проблемы, анализ ресурсов, создание рабочей группы, участие и победа в конкурсе на получение гранта главы города Владивостока в сфере образования. Этап замысла (июнь-октябрь 2017) Теоретическое осмысление феномена субъектности и ознакомление с передовыми практиками участниками проекта. Проведение консультаций с представителями кафедры ТМПО ШП ДВФУ, Управлением образования г. Владивостока, Попечительским советом школы, социальными партнерами. Этап моделирования (октябрь-ноябрь 2017) Разработка теоретической модели процесса развития субъектных качеств школьников в профессиональных пробах. Создание структурной модели Центра «100 дорог». Этап конструирования (декабрь2017 — январь 2018) Определение сфер профессиональной деятельности (типы профессиональных проб). Разработка циклограммы профессиональных проб. Выбор организационных форм: коллективно-творческое дело, индивидуально-групповые консультации, встречи с профессионалами. Определение методов: проектный, информационно-справочный, самооценивания. Разработка критериев эффективности проекта. Этап планирования (январь 2018) Создание модели управления проектом. Иерархическая разбивка проекта на рабочие задания. Этап пилотного проекта (январь 2018 — май 2018) Апробирование и анализ результатов пилотного проекта, внесение корректировок. Этап реализации проекта (сентябрь 2018 — май 2020)
Критерии эффективности проекта 1. Количество проведенных профессиональных проб в год — не менее 20. 2. Количество детей, задействованных в одной профессиональной пробе, — не менее трех. 3. Количество детей, задействованных в одной профессиональной пробе за год,— не менее 80-ти. 4. Количество педагогов, которые будут участвовать в проекте, — не менее пяти.
5. Количество педагогов, которые включатся в проект дополнительно,— не менее двух.
Допущения 1. Благодаря профессиональным пробам появится интерес к будущим профессиям. 2. Качественная программа профессиональных проб заинтересует тех учащихся, которые еще не включились в работу. 3. Качественная программа профессиональных проб заинтересует тех педагогов, которые еще не организовали свою профессиональную пробу. 4. Возникнет совместное ценностно-смысловое поле всего педагогического коллектива.
Разработанный паспорт проекта был обсужден на производственном совещании со всем педагогическим коллективом школы, представлен Попечительскому совету школы. С некоторыми рекомендациями и замечаниями проект был одобрен и утвержден.
С целью согласования всех действий участников проекта была разработана иерархическая схема разбиения на рабочие задания, она представлена в Таблице 2. Данная схема показывает взаимосвязи между всеми заданиями по проекту и помогает руководителю организации получить целостное представление о проекте, а координатору — отслеживать согласованное взаимодействие всех участников.
Таблица 2
Иерархическая схема разбиения на рабочие задания
Планирование проекта «Профессиональные пробы в школе»
Проектный офис
Директор школы Попечительский совет школы Координатор Центра «100 дорог» Заместитель директора по воспитательной работе
Договоренности с внешними партнерами образовательной организации Выставочная продукция (стенды, буклеты) Кабинеты и оборудование, расходы на полиграфическую продукцию в профессиональных пробах План жизненного цикла проекта Мониторинг продуктивности реализации проекта на каждом этапе
Педагог- психолог Координатор Центра «100 дорог» Классный руководитель Руководители профессиональных проб
Оказывает психологическое сопровожде Организует встречи с успешными представителями разных Разрабатывает с учеником индивидуальный мар- Организуют профессиональные пробы
ние учащихся в профессиональных пробах профессий с периодичностью раз в месяц шрут прохождения профпроб. Стимулирует, поощряет, поддерживает ребенка в профессиональных пробах. таким образом, чтобы развивались субъектные качества школьника
В Таблице 3 представлена общая последовательность выполнения заданий по проекту «Профессиональные пробы в школе» через список заданий.
Таблица 3
Общий список заданий по проекту
№ Задание График Ответственный Партнеры и материалы
1. Довести информацию о проекте до детей 8-х — 10-х классов и их родителей Май 2018 г. Прозорова М. В., Головина И.Н. Буклеты
2. Изготовить информационный стенд о проекте Май 2018 г. Головина И. Н. Полиграфическое агентство «Мир рекламы»
3. Подготовить дневники профессиональных проб Май 2018 г. Прозорова М.В Бумага, принтер
4. Организовать мероприятие «День профессии», приуроченное ко Дню рождения МБОУ «ЦО № 28» Сентябрь 2018 г. Прозорова М.В
5. Провести одну встречу клуба «Беседы о будущем» Сентябрь 2018 г. Стратилат К. Н. Бумага, дневники профессиональных проб
6. Провести классные часы по теме «Профессии будущего» и записать детей на профессиональные пробы Сентябрь 2018 г. Классные руководители Проектор, бумага, фломастеры, дневники профессиональных проб
7. Организовать деятельность детей в профессиональных пробах Сентябрь 2018 г.-май 2019 г. Руководители профпроб Информационный стенд, дневники профессиональных проб
8. Провести итоговое мероприятие Май 2019 г. Руководители профпроб, классные руководители, координатор Проектор, призы, грамоты
Подготовил: координатор проекта Утвердил: директор школы
В книге Джозефа У Вайса и Роберта К. Высоцки «Пять стадий управления проектом» после составления общего списка заданий по проекту рекомендуется написать техническое задание по каждому пункту общей схемы. Техническое задание представляет собой документ, содержащий подробное описание предстоящей деятельности каждого участника, в котором отражены в точных кратких формулировках необходимые временные затраты, ожидаемые результаты и продукты, смета, необходимое оборудование и материалы. Этот документ позволяет руководителю осуществлять контроль, обеспечить согласование действий всех участников, принимать быстрые решения при возникновении непредвиденных обстоятельств [16].
В Таблице 4 приведен пример технического задания к профессиональной пробе «Игропедагог».
Таблица 4
Техническое задание к профессиональной пробе «Игропедагог»
Название пробы: Игропедагог Организатор пробы: ФИО учителя
№ Название этапа Описание Начало (дата) Конец (дата) Организация деятельности
1 Подготови- тельный Установочная встреча педагога с детьми, ознакомление с профессией, сбор информации 7.09 14.09 Презентации проектов прошлых лет. Литература по профессии «Игропедагог»
2 Концептуа- лизация Самостоятельный выбор школьниками учебного предмета и класса, в котором будет проведена профессиональная проба. 14.09 20.09 Беседа, дискуссия, мозговой штурм, прием «Знаю — Хочу узнать — Узнал»
Выбор темы по учебному предмету и рождение замысла игрового модуля. Построение ориентировочной схемы действий
3 Планирова- ние Построение плана действий. Самообразование. Обсуждение вариантов. Подбор ресурсов для составления игрового модуля 21.09 30.09 Самостоятельная работа, групповая работа, семинар
4 Конструи- рование Процесс работы по созданию игрового модуля 01.10 01.11 Самостоятельная и групповая работа, изготовление раздаточного материала к игровому модулю (настольные игры, карточки, костюмы)
5 Практиче- ский Проведение участниками профессиональной пробы урока в виде игрового модуля, работа с ребятами в классах 01.11 03.11 Согласование с учителями-пред-метниками
6 Контроль- но-коррек- ционный Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции 05.11 06.11 Групповая рефлексия
7 Рефлексив- ный Осмысление привлекательности процесса для себя, привлекательности «се-бя-в-профессии», рефлексия своих способностей к педагогической деятельности, понимание социальной значимо 07.11 12.11 Заполнение дневников профессиональной пробы
сти профессии педагога
Подготовил Утвердил
Апробирование и анализ результатов пилотного проекта, внесение корректировок.
Реализация пилотного проекта позволила получить первые результаты. Участники проекта, пройдя этапы работы над ним от замысла до планирования, осуществив все подготовительные работы, организовали проведение некоторых профессиональных проб и убедились в эффективности данного проекта в аспекте развития субъектных качеств. Также педагогов воодушевила включенность самих школьников в необычный для них способ взаимодействия с учителями, когда и дети, и учителя на равных изучали профессию будущего «игропедагог» и осуществляли ее апробацию с учениками пятых классов на уроке русского языка.
Профессиональные пробы, организованные по структуре как проектная деятельность, становятся прекрасным средством для развития субъектных качеств школьников, у которых появляется способность управлять своей активностью на более и более высоких уровнях организации деятельности. По терминологии В. И. Слободчикова, профессиональные пробы позволяют развивать субъектность школьника на этапе субъекта деятельности.
Школьники с интересом приняли участие в профпробе «Игропедагог», проявили инициативу в выборе учебного предмета, поиске игровых средств для создания модуля. Самостоятельно, при поддержке педагога, разрабатывали содержание игрового модуля, планировали путь достижения принятой цели, выбирали наиболее рациональные способы действий, исходя из критерия «усвоение учебного материала по теме». Педагог всегда был рядом и помогал не отклониться от построенного плана и довести дело до конца. Важным моментом является то, что внешняя мотивация участия в профпробе в виде отметки по предмету отсутствует. Опорой для осуществления этой деятельности для школьников стала внутренняя мотивация «примерить на себя» профессию, а также искреннее стремление помочь ребятам из пятого класса изучить тему в захватывающей форме. Немаловажной была моральная поддержка организатора пробы, классного руководителя, родителей. Учителя — организаторы профессиональных проб предполагают, что прохождение
школьником цикла профпроб непременно приведет к развитию таких субъектных качеств, как инициативность, самостоятельность, стремление к достижению результата, рефлексивность.
Частичная апробация проекта позволила осмыслить риски:
— неприятие частью педагогического коллектива идеи проекта и связанное с этим ограничение на количество возможных профессиональных проб;
— трудности вовлечения обучающихся в проект (инициативность и активность ребят необходимо воспитывать с начальной школы);
— трудности поиска достоверной информации о мире профессий будущего и ее недостаточность;
— недостаток консультантов, способных осуществлять профессиональное консультирование по профессиям будущего;
— технические риски (скорость интернет-соединения);
— расхождение между профессиональными планами обучающихся и ограниченным набором профессиональных проб, предлагаемых в проекте.
Работа над проектом, частичной его реализацией, многочисленные презентации и защиты замысла проекта «Профессиональные пробы в школе» на научно-методических встречах позволили увидеть и «изменения людей, осуществляющих проект» [5] — изменения у педагогов в отношении к субъектности ученика.
Включение в работу над проектом, по отзывам педагогов, привело к пониманию такой ценности образования, как субъектность ребенка, пониманию необходимости ее последовательного и систематического взращивания. Педагоги стали говорить о собственной субъектности, о том, что работа над организацией профессиональной пробы позволила ощутить себя в позиции творца, совместные продолжительные мозговые штурмы вызвали переживание чувства единения, рождения общего ценностно-смыслового поля в педагогическом коллективе.
По сути, совместная разработка педагогического проекта и его апробация привела к рождению в нашей школе команды педагогов, способных стать субъектами развития школы, а это очень значимый промежуточный результат.
Литература
1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития чело-
века. М.: Смысл: Академия, 2010. 448 с.
2. Блинов В. И., Сергеев И. С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков [Электронный ресурс] // Профессиональное образование и рынок труда: электронный научный журнал. 2015. № 4. С. 42-45. Режим доступа: https://cposo.ru/rs/cppk/profmaterial/Blinov_ Sergeev_Prof.proby.pdf (дата обращения: 11.11.2018).
3. Варламова Д., Коричин Д., Песков Д. и др. Атлас новых профессий. М : Олимп-Бизнес, 2016. 288 с.
4. Горбунов А. А. Формирование субъектности подростков в личностно ориентированном образовании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 2005. 197 с.
5. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: уч. пос. для высш. учеб. заведений / под ред. И. А. Колесниковой. М: Академия, 2005. 288 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Книга по требованию, 2012. 130 с.
7. Лепский В. Е. Аналитика сборки субъектов развития. М.: Когито-Центр, 2016. 130 с.
8. Медникова Л. А. Формирование субъектной позиции младшего школьника в образовательном процессе: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Кострома, 2010. 250 с.
9. Невзоров М. Н. Теоретические основы проектирования антропоориентированного педагогического процесса: дис. ... д-ра пед. наук. Хабаровск, 1999. 347 с.
10. Петровский В. А. «Субъектность» в пространстве культуры и наяву // Мир психологии. 2015. № 3 (83). С. 14-38.
11. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 1 марта 2018 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 02.11.2018).
12. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. С. 253-381.
13. Сергеева Е. Д. Формирование субъектности подростков в период предпрофильного обучения: дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. Тамбов, 2010. 182 с.
14. Скрипник Н. М. Развитие субъектности младших подростков в условиях поддерживающей образовательной среды на этапе перехода в среднюю школу: дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. Пятигорск, 2014. 219 с.
15. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: уч. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ 2013. 400 с.
16. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах: уч. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 432 с.
17. Weiss J. W., WysockiR. K. Five-phase Project Management: A Practical Planning and Implementation Guide. Addison-Wesley Publishing Company, 1992. 121 p.
PEDAGOGICAL PROJECT “PROFESIONAL SAMPLES IN SCHOOL” AS A MEAN OF DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN'S PERSONALITY QUALITIES The authors present an experience of development and partial implementation of the pedagogical project “Professional Sample at School” based on Vladivostok Education Centre No. 28 whith in-depth teaching of foreign languages. The project was developed by a project team consisting of school teachers. It responds to the problem of preparing a graduate with advanced personality (subject) qualities, who can make an informed choice of a profession.
Based on the works of outstanding scientists in the field of subject psychology, the authors take the personality qualities as a necessary condition for development of teenager subjectivity - an ability to manage and plan their actions, implement the planned programmes, monitor the progress and evaluate the results of their actions, make a reflection.
The important factors in the development of students’ personality qualities are a teenager environment and adults who appreciate person’s personality beginning.
The most effective means of developing students’ personality qualities can be a pedagogical project, which provides personal development for all participants of project activity: both children and adults.
The authors consistently describe the main work stages of project: an idea, modeling, construction, perspective planning, approbation.
The article represents the project’s passport, its methodological support, a plan of measures for the project implementation, possible project results. In addition, the article contains some documents that allow to technologize the preparatory stage, to give head of organization a holistic view of the project. The coordinator gets an opportunity to track the coordinated cooperation of all the participants, which often fails in pedagogical sphere.
At the end of the article, authors formulate intermediate conclusions of the initial stages of the project implementation.
Keywords: pedagogical project, subject qualities, subject of activity, subjectivity, professional samples, project activity, professions of the future.
References
• Asmolov A. G. Psihologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka. M.: Smysl: Akademiya, 2010. 448 s. [In Rus].
• Blinov V. I., Sergeev I. S. Professional’nye proby v shkol’noj proforientacii: put’ poiskov [EHlektronnyj resurs] // Professional’noe obrazovanie i rynok truda: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal. 2015. № 4. S. 42-45. Rezhim dostupa: https://cposo.ru/rs/cppk/profmaterial/Blinov_Sergeev_Prof.proby.pdf (data obrashcheniya: 11.11.2018).
• Gorbunov A. A. Formirovanie sub'ektnosti podrostkovv lichnostno orientirovannom obrazovanii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Voronezh, 2005. 197 s. [In Rus].
• Kolesnikova I. A., Gorchakova-Sibirskaya M. P. Pedagogicheskoe proektirovanie: uch. pos. dlya vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. I. A. Kolesnikovoj. M: Akademiya, 2005. 288 s. [In Rus].
• Leont'ev A. N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’. M.: Kniga po trebovaniyu, 2012. 130 s. [In Rus].
• Lepskij V.E. Analitika sborki sub'ektov razvitiya. M.: Kogito-Centr, 2016. 130 s. [In Rus].
• MednikovaL. A. Formirovanie sub'ektnoj pozicii mladshego shkol’nika v obrazovatel’nom processe: dis. . kand. ped. nauk: 13.00.01. Kostroma, 2010. 250 s. [In Rus].
• NevzorovM. N. Teoreticheskie osnovy proektirovaniya antropoorientirovannogo pedagogicheskogo processa: dis. . d-ra ped. nauk. Habarovsk, 1999. 347 s. [In Rus].
• Petrovskij V. A. «Sub'ektnost’» v prostranstve kul’tury i nayavu // Mir psihologii. 2015. № 3 (83). S. 14-38. [In Rus].
• Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu sobraniyu ot 1 marta 2018 goda [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (data obrashcheniya: 02.11.2018).
• Rubinshtejn S. L. Chelovek i mir / Problemy obshchej psihologii. M.: Pedagogika, 1976. S. 253-381. [In Rus].
• SergeevaE.D. Formirovanie sub'ektnosti podrostkov v period predprofil’nogo obucheniya: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07. Tambov, 2010. 182 s. [In Rus].
• Skripnik N. M. Razvitiesub'ektnostimladshihpodrostkovvusloviyahpodderzhivayushchejobrazovatel’-noj sredy na ehtape perekhoda v srednyuyu shkolu: dis. . kand. psihol. nauk: 19.00.07. Pyatigorsk, 2014. 219 s. [In Rus].
• Slobodchikov V.I.,IsaevE.I. Psihologiya obrazovaniya cheloveka: ctanovlenie sub'ektnosti v obrazovatel’-nyh processah: uch. posobie. M.: Izd-vo PSTGU, 2013. 432 s. [In Rus].
• Slobodchikov V.I., IsaevE.I. Psihologiya razvitiya cheloveka: razvitie sub'ektivnoj real’nosti v onto-geneze: uch. posobie. M.: Izd-vo PStGu, 2013. 400 s. [In Rus].
• Varlamova D., Korichin D., PeskovD. i dr. Atlas novyh professij. M: Olimp-Biznes, 2016. 288 s. [In Rus].
• Weiss J. W., Wysocki R. K. Five-phase Project Management: A Practical Planning and Implementation Guide. Addison-Wesley Publishing Company, 1992. 121 p.