Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1316
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лосева Ольга Алексеевна

В статье рассматривается девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема. Эта тема актуальна, так как, несмотря на то, что девиантное поведение всесторонне рассматривается учеными, психолого-педагогические возможности данной проблемы не конкретизированы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT BEHAVIOR OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article considers deviant behavior as a psychological and pedagogical problem. This topic is relevant because, despite the fact that deviant behavior is comprehensively considered by scientists, the psychological and pedagogical possibilities of this problem are not specified.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 37.013.77

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Лосева О.А.

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»

(г.Кострома, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема. Эта тема актуальна, так как, несмотря на то, что девиантное поведение всесторонне рассматривается учеными, психолого-педагогические возможности данной проблемы не конкретизированы.

Ключевые слова: младшие школьники, девиантное поведение, психолого-педагогическая проблема.

DEVIANT BEHAVIOR OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AS A PSYCHOLOGICAL

AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Loseva OA. Kostroma State University (Kostroma, Russia)

Annotation. The article considers deviant behavior as a psychological and pedagogical problem. This topic is relevant because, despite the fact that deviant behavior is comprehensively considered by scientists, the psychological and pedagogical possibilities of this problem are not specified.

Keywords: junior schoolchildren, deviant behavior, psychological and pedagogical problem.

Школьные годы - один из важных этапов в жизни человека, на протяжении которого активнее всего формируется личность, происходит активное психическое развитие, которое часто сопровождается повышенной тревожностью и, как следствие, возникновению девиантного поведения.

Младший школьный возраст -начальный этап учебного процесса, когда в жизни ребенка происходит ряд изменений, когда игровая деятельность отстает. В этом возрасте такие аспекты девиантного поведения, как детский негативизм, не проявляются в прихоти, баловстве, пытках, послушании, проказе, плохом поведении, дисциплине. Дети младшего школьного возраста четко осознают себя как субъекта общения. В них конструируется концептуальный образ «Я -субъект общения» [2, 114].

Большое значение для успеваемости ребенка в школе имеет психическое здоровье, то есть состояние психологического, физического и социального благополучия. Основой сложности является быстрый темп изменений, которые происходят в период младшего школьного возраста.

При переходе дошкольника к школе меняется внутренняя позиция ребенка: само восприятие, распорядок, ценности,

обязанности. Это все осуществляет влияние на Я-концепцию ребенка.

Как только приходит ребенок в школу, он попадает в новую для него социальную ситуацию. Меняется для него все - привычная ему деятельность, новые обязанности, новые правила, он учится свободно

взаимодействовать с окружающими людьми. Именно с этим связано то, что уровень

тревожности в младшем школьном возрасте возрастает.

В формировании тревожности ребенка большую роль играет социальное окружение. Общение с взрослыми и сверстниками, повышенные потребности в самостоятельности, интенсивные учебные нагрузки вызывают у младших школьников хроническую

эмоциональную напряженность и тревожное состояние.

Современное понимание поведения выходит далеко за рамки реакций на внешнюю среду. Практически все ученые согласны с тем, что поведение - это внутреннее проявление человека. К ним относятся тип нервной системы, мотивация, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции [6].

Наиболее ярко девиантное поведение может быть выражено в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться уже в младшем школьном возрасте.

Трудное воспитание младших школьников имеет свои характерные причины: недостатки семейного, школьного воспитания, личностные и биологические факторы и влияние окружающего общества.

Девиантное поведение сегодня - одна из наиболее актуальных психолого-

педагогических проблем, и если раньше считалось, что оно присуще только мальчикам, то в последние годы всё большее внимание специалистов начинают привлекать и девочки, причем дело не только в том, что правонарушения могут быть мелкими: пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, - главную роль играет социальная значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми преступления. При этом именно девочки всё чаще становятся «вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.

Девиантное поведение младших школьников требует детального изучения проблемы, так как природа его возникновения достаточно сложная. Это негативный пример отца и матери, отсутствие одного из родителей, постоянные ссоры в семье, конфликт [7].

Игнорирование естественных

психологических особенностей ребенка. Девиантное поведение - это поведение, которое полно противоречий общепринятым нормам, нарушает социальные нормы и противоречит

правилам человеческого общества, действиям, обычаям и традициям. В настоящее время девиантное поведение учеников

распространено и наблюдается во всех школах. Эта ситуация привлекла внимание социологов, учителей, психологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов к феномену девиантного поведения.

В отечественной литературе под девиантным поведением понимают поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали, социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам [1].

Таким образом, девиантное поведение это и есть процесс взаимодействия с окружающей средой, исходя из индивидуальных особенностей.

Среди причин формирования девиантных поведенческих стратегий выделяют наследственность, влияние окружающей среды, особенности воспитания ребенка, проявления его социальной активности и пр. Вся совокупность факторов, которые способствуют формированию асоциальных поведенческих стратегий, может быть представлена следующими группами: биологические факторы выражаются в физиологических особенностях ребенка, функционировании жизненно важных систем организма, в первую очередь, нервной системы. врожденные психологические факторы находят свое отражение в особенностях темперамента, личностных характеристиках, качествах и свойствах, включая повышенную внушаемость, неадекватность навыков рефлексии,

саморефлексии, оценивания действий окружающих, проявлениях эмоционально-волевой сферы - и пр. социальные факторы находят свое отражение в специфике взаимодействия с социумом [5, 87].

Одним из условий, которые влияют на проявления тревожности у младших школьников, является психологический микроклимат семьи. Существует связь семейного стиля воспитания и уровня

тревожности, а также производительности процесса обучения.

Так, значительное влияние на тревожность младших школьников оказывают нарушения стилей семейного воспитания, эмоциональное отклонения и повышенная моральная ответственность родителей. Среди причин проявления девиантного поведения определяют: невозможность ребенка самостоятельно принимать решения, когда перед ним ставятся ограничения и запреты. Провоцировать состояние тревоги может сочетание высоких требований к ребенку и заниженное внимание к потребностям, частое применение наказания, проявление общего недовольства ребенком [3, 78]. Тревога может быть вызвана той или иной формой стресса.

Среди разновидностей девиантного поведения, которые проявляются в возрастной группе «младшие школьники» можно выделить такие варианты, как:

- Непослушание, которое является наиболее «популярным» проявлением девиантного поведения.

- Шалость, которую считают безобидным проявлением, т.к. в ней отображаются активность и креативность ребенка.

- Озорство также позволяет проявиться креативности и активности ребенка, но в данном случае нарушение правил и норм происходит уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред [8].

- Проступок носит социально опасный характер. Как правило, совершается неоднократно, что дает право полагать о формировании определенных черт характера ребенка. В отличие от других, более «легких» форм девиантного поведения, зачастую является спланированным заранее.

- Негативизм представляет собой необоснованное сопротивление влиянию и действиям окружающих. Следует отметить, что негативизм может являться не столько чертой характера, сколько последствием, например, усталости или проявлений несправедливости по отношению к ребенку. В пассивной форме проявляется как упрямство, отказ от выполнения требований. В активной форме -ребенок намеренно делает все вопреки тому, что от него требуют.

- Капризы также выражаются в поступках или действиях, которые ребенок просто не может объяснить, а также в сопротивлении требованиям со стороны взрослых.

Возникают или в случае усталости, или под воздействием слишком эмоциональных переживаний. Иногда могут сопровождаться плачем (истерикой) или сильным нервным возбуждением.

- Своеволие является результатом излишней самостоятельности, стремлении к самоутверждению, но при этом неумении выразить это конструктивными способами.

При анализе многих исследований, посвященных всем проявлениям девиантного поведения младших школьников в общеобразовательной школе этому аспекту деятельности уделяется недостаточное внимание, что не позволяет определить четкую стратегию профилактики девиантного поведения учеников начальной школы.

Первая (начальная) стадия

отклоняющегося поведения рассматривается как предрасполагающая к негативному поведению (в основном соответствует дошкольному и младшему школьному возрастам), к причинам возникновения которого можно отнести:

- неправильное воспитание в семье;

- ошибки работников дошкольных учреждений;

- слабую психологическую и педагогическую готовность к обучению в школе;

- несформированность опыта поведения;

- постоянные неудачи в игровой и учебной деятельности;

- многообразие отрицательных эмоциональных переживаний;

- изоляцию в детском и школьном коллективах и др. [4].

Исходя из специфики отклоняющегося поведения младших школьников, не стоит забывать о нормах поведения младших школьников. Норма как отдельная форма проявления поведения у младших школьников является общепринятой и стабилизированной.

Существуют отдельные правила поведения для младших школьников, предусмотренные нравственно-этическими нормами. Эти правила будут воздействовать на

младших школьников как в психолого-педагогической сфере, так и в воспитании доброты, милосердия, помощи ближнему и другое.

Таким образом, под воздействием названных причин у младших школьников младшего школьного возрастов может зародиться комплекс отрицательных качеств, сформироваться отдельные недостатки поведения, появиться начальные формы отклоняющегося поведения, первые признаки педагогической запущенности и

трудновоспитуемости.

Итак, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над поведением

Дети, к сожалению, являются впитывающим организмом, который зависим от окружения в целом, поэтому общение с родителями, обществом, друзьями и взрослыми людьми может влиять как положительно, так и отрицательно. Важно помнить, что девиантное поведение у младших школьников еще можно изменить в норму поведения независимо от состояния современного общества.

Библиографический список

1 Акишева А. К., Кошегалдинова А.Б. Девиантное поведение младших школьников и его связь с самооценкой // HHP/S&R. 2021. №2 (6). URL: https://cyb erleninka.ru/arti cle/n/deviantnoe-povedenie-mladshih-shkolnikov-i-ego-svyaz-s-samootsenkoy (дата обращения: 08.10.2021).

2 Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 43с.

3 Выготский, Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика-Пресс, 2014. -263с.

4 Карпечина Е.Н., Шульгина В.А., Перцева С.А.Проблемы организации взаимодействия педагога с обучающимися с девиантным поведением // Современные инновации. 2019. №2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-vzaimodeystviya-pedagoga-s-obuchayuschimisya-s-deviantnym-povedeniem (дата обращения: 08.10.2021).

5 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения - М.: Сфера, 2020. - 160 с.

6 Овсянникова С. К., Нафикова А. М. Особенности педагогической поддержки младших школьников, склонных к девиантному поведению // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. №21-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pedagogicheskoy-podderzhki-mladshih-shkolnikov-sklonnyh-k-deviantnomu-povedeniyu (дата обращения: 08.10.2021).

7 Польшиков А. В., Кравцов И.А., Буданов С.А. Основные направления повышения эффективности ранней профилактики девиантного поведения учащихся общеобразовательных организаций // Вестник ВИ МВД России. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-povysheniya-effektivnosti-ranney-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-uchaschihsya-obscheobrazovatelnyh (дата обращения: 08.10.2021).

8 Филиппова В.П. О факторах, влияющих на возникновение девиантного поведения у младших школьников // Вестник РУК. 2014. №4 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-faktorah-vliyayuschih-na-vozniknovenie-deviantnogo-povedeniya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 08.10.2021).

Лосева Ольга Алексеевна, студентка института педагогики и психологии, кафедра психолого-педагогического образования, направление «Психолого-педагогическое образование», ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г.Кострома, Россия).

Евстегнеева Анастасия Андреевна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г.Кострома, Россия). e-mail: to-be-friends@yandex.ru Дата поступления статьи: 11.10.2021

© Лосева О.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.