Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ'

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
339
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОСТЬ / ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / АНОМАЛИИ В РАЗВИТИИ / ПРЕВЕНТИВНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тюгаева Нина Алексеевна

Введение. В современных быстро меняющихся условиях проблема девиантного поведения детей и подростков является актуальной, требующей специальных исследований. Цель исследования - представить результаты исследования психолого-педагогического феномена девиантного поведения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Результаты исследования и их обсуждение. Теоретическое исследование, проведенное автором, позволило проанализировать имеющиеся на настоящий момент научные данные по проблеме девиантного поведения детей и подростков и рассмотреть его в зависимости от психического развития личности. Вывод. Содержание статьи позволяет решить две основные задачи: теоретическую -сформулировать определение, виды, формы, диагностику девиантного поведения детей и подростков; практическую - наметить пути предупреждения и преодоления этого психолого-педагогического феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тюгаева Нина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT BEHAVIOUR OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF DEVIATIONS IN PERSONALITY DEVELOPMENT

Introduction. In today's rapidly changing environment, the problem of deviant behaviour in children and adolescents is relevant and requires special research. The purpose of the study is to present the results of a study of the psychological and pedagogical phenomenon of deviant behaviour of juvenile convicts serving a sentence of imprisonment. The results of the study and their discussion. The theoretical research conducted by the author allowed us to analyzed the currently available scientific data on the problem of deviant behaviour in children and adolescents and consider it depending on the mental development of the individual. Conclusion. The content of the article allows us to solve two main tasks: theoretical-to formulate the definition, types, forms, diagnostics of deviant behaviour of children and adolescents; practical - to outline ways to prevent and overcome this psychological and pedagogical phenomenon.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ»

REFERENCES

1. Vilyunas, V.K. (1990), Psychological mechanisms of human motivation, Moscow State University, Publishing house, Moscow.

2. Vygotsky, L.S. (2008), Pedagogical psychology, AST, Moscow.

3. Ilyin, E.P. (2006), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

4. Ilyin, E.P. (2005), Psychology of physical education, the Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg.

5. Klyukina, V.V. (2015), "Motivations to physical culture classes for schoolchildren: theoretical aspect", Scientific Research, No. 2, pp. 97-98.

6. Rosenfeld, A.S, Ryamova, K.A. (2017), "Motivation of students to the discipline physical culture: problems, possible solutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 181-187.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 03.11.2020

УДК 159.922.763

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Нина Алексеевна Тюгаева, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

Аннотация

Введение. В современных быстро меняющихся условиях проблема девиантного поведения детей и подростков является актуальной, требующей специальных исследований. Цель исследования - представить результаты исследования психолого-педагогического феномена девиантного поведения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Результаты исследования и их обсуждение. Теоретическое исследование, проведенное автором, позволило проанализировать имеющиеся на настоящий момент научные данные по проблеме де-виантного поведения детей и подростков и рассмотреть его в зависимости от психического развития личности. Вывод. Содержание статьи позволяет решить две основные задачи: теоретическую -сформулировать определение, виды, формы, диагностику девиантного поведения детей и подростков; практическую - наметить пути предупреждения и преодоления этого психолого-педагогического феномена.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, девиантность, делинквентность, аномалии в развитии, превентивность, профилактика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p662-665

DEVIANT BEHAVIOUR OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF DEVIATIONS IN PERSONALITY DEVELOPMENT

Nina Alekseevna Tyugaeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, Academy of Law and Management of the Federal

Penal Service of the Russian Federation, Ryazan

Abstract

Introduction. In today's rapidly changing environment, the problem of deviant behaviour in children and adolescents is relevant and requires special research. The purpose of the study is to present the results of a study of the psychological and pedagogical phenomenon of deviant behaviour of juvenile convicts serving a sentence of imprisonment. The results of the study and their discussion. The theoretical research conducted by the author allowed us to analyzed the currently available scientific data on the problem of deviant behaviour in children and adolescents and consider it depending on the mental development

of the individual. Conclusion. The content of the article allows us to solve two main tasks: theoretical-to formulate the definition, types, forms, diagnostics of deviant behaviour of children and adolescents; practical - to outline ways to prevent and overcome this psychological and pedagogical phenomenon.

Keywords: deviant behaviour, deviance, delinquency, abnormalities in development, prevention,

prevent.

ВВЕДЕНИЕ

Отклонения в развитии и поведении детей и подростков - одна из центральных прикладных психолого-педагогических проблем. Сложные социально-экономические обстоятельства настоящего исторического момента ведут к повышению тревожности, духовной опустошенности, жестокости, и агрессивности взрослых, что незамедлительно сказывается на поведении детей. Они отражают те формы и способы поведения, которые видят непосредственно по отношению к себе или близким.

Развитие индивида (онтогенез) - это изменение человека от низших к высшим уровням жизнедеятельности. Это не есть простое количественное изменение его качеств. Подлинное развитие понимается как самодвижение, приводящее к возникновению новых качеств личности. Определяется это самодвижение внешними и внутренними условиями развития. Внешние условия - это среда (природная и социальная), внутренние - это природные задатки, анатомо-физиологические особенности организма и их осознание личностью. Избирательность к внешним воздействиям и различная реакция на них объясняет особенности индивидуального поведения.

Итак, развитие человека - это процесс становления и формирования его личности под влиянием внутренних (биологических) и внешних (социальных), управляемых и неуправляемых факторов, в числе которых целенаправленное воспитание и обучение играют ведущую роль.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Из анализа полученных результатов по исследуемой проблематике таких ученых, как И.М. Сеченов, С. Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, И.В. Равич-Щербо, А. А. Леонтьев и др. следует, что факторы, влияющие на развитие личности и на отклонения в ее поведении, подчеркивают социальную природу отклоняющегося поведения. Они исходят из того, что причины отклонений от социальной нормы в развитии личности следует искать, прежде всего, во влияниях макро- и микросреды. Однако отклонения в поведении личности нельзя ставить в фатальную зависимость от обстоятельств, нельзя принижать активность самой личности в умении противостоять их отрицательным влияниям. Воспитание человека, умеющего противостоять вредным влияниям, и составляет задачу целенаправленного педагогического воздействия.

В превентивной психологии отмечается, что неблагоприятные свойства психики также могут выступать психолого-биологическими предпосылками отклоняющегося поведения. Известно, что нервная система каждого человека обладает своеобразием реакции на воздействия окружающей среды способностью формировать и закреплять привычки, в том числе вредные. Потом они воспринимаются как нормальное поведение. Природа отклоняющегося поведения, как показало исследование его с позиции психического и социального развития личности, неоднородна. Различают поведение девиантное, то есть отклоняющееся от принятых в обществе норм; делинквентное - преступное, криминальное; аддиктивное - характеризующееся стремлением к употреблению одурманивающих (наркотических) веществ; аномальное, характеризующееся наличием мозговой патологии.

Исследования убедительно доказывают, что детей и подростков с девиантным поведением характерны также особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, кон-

фликтны, что затрудняет общение их с окружающими и создает значительные сложности при воспитании. Изучение практики показывает, что в большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил. Однако, когда наблюдается отклонение в психическом, умственном, физическом, нравственном и др. развитии, тогда подросток попадает (находится) в неблагоприятную ситуацию и формирование его личности складывается противоречиво, а поведение характеризуется как девиантное. Следует отметить, что общее, физическое и психическое развитие детей, воспитанников без попечения родителей, существенно отличается от развития детей, растущих в семье: наблюдается задержка психоречевого развития, нарушения в эмоционально-волевой сфере, ниже уровень интеллектуального развития [3].

В ходе исследования было обращено внимание на вызывающие следующие факторы, обусловливающие проявление девиантного поведения в форме агрессии: индивидуальный фактор - психобиологические предпосылки, затрудняющие адаптацию ребенка в обществе; психолого-педагогический фактор - дефекты семейного и социального воспитания; социально-психологический фактор - особенности взаимодействия ребенка с окружающими; личностный фактор - активно - избирательные отношения ребенка к среде общения, нормам, ценностям, воздействиям, а также личностная способность к саморегулированию поведения; социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями [2].

Как показывает анализ научной литературы и личный опыт работы автора с несовершеннолетними осужденными, влияние названных выше факторов напрямую зависит от возрастных особенностей детей и подростков, и, от окружающего пространства, которое формирует мироощущение, мировоззрение, привычки, качества, формы поведения. Систематизируя результаты исследований разных авторов, девиантное поведение классифицируют: а) по содержанию - на безнравственное, выражающееся в аморальном поведении; б) по степени устойчивости - на временное как результат действия на личность неблагоприятной ситуации; в) по объему и широте - на парциальное, затрагивающее лишь одну группу отношений личности и характеризующее непоследовательность ее поведения в различных ситуациях; г) по степени выраженности - на отчетливо выраженное и стоящее на границе социальной нормы. Следовательно, девиантное поведение - это нарушение сложившихся в обществе и закрепленных в социальных нормах общественных отношений. Оно характеризуется несбалансированностью психических процессов, нарушением самоактуализации, уклонением от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Обсуждение результатов исследования проводилось в ходе бесед с родителями детей и подростков с девиантным поведением, педагогическими работниками общеобразовательных организаций; в процессе работы фокус-группы, состоящей из аспирантов. Изложенные теоретические основы по теме исследования целесообразно дополнить эмпирически выявленными видами (типами) девиантного поведения детей и подростков:

- агрессивное поведение - физическое или вербальное, направленное на причинение вреда кому-либо, в виде угрозы, неприязни, агрессивных действий (буллинг, травля);

- аутоагрессивное поведение - направлено на причинение вреда самому себе, а не своему окружению;

- характерологические и патологические реакции и расстройства личности. Патологическая реакция отличается от нормального поведения способностью возникать в различных ситуациях и вызываться различными, в том числе неадекватными, поводами;

- неэстетическое поведение или девиация поведения. При таком поведении подросток оказывается интактным по отношению к миру прекрасного и эстетике;

- безнравственное и аморальное поведение - объективно противоречат нравственным нормам.

Рассуждая в рамках социальной педагогики и педагогической психологии, девиа-нтность заключается в отклонениях поведения от норм, принятых в обществе. Отсюда следует: вовремя заметить возникновение дисгармонии и отклонений в развитии ребенка и, обратившись к превентивной психологии и превентивной педагогике, изменить стиль поведения.

Превентивная педагогика, изучающая педагогическую деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних, не должна сосредоточиваться только на вскрытии и изучении многочисленных причин, в том числе внешних и внутренних по отношению к подростку процессов, событий, ситуаций, фактов, провоцирующих девиант-ное поведение. Весьма важно своевременно провести диагностику отклонений психического и физического развития с целью оказания детям необходимой помощи. Психологическая диагностика заключается в выявлении индивидуальных особенностей психики личности: способностей, личностных качеств, мотивов, отклонений от психической нормы и т.д. Педагогическая диагностика - это обследование человека в целях определения степени педагогической запущенности, уровня морально-нравственного состояния. Данные, полученные в процессе изучения личности, проведения диагностики, используются для определения оптимальных средств обучения, воспитания, коррекции, профориентации и профилактики девиантного поведения детей и подростков. Здесь уместно обратить внимание на то, что профилактика - это социальное закаливание детей, выработка социального иммунитета, устойчивости к стрессам, рефлексивной позиции.

Таким образом, в контексте данной статьи обоснована необходимость и целесообразность проведения педагогической превенции девиантного поведения детей и подростков с раннего возраста. Кроме того, важно научить их умению преодолевать возникающие в этом процессе трудности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамчук Д.В. Проявление девиации в подростковой субкультуре / Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова // Вопросы психологии. - 2004. - № 3. - С. 3-18.

2. Долгова А. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция / А. Долгова. - Москва : Генезис, 2009. - 216 с.

3. Терновая И.П. Особенности организации процесса семейно-ролевой социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / И.П. Терновая. - Таганрог : [б. и.], 2010. - 153 с.

REFERENCES

1. Adamchuk, D.V. and Baranova, E.V. (2004), "Manifestation of deviation in the adolescent subculture", Question of psychology, No. 3, pp. 3-18.

2. Dolgova, A. (2009), Aggression in primary school age. Diagnostics and correction, Genezis, Moscow.

3. Ternovaya, I.P. (2010), Features of the organization of the process of family-role socialization of orphans and children left without parental care, Taganrog.

Контактная информация: ninatiugaeva@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.