Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
375
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лосева Ольга Алексеевна

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, ставят на первое место проблему воспитания трудного ребенка. С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании и прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. В связи с чем, возникает необходимость оказания психолого-педагогического сопровождения детям младшего школьного возраста, склонным к девиантному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT TO CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE, PRONE TO DEVIANT BEHAVIOR

The changes taking place in our society today put the problem of raising a difficult child in the first place. Every year there is an increase in child crime, drug addiction, and there is a tendency to an increase in the number of children with deviant behavior. In this connection, there is a need to provide psychological and pedagogical support to children of primary school age, prone to deviant behavior.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

УДК 37.013.77

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Лосева О.А.

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»

(г.Кострома, Россия)

Аннотация. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, ставят на первое место проблему воспитания трудного ребенка. С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании и прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. В связи с чем, возникает необходимость оказания психолого-педагогического сопровождения детям младшего школьного возраста, склонным к девиантному поведению.

Ключевые слова: младшие школьники, девиантное поведение, психолого-педагогическое сопровождение.

CHARACTERISTIC OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT TO CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE, PRONE TO DEVIANT BEHAVIOR

Loseva O. A. Kostroma State University (Kostroma, Russia)

Annotation. The changes taking place in our society today put the problem of raising a difficult child in the first place. Every year there is an increase in child crime, drug addiction, and there is a tendency to an increase in the number of children with deviant behavior. In this connection, there is a need to provide psychological and pedagogical support to children of primary school age, prone to deviant behavior.

Key words: junior schoolchildren, deviant behavior, psychological and pedagogical support.

Проблема девиантного поведения младших школьников, несмотря на обилие различных педагогических и психологических приемов, широко используемых в процессе перехода от дошкольного к дошкольному возрасту и адаптации детей к школьной жизни, не потеряла своей актуальности.

На сегодняшний день психологические особенности девиантного поведения младших школьников изучены недостаточно.

Можно предположить, что основными причинами девиантного поведения младших школьников являются: стресс с изменениями в

жизни детей, происходящими в школе и в начале периода адаптации; недостаток знаний о том, как справиться с этим типом стресса [2, с.118].

Таким образом, девиантное поведение можно рассматривать как своего рода механизм преодоления, который, хотя и не является конструктивным (например, выражается в форме агрессии), помогает детям справляться со стрессовыми ситуациями [1, с.114].

В педагогической литературе под девиантным поведением понимают отклонения от принятых в нашем обществе, социальной

среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит [4, с.89].

В младшем школьном возрасте происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться

общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Они очень эмоциональны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом сражения за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Часто наблюдается капризность и упрямство. Появление всех нездоровых наклонностей следует заметить и предупредить именно в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначительный [7].

Для педагогов, которые обнаружили отклонения в поведении школьников, мы можем предложить следующие рекомендации:

Сначала педагоги должны занять непримиримую позицию и выдвигать строгие требования, активно применяя принуждение, чтобы соответствовать им по наиболее важным правилам поведения или социальным законам. Ребенку младшего школьного возраста показывают пределы дозволенного, за которые он не только осужден, но и наказан.

Учитель должен устранить причину, а не следствие. Устранение причин ненадлежащего поведения, если только эти причины могут быть устранены и, если учителя и родители могут их понять, является реальной основой для преодоления девиантного поведения [6, с.21].

Учитель устанавливает постоянный контроль, например, регулярный мониторинг отклонений в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Иногда он может не «заметить» обиду, если действие было

совершенно случайным, или если ребенок сам пережил это очень болезненно, или, наконец, наблюдения родителя и учителя грозят вызвать другие проблемы.

Также стоит выделить политику «кнута и пряника». Сочетание наказания с советом, просьбами, советом по-прежнему остается наиболее надежным в коррекционном образовании и дает наилучшие результаты.

Разъяснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния, стыда, если это полезно, сочетаются с предупреждениями и наказаниями. Не нужно бояться и отрицать, что этот метод давно используется в образовании. Гуманизм сегодня - настоящее подспорье для ребенка. Здесь все инструменты хороши [5, с.34].

Неприятные переживания, связанные с наказанием, важнее удовольствия, полученного от совершения плохого поступка. Наказание не должно быть жестоким по отношению к ребенку, а также не должно быть чрезмерным и неоправданно жестоким.

Награды за добрые дела не должны быть обязательными для детей. Награда не должна быть направлена на повышение самооценки ребенка. Дети больше чувствуют удовлетворение от доброго дела и воспоминания о нем, чем поощрение к нему [3, с.65].

Угрозы наказания должны быть реальными. Часто и легко мы угрожаем нарушителю, но угрозы не имеют ни способности, ни силы, ни желания их осуществить. Это приводит только к недоверию и отказу слушать учителя. Не стоит пугаться известными мерами [4, с.89].

Проблемы девиантного поведения могут быть успешно решены, если они приобретут базовые навыки управления стрессом на ранних этапах школьного периода адаптации и ознакомятся с практическими упражнениями по преодолению трудностей. Главное, чтобы родители знали об этой проблеме, и сами учителя могли помочь детям с ними справиться.

Таким образом, психолого-

педагогическое сопровождение направленона решение проблем ребенка. Оно оказывает систематическую и индивидуальную поддержку каждому ребенку и поэтому очень отличается по своим формам, методам, нормам.

Библиографический список

1 Белкин, А.С. Отклонения в поведении школьников: учеб. пособие / А. С.Белкин. - Свердловск, 2019. - 327 с.

2 Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: «МАСС-МЕДИА», 2018. - 900 с.

3 Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. - М.: Просвещение, 2017. - 378 с.

4 Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М.: Сфера, 2020. - 160 с.

5 Коповая, О.В. К вопросу о девиантном поведении / О.В. Коповая //

Проблемы образования: теория и практика: -Балашов: Изд-во БГПИ, 2019. - № 1 - С.34-35.

6 Кузьмич, А.Е. Коррекция девиантного поведения младших школьников. -Методические рекомендации / А.Е. Кузьмич. -Макеевка, 2017. - 28 с.

7 Овсянникова, С.К. Особенности педагогической поддержки младших школьников, склонных к девиантному поведению / С.К. Овсянникова, А.М. Нафикова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. №21-2. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/osobennosti-pedagogicheskoy-podderzhki-mladshih-shkolnikov-sklonnyh-k-deviantnomu-povedeniyu (дата обращения: 30.09.2021).

Лосева Ольга Алексеевна, студентка института педагогики и психологии, кафедра психолого-педагогического образования, направление «Психолого-педагогическое образование», ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г.Кострома, Россия).

Евстегнеева Анастасия Андреевна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г.Кострома, Россия).

e-mail: to-be-friends@yandex.ru

Дата поступления статьи: 04.10.2021

© Лосева О.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.