Научная статья на тему 'ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СПЛОЧЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ'

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СПЛОЧЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИГРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ В ИГРЕ / СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ИГРЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игнатьева Инна Викторовна

В статье рассматривается проблема организации игровой деятельности детей младшего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Выявлено основное противоречие игровой деятельности детей в данный период: с одной стороны, потребность в игровой деятельности друг с другом и со взрослыми находится только в стадии формирования, а с другой стороны, именно через игру возможно сгладить сложности адаптации. Также в статье раскрываются пути решения данной проблемы через включение игры не только в образовательную деятельность, но и во все режимные моменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СПЛОЧЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ»

Педагогика

УДК 37

РС! 10.21661/Г-559401

Игнатьева И.В.

Игровая деятельность как средство сплочения детского коллектива в условиях адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Аннотация

В статье рассматривается проблема организации игровой деятельности детей младшего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Выявлено основное противоречие игровой деятельности детей в данный период: с одной стороны, потребность в игровой деятельности друг с другом и со взрослыми находится только в стадии формирования, а с другой стороны, именно через игру возможно сгладить сложности адаптации. Также в статье раскрываются пути решения данной проблемы через включение игры не только в образовательную деятельность, но и во все режимные моменты.

I

Ключевые слова: адаптация, дети младшего дошкольного возраста, игра, игровое поведение, игровые отношения, потребность в игре, сплочение детского коллектива в игре.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Специфика дошкольного возраста такова, что задачи образования реализуется не только через непосредственно образовательную деятельность, но и проходят через воспитание, осуществляемое в ходе режимных моментов во время всего пребывания детей в детском саду. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, в ходе которой осуществляется развитие детей. Обязательным условием успешной работы является создание доброжелательной атмосферы в группе, уважительное отношение к детям, на основе учета индивидуальных способностей каждого ребёнка [1, с. 67]. Другим не менее важным фактором является осознание детьми правил и требований поведения в группе дошкольного возраста на этапе адаптации к дошкольной образовательной организации. На сегодняшний день показатель адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации является психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его семьи, так и для педагогов. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок», обязательно включает в себя различные игры и упражнения. Цель игр в период адаптации - это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым. Особенность раннего возраста в том, что в период адаптации часто меняется эмоциональное состояние детей, речевая активность невысокая, а потребность в игре и в общении только начинает формироваться.

Изучив литературу ведущих педагогов дошкольного воспитания, можно сделать вывод, что развивающие игры непосредственно влияют на успешную адаптацию детей к дошкольному учреждению [3, с. 79; 10, с. 116].

В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания [4, с. 48; 5, с. 236].

При организации игр, используемых для сплочения коллектива в период адаптации детей раннего дошкольного возраста, взрослый является ведущим. При этом необходимо соблюдать соответствие возрасту, часто повторять игры, эмоционально вовлекать детей, чтобы вызвать у всех добровольное желание включиться в игровую деятельность.

Планировать нужно не только вербальные и невербальные коммуникативные игры, но и игры на освоение окружающей среды, в том числе подвижные игры, такие, как «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплята», «Подарок», «Волк и зайцы». Например, хорошо зарекомендовали себя общие хороводы «Раздувайся пузырь», «Карусели», «В детский сад ходили» и другие, которые позволяют сплотить детей в группе, дают каждому ребенку побыть в центре внимания. Такие игры - забавы, как «Догонялки с игрушками», «Найди меня, если сможешь», «Мыльные пузыри», «Солнечный зайчик» помогают снять нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых движений. Даже малоактивные дети включаются в такие игры. Коммуникативные игры- знакомства в кругу «Посмотри в глаза», «Подай ладошку», «По тропинке мы пошли» «Позови по имени», «Игра с котенком», «Кого сегодня не пришел?», «Ласковое имя», «Передай улыбку» направлены на сближение детей [7, с. 32]

Педагогика

В результате целенаправленного использования игровых технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста удалось достичь положительных результатов на этапе адаптации. Так, к концу адаптационного периода было установлено, что 55% детей показали высокий уровень потребности в игре. Эти дети с удовольствием играли на протяжении всего времени пребывания в детском саду, охотно вступали во взаимодействие со взрослыми, сверстниками, проявляли активный интерес к новым играм и игрушкам. 45% детей показали средний уровень потребности в игре. Данная группа детей комфортно чувствует себя

в условиях детского сада, наблюдается устойчивое положительное эмоциональное состояние, они принимают инициативу взрослого в качестве игрового партнера.

Полученные результаты подтверждают особенность использования игровых технологий как средство адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ Они позволяют говорить об успешной легкой степени адаптации большинства детей.

Таким образом, подготовленная, четко спланированная и грамотно реализованная игровая технология даёт положительные результаты в период адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ.

Литература

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста: учебник / Н.М. Аксарина. - М.: Медицина, 1969. - 256 с.

2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ - Воронеж: Учитель, 2008. - 264 с.

3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. -М., 1991.

4. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца [и др.]. - М.: МОиПК, 2003. - 144 с.

5. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собрание сочинений. - В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - 356 с.

6. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте // Вопросы психологии. -2005. - №3. - С 18-26.

7. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей / Г.Г. Григорьева, Н.П. Ко-четова, Г.В. Губанова. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.

8. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р. Калинина // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.

9. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. - М.: Академия, 1952. - 321 с.

10. Лялина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. - Волгоград: Учитель, 2001. - 136 с.

УДК 37

DOI 10.21661/r-559502

Куликова Д.М.

Особенности организации профориентации детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации профориентации детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях. Профессиональное ориентирование детей с ограниченными возможностями здоровья является энергозатратным трудом, требующим большого количества сторонних ресурсов (материальных, технических, методических и т. д.). В большинстве случаев их будущие профессии примитивны, однообразны и впоследствии не радуют своего работника. Такие дети практически лишены выбора, он очень узок. В статье рассматривается краткая история учреждения и опыт работы его педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профориентация, учащиеся с ОВЗ, общеобразо-' вательное учреждения.

Успешная социализация личности и вхождение ее в социум, активное включение в социальную и профессиональную жизнь - это все то, к чему стремится индивид после получения образования. Каждый выпускник задумывается о своей

будущей профессии и вынужден по окончании школы выбрать вектор своего профессионального становления, то есть профессионально самоопределиться. Далеко не каждому под силу сделать этот выбор правильно. Они не учитывают место своего нахождения, потреб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.