Научная статья на тему 'Игровые технологии в детском общественном объединении'

Игровые технологии в детском общественном объединении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2175
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЦИПЫ ИГРЫ / ФУНКЦИИ ИГРЫ / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыжина

В статье речь идет о проблеме, с которой столкнулись воспитатели детского общественного объединения (ДОО) - коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Освоение педагогом новых игровых технологий в дошкольном образовании - залог успешного решения проблемы развития личности ребенка. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game technology in the children''s public associations

The article deals with the problem faced by the caregiver of children''s public associations collective games children prefer more information technology. The development of new gaming technology teacher in preschool education the key to successful resolution of the problem of development of the child. In the conditions of realization of Federal state educational educating of children is produced in a game, a game makes basic maintenance of life of child of preschool age and is his activity. She activates a mind and will of child, deeply affects his feelings, promotes the vital functions of organism, assists physical development.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии в детском общественном объединении»

А. А. Лыжина

25

УДК 371.39

А. А. Лыжина

Детский сад № 37 «Красная Шапочка», Йошкар-Ола

Игровые технологии в детском общественном объединении

В статье речь идет о проблеме, с которой столкнулись воспитатели детского общественного объединения (ДОО) - коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Освоение педагогом новых игровых технологий в дошкольном образовании - залог успешного решения проблемы развития личности ребенка. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию.

Ключевые слова: игра, игровые технологии, принципы игры, функции игры, целевые ориентации.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Социализация наших дедушек и бабушек проходила во дворах, где они гоняли мяч, играли в «казаков-разбой-ников», «салочки». Наши мамы и папы уже не настолько сильно были вовлечены в дворовую субкультуру, так как появилось телевидение. А если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах [5, с. 6].

В настоящее время ребенок перенасыщен информацией, которую он получает из Интернета, телевидения, от просмотра видеопрограмм. Но этот материал пассивен для восприятия, и важной задачей педагогов становится развитие у детей умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать такие умения помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности [5, с. 4].

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует

ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким [3, с. 5].

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру; 4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 5) полное отсутствие игры в школе; 6) жесткое программирование свободного времени детей; 7) технологизация и коммерциализация детской игры [4, с. 8]. Главная причина - право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГОС вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру.

Спектр целевых ориентаций игровых технологий:

• Дидактические: расширение кругозора,

познавательная деятельность; применение ЗУН

26

Педагогические науки

в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия [6, с. 18].

Одно из преимуществ игры - то, что она всегда требует активных действий ребенка. Введение тщательно продуманной игровой ситуации в образовательный процесс помогает не только сконцентрировать внимание детей, но и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Игровая ситуация не самоценна при построении образовательного процесса, она выступает как способ организации детей в совместной деятельности с педагогом [1, с. 7].

В связи с этим при введении игровых технологий в образовательный процесс необходимо учитывать ряд принципов:

• Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности: игровая ситуация должна подбираться под материал, а не предметный материал под ситуацию. При этом она должна быть такой, чтобы воспроизводимые детьми игровые действия выявляли свойства материала и способы деятельности с ним.

• Принцип адекватности используемого предметного содержания: игровая деятельность

должна быть направлена на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, их усвоение в процессе игры. Но, к сожалению, часто получается, что педагоги придумывают сначала игровую ситуацию, а потом отбирают учебный материал. Организованный такой образовательный процесс не только не формирует у ребенка адекватных знаний и представлений, но закрепляет в его сознании искаженные представления о предметном мире.

• Принцип интерактивности: педагогу важно помнить, что только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. Данный принцип предполагает участие в деятельности каждого ребенка [2, с. 15].

Таким образом, игровая образовательная технология в детском саду - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию.

Можно выделить следующие функции игры:

• развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

• коммуникативная: освоение диалектики общения;

• самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

• игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

• диагностическая: выявление отклонений

от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

• функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

• межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

• функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития [1, с. 7].

Также можно выделить четыре главные черты, присущие игре:

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [1, с. 9].

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

А. А. Лыжина

27

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр, с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами [4, с. 22].

Ш

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.

3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4. Давчук А. Н. Обучение и игра: методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2004.

5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982.

6. Степанова А. О. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2009. (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

1. Azarov Yu. P. Iskusstvo vospityvat': kniga dlya uchitelya, M.: Prosveshchenie, 1985.

2. Anikeeva N. P. Vospitanie igroi, M.: Prosveshchenie, 1987.

3. Gubanova N. F. Igrovaya deyatel'nost' v detskom sadu. Programma i metodicheskie rekomendatsii, M.: Mozaika-Sintez, 2006.

4. DavchukA. N. Obuchenie i igra: metodicheskoe posobie, M.: Mozaika-Sintez, 2004.

5. Mendzheritskaya D. V. Vospitatelyu o detskoi igre: posobie dlya vospitatelya det. sada, pod red. T. A. Markovoi, M.: Prosveshchenie, 1982.

6. Stepanova A. O. Razvitie igrovoi deyatel'nosti rebenka: Obzor programm doshkol'nogo obrazovaniya, M.: TTs Sfera, 2009. (Programmy DOU; Prilozhenie k zhurnalu «Upravlenie DOU»).

UDK 371.39

A. A. Lyzhina

Kindergarten № 37 “Red Riding Hood”, Yoshkar-Ola

Game technology in the children's public associations

The article deals with the problem faced by the caregiver of children's public associations - collective games children prefer more information technology. The development of new gaming technology teacher in preschool education -the key to successful resolution of the problem of development of the child. In the conditions of realization of Federal state educational educating of children is produced in a game, a game makes basic maintenance of life of child of preschool age and is his activity. She activates a mind and will of child, deeply affects his feelings, promotes the vital functions of organism, assists physical development.

Keywords: игра, игровые технологии, принципы игры, функции игры, целевые ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.