Научная статья на тему 'Формирование готовности к общению у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развития через игровую деятельность'

Формирование готовности к общению у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развития через игровую деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / игра / интеллектуальная недостаточность / старшие дошкольники / социально-коммуникативное развитие. / communication / game / intellectual disabilities / older preschoolers / social-communicative development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. А. Сидельникова, Е. М. Сафронова

В данной статье рассматривается проблема готовности детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии к общению через игровую деятельность. Общение является важной составляющей в жизни человека в обществе. Особое внимание уделяется игровой деятельности, как важному фактору формирования готовности к общению. Развитие навыков общения происходит через игру , как ведущую деятельность детей дошкольного возраста. Именно в процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные умения и навыки и учатся жить в обществе В статье представлены результаты диагностики сформированности готовности к общению дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии, формирующего и контрольного эксперимента, а также представлен комплекс игр проведённых для более успешного фомирования готовности детей к общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. А. Сидельникова, Е. М. Сафронова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of readiness to communicate with preschoolers with deviations in intellectual development through gaming activities

In this article the issue of readiness of senior preschool age children with deviations in intellectual development to communication through game activity is considered. Communication is an important component in human life in society. Particular attention is paid to gaming activities as an important factor in the formation of readiness for communication. The development of communication skills takes place through the game as a leading activity of preschool children. It is in the process of play activities that children learn social interaction, realize their abilities, knowledge, communication skills and learn to live in society. The article presents the results of the diagnosis of the formation of readiness for communication of preschool children with deviations in intellectual development, forming and control experiment, the authors also present a set of games for more successful formation of readiness of children to communicate.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к общению у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развития через игровую деятельность»

7. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения [Электронный ресурс] / Л.И. Плаксина. - М. : ГороД, 1998. - 262 с. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/320176/. - 13.11.2018.

8. Харько, Т.Г. Методика познавательно - творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса». Средний дошкольный возраст / Т.Г. Харько. - СПб. : Детство - Пресс, 2013. - 192 с.

REFERENCES

1. Adrova T.N., Radina I.I. Ispol'zovanie igrovoi tekhnologii V.V. Voskobovicha v detskom sadu [Elektronnyi resurs] [Using gaming technology by V.V. Voskobovich in kindergarten]. Pedagogicheskaya nauka i praktika [Using gaming technology by V.V. Voskobovich in kindergarten], 2018, no. 1 (19), pp. 83-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35254653 (Accessed 15.11.2018).

2. Voskobovich V.V., Khar'ko T.G. Skazochnye labirinty igry. Igrovaya tekhnologiya intellektual'no-tvorcheskogo razvitiya detei 3-7 let [Fabulous game labyrinths. Gaming technology of intellectual and creative development of 3-7 years old children]. Sankt-Peterburg, 2007. 110 p.

3. Voskobovich V.V., et al. Igrovaya tekhnologiya intellektual'no-tvorcheskogo razvitiya detei «Skazochnye labirinty igry»: metod. posobie [Game technology of intellectual and creative development of children "Fabulous game labyrinths"]. L.S Vakulenko (eds.). Sankt-Peterburg: Razvivayushchie igry Voskobovicha; KARO, 2017. 352 p.

4. Vygotskii L.S. Osnovy defektologii [Elektronnyi resurs] [Fundamentals of defectology]. Sankt-Peterburg: Lan', 2003. 656 p. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-1.shtml (Accessed 15.10.18).

5. Druzhinina L.A., Osipova L.B. V pomoshch' tiflopedagogu DOU: ucheb.-metod. posobie dlya studentov vysshikh ped. ucheb. zavedenii defektol. fak. [To the help of tiflopedagogue of the kindergarten]. Chelyabinsk, 2010. 252 p.

6. Osipova L.B., Druzhinina L.A., Vlasova O.I., Stakheeva Yu.Yu. Razvitie predmetnykh predstavlenii u detei doshkol'nogo vozrasta s narusheniyami zreniya v processe tvorcheskogo konstruirovaniya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya: ucheb.-metod. posobie [The development of subject ideas in preschool children with visual impairments in the process of creative design in the context of inclusive education]. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2016. 158 p.

7. Plaksina L.I. Teoreticheskie osnovy korrekcionnoi raboty v detskom sadu dlya detei s narusheniem zreniya [Elektronnyi resurs] [Theoretical foundations of correctional work in a kindergarten for children with visual impairment]. Moscow: GoroD, 1998. 262 p. URL: https://www.twirpx.com/file/320176/ (Accessed 13.11.2018).

8. Khar'ko T.G. Metodika poznavatel'no-tvorcheskogo razvitiya doshkol'nikov «Skazki Fioletovogo lesa». Srednii doshkol'nyi vozrast [Methods of informative - creative development of preschoolers "Purple Forest Tales". Middle Preschool Age]. Sankt-Peterburg: Detstvo - Press, 2013. 192 p.

УДК 376

В.А. Сидельникова,

студент 4 курса факультета социальной и коррекционной педагогики ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

г. Волгоград, Россия viky.sidelnikowa@yandex.ru ОЯСГО: 0000-0002-4670-0999 Е.М. Сафронова,

доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

г. Волгоград, Россия emsafronova@mail.ru ОЯСГО: 0000-0002-4670-0999

Формирование готовности к общению у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развития через игровую деятельность

В данной статье рассматривается проблема готовности детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии к общению через игровую деятельность. Общение является важной составляющей в жизни человека в обществе. Особое внимание уделяется игровой деятельности, как важному фактору формирования готовности к общению. Развитие навыков общения происходит через игру , как ведущую деятельность детей дошкольного возраста. Именно в процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные умения и навыки и учатся жить в обществе В статье представлены результаты диагностики сформированности

готовности к общению дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии, формирующего и контрольного эксперимента, а также представлен комплекс игр проведённых для более успешного фомирования готовности детей к общению.

Ключевые слова: общение, игра, интеллектуальная недостаточность, старшие дошкольники, социально-коммуникативное развитие.

V.A. Sidelnikowa,

4th year undergraduate student, School of Social and CorrectionalPpedagogy

Volgograd State Social Pedagogical University

Volgograd, Russia E.M. Safronova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Special Pedagogy and Psychology

Of the "Volgograd State Socio-Pedagogical University»

Volgograd, Russia

The formation of readiness to communicate with preschoolers with deviations in intellectual development through gaming activities

In this article the issue of readiness of senior preschool age children with deviations in intellectual development to communication through game activity is considered. Communication is an important component in human life in society. Particular attention is paid to gaming activities as an important factor in the formation of readiness for communication. The development of communication skills takes place through the game as a leading activity of preschool children. It is in the process of play activities that children learn social interaction, realize their abilities, knowledge, communication skills and learn to live in society. The article presents the results of the diagnosis of the formation of readiness for communication of preschool children with deviations in intellectual development, forming and control experiment, the authors also present a set of games for more successful formation of readiness of children to communicate.

Keywords: communication, game, intellectual disabilities, older preschoolers, social-communicative development.

Важной составляющей существования человека в обществе является общение. Общение есть основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека.

Как отмечает Волков Б.С., через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, что помогает реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общении [1].

Исследованиями общения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья занимались А.Г. Самохвалова, Д.И. Аугене, Л.И. Акатова, Н.Д. Соколова, Ж.Н. Головина и др. Ими было отмечено, что дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с интеллектуальными нарушениями, испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве [5]. Трудности в общении у детей возникают не только из-за отклонений в интеллектуальном развитии, но и из-за ряда других причин, таких как: неблагополучная обстановка в семье, замкнутость детей, находящихся долгое время частично изолированных от общества по причине некомфортного самочувствия родителей из-за отклонений в интеллектуальном развитии у их ребёнка, несформированность мотивов общения, а также недостаточное количество методических пособий по данной теме.

По мнению И.А. Орловой, коммуникативное развитие старших дошкольников происходит через игру как ведущую деятельность детей, важным элементом которой является общение. В игровой деятельности происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Она дает детям возможность воспроизвести взрослый

мир и участвовать в воображаемой социальной жизни, в ней дошкольники учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими [21.

Известный психолог Л.С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в другую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение. В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Игра стимулирует развитие и познавательной сферы ребенка. В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные умения и навыки и учатся жить в обществе [31.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (ФГОС ДО) социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие объединены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Одним из проявлений социально-коммуникативного развития является готовность к общению. В соответствии с пунктом 2.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования коммуникативное развитие предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых [4].

Цель исследования состояла в том, чтобы изучить научные основы процесса формирования готовности к общению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и реализовать в практике данный процесс в игровой деятельности. Для достижения цели исследования стало необходимо решение следующих задач исследования: 1) описать сущность готовности к общению старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, компоненты и показатели её сформированности; 2) охарактеризовать возможности игровой деятельности в формировании готовности к общению старших дошкольников с интеллектуальными отклонениями; 3) определить актуальный уровень сформированности готовности к общению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью; 4) разработать и реализовать систему работы по формированию готовности к общению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

В основе исследования лежит проведённая опытно - экспериментальная работа, целью которой являлось изучить научные основы процесса формирования готовности к общению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и реализовать в практике данный процесс в игровой деятельности.

Для определения уровня сформированности навыков общения старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, в констатирующем эксперименте были использованы следующие методики: методика, направленная на выявление уровня сформированности коммуникативного навыка детей дошкольного возраста со сверстниками «Диагностика развития общения дошкольников со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова), опросник для воспитателей, направленный на оценку коммуникативных качеств личности каждого дошкольника с точки зрения педагог «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немов) и методика, направленная на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлению сотрудничества (кооперации) между детьми «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

По результатам констатирующего эксперимента не было выявлено ни одного ребёнка, показавшего высокий уровень сформированности готовности к общению. У 80% детей был выявлен низкий уровень развития общения. Дети не вступали в контакт, были не особо заинтересованы действиями сверстников, не пытались договориться, а только агрессивно настаивали на своём, не проявляли инициативу по отношению к сверстникам.

У остальных 20% воспитанников был выявлен средний уровень развития общения: эти дети были заинтересованы действиями сверстника, но не решались подойти, вступить в контакт; иногда стремились согласовать свои действия с действиями партнёра.

В ходе констатирующего этапа эксперимента нами было выяснено, что готовность к общению у детей с интеллектуальной недостаточностью находится на низком уровне сформированности. На основании этого нами была определена необходимость проведения комплекса занятий с использованием игр по формированию готовности к общению. Далее был проведен формирующий эксперимент. Была разработана система коррекционно-развивающих игровых занятий. Формирующий эксперимент был разделён на три этапа условно названных: «эмоциональный», «когнитивный» и «поведенческий», целью каждого из которых соответственно было: а) формирование умений проявлять инициативность в высказываниях и проявлять эмоции во время взаимодействия;

б) знакомство с нормами принятыми в обществе (уважительность и доброжелательность), формирование умения пользоваться уважительными словами, обращаясь с просьбой;

в) развитие у детей экспрессивно-мимических средств в общении, и умения согласовывать свои действия с действиями партнёра. На первом этапе формирующего эксперимента проводились игры, в которых детям необходимо было проявлять внимательность, инициативу, чтобы высказать своё мнение или подойти к сверстнику и предложить совместную деятельность, например, потанцевать (например, игра «Ау», игра «Активаор», игра «Танцуй с другом» и игра «Подарки»). На втором этапе были задействованы игры, которые способствовали развитию умений обращаться с просьбой уважительно к другому человеку (например игра «Волшебные водоросли», игра «Вежливые слова»). На третьем же этапе эксперимента проводились игры благодаря которым дети научились активно пользоваться экспрессивно-мимическими средствами общения (например игра «Изобрази пословицу» или игра «Разговор через стекло»).

На контрольном этапе эксперимента была проведена диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, которая показала положительную динамику в развитии общения старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Именно в игровой деятельности возникает потребность в обращении с просьбой к сверстнику, в использовании слов, выражающих уважительное отношение к другим людям том, в использовании умений вежливо обращаться с просьбой, так как игра не состоится. Детям необходимо использовать слова, фразы, уметь сосредоточиться на игровом процессе, чтобы понять задание и правильное его выполнить. В игровой деятельности дети взаимодействуют естественным образом, что способствует оптимальному способу приобретения опыта общения. Анализ проведённых нами занятий показал, что дети стали более активными и доброжелательными.

Таким образом, в целом в экспериментальной группе уровень сформированности навыков общения повысился, это говорит о том, что именно в игровой деятельности у дошкольников происходит эффективное развитие общения. Разработанный нами комплекс игр, включённых в коррекционные занятия, свидетельствует об эффективности применения его в практике обучения и воспитания дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии. Результаты экспериментального обучения продемонстрировали потенциальные возможности дошкольника с данным диагнозом в овладении коммуникативными навыками. Выраженный положительный эффект разработанного нами коррекционно-педагогического процесса, свидетельствует о целесообразности его применения в практике обучения и воспитания старших дошкольников не только с отклонениями в интеллектуальном развитии, но детей с другими нарушениями, а также дошкольников в норме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте [Электронный ресурс] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 3 изд. - СПб. : Мозаика-Синтез, 2008. - 272 с. - Режим доступа: http://testuser7.narod.ru/Medicine/Volkov/Volkov.pdf. - 20.05.2019.

2. Орлова, И.А. Учим малышей общаться. Игры с детьми раннего возраста / И.А. Орлова. - М. : Чистые пруды, 2010. - 32 с.

3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2013. - 705 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155). - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobmauki-rossii-ot-. - 15.09.2019.

5. Шипицына, Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - СПб. : Детство - ПРЕСС, 2010. - 144 с.

REFERENCES

1. Volkov B.S., Volkova N.V. Psikhologiya obshcheniya v detskom vozraste [Elektronnyi resurs] [Psychology of communication in childhood]. 3 izd. Sankt-Peterburg: Mozaika-Sintez, 2008. 272 p. URL: http://testuser7.narod.ru/Medicine/Volkov/Volkov.pdf (Accessed 20.05.2019).

2. Orlova I.A. Uchim malyshei obshchat'sya. Igry s det'mi rannego vozrasta [Teach kids to communicate. Games with young children]. Moscow: Chistye prudy, 2010. 32 p.

3. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Sankt-Peterburg: Piter, 2013. 705 p.

4. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniya: utv. prikazom M-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 [Elektronnyi resurs] [Federal State Educational Standard for Pre-School Education]. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot- (Accessed 15.09.2019).

5. Shipicyna L.M., Zashchirinskaya O.V., Voronova A.P., Nilova T.A. Azbuka obshcheniya: razvitie lichnosti rebenka, navykov obshcheniya so vzroslymi i sverstnikami [Alphabet of communication: the development of the child's personality, communication skills with adults and peers]. Sankt-Peterburg: Detstvo - PRESS, 2010. 144 p.

УДК 159.9.07

Т.В. Слотина,

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии

и педагогики семьи

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени

А.И. Герцена» г. Санкт-Петербург, Россия vladislava-97@mail.ru ОЯСГО: 0000-0002-7304-7446 Е.Р. Пескишева,

бакалавр кафедры возрастной психологии и педагогики семьи ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени

А.И. Герцена» г. Санкт-Петербург, Россия E_Peskisheva@mail.ru ОЯСГО: 0000-0002-8444-7322

Особенности эмоциональной сферы младшего школьника в зависимости

от его порядка рождения в семье

В данной статье отражены результаты исследования особенностей эмоциональных модальностей, семейных эмоциональных отношений, тревожности, а также семейного климата младших школьников с разным порядком рождения в семье. Выявлено, что у старших и средних детей уровень развития эмоциональной сферы выше, чем у единственных и младших детей в семье, средние дети имеют более низкий уровень тревожности. Сделан вывод о схожести некоторых особенностей эмоциональной сферы старших и средних детей, младших и единственных детей. Особенностью старших детей является обнаружение в их показателях тревожности как самых максимальных значений, так и минимальных. Уровень личностной тревожности у всех групп детей находится на одинаковом среднем уровне. Отношение к членам семьи у всех групп детей, изучаемых нами позитивное, семейный климат благоприятный. В нашем исследовании эти факторы оказались не связанными с порядком рождения в семье.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, сиблинги, порядок рождения в семье, эмоциональная модальность, тревожность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.